СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по технологии для 4 клласса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Н. А. Некрасова»
Рассмотрена: на методическом объединении учителей начальных классов 23.08.2016г. протокол №1 | Согласована: на педагогическом совете 30.08.2016г. протокол №1 | Утверждена: приказом МАОУ « СОШ №1 им. Н.А. Некрасова» от 01.09.2016г. № 155 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
для 4 класса
на 2016-2017 учебный год
разработана на основе авторской программы
Н.И. Роговцевой по предмету «Технология»
для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Составили: Составила: Волкова Е.П. Мосина Т.А., Черкасова И.Д.
|
г. Чудово
2016 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №763 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Приказ Министерства образования РФ от 22. 09. 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06. 10. 2009 г. №373.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Школа России». – Просвещение Москва 2011. – 528 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Авторская программа курса «Технология» 1-4 классы Н.И. Роговцева, С.В. Анищенкова. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Школа России» – М: Просвещение; Москва: 2011.
- Основная Образовательная Программа начального общего образования МАОУ «СОШ №1 им. Н. А. Некрасова».
Содержание программы полностью соответствует содержанию авторской программы учебного предмета.
ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
Освоение продуктивной проектной деятельности.
Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
2. Общая характеристика курса.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Содержание курса представлено следующими основными разделами:
· общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
· технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности;
· конструирование и моделирование;
· практика работы на компьютере.
3. Место учебного предмета «Технология» в учебном плане.
На изучение технологии в 4 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
– формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
– формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
– развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
– развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
– формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
– развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
– ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
5. Планируемые образовательные результаты.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
6. Содержание учебного предмета.
4 класс
Как работать с учебником (1 ч).
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы.
Человек и земля (21 ч)
Вагоностроительный завод (2 ч).
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»
Полезные ископаемые (2 ч).
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Профессии: геолог, буровик. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Изделие: «Буровая вышка».
Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов (малахитовых плашек) учащимися.
Профессия: мастер по камню. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Изделие: «Малахитовая шкатулка»
Автомобильный завод (2 ч).
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»
Монетный двор (2 ч).
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение. Изделия: «Стороны медали», «Медаль»
Фаянсовый завод (2 ч).
Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Профессии: скульптор, художник.
Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создаётся фаянс»
Швейная фабрика (2 ч).
Знакомство е технологией производственного процесса на фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с материалами. Соблюдение правил работы иглой, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер.
Изделие: «Прихватка».
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи его разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии. Понятие: мягкая игрушка. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка».
Обувное производство (2 ч).
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция. последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви»
Деревообрабатывающее производство (2 ч).
Знакомство с новым материалом - древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различение видов пиломатериалов и способов их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»
Кондитерская фабрика (2 ч).
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какаобобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, конширование. Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест: Кондитерские изделия»
Бытовая техника (2 ч).
Знакомство с понятием «бытовая техника» о её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов»
Тепличное хозяйство (1 ч).
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы»
Человек и вода (3 ч)
Водоканал (1 ч).
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды я жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: Фильтр для очистки воды
Порт (1 ч).
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы»
Узелковое плетение (1 ч).
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Понятие: макраме. Изделие: «Браслет «Человек и воздух»
Человек и воздух (3 ч)
Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Изделие: «Самолёт»
Ракета-носитель (1 ч).
Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Изделие: «Ракета-носитель».
Летательный аппарат. Воздушный змей (1 ч).
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей»
Человек и информация (6 ч)
Создание титульного листа (1 ч).
Осмысление места и значения информация в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издания. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.
Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал- макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист, Изделие: «Титульный лист»
Работа с таблицами (1 ч).
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word.
Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: Работа с таблицами
Создание содержания книги (1 ч).
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу». Практическая работа: «Содержание»
Переплётные работы (2 ч).
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов — шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника»
Итоговый урок (1 ч)
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших.
Выставка работ.
