СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА 7 КЛАСС 35 ЧАСОВ. 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ. Модуль «Основы логики: проведение анализа» (4ч) Тема 1. Понятие. Деление понятия. Основные принципы мышления: определенности, последовательности, непротиворечивости, обоснованности вывода. Законы логики: закон тождества, закон непротиворечивости, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Содержание понятия. Объем понятия. Признаки. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Собирательные и разделительные понятия. Способ определения понятий. Виды определений (атрибутивные, генетические, операционные). Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение (отношение рода и вида), противоположность, противоречие. Круги Эйлера. Классификация, основания для классификации, правила классификации. Практическая деятельность учащихся: упражнения на определение главных и второстепенных признаков, определение понятия, анализ определений понятия, выявление соотношения нескольких понятий; упражнения на проведение классификации и определение оснований в соответствии с целью классификации; тренинг: систематизация информации из нескольких источников в соответствии с поставленной задачей. Тема 2. Суждение. Суждение. Отношения между суждениями. Исчисление сложных высказываний. Практическая деятельность учащихся: упражнения на исчисление сложных суждений. Модуль «Сам себе эксперт» (4ч) Тема 1. Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Понятие «эталон». Общепризнанные эталоны. «Что такое хорошо и что такое плохо». Критерии оценки. Процедура оценивания. Практическая деятельность учащихся: оценивание продуктов своей познавательной (проектной) деятельности с помощью одного из общепризнанных эталонов. Тема 3. Индивидуальные эталоны. Критерии оценки. Оценка продукта. Оценочные шкалы. Практическая деятельность учащихся: разработка критериев оценки. Модуль «Работа с каталогами» (3ч) Тема 1. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру. Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая (в зависимости от вида проекта) работу по установлению параметра поиска информации в каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Тема 2. Поиск информации в карточном и электронном каталоге. Практическая деятельность учащихся: работа с карточным и электронным каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (2ч) Тема 1. Общая характеристика опросных методов. Опрос как процесс организованного общения. Роли и позиции субъектов общения в процедуре опроса. Отбор респондентов. Роль и значение мотивации к участию в опросе, специфические способы ее создания в рамках анкеты и интервью. Проблема качества информации, получаемой с помощью опросных методов. Практическая деятельность учащихся: работа в группе по описанию возможных сфер применения опросов; работа в парах на создание мотивации к участию в опросе у респондентов. Модуль «использования ресурсов сети Интернет» (3ч) Тема 4. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам. Поиск информации по ключевым словам. Поисковые системы. Наиболее известные поисковые системы Rambler, Yandex, Google и другие. Формирование запросов поисковой системе. Поиск информации в разных поисковых системах. Практическая деятельность учащихся: тренинг: поиск по ключевым словам; мозговой штурм: стратегии поиска; соревнования по поиску ответов на вопросы, поставленные учителем. Итоговая практическая работа: поиск по ключевым словам, первичная обработка и сохранение информации по содержанию текущего проекта. Модуль «Функциональная стилистика и коммуникация» (6ч) Тема 1. Коммуникация как процесс. Элементы и «действующие лица» коммуникации. Различные подходы к пониманию коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Коммуникативные навыки (слушание, речь, чтение, письмо). Коммуникация как двунаправленный процесс. «Зоны ответственности» и обязательства коммуникантов. Позиции и роли коммуникантов. Критерии эффективной коммуникации. Тема 2. Задачи общения и предмет функциональной стилистики. Задачи общения и области человеческой деятельности. Знакомство с понятием стиля (единство формы и содержания). Предмет функциональной стилистики. Функциональные стили: определение, состав, особенности использования, связь с задачами коммуникации. Коммуникативное значение функциональных стилей. Практическая деятельность учащихся: выделяют и расшифровывают коммуникативные послания, анализируют акт вербальной коммуникации, анализируют себя как Говорящего и Слушающего. Тема 3. Разговорный стиль. Понятие разговорного стиля. Зона действия и особенности подачи и восприятия информации в разговорном