СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ростовская область Мартыновский район х. Кривой Лиман пер. Южный,1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №22 х.Кривой Лиман
«Утверждаю»
Директор МБОУ- СОШ №22
Приказ от 29.08.2022г. № 241
___________ Редько Г.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии на 2022-2023 учебный год Уровень общего образования: основное общее образование 6-9 классы. Количество часов: 6 кл. – 66 ч., 7 кл. – 66 ч., 8 кл. – 64 ч., 9 кл. – 33ч. Учитель: Попова О.А. Программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования»;
- программы «Технология». 5–9 классы / А.Т.Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2017;
- учебника «Технология». 6,7,8-9 класс / А.Т.Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2020 г.
- основной образовательной программы МБОУ-СОШ№22 х. Кривой Лиман;
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа) | Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- осознанный выбор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
-формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, осознание необходимости общественно полезного труда;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
С ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
Функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
Элементами домашней экономики, рекламой, ценой;
Экологическими требованиями к технологиям;
Производительностью труда, реализацией продукции;
Предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
Методами обеспечения безопасности труда, культурой труда;
Информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
Овладеют:
Основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной сферы, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
Умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и отделочных материалов;
Умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнении работ, находить необходимую информацию в различных источниках;
Навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте, с учетом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
Навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
Навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, оборудования;
Умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты, с использованием освоенных технологий;
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»
В результате изучения технологии обучающиеся получат возможность:
Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
Рационально организовать рабочее место
Находить необходимую информацию в области кулинарии, обработки ткани, изделий из металла в различных источниках;
Применять конструкторскую и технологическую документацию;
Выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами;
Осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
Находить и устранять допущенные дефекты;
Проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
Планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
Распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
Развития творческих способностей;
Получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
Организация индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
Создания и ремонта изделий с использованием ручных инструментов;
Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
Выполнение безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
Оценки затрат, необходимых для создания объекта труда.
Содержание учебного предмета
6 класс.
Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.
Понятие о технологиях возведения зданий и сооружений (инженерно-геологические изыскания, технологическое проектирование строительных процессов, технологии нулевого цикла, технологии возведения надземной части здания, технологии отделочных работ). Поиск и изучение информации о предприятиях строительной отрасли региона проживания (цементный и кирпичный заводы, строительные компании и др.). Технологии ремонта и содержания зданий и сооружений, эксплуатационные работы, жилищно-коммунильное хозяйство. Энергетическое обеспечение домов, энергосбережение. Электробезопасность, тепловые потери, энергосбережение. Способы экономии электроэнергии, устранения тепловых потерь в помещении, экономии воды и газа.
Практические работы.
1. Ознакомление со строительными технологиями.
2. Энергетическое обеспечение нашего дома.
Самостоятельные работы.
1. Исследование на тему «Дом, в котором я живу», подготовка информационного сообщения на тему.
2. Подготовка к образовательному путешествию на предприятие региона проживания, сферы ЖКХ.
Технологии в сфере быта
Планировка помещений жилого дома (квартиры). Зонирование пространства жилого помещения. Зонирование комнаты подростка. Проектирование помещения на бумаге с помощью компьютера. Освещение жилого помещения. Типы освещения. Нормы освещенности в зависимости от типа помещения. Лампы, светильники, системы управления освещением. Технология содержания и гигиены жилища. Экология жилища. Технологии уборки помещений. Технические средства для создания микроклимата в помещении.
Практические работы.
1. Планировка помещения.
2. Генеральная уборка кабинета технологии.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации об оригинальных конструкциях светильников.
2. Поиск информации о видах и функциях климатических приборов.
Технологическая система
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Технологическая система, элемент и уровень технологической системы, подсистема, надсистема. Вход, процесс и выход технологической системы. Последовательная, параллельная и комбинированная технологические системы. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств. Техническая система. Основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий орган. Механизмы: цепной, зубчатый, реечный. Звенья передачи: ведущее, ведомое. Передаточное отношение. Функция технической системы. Анализ функции технической системы. Метод морфологического анализа. Понятие моделирования технических систем. Виды моделей.
Практические работы.
1. Ознакомление с технологическими системами.
2. Ознакомление с автоматизированными и автоматическими устройствами.
3. Ознакомление с механизмами.
4. Анализ функций технических систем. Морфологический анализ.
5. Конструирование моделей механизмов.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о технологических системах, определение входа и выхода с этих системах, перечисление имеющиеся в них подсистем.
2. Поиск информации о видах роботов; выяснение, для каких целей они созданы человеком, какими способностями обладают.
3. Поиск информации о технических системах, созданных человеком для удовлетворения своих базовых и социальных потребностей.
4. Поиск информации об изобретателе метода морфологического анализа, областях знаний, где этот метод применялся и позволил успешно создать технические системы.
5. Поиск информации о видах моделей и областях деятельности человека, в которых применяются моделирование различных систем.
Технологии обработки конструкционных материалов.
Технология заготовки древесины. Машины, применяемые на лесозаготовках. Профессии, связанные с заготовкой древесины и восстановлением лесных массивов. Физические и механические свойства древесины. Металлы и искусственные материалы. Свойства черных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов. Сортовой прокат, его виды, область применения.
Графическое изображение деталей цилиндрической и конической формы из древесины. Чертежи деталей из сортового проката. Основная надпись чертежа. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация основных частей изделия. Правила чтения сборочных чертежей. Применение компьютеров для разработки графической документации.
Виды контрольно-измерительных инструментов. Устройство штангенциркуля. Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Профессии, связанные с контролем готовых изделий.
Технологическая карта и её назначение. Маршрутная и операционная карта. Последовательность разработки технологической карты изготовления деталей из древесины и металла. Использование персонального компьютера (ПК) для подготовки графической документации. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, механосборочными и ремонтными работами.
Виды декоративно-прикладных изделий из древесины и металла. История возникновения. Профессии связанные с ДПИ.
Подготовка поверхностей деталей из древесины и металла перед окраской. Отделка деталей и изделий. Выявление дефектов в изделии и их устранение. Способы декоративной и лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий. Контроль и оценка качества изделий. Правила безопасной работы при изготовлении ДПИ и его отделкой.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Классификация машинных швов: соединительные, краевые и отделочные. Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания – обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей – стачивание; постоянное закрепление подогнутого края – застрачивание. Удаление строчки временного назначения.
Понятие «одежда», «аксессуары». Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде. Конструирование одежды и аксессуаров. Муляжный и расчетный методы конструирования. Снятие мерок для изготовления одежды.
Практические работы.
1. Исследование плотности древесины.
2. Ознакомление со свойствами металлов и сплавов.
