Пояснительная записка
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание субъективно новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Цели и задачи
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Нормативные документы.
Рабочая программа «Технология» в 5 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закона РФ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5. Устав МБОУ СОШ № 40
6. Авторской программы «Технология», В. М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова, 5-9 классы 2019 г.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базисный учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования должен включать 242 учебных часа для обязательного изучения предметной области «Технология», в том числе 68 часов в 5 классе (2 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология».
Личностные результаты
1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
1. Планирование процесса познавательной деятельности.
2. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость.
9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.
10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.
В трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда;
2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
6) анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих:
- изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования;
- модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
- определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
7) анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
8) анализ, разработка и/или реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
9) планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
10) разработка плана продвижения продукта;
11) проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);
12) планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с заинтересованными субъектами;
13) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
14) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
15) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
16) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
17) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
18) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
19) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
20) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
21) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
22) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
23) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
24) документирование результатов труда и проектной деятельности;
25) расчёт себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
5) осознание ответственности за качество результатов труда;
6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
1) дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
2) применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
3) моделирование художественного оформления объекта труда;
4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
7) создание художественного образа и воплощение его в продукте;
8) развитие пространственного художественного воображения;
9) развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы;
12) понимание роли света в образовании формы и цвета;
13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;
14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
16) применение методов художественного проектирования одежды;
17) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
18) соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:
1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
5) способность к коллективному решению творческих задач;
6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
7) способность прийти на помощь товарищу;
8) способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физиолого-психологической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
4) развитие глазомера;
5) развитие осязания, вкуса, обоняния.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:
трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.
Раздел 1. Основы производства
Выпускник научится:
отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного;
определять понятия «техносфера», «потребность», «производство», «труд», «средства труда», «предмет труда», «сырье», «полуфабрикат» и адекватно пользуется этими понятиями;
выявлять и различать потребности людей и способы их удовлетворения;
составлять рациональный перечень потребительских благ для современного человека;
характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
сравнивать и характеризовать различные транспортные средства;
конструировать модели транспортных средств по заданному прототипу;
характеризовать автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства,
приводить произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
подготавливать иллюстрированные рефераты и коллажи по темам раздела.
Получит возможность научиться:
изучать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы и доступных средств сбора информации;
проводить испытания, анализа, модернизации модели;
разрабатывать субъективно оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
осуществлять наблюдение (изучение), ознакомление с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников;
осуществлять поиск, получение, извлечения, структурирования и обработки информации об изучаемых технологиях, перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Раздел 2. Общая технология
Выпускник научится:
определять понятия «техносфера» и « технология»;
приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;
называть и характеризовать современные и перспективные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства;
объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов;
соблюдать технологическую дисциплину в процессе изготовления субъективно нового продукта;
оценивать возможности и условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;
прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;
выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач.
Раздел 3. Техника
Выпускник научится:
определять понятие «техника», «техническая система», «технологическая машина», «конструкция», «механизм»;
находить информацию о существующих современных станках, новейших устройствах, инструментах и приспособлениях для обработки конструкционных материалов;
изучать устройство современных инструментов, станков, бытовой техники включая швейные машины с электрическим приводом;
составлять обзоры техники по отдельным отраслям и видам;
изучать конструкцию и принципы работы рабочих органов (двигателей, различных передаточных механизмов и трансмиссий различных видов техники;
изучать конструкцию и принцип работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники;
изготовлять модели рабочих органов техники;
проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);
управлять моделями роботизированных устройств;
осуществлять сборку из деталей конструктора роботизированных устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить испытание, анализ и модернизацию модели;
разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
осуществлять модификацию механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
изготовлять материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
анализировать опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов
Выпускник научится:
выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования;
читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
выполнять приёмы работы ручным инструментом и станочным оборудованием;
осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий из древесины по рисункам, эскизам и чертежам;
распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы;
выполнять разметку заготовок;
изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом;
осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали);
выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
определять назначение и особенности различных швейных изделий;
различать основные стили в одежде и современные направления моды;
отличать виды традиционных народных промыслов;
выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
снимать мерки с фигуры человека;
строить чертежи простых швейных изделий;
подготавливать швейную машину к работе;
выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий;
проводить влажно-тепловую обработку;
выполнять художественное оформление швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
определять способа графического отображения объектов труда;
выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
выполнять несложное моделирования швейных изделий;
планировать (разработку) получение материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
проектировать и изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования;
разрабатывать и создавать изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;
разрабатывать и создавать швейные изделия на основе собственной модели;
оптимизировать заданный способ (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).
