СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Согласовано Руководитель методического объединения _______________________ Захарова И.И. «___» _________ 2020г.
| Согласовано Заместитель директора по УВР ______________________ Коровина Н.А. «___» _________ 2020г.
| Утверждаю Директор школы
______________________ Сеничева Е.В. «___» _________ 2020г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Технология
5 класс
2020-2021учебный год
Захарова И.И., учитель технологии
г. о. Саранск
2020–2021учебный год
Рабочая учебная программа по технологии для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Технология» (автор: В.М.Казакевич, М: Просвещение, 2020 г.). Модифицированный вариант для неделимых классов по учебнику «Технология» под.ред. В.М.Казакевич – 2020г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения технологии обучающийся получит возможность
познакомиться:
- с основными технологическими понятиями и характеристиками;
- с назначением и технологическими свойствами материалов;
- с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
В результате обучения обучающиеся овладеют:
- трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
- выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
- распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
- формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
- построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Общие результаты технологического образования состоят:
- в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
- в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
- в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
- становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- формирование у обучающихся системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
- приобретение обучающимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности; это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение технологии в 5 классе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения обучающимися 5 класса предмета «Технология» являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения обучающимися 5 класса предмета «Технология» являются:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной сфере. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы «Технология» являются:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем, средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
По завершении учебного года обучающийся:
- характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
- характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
- называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
- разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
- объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
- приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
- объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
- составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
- осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
- осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
- осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
- конструирует модель по заданному прототипу;
- осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
- получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
- получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
- получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
- получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
- получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
- получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Содержание учебного предмета 5 класс
Раздел 1. Пища и здоровое питание (18ч.)
Тема 1.1. ТБ. Кулинария. Основы рационального питания (2 ч.).
Правила техники безопасности на уроках технологии. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Рацион. Калория. Калорийность. Режим питания. Пирамида питания. Составление рациона питания.
Словарь: кулинария; рациональное питание; пищевой рацион; режим питания; белки; жиры; углеводы; витамины; минеральные соли; пирамида питания.
Творческий проект №1 «Составить план проведения «Недели здорового питания» для одноклассников»
Тема 1.2. Витамины и их значение в питании (2 ч.).
Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах. Профессии и производство.
Словарь: повар; кондитер; кулинар.
Творческий проект №2 «Подготовить презентацию об истории открытия витаминов»
Тема 1.3. Санитария и гигиена на кухне. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы (2 ч.)
Правила санитарии и гигиены. Правила работы в кулинарной мастерской. Правила хранения пищевых продуктов. Пищевые отравления и меры их предупреждения. Правила безопасной работы с электроприборами. Правила безопасной работы с горячими жидкостями. Кухонная и столовая посуда и уход за ней.
Словарь: гигиена; санитария; мойщик посуды.
Практическая работа №1 «Провести обзор рекламы моющих средств для мытья посуды»
Тема 1.4. Овощи в питании человека (2 ч.).
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Классификация овощей. Блюда из овощей.
Словарь: овощи: луковые, плодовые, бахчевые, корнеплоды, клубнеплоды, капустные, листовые, стручковые; органолептический способ; салат; винегрет.
Творческий проект №3 «Изготовить кулинарную книгу». Внести рецептуру блюд из сырых овощей.
Тема 1.5. Технология механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей (3 ч.).
Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей. Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Карвинг искусство вырезания.
Словарь: механическая кулинарная обработка; овощной цех; карвинг.
Практическая работа №2 «Определение доброкачественности овощей и зелени органолептическим методом».
Творческий проект №4 «Способы украшения блюд от вида торжества: день рождения, Новый год, 1 сентября и т. д.»
Тема 1.6. Технология тепловой обработки овощей (1 ч.).
Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.
Словарь: тепловая кулинарная обработка; варка; жарка; припускание; бланширование; тушение; горячий цех.
Тема 1.7. Сервировка стола к завтраку. Этикет (2ч.)
Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку. Салфетки. Правила поведения за столом.
Словарь: завтрак; сервировка стола; салфетка; этикет, блюдо.
Творческий проект №5 «Подготовить презентацию «Этикет».
Тема 1.8. Бутерброды. Горячие напитки. Приготовление бутербродов и горячих напитков (2 ч.).
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Словарь: аппетит; бутерброд; канапе; тартинка; тостер; миксер; горячие напитки.
