Программа по технологии для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы начального общего образования по технологии, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по технологии, завершённой предметной линии учебников «Технология», авт. Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой (УМК «Школа России»)
Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.
№ урока | Тема урока | Планируемое д/з | Дата | Корректировка КТП |
Художественная мастерская (10 часов) |
1 | Повторение знаний и умений, полученных в 1 классе | | | |
2 | Тон, форма, размер – средства художественной выразительности | | | |
3 | Роль цвета в композиции Практическая работа №1 «Аппликация с разными цветовыми сочетаниями» | | | |
4 | Виды цветочных композиций Практическая работа №2 «Композиции из природных материалов». | | | |
5 | Белое изображение на белом фоне. Светотень. Практическая работа №3 «Рельефные композиции из белой бумаги» | | | |
6 | Симметрия. Симметричные детали Практическая работа №4 «Композиция из симметричных деталей» | | | |
7 | Картон. Виды и свойства картона. Практическая работа №5 «Освоение биговки» | | | |
8 | Проект № 1 «Африканская саванна» | | | |
9 | Приемы получения объёмных деталей Практическая работа №6 «Объемная композиция «Попугай» | | | |
10 | Криволинейное сгибание картона Оценка достижений. | | | |
Чертёжная мастерская (7 часов) |
11 | Технологические операции ручной обработки материалов | | | |
12 | Чертежный инструмент- линейка. Виды и функции. Практическая работа №8 «Построение и измерений фигур с помощью линейки» | | | |
13 | Чертеж. Чтение чертежа. Практическая работа №9 «Изготовление изделий по чертежам» | | | |
14 | Плетеные изделия Практическая работа №10 «Аппликация с плетением» | | | |
15 | Чертежный инструмент –угольник. Виды и функции. Практическая работа №11 «Изготовление открытки» | | | |
16 | Чертежный инструмент- циркуль. Практическая работа №12 | | | |
17 | Мастерская Деда мороза и Снегурочки. Оценка достижений. | | | |
Конструкторская мастерская (10 часов) |
18 | Подвижные игрушки. Практическая работа №13 «Качели» | | | |
19 | Подвижные игрушки. Разборная конструкция Практическая работа №14 «Моторчик» | | | |
20 | Подвижные игрушки. Шарнирная конструкция Практическая работа №15 «Дергунчик» | | | |
21 | Что заставляет вращаться пропеллер? | | | |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? П.р. №16 | | | |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | | | |
24 | Как машины помогают человеку? | | | |
25 | Поздравляем женщин и девочек П.р. №17 | | | |
26 | Что интересного в работе архитектора? Проект № 2 «Создадим свой город». | | | |
27 | Оценка достижений | | | |
Рукодельная мастерская (7 часов) |
28 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | | | |
29 | Какие бывают ткани? Натуральные ткани и их свойства П.р. №18 | | | |
30 | Какие бывают нитки? Как они используются? П.р. №19 | | | |
31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? П.р. №20 | | | |
32 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. П.р. №21 | | | |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. П.р. №22 Оценка достижений. | | | |
34 | Обобщающий урок. Что узнали? Чему научились? | | | |
– объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;
– самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
– учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образ- цов изделий); – учиться планировать практическую деятельность на уроке;
– с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
– учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
– работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;
– определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
– ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
– добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир технических достижений.
– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
№ урока | Тема урока | Планируемое д/з | Дата | Корректировка КТП | Доп. информация |
Художественная мастерская (10 часов) | |
1 | Что ты уже знаешь? П.р. №1 | | | | Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам. Изготовление изделий в технике оригами. |
2 | Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? | | | | Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подбор семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план из двух предложенных. Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу. Изготовление композиций из семян растений. |
3 | Какова роль цвета в композиции? П.р. №2 | | | | Знакомство со средством художественной выразительности –цветом. Цветовой круг, цветосочетания. Упражнение по подбору близких по цвету и контрастных цветов. Использование цвета в картинах художников. Разметка деталей по шаблону. Использование линейки в качестве шаблона. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление аппликаций, композиций с разными цветовыми сочетаниями материалов. |
4 | Какие бывают цветочные композиции? П.р. №3 | | | | Знакомство с видами композиций: центральная, вертикальная, горизонтальная. Центр композиции. Композиции в работах художников. Упражнение по составлению разных видов композиций из листьев. Подбор цветосочетаний бумаги. Разметка деталей по шаблону. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций разных видов. |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? П.р. №4 | | | | Средства художественной выразительности. Светотень. Сравнение плоских и объёмных геометрических форм. Упражнение по освоению приёмов получения объёмных форм из бумажного листа. Разметка нескольких одинаковых деталей по шаблону, придание объёма деталям, наклеивание за фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из дву предложенных. Изготовление рельефных композиций из белой бумаги. |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? П.р. №5 | | | | Введение понятия «симметрия». Упражнение по определению симметричных и несимметричных изображений и предметов. Знакомство с образцами традиционного искусства, выполненными в технике симметричного вырезания. Разметка симметричных деталей складыванием заготовок в несколько слоёв и гармошкой, разметкой на глаз, наклеивание на фрагмент, точечно. Использование законов композиции. Составление композиции по образцу, собственному замыслу. Обучение умению выбирать правильный план работы из двух предложенных. Изготовление композиций из симметричных бумажных деталей. |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? П.р. №6 | | | | Повторение сведений о картоне (виды, свойства). Освоение биговки. Упражнения по выполнению биговки. Разметка деталей по шаблонам сложных форм. Выполнение биговки по сгибам деталей. |