Раздел 5. Технологии обработки пищевых продуктов
Выпускник научится:
составлять рацион питания адекватный ситуации;
обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность;
реализовывать санитарно-гигиенические требования применительно к технологиям обработки пищевых продуктов;
использовать различные виды доступного оборудования в технологиях обработки пищевых продуктов;
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;
составлять меню;
выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать впрок овощи и фрукты;
оказывать первую помощь при порезах, ожогах и пищевых отравлениях.
Выпускник получит возможность научиться:
исследовать продукты питания лабораторным способом;
оптимизировать временя и энергетические затраты при приготовлении различных блюд;
осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания;
составлять индивидуальный режим питания;
осуществлять приготовление блюд национальной кухни;
сервировать стол, эстетически оформлять блюда.
Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии
Выпускник научится:
осуществлять сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
осуществлять модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей;
выявлять пути экономии электроэнергии в быту;
пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;
выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
читать электрические схемы;
называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и разбираться в предназначении и применении источников тока: гальванических элементов, генераторов тока;
составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);
осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта несложных объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники;
осуществлять оценку качества сборки, надёжности изделия и удобства его использования;
разрабатывать проект освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки.
Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации
Выпускник научится:
применять технологии получения, представления, преобразования и использования информации из различных источников;
отбирать и анализировать различные виды информации;
оценивать и сравнивать скорость и качество восприятия информации различными органами чувств;
изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму в заданной оболочке;
встраивать созданный информационный продукт в заданную оболочку;
разрабатывать (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения информационного продукта с заданными свойствами;
осуществлять сохранение информации в формах описания, схемах, эскизах, фотографиях;
представлять информацию вербальным и невербальным средствами;
определять характеристику и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
называть и характеризовать актуальные и перспективные информационные технологии, характеризующие профессии в сфере информационных технологий.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск, извлечение, структурирование и обработку информации;
изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;
создавать информационный продукт и его встраивать в заданную оболочку;
осуществлять компьютерное моделирование / проведение виртуального эксперимента.
Раздел 8. Технологии растениеводства.
Выпускник научится:
определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;
определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;
рассчитывать нормы высева семян;
применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;
соблюдать технологию посева/посадки комнатных или овощных культурных растений в условиях школьного кабинета;
составлять график агротехнологических приёмов ухода за культурными растениями;
применять различные способы хранения овощей и фруктов;
определять основные виды дикорастущих растений, используемых человеком;
соблюдать технологию заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона;
излагать и доносить до аудитории информацию, подготовленную в виде докладов и рефератов.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;
применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур;
определять виды удобрений и способы их применения;
проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;
выполнять основные технологические приемы аранжировки цветочных композиций, использования комнатных культур в оформлении помещений (на примере школьных помещений);
применять технологические приемы использования цветочно-декоративных культур в оформлении ландшафта пришкольной территории.
Раздел 9. Технологии животноводства
Выпускник научится:
распознавать основные типы животных и оценивать их роль в сельскохозяйственном производстве;
приводить примеры технологий производства основных видов животноводческой продукции: молока, мяса, яиц, шерсти, пушнины;
осуществлять контроль и оценку качества продукции животноводства;
собирать информацию и описывать технологию разведения, содержания домашних животных на примере своей семьи, семей своих друзей, зоопарка;
составлять рацион для домашних животных в семье, организацию их кормления;
составлять технологические схемы производства продукции животноводства;
собирать информацию и описывать работу по улучшению пород кошек, собак в клубах;
выполнять на макетах и муляжах санитарную обработку и другие профилактические мероприятия для кошек, собак.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;
проводить исследования способов разведения и содержания молодняка, домашних животных в своей семье, семьях друзей;
проектированию и изготовлению простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др.;
описывать признаки основных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам;
исследовать проблемы бездомных животных как проблему своего микрорайона.
Раздел 10. Социально-экономические технологии
Выпускник научится:
объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризуя тенденции развития социальных технологий в XXI веке;
называть виды социальных технологий;
характеризовать технологии работы с общественным мнением, технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;
применять методы и средства получения информации в процессе социальных технологий;
характеризовать профессии, связанные с реализацией социальных технологий,
оценивать для себя ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития;
определять понятия «рыночная экономика», «рынок», «спрос», «цена», «маркетинг», «менеджмент»;
определять потребительную и меновую стоимость товара.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять и обосновывать перечень личных потребностей, и их иерархическое построение;
разрабатывать технологии общения при конфликтных ситуациях;
разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий.
