Утверждаю.
Директор______________
Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
28.08.2019 №
ПО ТЕХНОЛОГИИ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
5 класс
Учитель: Белова Екатерина Александровна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования, предметной линии учебников В. М.Казакевича и другие, для 5—9 классов и учебном пособии Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников, для общеобразовательных организаций В. М. Казакевич и дручие.
На изучение программы выделено 68 часов в год из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Используемый учебно - методический комплект (УМК):
Технология 5 класс : учеб. для образоват. организаций / В. М. Казакевич и др; под ред В. М. Казакевича. – М. : Просвещение, 2019. – 176 с.
Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М.Казакевича и др. — 5—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. : Просвещение, 2018. — 58 с.
Технологическое образование — это процесс приобщения учащихся к средствам, формам и методам реальной деятельности и развития ответственности за её результаты.
В процессе изучения учащимися технологии, с учётом возрастной периодизации их развития, в целях общего образования должны решаться следующие задачи:
• формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых знаний, умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средствами труда;
• углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю или направлению профессионального труда;
• расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;
• воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной борьбе на рынке труда, готовности к самосовершенствованию и активной трудовой деятельности;
• развитие творческих способностей, овладение началами предпринимательства на основе прикладных экономических знаний;
• ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение.
Современные требования социализации в обществе в ходе технологической подготовки ставят задачу обеспечить овладение обучающимися правилами эргономики и безопасного труда, способствовать экологическому и экономическому образованию и воспитанию, становлению культуры труда. Целью преподавания предмета «Технология» является практико-ориентированное общеобразовательное развитие учащихся:
• прагматическое обоснование цели созидательной деятельности;
• выбор видов и последовательности операций, гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной потребности) на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и прикладных знаний по основам наук;
• выбор соответствующего материально-технического обеспечения с учётом имеющихся материально-технических возможностей;
• создание преобразования или эффективное использование потребительных стоимостей.
В целом школьное технологическое образование придаёт формируемой у учащихся системе знаний необходимый практико-ориентированный преобразовательный аспект.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
— познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
— желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
— трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
— умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
— самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
— умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
— осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
— умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
— умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;
— самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
— способность моделировать планируемые процессы и объекты;
— умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
— способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
— умение выбирать и использовать источники информации для под- крепления познавательной и созидательной деятельности;
— умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
— умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;
— способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
— понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
— владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
— ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
— ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;
— использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
— навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
— владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
— владение методами творческой деятельности;
— применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
— способности планировать технологический процесс и процесс труда;
— умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
— умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
— умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
— умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
— навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
— знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
— ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
— умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
— готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
— навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
— навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— навыки согласования своих возможностей и потребностей;
— ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
— проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
— экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
— умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
— владение методами моделирования и конструирования;
— навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
— умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
— композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
— умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
— способность бесконфликтного общения;
— навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
— способность к коллективному решению творческих задач;
— желание и готовность прийти на помощь товарищу;
— умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
Содержание курса
Теоретические сведения.
Что такое техно сфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.
Проектная деятельность. Что такое творчество.
Что такое технология. Классификация производств и технологий.
Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства. Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы.
Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета.
Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей.
Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.
Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации.
Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними. Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводство.
Животные — помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки.
Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий.
Практические работы
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о техно сфере. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Экскурсии. Подготовка рефератов.
Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологиях. Экскурсия на производство по ознакомлению с технологиями конкретного производства.
Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по от- дельным отраслям и видам.
Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные исследования свойств различных материалов. Составление коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства.
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения механической энергии. Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготовление игрушки йо-йо.
Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.
Описание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений.
Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями в условиях школьного кабинета.
Сбор дополнительной информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классифицирование этих потребностей.
Тесты по оценке свойств личности. Составление и обоснование перечня личных потребностей и их иерархическое построение.
Ознакомление с устройством и назначением ручных не электрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами.
Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка проектных изделий и деталей. Изготовление простых изделий для быта из конструкционных материалов. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.
Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени. Замораживание овощей и фруктов.
Выполнение основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение опытов с культурными растениями на пришкольном участке.
Сбор информации об основных видах сельскохозяйственных животных своего села, соответствующих направлениях животноводства и их описание.
Требования к уровню подготовки.
