СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для 5 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа с КТП для 5 класса по технологии, к учебнику В.М. Казакевич, 2019

Просмотр содержимого документа
«tehn_5_kl»

Пояснительная записка

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание субъективно новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Цели и задачи

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:

  • обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;

  • овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;

  • формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.


Нормативные документы.

Рабочая программа «Технология» в 5 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Закона РФ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;

3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

5. Устав МБОУ СОШ № 40

6. Авторской программы «Технология», В. М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семёнова, 5-9 классы 2019 г.


Место предмета «Технология» в базисном учебном плане

Базисный учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования должен включать 242 учебных часа для обязательного изучения предметной области «Технология», в том числе 68 часов в 5 классе (2 часа в неделю).


Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология».

Личностные результаты

1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.

7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

1. Планирование процесса познавательной деятельности.

2. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.

3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.

5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.

6. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.

7. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

8. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость.

9. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.

10. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.

11. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.

12. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.

13. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

14. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

15. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

16. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

  1. рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  2. оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

  3. ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

  4. классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

  5. распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  6. владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

  7. владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  8. применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

  9. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;

  10. владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.

В трудовой сфере:

1) планирование технологического процесса и процесса труда;

2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

3) подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

4) проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

5) подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

6) анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих:

- изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования;

- модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;

- определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

7) анализ, разработка и/или реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);

8) анализ, разработка и/или реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);

9) планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

10) разработка плана продвижения продукта;

11) проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);

12) планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с заинтересованными субъектами;

13) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

14) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;

15) приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;

16) формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;

17) составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;

18) заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;

19) соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

20) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

21) выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

22) контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

23) выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

24) документирование результатов труда и проектной деятельности;

25) расчёт себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:

1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2) выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

3) выраженная готовность к труду в сфере материального производства;

4) согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;

5) осознание ответственности за качество результатов труда;

6) наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

7) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

1) дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

2) применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;

3) моделирование художественного оформления объекта труда;

4) способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;

5) эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;

6) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

7) создание художественного образа и воплощение его в продукте;

8) развитие пространственного художественного воображения;

9) развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы;

12) понимание роли света в образовании формы и цвета;

13) решение художественного образа средствами фактуры материалов;

14) использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;

15) сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;

16) применение методов художественного проектирования одежды;

17) художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;

18) соблюдение правил этикета.

В коммуникативной сфере:

1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

2) формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

3) выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

4) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;

5) способность к коллективному решению творческих задач;

6) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

7) способность прийти на помощь товарищу;

8) способность бесконфликтного общения в коллективе.

В физиолого-психологической сфере:

1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

2) достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

3) соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;

4) развитие глазомера;

5) развитие осязания, вкуса, обоняния.

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

  • ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.


Раздел 1. Основы производства


Выпускник научится:

  • отличать природный (нерукотворный) мир от рукотворного;

  • определять понятия «техносфера», «потребность», «производство», «труд», «средства труда», «предмет труда», «сырье», «полуфабрикат» и адекватно пользуется этими понятиями;

  • выявлять и различать потребности людей и способы их удовлетворения;

  • составлять рациональный перечень потребительских благ для современного человека;

  • характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

  • называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

  • сравнивать и характеризовать различные транспортные средства;

  • конструировать модели транспортных средств по заданному прототипу;

  • характеризовать автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные производства,

  • приводить произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;

  • осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

  • подготавливать иллюстрированные рефераты и коллажи по темам раздела.

Получит возможность научиться:

  • изучать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы и доступных средств сбора информации;

  • проводить испытания, анализа, модернизации модели;

  • разрабатывать субъективно оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • осуществлять наблюдение (изучение), ознакомление с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников;

  • осуществлять поиск, получение, извлечения, структурирования и обработки информации об изучаемых технологиях, перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.


Раздел 2. Общая технология


Выпускник научится:

  • определять понятия «техносфера» и « технология»;

  • приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;

  • называть и характеризовать современные и перспективные управленческие, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства;

  • объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;

  • проводить сбор информации по развитию технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов;

  • соблюдать технологическую дисциплину в процессе изготовления субъективно нового продукта;

  • оценивать возможности и условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;

  • прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, сельского хозяйства, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;

  • выявлять современные инновационные технологии не только для решения производственных, но и житейских задач.