8 | Наши проекты. Проект № 1 «Африканская саванна.» П.р. №7 | | | | Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение конструкции силуэтов животных, технологий изготовления из деталей. распределение работы внутри групп с помощью учителя. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление изделий сложных форм в одной тематике |
9 | Как плоское превратить в объёмное? | | | | О многообразии животного мира, формах клювов и ртов разных животных. Получение объёмных деталей путём надрезания и последующего складывания части детали. Упражнение по изготовлению выпуклой детали клюва. Разметка детали по половине шаблона. Закрепление умения выполнять биговка. Выбор правильных этапов плана из ряда предложенных. Изготовление изделий с использованием вышеуказанного приёма получения объёма с разметкой по половине шаблона. |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя и оценим свои достижения. Тест № 1 | | | | О древних ящерах и драконах. Мифология и сказки. Криволинейное сгибание картона. Пробное упражнение по освоению приёма получения криволинейного сгиба. Закрепление умения выполнять биговку. Разметка деталей по половине шаблона. Точечное наклеивание деталей. Составлен ие собственного плана и его сравнение с данным в учебнике. Изготовление изделий с деталями, имеющими кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона. |
Чертёжная мастерская (7 часов) | |
11 | Что такое технологические операции и способы? П.р. №8 | | | | Введение понятия «технологические операции». Знакомство с основными технологическими операциями ручной обработки материалов и способами их выполнения. Задание подобрать технологические операции и способы их выполнения предложенным готовым изделиям. Знакомство с технологической картой. Самостоятельное составление плана работы. Складывание бумажных полосок пружинкой. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой. |
12 | Что такое линейка и что она умеет? П.р. №9 | | | | Введение понятия «линейка – чертёжный инструмент». Функциональное назначение линейки, разновидности линеек. Проведение прямых линий, измерение отрезков по линейке. Измерение сторон многоугольников. Контроль точности измерений по линейке. Подведение итогов, самоконтроль по предложенным вопросам. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Построение прямых линий и отрезков. Измерение отрезков. Измерение сторон геометрических фигур. |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? П.р. №10 | | | | Введение понятия «чертёж». Линия чертежа: основная, толстая, тонкая, штрихпунктирная с двумя точками. Чтение чертежа. Изделия и их чертежи. Построение прямоугольника от одного прямого угла. Изготовление изделия по его чертежу. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам. |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | | | | Знакомство с народным промыслом плетения изделий из разных материалов. Знакомство с понятиями «ремесленник», «ремёсла», названиями ряда ремёсел. Ремёсла родного края учеников. Знакомство с приёмом разметки прямоугольника от двух прямых углов. Разметка одинаковых бумажных полосок. Упражнение по разметке полосок из бумаги. Закрепление умения чтения чертежа. Плетение из бумажных полосок. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление деталей с плетёными деталями. |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? П.р. №11 | | | | Введение понятия «угольник – чертёжный инструмент». Функциональное назначение угольника, разновидности угольников. Контроль прямого угла в изделиях прямоугольной формы. Измерение отрезков по угольнику. Порядок построения прямоугольника по угольнику. Закрепление умения чтения чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с основой прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам. |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? П.р. №12 | | | | Введение понятий: «циркуль-чертёжный инструмент», «круг», «окружность», «дуга», «радиус». Функциональное назначение циркуля, его конструкция. Построение окружности циркулем. Откладывание радиуса окружности заданного радиуса. Контроль размера радиуса с помощью циркуля и линейки. Упражнение в построении окружностей. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью циркуля. |
17 | Мастерская Деда мороза и Снегурочки. Проверим себя и оценим свои достижения. Тест № 2 П.р. №13 | | | | Знакомство с чертежом круглой детали. Соотнесение детали и её чертежа. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий из кругов, размеченных с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм, размеченных с помощью угольника и линейки. |
Конструкторская мастерская (10 часов) | |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? П.р. №14 | | | | Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали. |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? П.р. №15 | | | | Введение понятий «разборная конструкция», «неразборная конструкция». Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения изготовления шарнирного механизма по принципу вращения. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения. |