Практическая работа №3 «Оформление бутербродов»
Тема 1.9. Блюда из яиц. Приготовление блюд из яиц (2 ч.).
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц. Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Крашение и роспись яиц.
Словарь: яйца; омлет; сальмонеллез; пашотница, яйцо-пашот.
Практическая работа №4 «Определение доброкачественности яиц»
Раздел 2. Производство (4 ч.).
Тема 2.1. Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производства потребительских благ (1ч.).
Техносфера. Объекты, относящиеся к техносфере. Потребительские блага. Производство. Производства в сфере услуг.
Словарь: техносфера; потребительские блага; материальные блага; нематериальные блага; производство.
Тема 2.2. Общая характеристика производства (3ч.).
Материальное производство. Отрасли современного производства. Профессии.
Словарь: материальное производство; нематериальное производство; отрасль производства.
Практическая работа №5 «Материальные и нематериальные блага»
1. Найдите названия производства нематериальных услуг.
2. Составьте список основных материальных благ, которыми вы пользуетесь постоянно. Без каких материальных благ вы могли бы обойтись без большого ущерба для жизни и деятельности? Какие дополнительные материальные блага вы хотели бы получить? Оцените возможность и целесообразность их получения, учитывая средства вашей семьи.
Творческий проект №6 «Работа продавца».
Проанализируйте работу продавца ближайшего магазина: 1) запишите последовательность действий и операций, которые выполняет продавец, торгуя товаром; 2) объясните, чем вызван такой порядок действий; 3) оформите отчет по итогам наблюдения, иллюстрируя его фотографиями или рисунками.
Примечание: до выполнения задания получите разрешение продавца делать записи.
Раздел 3. Методы и средства творческой и проектной деятельности (2 ч.).
Тема 3.1. Проектная деятельность (1ч.).
Этапы работы, необходимые для выполнения проекта. Особенности рекламы новых товаров.
Словарь: проект; проектная деятельность; реклама.
Практическая работа №6 «Проектная деятельность»
Рассмотрите рекламу какого-нибудь товара, которую показывают по телевизору. Найдите в ней те рекламные средства, которыми продавцы привлекают вас купить этот товар.
Тема 3.2. Что такое творчество (1ч.).
Творческая деятельность. Уровни творчества при проектировании материальных и нематериальных благ. Профессии и производство.
Словарь: творчество
Творческий проект №7 «Творческая деятельность»
Разработайте проект изготовления бутербродов для праздничного стола. Можно ли для гостей сделать какую-нибудь рекламу, чтобы они обратили внимание именно на ваши бутерброды, а не на другие кушанья праздничного стола?
Раздел 4. Технология (2ч.).
Тема 4.1. Что такое технология (1ч.).
Что такое технология и для чего она предназначена. Виды технологий.
Словарь: технология; продукт труда; предмет труда; средство труда.
Практическое задание: Составьте список технических средств, которые используются вашей семьей для приготовления пищи. Оцените их эффективность. Чем можно дополнить арсенал домашней техники? Обоснуйте свое предложение, учитывая расходы на их приобретение и эффективность.
Тема 4.2. Классификация производства и технологий (1ч.).
Классификация труда. Характеристика видов производства и технологии.
Словарь: классификация; единичное производство; серийное производство; массовое производство.
Творческий проект №8 «Производства и технологии»
Найдите в Интернете информацию о методах и средствах производства хлеба. Составьте иллюстрированную последовательность этого метода и средств процесса производства.
Раздел 5. Техника (5ч.).
Тема 5.1. Что такое техника (1ч.).
Что значит слово «техника». Виды техники. Значение техники в производстве.
Словарь: техника; производственная техника; непроизводственная техника.
Тема 5.2. Инструменты, механизмы и технические устройства (4ч.).
Пассивная и активная техника. Инструменты и механизмы. Технические устройства. Аппараты и приборы.
Словарь: пассивная техника; активная техника; инструменты; механизмы; технические устройства; машина; аппарат; прибор.
Практическая проектная работа №7 «Техника»
Составьте иллюстрированный обзор моделей отечественных легковых автомобилей (транспортных средств), выпускавшихся в СССР до 1991 года. Приведите основные характеристики представленных в обзоре машин.
Практическая работа №8-9 (2ч) «Столярные инструменты. Слесарные инструменты. Электрифицированный инструмент: дрель-шуруповерт, аккумуляторный лобзик. Сверлильный станок. Швейная машина»
Правила поведения и безопасной работы в учебной мастерской. Правила безопасной работы при обработке древесных материалов. Выполнение столярных операций. Выполнение слесарных операций. Правила безопасной работы на сверлильном станке. Правила безопасной работы на швейной машине.
