СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии для слабовидящих

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для слабовидящих»



Рабочая программа по технологии разработана

учителем Черновой Дарьей Анатольевной для обучающихся 6Ж класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (АООП ООО) для слабовидящих обучающихся, завершивших уровень начального общего образования, разработана с целью обеспечения содержательных условий получения качественного образования, гарантированного законодательством РФ.

Принципы формирования и механизмы реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования слабовидящих обучающихся:

В основе разработки АООП ООО МБОУ СОШ № 27 лежат принципы и подходы, учитывающие специфику разработки и реализации АООП ООО для слабовидящих обучающихся, а также специальные принципы, отражающие тифлопедагогические требования к организации образовательного процесса для обучающихся данной группы, на уровне основного общего образования:

Системно-деятельностный подход, как методологическая основа Стандарта ООО, ориентирован на развитие личности обучающегося, формирование его гражданской идентичности.

Научность обучения - один из важнейших дидактических принципов, осуществление которого обеспечивает овладение обучающимися подлинно научными знаниями. Это предъявляет требования прежде всего к учителю при отборе содержания. Также важно разъяснять обучающимся принципы проверки информации на научную достоверность и важность этого для жизни.

Принцип научности осуществляется со строгим учетом особенностей познавательной деятельности слабовидящих обучающихся, которые проявляются во фрагментарности, вербализме, снижении темпа и качества усвоения знаний. Однако обучающиеся данной группы имеют значительные возможности, поскольку у большинства из них сохранны основные психические процессы: мышление, речь, произвольное внимание, память. Основа прочных знаний слабовидящих обучающихся - их систематичность и последовательность.

Принцип систематичности и последовательности в обучении, согласно которому изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и вместе с тем отвечать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям обучающихся.

Принцип преемственности и перспективности предполагает уточнение представлений, обучающихся и расширение объема их понятий. Важно, чтобы обучающиеся научились методике простейших самостоятельных исследований, постановке экспериментов, работе с литературными источниками. Для этого необходимо использовать высокоинформативные средства наглядности, современные тифлотехнические средства, средства оптической коррекции.

Принцип связи теории с практикой в обучении - дидактический принцип, требующий рационального сочетания теоретических знаний с практическими умениями и навыками, соединения общего образования с трудовой подготовкой и с общественно полезной деятельностью. При обучении практика служит главным образом для углубления понимания обучающимися теории, для закрепления, применения и проверки истинности усвоенных знаний. В зависимости от содержания материала используются различные формы работы: очные, заочные, виртуальные экскурсии, самостоятельные занятия, практикумы, творческие лаборатории, проектные работы и т.д.

Сознательность в обучении, подразумевающий такое построение учебной работы, которое обеспечивает осознанное усвоение и применение обучающимися знаний и умений, понимание ими необходимости учения и значимости изучаемого материала.

Реализация принципа сознательности в обучении при работе со слабовидящими обучающимися, сопряжена с известными трудностями, которые определяются особенностями их психического развития и состояния эмоционально-волевой сферы. Сознательному усвоению учебного материала значительно препятствует недостаточное взаимодействие наглядно-образных и словесно-логических компонентов мышления. Оно обусловлено тем, что у обучающихся нарушено зрительное восприятие внешнего мира, наблюдаются бедные, нерасчлененные и малодифференцированные представления. Часто проявляется расхождение между восприятием предмета и словом, отражающим его сущность.

Принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучающимися.

Принцип индивидуального подхода, реализуемый в условиях образовательного процесса, основывается на учете особенностей психофизического развития слабовидящих обучающихся, уровня сформированности компенсаторных способов действий, имеющихся знаний об изучаемом материале, а также ведущего способа восприятия. Индивидуальный подход в обучении слабовидящих обучающихся предполагает учет не только уровня подготовленности к усвоению знаний, имеющихся опорных знаний, умений и навыков, но и их зрительных возможностей. Так, при использовании изобразительных средств наглядности следует предоставлять обучающимся с узким полем зрения возможность дольше их рассматривать. На уроках часто используются индивидуальные карточки. При изготовлении их важно помнить, что обучающиеся с остротой зрения 0,2 свободно различают буквы на расстоянии 33 см размером 5,6 мм; при остроте зрения 0,1 – размером 7,5 мм; при остроте зрения 0,05 – размером 13 мм (данные В.А. Феоктистовой).

Принцип дифференцированного подхода обусловлен наличием вариативных типологических особенностей слабовидящих обучающихся в образовательном процессе и предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на группу обучающихся с использованием специальных методов обучения и воспитания не для каждого обучающегося в отдельности, а для определенной категории обучающихся.

Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся на уровне основного общего образования

Слабовидение обусловлено значительными нарушениями функционирования зрительной системы вследствие ее поражения. Слабовидение характеризуется показателями остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции, а также может быть обусловлено нарушением поля зрения – еще одной основной зрительной функции.

В соответствии с клинико-педагогической классификацией детей с нарушениями зрения по остроте зрения В.З. Денискиной, к слабовидящим относятся обучающиеся с остротой зрения от 0,05% до 0,4% на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Слабовидящих обучающихся целесообразно подразделять на следующие группы в зависимости от степени выраженности нарушения зрения:

  1. Слабовидящие с остротой зрения в пределах от 0,05 % до 0,09 % на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции (тяжелая степень слабовидения).

  2. Слабовидящие с остротой зрения от 0,1% до 0,2% на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции (средняя степень слабовидения).

  3. Слабовидящие с остротой зрения от 0,3% до 0,4% на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции (легкая степень слабовидения).