Раздел 3. Техника


Выпускник научится:

  • определять понятие «техника», «техническая система», «технологическая машина», «конструкция», «механизм»;

  • находить информацию о существующих современных станках, новейших устройствах, инструментах и приспособлениях для обработки конструкционных материалов;

  • изучать устройство современных инструментов, станков, бытовой техники включая швейные машины с электрическим приводом;

  • составлять обзоры техники по отдельным отраслям и видам;

  • изучать конструкцию и принципы работы рабочих органов (двигателей, различных передаточных механизмов и трансмиссий различных видов техники;

  • изучать конструкцию и принцип работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники;

  • изготовлять модели рабочих органов техники;

  • проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);

  • управлять моделями роботизированных устройств;

  • осуществлять сборку из деталей конструктора роботизированных устройств.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить испытание, анализ и модернизацию модели;

  • разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • осуществлять модификацию механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);

  • изготовлять материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

  • анализировать опыт планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.


Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов


Выпускник научится:

  • выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования;

  • читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;

  • выполнять приёмы работы ручным инструментом и станочным оборудованием;

  • осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий из древесины по рисункам, эскизам и чертежам;

  • распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы;

  • выполнять разметку заготовок;

  • изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом;

  • осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали);

  • выполнять отделку изделий; использовать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;

  • описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

  • анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

  • определять назначение и особенности различных швейных изделий;

  • различать основные стили в одежде и современные направления моды;

  • отличать виды традиционных народных промыслов;

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;

  • снимать мерки с фигуры человека;

  • строить чертежи простых швейных изделий;

  • подготавливать швейную машину к работе;

  • выполнять технологические операции по изготовлению швейных изделий;

  • проводить влажно-тепловую обработку;

  • выполнять художественное оформление швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

  • определять способа графического отображения объектов труда;

  • выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;

  • разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

  • выполнять несложное моделирования швейных изделий;

  • планировать (разработку) получение материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;

  • проектировать и изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов /технологического оборудования;

  • разрабатывать и создавать изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования;

  • разрабатывать и создавать швейные изделия на основе собственной модели;

  • оптимизировать заданный способ (технологии) получения материального продукта (на основании собственной практики использования этого способа).


Раздел 5. Технологии обработки пищевых продуктов


Выпускник научится:

  • составлять рацион питания адекватный ситуации;

  • обрабатывать пищевые продукты способами, сохраняющими их пищевую ценность;

  • реализовывать санитарно-гигиенические требования применительно к технологиям обработки пищевых продуктов;

  • использовать различные виды доступного оборудования в технологиях обработки пищевых продуктов;

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

  • определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;

  • составлять меню;

  • выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

  • соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать впрок овощи и фрукты;

  • оказывать первую помощь при порезах, ожогах и пищевых отравлениях.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исследовать продукты питания лабораторным способом;

  • оптимизировать временя и энергетические затраты при приготовлении различных блюд;

  • осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учетом их питательной ценности и принципов здорового питания;

  • составлять индивидуальный режим питания;

  • осуществлять приготовление блюд национальной кухни;

  • сервировать стол, эстетически оформлять блюда.


Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии


Выпускник научится:

  • осуществлять сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;

  • осуществлять модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей;

  • выявлять пути экономии электроэнергии в быту;

  • пользоваться электронагревательными приборами: электроплитой, утюгом, СВЧ-печью и др.;

  • выполнять правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;

  • читать электрические схемы;

  • называть и характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать и разбираться в предназначении и применении источников тока: гальванических элементов, генераторов тока;

  • составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет);

  • осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта несложных объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники;

  • осуществлять оценку качества сборки, надёжности изделия и удобства его использования;

  • разрабатывать проект освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки.


Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации


Выпускник научится:

  • применять технологии получения, представления, преобразования и использования информации из различных источников;

  • отбирать и анализировать различные виды информации;

  • оценивать и сравнивать скорость и качество восприятия информации различными органами чувств;

  • изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму в заданной оболочке;

  • встраивать созданный информационный продукт в заданную оболочку;

  • разрабатывать (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения информационного продукта с заданными свойствами;

  • осуществлять сохранение информации в формах описания, схемах, эскизах, фотографиях;

  • представлять информацию вербальным и невербальным средствами;

  • определять характеристику и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);

  • называть и характеризовать актуальные и перспективные информационные технологии, характеризующие профессии в сфере информационных технологий.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск, извлечение, структурирование и обработку информации;

  • изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;

  • создавать информационный продукт и его встраивать в заданную оболочку;

  • осуществлять компьютерное моделирование / проведение виртуального эксперимента.


