Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Е.Н. Веремьева/ 30. 08. 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2017г. № _ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
1 класс
Бурлаевой Анны Юрьевны
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 28. 08. 2017г.
Руководитель ШМО _________/И.Г. Пороховой/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 29. 08. 2017 г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол №1 30.08. 2017 г.
с. Пригорское,
2017/2018 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
УМК:
Рабочая программа по и технологии для 1 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:
- Программа по трудовому обучению «Школа мастеров», автор Т.М. Геронимус, - М.: Просвещение, 2011.
- Учебный комплект « Маленький мастер» 1 класс. М.: Арт-пресс , 2011.
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология».
Технология изучается в 1 классе на уровне начального общего образования за счет часов обязательной части (1ч.) учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
Рабочая программа по технологии для 1 класса рассчитана на 33 ч в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение технологии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения , соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты
У ученика будет сформировано:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Проверь себя»;
представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
представление об основных правилах и нормах поведения;
умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;
Ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного);
потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;
составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике рисунков и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;
оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Проверь себя» и корректировать их.
Ученик получит возможность научиться:
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Проверь себя»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;
воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные УУД
Ученик научится:
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;
сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
Ученик получит возможность научиться:
использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных учебнике;
выделять информацию из текстов учебника;
использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Ученик получит возможность научиться:
приводить аргументы и объяснять свой выбор;
вести диалог на заданную тему;
соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.
Предметные результаты
Ученик научится:
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
конструировать из природных материалов;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены,
правила планирования и организации труда;
условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).
Обучающийся получит возможность научиться:
организовать своё рабочее место;
пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;
составлять композицию с учётом замысла;
решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;
конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
понимать информацию, представленную в разных формах;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план);
выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную и / или табличную форму);
работать со «Словарём юного технолога».
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значение компьютера для получения информации;
различать и использовать информацию, представленную в различных формах;
наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации;
соблюдать правила работы на компьютере;
находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность
Ученик научится:
составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике;
распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре.
Ученик получит возможность научиться:
первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя;
ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
Оценка планируемых результатов
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка:
недостаточная предметная подготовка;
подготовка соответствует требованиям стандарта, ученики способны принимать знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
подготовка соответствует требованиям стандарта, обучающиеся демонстрируют способность выполнять задания повышенного уровня.
Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Уровни результативности:
репродуктивный – уметь повторить работу по шаблону или за учителем поэтапно;
с элементами творчества – выполнить работу на данную тему;
творческий – выполнить работу на свободную тему.
Критерий оценки устного ответа
«Справился»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
«Не справился»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания:
«Справился»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности;
работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя;
работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
«Не справился»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Критерии оценки тестовой работы:
Отметка «Справился»: нет ошибок или 1 ошибка;
Отметка «Справился»: 2-3 ошибки;
Отметка «Справился»: 4-5 ошибок;
Отметка «Не справился»: 6 и более ошибок.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.) | Творческие работы, экскурсии |
1. | Работа с природным материалом | 5 | 1 | 1 |
2. | Работа с бумагой и картоном | 17 | 2 | |
3. | Работа с тканью | 3 | | |
4. | Работа с разными материалами | 6 | Промежуточная аттестация | |
5. | Практика работы на компьютере | 2 | | |
Итого 33 | 3 | 1 |
Структура содержания учебного предмета «Технология» в 1 классе определена следующими тематическими разделами:
1.Работа с природным материалом
2.Работа с бумагой и картоном
3.Работа с тканью
4.Работа с разными материалами
5.Практика работы на компьютере
Работа с природным материалом (5 ч)
Основная цель- совершенствование творческих способностей детей, художественного вкуса в процессе работы с природным материалом (способы соединения частей с помощью стержней). Развитие фантазии, творчества, изобретательности в процессе изготовления поделок из разным материалов. Создание эскизов для будущих поделок, панно.
«Что нам дарит природа». Знакомство с деревьями и кустарниками ближайшего уголка природы. Сбор природного материала (листья разной формы, размера, цвета, плоды, веточки и т.д.).
Приемы приклеивания листьев, подбор необходимого природного материала для изделия, композиционное размещение листьев на открытке. Правила сушки изделия из природного материала под прессом. Рыбка.
Какие изделия делают из природных материалов? Тематические аппликации из засушенных листьев. Последовательность операций. Способы соединения деталей изделия и природных материалов. Мышонок.
Работа с природным материалом. Объемные работы из шишек. Изготовление изделия по образцу. Способы соединения деталей. Веселая семейка.
