Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Соморсунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Муниципального района «Амгинский улус (район)»
Согласовано:____________________С.А. Борохина Утверждено:____________________В.И. Кононова
Заместитель директора по УР Директор школы
«___»__________________2019г «___»__________________2019г
Рабочая программа
по учебному предмету «Технология» в 8 классе
на 2019-2020 учебный год
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год - 35
Макаров Артур Андреевич
учитель технологии и ИЗО
МБОУ «Соморсунская СОШ»
Рассмотрено на заседании Обсуждено на заседании
МО учителей эстетического цикла педагогического совета
Протокол №___ от______________2019г Протокол №______ от________________2019г
Содержание
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология. Индустриальные технологии» для 5- 8 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Программа составлена на основе учебника «Технология : 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / В. Д. Симоненко, - М. : Вентана-Граф, 2014, - 208 с.: ил.
Цели учебного предмета
Главные цели учебного предмета "Технология":
- формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
-приобретение практического опыта самообразования, основанного на знаниях, умениях, и навыках практико-ориентированной и исследовательской деятельности;
-подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания учебного предмета "Технология" должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и технологической культуры учащихся;
б) усвоение элементарных знаний по ведению домашнего хозяйства;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
д) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, милосердия, обязательности, честности, ответственности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
е) развитие эстетического чувства (оформление изделий с учётом требований дизайна и традиций декоративно-прикладного творчества).
Изучение любого модуля программы включает:
- культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
-компьютерную поддержку каждого модуля;
-графику и черчение;
- ручную и механическую обработку конструкционных материалов;
- основы материаловедения и машиноведения;
- прикладную экономику и предпринимательство;
- историю, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники;
- экологию- влияние преобразующей деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
- нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
- творческое развитие, в первую очередь в процессе выполнения творческого проектов.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
-планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-диагностика результатов познавательно – трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Метапредметные результаты:
-самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
-комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
-использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
-осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере,
-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
-примерная экономическая опенка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
-применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
-овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
В мотивационной сфере:
-согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
-выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
В эстетической сфере:
-овладение методами дизайнерского проектирования изделий;
- разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
-рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
-умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
-художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
В коммуникативной сфере:
-установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта,
-сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
Тематический план
8 класс |
№ | Тема | Количество часов |
Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | 1 | - |
2 | Семейная экономика | 7 | - |
3 | Технология ведения дома | 7 | - |
4 | Электротехнические работы | 11 | 5 |
5 | Что изучает радиоэлектроника | 2 | - |
6 | Творческий проект | 7 | - |
Итого | 35 часов |
Календарно-тематический план
| Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Количество часов | Дата |
Теория | Практика | Запланированная | Фактическая |
Раздел 1. Вводный урок – 1 час |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности | Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской | Знать: цели и задачи курса; правила безопасного поведения в мастерской | 1 | | 07.09.19 | |
Раздел 2. Семейная экономика – 7 часов |
2 | Семья как экономическая ячейка общества | Семья, её функции. Связи семьи с обществом. Семья как экономическая ячейка общества | Знать: понятия семья, потребности, семейная экономика; функции семьи, её потребности, пути их удовлетворения | 1 | | 14.09.19 | |
3 | Информация о товарах | Торговые символы. Этикетки и штриховой код | Знать: понятие маркетинг и его основные цели; назначение торговых символов, этикеток, Штрихкод; виды рекламы. Уметь: разбираться в информации, заложенной в этикетках, вкладышах; быть грамотным покупателем | 1 | | 21.09.19 | |
4 | Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета | Бюджет семьи, его структура. Доход и расход. Рациональное планирование бюджета семьи. Ведение учёта | Знать: понятия бюджет семьи, доход, расход; основы рационального планирования бюджета. Уметь: вести учёт доходов и расходов семьи; планировать расходы семьи с учётом её состава | 1 | | 28.09.19 | |
5 | Расходы на питание | Основы рационального питания. Распределение расходов на питание. Правило покупок основных продуктов | Знать: основы рационального питания; свойства продуктов их питательную ценность; распределение расходов на питание. Уметь: рационально вести домашнее хозяйство, планируя расходы. | 1 | | 05.10.19 | |
6 | Сбережения. Личный бюджет | Накопления и сбережения. Способы сбережения средств. Формы размещения сбережений. Структура личного бюджета школьника | Знать: сущность понятий накопление, сбережение; способы сбережения средств; формы размещения сбережений; структуру личного бюджета. Уметь: планировать свой личный бюджет; рационально вести домашнее хозяйство | 1 | | 12.10.19 | |
7 | Предпринимательство в семье | Предпринимательская деятельность. Частное семейное предприятие. | Знать: сущность понятий предпринимательская деятельность, прибыль; виды предпринимательской деятельности; особенности предпринимательской деятельности | 1 | | 19.10.19 | |