3. Ознакомление с видами сортового проката.
4. Выполнение эскиза или чертежа детали из древесины. Чтение сборочного чертежа.
5. Чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката.
6. Измерение размеров деталей штангенциркулем.
7. Разработка технологической карты изготовления изделия из древесины или металла.
8. Ознакомление со свойствами тканей из хлопка и льна.
9. Изготовление образца машинных работ.
Самостоятельные работы
1. Поиск и изучение информации о типах штангенинструментов, которые применяют в настоящее время в промышленности.
2. Поиск и изучение ДПИ из древесины и металла.
3. Поиск информации о растениях, из которых получают сырье для текстильных материалов.
4. Поиск информации об истории создания швейной машины.
Творческие проекты: «Органайзер», «Разделочная доска».
Технология вязания крючком
Понятие «трикотаж». Вязание изделия в современной моде. Материалы, инструменты, машины и автоматы для вязания.
Виды крючков. Правила подбора в зависимости от вида изделия и толщины нитки. Организация рабочего места при вязании. Основные виды петель при вязании крючком: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с накидом. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания.
Вязание по кругу. Основное кольцо, способы вязания по кругу: по спирали, кругами. Особенности вязания плоских форм и объемных фигур. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Практические работы.
1. Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами.
2. Плотное вязание по кругу.
Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов.
Технологии приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов.
Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов.
Технология приготовления изделий из жидкого теста.
Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков, оладий и блинного пирога. Подача к столу.
Технология приготовления блюд из сырых овощей и фруктов.
Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей. Общие правила механической кулинарной обработки овощей.
Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространенные формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и гарниров к мясным и рыбным блюдам.
Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.
Тепловая кулинарная обработка овощей.
Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов.
Практические работы.
1. Определение качества молока и молочных продуктов.
2. Приготовлений изделий из жидкого теста.
3. Приготовление салата из сырых овощей.
4. Приготовление блюда их вареных овощей.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о загрязнении Мирового океана.
Технология растениеводства и животноводства
Состав и свойства почвы. Подготовка почвы под посадку. Агротехнические приёмы обработки: основная, предпосевная и послепосевная. Профессия агроном.
Технология подготовки семян к посеву: сортировка, прогревание, протравливание, закаливание, замачивание и проращивание, обработка стимуляторами роста, посев семян на бумаге.
Технология посева семян и посадки культурных растений. Рассадный и безрассадный способы посадки.
Технология ухода за растениями в течение вегетационного периода: прополка, прореживание, полив, рыхление, обработка от вредителей и болезней, подкормка.
Ручные инструменты для ухода за растениями. Механизированный уход за растениями.
Технологии механизированной уборки овощных культур. Технологии хранения и переработки урожая. Технологии получения семян культурных растений. Отрасль растениеводства – семеноводство. Правила сбора семенного материала.
Содержание животных как элемент технологии преобразования животных организмов в интересах человека. Бездомные собаки как угроза ухудшения санитарно-эпидемической обстановки. Профессия кинолог.
Практические работы
1. Подготовка почвы к осенней обработке.
2. Проращивание семян овощных культур.
3. Прополка всходов овощных или цветочных культур.
4. Сбор семян цветочных культур.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о почвенных загрязнениях, эрозии почвы.
2. Поиск информации об агротехнических мероприятиях по борьбе с сорняками на садовом участке.
3. Изучение причин появления бездомных собак в районе проживания.
Исследовательская и созидательная деятельность
Разработка и реализация этапов выполнения творческого проекта. Разработка технического задания. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта. Разработка электронной презентации. Защита творческого проекта.
7 класс.
Технологии получения современных материалов.
Понятие «порошковая металлургия». Технологический процесс получения деталей из порошков. Металлокерамика, твёрдые сплавы, пористые металлы. Область применения изделий порошковой металлургии.
Пластики и керамика как материалы, альтернативные металлам. Область применения пластмасс, керамики, биокерамики, углеродистого волокна. Экологические проблемы утилизации отходов пластмасс.
Композитные материалы. Стеклопластики. Биметаллы. Назначение и область применения композитных материалов.
Защитные и декоративные покрытия, технология их нанесения. Хромирование, никелирование, цинкование. Формирование покрытий методом напыления (плазменного, газопламенного).
Самостоятельная работа
1. Подготовка к образовательному путешествию (виртуально экскурсии) на современное предприятие области.
Современные информационные технологии.
Понятие «информационные технологии». Области применения информационных технологий. Электронные документы, цифровое телевидение, цифровая фотография, Интернет, социальные сети, виртуальная реальность.
Компьютерное трёхмерное проектирование. Компьютерная графика. 3D-моделирование. Редакторы компьютерного трёхмерного проектирования (3D-редакторы). Профессии в сфере информационных технологий: сетевой администратор, системный аналитик, веб-разработчик, СЕО-специалист, администратор баз данных, аналитик по информационной безопасности.
Обработка изделий на станках (фрезерных, сверлильных, токарных, шлифовальных и др.) с числовым программным управлением (ЧПУ). CAM-системы — системы технологической подготовки производства. Создание трёхмерной модели в CAD-системе. Обрабатывающие центры с ЧПУ.
Самостоятельная работа
1. Поиск информации о технологиях передачи информации в XIX веке.
Технологии в транспорте.
Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития транспорта. Транспортная инфраструктура. Перспективные виды транспорта.
Транспортная логистика. Транспортно-логистическая система. Варианты транспортировки грузов.
Транспортный поток. Показатели транспортного потока (интенсивность, средняя скорость, плотность). Основное уравнение транспортным потоком. Регулирование транспортных потоков. Моделирование транспортных потоков.
Безопасность транспорта (воздушного, водного, железнодорожного, автомобильного). Влияние транспорта на окружающую среду.
Практические работы
1. Решение учебной логистической задачи.
2. Построение графической модели транспортного потока.
3. Построение графической модели уровня шума транспортного потока.
Самостоятельная работа
1. Изучение состава транспортного потока в населенном пункте.
Автоматизация производства.
Автоматизация промышленного производства. Автомат. Автоматизация (частичная, комплексная, полная). Направления автоматизации в современном промышленном производстве.
Понятие «лёгкая промышленность». Цель и задачи автоматизации лёгкой промышленности. Линия-автомат. Цех-автомат. Профессия оператор швейного оборудования.
Понятие «пищевая промышленность». Цель и задачи автоматизации пищевой промышленности. Автоматические линии по производству продуктов питания. Профессия оператор линии в производстве пищевой продукции.
Практическая работа
1. Подготовка к образовательному путешествию (виртуально экскурсии) на современное предприятие области, где применяется автоматизированное производство продукции.