стиле. Взаимосвязь цели общения и его формы. Фатическая речь. Коммуникативные послания различного уровня. Невербальная составляющая разговорного стиля. Речь как средство самовыражения, характеристики человека. Жаргон и его роль в современном обществе. Молодежный жаргон. Жаргонизмы в обычной и художественной речи. Элементы разговорного стиля в других функциональных стилях и задачи коммуникации. Практическая деятельность учащихся: записывают и анализируют по предложенному учителем плану тексты разговорного стиля, делают выводы об основных чертах и функциях этого стиля; анализируют собранные самостоятельно примеры употребления молодежного жаргона; готовят доклады и сообщения о роли и месте жаргона в речи; анализируют примеры художественного текста с использованием разговорного стиля с точки зрения характеристики героя; стилизуют текст разговорного стиля. Тема 4. Научный и научно-популярный стиль. Понятие научного и научно-популярного стиля. Задачи стилей, зоны применения. Особенности структурирования и подачи информации в научном стиле. Композиция и жанры научных и научно-популярных текстов (научная /научно-популярная статья, рецензия, аннотация, обзор, реферат, доклад). Особенности типов речи в научном стиле. Научная лексика и границы ее применения. Работа со справочной литературой. Письменные и устные формы научного и научно-популярного стилей. Практическая деятельность учащихся: анализируют и сопоставляют примеры устной и письменной научной речи, готовят сообщения о жанрах научного и научно-популярного стилей, выделяют основные черты научно-популярного стиля по соотношению с научным; создают текст научно-популярного стиля на основе текста научного стиля; создают текст научного стиля; работают со словарями и справочниками. Модуль «Как работать в команде» (3ч) Тема 1. Что такое команда? Понятия команды и группы. Приемы установления взаимопонимания и демонстрации готовности к взаимодействию. Определение правил командного поведения. Зона личного комфорта. «Коллективист» или «индивидуалист»? Практическая деятельность учащихся: коммуникативная игра; тренинг на установление эффективного взаимодействия, рефлексия своего поведения в коммуникации. Тема 2. Роли участников группового взаимодействия. Классификация командных ролей (например, по М.Беблину). Эго-состояния и их роль во взаимодействии. Определение наиболее комфортной роли в команде. Правила эффективного командообразования. Практическая деятельность учащихся: тренинг на определение и присвоение командных ролей, рефлексия через анкетирование своего поведения в различных ролях. Модуль «Основы риторики и публичное выступление» (7ч) Тема 1. ЧТО и КАК мы говорим. Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении. Практическая деятельность учащихся: коммуникативная игра на использование различных форм вербальной и невербальной коммуникации, наблюдение за выступлением учащихся. Тема 2. «Украшения» для речи. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории. Практическая деятельность учащихся: использование заданных приемов в письменной речи; подготовка импровизированной речи по заданным теме и плану с использованием риторических приемов, указанных учителем; анализ выступления. Тема 3. Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопроса. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа. Практическая деятельность учащихся: составление вопросов по заданной речевой формуле; тренинг вопросов/ответов («на понимание», «к источнику», «в развитие темы»). Тема 4. Групповое выступление. Особенности группового выступления. Композиция и распределение ролей. Эффективное взаимодействие участников выступления (тренинг). Практическая деятельность учащихся: работа в групповом тренинге, подготовка и презентация группового выступления по теме, заданной учителем. Модуль «»Презентация продукта (3ч) Тема 1. Презентация как вид деловой коммуникации. Деловая коммуникация: основные характеристики и содержание. Средства делового общения. Презентация в ряду различных форм делового общения. Публичность как основная характеристика презентации. Практическая деятельность учащихся: работа в группе по трансформации предложенных диалогов в деловой стиль; работа в группе по выбору средств коммуникации для презентации. Тема 2. Типы презентации. Цели презентации. Основные типы презентации: презентация по памяти, презентация по плану, презентация с удовлетворением потребностей, презентация с решением проблем. Организационные формы презентации. Практическая деятельность учащихся: работа в группе по выбору наиболее эффективных типов презентации для своих продуктов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 КЛАСС. 35 ЧАСОВ |