8 | Экономика приусадебного (дачного) участка | Значение приусадебного участка в семейном бюджете. Варианты использования приусадебного участка | Знать: о влиянии доходов с приусадебного участка на семейный бюджет; значение приусадебного участка в организации рационального питания семьи, её отдыха. Уметь: рассчитывать себестоимость выращенной продукции; | 1 | | 26.10.19 | |
Раздел 3. Технология ведения дома – 7 часов |
9 | Инженерные коммуникации в доме | Отопление жилища. Газоснабжение. Электропроводка. Кондиционирование и вентиляция. Информационные коммуникации. Система безопасности жилища. | Знать: способы обогрева домов, современные способы обогрева домов | 1 | | 09.11.19 | |
10 | Водопровод и канализация: типичные неисправности и простейший ремонт | Состав водопровода. Устройство водопроводного крана. Инструменты для сантехнических работ | Знать: значение водопровода, устройство водопроводного крана Уметь: ремонтировать сантехнику | | 1 | 16.11.19 | |
11 | Ремонт оконных блоков | Простейшие работы по ремонту оконных блоков. Инструменты и материалы для ремонта | Знать: инструменты и материалы для ремонта; виды ремонта оконных и дверных блоков; правила безопасной работы. Уметь: выполнять ремонт оконных и дверных блоков | | 1 | 23.11.19 | |
12 | Ремонт дверных блоков | Работы по ремонту дверных блоков. Инструменты и материалы для ремонта | | 1 | 30.11.19 | |
13 | Техника установки врезного замка | Разновидности замков. Особенности установки разных видов замков. Технология установки дверного замка. Правила безопасности труда | Знать: разновидности замков и особенности их установки; последовательность действий при установке замка; инструменты. Уметь: выполнять установку дверного замка | | 1 | 07.12.19 | |
14 | Утепление дверей и окон | Материалы, применяющиеся для утепления дверей и окон. Способы утепления дверей и окон | Знать: виды материалов для утепления дверей и окон; способы утепления; последовательность действий; правила безопасной работы. Уметь: выполнять работы. | | 1 | 14.12.19 | |
15 | Современный ручной электроинструмент | Виды ручных электроинструментов. Функциональности электроинструментов. Техника безопасной работы | Знать: функции электроинструментов | | 1 | 21.12.19 | |
Раздел 4. Электротехнические работы – 16 часов |
16 | Электрический ток и его использование | Электрическая энергия – основа современного технического прогресса. Типы электростанций. Типы гальванических элементов. Правила безопасной работы | Знать: понятие электрический ток; область применения электрической энергии; источники электрической энергии; электрические схемы и условные обозначения на них; правила электробезопасности. Уметь: читать электрические схемы | 1 | | 28.12.19 | |
17 | Принципиальные и монтажные электрические схемы | Условные обозначения элементов электрической цепи. Электрические схемы соединения элементов | | 1 | 18.01.20 | |
18 | Потребители и источники электроэнергии | Электрическое сопротивление. Соединение проводников. Устройства защиты электрических цепей | | 1 | 25.01.20 | |
19 | Электроизмерительные приборы | Измерение параметров элементов электрической цепи. Виды электроизмерительных приборов | Знать: устройство и принцип действия, область применения электромагнитов; назначение и устройство реле. Уметь: собирать цепи электрическим схемам. | | 1 | 01.02.20 | |
20 | Правила безопасности на уроках электротехнологии | Правила безопасности при работе с источниками переменного тока. Организация рабочего места для электрических работ | 1 | | 15.02.20 | |
21 | Электрические провода | Виды электрических проводов. Соединение электрических проводов. Устройство электрического паяльника. Процесс паяния | | 1 | 22.02.20 | |
22 | Монтаж электрической цепи | Способы оконцевания проводов. Подключение провода к контакту | 1 | | 29.02.20 | |
23 | Электромагниты и их применение | Принцип действия и область применения электромагнитов. Электромагнитные реле | 1 | | 07.03.20 | |
24 | Электроосветительные приборы | История изобретения лампы накаливания. Конструкция люминесцентной лампы. Схема включения неоновой лампы | Знать: технологию изготовления светильников, электрических элементов; правила электробезопасности. Уметь: изготавливать простейшие источники света из подручных материалов | | 1 | 14.03.20 | |
25 | Бытовые электронагревательные приборы | Принцип действия бытовых нагревательных приборов. Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами | Знать: виды нагревательных элементов и ламп; принцип действия бытовых нагревательных приборов и светильников. Уметь: составлять электрические схемы | 1 | | 21.03.20 | |
26 | Двигатели постоянного тока | Принцип действия коллекторного электродвигателя. | Знать: свойства проводников и изоляторов; назначение и принципы действия выпрямителей; принципы работы диода и его обозначение на электрической схеме. Уметь: читать электрические схемы; собирать схему зарядного устройства | 1 | | 04.04.20 | |
Раздел 5. Что изучает радиоэлектроника – 2 часа |
27 | Электромагнитные волны и передача информации | Радиоволны разной длины. Схемы распространения радиоволн и спутниковой связи | Знать: спутниковые связи, историю передачи информации с помощью электрических и электромагнитных полей Уметь: разбираться в схемах распространения радиоволн различного диапозона | 1 | | 11.04.20 | |
28 | Цифровые приборы вашего окружения | Развитие электроники и создание цифровых микросхем. Повсеместно используемые приборы | 1 | | 18.04.20 | |
Раздел 6. Творческий проект – 3 часа |
29 | Проектирование как сфера профессиональной деятельности | Последовательность проектирования | Знать: творческие методы поиска новых решений; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь: выбирать тему обосновывать свой выбор; проектировать изделие; изготавливать изделие и представлять его. | 1 | | 25.04.20 | |
30 | Последовательность проектирования | | | 1 | 02.05.20 | |
31 | Выбор тем проекта | | | 1 | 16.05.20 | |
32 | Выполнение проекта | | | 1 | 23.05.20 | |
33 | Защита проекта | | | 1 | 30.05.20 | |
34 | Творческие проекты, выполненные вашими сверстниками | Рассказ, демонстрация, практикум | Знать: последовательность работы над проектом; технологические операции; правила оформления проектных материалов. Уметь: обосновывать свой выбор темы; разрабатывать конструкцию изделия; | | 1 | | |
35 | Итоговой урок | | | 1 | | | |
| Итого 35 часов |