7
Калач-Куртлакская основная общеобразовательная школа - филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 127 от 30.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2022 – 2023 учебный год
по технологии
Уровень образования (класс) начальное общее, 4 класс__
Общее количество часов___34__
Количество часов в неделю ___1____
Учитель начальных классов Токарева Ирина Юрьевна
Квалификационная категория первая
Программа разработана на основе
Примерной программы по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения), М «Просвещение»
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» является частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Советской СОШ, утверждённой Приказом директора школы от 30.08.2022 г. № 127 и составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (с изменениями);
-Учебный план на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2022 г. № 125;
-Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 112/1 от 30.06.2022г.);
-Примерная программа по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения) – М., «Просвещение», 2012год.
УМК:
-Технология. Учебник.4 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.- М.:«Просвещение»,2014.
-Рабочая тетрадь по технологии 4 класс.-М.: «Просвещение», 2014.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
-формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
-формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
-расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
-расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
-развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
-развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
-развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
-развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
-формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
-формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
-духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Планируемые результаты.
Работа по учебно-методическому комплекту «Школа России» «Технология » Н. И. Роговцева. Издательство «Просвещение» 2016 г с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.
Предметные результаты:
В результате работы по разделу«Человек и земля» обучающийся научится:
-отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними);
-планировать изготовление изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты;
-прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий;
-овладевать основами черчения и масштабирования М 1:2 и М 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания;
-организовывать рабочее место.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности;
-анализировать линии чертежа, конструкции изделия.;
-соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями;
-находить отдельные элементы архитектуры;
-находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы;
-выбирать способы крепления скотчем или клеем;
-осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия.
В результате работы по разделу «Человек и вода » обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации, обосновывать свой выбор;
-оценивать свои возможности;
-организовывать свою деятельность;
-контролировать качество изготовления изделий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-анализировать план изготовления изделия, самостоятельно осуществлять его;
-самостоятельно оценивать изделие.
В результате работы по разделу «Человек и воздух» обучающийся научится:
-определять и называть основные детали объекта;
-оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
-анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта;
-анализировать план изготовления изделия;
-составлять рассказ для презентации изделия.
В результате работы по разделу «Человек и информация» обучающийся научится:
-осуществлять поиск информации из разных источников;
-называть основные этапы книгопечатания;
-характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика;
-осваивать технику переплётных работ;
-составлять технологическую карту изделия;
-осваивать способы заполнения бланка телеграммы, использовать правила правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
-самостоятельно выбирать способы оформления изделия;
-выбирать правила набора текста на компьютере, создавать и сохранять документ в программе, форматировать и печатать документ, выбирать картинки для оформления афиши, производить презентацию проектов.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
-анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
-выявлять и формулировать учебную проблему;
-выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы(задачи);
-предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
-самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним;
-осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
-приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
-перерабатывать полученную информацию; сравнивать и классифицировать факты и явления.
Обучающийся получит возможность научиться:
-определять причинно-следственные связи изучаемых явлений. (событий), проводить аналогии, использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
-делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать.
Обучающийся получит возможность научиться:
-строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
-учиться договариваться, учитывая интересы партнера и собственные интересы;
-задавать вопросы на уточнение и/или углубление получаемой информации;
-осуществлять взаимопомощь при взаимодействии впаре, группе.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел предмета (курса) | Количество часов на раздел | Формы контроля |
1 | Человек и земля. Элементы графической грамоты. Архитектура. Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. | 22ч | Выставка творческих работ |
2 | Человек и вода. Мосты. Водный транспорт. Фонтаны. Моделирование водного транспорта. | 3ч | Выставка творческих работ |
3 | Человек и воздух . Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. | 4ч | Выставка творческих работ |
4 | Человек и информация. Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word. | 5ч | Выставка творческих работ |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Человек и земля» - 22 ч |
1 | Как работать с учебником. | 1 | 01.09 | |
2 | Изделие «Ходовая часть», «Кузов Вагона». | 1 | 08.09 | |
3 | Изделие «Пассажирский вагон» | 1 | 15.09 | |
4 | Изделие «Буровая вышка» | 1 | 22.09 | |
5 | Изделие «Малахитовая шкатулка» | 1 | 29.09 | |
6 | Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» | 1 | 06.10 | |
7 | Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» | 1 | 13.10 | |
8 | Монетный двор. Проект «Медаль». | 1 | 20.10 | |
9 | Монетный двор. Проект «Медаль». | 1 | 27.10 | |
10 | Фаянсовый завод. Изделие «основа для вазы». | 1 | 10.11 | |
11 | Изделие «Ваза». | 1 | 17.11 | |
12 | Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» | 1 | 24.11 | |
13 | Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка», «Птичка». | 1 | 01.12 | |
14 | Изделие «Модель детской летней обуви» | 1 | 08.12 | |
15 | Изделие «Модель детской летней обуви» | 1 | 15.12 | |
16 | Изделие «Лесенка – опора для растений» Изделие «Лесенка – опора для растений» | 1 | 22.12 | |
17 | Изделие «Лесенка – опора для растений» | 1 | 29.12 | |
18 | Изделие «Пирожное «Картошка»» | 1 | 12.01 | |
19 | Изделие «Шоколадное печенье» | 1 | 19.01 | |
20 | Изделие «Настольная лампа» | 1 | 26.01 | |
21 | Изделие «Абажур» | 1 | 02.02 | |
22 | Изделие «Цветы для школьной клумбы» Выставка работ. | 1 | 09.02 | |
Человек и вода - 3 ч |
23 | Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды» | 1 | 16.02 | |
24 | Порт. Изделие «Канатная лестница» | 1 | 02.03 | |
25 | Изделие «Браслет» Выставка работ. | 1 | 09.03 | |
Человек и воздух - 4ч |
26 | Самолетостроение. Изделие «Самолет» | 1 | 16.03 | |
27 | Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель» | 1 | 30.03 | |
28 | Ракетостроение. Изделие «Ракета-носитель» | 1 | 06.04 | |
29 | Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» Выставка работ. | 1 | 13.04 | |
Человек и информация – 6 ч |
30 | Издательское дело. Изделие «Титульный лист». | 1 | 20.04 | |
31 | Издательское дело. Изделие «Таблица» | 1 | 27.04 | |
32 | Создание содержания книги | 1 | 04.05 | |
33 | Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» | 1 | 11.05 | |
34 | Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» | 1 | 18.05 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 29.08.2022г. 29.08.2022г.___________ Авсецина Е.А.
Марченко И.П._____________
(подпись, расшифровка подписи)