20 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной П.р. №16 | | | | Расширение знаний о шарнирном механизме. Пробные упражнения по изготовлению шарнирного механизма по принципу марионетки (игрушки «дергунчики»). Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу марионетки – «дергунчик». |
21 | Что заставляет вращаться пропеллер? | | | | Об использовании пропеллера в технических устройствах, машинах. Назначение винта (охлаждение, увеличение подъёмной силы, вращение жерновов мельницы). Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница). |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? П.р. №17 | | | | Введение понятий «модель», «щелевой замок». Общее представление об истории освоения неба человеком. Основные конструктивные части самолёта. Разметка деталей по сетке. Сборка деталей модели щелевым замком. Проверка конструкции в действии. Внесение коррективов. Изготовление модели самолёта. Сборка щелевым замком. |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? П.р. №18 | | | | Общее представление об истории вооружения армией России в разные времена. О профессиях женщин в современной российской армии. Разметка деталей по чертежу. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделия на военную тематику (открытка со вставками) |
24 | Как машины помогают человеку? П.р. №19 | | | | Введение понятий «макет», «развёртка». Общее представление о видах транспорта трёх сфер (земля, вода, небо). Спецмашины. Назначение машин. Сборка модели по её готовой развёртке. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление моделей машин по их развёрткам. |
25 | Поздравляем женщин и девочек П.р. №20 | | | | Представление о важности общения с родными и близкими, о проявлении внимания, о поздравлениях к праздникам, о способах передачи информации, об открытках, истории открытки. Повторение разборных и неразборных конструкций. Получение объёма путём надрезания и выгибания части листа. Сравнение с ранее освоенным сходным приёмом (клювы). Использование ранее освоенных знаний и умений. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке или угольнику и других ранее освоенных знаний и умений. |
26 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проект № 2 «Создадим свой город». П.р. №21 | | | | Представление о работе архитектора, об архитектуре. Использование архитектором средств художественной выразительности. Познакомить с отдельными образцами зодчества. Наши проекты. Макет города. Работа в группах по 4-6 человек. Распределение работы внутри групп с помощью учителя. Обсуждение конструкций макетов зданий, технологий их изготовления. Изготовление деталей деревьев, кустарников и заборов складыванием заготовок. Работа с опорой на технологические карты. Обсуждение результатов коллективной работы. Изготовление макета родного города или города мечты. |
27 | Какой секрет у подвижных игрушек? П.р. №22 Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №3 | | | | Введение понятий «подвижное и неподвижное соединение деталей», «шарнир», «шило». Приёмы безопасной работы шилом и его хранение. Упражнение в пользовании шилом, прокалывание отверстий шилом. Шарнирное соединение деталей по принципу качения детали. Использование ранее освоенных способов разметки и соединения деталей. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу качения детали. |
Рукодельная мастерская (7 часов) | |
28 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | | | | |
29 | Какие бывают ткани? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? П.р. №23 | | | | Ткачество и вязание. Ткани и трикотаж. Их строение, свойства. Нетканые материалы (флизелин, синтепон, ватные диски), их строение и свойства. Использование тканей, трикотажа, нетканых материалов. Профессии швеи и вязальщицы. Разметка на глаз и по шаблонам. Точечное клеевое соединение деталей, биговка. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных дисков, синтепона). Виды натуральных тканей: хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные. Их происхождение. Сравнение образцов. Свойства тканей. Поперечное и продольное направление нитей тканей. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Способы соединения деталей из ткани. Нанесение клейстера на большую тканевую поверхность. Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу. |
30 | Какие бывают нитки? Как они используются? П.р. №24 | | | | Виды ниток: шёлковые, мулине, швейные, пряжа. Их использование. Происхождение шерстяных ниток- пряжи. Изготовление пряжи – прядение. Отображение древнего ремесла прядения в картинах художников. Изготовление колец для помпонов с помощью циркуля. Чтение чертежа. Изготовление помпона пряжи. Составление плана работы. Работа по технологической карте. Изготовление изделий, частью которых является помпон. |
31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? П.р. №25 | | | | Вышивки разных народов. Их сходство и различия. Повторение понятий «строчка», «стежок», правил пользования иглой и швейными булавками. Строчка косого стежка и её варианты. Пробное упражнение в выполнении строчки косого стежка и крестика. Безузелковое закрепление нитки на ткани. Канва – ткань для вышивания крестом. Изготовление изделий с вышивкой крестом |
32 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. П.р. №26 | | | | Введение понятия «лекало». Технологические операции изготовления изделий из ткани, их особенности. Особенности резания ткани и разметки деталей кроя по лекалу. Сравнение технологий изготовления изделий из разных материалов. Корректировка размера лекала в соответствии с размером предмета, для которого изготавливается футляр. Пришивание бусины. Соединение деталей кроя изученными строчками. Изготовление изделий, размеченных по лекалам и соединённых изученными ручными строчками. |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. П.р. №27 Проверим себя и оценим свои достижения. Тест № 4 | | | | |
34 | Обобщающий урок. Что узнали? Чему научились? | | | | |