Слабовидение проявляется в многообразных дифференцированных клинических формах (нарушение рефракции, патология хрусталика, глаукома, заболевания проводящей части зрительного анализатора – зрительного нерва и зрительных трактов, врожденная миопия, катаракта, гиперметропия высокой степени, ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации органа зрения и т.д.), поэтому зрительные возможности слабовидящих обучающихся отличаются неоднородностью.

У слабовидящих обучающихся первой группы, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у них нарушено поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение (повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (в виде нистагм и косоглазие). У обучающихся данной группы органические нарушения зрения всегда сочетаются с функциональными, что приводит к снижению их зрительной работоспособности и трудностям зрительно-моторной координации. Все вышесказанное затрудняет зрительное восприятие окружающего мира, включая формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов, снижает возможности зрительной ориентировки в микро и макропространстве, учебно-познавательную и ориентировочную деятельность, включая восприятие учебного материала. Однако, ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает зрительный анализатор. При прогрессирующем характере заболевания органа зрения обучающихся этой группы рекомендуется наряду с традиционной системой письма и чтения обучать рельефно-точечному шрифту Л. Брайля. Зрение обучающихся первой группы недостаточно устойчиво. При неблагоприятных условиях оно может значительно снижаться.

У обучающихся второй группы наблюдаются искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при передвижении в пространстве. Зрение многих обучающихся этой группы носит монокулярный характер. Нарушения остроты зрения могут сочетаться с нарушениями таких зрительных функций, как поля зрения, светоощущение, пространственная контрастная чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции и др. У обучающихся второй группы органические нарушения зрения сочетаются с функциональными, что приводит к снижению зрительной работоспособности, трудностям зрительно-моторной координации. Следовательно, обучающиеся второй группы тоже испытывают трудности в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности.

Обучающиеся третьей группы имеют показатели остроты зрения, позволяющие использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета), воспринимаемого на близком расстоянии. Однако, обучающиеся данной группы испытывают ряд трудностей, как в процессе восприятия окружающего мира, так и в процессе учебно-познавательной деятельности. Трудности зрительного восприятия могут усугубляться вторичными функциональными зрительными нарушениями.

Одной из важнейших психологических особенностей, обусловленных слабовидением является недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к изменениям в психофизическом развитии, возникновению трудностей становления личности и затруднений предметно-пространственной и социальной адаптации. В коррекционно-образовательном и коррекционно-реабилитационном процессе важное значение имеет временной фактор. Время возникновения слабовидения или значительного снижения зрительных функций оказывает влияние не только на характер психофизического развития, но и на эффективность овладения компенсаторными навыками.

В целом, своеобразие психофизического развития слабовидящих обучающихся характеризуется следующими особенностями, оказывающими отрицательное влияние на учебно-познавательную деятельность:

  • обедненность чувственного опыта;

  • снижение общей и зрительной работоспособности;

  • замедление темпа выполнения предметно-практических действий;

  • затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект;

  • трудности в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом;

  • снижение двигательной активности своеобразие физического развития, проявляющееся в нарушениях координации, точности, объема движений, нарушениях сочетания движений глаз и различных частей тела, трудности формирования двигательных навыков.

Своеобразие развития и функционирования познавательных процессов слабовидящих обучающихся проявляется в следующих особенностях:

Снижение скорости и точности зрительного восприятия, замедленность становления зрительного образа, нарушения свойств зрительного восприятия таких, как объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность; снижении полноты, целостности образов, количества отображаемых предметов и явлений и качества их отображения, снижение темпа зрительного анализа.

Ограничение возможностей дистантного восприятия и развития обзорных возможностей:

  • Трудности в овладении пространственными представлениями, зрительной микро и макроориентировке, словесном обозначении пространственных отношений.

  • Трудности в формировании предметных представлений: о форме, величине, пространственном местоположении предметов.

  • недостаточность сформированности основных свойств внимания и процессов памяти;

  • Трудности в совершении ряда мыслительных операций и формировании новых понятий.

Недостаточность общей и познавательной активности слабовидящих обучающихся приводит к замедлению темпов формирования всех видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, протекание которой замедляется в условиях слабовидения. Наряду с этим, у слабовидящих отмечаются трудности, связанные с качеством совершаемых действий, автоматизацией навыков и зрительным контролем, недостаточность которого и приводит к снижению качества их выполнения.

Вышеперечисленные особенности развития и функционирования познавательных процессов не свойственны всем слабовидящим обучающимся основной школы. Часто у подростков наблюдаются лишь некоторые проявления своеобразия познавательной деятельности. Наличие комплекса специфических особенностей познавательной деятельности может свидетельствовать об отсутствии адекватной коррекционно-компенсаторной и коррекционно-развивающей работы на предыдущих уровнях образования, негативном типе семейного воспитания, а также о наличии ЗПР. Особенности психофизического развития слабовидящих обучающихся основной школы в значительной мере определяются результативностью и качеством коррекционно-развивающей работы на уровне начального общего образования. Так, успешное освоение коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» на уровне начального общего образования позволит минимизировать особенности развития зрительного восприятия, описанные выше, в основной школе.

У слабовидящих обучающихся подросткового возраста отмечаются специфические трудности в коммуникативной деятельности, связанные с несформированностью невербальных средств общения (мимика, жесты, пантомимика), вербализмом речи (недостаточно четкая связь между словом и образом, утрата предметного содержания речи), трудности в вербализации зрительных впечатлений, снижением эмоциональности общения, отсутствием опыта общения со сверстниками, имеющими сохранные зрительные возможности, наличием внутренних психологических комплексов и коммуникативных барьеров.