7. Тематическое планирование по технологии в 4 классе на 2016-2017 учебный год, с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п | Раздел. Название темы. | Кол-во часов |
| Характеристика деятельности учащихся
| |||
1 | Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу. | 1 |
| Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. | |||
Земля и человек. (21ч)
|
|
|
| ||||
2-3 | Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон. | 2 |
| Находить и отбиратьинформацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Овладетьосновами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. | |||
4 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. | 1 |
| Находить и отбиратьинформацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. | |||
5 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. | 1 |
| Находить и отбиратьинформацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определятьтехнологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета. | |||
6-7 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | 2 |
| Находить и обозначатьна карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделятьинформацию о конвейерном производстве, выделятьэтапы и операции, объяснятьновые понятия. Соблюдатьправила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ) | |||
8-9 | Монетный двор. Стороны медали. Медаль. | 2 |
| Находить и отбиратьинформацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоитьправила теснения фольги. | |||
10-11 | Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. | 2 |
| Находить и отбиратьинформацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечатьна карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. | |||
12 | Швейная фабрика. Прихватка. | 1 |
| Находить и отбиратьинформацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. | |||
13 | Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. | 1 |
| Находить и отбиратьинформацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использоватьматериалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнятьсамостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. | |||
14-15 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. | 2 |
| Находить и отбиратьинформацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Сниматьмерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. | |||
16-17 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. | 2 |
| Находить и отбиратьинформацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснятьназначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатыватьрейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. | |||
18-19 | Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» | 2 |
| Находить и отбиратьинформацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечатьна карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. | |||
20-21 | Бытовая техника. Настольная лампа. | 2 |
| Находить и отбиратьинформацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечатьна карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализироватьправила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлятьна их основе общие правила пользования бытовыми приборами. | |||
22 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. | 1 |
| Находить и отбиратьинформацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализироватьинформацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. | |||
Человек и вода(3ч)
|
|
|
| ||||
23 | Водоканал. Фильтр для воды. | 1 |
| Находить и отбиратьинформацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследоватьколичество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. | |||
24 | Порт. | 1 |
| Находить и отбиратьинформацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализироватьспособы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать,где можно на практике или в быту применять свои знания. | |||
25 | Узелковое плетение. Браслет. | 1 |
| Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравниватьспособы вязания морских узлов в стиле «макраме». | |||
Человек и воздух (3ч)
| |||||||
26-28 | Самолетостроение. Самолет. | 3 |
| Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. | |||
Человек и информация (6ч)
|
|
|
| ||||
29 | Создание титульного листа. | 1 |
| Находить и отбиратьинформацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделятьэтапы издания книги, соотноситьих с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. | |||
30 | Работа с таблицами. | 1 |
| Закрепить знание и умение работы на компьютере. освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе MicrosoftWord. | |||
31 | Создание содержания книги. | 1 |
| Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. | |||
32-33 | Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». | 2 |
| Находить и отбиратьинформацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснитьзначение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. | |||
34 | Итоговой урок. | 1 |
| Организовать и оформлять выставку изделий.Презентовать работы. |
Календарно – тематическое планирование уроков технологии в 4 классе на 2016 – 2017 учебный год
№Урока
| Тема урока | Ко во ч | Планируемые результаты (предметные) | Основные виды учебной деятельности (УУД) | Дата | ||||||||||||||||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
| |||||||||||||||||||
Содержание урока |
| ||||||||||||||||||||||
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу. | 1 | Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы. | уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса, | применять знания, полученные в 1—2 классах; | нарисовать маршрутную карту станицы. | Оценивать свои результаты. |
| |||||||||||||||
Человек и земля (21ч) |
| ||||||||||||||||||||||
2 | Вагоностроительный завод Изделие: Кузов вагона | 1 | Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. | Проявлять: интерес к изучению темы; ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;
| объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
| адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; формулировать собственное мнение;
| выполнять учебное задание, используя план; выполнять учебное действие, используя условные знаки; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. |
| |||||||||||||||
3 | Вагоностроительный завод Изделие: пассажирский вагон | 1 | Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. |
| |||||||||||||||||||
4 | Полезные ископаемые Изделие: Буровая вышка.
| 1 | Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Профессии: геолог, буровик. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Изделие: «Буровая вышка». | проявлять интерес к объектам социального назначения. | объяснять значение новых слов и использовать их в активном словаре; определять инструменты для работы и обосновывать свой выбор | формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | выполнять учебное действие, используя план; выполнять учебное действие, используя правило. |
| |||||||||||||||
5 | Малахитовая шкатулка Изделие: Малахитовая шкатулка.
| 1 | Малахитовая шкатулка. Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов (малахитовых плашек) учащимися. Профессия: мастер по камню. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Изделие: «Малахитовая шкатулка»
| умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого»; имеют мотивацию к учебной деятельности | объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
| формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; приходить к общему мнению в совместной деятельности. | выполнять учебное действие, используя план; оценивать выполнение учебного задания. |
| |||||||||||||||
6 | Автомобильный завод Изделие: КамАЗ | 1 | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами.
| умеют ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию другого»; имеют мотивацию к учебной деятельности
| использовать приобретённые знания при выполнении задания. | адекватно взаимодействовать и представлять результат деятельности группы. | проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности. выполнять задание в соответствии с планом.
|
| |||||||||||||||
7 | Автомобильный завод Изделие: кузов грузовика | 1 | Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Совершенствование навыков работы с различными видами конструкторов. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: «Кузов грузовика»
| 14.10 | |||||||||||||||||||
имеют мотивацию к учебной деятельности; эстетически воспринимают произведения искусства, проявляют интерес к предмету. | объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
| адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. | выполнять учебное задание, используя условные знаки; выполнять учебное задание по плану, с взаимопроверкой. |
| |||||||||||||||||||
8 | Монетный двор Изделие: медаль
| 1 | Работа с металлизированной бумагой — фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение. Изделия: «Медаль» | ||||||||||||||||||||
9 | Фаянсовый завод Изделие: Основа для вазы,
| 1
| Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Профессии: скульптор, художник. Тест: «Как создаётся фаянс» | имеют мотивацию к учебной деятельности; эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету имеют мотивацию к учебной деятельности; эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету | объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
| формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога | выполнять учебное действие, используя план. |
| |||||||||||||||
10 | Фаянсовый завод Изделие: ваза
| 1 | Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Профессии: скульптор, художник. | объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
| формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога | выполнять учебное действие, используя план. |
| ||||||||||||||||
11 | Швейная фабрика Изделие: Прихватка | 1
| Знакомство е технологией производственного процесса на фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с материалами. Соблюдение правил работы иглой, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер. | имеют художественный вкус; сориентированы на плодотворную работу на уроке | объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
| формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; приходить к общему мнению в совместной деятельности. | выполнять учебное действие, используя план.
|
| |||||||||||||||
12 | Швейная фабрика Изделие: новогодняя игрушка | 1 | Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи его разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии. Понятие: мягкая игрушка. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка». |
| |||||||||||||||||||
13 | Обувное производство Изделие: Модель детской летней обуви
| 1 | Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция. последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. | сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; пользоваться правилами работы при вязании крючком; | использовать речевые средства в рамках учебного диалога. | отработать навык составления плана работы. Выполнять учебное действие. используя алгоритм |
| |||||||||||||||
14 | Обувное производство Изделие: Модель детской летней обуви | 1 | Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви» |
| |||||||||||||||||||
15 | Деревообрабатывающее производство Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений»,
| 1 | Знакомство с новым материалом - древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различение видов пиломатериалов и способов их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. | сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
| использовать речевые средства для представления результата. | научатся вы полнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью |
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
16
| Кондитерская фабрика Изделие: «Шоколадное печенье», «Картошка»
| 1 | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какаобобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке.
| проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять инструменты, приспособления для работы и обосновывать своё мнение. | формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, |
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
17 | Кондитерская фабрика Изделие: пирожное «Картошка»
| 1 | Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло, конширование. Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест: Кондитерские изделия» |
| |||||||||||||||||||
18 | Бытовая техника Изделие: настольная лампа,
| 1 | Знакомство с понятием «бытовая техника» о её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. | обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев; | умеют самостоятельно формулировать проблему,
| научатся слушать и слышать учителя и одноклассников, | научатся выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
| |||||||||||||||
19 | Бытовая техника Изделие: абажур
| 1 | Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы. Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов» |
| |||||||||||||||||||
20 | Тепличное хозяйство Изделие: цветы для школьной клумбы
| 1 | Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы» | имеют мотивацию к учебной деятельности | научатся осуществлять поиск информации из разных источников, | рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. | научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, |
| |||||||||||||||
Человек и вода (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
21 | Водоканал Изделие: фильтр для очистки воды
| 1 | Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды я жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: Фильтр для очистки воды | сориентированы на бережное отношение к воде, ее экономное расходование, защиту водоемов от загрязнения | научатся анализировать информацию, составлять рассказ, определять количество расходуемой воды. | научатся строить понятные речевые высказывания о значении воды, составлять небольшие рассказы,
| анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность, функциональность. |
| |||||||||||||||
22 | Порт Изделие: канатная лестница
| 1 | Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы» | сориентированы на бережное отношение к воде, ее экономное расходование, защиту водоемов от загрязнения | научатся анализировать готовое изделие, выполнять морские узлы и использовать их для изготовления канатной лестницы | научатся слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы. | Рассказывать, какие вопросы и трудности возникли, при составлении плана |
| |||||||||||||||
23 | Узелковое плетение Изделие: браслет | 1 | Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Понятие: макраме. Изделие: «Браслет «Человек и воздух»
| проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; | анализировать образцы изделий, обсуждать план работы | научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике |
| |||||||||||||||
Человек и воздух (3 часа) | |||||||||||||||||||||||
24 | Самолётостроение и ракетостроение Изделие: Моделирование ракеты | 1 | Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. | проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | научатся производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), | обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, | научатся вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, |
| |||||||||||||||
25 | Ракета-носитель Изделие: ракета-носитель | 1 | Закрепление основных знаний о самолетостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. Изделие: «Ракета-носитель». | проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | научатся выполнять разметку деталей по чертежу, | научатся обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения | осознание собственных достижений при освоении темы, |
| |||||||||||||||
26
| Летательный аппарат. Воздушный змей Изделие: Воздушный змей
| 1 | Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей» | имеют эстетический вкус; помогают товарищам | научатся использовать при выполнении задания приемы работы с шилом, | научатся сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, делать выводы | научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, |
| |||||||||||||||
Человек и информация (6 часов)
| |||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
27 | Создание содержания книги Изделие: Издаем книгу-дневник путешественника
| 1 | ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу». Практическая работа: «Содержание» | имеют мотивацию к учебной деятельности | научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения; | формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога. | выполнять самооценку учебного задания.
|
| |||||||||||||||
28 | Создание титульного листа Изделие: титульный лист
| 1 | Осмысление места и значения информация в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издания. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.
| сориентированы на уважительное отношение к людям, чьи профессии связаны с издательством книг; | научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, | научатся оформлять свою мысль в устной форме, составлять рассказ об этапах создания книги | научатся ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, планировать и проговаривать этапы работы, |
| |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
29 | Работа с таблицами Изделие: работа с таблицами
| 1 | Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: Работа с таблицами | проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, слушать и слышать учителя и одноклассников | научатся находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | научатся ориентироваться в учебнике и творческой тетради, |
| |||||||||||||||
30 | Переплётные работы Изделие: книга: соединение листов в дневнике путешественника
| 1 | Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов — шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника» | проявляют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | научатся анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия | адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.
| научатся планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике,
|
| |||||||||||||||
31 | Переплётные работы Изделие: книга: переплет дневника и оформление обложки
| 1 | Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов — шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника» |
| |||||||||||||||||||
32 | Итоговый урок. Презентация своих работ. Выставка.
| 1 | Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ. | обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | научатся анализировать выполненные работы, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме | формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;
| выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
|
| |||||||||||||||
33 | Деревообрабатывающее производство Изделие: лесенка –опора для растений | 1 | Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. «Лесенка-опора для растений» | сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;
| использовать речевые средства для представления результата. | научатся вы полнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью |
| |||||||||||||||
34 | Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке | 1 | Знакомство с сельскохозяйственным трудом по высаживанию рассады бархатцев. | Научиться выполнению работы, анализировать качество её выполнения | Научится оформлять устный рассказ на этапе посадки рассадды |
| Выполнять учебное задание, использовать план алгоритм |
| |||||||||||||||
Итого -34 часа |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология 4 кл. Учебник, М. – Просвещение, 2011
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология 4 кл. Рабочая тетрадь, М. – Просвещение, 2011
Н.В. Шипилова, Н.И. Роговцева Технология. Методической пособие с поурочными разработками 4 класс
Технические средства обучения: оборудование рабочего места учителя, магнитная доска, классная доска, персональный компьютер
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения; действующие модели геометрических фигур; наборы бумаги разного типа; заготовки природного материала.