© 2017, Мищенко Станислав Леонидович 368 3
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по технологии для 5 классов общеобразовательных учреждений подготовлена в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.
Принято решение «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогического совета Приказ ______ № _____ от _______
______________________________ Директор ___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
5 класс
Учитель-составитель программы
Мищенко Станислав Леонидович
Учебный год __________
Общее количество часов - 70
В том числе:
теоретические -25
практические -45
в том числе:
проектная деятельность -10
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по технологии.
Примерная образовательная программа по технологии, рекомендованная Министерством образования и пауки РФ.
Устав МБОУ «Лицей №2I »
Учебный план МБОУ «Лицей № 21»
Программа «Технология». Сасова И.Л., Марченко Л.В.. М : издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ 2006.
Локальный акт «Единый речевой режим» в МБОУ «Лицей № 21»
Аннотация к рабочей программе по «Технологии» 5 класс
Рабочая программа по технологии для 5 классов общеобразовательных учреждений подготовлена в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.
Программа основана на использовании метода проектов в технологическом образовании школьников, способствующем формированию у учащихся понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, развивающем творческое мышление, самостоятельность, инициативность и ответственность за принятые решения.
Программа является модифицированной, ная программа,000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 разработана на основе федеральной типовой программы «Технология. 5-8 классы» Министерства образования и науки РФ (под ред. Сасова И.А., Марченко А.В. на основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования области «Технология», реализуется базисный уровень усвоения материала. Программа предполагает обучение в объеме 68 учебных часов в 5 классе (2 учебных часа в неделю).
Основная цель обучения школьников по программе «Технология. Обслуживающий труд» в 5- ом классе –обеспечить усвоение ими основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологий , материаловедения, в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.
Основной формой организации учебного процесса в 5-ом классе является сдвоенный урок Основными методами в обучении технологии являются познавательно- трудовые упражнения, практические и лабораторно-практические работы Это позволяет организовать практическую творческую деятельность в полном объеме. Проекты могут выполняться учащимися как в специально отведенное в программе, так и интегрироваться с другими разделами программы. По окончании курса технологии в 5-ом классе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки конструкционных материалов, изготовления и художественного оформления изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями промышленных и производственных предприятий.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Проверка знаний учащихся осуществляется путем устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных работ ( контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов и т.д.). По каждому разделу программы разработаны контрольные задания в форме тестов: по технологии обработки конструкционных материалов, конструированию и моделированию, машиноведению, ведению домашнего хозяйства и т.д.
Проверка умений учащихся проводится в виде практических, лабораторных работ, тестов, упражнений, которые предусмотрены на уроке.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Технология, Учебник для учащихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д.Симоненко, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2010.
Технология, Методические рекомендации Ю.В.Крупская, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2006
УМК Тесты, Технология Обслуживающий труд 5-7 классы, Москва, Издательство «Экзамен» 2006.
Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. (Серия “Учебно-методический комплект”)
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009
Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Рабочая программа, подготовлена в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников. В нем заложены межпредметные связи с образовательными дисциплинами.
Эффективное использование метода проектов, в котором обучающиеся видят социальную, личностную значимость своего труда. Этот метод направлен на подготовку к самостоятельной жизни.
Пояснительная записка
Развитие социально-экономических отношений в России потребовало новс качества общего образования. Оно предусматривает готовность и способное выпускников общеобразовательных школ нести личную ответственность как собственное благополучие, так и за благополучие общества, проявлять инициативы: творчество, предприимчивость, ответственность.
Значительные возможности для этого имеет школьный курс «Технологи; включенный в инвариантную часть Федерального компонента базисного учебного пла общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 1993 году.
Технология - это преобразующая деятельность человека, направленная удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние природу и общество, создает новый рукотворный мир.
Результатом технологической деятельности являются продукты труд соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующ! целей:
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включение учащихся в разнообразные виды технологической деятельности п
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми длз поиска и использования технологической информации, проектирования v создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного i осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов безопасных приемов труда;
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности.
Основные задачи обучения
Ознакомление обучающихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции.
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
• Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению социальной адаптации.
В решении коллегии Министерства образования РФ была подчеркнута приоритет роль курса «Технология» в подготовке учащихся к преобразовательной деятельное жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социалы экономическим условиям (приказ Министерства образования РФ от 05.07.2000г. №2043
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредств широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетав с традиционными методами, способами и формами обучения {ролевые и деловые игр обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды д экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосв? технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспект образования).
Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудов^ деятельности школьников, предусматривающей определение потребностей люде проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовлен: изделия или оказание услуги, оценка качества, определение реального спроса на рын товаров и услуг.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ( реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных облаете] применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальнь ценности (письмо Министерства образования РФ №585/11 - 13 от 12.04 2000г. С использовании метода проектов в образовательной области «Технология»).
Программа предусматривает выполнение трех-четырех проектов в год. Учител вправе изменить количество выполняемых проектов. Каждый проект имеет свой «фокус) т.е. ориентацию на усвоение учащимися обязательного минимума содержания общег образования и определенных компонентов проекта. В процессе выполнения проекта и п его завершении учитель осуществляет контроль и оценивает качество работ! обучающегося.
Опираясь на свой опыт и учитывая региональные особенности, учитель и школьнию могут выбирать другие, не перечисленные в программе объекты для проектирования Возможно и изменение порядка изучения тем внутри разделов.
Программа представляет собой организационное единство целей, ценностей i содержания технологического образования детей 5-8 классов, а также условий организации образовательного процесса.
В соответствии с новым базисным учебным планом Федеральный компонент выделяет на курс «Технология» в 5-7 классах 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю). Кроме того, предусмотрена возможность выделения часов на технологическое образование из компонента образовательного учреждения (вариативная часть). Это позволит обучающимся 8 классов выполнять комплексные межпредметные проекты, в том числе и связанные с профессиональным самоопределением. В программу включены целевые установки, очерчен базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности, охарактеризованы требования к подготовке школьников.
В программе фиксируются возможности выполнения проектов с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов международной сети Интернет.
Особенностью программы является то, что овладение обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Проекты содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности детей, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.
Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности, включающий:
Выявление потребностей людей и общества;
Определение конструкторско-технологической или иной творческой задач* по предмету проектирования;
Разработку перечня критериев, которым должно соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющее конкретную потребность;
Выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;
Выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;
Исследования процесса планирования и изготовление изделия или услуги;
Изготовление изделия или оказание услуги;
Проведение испытания в реальной ситуации;
Оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия.
В результате обучения по курсу «Технология» с использованием метода проектов дополнительно к основным требованиям обучающиеся должны: знать /понимать
как определять потребности людей;
какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;
3. как планировать и реализовывать творческий проект;
уметь
кратко формулировать задачу своей деятельности;
отбирать и использовать информацию для своего проекта;
определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;
оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличие времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;
выполнять упражнение для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;
планировать изготовление изделий и изготовлять их;
определять затраты на изготовление изделий, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;
испытывать изделие на практике;
анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;
формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;
определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни элементы маркетинга для продвижения своего товара, разрабатывать рекламу своего изделия.
Программой отводится 60-70% учебного времени на изготовление изделий (включая учебный труд - упражнения на приобретение умений обработки материалов и использования инструментов, эксперименты, лабораторно-практические работы с материалами и т.п.).
Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные линии, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов.
Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества.
Выполнение упражнений предусматривает овладение определенными знаниями, умениями и навыками (см. Приложение 1).
Работая по методу проектов, учитель должен помнить, что этот метод органически включает в себя ряд специальных воспитательных приемов.
Формирование сознания (взглядов, убеждений, идеалов). Это методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащегося с целью формирования у них взглядов и убеждений личности, которая будет жить в демократическом обществе.
Формирование творческих начал (способностей, активности, самостоятельности, инициативности).
Мотивация и стимулирование деятельности. Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику право на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.
Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения.
Контроль, самоконтроль и самооценка учеником деятельности.
В основу планирования положены: деятельностный подход и прикладная направленность обучения технологии; межпредметное согласование курса технологии и предметов естественно-математического цикла; оптимизация учебной нагрузки учащихся.
При составлении содержания образовательной области «Технология» использованы общедидактические принципы (научность, доступность, связь с жизнью, преемственность, последовательность, культуросообразность, фундаментальность, личностная ориентация содержания, учет возрастных особенностей детей, интеграция содержания и его дифференциация и др.), политехнический и диалектический принципы развития в обучении, предполагающие возвращение на новом этапе к уже изученному для перехода на более высокий уровень.
Большинство проектов не требует дополнительных ресурсов, сверх имеющихся в школах.