Словарь: измерительные и разметочные инструменты; режущие (столярная ножовка, напильник, рубанок, сверло, резак, долото, стамеска); вспомогательные (молоток, киянка, отвертка, клещи, шило, струбцина), коловорот, ручная дрель, инструменты для клепки, оправка; дрель-шуруповерт, аккумуляторный лобзик; столярный станок; швейная машина
Раздел 6. Материалы для производства материальных благ (4ч.).
Тема 6.1. Виды материалов (1ч.).
Материалы для производства. Виды веществ и материалов.
Словарь: материалы
Тема 6.2. Натуральные, искусственные и синтетические материалы (1ч.).
Что такое сырье? Какие виды сырья используются для создания потребительских благ?
Словарь: натуральный, искусственный и синтетический материалы; сырье; натуральное сырье.
Тема 6.3. Конструкционные материалы (1ч.).
Конструкционные материалы: металлические, неметаллические и композиционные. Профессии и производство.
Словарь: Конструкционные материалы: металлические, неметаллические, композиционные.
Тема 6.4. Текстильные материалы (1ч).
Ткани и волокна. Текстильные волокна. Классификация текстильных волокон. Производство тканей.
Словарь: пряжа; волокно; волокно растительного происхождения; хлопковое волокно; льняное волокно; основа; уток; кромка; прядение; ровница; ткачество.
Практическая работа №10 «Виды материалов»
1. Составьте коллекцию конструкционных материалов, распределив их по группам (металлические, неметаллические, композиционные) и написав названия.
2. Найдите в Интернете видеоролики о конструкционных материалах. Запишите названия сайтов и роликов.
3. Сравнить свойства одинаковых образцов из древесины и пластмассы.
4. Сравнить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Раздел 7. Свойства материалов(2ч.).
Тема 7.1. Механические свойства конструкционных материалов (1ч.).
Механические свойства конструкционных материалов.
Словарь: прочность; плотность; твердость; упругость; хрупкость.
Тема 7.2. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон (1ч.).
Механические, физические, технологические свойства тканей. Особенности свойств тканей. Профессии и производства.
Словарь: механические свойства ткани: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость; физические свойства ткани: теплозащитные свойства, пылеемкость, гигроскопичность; технологические свойства ткани: скольжение, осыпаемость, усадка.
Творческий проект №9 «Свойства материалов»
1.Составьте коллекцию образцов древесины разных пород. Воспользовавшись справочной литературой и Интернетом, узнайте свойства каждой породы и запишите их в таблицу.
2.Составьте общую для класса коллекцию образцов разных металлов и сплавов. Воспользовавшись справочной литературой и Интернетом, узнайте свойства металлов и сплавов и запишите их в таблицу.
3.Составьте коллекцию образцов из хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей. Изучите их свойства и запишите в таблицу.
Раздел 8. Технологии обработки материалов (3ч.)
Тема 8.1. Технологии механической обработки материалов (1 ч.).
Технологии механической обработки материалов: обработка без удаления части материала; обработка с удалением части материала; обработка с измельчением всей массы материала.
Словарь: прокатка, прессование, ковка, штамповка; разрезание, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование, рубка, лущение, гибка; дробление, размалывание.
Тема 8.2. Графическое отображение формы предмета (2 ч.).
Черчение. Чертеж. Эскиз. Технический рисунок. Чертежные инструменты. Основные сведения о линиях чертежа. Профессии и производство.
Словарь: чертеж; эскиз; технический рисунок.
Практическая работа №11 «Графическое отображение формы предмета»
Выполнить эскиз и технический рисунок какого-нибудь простого изделия, например ластика или бруска.
Творческий проект №10 «Ручное ткачество»
1. Изготовить модель ткацкого станка.
2. Ткачество.
Раздел 9. Технологии получения, преобразования и использования энергии (3ч.).
Тема 9.1. Что такое энергия (1ч.)
Что такое энергия? Профессии и производство.
Словарь: энергия; электрик; инженер-электрик.
Тема 9.2. Виды энергии (1ч.).
Какие виды энергии использует человек. Энергия: механическая, кинетическая, потенциальная.
Словарь: энергия: механическая, кинетическая, потенциальная.
Тема 9.3. Накопление механической энергии (1ч.).
