Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Физико-математическая школа №56 г.Улан-Удэ»
«Рассмотрено на заседании ШМО» Руководитель ШМО _____ / Шахтина Л.В./ Протокол № от « ___» ________2019г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР ____ / Свобода И.М./ Протокол № от«____» ___________2019г | «Утверждено» Директор школы _____ /Перинова В.В/ Приказ № от «____» ______2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Батуевой Туяны Владимировны,
учителя начальных классов
по технологии для 3 «З» класса
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по технологии для 3 класса составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 12.07.2011 № 1093
Учебного плана МАОУ «ФМШ №56» на 2019-2020 учебный год
Положения о рабочей программе, утвержденного приказом МАОУ «Физико-математическая школа №56».
Примерной программы по технологии с учетом авторской программы «Технология», авторы: Е.А.Лутцева. М.: Баласс, 2013 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы на 2015-2016 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ от 31.03.2014 г № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576;
приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.
Основная цель обучения является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Конкретные задачи обучения:
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребёнка.
Курс состоит из ряда блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок изобразительный. В нём эстетический контекст находит своё выражение в художественно-изобразительной деятельности.
Третий блок технико-технологический. Здесь основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметно деятельностном содержании.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей и приёмов сценического искусства через специальные упражнения.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия (заключения РАО № 01-5/7д-644 от 20.10.2013 РАН № 10106-5215/395 от 01.1102010г)
Учебники:
1. Технология («Прекрасное рядом с тобой») О.А. Куревина, Е.А. Лутцева; – М.: Баласс, 2013.
2. Технология («Прекрасное рядом с тобой») методические рекомендации автор Е.А. Лутцева; – М.: Баласс, 2013.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Ученик научиться»
Личностными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и класифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» является формирование следующих умений:
иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
«Ученик получит возможность научиться».
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
иметь представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях;
знать холодные и тёплые цвета;
уметь выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.
По трудовой(технико-технологической) деятельности:
знать виды изучаемых материалов их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю; под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в табличной форме ниже.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Раздел 1. Жизнь и искусство (20 часа)
Раздел 2. Гармония образа (14 часов)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание Традиции и творчество мастеров при создании предметной среды. Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека-художника. Гармония предметов и окружающей среды (соответствие предмета (изделия) обстановке). Знание и уважение традиций архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства народов России и мира, в том числе своего края. Природа как источник творческих идей мастера и художника. Профессии мастеров прикладного творчества. Художественный анализ средств выразительности конкретных заданий. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым, ветеранам (социальный проект), макеты. Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному замыслу). Самообслуживание – пришивание пуговиц.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка деталей копированием с помощью кальки.
Разметка развёрток с опорой на их простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).
Вырезывание отверстий на деталях.
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой и её вариантами (крестик, ёлочка).
Конструирование
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Изготовление и конструирование из объёмных геометрических фигур (пирамида, конус, призма).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Рицовка.
Художественно-творческая деятельность
Эстетические понятия.
I. Эстетическое в жизни и искусстве. (Художественный образ.)
II. Основы композиции. (Форма и содержание. Игрушка. Дисгармония.)
III. Из истории развития искусства. (Искусство эпохи Средневековья и Возрождения.)
Эстетический контекст.
Единство субъективного и объективного, единичного и общего, эмоционального и рационального в художественном образе. Прообраз в живописи, скульптуре, музыке, театре. Воображение и образ в различных видах искусства.
Соответствие формы и содержания в изо, литературе, музыке, театре, архитектуре.
Зависимость формы от жанровых особенностей. Искусство как игра, подражание, переосмысление жизни.
Народность, утилитарное и эстетическое в игрушке. Экологическая сущность в игрушке. Современное значение игрушки.
Нарушение пропорций, разрушение целостности, какофония (шумовой эффект в музыке, театре), асимметрия.
Театр народов мира.
Использование информационных технологий
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение, использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD).
Понятия: 1. Культурологические: художественный образ, форма и содержание, игрушка, дисгармония.
2. Художественно-изобразительные: холодные и теплые цвета воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции.
3. Технологические: эскиз развертки, развёртка, линии
Практические работы.