Раздел 8. Технологии растениеводства.

Выпускник научится:

  • определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;

  • определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;

  • рассчитывать нормы высева семян;

  • применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;

  • соблюдать технологию посева/посадки комнатных или овощных культурных растений в условиях школьного кабинета;

  • составлять график агротехнологических приёмов ухода за культурными растениями;

  • применять различные способы хранения овощей и фруктов;

  • определять основные виды дикорастущих растений, используемых человеком;

  • соблюдать технологию заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона;

  • излагать и доносить до аудитории информацию, подготовленную в виде докладов и рефератов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;

  • применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур;

  • определять виды удобрений и способы их применения;

  • проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;

  • выполнять основные технологические приемы аранжировки цветочных композиций, использования комнатных культур в оформлении помещений (на примере школьных помещений);

  • применять технологические приемы использования цветочно-декоративных культур в оформлении ландшафта пришкольной территории.


Раздел 9. Технологии животноводства


Выпускник научится:

  • распознавать основные типы животных и оценивать их роль в сельскохозяйственном производстве;

  • приводить примеры технологий производства основных видов животноводческой продукции: молока, мяса, яиц, шерсти, пушнины;

  • осуществлять контроль и оценку качества продукции животноводства;

  • собирать информацию и описывать технологию разведения, содержания домашних животных на примере своей семьи, семей своих друзей, зоопарка;

  • составлять рацион для домашних животных в семье, организацию их кормления;

  • составлять технологические схемы производства продукции животноводства;

  • собирать информацию и описывать работу по улучшению пород кошек, собак в клубах;

  • выполнять на макетах и муляжах санитарную обработку и другие профилактические мероприятия для кошек, собак.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;

  • проводить исследования способов разведения и содержания молодняка, домашних животных в своей семье, семьях друзей;

  • проектированию и изготовлению простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др.;

  • описывать признаки основных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам;

  • исследовать проблемы бездомных животных как проблему своего микрорайона.


Раздел 10. Социально-экономические технологии


Выпускник научится:

  • объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризуя тенденции развития социальных технологий в XXI веке;

  • называть виды социальных технологий;

  • характеризовать технологии работы с общественным мнением, технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;

  • применять методы и средства получения информации в процессе социальных технологий;

  • характеризовать профессии, связанные с реализацией социальных технологий,

  • оценивать для себя ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития;

  • определять понятия «рыночная экономика», «рынок», «спрос», «цена», «маркетинг», «менеджмент»;

  • определять потребительную и меновую стоимость товара.

Выпускник получит возможность научиться:

  • составлять и обосновывать перечень личных потребностей, и их иерархическое построение;

  • разрабатывать технологии общения при конфликтных ситуациях;

  • разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий.

  • ориентироваться в бизнес-плане, бизнес-проекте.

Раздел 11. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.

Выпускник научится:

  • планировать и выполнять учебные технологические проекты:

- выявлять и формулировать проблему;

- обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;

- планировать этапы выполнения работ;

- составлять технологическую карту изготовления изделия;

- выбирать средства реализации замысла;

- осуществлять технологический процесс;

- контролировать ход и результаты выполнения проекта;

  • представлять результаты выполненного проекта:

- пользоваться основными видами проектной документации;

- готовить пояснительную записку к проекту;

- оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Получит возможность научиться:

  • выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

  • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

  • технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;

  • оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.


Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ ООП ОО в рамках изучения предмета "Технология" в 5 классе

Программа формирования УУД

Личностные

  • Называет основные факты истории РФ.

  • Отличает государственную символику РФ, Омской области.

  • Выполняет нормы и требования Правил внутреннего распорядка учащихся школы. Различает формы поведения, допустимые на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах.

  • Идентифицирует себя как представителя определённой национальной культуры.

  • Проявляет заботу о других.

  • Ориентируется на образец хорошего ученика.

  • Проявляет познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. Учится с опорой на внешние и внутренние мотивы.

  • Интересуется профессиями.

  • Осознанно выбирает поручения.

  • Сопоставляет поступки свои и окружающих людей с моральными нормами и выполняет их.

  • Сопоставляет поступки свои и окружающих людей с нормами здорового образа жизни. Соблюдает правила гигиены.