Технологии обработки конструкционных материалов.
Классификация сталей. Конструкционные и инструментальные стали. Термическая обработка сталей. Закалка, отпуск, отжиг. Выбор стали для изделия в соответствии с его функциональным назначением.
Спецификация составных частей изделия. Правила чтения сборочных чертежей. Применение компьютеров для разработки графической документации. Понятие о конструкторской документации. Формы деталей и их конструктивные элементы. Изображение и последовательность выполнения чертежа. ЕСКД. Чертежи деталей, сборочные чертежи. Понятие о секущей плоскости, сечениях и разрезах. Виды штриховки. Изображение фаски и резьбы, простановка их размеров. Точность измерений. Понятия«номинальный размер», «наибольший и наименьший допустимые размеры». Предельные отклонения и допуски на размеры детали. Посадки с натягом и зазором.
Понятия «эскиз», «чертёж», «технический рисунок». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Способы графического изображения изделий из древесины, металлов и искусственных материалов. Масштаб. Виды. Линии изображений. Обозначения на чертежах. Графическое изображение деталей цилиндрической и конической формы из древесины. Чертежи деталей из сортового проката. Основная надпись чертежа. Общие сведения о сборочных чертежах.
Понятие о технологической документации. Стадии проектирования технологического процесса. ЕСТД. Маршрутная и операционная карты. Последовательность разработки технологической карты изготовления деталей из древесины и металла. Понятия «установ», «переход», «рабочий ход».
Инструменты для пиления заготовок из древесины и древесных материалов. Правила пиления заготовок. Приёмы резания заготовок из проволоки, тонколистового металла, пластмасс. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Сверление отверстий в заготовках из древесины. Инструменты и приспособления для сверления. Приёмы пробивания и сверления отверстий в заготовках из тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Контроль качества изделий. Правила безопасности при работе ручными столярными инструментами.
Виды шиповых столярных соединений. Понятия: шип, проушина, гнездо. Порядок расчёта элементов шипового соединения. Технология шипового соединения деталей.
Принципы соединения деталей с помощью шкантов и с помощью шурупов, ввинчиваемых в нагели. Правила безопасности при выполнении работ.
Приёмы точения деталей из древесины, имеющих фасонные поверхности. Правила безопасной работы. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейных поверхностей. Точение шаров и дисков. Отделка изделий. Контроль и оценка качества изделий.
Мозаика, её виды (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри). Технология изготовления мозаичных наборов из шпона, материалы и инструменты, приёмы работы.
Мозаика с накладным и врезанным металлическим контуром. Филигрань, скань. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения работ.
Практические работы
1. Расчет отклонений и допусков на размеры овала и отверстия.
2. Выполнение чертежа детали из древесины.
3. Разработка технологической карты изготовления детали из древесины.
4. Расчет шиповых соединений деревянной рамки.
5. Изготовление мозаики из шпона.
6. Украшение мозаики филигранью.
Самостоятельные работы
1. Поиск и изучение информации о марках сталей, применяемых в различных областях деятельности человека.
2. Разработка с помощью ПК технологической карты на одну из деталей изделия, которое является творческим проектом; сохранение результатов работы в форме таблицы со встроенными эскизами.
3. Поиск и изучение информации о декоративных изделиях из древесины, изготовляемых на токарном станке.
4. Поиск в Интернете и других источниках вариантов мозаичных изделий; сохранение информации в форме эскизов и фотографий.
Технологии изготовления текстильных изделий.
Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Устройство швейной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Уход за швейной машиной: очистка и смазка движущихся и вращающихся частей.Дефекты машинной строчки, связанные с неправильным натяжением ниток. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки.
Технология ручных и машинных работ. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Основные операции при ручных работах: примётывание; вымётывание. Основные машинные операции: притачивание; обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов.
Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Понятие «плечевая одежда». Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом.
Практические работы
1. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.
2. Изготовление образца ручных и машинных работ.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о шерстяной ткани кашемир.
2. Поиск информации о фурнитуре одежды; об истории и видах пуговиц.
3. Поиск информации о значении понятия «туника», одежде древних римлян.
Технологии художественной обработки ткани.
Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых и петлеобразных ручных стежков и швов на их основе.
Технология выполнения петельных ручных стежков и швов на их основе.
Технология выполнения крестообразных и косых ручных стежков и швов на их основе.
Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Схемы для вышивки крестом. Использование компьютера в вышивке крестом.
Вышивание по свободному контуру. Художественная, белая, владимирская гладь. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Техника вышивания штриховой гладью.
Использование шва «французский узелок» в вышивке.
Техника вышивания швом «французский узелок».
Практические работы
1. Выполнение образцов вышивки.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о видах и истории счетной вышивки в России, народных промыслах, связанных с вышивкой, в регионе проживания.
Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов.
Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Технология приготовления блюд из мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.
Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Значение первых блюд в рационе питания. Понятие «бульон». Технология приготовления бульона. Классификация супов по температуре подачи, способу приготовления и виду основы. Технология приготовления заправочного супа. Виды заправочных супов. Продолжительность варки продуктов в супе. Оформление готового супа и подача к столу.
Виды сладостей: цукаты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача на стол.
Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила этикета за столом и пользования столовыми приборами.
Практические работы
1. Приготовление блюда из мяса. Определение качества мясных блюд.
2. Приготовление блюда из птицы.
3. Приготовление сладких блюд и напитков.
4. Сервировка стола к обеду.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о понятиях «бифштекс», «ромштекс», «шницель», «антрекот», «лангет», «гуляш», «бефстроганов»; о технологиях хранения мяса без холодильника.
2. Поиск информации об истории знаменитых супов: французского лукового и буйабес, испанского гаспачо, немецкого айнтопф.
Технология растениеводства и животноводства.
Понятия «флористика», «флористический дизайн». Основы композиции в аранжировке цветов. Выбор растительного материала, вазы или контейнера. Приспособления и инструменты для создания композиции. Технологические приёмы аранжировки цветочных композиций. Технология аранжировки цветочной композиции. Профессия фитодизайнер.
Комнатные растения в интерьере.
Понятие «ландшафтный дизайн». Художественное проектирование вручную и с применением специальных компьютерных программ. Элементы ландшафтного дизайна.
Кормление животных. Кормление как технология преобразования животных в интересах человека. Особенности кормления животных в различные исторические периоды. Понятие о норме кормления. Понятие о рационе. Принципы кормления домашних животных.
Практические работы
1. Аранжировка цветов.
2. Оформление пришкольной территории цветочно-декоративными культурами.
3. Оформление школьных помещений комнатными цветами.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о стилях флористических композиций, значении понятий «бонсай», «икебана».