Снижение уровня развития мотивационной сферы слабовидящих обучающихся проявляется в низкой мотивации учения и других видов деятельности. К причинам снижения уровня развития мотивационной сферы слабовидящих подростков можно отнести их низкую самостоятельность, несформированность активной жизненной позиции, наличие иждивенческих взглядов и неадекватных установок на инвалидность, семейное воспитание по типу потворствующей или доминирующей гиперопеки, ограниченность интересов, неуверенность в своих силах, боязнь быть неуспешными в глазах сверстников и педагогов, отсутствие необходимых компетенций и т.д..

В условиях слабовидения страдают компоненты эмоционально-волевой сферы, активное формирование которых осуществляется в подростковом возрасте: воля, самооценка, «Я»-концепция, самоотношение. Слабость волевой регуляции может быть связана с наличием зависимости от окружающих, в частности от родителей и прочих родственников. Неадекватность самооценки проявляется, как в ее занижении, так и в необоснованном завышении, приводящем к возникновению «Болезненного» самолюбия и стремления к самоутверждению. При отсутствии своевременной психокоррекционной помощи у слабовидящих подростков могут сформироваться неадекватные способы самоутверждения, основанные на проявлении негативизма, конфронтативном поведении, подавлении сверстников и паталогическом фантазировании. К числу негативных личностных особенностей, которые могут сформироваться под влиянием слабовидения относятся: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество. Формирование «Я»-концепции и самоотношения неразрывно связано со становлением специфического личностного новообразования, именуемого «Внутренняя картина нарушения». На основе этого новообразования формируется тип отношения к нарушению, от адекватности которого зависит становление «Я»-концепции и самоотношения слабовидящих подростков.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся на уровне основного общего образования

Структура особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся на уровне основного общего образования представлена как потребностями, общими для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфическими потребностями, характерными только для обучающихся данной группы.

К специфическим особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся в основной школе, относятся:

• учет при организации обучения слабовидящих обучающихся их зрительных возможностей, зрительного диагноза (основного и дополнительного), офтальмо-гигиенических и офтальмо-эргономических требований (оптические средства коррекции зрения, режим зрительных и физических нагрузок), времени возникновения и степени выраженности нарушения зрения, а также характера течения заболевания органа зрения (прогрессирующий, не прогрессирующий);

• выявление степени сформированности и совершенствование компенсаторных способов действий;

• учет темпа работы слабовидящих обучающихся в зависимости от зрительного диагноза;

• особая пространственная и временная организация образовательной среды;

• обеспечение возможности пролонгации сроков обучения на уровне основного общего образования;

• обеспечение доступности учебной информации для зрительного и осязательно-зрительного восприятия слабовидящих обучающихся.

• оснащение образовательного процесса индивидуальными учебниками и учебными пособиями, напечатанными укрупненным шрифтом с иллюстрациями, адаптированными или специально созданными наглядными средствами обучения, учитывающими особенности зрительного и осязательно-зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

• преподавание общеобразовательных учебных предметов по специальным методикам, учитывающим особенности зрительного и осязательно-зрительного восприятия слабовидящих обучающихся и предполагающим использование всех сохранных анализаторов;

• применение в образовательном процессе тифлотехнических и оптических средств обучения и коррекции;

• постановка и реализация на общеобразовательных уроках и занятиях внеурочной деятельности коррекционных задач, направленных на коррекцию вторичных отклонений в развитии, обусловленных слабовидением;

• введение коррекционных курсов, направленных на совершенствование у слабовидящих обучающихся компенсаторных навыков, расширение сенсорного опыта и формирование информационной компетентности;

• совершенствование навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве, навыков социально-бытовой ориентировки;

• включение в образовательную среду индивидуализированного коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

• оснащение образовательного процесса тифлотехническими устройствами и тифлоинформационными технологиями, необходимыми для успешного решения слабовидящими обучающимися учебно-познавательных задач;

• обеспечение прочного и сознательного овладения основами знаний о способах получении, обработке, хранении и использовании информации с помощью тифлоинформационных технологий для слабовидящих;

• развитие навыков сознательного и рационального использования компьютера, смартфона и других тифлотехнических устройств в учебной, бытовой и дальнейшей профессиональной деятельности;

• максимальное расширение социально-образовательного пространства за пределы образовательной организации и семьи с целью формирования психологической готовности к интеграции в социум;

• формирование представлений о социальных ролях и моделях поведения. Обучение адекватным способам их реализации с учетом возрастных и гендерных аспектов;

• обеспечение психологической коррекции неадекватной самооценки, иждивенческих взглядов и негативных установок на инвалидность;

• оказание психокоррекционной помощи в преодолении тенденций и склонности к патологическому фантазированию, обусловленному дефицитом реальных жизненных событий и впечатлений, узостью сферы социальных контактов, а также стремлением повышения личного статуса среди сверстников;

• развитие стрессоустойчивости, формирование психологической готовности к конструктивному преодолению специфических жизненных трудностей, обусловленных слабовидением;

• совершенствование коммуникативных навыков, направленное на подготовку слабовидящих обучающихся к межличностному и профессиональному взаимодействию в коллективе, включению в социум, посредством обогащения социального опыта и расширения сферы социальных контактов с учетом специфики коммуникативных затруднений, обусловленных слабовидением;

• систематическое целенаправленное проведение специфической профориентационной работы, ориентирующей слабовидящих обучающихся на выбор доступных и востребованных профессий;

• ознакомление с современными технологиями, отражающими основные тенденции научно-технического развития общества, и лежащими в основе профессий, доступных для слабовидящих обучающихся, включая формирование межпрофессиональных и начальных профессиональных навыков.

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Основной методический принцип современного курса «Технология» заключается в том, что освоение сущности и структуры технологии идет неразрывно с освоением процесса познания - построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.

Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульность - ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создает инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии.

Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в основной школе определяется его профориентационной направленностью и способствует преодолению обучающимися следующих специфических трудностей, обусловленных слабовидением:

  • снижение возможности выявлять пространственные признаки объектов: положение, направление, расстояние, величина, форма - с помощью зрения;

  • замедленность и неточность восприятия;

  • низкий уровень развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

  • несформированность или искаженность ряда представлений;

  • отсутствие социального опыта, низкий уровень самостоятельности;

  • трудности в профессиональном самоопределении, выборе доступной и востребованной профессии.

Преодоление указанных трудностей должно осуществляться на каждом уроке учителем в процессе специально организованной коррекционной работы.

Цели и задачи учебного предмета «Технология»:

Основными целями курса технологии являются:

  • овладение технологической грамотностью как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;

  • овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности;

  • развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.

Как подчеркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определенных масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах

Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно:

  • понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область;

  • алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определенных условий;

  • предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области;

  • методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов

Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем:

  • технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся - необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии:

- уровень представления;

- уровень пользователя;

- когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);

  • практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии;

  • появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий - информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться. Разумеется, этот новый контекст никак не умаляет (скорее, увеличивает) значимость ручного труда для формирования интеллекта и адекватных представлений об окружающем мире.

Коррекционные задачи:

  • Развитие осязательного, зрительно-осязательного и слухового восприятия.

  • Развитие произвольного внимания.

  • Развитие и коррекция памяти.

  • Развитие критического и технологического мышления.

  • Преодоление вербализма знаний.

  • Обогащение активного и пассивного словаря, формирование новых понятий в различных сферах применения современных технологий и основ профессиональной деятельности.

  • Формирование навыков осязательного, зрительно-осязательного и слухового анализа.

  • Изучение различных материалов труда, и их применения, трудовых операций и технологических процессов, в том числе, выполняемых в условиях ограничения возможностей зрительного контроля.

  • Обучение приемам зрительного, осязательно-зрительного и слухового самоконтроля в процессе формирования трудовых действий.

  • Формирование представлений о современных бытовых технических средствах и приборах, и их применении в повседневной жизни.

  • Обучение использованию при выполнении работ адаптированных инструкционно-технологических карт.

  • Изучение об основных видах механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям.

  • Формирование представлений в области получения профессионального образования и последующего трудоустройства при слабовидении, планирования карьерного роста, профессионального самосовершенствования.

  • Развитие и коррекция навыков алгоритмизации деятельности (работа по заданным алгоритмам и создание собственных алгоритмов.

  • Формирование навыков алгоритмизации трудовых операций с использованием специального оборудования.

  • Формирование специальных приемов обследования и изображения изучаемых объектов доступным способом.

  • Формирование, уточнение или коррекция представлений о предметах и процессах окружающей действительности.

  • Развитие и коррекция умений планирования, программирования и контроля собственной деятельности.

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы.

  • Формирование мотивации к профессиональному самоопределению.

  • Воспитание технологической культуры и грамотности.

  • Воспитание любви к труду, формирование активной жизненной позиции, преодоление негативных установок на иждивенчество и инвалидность, коррекция самооценки.

  • Формирование системы межпрофессиональных навыков (моделирование, проектная деятельность, коммуникативные навыки, навыки работы с информацией, навыки критического мышления и поиска нестандартных решений трудных ситуаций, выполнение творческих работ).

  • Развитие и коррекция мелкой моторики.

  • Совершенствование умения ориентироваться в микро и макропространстве.

  • Развитие способностей в доступных видах деятельности.


Место учебного предмета «Технология» в учебном плане

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования выделяет 68 часов в 6 классе (по 2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;

  • желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

  • трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

  • умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

  • умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;

  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • технико-технологическое и экономическое мышление и его использование при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;

  • умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса;

  • самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

  • способность моделировать планируемые процессы и объекты;

  • умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;

  • способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;

  • умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

  • умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;

  • умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива;

  • способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;

  • понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.

Предметные результаты

В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:

  • владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

  • ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;

  • ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;

  • использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

  • навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;

  • владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

  • владение методами творческой деятельности;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:

  • способности планировать технологический процесс и процесс труда;

  • умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

  • умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;

  • умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;

  • умение подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;

  • умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;

  • умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;

  • умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;

  • умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;

  • навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;

  • навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;

  • навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;

  • умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

  • способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;

  • знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

  • ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

  • умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.

В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:

  • готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

  • навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;

  • навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

  • навыки согласования своих возможностей и потребностей;

  • ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

  • проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;

  • экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:

  • умение проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;

  • владение методами моделирования и конструирования;

  • навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;

  • умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;

  • композиционное мышление.

В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:

  • умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;

  • способность бесконфликтного общения;

  • навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;

  • способность к коллективному решению творческих задач;

  • желание и готовность прийти на помощь товарищу;

  • умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.

В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

  • достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;

  • развитие глазомера;

  • развитие осязания, вкуса, обоняния


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержа­ния предмета «Технология» отражают:

осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энер­гетики и транспорта;

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, ре­шения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформ­ления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

развитие умений применять технологии представления, преобразования и ис­пользования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми тех­нологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Техно­логия» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным и предметным результатам, и требования индивидуализации обучения.


Содержание учебного предмета «Технология»

Основные модули в курсе технологии

Содержание учебного курса «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых компонентов.

Содержание деятельности учащихся в 6 классе, по программе в соответствии с новой методологией включает в себя 11 общих для всех классов модулей:

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.

Модуль 2. Производство.

Модуль 3. Технология.

Модуль 4. Техника.

Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.

Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.

Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.

Модуль 9. Технологии растениеводства.

Модуль 10. Технологии животноводства.

Модуль 11. Социальные технологии.

Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • элементы черчения, графики и дизайна;

  • элементы прикладной экономики, предпринимательства;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • технологическая культура производства;

  • культура и эстетика труда;

  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

  • виды профессионального труда и профессии.

Содержание программы

Теоретические сведения. Введение в творческий проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изго-товления изделия. Заключительный этап.

Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда. Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и растительное сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда.

Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных технологий как предмет труда.

Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина. Техническая и технологическая документация.

Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах.

Технологии резания. Технологии пластического формования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами.

Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов. Технологии соединения деталей с помощью клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов. Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи.

Технологии наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов.

Основы рационального (здорового) питания. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технология производства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них. Технология производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых. Технология производства макаронных изделий и приготовление блюд из них.

Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии.

Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды.

Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы. Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.

Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации.

Практические работы. Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о составляющих производства. Ознакомление с образцами предметов труда. Проведение наблюдений. Экскурсии на производство. Подготовка рефератов.

Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической дисциплине. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей. Чтение и составление технологических карт.

Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.

Упражнения, практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрных и цветных металлов. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.

Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.

Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии. Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.

Чтение и запись информации различными средствами её отображения. Классификация дикорастущих растений по группам. Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Овладение основными методами переработки сырья дикорастущих растений.

Реферативное описание технологии разведения комнатных домашних животных на основе личного опыта, опыта друзей и знакомых, справочной литературы и информации в Интернете.

Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях. Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий.

Ознакомление с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Упражнения по пользованию инструментами.

Практические работы по изготовлению проектных изделий из фольги.

Изготовление изделий из папье-маше.

Разметка и сверление отверстий в образцах из дерева, металла, пластмассы. Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Изготовление проектных изделий из ткани и кожи.

Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества.

Классификация дикорастущих растений по группам. Освоение технологий заготовки сырья дикорастущих растений в природной среде на примере растений своего региона. Выполнение по ГОСТу технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Владение методами переработки сырья дикорастущих растений.

Реферативное описание технологии разведения домашних и сельскохозяйственных животных на основе опыта своей семьи, семей своих друзей.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»

Выпускник научится

Ученик получит возможность научиться

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности


Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, немате­риальных услуг, технологий:

составлять необходимую учебно-­технологическую документацию;

выбирать технологию с учётом имею­щихся материально-технических ресурсов;

осуществлять технологический процесс в соответствии с разработанной програм­мой проекта;

подбирать оборудование и материалы;

организовывать рабочее место;

осуществлять технологический процесс;

контролировать ход и результаты рабо­ты;

оформлять проектные материалы;

осуществлять презентацию проекта, с использование компьютера

Применять методы творческого поиска технических или технологических реше­ний;

применять технологический подход для осуществления любой деятельности;

овладеть элементами предпринима­тельской деятельности


Модуль 2. Производство


Соотносить изучаемый объект или яв­ления с природной средой и техносферой;

различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения;

устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека;

ориентироваться в сущностном прояв­лении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства

Изучать характеристики производства;

оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства;

определяться в приемлемости для себя той или иной сферы производства или сферы услуг


Модуль 3. Технология


Чётко характеризовать сущность техно­логи как категории производства;

разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, инфор­мации, объектов живой природы и соци­альной среды;

оценивать влияния современных техно­логий на общественное развитие;

ориентироваться в современных и пер­спективных технологиях сферы производ­ства и сферы услуг, а также в информаци­онных технологиях;

оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства

Оценивать возможность и целесооб­разность применения современных тех­нологий в сфере производства и сфере услуг в своём социально­производственном окружении;

оценивать возможность и целесооб­разность применения современных тех­нологий для бытовой деятельности своей семьи


Модуль 4. Техника


Разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологи­ческая машина, механизм;

классифицировать виды техники по различным признакам; находить информа­цию о современных видах техники;

оценивать область применения и воз­можности того или иного вида техники;

разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;

ориентироваться в видах устройств ав­томатики в технологических машинах и бытовой технике

Оценивать технический уровень со­вершенства действующих машин и меха­низмов;

проводить модификацию действую­щих машин и механизмов применительно к ситуации или выданному заданию


Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов


Читать и создавать технические рисун­ки, чертежи, технологические карты;

подбирать и пользоваться ручными ин­струментами, отдельными машинами и станками;

осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий;

изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической и технологи­ческой документацией;

выполнять отделку изделий; использо­вать один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;

осуществлять текущий и итоговый кон­троль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки

Выполнять чертежи и эскизы с исполь­зованием средств компьютерной под­держки;

разрабатывать оригинальные кон­струкции в заданной ситуации;

находить варианты изготовления и ис­пытания изделий с учётом имеющихся материально-технических условий;

проектировать весь процесс получения материального продукта;

разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера;

совершенствовать технологию получе­ния материального продукта на основе дополнительной информации


Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов


выбирать пищевые продукты для удо­влетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

разбираться в способах обработки пи­щевых продуктов, применять их в быто­вой практике;

выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых про­дуктов;

соблюдать правила хранения пище­вых продуктов, полуфабрикатов и гото­вых блюд

Осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учётом их пита­тельной ценности и принципов здорового питания;

составлять индивидуальный режим пи­тания;

сервировать стол, эстетически оформ­лять блюда


Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии


Характеризовать сущность работы и энергии;

разбираться в видах энергии, использу­емых людьми;

ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккуму­лирования механической энергии;

ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккуму­лирования электрической энергии

Оценивать эффективность использова­ния различных видов энергии в быту и на производстве;

разбираться в источниках различных видов энергии и целесообразности их применения в различных условиях


Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации


Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;

осуществлять технологии получения, представления, преобразования и исполь­зования различных видов информации;

разбираться в видах информационных каналов у человека и представлять их эф­фективность;

владеть методами и средствами получе­ния, преобразования, применения и сохра­нения информации