Регулятивные

  • В сотрудничестве с учителем ставит новые учебные цели на основе соотнесения того, что известно и того, что ещё не известно. Формулирует познавательную цель, Преобразует практическую задачу в познавательную.

  • Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Описывает возможный результат и способ его достижения.

  • Выбирает рациональный способ решения задачи из ряда предложенных. Выбирает рациональный способ в зависимости от условий.

  • Оценивает учебный результат, следуя установленным критериям .

  • Осуществляет пошаговый и итоговый контроль, сравнивая способы действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.

  • Оценивает учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации.

  • Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в деятельности, сопоставляя цель, деятельность и результат.

  • Корректирует действие по ходу его выполнения ( на основе сопоставления эталона, реального действия и его результата).

  • Фиксирует динамику собственных образовательных результатов в листе достижений с помощью учителя.

Познавательные

  • Анализирует объекты, проводит сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям или самостоятельно, выбирая для этого основания и критерии. Устанавливает аналогии.

  • Обобщает (объединяет объекты, выделяя их специфические признаки. подводит под понятие (распознаёт объекты, выделяет его существенные признаки, на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию).

  • Устанавливает причинно- следственные связи и зависимости в изучаемом круге явлений.

  • Строит рассуждения, связывая простые суждения об объекте, его свойствах и связях.

  • Использует модели, схемы и другие знаково- символические средства для решения задач. Читает информацию, представленную в виде таблицы, схемы, диаграммы

Коммуникативные

  • Определяет цели, составляет план совместной деятельности, распределяет функции участников, следует правилам и способам взаимодействия (под руководством учителя).

  • Задаёт собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений.

  • Допускает существование других точек зрения. Уважительно относится к мнению других, даже если с ним не согласен.

  • Формулирует и высказывает собственное мнение, аргументировано отстаивает свою точку зрения.

  • Договаривается и приходит к общему решению в совместной учебной деятельности.

  • Выделяет в услышанном тексте понятное и непонятное. Извлекает из услышанного информацию, заданную в явном и в неявном виде.

  • Формулирует главную мысль услышанного текста. Формулирует выводы

  • Составляет план услышанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.

  • Комментирует свои действия и их порядок.

  • Формулирует тему устного высказывания, при изложении придерживается темы и плана.

  • Формулирует выводы из собственного текста (под руководством учителя).

  • Грамотно строит высказывание в устной и письменной речи

Программа "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"

Работа с информацией

  • Выделяет в письменном тексте (повествовании, описании, рассуждении) понятное и непонятное. Формулирует вопрос о том, что непонятно. Определяет тему и главную мысль текста.

  • Ориентируется в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Объясняет непонятные слова с помощью контекста.

  • Составляет план прочитанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.

  • Устанавливает порядок и место иллюстративного ряда в тексте. Ориентируется на условные обозначения в учебнике.

  • Использует формальные элементы текста (шрифт, подзаголовки, сноски)для поиска нужной информации.

  • Извлекает информацию, представленную в неявном виде.

Интерпретация текста

  • Выполняет подробный и краткий пересказ прочитанного.

  • Распознает главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нём общеизвестна.

Оценка текста

  • Формулирует несложные выводы, основываясь на тексте. Находит аргументы, подтверждающие вывод (под руководством учителя).

  • Составляет небольшие письменные аннотации, отзывы к тексту.

  • Эмоционально оценивает форму и содержание текста.

  • Подвергает сомнению достоверность прочитанного текста (выявляет пробелы или лишнюю информацию). Выявляет противоречивую информацию в работе с одним или несколькими источниками.

Чтение несплошных текстов

  • Находит отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.

Программа "Формирование ИКТ- компетентности"

Обращение с устройствами ИКТ

  • Включает и выключает устройства ИКТ, входит в операционную систему и завершает работу с ней.

  • Входит в ЕОС " Дневник. ру".Использует ЕОС " Дневник. ру" в учебной деятельности.

  • Соединяет устройства ИКТ под руководством учителя.

Фиксация изображений и звуков

  • Осуществляет фотосъемку и фиксацию звуков в ходе учебного исследования/эксперимента с помощью учителя.

Создание письменных сообщений

  • Набирает текст на родном языке в текстовом редакторе.

  • Осуществляет комплексное редактирование текста: изменять шрифт, размер кегля, использует функции заливки.

Создание графических объектов

  • Создаёт графические объекты в соответствии с поставленной учебной задачей .

  • Создаёт диаграммы различных видов с помощью компьютерных средств, задаёт и изменяет параметры диаграммы.