Работа с природным материалом. Учимся придумывать.
Экскурсия «Что нам дарит природа».
Творческий проект «Учимся придумывать».
Работа с бумагой и картоном (17 ч)
Основная цель- изготовление аппликации из цветной бумаги своими руками по шаблонам.
Знакомство со свойствами материалов, видами разных материалов. Использование при изготовлении поделок. Аквариум.
Складные игрушки из бумаги. Оригами. Освоение основных приемов оригами. Знакомство с понятиями: складывание, сгибание, отрезание, разметка. Правила безопасной работы с ножницами. Складной цветок.
Конструирование изделий из бумаги. Проектирование поделок. Пес и кот.
Бумажные аппликации. Учимся размечать по шаблонам и трафаретам. Техника составления композиции из деталей. Букет. Приемы работы с ножницами.
Учимся красиво обрывать бумагу. Обрывная аппликация. Пальма.
Готовимся к празднику. Симметричные детали. Разметка и вырезание симметричных деталей. Правила склеивания и сушки объемных изделий. Колокольчик.
Делаем ребристые игрушки. Новогодний шар.
Ажурное изделие из складной заготовки. Свойства узора в орнаменте. Гирлянда. Разметка на глаз. Приемы резания многослойной заготовки.
Учимся красиво сгибать бумагу. Бумагопластика. Новые приемы конструирования из бумаги (серпантина) объемных форм. Зайка.
Гофрирование бумаги. Использование гофры в различных изделиях. Резание по круголинейному контуру многослойной заготовки. Веер.
Прием получения овальной развертки. Знакомство с правилами разметки. Бабочка.
Мозаика. Приемы выкладывания простейших мозаичных изображений от края к центру. Заготовка мозаичной крошки. Оклейка коробков.
Мозаичная аппликация. Грибок. Способы укладывания резаных кусочков при изготовлении мозаики.
Мозаичная аппликация. А ну-ка сами!
Крепированная бумага. Новые приемы бумагопластики. Бумажная роза.
Учимся размечать по линейке. Знакомство с правилами черчения прямых линий. Полотняное плетение. Плетеная салфетка.
Полотняное плетение. Плетенка.
Творческие проекты: «А ну-ка сами!», «Плетенка».
Работа с тканью (3 ч)
Основная цель - продолжать формировать навыки работы с тканью, дополнять работу выразительными средствами, развивать художественные способности детей;
Текстильные материалы и инструменты для их обработки. Изучаем правила безопасной работы с иголками и булавками. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.
Работа с тканью. Знакомство с понятиями «долевая», «уточная» нити, «мережная дорожка». Овладение приемами работы с тканью. Изготовление салфетки.
Украшаем салфетку. Овладение основными приемами прокалывания стежков «вперед иголку» и его варианты.
Работа с разными материалами (6 ч)
Основная цель- познакомить учащихся с новым приемом работы,
познакомить с историей цветка кала; научить делать объемный цветок из хозяйственной салфетки; развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук, глазомер, эстетический вкус; воспитывать аккуратность и терпение, любовь и бережное отношение к природе.
Что мы будем делать? С чем мы будем работать? Знакомство с главными понятиями обучения технологии (изделия, материалы, инструменты). Инструктаж по технике безопасности.
Накрываем праздничный стол. Роль салфетки в праздничной сервировке стола. Способы сгибания салфеток.
Свойство поролона. Приемы работы с бросовым материалом. Изготовление игольницы из бросовых материалов.
Что можно сделать из ниток. Виды ниток. Знакомство со свойствами ниток. Кисточки-мартинички.
Многообразие материалов и способы их применения. Учимся работать со скорлупой. Фонарик светлячка.
Приемы преобразования готовых форм. Игрушки из катушек и картона. Пушка. Зайчик. Лисичка.
Промежуточная аттестация. Тест.
Практика работы на компьютере (2 ч)
Основная цель - знакомство с основными техническими характеристиками устройств персонального компьютера; знакомство с номенклатурой и символикой; знакомство с принципами комплектации компьютера при покупке ПК; получение навыков в оценке стоимости комплекта устройств ПК.
Основные устройства компьютера. Правила поведения в компьютерном классе.
Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа.
Календарно-тематическое планирование
по технологии в 1 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 33 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 33.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов; III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 1.
