Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ряжская средняя школа № 1»
«Принято» МО учителей естественно-математического цикла Протокол №_________ от «___»_______20__ Руководитель МО Цыбакова Л.В. | «Принято» Педагогический совет Протокол №________ от «___»_______20__ | Утверждаю: Директор МОУ «Ряжская средняя школа № 1» ____________Елистратов А.В. Приказ №________ от «___»_______20__ |
Рабочая программа по технологии
(вариант для девочек)
10 класс
по 1 часу в неделю (34 ч в год)
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
учитель технологии
МОУ «Ряжская средняя школа № 1»
О.Н.Кочетова
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень) к учебнику Технология. Базовый уровень.10 – 11классы. Под ред. Симоненко В.Д., Очинин О.П, Матяш Н.В и др.- Вентана–Граф, 2019 г.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования и предназначен для учащихся непрофильного, или универсального уровня образования, готовит старшеклассников к активной профессиональной деятельности.
Специфика предмета.
Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 68 часов, из расчета: в 10 классе - 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа в год (1 час в неделю)
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 10 и 11 классе отводится не менее 68 часов, из расчета 1 ч. в неделю в каждом классе.
Планируемые результаты.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи предмета :
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;
ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
ознакомить с отраслями современного производства и сферы услуг;
ведущими предприятия региона;
творческими методами решения технологических задач;
назначением и структурой маркетинговой деятельности на предприятиях;
основными функциями менеджмента на предприятии;
основными формами оплаты труда;
порядком найма и увольнения с работы;
содержанием труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
устойчивостью конъюнктуры по отдельным видам работ;
источниками информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
путями получения профессионального образования и трудоустройства;
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.
Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Знать:
понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,
чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей
кто может быть участником предпринимательской деятельности,
какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;
выдвигать деловые идеи;
характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план;
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;
распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать полученные знания для:
повышения активности процесса и результатов своего труда;
поиска и применения различных источников информации;
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
составления резюме при трудоустройстве.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
10 КЛАСС
Технология в современном мире – 17 часов
Теоретические сведения.
Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Природоохранные технологии.
Практические работы.
Технология проектной деятельности – 17 часов
Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм проектирования методы решения творческих задач . Процесс решения-мозговой штурм и метод обратной мозговой атаки. Меитод контрольных вопросов. Синектика, применение морфологического анализа при решении задач. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта. Алгоритмический метод решения изобретательных задач. \защита интеллектуальной собственности. Исследовательский проект и его защита.
Проектная деятельность – 9 часов
Практические работы.
Учебно-тематический план 10 класс
№ пп | Раздел темы | |
теория | практика |
Технология в современном мире -17 часов. | |
1 | Технология и техносфера. Технология как часть общечеловеческой культуры | 1 | |
2 | Виды технологий. Технологии электроэнергетики | 2 | |
3 | Технологии индустриального производства | 1 | |
4 | Технологии производства сельскохозяйственной продукции | 1 | 1 |
5 | Технологии агропромышленного Производства (АПК) | 1 | |
6 | Технологии легкой промышленности и пищевых производств | 1 | |
7 | Природоохранные технологии Проектно исследовательская деятельность | 1 | 1 |
8 | Перспективные направления развития современных технологий | 1 | 1 |
9 | Новые принципы организации современного производства –инновационная деятельность | 0,5 | 0,5 |
10 | Информационный проект | | 3 |
11 | Особенности современного проектирования | 1 | |
Технология проектной деятельности -17 часов | |
13 | Алгоритм проектирования | 1 | |
14 | Методы решения творческих задач Логические и эвристические методы решения задач. Творческая работа «Создание товарного знака нового продукта или предприятия» | 1 | 1 |
15 | Процесс решения творческих задач. Мозговой штурм - эффективный метод решения творческих задач. | 0,5 | 0,5 |
16 | Метод обратной мозговой атаки | 0,5 | 0,5 |
17 | Метод контрольных вопросов поиска решений творческих задач | 0,5 | 0,5 |
18 | Синектика | 0,5 | 0,5 |
19 | Применение морфологического анализа при решении задач. | 0,5 | 0,5 |
20 | Метод фокальных объектов | 0,5 | 0,5 |
21 | Алгоритмические методы решения изобретательных задач | 0,5 | 0,5 |
