СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для неделимых классов 5 - 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»

Пояснительная записка



Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,7-е издание - М.: Просвещение, 2014.», «Технология. Ручной труд», Л. А. Кузнецова. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2014г.

Обоснование выбора УМК

Рабочие программы учебных предметов, разработаны в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений (Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»). Рабочая программа составлена на основе авторской программы Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,7-е издание - М.: Просвещение, 2014 г., допущенной Министерством образования и науки РФ, адаптированной к условиям специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VI вида, реализованной в учебниках по трудовому обучению, созданных коллективом авторов под руководством Л. А. Кузнецова.

Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Цели:

  1. формирование правильного отношения к труду;

  2. воспитание трудолюбия и культуры труда;

  3. развитие и воспитание учащихся: умственное, нравственное, эстетическое, физическое;

Задачи:

  • воспитание положительных качеств личности обучающихся (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде.

Общая характеристика учебного предмета

Труд — это основа любых культурных достижений, один из основных и важных видов деятельности в жизни человека. 
В педагогике огромное значение придаётся ручному труду. В нем заложены неиссякаемые резервы развития личности ребенка, он является благоприятным условием его обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков, способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. 

Учится Вика в 4 классе по индивидуальному учебному плану на дому, для которой используются специальные методы, приёмы, средства обучения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. У девочки выраженная ЗПР. Рекомендовано занятие с логопедом по формированию письменной речи, занятие с психологом по развитию высших психических функций.

На уроках работает первые 15 минут, после 15-20 минут урока, продуктивность внимания падает, для повышения продуктивности учитель использует физкультминутки, психогимнастику, пытается переключить на другую деятельность.

Учебную инструкцию не понимает, работать по ней самостоятельно не может, приходится объяснять ей как надо делать и совместно с учителем выполнять задание. Вике постоянно нужна помощь.

Связной речью не владеет, говорит отдельными словами, ребёнок не может составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, ей недоступно творческое рассказывание. У Вероники преобладает наглядно-образное мышление. Ребёнок испытывает трудности в дифференциации общего и различного, осуществляя умственные операции сравнения, обобщения, классификации. При подборе конкретных понятий к обобщающему слову испытывает трудности, после подсказки нескольких конкретных понятий может самостоятельно назвать одно-два. Ей требуется постоянная организующая помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Ребёнок не понимает смысл загадок. Не может отгадать загадку, в которой перечислены существенные признаки предмета.

Не понимает окружающую обстановку. Знает названия и назначение простых предметов. Не умеет сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Не умеет классифицировать предметы и делать простые обобщения. Не способна самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Не устанавливает причинно-следственные связи.

Плохая память. Она испытывает большие затруднения при запоминании. Небольшой объём материала она запоминает на небольшой промежуток времени. Не может воспроизвести информацию, полученную на прошлом уроке. Самостоятельно не умеет организовать свою работу на уроке и дома. Усвоенный материал применяет с трудом.


На уроках ручного труда для обучающихся с интеллектуальными нарушениями решаются и специальные (коррекционные) задачи, направленные на: 

  • коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда);

  • планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, необходимые для их выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия); 

  • повышение познавательной активности (развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений); 

  • компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.); 

  • коррекцию недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.)

Коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает: 

  • максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников; 

  • взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи); 

  • неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале; 

  • замедленность обучения; 

  • подачу учебного материала малыми порциями; 

  • максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий; 

  • предварение изучения нового материала пропедевтикой; 

  • руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником; 

  • подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приёмы обработки поделочных материалов; 

  • подбор доступных для работы поделочных материалов.

В начальных классах учебно-воспитательные и специальные задачи на уроках трудового обучения решаются в процессе следующих видов работы: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с проволокой и металлоконструктором». Данные виды работ имеют тесную связь с профилями обучения в среднем и старшем звене. Объекты труда подбираются с учётом их привлекательности, доступности выполнения работы, общественной пользы и расширения социального опыта ребёнка. Определяющими требованиями в содержании обучения для учителя начальных классов является учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений, навыков школьников и его коррекционная направленность. 