Количество практических работ – 3.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения занятия |
План | Факт |
| Работа с природным материалом (5 ч) | | |
1 | «Что нам дарит природа». Знакомство с деревьями и кустарниками ближайшего уголка природы. Сбор природного материала (листья разной формы, размера, цвета, плоды, веточки и т.д.). | | |
2 | Приемы приклеивания листьев, подбор необходимого природного материала для изделия, композиционное размещение листьев на открытке. Правила сушки изделия из природного материала под прессом. Рыбка. | | |
3 | Какие изделия делают из природных материалов? Тематические аппликации из засушенных листьев. Последовательность операций. Способы соединения деталей изделия и природных материалов. Мышонок. | | |
4 | Работа с природным материалом. Объемные работы из шишек. Изготовление изделия по образцу. Способы соединения деталей. Веселая семейка. | | |
5 | Работа с природным материалом. Учимся придумывать. | | |
6 | Экскурсия «Что нам дарит природа». Творческий проект «Учимся придумывать». | | |
| Работа с бумагой и картоном (17 ч) | | |
7 | Складные игрушки из бумаги. Оригами. Освоение основных приемов оригами. Знакомство с понятиями: складывание, сгибание, отрезание, разметка. Правила безопасной работы с ножницами. | | |
| Складной цветок. Правила безопасной работы с ножницами. | | |
8 | Конструирование изделий из бумаги. Проектирование поделок. Пес и кот. | | |
9 | Бумажные аппликации. Учимся размечать по шаблонам и трафаретам. Техника составления композиции из деталей. Букет. Приемы работы с ножницами. | | |
10 | Весёлые Учимся красиво обрывать бумагу. Обрывная аппликация. Пальма. | | |
11 | Учимся красиво сгибать бумагу. Бумагопластика. Новые приемы конструирования из бумаги (серпантина) объемных форм. Зайка. | | |
12 | Готовимся к празднику. Симметричные детали. Разметка и вырезание симметричных деталей. Правила склеивания и сушки объемных изделий. Колокольчик. | | |
13 | Делаем ребристые игрушки. Новогодний шар. | | |
14 | Ажурное изделие из складной заготовки. Свойства узора в орнаменте. Гирлянда. Разметка на глаз. Приемы резания многослойной заготовки. | | |
15 | Знакомство со свойствами материалов, видами разных материалов. Использование при изготовлении поделок. Аквариум. | | |
16 | Гофрирование бумаги. Использование гофры в различных изделиях. Резание по круголинейному контуру многослойной заготовки. Веер. | | |
17 | Прием получения овальной развертки. Знакомство с правилами разметки. Бабочка. | | |
18 | Мозаика. Приемы выкладывания простейших мозаичных изображений от края к центру. Заготовка мозаичной крошки. Оклейка коробков. | | |
19 | Мозаичная аппликация. Грибок. Способы укладывания резаных кусочков при изготовлении мозаики. Мозаичная аппликация. А ну-ка сами! | | |
20 | Крепированная бумага. Новые приемы бумагопластики. Бумажная роза. | | |
21 | Учимся размечать по линейке. Знакомство с правилами черчения прямых линий. Полотняное плетение. Плетеная салфетка | | |
22 | Полотняное плетение. Плетенка. Творческие проекты: «А ну-ка сами!», «Плетенка». | | |
| Работа с тканью (3 ч) | | |
23 | Изучаем правила безопасной работы с иголками и булавками. Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. | | |
24 | Изготовление салфетки | | |
25 | Украшаем салфетку. Овладение основными приемами прокалывания стежков «вперед иголку» и его варианты. | | |
| Работа с разными материалами (6 ч) | | |
26 | Знакомство с главными понятиями обучения технологии (изделия, материалы, инструменты). Инструктаж по технике безопасности. | | |
27 | Накрываем праздничный стол. Роль салфетки в праздничной сервировке стола. Способы сгибания салфеток | | |
28 | Свойство поролона. Приемы работы с бросовым материалом. Изготовление игольницы из бросовых материалов. | | |
29 | Что можно сделать из ниток. Виды ниток. Знакомство со свойствами ниток. Кисточки-мартинички. | | |
30 | Многообразие материалов и способы их применения. Учимся работать со скорлупой. Фонарик светлячка. | | |
31 | Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся. Промежуточная аттестация. Тест. | | |
| Практика работы на компьютере (2 ч) | | |
| Игрушки из катушек и картона. Пушка. Зайчик. Лисичка | | |
32 | Основные устройства компьютера. Правила поведения в компьютерном классе. | | |
33 | Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. | | |
Литература
Интернет - ресурсы
1. Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
2. Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
3. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru
5. Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://www.nachalka.com
6. http://multiurok.ru/lida-2015