  • Отбирает графическую информацию с точки зрения эстетических параметров и технического качества.

  • Составляет систему папок на индивидуальном ПК в соответствии с деятельностью.

Создание , восприятие и использование гипермедиа сообщений

  • Создает разные виды сообщений: диаграммы, карты, текст. Отправляет виды сообщений другим пользователям.

Коммуникация и социальное взаимодействие

  • Составляет развёрнутый план презентации, выступает перед аудиторией с презентацией группового или индивидуального проектов.

  • Использует возможности электронной почты для информационного обмена.

  • Уважает информационные права других людей.

  • Соблюдет нормы сетевого этикета.

Поиск и организация хранения информации

  • Ищет и отбирает информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, электронных библиотеках в контролируемом Интернете.

  • Использует методы поиска в небольших базах данных.


Содержание учебного предмета «Технология».


Содержание учебного предмета «Технология»

Рабочая программа по технологии составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ по курсу «Технология». Предметная линия учебников «Технология» для 5-9 классов , под редакцией Казакевич В.М. -Москва, «Просвещение», 2019. входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и реализует авторскую программу «Технология» Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю.


Рабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии со следующими нормативными документами

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

  • Закон Омской области № 1569-ОЗ от 18 июля 2013 года «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июля 2013 года № 218;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31 декабря 2015 года № 1577);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 №81;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 №1\15);

  • Основная образовательная программа основного общего образования БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63";

  • Устав БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 63»


Разделы и темы программы

Количество часов

5 класс

Основы производства

2

  1. Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера)

1

  1. Производство и труд как его основа. Современные средства труда

1

Общая технология

2

  1. Сущность технологии в производстве. Виды технологий

1

  1. Характеристика технологии и технологическая документация

1

Техника

4

  1. Техника и её классификация

1

  1. Рабочие органы техники

1

  1. Конструирование и моделирование техники

2

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

30

  1. Виды конструкционных материалов и их свойства. Чертёж, эскиз и технический рисунок

4

  1. Виды и особенности свойств текстильных материалов

4

  1. Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов

10

  1. Особенности ручной обработки текстильных материалов и кожи

12

Технологии обработки пищевых продуктов

8

  1. Основы рационального питания

1

  1. Бутерброды и горячие напитки

2

  1. Блюда из яиц

2

  1. Технологии обработки овощей и фруктов

2

  1. Технология сервировки стола. Правила этикета

1

Технологии получения, преобразования и использования энергии

2

  1. Работа и энергия. Виды энергии

1

  1. Механическая энергия

1

Технологии получения, обработки и использования информации

4

  1. Информация и её виды

4

Технологии растениеводства

6

  1. Характеристика и классификация культурных растений

2

  1. Общая технология выращивания культурных растений

2

  1. Технологии использования дикорастущих растений

2

Технологии животноводства

2

  1. Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности людей

2

Социально-экономические технологии

4

  1. Сущность и особенности социальных технологий. Виды социальных технологий

4

Методы и средства творческой и проектной деятельности

4

  1. Сущность творчества и проектной деятельности

2

  1. Этапы проектной деятельности

2

ИТОГО

68


Календарно-тематическое планирование

N п/п


Дата проведения

Тема урока


5 «А»

5 «Б»

Основы производства 2 часа

1

2.09

4.09

Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера)

2

2.09

4.09

Производство и труд как его основа. Современные средства труда.

П.р. Ознакомление с образцами предметов труда различных производств.

Общая технология 2часа

3

9.09

11.09

Сущность технологии в производстве. Виды технологий

4


9.09

11.09.



Характеристика технологии и технологическая документация

П.р. Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе

Методы и средства творческой и проектной деятельности 4 часа

5-6

16.09

18.09

Сущность творчества и проектной деятельности

П.р. Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

7-8

16.09

25.09

Этапы проектной деятельности

П.р. Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

Технологии обработки пищевых продуктов 8 часов

9-10

23.09


2.10

Основы рационального питания

Бутерброды и горячие напитки

П.р. Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью

11-12

23.09


9.10

П.р. Приготовление и оформление бутербродов.

Блюда из яиц

13-14

30.09

16.10

П.р.Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.

Технологии обработки овощей и фруктов

15-16

7.10

23.10

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов

Технология сервировки стола. Правила этикета

Техника 4 часа

17

14.10

30.10

Техника и её классификация

П.р. Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам.