2. Изучение рациона домашнего животного.
Исследовательская и созидательная деятельность.
Разработка и реализация этапов выполнения творческого проекта. Разработка технического задания. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта. Разработка электронной презентации. Защита творческого проекта.
8 класс
Технологии в энергетике.
Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.
Электрическая сеть. Типы электрических сетей. Приёмники электрической энергии. Устройства для накопления энергии. Понятие об электротехнике. Электрическая цепь. Электрические проводники и диэлектрики. Электрическая схема (принципиальная, монтажная).
Бытовые электроосветительные и электронагревательные приборы. Электрические лампы (накаливания, галогенная, люминесцентная, светодиодная). Бытовые приборы, преобразующие электрическую энергию в тепловую.
Самостоятельные работы
1. Изучение работы домашнего электросчетчика.
2. Исследование электрического освещения здания школы.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов.
Технология точения декоративных изделий из древесины на токарном станке. Приёмы точения заготовок из древесины, имеющих внутренние полости. Правила безопасной работы. Шлифовка и отделка изделий.
Художественное ручное тиснение по фольге. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения работ. История применения изделий, выполненных в технике басмы. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы. Материалы и инструменты.
Технология изготовления декоративных изделий из проволоки. Материалы и инструменты. Приёмы выполнения работ. Профессии, связанные с художественной обработкой металла.
Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Материалы и инструменты. Приёмы выполнения работ.
Чеканка как способ художественной обработки металла. Инструменты и материалы. Приёмы выполнения чеканки. Правила безопасной работы.
Практические работы
1. Изготовление декоративного изделия из проволоки.
2. Изготовление металлических рельефов методом чеканки.
Самостоятельные работы
1. Поиск в Интернете и других источниках изображений, пригодных для получения декоративных изделий из проволоки.
2. Подготовка презентации на тему «Чеканка».
Технологии изготовления текстильных изделий.
Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства тканей из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.
Приспособления к швейной машине. Технология подшивания изделия и технология притачивания потайной застёжки-молнии с помощью специальных лапок. Понятия «окантовывание», «кант», «косая бейка». Технология окантовывания среза с помощью лапки-окантователя. Окантовывание среза без окантователя. Условное и графическое изображение окантовочного шва с закрытыми срезами, с открытым срезом.
Понятие «подшивание». Подшивание вручную прямыми, косыми и крестообразными стежками.
Конструирование поясной одежды. Понятие «поясная одежда». Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.
Моделирование поясной одежды. Модели юбок. Приёмы моделирования юбок. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Моделирование юбки на кокетке. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод и Интернета.
Вышивка атласными лентами. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Краткие сведения из истории. Ассортимент изделий, выполненных в технике «декупаж». Сырьё, материалы и приспособления. ТБ. Использование ИКТ в технологическом процессе Технология и отработка техники выполнения изделия. Требования, предъявляемые к готовому изделию. ТБ Подготовка поверхности, грунтовка, сушка изделия. Заготовка фрагментов салфетки, закрепление на изделии. Покрытие лаком готового изделия. Уход за изделиями в процессе эксплуатации
Практические работы
1. Изготовление образцов ручных швов.
2. Выполнение образца вышивки лентами.
3. Оформление домашних аксессуаров в силе «Декупаж».
Самостоятельные работы
1. Поиск в Интернете и других источниках информации о современных материалах лайкра, стрейч и др., области их применения.
2. Поиск информации об истории вышивки лентами в России и за рубежом.
Технология кулинарной обработки пищевых продуктов.
Понятие «индустрия питания». Предприятия общественного питания. Современные промышленные способы обработки продуктов питания. Промышленное оборудование. Технологии тепловой обработки пищевых продуктов. Контроль потребительских качеств пищи. Органолептический и лабораторный методы контроля. Бракеражная комиссия. Профессии индустрии питания.
Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Оборудование, инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки. Виды теста и изделий из него. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного теста. Технология выпечки изделий из него. Профессии кондитерского производства.
Рецептура и технология приготовления песочного теста. Технология выпечки изделий из него. Профессии кондитерского производства. Меню праздничного сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Правила подачи и дегустации сладких блюд. Стол «фуршет». Этикет приглашения гостей. Разработка приглашения к сладкому столу. Профессия официант.
Практические работы
1. Приготовление изделий из песочного теста. Разработка приглашения с помощью ПК на торжество. Разработка меню праздничного сладкого стола.
Самостоятельные работы
1. Поиск и изучение информации об исторических типах предприятий питания в России: харчевня, чайная, трактир. Исследование работы школьной столовой.
2. Поиск информации об истории песочного печенья курабье и этикете.
Технология растениеводства и животноводства.
Биотехнология как наука и технология. Краткие сведения об истории развития биотехнологий. Основные направления биотехнологий. Объекты биотехнологий.
Применение биотехнологий в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве, энергетике и добыче полезных ископаемых, в тяжёлой, лёгкой и пищевой промышленности, экологии, медицине, здравоохранении, фармакологии, биоэлектронике, космонавтике, получении химических веществ. Профессия специалист-технолог в области природоохранных (экологических) биотехнологий.
Технологии разведения животных. Понятие «порода». Клонирование животных. Ветеринарная защита животных от болезней. Ветеринарный паспорт. Профессии: селекционер по племенному животноводству, ветеринарный врач.
Практические работы
1. Изучение объекта биотехнологии (дрожжевые грибки)
Самостоятельные работы
1. Изготовление кисломолочного продукта (йогурта).
2. Поиск информации о методах улучшения пород кошек и собак.
Исследовательская и созидательная деятельность.
Разработка и реализация этапов выполнения творческого проекта. Разработка технического задания. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта. Разработка электронной презентации. Защита творческого проекта.
9 класс
Вводное занятие
Основные теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 9 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе с инструментами. Организация теоретической и практической частей урока.
Социальные технологии.
Специфика социальных технологий. Сферы применения социальных технологий. Услуги сферы обслуживания социальной сферы. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Средства массовой информации. Классы средств массовой информации.
Практические работы
1. Оценка уровня общительности.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о социальных технологиях, применяемых в XXI веке, и профессиях, связанных с реализацией социальных технологий.
2. Социальная помощь.
3. Поиск и изучение информации о социальных сетях, поисковых системах, сервисах мгновенного обмена сообщениями, которые в настоящее время являются самыми посещаемыми в России.
Медицинские технологии.
Применение современных технологий в медицине. Медицинские приборы и оборудование. Телемедицины. Понятие о генетике и генной инженерии. Формы генной терапии. Персонализированная медицина.
Практические работы
1. Знакомство с информатизацией о здравоохранении региона.
2. Изучение комплекса упражнений при работе за компьютером.
