РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
Технология
среднее общее образование
6 класс
2022/2023
учебный год
Составитель (составители):
Некрасова Надежда Ивановна,
учитель технологии,
первая квалификационная категория
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
оперировать понятием «биотехнология»;
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий;
строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства нано-структур;
приводить примеры нано-структур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нано-технологий и их использованием для конструирования новых материалов.
Содержание учебного предмета «Технология»
Раздел учебного предмета | Содержание учебного предмета |
Тема 1. Основы проектной и графической грамоты (8ч) | Основные составляющие практического задания и творческого проекта учащихся Основные этапы выполнения практических заданий. Проектная деятельность. Творческий проект. Последовательность реализации творческого проекта «Изделие своими руками». Основы графической грамоты. Сборочные чертежи Сборочный чертёж. Сборочная единица. Основные требования к содержанию сборочного чертежа. Правила чтения сборочных чертежей. |
Тема 2. Современные и перспективные технологии (4ч) | Актуальные и перспективные технологии обработки материалов Виды технологий обработки конструкционных материалов. Порошковая металлургия. Электротехнологии: метод прямого нагрева проводящих материалов электрическим током; электрическая, дуговая, контактная сварка. Технологии сельского хозяйства Сельское хозяйство. Растениеводство. Капельное, аэрозольное орошение. Гидропоника. Животноводство. Идеи творческих проектов. |
Тема 3. Технологии обработки пищевых продуктов (14 ч) | Основы рационального питания. Минеральные вещества Рациональное питание. Минеральные вещества. Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Технологии производства круп, бобовых и их кулинарной обработки Злаковые культуры. Крупы. Основные этапы производства круп. Требования к качеству круп. Каша. Технология приготовления блюд из круп. Блюда из бобовых. Технология приготовления блюд из бобовых. Требования, предъявляемые к блюдам из бобовых (кроме пюре). Технологии производства макаронных изделий и их кулинарной обработки Макаронные изделия. Технология приготовления макаронных изделий. Приготовление макаронного теста. Формование изделий. Сушка. Технология приготовления макаронных изделий. Требования, предъявляемые к блюдам из макаронных изделий. Технологии производства молока и его кулинарной обработки Молоко. Виды, состав молока. Пастеризация. Стерилизация. Требования к качеству молока. Блюда из молока. Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из молока. Правила подачи блюд из молока. Технология производства кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов Кисломолочные продукты. Способы приготовления кисломолочных продуктов. Термостатный способ. Резервуарный способ. Сметана. Творог. Блюда из творога. Сырники. Технология приготовления холодных десертов Горячие сладкие блюда. Холодные сладкие блюда. Десерты. Компоты. Кисели. Желе. Муссы. Самбуки. Кремы. Требования к качеству холодных десертов. Сервировка десертного стола и правила этикета. Технология производства плодоовощных консервов Консервирование. Маринование и квашение. Правила и требования консервации. Тара для консервирования. Правила безопасной работы при консервировании. Способы заготовки фруктов и ягод. Стерилизация. Варенье. Бланширование. Повидло, джем, мармелад, компоты. Производство замороженных овощей, фруктов, ягод. Особенности приготовления пищи в походных условиях Организация питания в походе. Разведение костра. Первая помощь при пищевых отравлениях. Идеи творческих проектов. |
Тема 4. Технологии получения и преобразования текстильных материалов (26 ч) | Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения Шерсть. Технология производства шерстяных тканей. Шёлк. Технология производства шёлковых тканей. Свойства шерстяных и шёлковых тканей Свойстваь тканей: физико-механические, гигиенические, технологические. Износоустойчивость. Теплозащитные свойства. Гигроскопичность. Воздухопроницаемость. Усадка. Влажно-тепловая обработка. Признаки определения тканей. Ткацкие переплетения Ткацкие переплетения: простое, саржевое, атласное. Раппорт. Свойства тканей с различными видами переплетения. Признаки лицевой и изнаночной сторон гладкокрашеных тка- ней. История швейной машины Швейная машина. Создание первой швейной машины. История швейной машины. Швейные машины: бытовые, промышленные, специальные. Регуляторы швейной машины Регулятор натяжения верхней нити. Регулятор длины стежка. Ширина зигзага. Регулятор прижима лапки. Уход за швейной машиной. Уход за швейной машиной. Правила безопасной работы на швейной машине. Основные этапы изготовления одежды на швейном производстве Работа экспериментального цеха, этапы: моделирование, конструирование. Работа подготовительно-раскройного цеха, этапы: подготовки материалов для раскроя, раскрой изделия. Серийное производство одежды. Поточный метод. ВТО. Маркировка одежды. Требования к готовой одежде. Конструирование одежды Одежда. Классификация одежды. Требования к одежде. Фигура человека и снятие мерок. Конструирование одежды. Правила снятия мерок. Мерки для построения чертежа фартука. Построение основы чертежа швейного изделия (на примере фартука) Правила оформления чертежа конструкции швейного изделия. Расчёт и построение чертежа основы фартука. Моделирование швейного изделия Техническое моделирование. Знакомство с профессиями художника-модельера, конструктора-модельера, закройщика. Способы технического моделирования. Изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука. Объединение частей фартука в единые детали или деление фартука на части. Применение художественной отделки и моделирование цветом. 