Практическая часть программы по технологии выполняется в мультимедийном классе, за специальным оборудованием (компьютерами) в виде контрольной тестовой работы по пройденному материалу из электронного источника «Технология. Прекрасное рядом с тобой.», где раскрыты все основные темы для 4 класса. Кроме этого, один из видов практических работ предлагаемых учащимся это умение читать инструкционную и технологическую карту изделия. Одним из критериев учета является посещение театров, филармоний, музеев, концертных площадок города
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, метод проблемно- диалогического обучения, побуждающий диалог, эвристическая беседа, самостоятельная работа, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средства обучения: учебник, таблицы, схемы, раздаточные материалы, компьютер с мультимедийным проектором, измерительными приборами: сантиметровыми линейками и т.д.
Формы организации работы в классе: фронтальная, парная и групповая, работа по индивидуальным заданиям, коллективная
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам школы адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.
В связи с этим перед учителем на уроках технологии ставятся следующие задачи:
- содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе;
- создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов;
- способствовать формированию исторической памяти, особых навыков мышления, определяемых постижением искусства родного края как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым народа.
Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории.
Тематическое планирование по технологии
Класс 3 З
Учитель: Батуева Туяна Владимировна
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 4 ч, зачетов 2, тестов 5 ч.;
Планирование составлено на основе программы «Технология», авторы: О.А.Куревина - Москва: «Баллас», 2011.
Учебник программы: «Технология. Прекрасное рядом с тобой», авторы:, О.А.Куревина, Е.А.Лутцева. - Москва: «Баллас», 2013
№ п/п | Дата | Наименование раздела, тема урока | к-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | примечание |
Вспомни, подумай, обсуди. Архитектор, модельер, мастер игрушек | | Под руководством учителя: - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возника-ющих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения. Самостоятельно: - выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их виды, физические и технологические свойства; -конструктивные особенности используемых инструментов. С помощью учителя: - создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности; - обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке С помощью учителя: - проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды конструкций; при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления; - обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке С помощью учителя: - наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера. - исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий; - использовать информационные изделия: для создания образа в соответствии с замыслом; - планировать последовательность практических действий для реализации замысла, с использованием цифровой информации; - осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата с использованием цифровой информации; - обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности. | |
1 | | Все начинается с замысла. Изготавливаем самолёт-истребитель (конструирование). | 1 | |
Учимся работать циркулем | | |
2 | | Учимся работать циркулем (разметка чертёжным инструментом) | 1 | |
От замысла к изделию | | |
3-4 | | От замысла к изделию. Изготавливаем волшебный кристалл. (проектирование, конструирование)НРК | 2 | |
Отражение жизни в изделиях мастеров | | |
5 | | Народные промыслы Изготавливаем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | |
6 | | Изготавливаем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | |
7 | | Делаем открытку «Белочка» (конструирование, технология обработки) НРК | 1 | |
Фантазия в изделиях мастеров | | |
8-9 | | Лепим из теста (проектирование, конструирование) | 2 | |
Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем | | |
10-11 | | Время в изделиях мастеров. Изучаем технику безопасности. Конструируем и моделируем НРК(проектирование, конструирование, построение развёрток) | 2 | |
Готовимся к Новому году | | |
12 | | Готовимся к Новому году (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | |
О чём могут рассказать игрушки | | |
13 | | Делаем игрушки (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | |
14 | | Выполняем панно (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | |
О чём могут рассказать игрушки | | |
15 | | Изготавливаем кукольный театр, панно (проектирование, конст-ие, технология обработки) | 1 | |
16 | | Учимся вышивать крестом (технология обработки)НРК | 1 | |
Средние века | | |
17 | | Тканые изделия (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | |
18 | | Средневековые технологии (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | |
19 | | Моделируем из бумаги замок (проектирование, конструирование) НРК | 1 | |
20 | | Создаем витраж (проектирование, конструирование, технология обработки) | 1 | |
Делаем книгу на компьютере | | | |
21 22 | | Текстовые редакторы. | 2 | | |
23 | | Сохраняем документ. | 1 | | |
24 | | Открываем сохранённый текст. | 1 | | |
25 26 | | Готовим брошюру. НРК | 2 | | |
27 28 | | Добавляем текст. | 2 | | |
29 | | Оформляем текст. | 1 | | |
30 | | Печатаем брошюру. | 1 | | |
31 32 | | Проект «Чтобы помнили» | 2 | | |
33 | | Проект «Детская площадка» НРК | 1 | | |
34 | | Итоговый урок | 1 | | |
Итого: 34 часа |