Самостоятельные работы
1. Исследование потребностей в медицинских кадрах в районе проживания.
2. Поиск информации в Интернете о значении понятий «диспансеризация» и «вакцинация», целях и периодичности их проведения.
Технологии в области электроники.
Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданними свойствами. Нанообъекты. Наноматериалы, область их применения. Электроника её возникновение и развитие. Области применения электроники. Фотоника. Передача сигналов по оптическим волокнам. Области применения фотоники.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о наноматериалах, которые можно получить с помощью нанотехнологий.
2. Поиск информации об областях деятельности человека, в которых применяется фотоника и нанофотоника.
Закономерности технологического развития цивилизации.
Технологическое развитие цивилизации. Цикличность развития. Виды инноваций. Инновационные предприятия. Современные технологии обработки материалов, их достоинства область применения. Метрология. Метрологическое обеспечение, его технические основы.
Самостоятельные работы
1. Поиск информации о циклах технологического и экономического развития России, закономерностях такого развития.
2. Поиск информации о современных технологиях обработки материалов.
3. Поиск информации о мерах длины, применявшихся в Древнем мире, на Руси, в Западной Европе.
Профессиональное самоопределение.
Выбор профессии в зависимости от интересов, склонностей и способностей человека. Востребованность профессии. Знакомство с новыми терминами в области профессионального самоопределения.
Практические работы
1. Подготовка к образовательному путешествию в службу занятости населения.
2. Выявление склонностей к группе профессий. Выявление коммуникативных и организаторских склонностей.
Самостоятельные работы
1. Изучение групп предприятий региона проживания.
2. Поиск информации о новых перспективных профессиях.
Исследовательская и созидательная деятельность.
Выбор темы специализированного творческого проекта. Реализация этапов выполнения проекта. Выполнение требования к готовому продукту. Расчет затрат. Защита проекта.
Программой предусмотрен раздел «Проектная деятельность». Этот раздел частично изучается в конце года, остальные часы соединены с часами того раздела, в рамках которого предусмотрено выполнение учебного творческого проекта. Специфика многих проектов такова, что их выполнение требует значительного времени, поэтому проектная деятельность организована в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время.
Так как школа расположена в сельской местности в тематическое планирование «Технологии» введён раздел « Сельскохозяйственные работы» согласно программы «Сельский дом и семья» Г.И. Белова, В.В. Есипова, под редакцией В.А. Кальней.
В связи с введением раздела обучающимся предлагается выполнять проекты по данному направлению. Объект труда должен быть связан сельскохозяйственным трудом. Работа на школьном цветнике учащихся вызовет у школьников интерес к дальнейшему изучению сельскохозяйственных профессий. Так как школа не оснащена приборами для изучения раздела электротехника и радиоэлектроника сокращены, как ознакомительные, сокращённые часы отдаются на сельскохозяйственные работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Перечень разделов и последовательность их изучения
| Кол-во часов на изучение каждого раздела | Сроки изучения разделов | Сроки контроля |
| 6 класс |
|
|
|
1 | Агротехнологии. Растениеводство (осенний период) | 6 | 06.09.-20.09. |
|
2 | Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. | 4 | 27.09.-04.10. |
|
3 | Технологии в сфере быта. | 4 | 11.10.-18.10. |
|
4 | Технологическая система | 8 | 25.10.-22.11. |
|
5 | Технологии обработки конструкционных материалов | 14 | 29.11.-17.01. |
|
6 | Технология обработки текстильных материалов | 8 | 24.01.-14.02. |
|
7 | Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов | 6 | 21.02.-07.03. |
|
8 | Исследовательская и созидательная деятельность | 8 | 14.03.-18.04. | ПА 18.04. |
9 | Агротехнологии. Растениеводство и животноводство (весенний период) | 6 | 25.04.-16.05. |
|
| Всего | 66 |
|
|
| 7 класс |
|
|
|
1 | Агротехнологии. Растениеводство (осенний период) | 6 | 01.09.-16.09. |
|
2 | Технологии получения современных материалов | 4 | 22.09.-30.09. |
|
3 | Современные информационные технологии | 2 | 06.10-07.10 |
|
4 | Технологии в транспорте | 6 | 13.10.-28.10 |
|
5 | Автоматизация производства | 4 | 10.11.-18.11 |
|
6 | Технологии обработки конструкционных материалов | 12 | 24.11.-13.01 |
|
7 | Технология обработки текстильных материалов | 12 | 19.01.-03.03 |
|
8 | Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов | 6 | 09.03.-31.03. |
|
9 | Исследовательская и созидательная деятельность | 8 | 06.04.-28.04. | ПА 27.04. |
10 | Агротехнологии. Растениеводство и животноводство (весенний период) | 6 | 04.05.-19.05. |
|
| Всего | 66 |
|
|
| 8 класс |
|
|
|
1 | Агротехнологии. Растениеводство (осенний период) | 6 | 07.09.-21.09. |
|
2 | Технологии в энергетике | 6 | 28.09.-12.10 |
|
3 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов. | 24 | 19.10.-01.02. |
|
4 | Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов | 10 | 08.10.-15.03. |
|
5 | Исследовательская и созидательная деятельность | 10 | 29.03.-26.04. | ПА 26.04. |
6 | Агротехнологии. Растениеводство и животноводство (весенний период) | 6 | 03.05.-17.05. |
|
| Всего | 64 |
|
|
| 9 класс |
|
|
|
1 | Сельскохозяйственные работы | 6 | 09.09.-07.10 |
|
2 | Социальные технологии | 4 | 14.10.-11.11 |
|
3 | Медицинские технологии | 2 | 18.11.-25.11 |
|
4 | Технологии в области электроники | 3 | 02.12.-16.12 |
|
5 | Закономерности технологического развития цивилизации | 3 | 23.12.-20.01 |
|
6 | Профессиональное самоопределение | 3 | 27.01.-10.02 |
|
7 | Исследовательская и созидательная деятельность | 7 | 17.02.-14.04. | 14.04. |