применять технологии запоминания информации;

изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;

владеть приёмами эффективной ком­муникации в процессе делового общения


Модуль 9. Технологии растениеводства


Выполнять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений;

определять полезные свойства культур­ных растений;

классифицировать культурные растения по группам;

проводить исследования с культурными растениями

Проводить фенологические наблюде­ния за комнатными растениями;

применять способы и методы вегета­тивного размножения культурных расте­ний (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур;

определять виды удобрений и способы их применения


Модуль 10. Технологии животноводства


Описывать роль различных видов жи­вотных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;

анализировать технологии, связанные с использованием животных;

выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;

собирать информацию и описывать тех­нологии содержания домашних животных;

оценивать условия содержания живот­ных в квартире, школьном зооуголке, лич­ном подсобном хозяйстве и их соответ­ствие требованиям;

описывать содержание труда основных профессий, связанных с технологиями ис­пользования животных

Приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;

оценивать по внешним признакам и простейшим исследованиям качество продукции животноводства;

исследовать проблему бездомных жи­вотных как проблему своего микрорайона


Модуль 11. Социальные технологии


Разбираться в сущности социальных технологий;

ориентироваться в видах социальных технологий;

характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;

создавать средства получения инфор­мации для социальных технологий;

ориентироваться в профессиях, отно­сящихся к социальным технологиям,

осознавать сущность категорий «ры­ночная экономика», «потребность» «спрос», «маркетинг», «менеджмент»

Обосновывать рациональную совокуп­ность личных потребностей и её построе­ние по приоритетным потребностям;

выявлять и характеризовать потреби­тельский спрос на некоторые виды това­ров и услуг;

разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий



Промежуточная аттестация осуществляется на основании «Положения МБОУ СОШ №27 «Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся».

В 6 классе по технологии промежуточная аттестация осуществляется в письменной форме по контрольно-измерительным материалам, утвержденным методическим советом школы. Сроки промежуточной аттестации утверждаются приказом директора и отражены в календарном графике школы на учебный год. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

6

1.1.

Этапы проектной деятельности.

4

1.2.

Защита творческого проекта.

2

2

Модуль 2. Производство.

4

2.1.

Производство и труд как его основа. Предметы труда.

4

3.

Модуль 3. Технология.

6

3.1.

Признаки технологии. Технологическая документация.

6

4.

Модуль 4. Техника.

6

4.1.

Конструкционные составляющие техники. Рабочие органы.

6

5.

Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.

8

5.1.

Технологии механической обработки конструкционных материалов. Технологии сборки.

8

6.

Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.

8

6.1.

Технология обработки молока и кисломолочных продук­тов. Технологии производства и использования круп, бобо­вых и макаронных изделий.

8

7.

Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

6

7.1.

Технологии получения, преобразования и использования тепловой энергии.

6

8.

Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.

6

8.1.

Способы отображения информации.

6

9.

Модуль 9. Технологии растениеводства.

8

9.1.

Технологии использования дикорастущих растений.

8

10.

Модуль 10. Технологии животноводства.

6

10.1.

Основные технологии животноводства.

6

11.

Модуль 11. Социальные технологии.

6

11.1.

Виды социальных технологий.

6


Итого:

70


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Учебно-методическое обеспечение

  • УМК ученика:

  • Технология. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / [В.М. Казакевич и др.]; под ред. В. М. Казакевича. - М.: Просвещение, 2020. – 192 с.: ил.

  • УМК учителя:

  • Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. - 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др. - М.: Просвещение, 2020. – 58 с.

  • Технология. Методическое пособие 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]. - М.: Просвещение, 2017. – 81 с.

  • Пособия для учителя:

  • Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова. — М. : Просвещение, 2020. — 64 с. — ISBN 978-5-09-073208-6.

  • Книга для учителя «Технология. Сборник творческих проектов учащихся. Всероссийская олимпиада школьников по технологии» В. Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2019 г.

  • Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2019.- 120 с.

  • Интернет-ресурсы:

  • Сеть творческих учителей: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.it-n.ru/ -. загл. с экрана.

  • Сайт учителей технологии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tehnologi.su/dir/30 - загл. с экрана.

  • Технология и трудовое обучение: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trudovik.narod.ru/ - загл. с экрана.

  • Непрерывная подготовка учителя технологии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tehnologiya.ucoz.ru/ - загл. с экрана.

  • Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/ - загл. с экрана.

  • Библиотека разработок по технологии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library - загл. с экрана.

  • Все для учителя: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uroki.net/doc.htm - загл. с экрана.

  • Презентация: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prezentacii.com/tekhnologii/ - загл. с экрана.

  • Инфоурок: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-na-temu-interer-i-planirovka-kuhnistolovoy-1517908.html - загл. с экрана.

  • Копилка уроков: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/presentacii/intier-ier-i-planirovka-kukhni-stolovoi-5-klass - загл. с экрана.

  • Видеоуроки: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLAUhrtAMVO-9LSw6iwxG9rNo-F0N245za с экрана.









Календарно-тематическое планирование

№ Урока

Тема раздела


Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Практическая часть

1

Методы и средства творческой и проектной деятельности



Вводный инструктаж по технике безопасности. Вводный урок

Осваивать основные этапы проектной деятельности и их характеристики.

Пр. р.: Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

2




Введение в творческий проект. Подготовительный этап. Конструкторский этап.

Осваивать основные этапы проектной деятельности и их характеристики.

Пр. р.: Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

3





Технологический этап. Этап изготовления изделия. Заключительный этап

Составлять перечень и краткую характеристику этапов проектирования конкретного продукта труда.

Пр. р.: Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

4




Заключительный этап. Защита проекта

Составлять перечень и краткую характеристику этапов проектирования конкретного продукта труда.