Каждый урок труда имеет свои особенности, в то же время на каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, планировать работу, делают разметку, выполняют приёмы обработки поделочных материалов, подводят итоги. Обучающиеся знакомятся со всеми этапами урока уже в первый год обучения. Они приобретают некоторый опыт в правильном обращении с инструментами и приспособлениями для работы, получают первоначальные навыки обработки различных материалов.

Дети с особенностями развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года. В связи с этим с каждым годом обучения трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце года обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования. 

Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, решением математических задач, рисованием, развитием речи). Эффективность процесса труда зависит от рациональной организации труда, предполагающей упорядоченность действий и самодисциплину учащихся. Поэтому формирование у них умений и навыков трудовой культуры, правильной организации труда имеет большое значение. В методике обучения труду выделяется несколько групп ведущих программных умений и навыков, которыми дети овладевают в течение всего трудового обучения. Определяется уровень требований, предъявляемых к учащимся в конце каждого года с учётом учебно-воспитательных и специальных (коррекционно-развивающих) задач трудового обучения. К ним относятся общетрудовые умения (ориентировка в задании, планирование хода работы, текущий и заключительный контроль) и специальные трудовые умения (организационные, двигательные и перцептивные — восприятие формы, конструкции, пространства, цвета объекта труда). 
Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребенка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем, чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность. Для каждого из обучающихся подбирается тот вид деятельности, в котором легче достигнуть хороших результатов. Что в результате создает ситуацию успеха. 

Основополагающие принципы. 

  В основу программы по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  4  класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.

  • развитие и коррекция высших психических функций.

  • Мотивация к учению.

  • Принцип научности и доступности обучения.

  • Принцип сознательности и активности обучающихся.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.

  • Тематический принцип планирования учебного материала.

  • Направленность на развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.

На уроках труда используются:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;  личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа.






Место учебного предмета , курса в учебном плане


Согласно учебному плану ГБОУ СОШ с.Андросовка учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Технология».

Кол-во часов на изучение предмета в 4 классе -1 час в неделю.

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 4 классе за учебный год-34 часа.

Предметные и личностные результаты

Личностные результаты

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ .

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нрав­ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  2. Формирование первоначальных представлений о материальной культу­ре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

  3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологически­ми приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безо­пасности.

  4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого ре­шения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизай­нерских), технологических и организационных задач.

  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предмет­ной и информационной среды и умения применять их для выполнения учеб­но-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Минимальный уровень:

  • знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда;

  • знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

  • знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

  • анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;

  • определение способов соединения деталей; составление стандартного плана работы по пунктам;

  • владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);

  • выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

  • знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

  • знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

  • знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; 40 осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно- художественным и конструктивным свойствам;

  • отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;

  • экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

  • осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

  • выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.


Базовые учебные действия

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,


обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.


  1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.


  1. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.


  1. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.


  1. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.


Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.


Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.



Регулятивные УД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений

Познавательные УД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных заданий самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УД

• уметь донести свою позицию до собеседника;

• уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения ).

• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:


Содержание учебного предмета


Работа с пластичными материалами

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Гли­на — строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин — материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание стол­биками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, ко­нусообразную и шарообразную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из при­родных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты,

используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изде­лия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).

Работа с бумагой и картоном

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

  • разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигу­рации;

  • разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

  • разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обра­щения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симмет­ричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание тре­угольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ла­донях бумаги (плоскостная и объемная)

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометриче­ских тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и ки­стью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свой­ства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни челове­ка. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспо­собления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитка­ми (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплете­ния). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки

Работа с металлом и древесными материалами

Работа с древесными материалами

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (за­чистка напильником, наждачной бумагой).

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).

Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных за­готовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.

Работа металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология руч­ной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.

Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгиба­ние», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».

Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоско­губцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зве­рей, человечков.

Работа с металлоконструктором

Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ,отвертка).

Соединение планок винтом и гайкой.

Комбинированные работы с разными материалами

Виды работ по комбинированию разных материалов:

пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пла­стилин, скорлупа ореха.


Учебно - тематическое планирование


п\п.

Наименование раздела программы.

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Работа с бумагой и картоном.

10ч.

1

9

2.

