ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ№16, федерального перечня учебников и соответствует примерной программе Н.В.Синица, П.С.Самородский «Технология. 5-8(9) классы. Программа. ФГОС.+СD» -М: Вентана-Граф, 2015. Программа рассчитана на 35 часов ( 1 час в неделю ).
Для технологического образования целью можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов, выбирать методики и материалы для создания изделий.
Рабочая программа предполагает при изучении технологии в среднем звене школы на базовом уровне реализовать следующие задачи:
- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах материало- и машиноведения, культуры дома, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
- овладение метапредметными универсальными учебными действиями:
познавательными (умение самостоятельно приобретать знания, используя различные источники; способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т.д., критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
регулятивными (умение действовать автономно, защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать работу и корректировать личностные планы);
коммуникативными (умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты, выступать, отстаивать своё мнение и выслушивать других, оказывать помощь и пользоваться поддержкой товарищей);
-достижение личностных результатов (воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда);
- освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.
Авторские изменения, внесённые в примерную программу, незначительны и заключаются в её адаптации для мальчиков В связи с этим исключены практические работы технической направленности и число работ сокращено до девяти. Все разделы и темы уроков сохранены, однако из трёх творческих проектов обязательным является один, два других «Дом будущего» и «Мой профессиональный план» выполняются по желанию обучающихся во внеурочное время.
Тематический план изучения технологии в 8 классе (мальчики),
№ темы | Тема | Всего часов | В том числе Теоретич. Практич. Контр. |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 2 | 1 | - | 1 |
2 | Семейная экономика | 11 | 6 | 4 | 1 |
3 | Технология домашнего хозяйства | 4 | 3 | 1 | - |
4 | Электротехника | 11 | 9 | 2 | |
5 | Современное производство и профессиональное самоопределение | 7 | 4 | 2 | 1 |
| Итого | 35 | 23 | 9 | 3 |
Учебно-методический комплект для учащихся
Литература
Основная
В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров, О.П.Очинин, Е.В.Елисеева, А.Н.Богатырёв. Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /3-е изд., перераб./ - М: Вентана-Граф, 2017.
Дополнительная
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Учебно-методический комплект для учителя
Литература
Основная
В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров, О.П.Очинин, Е.В.Елисеева, А.Н.Богатырёв. Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /3-е изд., перераб./ - М: Вентана-Граф, 2017.
Метод проектов в технологическом образовании школьников (методические рекомендации) / авт. - сост. Е.Н. Кравцова, А.И. Шкирман - Белгород: изд-во БРИГЖиППС, 2010.
В помощь учителю
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
2.Шурупов С. П. Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроке: рекомендации, конспекты уроков - Волгоград: Учитель, 2013.
Рабочая программа предназначена для общеобразовательных классов и предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: входящую, тематическую и итоговую контрольные работы.
Планируемые предметные результаты
для учащихся 8 класса
Должны знать:
-функции семьи;
-основы бизнес-планирования;
-экономику семьи, иерархию человеческих потребностей;
-понятие о потребительской корзине и минимальном размере оплаты труда (МРОТ);
-основные виды художественной обработки материалов;
-значение электроосветительных приборов в создании интерьера;
-бытовые электронагревательные приборы;
- сферы деятельности человека.
Должны уметь:
-проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании интерьера;
-выполнять эскизные работы проекта;
-выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект;
-соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;
-правильно организовывать учебное место;
-обращаться с электробытовыми приборами.
Должны владеть компетенциями:
учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде );
социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность );
- эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться бережно к произведениям искусства и литературы).
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Введение. Инструктаж по охране труда (2 часа)
Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила охраны труда при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока. Проектирование как сфера профессиональной деятельности.
Входящая контрольная работа.
Раздел 2. Семейная экономика (11 часов)
Семья как экономическая ячейка общества. Функции семьи. Экономное ведение домашнего хозяйства. Доходная и расходная части семейного бюджета. Структура семейного бюджета. Классификация вещей по цели покупки. Правила покупки, свойства товаров. Потребительская корзина. Понятие о минимальном размере оплаты труда (МРОТ).
Практические (проектные) работы ( по выбору обучающихся ):
«Исследование потребительских свойств товара».
«Исследование сертификата соответствия»
«Исследование потребительских свойств товара».
«Бюджет моей семьи».
Контрольная работа №1 или защита творческого проекта.
Раздел 3. Технология домашнего хозяйства (4 часа)
Представление об инженерных коммуникациях в доме (квартире). Системы газо- и водоснабжения, отопления, канализации. Кондиционирование и вентиляция. Электрические и информационные коммуникации. Конструкция и детали водопровода. Система безопасности жилища.
Практическая работа 5 по теме «Эскиз «умного» дома».
Контроль: учёт знаний о технологии домашнего хозяйства.
Раздел 4. Электротехника ( 11 часов )
Значение термина «электротехника». Электрический ток и его использование в быту. Потребление и учёт электрической энергии. Электроизмерительные, электроосветительные, электрообогревательные и цифровые приборы. Правила безопасной работы с электроприборами. Энергетическая и экологическая целесообразность использования различных источников света. Радиоэлектроника.
Практические (проектные) работы ( по выбору обучающихся ):
«Изучение домашнего электросчётчика в работе»
«Проведение энергетического аудита школы».
Контроль: учёт знаний по электротехнике, защита проектов.
Раздел 5. Современное производство и профессиональное самоопределение (7 часов)
Профессиональное образование и ситуация выбора профессии. Многообразие и классификация профессий. Роль профессии в жизни человека. Карьера и её виды. Пути получения образования, профессионального и служебного роста.
Технология индустриального производства, виды предприятий отрасли. Профессии тяжёлой индустрии.
Технология и сферы агропромышленного комплекса (АПК). Профессии АПК. Содержание труда и профессиональные обязанности работников АПК.
Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности. Структура и перспективы развития отдельных производств лёгкой и пищевой промышленности. Содержание труда работников этих отраслей. Предпринимательство как сфера производственной деятельности. Юридические основы и моральные принципы предпринимательской деятельности. Наличие ресурсов и условий для выбора формы бизнеса. Профессии непроизводственной сферы. Требования к качествам личности при выборе профессии. Профессии типа «человек – художественный образ». Новые перспективные технологии. Влияние ИКТ на содержание труда. Профессиональные качества. Пути профессионального выбора. Рейтинг профессий.
Внутренний мир человека и система представлений о себе. Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении. Методика определения уровня самооценки. Профессиональные интересы и склонности. Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью разных методик.
Понятие о задатках и способностях личности. Личностная составляющая компетентности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка способностей, уровня интеллектуального развития. Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Профессиональная пригодность. Здоровье, мотивы, ценностные ориентации при выборе профессии.
Практические (проектные) работы:
«Составление профессиограммы»
«Определи свои склонности»
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа
Итого 35 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по технологии
Класс 8
Учитель Фильчугина Татьяна Анатольевна, 1 кв.категория
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час
№ разде-ла | № уро-ка | Тема | Число ча-сов | Дата |
план | факт |
1 | 1 2 | Введение. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Актуализация знаний по технологии 7 класса. Входящая контрольная работа | 2 | | |
2 | 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | Семейная экономика Анализ к/р. Семья как экономическая ячейка общества. Способы выявления потребностей семьи Практическая работа №1 по теме: «Исследование потребительских свойств товара». Технология построения семейного бюджета Практическая работа №2 по теме: «Бюджет моей семьи» Технология совершения покупок Практическая работа №3 по теме: «Исследование сертификата соответствия» Технология ведения бизнеса Практическая работа №4 по теме: «Исследование возможностей для бизнеса» Семья и бизнес. Повторительно-обобщающий урок по теме 2 Контрольная работа №1 по разделу 2 | 11 | | |
3 | 14 15 16 17 | Технология домашнего хозяйства Инженерные коммуникации в доме. Анализ к/р Системы водоснабжения и канализации Практическая работа №5 по теме: «Эскиз «умного» дома» Обобщение и учёт знаний о технологии домашнего хозяйства | 4 | | |
4 | 18 19 20 21 22-23 24 25 26 27 28 | Электротехника Электрический ток и его использование в быту Потребители и источники электроэнергии Электроизмерительные приборы Практическая работа №6 по теме: «Изучение домашнего электросчётчика в работе» Творческий проект «Разработка плаката по электробезопасности» Электроосветительные приборы Электронагревательные приборы Правила безопасной работы с бытовыми электроприборами. Учёт знаний по электротехнике Цифровые приборы Практическая работа №7 по теме: «Проведение энергетического аудита школы» | 11 | | |
5 | 29 30 31 32 33 34 35 | Современное производство и профессиональное самоопределение Классификация профессий Профессиограмма и психограмма профессии Практическая работа №8 по теме: «Составление профессиограммы» Повторительно-обобщающий урок по разделам 2,3,4 Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. Анализ к/р. Факторы, влияющие на выбор профессии Практическая работа №9 по теме: «Определи свои склонности» | 7 | | |
| | Итого 35 часов | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2019-2020 учебный год
Предмет технология
Класс | Дата проведения по плану | Название раздела, темы урока | Дата проведения по факту | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |