1. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 7 класса разработана на основе Основной образовательной программы ООО МБОУ СОШ №16 с учётом примерной программы по технологии.
Цели изучения предмета «Технология» в системе основного
общего образования.
Основными целями обучения технологии являются:
-освоение обучающимися технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения в различные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
-овладение универсальными учебными действиями (УУД) и предметными компетенциями.
Задачи обучения:
-овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов;
-развитие технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; получение опыта применения политехнических и технологических знаний в самостоятельной практической деятельности.
1.3 Место предмета «Технология» в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для обязательного изучения курса «Технология» на этапе основного общего образования из расчёта 2 часа в неделю. При этом примерная программа предусматривает резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, внедрения современных методов обучения, а так же для компенсирования потерянного время, во избежание невыполнения учебного плана по причине временного приостановления учебного процесса.
1.4 Сведения об учебно-методическом комплексе
Учебно-методический комплект для учащихся
Основная
«Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - учебник по программе В. Д. Симоненко для учащихся 7 классов. Авторы: В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Издательство М. , «Вентана - Граф» 2015 год.
Дополнительная
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Учебно-методический комплект для учителя
1. «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - учебник по программе В. Д. Симоненко для учащихся 7 классов. Авторы: В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Издательство М. , «Вентана - Граф» 2015 год.
2. Программа «Технология» для учащихся 5 - 8 классов. Авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. Под редакцией В. Д. Симоненко Издательство: М. , «Вентана - Граф» 2014 г.
3. Поурочное планирование по учебнику «Технология». Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015
4. Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4–8 кл. /Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение,2010.
5.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Технические средства обучения: ноутбук, проектор.
Учебно-практическое оборудование: станок СТД-120, рубанки, электролобзик, дрель-шуруповёрт, ножовки по дереву и металлу.
1.5 Формы промежуточной аттестации
Программа предназначена для учащихся общеобразовательных классов и предусматривает выполнение двух тематических и итоговой контрольных работ.
2. Планируемые предметные результаты изучения курса «Технология» (индустриальные технологии) в средней школе в 7 классе
Обучающийся научится понимать и применять полученные знания:
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ПК в процессе работы для выполнения необходимых расчётов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
принципы ухода за одеждой и обувью.
что такое технический рисунок, эскиз и чертёж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
что такое текстовая и графическая информация;
Обучающийся овладеет компонентами предметной компетенции:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции на сверлильном станке;
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (мозаика, тиснение по фольге, ажурная скульптура из металла, басма, просечный металл, чеканка);
овладеть технологиями малярных и плиточных работ;
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
набирать и редактировать текст;
создавать простые рисунки;
работать на ПК в режиме калькулятора.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• вести экологически здоровый образ жизни;
• использовать ПК для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
• планировать и оформлять интерьер: ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов
3. Содержание учебного предмета
Тема | Кол-во часов | Из них |
Теор. | Практ. |
Творческий проект(2ч.) |
1. Творческий проект | 2 | 2 | |
Технологии обработки конструкционных материалов - (56ч.) |
1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | 20 | 15 | 5 |
2. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | 18 | 10 | 8 |
3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 18 | 10 | 8 |
Технологии домашнего хозяйства (4ч.) |
1. Технологии ремонтно-отделочных работ | 4 | 3 | 1 |
Технологии исследовательской и опытнической деятельности (2ч.) |
Исследовательская и созидательная деятельность | 2 | 2 | |
Экскурсия | 2 | | |
Резерв | 2 | | |
Итого: | 70 | | |
Раздел 1 «Творческий проект» - 2 часа.
Тема 1. Этапы творческого проектирования. -2часа
Теоретические сведения. Этапы творческого проектирования. Проектирование изделий на предприятиях. Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделия из древесины.
Раздел 2 Технологии обработки конструкционных материалов - 56 часов
Тема 1. Технологии ручной и машинной обработки древесины
и древесных материалов – 20 часов.
Теоретические сведения. Вводный инструктаж. ТБ при работе в столярной мастерской. Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины.
Заточка и настройка дереворежущих инструментов.
Отклонения и допуски на размеры детали.
Столярные шиповые соединения. Технология шипового соединения деталей. Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости.
Творческий проект.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей различной формы. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической документации.
Организация рабочего места столяра. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам.
Защитная и декоративная отделка изделия. Выявление дефектов в детали (изделии) и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной и машинной обработки металлов
и искусственных материалов - 18 часов
Теоретические сведения. Вводный инструктаж. ТБ при работе в слесарной мастерской. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках. Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно - винторезным станком. Приёмы работы на токарно – винторезном станке
Технологическая документация для изготовления изделий на станках. Устройство настольного горизонтально –фрезерного станка. Нарезание резьбы.
. Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Распознавание видов металлов, сортового проката и искусственных материалов. Исследование твёрдости и пластичности металлов; оценка возможности их использования с учётом вида и предназначения изделия. Подбор заготовок для изготовления изделия.
Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проката и проволоки и искусственных материалов. Определение последовательности изготовления детали и изделия по технической документации.
Организация рабочего места. Нарезание резьбы.
Определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Тема 3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов - 18 часов Теоретические сведения. Художественная обработка древесины. Мозаика.
Технология изготовления мозаичных наборов. Мозаика с металлическим контуром. Тиснение по фольге. Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла) Басма. Просечной металл. Чеканка.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбор материалов и заготовок для теснения по фольге; Освоение приёмов выполнения основных операций ручными инструментами. Художественная мозаика по выбранной технологии. Ажурная скульптура из металла.
Изготовление изделий, содержащих художественную мозаику, по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий. Соблюдение правил безопасного труда.
Раздел 3. Технология домашнего хозяйства 4 часа.
Тема 1. Технологии ремонтно - отделочных работ 4 часа.
Теоретические сведения. Основы технологии малярных работ. Основы технологии плиточных работ.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или плитку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Окраска поверхностей. Подбор декоративной плитки по каталогам и образцам. Выбор плиточного клея под вид плитки. Наклейка различных типов плитки (на лабораторных стендах).
Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами.
Раздел 4. Технологии исследовательской и опытнической деятельности – 2 часа
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность – 2 часа
Теоретические сведения. Творческий проект Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Применение ПК при проектировании изделий.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядок сборки, вариантов отделки).
Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации.
Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для салфеток, полочка для одежды, деревянные ложки, кухонные вилки и лопатки, подвеска для чашек, солонки, скамеечки, полочка для телефона, дверная ручка, карниз для кухни, подставка для цветов, панно с плоскорельефной резьбой, разделочная доска, украшенная геометрической резьбой), детская лопатка, кормушки для птиц, игрушки для детей (пирамидка, утёнок, фигурки-матрёшки), карандашница, коробка для мелких деталей, будка для четвероногого друга, садовый рыхлитель, игры (кегли, городки, шашки), крестовина для новогодней ёлки, ручки для напильников и стамесок, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (вешалка-крючок, подвеска для цветов, инвентарь для мангала или камина, настенный светильник, ручка для дверки шкафчика), модели вертолёта и автомобилей, шпатель для ремонтных работ, шаблон для контроля углов, приспособление для изготовления заклёпок, нутромер, зажим для таблиц, подвеска, наглядные пособия, раздаточные материалы для учебных занятий и др.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Дата план | Дата факт 7а | Дата факт 7б |
I.Творческий проект 2 часа. |
1 | Этапы творческого проектирования. Проектирование изделий на предприятиях. | 2 | | | |
II. Технологии обработки конструкционных материалов - 56 часов |
Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов – 20 часов. |
2 | Вводный инструктаж. ТБ при работе в столярной мастерской. Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделия из древесины. Подготовка к контрольной работе. | 2 | | | |
3 | Технологическая документация. Входящая контрольная работа по теме: Технологические карты изготовления деталей из древесины. | 2 | | | |
4 | Анализ к/р. Заточка и настройка дереворежущих инструментов. | 2 | | | |
5 | Заточка и настройка дереворежущих инструментов. | 2 | | | |
6 | Отклонения и допуски на размеры детали | 2 | | | |
7 | Столярные шиповые соединения. | 2 | | | |
8 | Технология шипового соединения деталей. | 2 | | | |
9 | Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. | 2 | | | |
10 | Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. | 2 | | | |
11 | Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Творческий проект «Приспособление для раскалывания орехов «щелкунчик» | 2 | | | |
2.Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов – 18 часов |
12 | Вводный инструктаж. ТБ при работе в слесарной мастерской. Классификация сталей. Термическая обработка сталей. | 2 | | | |
13 | Чертежи деталей, изготовляемых на токарном и фрезерном станках. | 2 | | | |
14 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 Подготовка к к/р. | 2 | | | |
15 | Виды и назначение токарных резцов. Контрольная работа по теме: Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 | 2 | | | |
16 | Анализ к/р.Управление токарно- винторезным станком | 2 | | | |
17 | Приёмы работы на токарно –винторезном станке | 2 | | | |
18 | Технологическая документация для изготовления изделий на станках. | 2 | | | |
19 | Устройство настольного горизонтально –фрезерного станка. | 2 | | | |
20 | Нарезание резьбы | 2 | | | |
3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов - 18 часов |
21 | Художественная обработка древесины. Мозаика. Техника изготовления мозаичных наборов. | 2 | | | |
22 | Технология изготовления мозаичных наборов. | 2 | | | |
23 | Технология изготовления мозаичных наборов. | 2 | | | |
24 | Мозаика с металлическим контуром. | 2 | | | |
25 | Тиснение по фольге. | 2 | | | |
26 | Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла) | 2 | | | |
27 | Басма. | 2 | | | |
28 | Просечной металл | 2 | | | |
29 | Чеканка. | 2 | | | |
III. Технология домашнего хозяйства 4 часа. |
Технологии ремонтно - отделочных работ 4 часа. |
30 | Применение ПК при проектировании изделия. | 2 | | | |
31 | Презентация, портфолио. | 2 | | | |
IV. Технологии исследовательской и опытнической деятельности – 2 часа |
Исследовательская и созидательная деятельность – 2 часа |
32 | Подготовка к к/р. Основы технологии малярных работ. | 1 | | | |
Итоговая промежуточная аттестация. Контрольная работа по теме: Основы технологии малярных работ. Основы технологии плиточных работ. | 1 | | | |
33 | Анализ к/р. Творческий проект «Полезный для дома инструмент - отвёртка» Этапы выполнения проекта. | 2 | | | |
34 | Экскурсия | 2 | | | |
35 | Резерв | 2 | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2019-2020 учебный год
Предмет технология
Класс | Дата проведения по плану | Название раздела, темы урока | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
12