Пр. р.: Защита проекта

5

Производство



Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда.

Получать представление о труде как основе производства. Знакомиться с различными видами предметов труда.

Пр. р.: Используя технические справочники и Интернет, составьте перечень основных конструкционных материалов, которые применяются на машиностроительных предприятиях.

6




Промышленное сырьё. Сельскохозяйственное и растительное сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты.

Получать представление о труде как основе производства. Знакомиться с различными видами предметов труда.

Пр. р.: Используя технические справочники и Интернет, найдите ответ изкакого сырья делают казеиновый клей

7




Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда.

Знакомиться с различными видами сырья. Наблюдать и собирать дополнительную информацию о предметах труда. Участвовать в экскурсии. Выбирать темы и выполнять рефераты.

Пр.р.: Сделайте иллюстрированное описание тех приборов и устройств, которые используют для получения тепловой энергии.

8




Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных технологий как предмет труда.

Участвовать в экскурсии. Выбирать темы и выполнять рефераты.

Пр.р.: Сделайте иллюстрированное описание тех приборов и устройств, которые используют для преобразования тепловой энергии.

9

Технология



Основные признаки технологии.


Получать представление об основных признаках технологии.

Пр.р.: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической дисциплине.

10




Основные признаки технологии.


Получать представление об основных признаках технологии.

Пр.р.: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической дисциплине.

11




Технологическая, трудовая и производственная дисциплина.


Осваивать новые понятия: технологическая дисциплина; техническая и технологическая документация. Собирать дополнительную информацию о технологической документации.

Пр. р.: Чтение и выполнение технических рисунков.

12




Технологическая, трудовая и производственная дисциплина.

Осваивать новые понятия: технологическая дисциплина; техническая и технологическая документация. Собирать дополнительную информацию о технологической документации.

Пр. р.: Чтение и выполнение эскизов, чертежей.

13




Техническая и технологическая документация.


Осваивать чтение графических объектов и составление технологических карт.

Пр.р.: Чтение и составление технологических карт.

14




Техническая и технологическая документация.

Осваивать чтение графических объектов и составление технологических карт.

Пр.р.: Чтение и составление технологических карт.

15

Техника



Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин).


Получать представление об основных конструктивных элементах техники

Пр. р.: Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.

16




Рабочие органы технических систем (машин).


Осваивать новое понятие: рабочий орган машин.

Пр. р.: Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.

17




Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах.

Ознакомиться с разновидностями рабочих органов в зависимости от их назначения.

Пр. р.: Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.

18




Механическая трансмиссия в технических системах.

Разбираться в видах и предназначении двигателей.

Пр. р.: Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.

19




Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах.


Ознакомиться с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Выполнять упражнения по пользованию инструментами.

Пр. р.: Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.

20




Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах.

Ознакомиться с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов. Выполнять упражнения по пользованию инструментами.

Пр. р.: Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.

21

Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов



Технологии ручной обработки материалов.


Получать представление об технологиях ручной обработки материалов.


Пр.р.: Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений.

22




Технологии ручной обработки материалов.

Получать представление об технологиях ручной обработки материалов.


Пр.р.: Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения

23




Технологии соединения и отделки деталей изделия.


Сформировать представление о способах соединения деталей из разных материалов. Познакомиться с методами и средствами отделки изделий.

Пр.р.: Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.

24




Технологии соединения и отделки деталей изделия.

Сформировать представление о способах соединения деталей из разных материалов. Познакомиться с методами и средствами отделки изделий.

Пр.р.: Практические работы по соединения деталей

25




Технологии нанесения защитных и декоративных покрытий на детали и изделий из различных материалов.

Анализировать особенности соединения деталей из текстильных материалов и кожи при изготовлении одежды.

Пр.р.: Изготовление изделий из папье-маше, фольги.

26




Технологии нанесения защитных и декоративных покрытий на детали и изделий из различных материалов.

Выполнять практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке.

Пр.р.: Изготовление изделий из папье-маше, фольги.

27




Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи.

Выполнять практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрных и цветных металлов.

Пр.р.: Изготовление иделий из ткани и кожи.

28




Особенности технологий соединения деталей из текстильных материалов и кожи.

Выполнять практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрных и цветных металлов.

Пр.р.: Изготовление иделий из ткани и кожи.

29

Технология обработки пищевых продуктов



Основы рационального (здорового) питания.

Определять количество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека минеральными веществами.

Пр. р.: Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах.

30




Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него.

Получать представление о технологии обработки молока, получения кисломолочных продуктов и их переработки. Исследовать и определять доброкачественность молочных продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа

Пр. р.: Определение количества молока

31




Технология производства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них.


Получать представление о технологии обработки молока, получения кисломолочных продуктов и их переработки.

Лаб.-пр. р.: Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.

32




Технология производства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них.

Готовить кулинарные блюда из молочных и кисломолочных продуктов.

Пр. р.: Разработка рецепта из кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них.

33




Повторный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Технология производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур.

Осваивать технологии кулинарной обработки круп, бобовых культур. Определять количество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека минеральными веществами.

Пр. р.: Приготовление блюд из круп, бобовых культур.

34




Технология приготовления блюд из круп и бобовых.

Готовить кулинарные блюда из круп, бобовых культур.

Пр. р.: Приготовление блюд из круп, бобовых культур.

35




Технология производства макаронных изделий и приготовление блюд из них.

Осваивать технологии кулинарной обработки макаронных изделий. Определять количество и состав продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека

Пр.р.: Приготовление блюд из круп или макаронных изделий.

36




Технология производства макаронных изделий и приготовление блюд из них.

минеральными веществами. Готовить кулинарные блюда из макаронных изделий.

Пр.р.: Приготовление блюд из круп или макаронных изделий.