Что такое механическая энергия? Как можно накопить механическую энергию?
Словарь: аккумулирование энергии; аккумуляторы.
Раздел 10. Технологии получения, обработки и использования информации (3ч.).
Тема 10.1. Информация (1ч.).
Что такое информация? Профессии и производство.
Словарь: информация.
Тема 10.2. Каналы восприятия информации человеком (1ч.).
Виды каналов восприятия информации.
Словарь: информация: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.
Тема 10.3. Способы материального представления и записи визуальной информации (1ч.).
Почему информацию записывают разными способами и зачем ее хранят? Объекты, материальные макеты и модели.
Творческий проект №11 «Информация»
1. Определить содержание информации в зависимости от установки на то, что надо увидеть.
2. Придумать, каким способом можно зашифровать текс, воспользовавшись русским алфавитом. Составить такую шифровку.
Раздел 11. Технологии растениеводства (4ч.)
Тема 11.1. Растения как объект технологии (1ч.).
Агротехнологические приемы в растениеводстве. Профессии и производство.
Словарь: технология растениеводства; агротехнологический прием; агроном; тракторист-машинист; фермер.
Тема 11.2. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека (1ч.).
Почему многие растения называются культурными? Основные органы растений. Использование культурных растений.
Тема 11.3. Общая характеристика и классификация культурных растений (1ч.).
Классификация растений. Декоративные культуры. Профессии и производство.
Словарь: овощные культуры; плодово-ягодные культуры; полевые культуры; декоративные культуры; овощевод; полевод; садовод.
Практическая работа №12 «Классификация культурных растений».
1. Агротехнологические приемы выращивания культурных растений.
2. Полезные свойства культурных растений.
3. Опыты с культурными растениями.
Тема 11.4. Исследования культурных растений или опыты с ними (1ч.)
Правила проведения опытов с культурными растениями.
Практическая работа №13 «Исследования культурных растений на пришкольном участке»
1. Правила безопасной работы.
2. Овладевание агротехнологическими приемами выращивания культурных растений.
3. Определение полезных свойст культурных растений.
4. Определение групп культурных растений.
Раздел 12. Животный мир в техносфере (6ч.)
Тема 12.1. Животные и технологии 21 века (1ч.).
Основные этапы технологии одомашивания диких животных.
Тема 12.2. Животноводство и материальные потребности (1ч.)
Потребности человека, которые можно удовлетворить с помощью животных в 21 веке.
Словарь: сельскохозяйственные животные.
Тема 12.3. Сельскохозяйственные животные и животноводство (1ч.).
Направления животноводства. Направления птицеводства. Направления скотоводства. Разведение лосей, страусов и крокодилов. Предприятие по разведению форели в районах города Сочи.
Тема 12.4. Животные – помощники человека (1ч.).
Животные и медицина. Животные в доме и на службе у человека. Уход за домашними животными. Бездомные животные. Общение с животными.
Практическая работа №14 «Животные – помощники человека».
1. Правила безопасного поведения при общении с животными.
2. Ознакомьтесь с технологией запрягания лошади для верховой езды. Снимите этот процесс на видеокамеру или камеру мобильного телефона. (В Интернете найдите соответствующие видеоролики.)
3. Выяснить и записать в тетради названия основных предметов конной амуниции, сфотографируйте их и подготовьте презентацию.
4. Объясните высказывание одного из персонажей сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Тема 12.5. Животные на службе безопасности жизни человека (1ч.).
Собаки. Дельфины и хомячковые крысы. Птицы. Профессии и производство.
Словарь: кинолог; орнитолог.
Практическая работа №15 «Животные на службе»
1.Найти информацию, почему именно собак чаще всего используют для поиска взрывчатки.
2.Какие хищные птицы помогают защитить воздушное пространство аэропортов от ворон, чаек, голубей?
3.Как можно использовать дельфинов в военных целях?
Тема 12.6. Животные для спорта, охоты, цирка и науки (1ч.).
Спорт. Охота. Цирк. Зоопарк, дельфинарий, океанариум. Наука.
Творческий проект №12 «Роль животных в науке».
Раздел 13. Социальные технологии (2ч.).
Тема 13.1. Человек как объект технологии (1ч.).
Особенности поведения человека.
Словарь: темперамент; характер; типы темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик; способности; одаренность.
Тема 13.2. Потребности человека. Содержание социальных технологий (1ч.).
Пирамида потребностей человека. Средства социальных технологий.
Словарь: социальная технология.
Практическая работа №16 «Человек как объект технологии»
1. Тест «Стремление к достижению поставленных целей»
2. Составить и обосновать с позиций необходимости, важности и целесообразности перечень ваших главных потребностей. Построить их в пирамиду.
Раздел 14. Рукоделие (10ч.)
14.1. Ручные швы (2ч).
Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Требования к выполнению ручных работ. Терминология ручных работ.
Словарь: строчки временного назначения (СВН); сметать; наметать; приметать; заметать; выметать; выметывание; шов; ширина шва; строчка; стежок; кант.
Практическая работа №17 «Выполнение ручных строчек прямыми стежками»
Выполнить образцы строчек прямыми стежками.
Образец №1 – сметочная строчка.
Образец №2 – наметочная строчка.
Образец №3 – заметочная строчка.
Образец №4 – выметочная строчка.
Образец №5 – пришивание пуговиц.
14.2. Машинные швы (2ч).
Требования к выполнению машинных работ. Терминология машинных работ. Машинные швы. ВТО. Основные правила влажно-тепловой обработки.
Словарь: шов; стачать; настрочить; притачать; застрочить; обтачать; стачной шов взаутюжку; стачной шов вразутюжку; накладной шов с открытыми срезами; накладной шов с закрытыми срезами; шов вподгибку с открытым срезом; шов вподгибку с закрытым срезом, приутюжить, заутюжить, разутюжить, декатировка, отутюжить.
Творческое задание: подготовить сообщение о современном оборудовании для влажно-тепловой обработки, используя Интернет или другие источники информации. Оформите сообщение в виде компьютерной презентации.
Практическая работа №18 «Выполнение образцов машинных швов»
Выполнить образцы машинных швов.
Образец №1 – стачной шов вразутюжку.
Образец №2 – стачной шов взаутюжку.
Образец №3 – накладной шов с открытыми срезами.
Образец №4 – накладной шов с закрытым срезом.
Образец №5 – шов вподгибку с закрытым срезом.
Образец №6 – шов вподгибку с открытым срезом.
Тема 14.3. Вышивание. История вышивки. Материалы и инструменты (1ч).
История вышивки. Инструменты и приспособления для вышивания. Правильная посадка и постановка рук. Выбор узора, композиции, цвета. Перевод узоров с помощью цветной копировальной бумаги. Виды вышивки. Закрепление нитки на ткани.
Словарь: вышивка; нитки; иголки; нитеводитель; наперсток; пяльцы; орнамент; композиция.
Тема 14.4. Обработка краев изделия. Выполнение вышивки простыми швами (5ч.)
Технология выполнения простейших швов. Обработка краев изделия.
Словарь: длина стежка; шов «вперед иголку»; шов «назад иголку», стебельчатый шов; тамбурный шов; шов «шнурок»; шов «козлик»; петля вприкреп.
Творческий проект №13 «Выполнение вышивки простыми швами» (4ч.)
Выполнить образцы простейших швов.
Образец №1 – шов «вперед иголку».
Образец №2 – шов «назад иголку».
Образец №3 – стебельчатый шов.
Образец №4 – тамбурный шов.
Образец №5 – шов «шнурок».
Образец №6 – шов «козлик».
Образец №7 – вышивание растительных элементов петельками вприкреп.
Выполнить образцы обработки краев изделия.
Образец №1 – шов вподгибку с закрытым срезом косыми стежками.
Образец №2 – ручная машинная строчка.
Образец №3 – выполнение фестонов прямыми стежками по ломаной линии.
Образец №4 – обработка срезов косыми стежками.
Образец №5 – обработка подогнутого края косыми стежками через край в одном направлении.
Образец №6 – обработка подогнутого края косыми стежками через край в двух направлениях.
Образец №7обработка подогнутого края косыми стежками в двух направлениях.
Образец №8 – обработка края петельными стежками.
Образец №9 – обработка края петельными стежками в определенном ритме.
Образец №10 – обработка края петельными швом с дополнительным использованием цветных нитей или тесьмы.
Образец №11 – обработка шва вподгибку с закрытым швом редко вышитыми петельными стежками.
Образец №12 – обработка подогнутого края группами петельных стежков.
Образец №13 – окантовка края изделия.
Образец №14 – обработка края изделия отделочным кантом или шнуром.
Образец №15 – валик рулончиком из тонкой ткани.
Образец №16 – валик рулончиком, вышитый группами стежков.
Образец №17 – обработка угла изделия.