22 | Защита интеллектуальной собственности | 1 | |
23 | Мысленное построение нового изделия | 0,5 | 0,5 |
24 | Исследовательский проект | 1 | 3 |
Итого | 18,5 | 15,5 |
Всего | 34 часа | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ урока | Дата проведения | Разделы Тема урока | Кол-во часов | Ключевые понятия и термины | Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы | Тип урока | Д/З |
По плану | По факту |
I.Технология в современном мире -17 часов. |
1 | | | Технология и техносфера. Технология как часть общечеловеческой культуры | 1 | Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения | Знать: • определение понятия «культура»; • основные виды культуры; • определение понятия «технология». Уметь: • приводить примеры взаимосвязи материальной и духовной культуры; • приводить примеры влияния технологий на общественное развитие | Урок усвоения новых знаний | §8 Стр. 51-62 |
2-3 | | | Виды технологий. Технологии электроэнергетики | 2 | Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Технологии электроэнергетики и их альтернатива. | Знать: виды технологий; характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы. Уметь: объяснять сущность взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг; приводить примеры технологий производственной и непроизводственной сферы. | Урок усвоения новых знаний | §9 Стр. 62-70 |
4 | | | Технологии индустриального производства | 1 | Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Автоматизация и роботизация производственных процессов | Знать: основные виды современных технологий индустриального производства; характерные особенности современных технологий индустриального производства. Уметь: приводить примеры наиболее распространенных современных технологий в различных отраслях индустриального производства | Урок усвоения новых знаний | §10 Стр. 70-73 |
5-6 | | | Технологии производства сельскохозяйственной продукции Практическая работа №11 (стр.81) | 2 | Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции | Знать: основные виды современных технологий производства сельскохозяйственной продукции; характерные особенности современных технологий производства сельскохозяйственной продукции Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции | Комбинированный | §11 Стр. 73-78, 78-82 Доклад |
7 | | | Технологии агропромышленного Производства (АПК) | 1 | Современные технологии АПК. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий | Знать: основные сферы АПК; характерные особенности современных технологий АПК. Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции | Урок усвоения новых знаний | §11 Стр. 83-85 Доклад |
8 | | | Технологии легкой промышленности и пищевых производств | 1 | Современные технологии производства легкой промышленности и пищевой промышленности | Знать: основные отрасли легкой промышленности; основные отрасли пищевой промышленности; характерные особенности. Уметь: приводить примеры предприятий различных отраслей, описывая различные применяемые технологии производства | Урок усвоения новых знаний | §12 Стр. 85-94 |
9-10 | | | Природоохранные технологии Практическая работа №12 (стр.104) Проектно исследовательская деятельность | 2 | Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы современного общества Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды Методы и средства оценки Экологического состояния окружающей среды. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов | Знать: основные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека; определения понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; предельно допустимые нормативы содержания вредных веществ в атмосфере, почве, воде; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. Уметь: указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду; приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий | Комбинированный | §13 Стр. 95-104 Доклад |
11-12 | | | Перспективные направления развития современных технологий Практическая работа №13 (стр.113) | 2 | Возрастание роли информационных технологий. Нанотехнологии | Знать: основные виды современных перспективных технологий; определения понятий «информационные технологии»; «нанотехнологии»; основные сферы применения современных перспективных технологий. Уметь: приводить примеры применения современных перспективных технологий во всех сферах жизни общества | Комбинированный | §14 Стр. 105-116 §14 Стр.116-127 Доклад «Нано-технологии» |
13 | | | Новые принципы организации современного производства -инновационная деятельность Практическая работа №14 (стр.134) | 1 | Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии | Знать: определение понятия «инновационная деятельность»; сущность инновационной деятельности предприятия. Уметь: приводить примеры инновационных продуктов и технологий; определять возможные направления инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей | Комбинированный | §15 Стр. 127-134 Доклад. Подготовка информаци-онного проекта |
14-16 | | | Информационный проект Практическая работа №1 (стр.12) | 3 | Понятие информационного проекта, его особенности. Этапы выполнения: 1.Цель проекта 2.Предмет поиска 3. Поиск источников информации 4. обработка информации 5. оформление результата Презентация проекта | Знать: понятие информационного проекта, алгоритм выполнения, правила оформления. Уметь: указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду; приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий | Комбинированный | Подготовка информационного проекта |
