МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Рубцова О. Н.________________
«____» ______________ 2018 г.
РЕКОМЕНДОВАНО
педагогическим советом
протокол
«____» ______________ 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом от___________№_____:
Директор МОУ «СШ №4»
_____________________ В. А Жучков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
для 9 классов
Составитель рабочей программы:
учитель трудового обучения
Болотина Елена Сергеевна
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы учебного предмета «Технологии» для 9 класса для образовательных организаций Донецкой Народной Республики (составители Кулик М.С, Беликова И. Г., Денисенко А. Н., Шеденко В. А., Колисниченко В. Н., Живагина Л. В., Фоменко А. А), рекомендованной МОН ДНР (пр.. № 725 от 23.08.2018 г.) в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования (пр. МОН ДНР от 30.07.2018 г. № 678).
Целью изучения предмета является: формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой выбора профессии; усвоение азов производственных отношений при разработке творческих проектов, выработка умений работать в производственном коллективе при изготовлении творческих изделий.
Основными задачами учебного предмета «Технологии» в 9 классе являются:
• формирование у учащихся умений самостоятельно искать и анализировать информацию о профессиях, моделях, изделиях, технологиях.
• развитие начальных умений принятия обоснованных решений к построению индивидуальной профессиональной траектории и индивидуальной ответственности за её реализацию;
• использование инновационных методов профориентационной деятельности учащихся;
• осуществление межпредметных связей с другими учебными предметами;
• создание изделий по своему проекту;
• совершенствование навыков работы на оборудовании в школьных мастерских;
• формирование навыков разработки чертежей или эскизов будущих изделий;
• овладение навыками коллективной работы при изготовлении творческих проектов;
• ознакомление с элементами производственного процесса при разработке и изготовлении творческого проекта.
Результатами изучения вариативных модулей должны быть готовые творческие изделия. Проекты учащихся могут разрабатывать как индивидуально, так и в группе.
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному учебному плану предмет «Технологии» в 2018-2019 учебном году в 9 классе рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).
Программа имеет модульную структуру и состоит из раздела «Профориентация» (Модуль 1), рассчитанного на 15 часов, и модуля «Проектирование и изготовление комплексного изделия», рассчитанного на 19 часов.
Модуль 1.«Профориентация» (15 часов) + Резерв (1 час) «Виртуальная экскурсия на предприятия»
Профессиональное самоопределение школьников – социально-значимый раздел обучения. Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознания интереса к будущей профессии, которое подкрепляется участием учащихся в разработке творческих проектов. Процесс разработки творческих проектов знакомит учащихся с основами производства, способствует совершенствованию технологических навыков и даёт возможность ознакомления с некоторыми производственными процессами.
Модуль 2«Проектирование и изготовление комплексного изделия» 16 (часов)+ Резерв (1 час) «Повторение и закрепление учебного материала»
Модуль предусматривает создание учащимся 9-го класса комплексного изделия в качестве творческого проекта: от зарождения идеи до ее воплощения. Проектирование и изготовление комплексного изделия предусматривает сочетание нескольких технологий обработки материалов и самих материалов.
На всех занятиях должна проводиться практическая работа. На неё выделяется не менее 75% учебного времени.
Обязательно проводится инструктаж перед проведением практической работы. Уборка рабочих мест учащихся входит в практическую часть урока. Не исключаются случаи, когда на протяжении всего занятия изучается только теоретический материал. Такие занятия должны быть единичными. Особое внимание следует уделять созданию безопасных условий труда обучающихся, санитарно-гигиенических условий, проведению инструктажей по охране труда.
Планируемые результаты
Предметные результаты должны быть ориентированы на роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экономических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
Предметные результаты должны обеспечивать:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изученными технологиями, их востребованностью на рынке труда;
профильную подготовку обучающихся с особенностями психофизического развития по видам труда, соответствующим их возрастным интересам и возможностям; продолжение обучения в системе профессионально-технического образования; развитие художественной инициативы обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
9 класс
№ | Раздел занятия | Кол-во часов |
| І. Модуль «Профориентация» | 15 |
1 | Раздел 1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий. Яи выбор профессии. | 1 |
2 | Раздел 2. Социальные проблемы труда: Темы: Разделение труда. Профессии и специальности. Профессии и специальности. Классификации профессий. Мотивы выбора профессии. Здоровье и выбор профессии. | 2 |
3 | Раздел 3. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 2 |
4 | Раздел 4. Профессиональная перспектива. Составление резюме. | 1 |
5 | Раздел 5. Основы экономических знаний. | 1 |
6 | Раздел 6. Рынок образовательных услуг. | 1 |
7 | Раздел 7. Основы технологической культуры. Темы: Сущность и содержание технологической культуры. Технологическая культура и профессиональная деятельность | 1 |
8 | Раздел 8. Личный профессиональный план. | 2 |
9 | Раздел 9. Готовность к выбору профиля, профессии. | 1 |
10 | Раздел 10. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы). | 3 |
| ІІ. Модуль «Проектирование и изготовление комплексного изделия» | 18 |
11 | Раздел 1. Проектирование и изготовление комплексного изделия | 15 |
12 | Раздел 2. Презентация результатов проектной деятельности. | 1 |
| Резерв времени. Экскурсии на предприятия города по плану профориентационной работы школы. Встречи с представителями разных профессий (родительская общественность, социальные партнеры школы). | 2 |
| Всего | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 9
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Домашнее задание |
по плану | по факту |
Тема 1 Профориентация (16 часов) |
1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. Я и выбор профессии | | | Подготовить презентации «Старинные, исчезнувшие, новые профессии» |
2 | Социальные проблемы труда. Разделение труда. Профессии и специальности. Классификации профессий | | | Выучить основные понятия |
3 | Социальные проблемы труда. Мотивы выбора профессии. Здоровье и выбор профессии | | | Определите возможные противопоказания для вашей профессии |
4 | Анализ профессий | | | Выучить основные понятия |
5 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | | | Составить «Кроссворд по профессиям» |
6 | Профессиональная перспектива. Составление резюме | | | Работа с источниками информации «Методы изучения способностей и склонностей в предстоящем выборе профессии» |
7 | Основы экономических знаний | | | Выучить основные понятия |
8 | Рынок образовательных услуг | | | Подобрать информацию о заведениях для получения выбранной профессии |
9 | Основы технологической культуры | | | Выучить основные понятия |
10 | Личный профессиональный план. Профессиональная карьера. Профессиональная компетентность | | | Составить памятку «Будущему профессионалу» |
11 | Личный профессиональный план. Экскурсия в городскую службу занятости | | | Составить личный профессиональный план |
12 | Готовность к выбору профиля, профессии. Определение способностей учащихся к выбору профессии | | | Самоанализ и анализ будущей профессии |
13 | Готовность к выбору профиля, профессии. Обсуждение результатов диагностических тестов | | | Составить профессиограмму |
14 | Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы). | | | Подготовить презентацию выбранной профессии |
15 | Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы). | | | Самооценка собственной деятельности в профессиональном становлении |
Тема 2 «Проектирование и изготовление комплексного изделия» |
16 | Основы бионики в проектировании. Значение моделей и макетов в проектировании | | | Подготовить сообщение на тему «Современные композиционные материалы» |
17 | Композиционные материалы как современный вид технологий по созданию новых конструкционных материалов | | | Подготовить сообщение на тему «Роботы – наши помощники», «Искусственный интеллект: история создания» |
18 | Автоматизация, компьютеризация технологических процессов. Применение промышленных роботов | | | Продумать варианты объектов для проектирования, подобрать необходимую информацию |
19 | Определение заданий по выполнению проекта | | | Подготовить мини-сообщение на тему: «Маркетолог – современная профессия» |
20 | Мини-маркетинговые исследования | | | Подготовить, провести и обработать мини-маркетинговое исследование проектной работы |
21 | Планирование проектной деятельности | | | Откорректировать сроки выполнения этапов проектирования |
22 | Художественное проектирование. Эскизный рисунок проектируемого изделия | | | Продумать и подобрать образцы материалов для выполнения проектного задания |
23 | Выбор конструкционных материалов. Разработка необходимых документов для изготовления изделия | | | Продумать технологию выполнения проектного задания. Оформить портфолио проекта |
24 | Изготовление комплексного изделия | | | Повторить правила безопасной работы |
25 | Изготовление комплексного изделия | | | Повторить правила безопасной работы |
26 | Изготовление комплексного изделия | | | Повторить правила безопасной работы |
27 | Изготовление комплексного изделия | | | Повторить правила безопасной работы |
28 | Изготовление комплексного изделия | | | Повторить правила безопасной работы |
29 | Изготовление комплексного изделия | | | Повторить правила безопасной работы |
30 | Отделка изделия | | | Подобрать материалы для отделки проектного изделия |
31 | Разработка рекламы. Элементарное экономическое и экологическое обоснование проекта | | | Пополнить портфолио проектного изделия |
32 | Оформление портфолио проекта, подготовка к защите проекта | | | Подготовить проектную работу к защите творческого проекта |
33 | Защита проекта. Анализ и оценивание результатов проектной деятельности | | | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Критерии, по которым осуществляется оценивание учебных достижений учащихся, имеют комплексный характер. К ним относятся:
• уровень и качество применения знаний и умений в практической работе;
• умение пользоваться различными видами конструкторско-технологической документации и другими источниками информации;
• соблюдение технических требований в процессе выполнения работ (качество изделия); умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе работы; уровень сформированности трудовых приемов и умений выполнять технологические операции;
• соблюдения правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований;
• уровень самостоятельности в процессе организации и выполнении работы (планирование трудовых процессов, самоконтроль и т.п.), выявление элементов творчества.
Все баллы, которыми оцениваются учебные достижения учащихся по технологиям, являются положительными, и определяют реальные достижения учащихся.
КОМПЛЕКСНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Баллы | Критерии оценивания учебных достижений учащихся. |
1 | Учащийся распознает некоторые объекты изучения (материалы, модели, схемы и т.п.) и называет их (на бытовом уровне); знает правила безопасности при работе в учебных мастерских. |
2 | Учащийся описывает некоторые технологические объекты; распознает инструменты и оборудование для выполнения практических работ; имеет фрагментарные представления по предмету изучение (знаком с некоторыми технологическими понятиями); может использовать по назначению рабочие инструменты и оборудование. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
3 | Учащийся знает отдельные факты, касающиеся технологических объектов; может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала; придерживается технологи изготовления изделия; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся определенных этапов проектной деятельности. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
4 | Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит фактический и теоретический материал, приводит примеры, выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; может самостоятельно и обоснованно выбирать конструктивные элементы изделия. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
5 | Учащийся обладает усвоенными знаниями, навыками и аргументированно применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; самостоятельно проектирует и выполняет, используя соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Баллы | Критерии оценивания учебных достижений учащихся. (теоретическая часть) | Критерии оценивания учебных достижений учащихся. (практическая часть) |
5 | Учащийся обладает усвоенными знаниями и аргументировано применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. | Учащийся творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задания; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, материалами и другими средствами; соблюдает правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями. Соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока. Самостоятельно проектирует и выполняет, используя соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Умеет творчески продемонстрировать изделие. |
4 | Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит теоретический материал; приводит примеры; в ответах допущены незначительные пробелы, ошибки; материал изложен не точно; применялись дополнительные наводящие вопросы. Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя, подтверждает ответ конкретными примерами. | Учащийся выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Однако к качеству выполненной работы имеются замечания, и изделие частично не соответствует технологическим требованиям. |
3 | Самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала, однако имеются существенные пробелы; допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами; ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами. | Учащийся может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; если работа выполнена правильно только наполовину, неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; соблюдает требования правил безопасной работы. Качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. |
2 | Учащийся почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. | Учащийся не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание. Не всегда соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Учащийся работу не выполнил. |
1 | Учащийся полностью не усвоил учебный материал; не может изложить знания своими словами; не может ответить на дополнительные вопросы учителя. | Учащийся не может спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; отказывается выполнять задание. |
Планируемы результаты освоения учебного предмета
Итогом работы по программе является готовность воспитанников к профессиональному самоопределению с учетом их возрастных и индивидуально-типологических особенностей.
В процессе реализации программы предполагается достижение следующих результатов:
создание системы комплексных мероприятий профессиональной ориентации;
повышение у воспитанников мотивации к труду, уровня трудолюбия и работоспособности;
формирование у воспитанников понимания личной и общественной значимости труда;
овладение воспитанниками способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
овладение воспитанниками основными принципам построения профессиональной карьеры и навыками поведения на рынке труда.
Перечень формируемых знаний и умений.
Обучающийся должен знать:
Значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана.
Правила выбора профиля обучения, выбора профессии.
Понятие о профессиях и профессиональной деятельности.
Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения.
Обучающиеся должны иметь представления:
О смысле и значении труда в жизни человека и общества.
О современных формах и методах организации труда.
О сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений.
О предпринимательстве.
О рынке труда.
Обучающийся должен уметь:
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии.
Составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его.
Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности.
Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка.
Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Список использованной литературы
Арефьев, И.П. Профориентация: ученик, учитель / И.П.Арефьев // Педагогика. – 2007. - №3. – С.65-68.
Белова, И.А. О проблемах профориентационной работы в школе/ И.А.Белова // Социологические исследования. – 2000. - №5. –С.103-106.
Васильева З.П. мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.
Газарян С. Ты выбираешь профессию. – М., 1985
Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А.Г.Грецов.- СПб.: Питер, 2009.-224 с.
Захаров Н. Н., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения/ Е.А. Климов.- Москва: Изд-во Академия, 2010.-304 с.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М., 1990
Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1984. – 179 с.
Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.В., Палагин А.А. «Азбук профориентации XXI века».
Кухарчук, А.М. Тесты для выбирающих профессию/ А.М. Кухарчук, В.В Лях., С.Г. Макарова –Минск: Изд-во Современная школа, 2008.-288 с.
Лобова, В.А Формирование позитивной этнической идентичности через активные формы образования для учащихся 5-11 классов/В.А. Лобова, В.Н. Соловар-Ханты-Мансийск: ИИЦ, 2012.-45 с.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. – М., 1987
Пряжников, Н.С. Активные методы профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Н.С. Пряжников.-Москва: МГППИ, 2001.-88 с.
Педагогічні засоби підготовки старшокласників до професійного самовизначення в умовах профільного навчання: Методичний посібник // Закатнов Д. О., Мельник О. В., Осипов О. В., Морін О. О., Гуцан Л. А., Скалько О. В. / За ред. Закатнова Д. О. – К.: ІПВАПН України, 2005. – 215 с.
Профессиограммы и профессиокарты основных профессий: Метод. Пособие /Под ред. Ерасова В. В. – К.: РІА-ВООК, 1995. – 335 с.
Резапкина, Г.В. Профориентация старшеклассников/ Г.В. Резапкина.- Волгоград, 2007.- 120 с.