8 | Основы аграрной технологии | 5 | 21.04.-19.05 |
|
| | 33 |
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ /Липуга Е.Г./
_______________ 2014г.
Календарно-тематическое планирование в 6 классе
№ р/т | № п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Домаш-нее задание | Сроки | |
план | факт | |||||
1. |
| Агротехнологии. Растениеводство (осенний период) | 6 |
|
|
|
1.1-1.2 | 1-2 | Почва, ее плодородие, охрана почв. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. | 2 |
| 06.09 |
|
1.3-1.4 | 3-4 | Осенняя обработка цветочно- декоративных культур. | 2 |
| 13.09. |
|
1.5-1.6 | 5-6 | Обработка почвы, необходимое оборудование и инструменты. | 2 |
| 20.09. |
|
2 |
| Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений | 4 |
|
|
|
2.1-2.2 | 7-8 | 1.Технологии возведения зданий и сооружений. 2.Ремонт и содержание зданий и сооружений | 2 | § 1,2 | 27.09 |
|
2.3-2.4 | 9-10 | 1.Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту. 2.Электробезопасность, тепловые потери, энергосбережение. | 2 | § 3 | 04.10 |
|
3 |
| Технологии в сфере быта | 4 |
| 11.10 |
|
3.1-3.2 | 11-12 | 1.Планировка помещений жилого дома 2. Зонирование пространства жилого помещения | 2 | §4 | 11.10 |
|
3.4-3.5 | 13-14 | 1. Освещение жилого помещения 2.Экология жилища | 2 | §5,6 | 18.10 |
|
4 |
| Технологическая система | 8 |
|
|
|
4.1-4.2 | 15-16 | Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека | 2 | §7 | 25.10 |
|
4.3-4.4 | 17-18 | 1 Системы автоматического управления. 2. Робототехника | 2 | §8 | 08.11 |
|
4.5-4.6 | 19-20 | 1.Техническая система и её элементы. 2. Анализ функций технических систем. | 2 | §9,10 | 15.11 |
|
4.7-4.8 | 21-22 | 1. Моделирование механизмов технических систем 2. Понятие моделирования технических систем. Виды моделей (эвристические, натурные, математические). | 2 | §11 | 22.11 |
|
5 |
| Технологии обработки конструкционных материалов | 14 |
|
|
|
5.1-5.2 | 23-24 | Свойства конструкционных материалов. Графическое изображение изделий | 2 | §12,13 | 29.11 |
|
5.3-5.4 | 25-26 | Практическая работа: «Выполнение чертежа детали из древесины». | 2 |
| 06.12 |
|
5.5-5.6 | 27-28 | Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей. | 2 | § 14,15 | 13.12 |
|
5.7-5.8 | 29-30 | Технология соединения деталей из древесины. Технология изготовления деталей из древесины ручным инструментом. | 2 | §16,17 | 20.12 |
|
5.9-5.10 | 31-32 | Токарный станок. Технология обработки древесины на токарном станке | 2 | §18,19 | 27.12 |
|
5.11-5.12 | 33-34 | Технология резания металла и пластмассы слесарной ножовкой. Технология опиливания заготовок из металла и пластмассы. | 2 | §20,21 | 10.01 |
|
5.13-5.14 | 35-36 | Сверлильный станок. Технология отделки изделий из древесины , металла и пластмассы. | 2 | §22,23 | 17.01 |
|
6 |
| Технологии изготовления текстильных изделий | 8 |
|
|
|
6.1-6.2 | 37-38 | Классификация одежды. Конструирование одежды и аксессуаров. | 2 | §24,25 | 24.01 |
|
6.3-6.4 | 39-40 | Текстильные материалы и их свойства. Машинные швы | 2 | §26,29 | 31.01 |
|
6.5-6.6 | 41-42 | Технология изготовления швейных изделий. Материалы и инструменты для вязания трикотажа. | 2 | §31,32 | 07.02 |
|
6.7-6.8 | 43-44 | Основные виды петель при вязании крючком. Вязание полотна. Вязание по кругу. | 2 | §33,34 | 14.02 |
|
7 |
| Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов. | 6 |
| 21.02 |
|
7.1-7.2 | 45-46 | Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая обработка. Блюда из молока и кисломолочных продуктов. | 2 | §35-37 | 21.02 |
|
7.3-7.4 | 47-48 | Изделия из жидкого теста. Технология приготовления блюд из рыбы. | 2 | §38-40 | 28.02 |
|
7.5-7.6 | 49-50 | Нерыбные продукты моря и технология приготовления блюд из них. | 2 | §41 | 07.03 |
|
8 |
| Творческий проект | 10 |
|
|
|
8.1-8.2 | 51-52 | Определение темы творческого проекта. Разработка технологической документации изделия. | 2 |
| 14.03 |
|
8.3-8.6 | 53-56 | Работа над творческим проектом. | 4 |
| 28.03 04.04 |
|
8.7-8.8 | 57-58 | Работа над творческим проектом. Подготовка к защите. | 2 |
| 11.04 |
|
8.9-8.10 | 59-60 | Защита творческого проекта. | 2 |
| 18.04 |
|
9 |
| Технология растениеводства и животноводства. | 6 |
|
|
|
9.1-9.2 | 61-62 | Технологии обработки почвы. Технологии подготовки семян к посеву. | 2 | §42,43 | 25.04 |
|
9.3-9.4 | 63-64 | Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями. | 2 | §44 | 02.05 |
|
9.5-9.6 | 65-66 | Технологии уборки и хранения урожая культурных растений. Содержание животным. | 2 | §45,46 | 16.05 |
|
|
| Всего | 66 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование в 7 классе
№ р/т | № п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Домаш-нее задание | Сроки | |
план | факт | |||||
1. |
| Основы аграрной технологии (осенние работы) | 6 |
|
|
|
1.1-1.2 | 1-2 | Общие правила техники безопасности на уроках. Классификация и характеристика плодовых растений. | 2 |
| 01.09. 02.09. |
|
1.3-1.4 | 3-4 | Уборка школьного цветника. Сбор семян, подготовка грунта к зимним холодам. | 2 |
| 08.09. 09.09. |
|
1.5-1.6 | 5-6 | Строение плодовых растений. Закладка плодового сада. Подготовка школьного цветника к зимним холодам. | 2 |
| 15.09. 16.09. |
|
2 |
| Технологии получения современных материалов | 4 |
|
|
|
2.1-2.2 | 7-8 | Технологии изготовления изделий из порошков. Пластики и керамика | 2 | §1,2 | 22.09. 23.09. |
|
2.3-2.4 | 9-10 | Композитные материалы. Технологии нанесения защитных и декоративных покрытий. | 2 | §3,4 | 29.09. 30.09. |
|
3 |
| Современные информационные технологии | 2 |
|
|
|
3.1-3.2 | 11-12 | Понятие информационных технологий. Трёхмерное проектирование, станки ЧПУ. | 2 | §5-7 | 06.10. 07.10. |
|
4 |
| Технологии на транспорте | 6 |
|
|
|
4.1-4.2 | 13-14 | Виды транспорта. История развития транспорта. | 2 | §8 | 13.10. 14.10. |
|
4.3-4.4 | 15-16 | Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков. | 2 | §9 | 20.10. 21.10. |
|
4.5-4.6 | 17-18 | Безопасность транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. | 2 | §10, 11 | 27.10. 28.10. |
|
5 |
| Автоматизация производства | 4 |
|
|
|
5.1-5.2 | 19-20 | Автоматизация промышленного производства. Автоматизация производства в легкой промышленности. | 2 | §12, 13 | 10.11. 11.11. |
|
5.3-5.4 | 21-22 | Автоматизация производства в пищевой промышленности. | 2 | §14 | 17.11. 18.11. |
|
6 |
| Технологии обработки конструкционных материалов | 12 |
|
|
|
6.1-6.2 | 23-24 | Технологии получения металлов с заданными свойствами. Классификация сталей. | 2 | §15 | 24.11. 25.11. |
|
6.3-6.4 | 25-26 | Отклонения и допуски на размеры деталей. Графическое изображение изделий. | 2 | §16,17 | 01.12. 02.12. |
|
6.5-6.6 | 27-28 | Технологическая документация для изготовления изделий. | 2 | §18 | 08.12. 09.12. |
|
6.7-6.8 | 29-30 | Конструкторская и технологическая документация. | 2 | §18 | 15.12. 16.12. |
|
6.9-6.10 | 31-32 | Технологические операции обработки металлов и искусственных материалов. | 2 | §21 | 22.12. 23.12. |
|
6.11-6.12 | 33-34 | Технологии художественной обработки древесины | 2 | §26-30 | 12.01. 13.01. |
|
7 |
| Технологии изготовления текстильных изделий | 12 |
|
|
|
7.1-7.2 | 35-36 | Текстильное материаловедение. | 2 | §33 | 19.01. 20.01. |
|
7.3-7.4 | 37-38 | Технологии ручных и машинных работ. | 2 | §38 | 26.01. 27.01. |
|
7.5-7.6 | 39-40 | Технологические операции изготовления швейных изделий. | 2 | §39,40 | 02.02. 03.02. |
|
7.7-7.8 | 41-42 | Конструирование одежды. | 2 | §31,34 | 09.02. 10.02. |
|
7.9-7.10 | 43-44 | Технологии художественной обработки ткани | 2 | §45,46 | 16.02. 17.02. |
|
7.11-7.12 | 45-46 | Практическая работа: «Ручная художественная вышивка» | 2 | §47,48 | 02.03. 03.03. |
|
8 |
| Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов. | 6 |
|
|
|
8.1-8.2 | 47-48 | Первичная и тепловая обработка мяса. Технология приготовления блюд из птицы | 2 | §49,50,51 | 09.03. 10.03. |
|
8.3-8.4 | 49-50 | Технология приготовления первых блюд. Технология приготовления сладостей, десертов, напитков. | 2 | §52,53 | 16.03. 17.03. |
|
8.5-8.6 | 51-52 | Сервировка стола к обеду. Этикет. | 2 | §54 | 30.03. 31.03. |
|
9 |
| Творческий проект | 8 |
|
|
|
9.1-9.2 | 53-54 | Определение темы творческого проекта. Разработка технологической документации изделия. | 2 | §61 | 06.04. 07.04. |
|
9.3-9.4 | 55-56 | Работа над творческим проектом. | 2 | §62 | 13.04. 14.04. |
|
9.5-9.6 | 57-58 | Работа над творческим проектом. Подготовка к защите. | 2 | §62 | 20.04. 21.04. |
|
9.7-9.8 | 59-60 | Защита творческого проекта. | 2 |
| 27.04. 28.04. |
|
10 |
| Технология растениеводства и животноводства. | 6 |
|
|
|
10.1-10.2 | 61-62 | Технологии флористики. Технологические приемы аранжировки цветочных композиций. | 2 | §55,56 | 04.05. 05.05. |
|
10.3-10.4 | 63-64 | Комнатные растения в интерьере квартиры. Разновидности комнатных растений. | 2 | §57,58 | 11.05. 12.05. |
|
10.5-10.6 | 65-66 | Технологии ландшафтного дизайна. Животноводство. | 2 | §59,60 | 18.05. 19.05. |
|
Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№ р/т | № п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Домаш-нее задание | Сроки | |
план | факт | |||||
1 |
| Агротехнологии. Растениеводство (осенний период) | 6 |
| 07.09.-21.09. |
|
1.1 | 1 | Общие правила техники безопасности на уроках технологии | 1 |
| 07.09 |
|
1.2-1.3 | 2-3 | Плодоводство, размножение плодовых и ягодных растений. Правила безопасной работы при выполнении сельскохозяйственных работ. | 2 |
| 07.09 14.09 |
|
1.4 | 4 | Посадка плодовых растений. Уход за штамбами плодовых деревьев. Обработка цветника. | 1 |
| 14.09 |
|
1.5 | 5 | Уход за штамбами плодовых деревьев. Обрезка ягодных кустарников. Сбор семян цветов. | 1 |
| 21.09 |
|
1.6 | 6 | Работа на школьном цветнике. | 1 |
| 21.09 |
|
2 |
| Технологии в энергетике | 6 |
|
|
|
2.1 | 7 | Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. | 1 | §1 | 28.09 |
|
2.2 | 8 | Альтернативные источники энергии. | 1 | §1 | 28.09 |
|
2.3 | 9 | Электрическая сеть. Приёмники электрической энергии. | 1 | §2 | 05.10 |
|
2.4 | 10 | Устройства для накопления энергии. | 1 | §2 | 05.10 |
|
2.5 | 11 | Бытовые электроосветительные и электронагревательные приборы | 1 | §3 | 12.10 |
|
2.6 | 12 | Бытовые приборы, преобразующие электрическую энергию в тепловую. | 1 | §3 | 12.10 |
|
3 |
| Технологии художественно-прикладной обработки материалов. | 24 |
|
|
|
3.1 | 13 | Технологии точения декоративных изделий из древесины, имеющих внутренние полости. | 1 | §4 | 19.10 |
|
3.2 | 14 | Технология тиснения по фольге. | 1 | §5 | 19.10 |
|
3.3 | 15 | Художественное тиснение по фольге. | 1 |
| 26.10 |
|
3.4 | 16 | Басма | 1 | §6 | 26.10 |
