Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа №2 п. Южный
«Утверждаю» Директор МБОУ- СОШ №2 п. Южный ____________________ /В.Л. Чупилкин / Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
начальное общее образование
2-в класс
Количество часов: ________33_____
Учитель: Удовенко Олеся Анатольевна
Категория: первая
2018 - 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
Федерального Закона от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областного закона от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Образовательной программы начального общего образования МБОУ- СОШ №2 п. Южный на 2018-2019 учебный год;
Положения о рабочей программе педагога МБОУ-СОШ №2 п.Южный;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год;
Примерной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана;
В соответствии с учебным планом, с годовым календарным учебным графиком школы, расписанием занятий программа реализуется в объеме 33 часов.
Цель изучения курса технологии – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные
Учащийся научится с помощью учителя:
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
формулировать цель деятельности на уроке;
выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
работая по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение;
выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Предметные
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать (на уровне представлений):
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия);
о гармонии предметов и окружающей среды;
о профессиях мастеров родного края;
о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
Учащийся будет уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать:
Критерии и нормы оценок по технологии
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание ( 10 ч)
Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14 ч)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование (10 ч)
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Количество часов, отводимое на освоение раздела | Сроки освоения темы | Формы текущего контроля успеваемости по теме | Сроки контроля |
1 | Художественная мастерская | 9 | 06.09 – 08.11 | Проверка знаний и умений по теме. | 08.11 |
2 | Чертёжная мастерская | 7 | 15.11 – 27.12 | Проверь себя. | 27.12 |
3 | Конструкторская мастерская | 10 | 10.01 – 14.03 | Проект «Макет города» | 07.03 |
4 | Рукодельная мастерская | 7 | 21.03 – 23.05 | Проверка знаний и умений, полученных во 2 классе. | 23.05 |
| Итого: | 33 ч | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела | № п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Причина (обоснование) |
план | факт |
Художественная мастерская (9 ч) | 1 | Что ты уже знаешь? | 1 | 06.09 | | |
2 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере. | 1 | 13.09 | | |
3 | Какова роль цвета в композиции? | 1 | 20.09 | | |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | 1 | 27.09 | | |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 | 04.10 | | |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Композиция-симметрия. | 1 | 11.10 | | |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? Проект «Африканская саванна». | 1 | 18.10 | | |
8 | Урок-игра Как плоское превратить в объёмное? Изготовление игрушки «Говорящий попугай» | 1 | 25.10 | | |
9 | Как согнуть картон по кривой линии? Конструирование «Змей Горыныч». Проверка знаний и умений по теме. | 1 | 08.11 | | |
Чертёжная мастерская (7 ч) | 10 | Что такое технологические операции и способы? Изготовление игрушки с пружинками. | 1 | 15.11 | | |
11 | Что такое линейка и что она умеет? | 1 | 22.11 | | |
12 | Что такое чертёж и как его прочитать? Изготовление открытки-сюрприза | 1 | 29.11 | | |
13 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 | 06.12 | | |
14 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Изготовление блокнотика для записей | 1 | 13.12 | | |
15 | Можно ли без шаблона разметить круг? Узоры в круге | 1 | 20.12 | | |
16 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление игрушки из конусов. Проверим себя. | 1 | 27.12 | | |
Конструкторская мастерская (10 ч) | 17 | Какой секрет у подвижных игрушек? Изготовление игрушки-качалки | 1 | 10.01 | | |
18 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Изготовление подвижной игрушки «Мышка» | 1 | 17.01 | | |
19 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. Изготовление игрушки «Зайчик» | 1 | 24.01 | | |
| 20 | Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Изготовление пропеллера. | 1 | 31.01 | | |
21 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Изготовление самолёта. | 1 | 07.02 | | |
22 | День Защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Изготовление поздравительной открытки. | 1 | 14.02 | | |
23 | Поздравляем женщин и девочек. Изготовление открытки к 8 Марта. | 1 | 21.02 | | |
24 | Что интересного в работе архитектора? Наш проект. Макет города. | 1 | 28.02 | | |
25 | Наш проект. Макет города. | 1 | 07.03 | | |
26 | Как машины помогают человеку? Изготовление макета автомобиля. | 1 | 14.03 | | |
Рукодельная мастерская (7 ч) | 27 | Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов «Одуванчик». | 1 | 21.03 | | |
28 | Какие бывают нитки. Как они используются? Птичка из помпона. | 1 | 04.04 | | |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Подставка. | 1 | 11.04 | | |
30 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Мешочек с сюрпризом. | 1 | 18.04 | | |
31 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. Футляр для мобильного телефона. | 1 | 25.04 | | |
32 | Футляр для мобильного телефона | 1 | 16.05 | | |
33 | . Проверка знаний и умений, полученных во 2 классе. | 1 | 23.05 | | |
34 | | | | | |
| | Итого | 33 | | | |
«Согласовано» Руководитель МО ________ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ- СОШ №2 п. Южный _______ /Л.Н. Виниченко / «___» _________ 20__г. | ПРИНЯТО Решение педагогического совета МБОУ-СОШ №2 п. Южный от « » августа 20____ г. № __ |
29