Работа с пластическими материалами и растворами.

4ч.


4

3.

Работа с текстильными материалами.

11ч.

1

10

4.

Работа с металлом и древесными материалами.

6ч.


6

5.

Работа с природными материалами.

3ч.


3



34ч.

2ч.

32ч.


Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета


При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец, безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.


Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).


Программа системы оценки также включает:


  1. Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;

  2. Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата


Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Овладение социально -бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Сформированность социально-бытовых умений в домашних условиях

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого



Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.



Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно.


Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе )

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого



Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.



Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно


Сформированность социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме)

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого



Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.



Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно




Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность

навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми





способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях





способность обращаться за помощью


сформированность навыков коммуникации со сверстниками


способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками





способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях





способность обращаться за помощью


владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации


адекватность

способность правильно применить ритуалы


применения ритуалов

социального взаимодействия согласно ситуации


социального



взаимодействия





3) Систему бальной оценки результатов



Балл

Характеристика продвижений

1

0 баллов

Нет продвижения

2

1 балл

Минимальное продвижение

3

2 балла

Среднее продвижение

4

3 балла

Значительное продвижение



Для оценки сформированности каждого критерия можно использовать систему оценки:


0- баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;


1- балл — обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;


2- балла — обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога.

Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;


3 - балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;


4- балла — обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;


5 - баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.



Оценка выполнения практических работ 
Оценка «5» 
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; 
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; 
изделие изготовлено с учетом установленных требований; 
полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «4» 
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
в основном правильно выполняются приемы труда; 
работа выполнялась самостоятельно; 
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; 
изделие изготовлено с незначительными отклонениями; 
полностью соблюдались правила охраны труда. 
Оценка «3» 
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; 
отдельные приемы труда выполнялись неправильно; 
самостоятельность в работе была низкой; 
норма времени недовыполнена на 15-20 %; 
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; 
не полностью соблюдались правила охраны труда. 

Тематическое планирование

п\п

Наименование разделов и тем

кол-во часов

Коррекционные цели


Виды учебной деятельности

Работа с бумагой и картоном

10ч

1

Аппликация – орнамент (коврик).


1

Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук

Коррекция зрительного восприятия

Развитие воображения

Развитие зрительной памяти и внимания


Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов


Развитие пространственных представлений, ориентации


Развитие навыков соотносительного анализа


Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму


Умения планировать деятельность


Развитие наглядно-образного мышления


Развитие словесно-логического мышления


Коррекция развитие речи


Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами.


Организовывать рабочее место, соблюдать пра­вила безопасного использования инструментов.


Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу.


Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы.


Ис­пользовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий).


Экономно расходовать ма­териалы при выполнении работы, объяснять последовательность вы­полнения работы.


Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках.


Создавать и оформлять тематическую композицию.


Самостоятельно орга­низовывать свою деятельность.


Соблюдать техноло­гию изготовления изделий.


Использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объёма.

2

Аппликация – орнамент (коврик)


1

3

Предметная аппликация – дом.


1

4

Предметная аппликация – жилая комната

1

5

Предметная аппликация – жилая комната.

1

6

Предметная аппликация – жилая комната..

1

7

Предметная аппликация «Аквариум»

1

8

Предметная аппликация «Аквариум».

1

9

Объёмная игрушка из картона и бумаги – модель парашюта

1

10

Объёмная игрушка из картона и бумаги – модель парашюта.

1

Работа с пластическими материалами

11

Изделия из пластилина – геометрические тела.

1


Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук

Коррекция зрительного восприятия

Развитие воображения

Развитие зрительной памяти и внимания


Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов


Развитие пространственных представлений, ориентации


Развитие навыков соотносительного анализа


Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму


Умения планировать деятельность


Развитие наглядно-образного мышления


Развитие словесно-логического мышления


Коррекция развитие речи



Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином.


Организовывать рабо­чее место.


Соотносить размеры деталей изделия при выполнении ком­позиции.


Воспроизводить реальный образ предмета при вы­полнении композиции.


Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов.


Сравнивать свойства пластичных мате­риалов.


Анализировать форму и вид изделия, определять последователь­ность выполнения работы.


Составлять план изготовления изделия.




Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия.


Анализировать и оценивать свою деятельность.


Ис­пользовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий).


Самостоятельно орга­низовывать свою деятельность.

12

Изделия из пластилина – геометрические тела

1

13

Лепка по представлению свободных композиций «Колобок и лиса»,,

1

14

Лепка по представлению свободных композиций «Колобок и лиса»…

1

Работа с текстильными материалами

11ч

15

Макет полотняного переплетения нитей ткани из полосы цветной бумаги

1

Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук

Коррекция зрительного восприятия

Развитие воображения

Развитие зрительной памяти и внимания


Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов


Развитие пространственных представлений, ориентации


Развитие навыков соотносительного анализа


Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму


Умения планировать деятельность


Развитие наглядно-образного мышления


Развитие словесно-логического мышления


Коррекция развитие речи


Исследо­вать виды, свойства и состав тканей.


Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон.


Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона.


Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назна­чение.


Осваивать строчку стежком «через край».


Использовать правила ра­боты иглой, организовывать рабочее место.


Выполнять строчку стежком «через край», для соединения деталей изделия.


Использовать умение при­шивать пуговицы разными способами.


Анализировать, контролировать, корректировать последовательность выполнения работы.


Оценивать работу по заданным критериям.


Ис­пользовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий).


Самостоятельно орга­низовывать свою деятельность.


Соблюдать техноло­гию изготовления изделий

16

Макет полотняного переплетения нитей ткани из полосы цветной бумаги

1

17

Салфетки для переноса горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающим стежком «через край»

1

18

Салфетки для переноса горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающим стежком «через край».

1

19

Салфетки для переноса горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающим стежком «через край»..

1

20

Подушечка для игл, украшенная орнаментом из отделочных стежков.

1

21

Подушечка для игл, украшенная орнаментом из отделочных стежков.

1

22

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

1

23

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

1

24

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде

1

25

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде

1

Работа с металлом и древесными материалами

26

Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка проволоки по контуру рисунка).

1


Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук

Коррекция зрительного восприятия

Развитие воображения

Развитие зрительной памяти и внимания


Развитие пространственных представлений, ориентации


Развитие наглядно-образного мышления




Исследовать свой­ства фольги, возможности её применения,


Конструировать фигуры животных.


Организовывать рабочее место, соблюдать пра­вила безопасного использования инструментов.


Ис­пользовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий).


Самостоятельно орга­низовывать свою деятельность.


Соблюдать техноло­гию изготовления изделий.


Анализировать, контролировать, корректировать последовательность выполнения работы.


Оценивать работу по заданным критериям.


27

Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка проволоки по контуру рисунка).

1

28

Понятие о чеканке. Изготовление панно по образцу.

1

28

Понятие о чеканке. Изготовление панно по образцу.

1

30

Изделия из фольги « Коробочки»

1

31

Изделия из фольги « Коробочки»

1

Работа с природными материалами

32

Аппликация

1

Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук

Коррекция зрительного восприятия

Развитие воображения

Развитие зрительной памяти и внимания


Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов


Развитие пространственных представлений, ориентации


Развитие навыков соотносительного анализа


Умения планировать деятельность


Развитие наглядно-образного мышления


Развитие словесно-логического мышления


Коррекция развитие речи


Использовать умения работать с бумагой, древесными материала, пластилином.


Составлять рас­сказ о природных материалах.

Оценивать работу по заданным критериям.

Овладевать способами экономно­го и рационального расходования материалов.

Осваивать способы работы с природными материалами.

Использовать различные принципы работы с разными материалами.

Выбирать приёмы оформления изделия в соответ­ствии с видом карнавального костюма.





33

Забавные зверушки

1

34


Забавные зверушки

1













































Описание учебно-методического обеспечения


Библиографический список учебных пособий, используемых в образовательном процессе


  1. Л. А. Кузнецова, Технология. Ручной труд: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2014г.


Литература, рекомендованная для учащихся

  1. Л. А. Кузнецова, Технология. Ручной труд: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2014г.


Литература, использованная при подготовке программы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,1 - -4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. 7-е издание М. «Просвещение»

  2. Л. А. Кузнецова, Технология. Ручной труд: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2014г.