37

Технологии получения, преобразования и использования энергии



Что такое тепловая энергия.

Получать представление о тепловой энергии, методах и средствах её получения, преобразовании тепловой энергии в другие виды энергии и работу, об аккумулировании тепловой энергии.

Пр. р.: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии.

38




Методы и средства получения тепловой энергии.

Получать представление о методах и средствах получения энергии и работу

Пр. р.: Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии.

39




Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу.


Собирать дополнительную информацию о получении и применении тепловой энергии.

Пр. р.: Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.

40




Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу.


Собирать дополнительную информацию о получении и применении тепловой энергии.

Пр. р.: Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.

41




Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии.


Ознакомиться с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытанием.

Лаб.-пр. р.: Определение эффективности сохранения тепловой энергии в термосе.

42




Аккумулирование тепловой энергии.

Ознакомиться с понятием аккумулирование тепловой энергии.

Пр.р: выписать что такое сосуд Дьюара

43

Технологии получения, преобразования и использования информации



Восприятие информации.


Осваивать способы отображения информации.

Пр. р.: Чтение и запись информации различными средствами её отображения.

44




Кодирование информации при передаче сведений.

Получать представление о многообразии знаков, символов, образов, пригодных для отображения информации.

Пр. р.: Чтение и запись информации различными средствами её отображения.

45




Сигналы и знаки при кодировании информации.


Осваивать способы отображения информации.

Пр. р.: Чтение и запись информации различными средствами её отображения.

46




Сигналы и знаки при кодировании информации.


Получать представление о многообразии знаков, символов, образов, пригодных для отображения информации.

Пр. р.: Чтение и запись информации различными средствами её отображения.

47




Символы как средство кодирования информации.


Выполнить задания по записыванию кратких текстов с помощью различных средств отображения информации.

Пр. р.: Чтение и запись информации различными средствами её отображения.

48




Символы как средство кодирования информации.

Выполнить задания по записыванию кратких текстов с помощью различных средств отображения информации.

Пр. р.: Чтение и запись информации различными средствами её отображения.

49

Технологии растениеводства



Дикорастущие растения, используемые человеком.



Получать представление об основных группах используемых человеком дикорастущих растений и о способах их применения.

Лаб.-пр. р.: Классификация дикорастущих растений по группам.

50




Дикорастущие растения, используемые человеком.

Получать представление об основных группах используемых человеком дикорастущих растений и о способах их применения.

Лаб.-пр. р.: Классификация дикорастущих растений по группам.

51




Заготовка сырья дикорастущих растений.


Знакомиться с особенностями технологий сбора, заготовки, хранения и переработки дикорастущих растений и условиями их произрастания.

Лаб.-пр. р.: Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение.

52




Переработка и применение сырья дикорастущих растений.

Знакомиться с особенностями хранения и переработки дикорастущих растений и условиями их произрастания.

Лаб.-пр. р.: Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение.

53




Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений.


Анализировать влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений, а также условия и методы сохранения природной среды

Лаб.-пр. р.: Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение.

54




Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений.


Осваивать технологии подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение.

Лаб.-пр. р.: Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение.

55




Условия и методы сохранения природной среды.


Осваивать технологии подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение.

Пр. р.: Овладение основными методами переработки сырья дикорастущих растений.

56




Условия и методы сохранения природной среды.


Овладевать основными методами переработки сырья дикорастущих растений (при изготовлении чая, настоев, отваров и др.).

Пр. р.: Овладение основными методами переработки сырья дикорастущих растений.

57

Технологии животноводства



Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы.

Получать представление о тех- нологиях преобразования животных организмов в интересах человека и об их основных элементах.

Пр.р.: Опишите все технологические процессы, которые вы выполняете при уходе за домашним любимцем

58




Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы.

Получать представление о тех- нологиях преобразования животных организмов в интересах человека и об их основных элементах.

Пр.р.: Опишите все технологические процессы, которые вы выполняете при уходе за домашним любимцем

59




Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.


Подготовить рефераты, посвящённые технологии разведения домашних животных, на примере наблюдений за животными своего подсобного хозяйства, подсобного хозяйства друзей, животными зоопарка.

Пр. р.: Подсчитайте расходы на содержание домашнего питомца.

60




Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.


Подготовить рефераты, посвящённые технологии разведения домашних животных, на примере наблюдений за животными своего подсобного хозяйства, подсобного хозяйства друзей, животными зоопарка.

Пр. р.: Подсчитайте расходы на содержание домашнего питомца.

61




Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.


Подготовить рефераты, посвящённые технологии разведения домашних животных, на примере наблюдений за животными своего подсобного хозяйства, подсобного хозяйства друзей, животными зоопарка.

Пр. р.: Оцените условия содержания какого-либо домашнего питомца.

62




Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.


Подготовить рефераты, посвящённые технологии разведения домашних животных, на примере наблюдений за животными своего подсобного хозяйства, подсобного хозяйства друзей, животными зоопарка.

Пр. р.: Оцените условия содержания какого-либо домашнего питомца.

63




Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.


Подготовить рефераты, посвящённые технологии разведения домашних животных, на примере наблюдений за животными своего подсобного хозяйства, подсобного хозяйства друзей, животными зоопарка.

Пр. р.: Оцените условия содержания какого-либо домашнего питомца.

64




Итоговый тест

Подготовка к промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация

65

Социальные технологии



Виды социальных технологий.


Анализировать виды социальных технологий.

Пр. р.: Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях.

66




Виды социальных технологий.


Разрабатывать варианты технологии общения.

Пр. р.: Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях.

67




Технологии коммуникации.

Структура процесса коммуникации.


Анализировать виды социальных технологий.

Пр. р.: Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий.

68




Структура процесса коммуникации.


Разрабатывать варианты технологии общения.

Пр. р.: Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий.