
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса «А» МБОУ «СОШ № 8 г.Горно-Алтайска»
Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»(в ред.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ п.7 ст.12.)
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 ( Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009г., регистрационный № 15785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010г № 1241.г. Москва « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. №373» ( Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011г. Регистрационный № 19707).
- Приказ Минобрнауки России №1578 от 31.12.2015г. « О внесении изменений в ФГОС НОО».
- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189г. Москва « Об утвержнении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г. Регистрационный №19993).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 « О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10»
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. №986
(зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011г. Регистрационный № 19682) « Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Положение о рабочей программе учителя начальных классов МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска», работающего по ФГОС №182-Д от 16.08.2016г.
-Учебный план МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска» №239 от 01.08.2018г.
Особенность по отношению к ФГОС НОО
Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом второго поколения для основной школы.
Концепция программы
Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:
Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);
Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);
Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи предмета:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей, ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
– внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
– первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого
соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
В соответствии с базисным учебным планом для начального общего образования на изучение «Изобразительного искусства» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Общее число часов в году— 33 часа
Срок реализации программы- 1 год (2018-2019 учебный год)
Для реализации программы используются учебники «Технология» – Е.А.Лутцева. Издательство М.: Просвещение 2014 г, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
К концу первого класса учащиеся должны
Знать:
– основные требования культуры труда (о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока; об использовании макулатуры при работе с клеем);
– правила безопасной работы с ножницами и иглой;
– правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
– назначение шаблона, стеки, гладилки;
– правила вырезания детали ножницами из листа бумаги:
а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»;
б) «сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру»;
– что сгибы в изделиях из плотной бумаги или картона необходимо предварительно продавить с помощью специального инструмента;
Уметь:
– соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
– использовать правила и приёмы рациональной разметки;
– выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
– аккуратно и ровно сгибать бумагу, пользоваться гладилкой;
– аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
– аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
– аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
– аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
– выполнять простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
– плести «косичку» из трёх нитей;
– пришивать пуговицы;
– выполнять комбинированные работы из разных материалов;
– самостоятельно подбирать материал, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;
– воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
– внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;
– устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её созданию;
– создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.
Содержание учебного предмета
Содержание курса представлено следующими основными разделами:
- общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
- технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности;
- конструирование и моделирование.
Давайте познакомимся (1 час)
Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология?
Природная мастерская. Рукотворная природа. (3 часа)
Пластилиновая мастерская. Пластилиновая живопись (2 часа)
Природа и творчество. Природные материалы. (3 часа)
Бумажная мастерская (8 часов)
Школа оригами (5 часов)
Орнамент (2 часа)
Текстильная мастерская (4 часа)
Аппликация (4 часа)
Резерв (1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела в программе | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Давайте познакомимся (1 час) | Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология. | 1 | Объяснять значение каждого пособия. Осваивать критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков). Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Объяснять значение слово «технология». Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на уроках «Технологии», соотносить их с освоенными умениями. | | |
2 | Природная мастерская Рукотворная природа. (3 часа) | Рукотворный и природный мир города и села. Экскурсия. | 1 | Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. | | |
3 | Собери природную картинку. Экскурсия. | 1 | | |
4 | На земле, на воде и в воздухе. Какой бывает транспорт? Экскурсия. | 1 | | |
5 | Природа и творчество. Природные материалы. (3 часа) | Композиция из листьев. «Павлин» | 1 | Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Выполнять практическую работу из природных материалов: заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов. Узнать, что такое композиция. | | |
6 | Композиция из листьев. «Лесное озеро» | 1 | | |
7 | Композиция из природных материалов. Семена и фантазии. «Ежик на полянке» | 1 | | |
8 | Пластилиновая мастерская. Пластилиновая живопись. (2 часа) | Пластилин. Узор в крышке из пластилиновых шариков. «Бабочка», «Кораблик» (по выбору) | 1 | Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осмысливать значение бережного отношения к природе. | | |
9 | Пластилиновая живопись. «Рыбка в аквариуме» | 1 | | |
10 | Школа Оригами. (3 часа) | Техника оригами. Базовые формы оригами. «Воздушный змей», «Блинчик», «Двойной треугольник», «Рыбка». | 1 | Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваиваем технику оригами, способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Участвовать в творческой деятельности. Использовать приемы работы с бумагой складывание, свертывание. Узнать, что такое оригами. | | |
11 | Фигурки оригами: «Бабочка». | 1 | | |
12 | Фигурки оригами: «Лягушонок». «Самолетик». | 1 | | |
13 | Бумажная мастерская (4 часа) | Новый год. Проект. «Елка из бумажных полос». | 1 | Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. | | |
14 | Украшение на елку. «Снежинки Деда Мороза». | 1 | | |
15 | Украшение на окно. | 1 | | |
16 | Школа Оригами (2 часа) | Оригами. «Божья коровка». | 1 | Осваиваем технику оригами, способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру. Использовать приемы работы с бумагой складывание, свертывание. | | |
17 | Оригами. «Птица». | 1 | | |
18 | Орнамент (2 часа) | Бумага. Орнамент в полосе. «Цветной Удавчик» | | Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Определять и использовать приемы работы с бумагой, необходимые для выполнения изделия. | | |
19 | Зарядка для ума. «Закладка». | | | |
20 | Аппликация (4 часа) | Подарок ко Дню Защитника Отечества. «Наша родная армия». | 1 | Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу. Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. Выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру. | | |
21 | «Подарок-портрет» | 1 | | |
22 | Обрывная аппликация. «Рыбка», «Машинка» (по выбору) | | | |
23 | «Праздник цветов».Картина «Подснежник» в рамке (по выбору). | 1 | | |
24 | Бумажная мастерская (5 часов) | Бумага. Изготавливаем кораблик. | 1 | Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. | | |
25 | Работа с бумагой. «Весенний цветок» | 1 | | |
26 | «Пришла весна». | 1 | | |
27 | Весенние цветы из креповой бумаги. | 1 | | |
28 | Бумага. Корзинка. | 1 | | |
29 | Текстильная мастерская (4 часа) | Мир тканей. Для чего нужны ткани? «Маковые узелки» | 1 | Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение.Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. | | |
30 | Игла-труженица. «Лучи-узелки на Солнышке» | 1 | | |
31 | Вышивка. Вышивание стежков. «Прямая строчка и перевивы» | 1 | | |
32 | Прямая строчка и перевивы. Веселая игольница. ( по выбору) | 1 | | |
33 | Резерв ( 1 час) | Обобщение изученного материала | 1 | | | |