46 Технология изготовления швейного изделия Технологический процесс. Процесс изготовления швейных изделий. Подготовка выкройки. Карта пооперационного контроля. Схема пошива (сборки) фартука с отрезным нагрудником. Схема пошива (сборки) цельнокроеного фартука. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука Подготовка ткани к раскрою. Правила безопасной работы с утюгом. Раскрой цельнокроеного фартука. Правила раскладки деталей выкройки швейного изделия на ткани и раскроя изделия. Раскладка выкройки фартука на ткани, раскрой фартука. Подготовка деталей кроя к обработке Подготовка деталей кроя к обработке. Копировальная строчка. Перевод с помощью резца. Перевод с помощью булавок. Обработка бретелей и деталей пояса фартука Обработка бретелей. Подготовка обтачки для обработки верхнего среза фартука. Обработка нагрудника. Подготовка обтачки. Обработка нагрудника. Обработка накладного кармана и соединение его с нижней частью фартука Обработка накладного кармана. Соединение кармана с основной деталью фартука. Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фартука. Контроль качества готового изделия. Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фарту- ка. Контроль качества готового изделия. Идеи творческих проектов. |
Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6ч) | Вязание крючком Вязание. Виды крючков. Пряжа. Условные обозначения. Начало вязания. Виды петель: полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами. Вязание рогатки из столбиков с накидом. Замкнутое колечко из воздушных петель. Вязание по кругу. Вязание круглого полотна. Вязание квадратного полотна. Идеи творческих проектов. |
Тема 6. Технологии ведения дома (4ч) | Интерьер комнаты школьника Комната школьника. Зонирование пространства жилого помещения (зоны приготовления пищи, приёма гостей, сна и отдыха, санитарно-гигиеническая зона). Зонирование комнаты подростка. Санитарно-гигиенические требования. Эргономические требования. Мебель. Организация рабочей зоны. Дизайн интерьеров. Эстетические требования. Технология «Умный дом» Система «Умный дом». Идеи творческих проектов. |
Промежуточная аттестация (2ч) | Промежуточная аттестация в виде теста |
Тематическое планирование
Название раздела с указанием количества академических часов, отводимых на этот раздел |
№ п/п | Название темы урока | часы | электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Основы проектной и графической грамоты (8ч) |
1 | Основные составляющие учебного задания и учебного проекта. | 2 | Презентация |
2 | Основы графической грамоты. | 2 | Видео-урок Презентация |
3 | Сборочные чертежи | 4 | Презентация |
Современные и перспективные технологии (4ч) |
4 | Актуальные и перспективные технологии обработки материалов. | 2 | Презентация |
5 | Технологии сельского хозяйства | 2 | Презентация |
Технологии обработки пищевых продуктов (14ч) |
6 | Основы рационального питания. Минеральные вещества. | 2 | Видео-урок Презентация |
7 | Технологии производства круп, бобовых и их кулинарной обработки. | 2 | Видео-урок Презентация |
8 | Технологии производства макаронных изделий и их кулинарной обработки. | 2 | Видео-урок Презентация |
9 | Технологии производства молока и его кулинарной обработки. Технология производства кисломолочных продуктов. | 2 | Видео-урок Презентация |
10 | Приготовление блюд из кисломолочных продуктов. | 2 | Видео-урок Презентация |
11 | Технология приготовления холодных десертов. Технология производства плодоовощных консервов. | 2 | Видео-урок Презентация |
12 | Особенности приготовления пищи в походных условиях | 2 | Видео-урок Презентация |
Технологии получения и преобразования текстильных материалов (26ч) |
13 | Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. | 2 | Видео-урок Презентация |
14 | Свойства шерстяных и шёлковых тканей. Ткацкие переплетения. | 2 | Видео-урок Презентация |
15 | История швейной машины. Регуляторы швейной машины. | 2 | Видео-урок Презентация |
16 | Уход за швейной машиной. Основные этапы изготовления одежды на швейном производстве. | 2 | Видео-урок Презентация |
17 | Требования к готовой одежде. Конструирование одежды. | 2 | Видео-урок Презентация |
18 | Построение основы чертежа швейного изделия (на примере фартука) | 2 | Видео-урок Презентация |
19 | Моделирование швейного изделия. | | |
20 | Технология изготовления швейного изделия. Подготовка ткани к раскрою. | 2 | Видео-урок Презентация |
21 | Раскрой фартука. Подготовка деталей кроя к обработке. | 2 | Видео-урок Презентация |
22 | Обработка бретелей и деталей пояса. Подготовка обтачки для обработки верхнего среза фартука. | 2 | Видео-урок Презентация |
23 | Обработка нагрудника. Обработка кармана и соединение его с нижней частью фартука. | 2 | |
24 | Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фартука | 2 | |
25 | Контроль качества готового изделия | 2 | |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6ч) |
26 | Вязание крючком | 2 | Видео-урок Презентация |
27 | Виды петель | 2 | Видео-урок Презентация |
28 | Вязание квадратного полотна | 2 | Видео-урок Презентация |
Технологии ведения дома (4ч) |
29 | Интерьер комнаты школьника. | 2 | Видео-урок Презентация |
30 | Технология «Умный дом». | 2 | Презентация |
Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности (4ч) |
31 | Подготавить пояснительную записку; | 2 | Презентация |
32 | Провоести презентацию проекта | 2 | Презентация |
Промежуточная аттестация (2ч) |
33 | Промежуточная аттестация в виде теста | 2 | |
Итого | 68 |