ориентироваться в бизнес-плане, бизнес-проекте.
Раздел 11. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.
Выпускник научится:
- выявлять и формулировать проблему;
- обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
- планировать этапы выполнения работ;
- составлять технологическую карту изготовления изделия;
- выбирать средства реализации замысла;
- осуществлять технологический процесс;
- контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- пользоваться основными видами проектной документации;
- готовить пояснительную записку к проекту;
- оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Получит возможность научиться:
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ ООП ОО в рамках изучения предмета "Технология" в 5 классе
Программа формирования УУД
Личностные
Называет основные факты истории РФ.
Отличает государственную символику РФ, Омской области.
Выполняет нормы и требования Правил внутреннего распорядка учащихся школы. Различает формы поведения, допустимые на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах.
Идентифицирует себя как представителя определённой национальной культуры.
Проявляет заботу о других.
Ориентируется на образец хорошего ученика.
Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. Учится с опорой на внешние и внутренние мотивы.
Интересуется профессиями.
Осознанно выбирает поручения.
Сопоставляет поступки свои и окружающих людей с моральными нормами и выполняет их.
Сопоставляет поступки свои и окружающих людей с нормами здорового образа жизни. Соблюдает правила гигиены.
Регулятивные
В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные цели на основе соотнесения того, что известно и того, что ещё не известно. Формулирует познавательную цель, Преобразует практическую задачу в познавательную.
Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Описывает возможный результат и способ его достижения.
Выбирает рациональный способ решения задачи из ряда предложенных. Выбирает рациональный способ в зависимости от условий.
Оценивает учебный результат, следуя установленным критериям .
Осуществляет пошаговый и итоговый контроль, сравнивая способы действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.
Оценивает учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации.
Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в деятельности, сопоставляя цель, деятельность и результат.
Корректирует действие по ходу его выполнения ( на основе сопоставления эталона, реального действия и его результата).
Фиксирует динамику собственных образовательных результатов в листе достижений с помощью учителя.
Познавательные
Анализирует объекты, проводит сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям или самостоятельно, выбирая для этого основания и критерии. Устанавливает аналогии.
Обобщает (объединяет объекты, выделяя их специфические признаки. подводит под понятие (распознаёт объекты, выделяет его существенные признаки, на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию).
Устанавливает причинно- следственные связи и зависимости в изучаемом круге явлений.
Строит рассуждения, связывая простые суждения об объекте, его свойствах и связях.
Использует модели, схемы и другие знаково- символические средства для решения задач. Читает информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы
Коммуникативные
Определяет цели, составляет план совместной деятельности, распределяет функции участников, следует правилам и способам взаимодействия (под руководством учителя).
Задаёт собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений.
Допускает существование других точек зрения. Уважительно относится к мнению других, даже если с ним не согласен.
Формулирует и высказывает собственное мнение, аргументировано отстаивает свою точку зрения.
Договаривается и приходит к общему решению в совместной учебной деятельности.
Выделяет в услышанном тексте понятное и непонятное. Извлекает из услышанного информацию, заданную в явном и в неявном виде.
Формулирует главную мысль услышанного текста. Формулирует выводы
Составляет план услышанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.
Комментирует свои действия и их порядок.
Формулирует тему устного высказывания, при изложении придерживается темы и плана.
Формулирует выводы из собственного текста (под руководством учителя).
Грамотно строит высказывание в устной и письменной речи
Программа "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Работа с информацией
Выделяет в письменном тексте (повествовании, описании, рассуждении) понятное и непонятное. Формулирует вопрос о том, что непонятно. Определяет тему и главную мысль текста.
Ориентируется в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объясняет непонятные слова с помощью контекста.
Составляет план прочитанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.
Устанавливает порядок и место иллюстративного ряда в тексте. Ориентируется на условные обозначения в учебнике.
Использует формальные элементы текста (шрифт, подзаголовки, сноски)для поиска нужной информации.
Извлекает информацию, представленную в неявном виде.
Интерпретация текста
Выполняет подробный и краткий пересказ прочитанного.
Распознает главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нём общеизвестна.
Оценка текста
Формулирует несложные выводы, основываясь на тексте. Находит аргументы, подтверждающие вывод (под руководством учителя).
Составляет небольшие письменные аннотации, отзывы к тексту.
Эмоционально оценивает форму и содержание текста.
Подвергает сомнению достоверность прочитанного текста (выявляет пробелы или лишнюю информацию). Выявляет противоречивую информацию в работе с одним или несколькими источниками.
Чтение несплошных текстов
Находит отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.
Программа "Формирование ИКТ- компетентности"
Обращение с устройствами ИКТ
Включает и выключает устройства ИКТ, входит в операционную систему и завершает работу с ней.
Входит в ЕОС " Дневник. ру".Использует ЕОС " Дневник. ру" в учебной деятельности.
Соединяет устройства ИКТ под руководством учителя.
Фиксация изображений и звуков
Осуществляет фотосъемку и фиксацию звуков в ходе учебного исследования/эксперимента с помощью учителя.
Создание письменных сообщений
Набирает текст на родном языке в текстовом редакторе.
Осуществляет комплексное редактирование текста: изменять шрифт, размер кегля, использует функции заливки.
Создание графических объектов
Создаёт графические объекты в соответствии с поставленной учебной задачей .
Создаёт диаграммы различных видов с помощью компьютерных средств, задаёт и изменяет параметры диаграммы.
Отбирает графическую информацию с точки зрения эстетических параметров и технического качества.
Составляет систему папок на индивидуальном ПК в соответствии с деятельностью.
Создание , восприятие и использование гипермедиа сообщений
Создает разные виды сообщений: диаграммы, карты, текст. Отправляет виды сообщений другим пользователям.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Составляет развёрнутый план презентации, выступает перед аудиторией с презентацией группового или индивидуального проектов.
Использует возможности электронной почты для информационного обмена.
Уважает информационные права других людей.
Соблюдет нормы сетевого этикета.
Поиск и организация хранения информации
Ищет и отбирает информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, электронных библиотеках в контролируемом Интернете.
Использует методы поиска в небольших базах данных.
Содержание учебного предмета «Технология».
Содержание учебного предмета «Технология»
Рабочая программа по технологии составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ по курсу «Технология». Предметная линия учебников «Технология» для 5-9 классов , под редакцией Казакевич В.М. -Москва, «Просвещение», 2019. входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и реализует авторскую программу «Технология» Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю.
Рабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии со следующими нормативными документами
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
Закон Омской области № 1569-ОЗ от 18 июля 2013 года «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июля 2013 года № 218;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31 декабря 2015 года № 1577);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 №81;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 №1\15);
Основная образовательная программа основного общего образования БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63";
Устав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63»
Разделы и темы программы | Количество часов |
5 класс |
Основы производства | 2 |
Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера) | 1 |
Производство и труд как его основа. Современные средства труда | 1 |
Общая технология | 2 |
Сущность технологии в производстве. Виды технологий | 1 |
Характеристика технологии и технологическая документация | 1 |
Техника | 4 |
Техника и её классификация | 1 |
Рабочие органы техники | 1 |
Конструирование и моделирование техники | 2 |
Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | 30 |
Виды конструкционных материалов и их свойства. Чертёж, эскиз и технический рисунок | 4 |
Виды и особенности свойств текстильных материалов | 4 |
Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов | 10 |
Особенности ручной обработки текстильных материалов и кожи | 12 |
Технологии обработки пищевых продуктов | 8 |
Основы рационального питания | 1 |
Бутерброды и горячие напитки | 2 |
Блюда из яиц | 2 |
Технологии обработки овощей и фруктов | 2 |
Технология сервировки стола. Правила этикета | 1 |
Технологии получения, преобразования и использования энергии | 2 |
Работа и энергия. Виды энергии | 1 |
Механическая энергия | 1 |
Технологии получения, обработки и использования информации | 4 |
Информация и её виды | 4 |
Технологии растениеводства | 6 |
Характеристика и классификация культурных растений | 2 |
Общая технология выращивания культурных растений | 2 |
Технологии использования дикорастущих растений | 2 |
Технологии животноводства | 2 |
Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности людей | 2 |
Социально-экономические технологии | 4 |
Сущность и особенности социальных технологий. Виды социальных технологий | 4 |
Методы и средства творческой и проектной деятельности | 4 |
Сущность творчества и проектной деятельности | 2 |
Этапы проектной деятельности | 2 |
ИТОГО | 68 |
Календарно-тематическое планирование
N п/п | Дата проведения | Тема урока |
5 «А» | 5 «Б» |
Основы производства 2 часа |
1 | 2.09 | 4.09 | Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера) |
2 | 2.09 | 4.09 | Производство и труд как его основа. Современные средства труда. П.р. Ознакомление с образцами предметов труда различных производств. |
Общая технология 2часа |
3 | 9.09 | 11.09 | Сущность технологии в производстве. Виды технологий |
4 | 9.09 | 11.09. | Характеристика технологии и технологическая документация П.р. Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе |
Методы и средства творческой и проектной деятельности 4 часа |
5-6 | 16.09 | 18.09 | Сущность творчества и проектной деятельности П.р. Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности. |
7-8 | 16.09 | 25.09 | Этапы проектной деятельности П.р. Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда. |
Технологии обработки пищевых продуктов 8 часов |
9-10 | 23.09 | 2.10 | Основы рационального питания Бутерброды и горячие напитки П.р. Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью |
11-12 | 23.09 | 9.10 | П.р. Приготовление и оформление бутербродов. Блюда из яиц |
13-14 | 30.09 | 16.10 | П.р.Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Технологии обработки овощей и фруктов |
15-16 | 7.10 | 23.10 | Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов Технология сервировки стола. Правила этикета |
Техника 4 часа |
17 | 14.10 | 30.10 | Техника и её классификация П.р. Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам. |
18 | 14.10 | 13.11 | Рабочие органы техники П.р. Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники |
19-20 | 21.10 | 20.11 | Конструирование и моделирование техники П.р. Изготовление моделей рабочих органов техники |
Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 30 часов |
21-22 | 28.10 | 27.11 | Виды конструкционных материалов. П.р. сравнение свойств одинаковых образцов из древесины и пластмассы |
23-24 | 11.11 | 4.12 | Механические свойства конструкционных материалов П.р.Определение назначения материала в зависимости от его свойств |
25-26 | 18.11 | 11.12 | Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон П.р. Определение сминаемости материалов |
27-28 | 25.11 | 18.12 | Ручные инструменты и приспособления. Планирование создания изделий. П.р. Выполнение упражнений по овладению рациональными и безопасными приёмами работы механическими и электрифицированными (аккумуляторными) ручными инструментами. |
29-30 | 2.12 | 25.12 | Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов. П.р. Характеристика пиломатериалов и древесных материалов. |
31-32 | 9.12 | 15.01 | Чертёж, эскиз и технический рисунок. П.р.Чтение графического изображения изделия. |
33-34 | 16.12 | 22.01 | Правила безопасной работы ручными столярными механическими инструментами П.р. Разметка заготовки для изготовления разделочной доски |
35-36 | 23.12 | 29.01 | Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов. П.р. Изготовление цилиндрической детали ручными инструментами |
37-38 | 30.12 | 5.02 | Тонкие металлические листы, проволока и искусственные конструкционные материалы. П.р. изготовление детали прямоугольной формы из тонколистного металла |
39 | 13.01 | 12.02 | Классификация текстильных волокон. П.р. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения. |
40 | 13.01 | 19.02 | Ткацкие переплетения. П.р. Определение направления долевой нити в ткани. Ручное ткачество |
41-42 | 20.01 | 26.02 | Чертёж и выкройка швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. П.р. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. |
43-44 | 27.01 | 4.03 | Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины П.р. Упражнение на швейной машине. |
45-46 | 3.02 | 11.03 | Основные операции при машинной обработке изделия П.р. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану |
47-48 | 10.02 | 18.03 | Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО. П.р Проведение влажно-тепловых работ. |
49-50 | 17.02 | 1.04 | Подготовка ткани и ниток к вышивке. П.р.Создание схем вышивки. Выполнение образцов вышивки. |
Технологии получения, преобразования и использования энергии 2 часа |
51 | 2.03 | 8.04 | Работа и энергия. Виды энергии |
52 | 2.03 | 8.04 | Механическая энергия П.р. Изготовление игрушки «йо-йо». |
Технологии получения, обработки и использования информации 4 часа |
53-54 | 16.03 | 15.04 | Информация и ее виды. П.р. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств. |
55-56 | 23.03 | 22.04 | Способы отображения информации П.р. Чтение и запись информации различными средствами отображения информации |
Технологии растениеводства 6 часов |
57-58 | 6.04 | 29.04 | Общая характеристика и классификация культурных растений. П.р. Определение основных групп культурных растений. |
59-60 | 13.04 | 6.05 | Общая технология выращивания культурных растений П.р. Освоение способов и методов вегетативного размножения культурных растений. |
61-62 | 20.04 | 13.05 | Технологии использования дикорастущих растений П.р. Определение основных видов дикорастущих растений, используемых человеком. |
Технологии животноводства 2 часа |
63-64 | 27.04 | 20.05 | Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности людей. П.р. Сбор информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классификация этих потребностей. |
Социально-экономические технологии 4 часа |
65-66 | 18.05 | 20.05 | Сущность и особенности социальных технологий. П.р. Тесты по оценке свойств личности. |
67-68 | 25.05 | 27.05 | Виды социальных технологий. П.р. Составление и обоснование перечня личных потребностей, их иерархическое построение. |