17 | | | Особенности современного проектирования Защита проекта | 1 | Требования к проектированию, законы художественного конструирования и экспертиза изделия. Оценка изделия | Знать: сущность проектирования; особенности экспертной оценки. Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач | Комбинирован-ный | §1 Стр. 6-12 |
| Технология проектной деятельности -17 часов |
18 | | | Алгоритм проектирования | 1 | Этапы проектирования. Формирование идей и предложений | Знать: сущность алгоритма проектирования; принципы банка идей и предложений Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач | Урок усвоения новых знаний | §2 Стр.13-17 |
19-20 | | | Методы решения творческих задач Логические и эвристические методы решения задач. Практическая работа №2 (стр.19) | 2 | Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. | Знать: сущность эвристических приемов решения практических задач; особенности применения эвристических приемов решения творческих задач. Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач | Комбинирован-ный | §3 Стр. 17-21 |
21 | | | Процесс решения творческих задач. Мозговой штурм-эффективный метод решения творческих задач. Практическая работа №3 (стр.23) | 1 | Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки) | Знать: определение понятия «мозговой штурм»; условия применения метода мозгового штурма; правила проведения мозгового штурма. Уметь: формулировать цели мозгового штурма; применять метод мозгового штурма с учетом решаемой задачи | Комбинированный | §4 Стр. 22-24 |
22 | | | Метод обратной мозговой атаки Практическая работа №4 (стр.25) | 1 | Метод недостатков - ключ к совершенству Диверсионный метод | Знать: суть метода обратной МА Уметь: использовать обратную МА для обнаружения скрытых задач | Комби-нирован-ный | §4 Стр. 25-26 |
23 | | | Метод контрольных вопросов поиска решений творческих задач Практическая работа №5 (стр.27) | 1 | Цели и правила проведения морфологического анализа | Знать: сущность метода «контрольных вопросов»; порядок проведения метода контрольных вопросов Уметь: применять метод контрольных вопросов | Комби-нированный | §4 Стр.26-28 |
24 | | | Синектика Практическая работа №6 (стр.29) | 1 | Способы различных эффектов, используемые при решении задач | Знать: рабочие механизмы Уметь: использовать банк эффектов при решении простейших практических задач | Комби-нирован-ный | §4 Стр. 28-30 |
25 | | | Применение морфологического анализа при решении задач. Функционально-стоимостной анализ Практическая работа №7 (стр.32) | 1 | Решение творческих задач с помощью морфологического анализа | Уметь: применять метод морфологического анализа при решении творческих | Комби-нированный | §4 Стр. 31-33 |
26 | | | Метод фокальных объектов Практическая работа №8 (стр.36) | 1 | Нестандартные методы поиска решений | Уметь пользоваться данным методом при решении творческих задач | Комби-ниро-ванный | §4 Стр. 34-36 |
27 | | | Алгоритмические методы решения изобретательных задач Практическая работа №9 (стр.38) | 1 | Алгоритмические методы поиска решений. АРИЗ. Основные рабочие механизмы АРИЗ | Знать:сущность алгоритмических методов поиска решений творческих задач; особенности АРИЗ; рабочие механизмы АРИЗ. Уметь: приводить примеры задач, требующих при решении применения АРИЗ | Комби-нированный | Работа над прикладным проектом |
28 | | | Защита интеллектуальной собственности | 1 | Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации | Знать: определение понятия «интеллектуальная собственность»; виды интеллектуальной собственности; сущность понятия «авторское право»; способы защиты авторских прав; основы законодательства по защите авторских прав | Урок усвоения новых знаний | §4 Стр. 39-42 |
29 | | | Мысленное построение нового изделия Практическая работа 10 (стр.50) | 1 | Постановка целей и изыскание средств проектирования.. Материализация проекта. | Знать: сущность алгоритма проектирования; принципы банка идей и предложений Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач | Комби-нированный | §7 Стр. 42-50 |
30-32 | | | Исследовательский проект. | 3 | Проектная деятельность, основные этапы, особенности проекта, исследовательский этап; технологический этап анализ проектной деятельности; презентация результатов проектной деятельности | Знать основные понятия, алгоритм выполнения Уметь: определять цель и задачи исследования, решения творческих задач в технологической деятельности. | Комбинированный | Подготовка исследовательского проекта |
33-34 | | | Защита проектов | 2 | Защита проектов разработанных учащимися | Умение вести защиту своей работы, дискутировать в процессе представления проекта, аргументировать свою позицию | Защита проекта | |
Учебно-методический комплекс
Учебники
Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2019 г.
Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2015 г.
Методическая литература
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2015.-240 с.
Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2019.
Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2015.-224 с.