18

14.10

13.11

Рабочие органы техники

П.р. Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники

19-20

21.10

20.11

Конструирование и моделирование техники

П.р. Изготовление моделей рабочих органов техники

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 30 часов

21-22

28.10

27.11

Виды конструкционных материалов.

П.р. сравнение свойств одинаковых образцов из древесины и пластмассы

23-24

11.11

4.12

Механические свойства конструкционных материалов

П.р.Определение назначения материала в зависимости от его свойств

25-26

18.11

11.12

Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон

П.р. Определение сминаемости материалов

27-28

25.11

18.12

Ручные инструменты и при­способления. Планирование создания изделий.

П.р. Выполнение упражнений по овладению рациональными и безопасными приёмами работы механическими и электрифицированными (аккумуляторными) ручными инструментами.

29-30

2.12

25.12

Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов.

П.р. Характеристика пиломате­риалов и древесных материалов.

31-32

9.12

15.01

Чертёж, эскиз и технический рисунок.

П.р.Чтение графического изображения изделия.

33-34

16.12

22.01

Правила безопасной работы ручными столярными механическими инструментами

П.р. Разметка заготовки для изготовления разделочной доски

35-36

23.12

29.01

Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов.

П.р. Изготовление цилиндрической детали ручными инструментами

37-38

30.12

5.02

Тон­кие металлические листы, проволока и искусственные конструк­ционные материалы.

П.р. изготовление детали прямоугольной формы из тонколистного металла

39

13.01

12.02

Классификация текстильных во­локон.

П.р. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения.

40

13.01

19.02

Ткацкие переплетения.

П.р. Определение направления долевой нити в ткани. Ручное ткачество

41-42

20.01

26.02

Чертёж и выкройка швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготов­ления выкройки.

П.р. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

43-44

27.01

4.03

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной ма­шины

П.р. Упражнение на швейной машине.

45-46

3.02

11.03

Основные опе­рации при машинной обработке изделия

П.р. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану

47-48

10.02

18.03

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО.

П.р Проведение влажно-тепловых работ.

49-50

17.02

1.04

Под­готовка ткани и ниток к вышивке.

П.р.Создание схем вышивки. Выполнение образцов вышивки.

Технологии получения, преобразования и использования энергии 2 часа

51

2.03

8.04

Работа и энергия. Виды энергии

52

2.03

8.04

Механическая энергия

П.р. Изготовление игрушки «йо-йо».

Технологии получения, обработки и использования информации 4 часа

53-54

16.03

15.04

Информация и ее виды.

П.р. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.

55-56

23.03

22.04

Способы отображения информации

П.р. Чтение и запись информации различными средствами отображения

информации

Технологии растениеводства 6 часов

57-58

6.04

29.04

Общая характеристика и классификация культурных растений.

П.р. Определение основных групп культурных растений.

59-60

13.04

6.05

Общая технология выращивания культурных растений

П.р. Освоение способов и методов вегетативного размножения культурных растений.

61-62

20.04

13.05

Технологии использования дикорастущих растений

П.р. Определение основных видов дикорастущих растений, используемых человеком.

Технологии животноводства 2 часа

63-64

27.04

20.05

Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности людей.

П.р. Сбор информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классификация этих потребностей.

Социально-экономические технологии 4 часа

65-66

18.05

20.05

Сущность и особенности социальных технологий.

П.р. Тесты по оценке свойств личности.

67-68

25.05

27.05

Виды социальных технологий.

П.р. Составление и обоснование перечня личных потребностей, их иерархическое построение.



Просмотр содержимого документа
«титульный»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №40»

346505 Россия, г. Шахты Ростовская область пер. Фучика, 8а тел. 8(8636)26-11-49 e-mail:[email protected]


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор С.В. Воробьёв

Приказ от 29.08.2019г. № 59/3

Педсовет протокол № 1 от 30.08.2018г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по технологии

(указать учебный предмет, курс)


Уровень общего образования, класс

Основное общее образование, 5 «А», 5 «Б» класс

(начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, класс)


Количество часов в неделю 2


Учитель Филатова Дарья Вадимовна

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе

Примерной программы по учебному предмету «Технология» для 5-9 классов

для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М. : Просвещение, 2018.

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

















«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»

Протокол МО Заместитель директора по УВР

учителей предметов технология, искусство ____________ С.П. Дуванова

и ФК от 29.08.2019г. №1

29.08.2019г.

Руководитель МО

А.А. Заговалко _________

(Ф.И.О.)