По окончанию курса технологии учащиеся научатся
МОДУЛЬ 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности
— Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, нематериальных услуг, технологий;
— обосновывать потребность в конкретном материальном благе, услуге или технологии;
— чётко формулировать цель проекта (вид, форму и предназначение изделия, услуги, технологии);
— разрабатывать программу выполнения проекта;
— составлять необходимую учебно- технологическую документацию;
— подбирать оборудование и материалы;
— организовывать рабочее место;
— осуществлять технологический процесс;
— контролировать ход и результаты работы;
— оформлять проектные материалы;
—
МОДУЛЬ 2. Производство
— Соотносить изучаемый объект или явления с природной средой и техно сферой;
— различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения;
— устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека;
— ориентироваться в сущностном проявлении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства;
— сравнивать и характеризовать раз личные транспортные средства, применяемые в процессе производства материальных благ и услуг;
— находить источники информации о перспективах развития современных производств в области проживания, а также об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда
МОДУЛЬ 3. Технология
— Чётко характеризовать сущность технологии как категории производства;
— разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;
— оценивать влияние современных технологий на общественное развитие;
— ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях;
— оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства;
— прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда
МОДУЛЬ 4. Техника
— Разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм;
— классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о современных видах техники;
— изучать конструкцию и принципы работы современной техники;
— оценивать область применения и возможности того или иного вида техники;
— разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;
— управлять моделями роботизированных устройств
— Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов;
— моделировать машины и механиз- мы;
— разрабатывать оригинальные кон- струкции машин и механизмов для сформулированной идеи;
— МОДУЛЬ 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
— Читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
— анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
— Выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
— проектировать весь процесс получения материального продукта;
— разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера;
— совершенствовать технологию получения материального продукта на основе дополнительной информации
МОДУЛЬ 6. Технологии обработки пищевых продуктов
— Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей в различных жизненных ситуациях;
— выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
— разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике;
— выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
— соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;
— владеть технологией карвинга для оформления праздничных блюд
МОДУЛЬ 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии
— Характеризовать сущность работы и энергии;
— разбираться в видах энергии, используемых людьми;
— ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования механической энергии;
— сравнивать эффективность различных источников тепловой энергии;
— ориентироваться в способах получения и использования энергии магнитного поля;
— давать оценку экологичности производств, использующих химическую энергию;
— выносить суждения об опасности и безопасности ядерной и термоядерной энергетики
МОДУЛЬ 8. Технологии получения, обработки и использования информации
— Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;
— осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных видов информации;
— применять технологии записи различных видов информации;
— разбираться в видах информационных каналов человека и представлять их эффективность;
— владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и сохранения информации;
— Пользоваться различными современными техническими средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации;
МОДУЛЬ 9. Технологии растениеводства
— Применять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений;
— определять полезные свойства культурных растений;
— классифицировать культурные растения по группам;
— проводить исследования с культурными растениями;
— классифицировать дикорастущие растения по группам;
— проводить заготовку сырья дикорастущих растений;
— выполнять способы подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение;
— владеть методами переработки сырья дикорастущих растений;
— определять культивируемые грибы по внешнему виду;
МОДУЛЬ 10. Технологии животноводства
— Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;
— анализировать технологии, связанные с использованием животных;
— выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;
— собирать информацию и описывать технологии содержания домашних животных;
— оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном подсобном хозяйстве и их соответствие требованиям;
— составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье (в городской школе) и в личном подсобном хозяйстве (в сельской школе);
— подбирать корма, оценивать их пригодность к скармливанию по внешним признакам, подготавливать корма к скармливанию и кормить животных;
МОДУЛЬ 11. Социальные технологии
— Разбираться в сущности социальных технологий;
— ориентироваться в видах социальных технологий;
— характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;
— создавать средства получения информации для социальных технологий;
— ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологи- ям;
— осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность»,
«спрос», «маркетинг», «менеджмент» — Обосновывать личные потребности и выявлять среди них наиболее приоритетные;
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
| Методы и средства творческой и проектной деятельности | 4 |
2. | Производство | 4 |
3. | Технология | 6 |
4. | Техника | 6 |
5. | Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | 8 |
6. | Технологии обработки пищевых продуктов | 8 |
7. | Технологии получения, преобразования и использования энергии | 6 |
8. | Технологии получения, обработки и использования информации | 6 |
9. | Технологии растениеводства | 8 |
10. | Технологии животноводства | 6 |
11. | Социальные технологии | 6 |
| Итого: | 68 |
Календарно – тематическое планирование.
| Содержание | Общее количество часов | Планируемые сроки | Дата по факту |
Методы и средства творческой и проектной деятельности 4 часа |
1-2 | Проектная деятельность. | 2 | | |
3-4 | Что такое творчество | 2 | | |
Производство 4 часа |
5-6 | Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. | 2 | | |
7-8 | Производство потребительских благ. Общая характеристика производства | 2 | | |
Технология 6 часов |
9-10 11-12 13-14 | Что такое технология. Классификация производств и технологий | 6 | | |
Техника 6 часов |
15-16 17-18 19-20 | Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства | 6 | | |
Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 8 часов |
21-22 | Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы. | 2 | | |
23 24-25- | Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. | 3 | | |
26 27-28 | Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета | 3 | | |
Технологии обработки пищевых продуктов 8 часов |
29 | Кулинария. Основы рационального питания. | 1 | | |
30 | Витамины и их значение в питании. | 1 | | |
31 | Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. | 1 | | |
32 | Овощи в питании человека. | 1 | | |
33 | Технологии механической кулинарной обработки овощей. | 1 | | |
34-35 | Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. | 2 | | |
36 | Технологии тепловой обработки овощей | 1 | | |
Технологии получения, преобразования и использования энергии 6 часов |
37-38 39-40 41-42 | Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии | 6 | | |
Технологии получения, обработки и использования информации 6 часов |
43-44 45 | Информация. Каналы восприятия информации человеком. | 3 | | |
46- 47-48 | Способы материального представления и записи визуальной информации | 3 | | |
Технологии растениеводства 8 часов |
49-50 | Растения как объект технологии. | 2 | | |
51-52 | Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. | 2 | | |
53-54 | Общая характеристика и классификация культурных растений. | 2 | | |
55-56 | Исследования культурных растений или опыты с ними | 2 | | |
Технологии животноводства 6 часов |
57-58 | Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. | 2 | | |
59-60 | Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники человека. | 2 | | |
61-62 | Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки | 2 | | |
Социальные технологии 6 часов |
63-64 | Человек как объект технологии. | 2 | | |
65-66 | Потребности людей. | 2 | | |
67-68 | Содержание социальных технологий | 2 | | |
| Итого | 68 | | |
Согласованно
Заместитель директора (УВР)
___________________