|
3.5 | 17 | Декоративные изделия из проволоки | 1 | §7 | 09.11 |
|
3.6 | 18 | Просечной металл | 1 | §8 | 09.11 |
|
3.7 | 19 | Чеканка | 1 | §9 | 16.11 |
|
3.8 | 20 | Изготовление металлических рельефов методом чеканки. | 1 |
| 16.11 |
|
3.9 | 21 | Текстильное материаловедение | 1 |
| 23.11 |
|
3.10 | 22 | Классификация текстильных химических волокон | 1 |
| 23.11 |
|
3.11 | 23 | Технологические операции изготовления швейных изделий. | 1 |
| 30.11 |
|
3.12 | 24 | Ручные швейные работы. | 1 |
| 30.11 |
|
3.13 | 25 | Изготовление образцов ручных швов | 1 |
| 07.12 |
|
3.14 | 26 | Конструирование одежды | 1 |
| 07.12 |
|
3.15 | 27 | Моделирование одежды | 1 |
| 14.12 |
|
3.14 | 28 | Вышивание лентами | 1 |
| 14.12 |
|
3.15-3.16 | 29-30 | История развития декупажа. | 2 |
| 21.12 |
|
3.17-3.18 | 31-32 | Декорирование в стиле «декупаж» | 2 |
| 11.01 |
|
3.19-3.20 | 33-34 | Поэтапное изготовление изделия. | 2 |
| 18.01 |
|
3.21-3.22 | 35-36 | Окончательная обработка изделия. | 2 |
| 25.01 |
|
3.23-3.24 | 37-38 | Защита творческой работы в стиле «декупаж». | 2 |
| 01.02 |
|
4 |
| Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов | 10 |
|
|
|
4.1 | 39 | Индустрия питания | 1 |
| 08.02 |
|
4.2 | 40 | Контроль потребительских качеств пищи. | 1 |
| 08.02 |
|
4.3 | 41 | Технологии приготовления блюд | 1 |
| 15.02 |
|
4.4 | 42 | Технология приготовления изделий из пресного слоёного теста | 1 |
| 15.02 |
|
4.5 | 43 | Виды теста и выпечки | 1 |
| 22.02 |
|
4.6 | 44 | Выпечка изделий из песочного теста | 1 |
| 22.02 |
|
4.7 | 45 | Разработка меню праздничного сладкого стола. | 1 |
| 01.03 |
|
4.8 | 46 | Разработка приглашения с помощью ПК на торжество. | 1 |
| 01.03 |
|
4.9 | 47 | Праздничный этикет | 1 |
| 15.03 |
|
4.10 | 48 | Представление блюда. | 1 |
| 15.03 |
|
5 |
| Творческий проект | 10 |
|
|
|
5.1-5.2 | 49-50 | Определение темы творческого проекта. Разработка технологической документации изделия. | 2 |
| 29.03 |
|
5.3-5.6 | 51-54 | Работа над творческим проектом. | 4 |
| 05.04. 12.04 |
|
5.7-5.8 | 55-56 | Работа над творческим проектом. Подготовка к защите. | 2 |
| 19.04 |
|
5.9-5.10 | 57-58 | Защита творческого проекта. | 2 |
| 26.04 |
|
6 |
| Технология растениеводства и животноводства. | 6 |
|
|
|
6.1 | 59 | Понятие о биотехнологии. | 1 |
| 03.05 |
|
6.2 | 60 | Сферы применения биотехнологий | 1 |
| 03.05 |
|
6.3 | 61 | Технологии разведения животных | 1 |
| 10.05 |
|
6.4 | 62 | Способы выращивания овощных культур. | 1 |
| 10.05 |
|
6.5 | 63 | Стили садово-паркового искусства. | 1 |
| 17.05 |
|
6.6 | 64 | Работа на школьном цветнике | 1 |
| 17.05 |
|
|
| Всего | 64 |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№ урока | Тема | Дата | |||
год | четв | тема | план | факт | |
1 | 1 | 1 | Общие правила техники безопасности на уроках технологии | 02.09 |
|
Сельскохозяйственные работы – 6 ч. | |||||
2 | 2 | 2 | Плодоводство, размножение плодовых и ягодных растений. Правила безопасной работы при выполнении сельскохозяйственных работ. | 09.09 |
|
3 | 3 | 3 | Посадка плодовых растений. Уход за штамбами плодовых деревьев. Обработка цветника. | 16.09 |
|
4 | 4 | 4 | Уход за штамбами плодовых деревьев. Обрезка ягодных кустарников. Сбор семян цветов. | 23.09 |
|
5 | 5 | 5 | Работа на школьном цветнике. | 30.09 |
|
6 | 6 | 6 | Понятие о биотехнологии | 07.10 |
|
Социальные технологии (4ч) | |||||
7 | 7 | 1 | Специфика социальных технологий | 14.10 |
|
8 | 8 | 2 | Социальная работа. Сфера услуг | 21.10 |
|
9 | 9 | 3 | Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология | 28.10 |
|
10 | 1 | 4 | Технологии в сфере средств массовой информации | 11.11 |
|
Медицинские технологии (2ч) | |||||
11 | 2 | 1 | Актуальные и перспективные медицинские технологии | 18.11 |
|
12 | 2 | 2 | Общие сведения об электротехнических устройствах | 25.11 |
|
Технологии в области электроники (3 ч) | |||||
13 | 4 | 1 | Нанотехнологии | 02.12 |
|
14 | 5 | 2 | Электроника | 09.12 |
|
15 | 6 | 3 | Фотоника | 16.12 |
|
Закономерности технологического развития цивилизации (3 ч) | |||||
16 | 7 | 1 | Технологическое развитие цивилизации. Инновационные предприятия. Трансфер технологий. | 23.12 |
|
17 | 1 | 2 | Современные технологии обработки материалов | 13.01 |
|
18 | 2 | 3 | Роль метрологии в современном производстве. Техническое регулирование | 20.01 |
|
Профессиональное самоопределение (3 ч ) | |||||
19 | 3 | 1 | Современный рынок труда | 27.01 |
|
20 | 4 | 2 | Классификация профессий | 03.02 |
|
21 | 5 | 3 | Профессиональные интересы, склонности и способности | 10.02 |
|
Исследовательская и созидательная деятельность (7 ч ) | |||||
22 | 6 | 1 | Разработка электронной презентации в программе Microsoft Office PowerPoint | 17.02 |
|
23 | 7 | 2 | Виды и содержание творческого специализированного проекта | 03.03 |
|
24-26 | 8 9 10 | 3 4 5 | Практическая работа «Работа над проектом» | 10.03 17.03 31.03 |
|
27-28 | 1 2 | 6-7 | Защита проекта | 07.04 14.04 |
|
Основы аграрной технологии (5 ч) | |||||
29-30 | 3 4 | 1-2 | Способы выращивания овощных культур. Работа на школьном цветнике. | 21.04 28.04 |
|
31-32 | 5 6 | 3-4 | Устройство «Русского» парника. Стили садовопаркового искусства. | 05.05 12.05 |
|
33 | 7
| 5 | Особенности ландшафтного стиля. Посев и посадка цветов на школьном цветнике. | 19.05 |
|