В программе имеются следующие разделы. «Вводное занятие». 1 час В этом разделе школьники знакомятся с правилами внутреннего распорядка в мастерской и распределением общественных обязанностей между учениками, правилами безопасного труда, организацией труда на рабочем месте, рациональном размещении инструментов, охраной окружающей среды и экономным расходованием всех видов ресурсов, основными разделами программы обучения, по которым учащиеся будут выполнять проекты, с проектными изделиями, изготовленные учащимися в предшествующие годы.
«Технология в жизни человека и общества» (1 час) формируется у обучающихся понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, рассматривает технологию как процесс преобразования вещества, информации, энергии. В результате изучения этого раздела школьник должен;
знать/понимать
отличие природного (нерукотворного) мира от рукотворного (искусственного);
что такое технология;
• цели технологии; уметь
приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию;
выявлять влияние технологии на природный мир;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора оптимальных технологий изготовления изделий и оказания услуг, удовлетворяющих потребности человека на основе рационального использования всех видов ресурсов.
«Основы проектирования» 10 часов учит детей творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой, раздел является комплексным и объединяет все содержание технологического образования учащихся в предыдущих классах.
Этот раздел делится на две части: теоретическую (4 часа) - в начале года и практическую (6 часов) - в конце года. Обучающиеся должны усвоить общие способы организации проектной деятельности, овладеть определенными знаниями и умениями по обработке материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени. В течение года происходит накопление материала, творческих идей и находок, поэтому практическая часть творческого проекта перенесена в конец года.
Работа по методу проектов может быть реализована как индивидуально, так и коллективно. Учитывая преемственность технологии и трудового обучения, в период освоения метода проектов на изготовление изделия следует отводить примерно 70% учебного времени.
В результате изучения раздела «Основы проектирования» школьник должен: знать/понимать
что такое учебный проект;
основные компоненты проекта;
с чего начинается технологический проект; уметь
определять потребности людей и общества;
проводить опрос (интервью) для определения потребностей;
осуществлять дизайн-анализ изделий;
обосновывать выбор изделия для проекта;
формулировать задачу проекта;
разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;
представлять результаты проектной деятельности;
• проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учетом существующих ресурсов; изготовления изделий, соответствующих определенным потребностям; планирования и организации преобразовательной деятельности; поиска необходимой информации.
Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства» (4 часа) - готовит к использованию технологических знаний и умений для рационального ведения домашнего хозяйства. В содержании этого раздела значительное место занимает получение знаний об основных видах современной бытовой техники, функциональных зонах, а также умение выполнять ремонтно-отделочные работы в доме.
Одним из ведущих направлений данного раздела программы должно стать ознакомление с негативными последствиями влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.
В результате изучения этого раздела школьник должен: знать/понимать
характеристики основных функциональных зон и виды ремонтно-отделочных работ;
материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений;
средства оформления интерьера;
• назначение основных видов современной бытовой техники; уметь
планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат;
подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;
соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;
анализировать бюджет семьи;
• рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
Раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» (52 -
48* ч.) в нем говорится об организации самостоятельной творческой завершенной работы по изготовлению изделий из наиболее распространенных материалов (древесины, металла, пластика и др.) Ученики знакомятся со свойствами конструкционных материалов и осваивают технологии их обработки.
Реализация проекта связана с постоянным решением задач, одни из которых сопряжены с усвоением новых знаний и умений по обработке конструкционных материалов, другие - с использованием на практике ранее приобретенных знаний и умений, третьи - с поиском и
выбором конкретных решений по преобразованию материалов в конечный потребительский продукт.
Выбор объектов проектирования должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, их интересам, материально-техническим условиям школьных мастерских, педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и имел потребительский спрос.
Важно, чтобы на примере технологической обработки выбранного материала учащиеся овладели целостной системой умственных и практических действий, предусмотренных государственным стандартом по технологии и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.
Работа над проектом по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов включает школьников в процессы разработки конструкции изделия; освоение технологий обработки материалов; выбора и наладки оборудования, инструментов, приспособлений; изготовления, контроля и оценки качества изделия.
Особое внимание учащихся обращается на правила безопасного труда.
Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения и материаловедения. Обучающиеся знакомятся с устройством и работой токарного станка по обработке древесины, токарно-винторезного, сверлильного и фрезерного станков.
Часы, отводимые в учебном плане на изучение, способов художественной обработки материалов и овладение ими, могут быть использованы для оформления изделий из древесины и металла или отведены на самостоятельный проект.
На этих занятиях дети получают первоначальные сведения о роли эстетики в жизни людей, об основах художественной обработки материалов и традиционных видах декоративно-прикладного творчества; обсуждают требования, предъявляемые к декоративно художественным изделиям, получают сведения о ремеслах, распространенных в данной местности.
Важно, чтобы было создано завершенное изделие, отвечающее как функциональным, так и эстетическим требованиям. При этом выбор объектов труда основывается па политехническом обучении и традиционных видах художественной обработки материалов.
Выполняя проекты в 5 классе, учащиеся осваивают знания и умения выполнять разметку, ручную и механическую обработку древесины и металла; Наличие в учебных мастерских (или в школе) компьютеров позволяет использовать их для создания и редактирования изображений изделий, предусмотренных проектом; моделирования и конструирования изделий; проведения расчетов, оформления рекламных буклетов; разработки фирменных знаков (логотипов); выбора оптимальных размеров заготовок; изготовления рисунков и чертежей с использованием графического редактора; для управления техническими устройствами и т. д.
В результате изучения раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» ученик должен:
знать/понимать
способы защиты материалов от воздействия окружающей среды;
виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов;
традиционные виды ремесел, народных промыслов;
уметь
обосновывать функциональные качества изготовленного изделия (детали);
выполнять разметку деталей на основе технологической документации;
проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием;
осуществлять инструментальный контроль качества изготовленного изделия (детали);
осуществлять монтаж изделий;
выполнять отделку изделий;
освоить один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды; выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.
Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагается посредством выполнения проектов.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся V класса должны:
иметь общие представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
иметь общее представление об изделии и детали, основных параметрах качества детали: форме, шероховатости и размерах каждой элементарной поверхности и их взаимном расположении; уметь осуществлять их контроль;
знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
знать общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;
знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего инструмента) и приспособлений для пиления (стусла), гибки, правки и клепки; уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций; знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим картам; осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;
иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию;
иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов.
Тематический план 5класс
Разделы программ, темы | Количество часов |
1. Вводное занятие | 1(*1) |
2. Технология в жизни человека и общества | 1(*1) |
3. Основы проектирования (теоретическая часть) | 4(*4) |
4. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов 4.1. Технология обработки древесины с элементами машиноведения 4.2. Технология обработки металла с элементами машиноведения | 52(*48) |
28(*26) 24(*22) | |
5.Технология ведения домашнего хозяйства 5.1. Интерьер жилых помещений 5.2. Обычаи, традиции, правила поведения | 4(*4) |
2(*2) 2(*2) | |
*5.3. Электротехнические работы в быту | (*4) |
3. Основы проектирования (практическая часть) | 6(*6) |
Резервное время ИТОГО | 2 70(*70) |
* - Вариант планирования с электротехническими работами
Учебно-тематический план
(5 класс)
№ п/п | Разделы, темы | Содержание | Практическая работа |
1. 2. | Вводное занятие. (1 ч.),(*1ч) Технология в жизни человека и общества. (1 ч.),(*1ч.) | Школьные учебные мастерские - правила внутреннего распорядка в мастерской. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Организация труда и оборудование рабочего места. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Рациональное размещение инструмента. Правила безопасного труда. Охрана окружающей среды. Экономное расходование всех видов ресурсов. Демонстрация проектных изделий, изготовленных учащимися 5 класса в предшествующие годы. Распределение общественных обязанностей между учащимися. Нерукотворный и рукотворный мир. Важнейшие человеческие потребности: пища, безопасность и сохранение здоровья, образование, общение, проявление и реализация интересов. Источники удовлетворения потребностей. Виды человеческой деятельности, направленные на удовлетворение потребностей. Технология как вид деятельности. Влияние технологии на общество, а общества на технологию. Влияние технологии на окружающий природный и искусственный мир. Связь технологии с ремеслом и декоративно-прикладным творчеством. | |
3. 3.1 3.2 | Основы проектирования (теоретическая часть). (4 ч.),(*4ч.) Проект. Потребности. Задачи, (организационно-подготовительный этап). 2 ч.,(*2ч.) Технологический проект (техно-логический и заклюючительный этапы). 2 ч.,(*2ч.) | Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта. Определение потребностей в изделиях, которые может изготовить пятиклассник. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Краткая формулировка задачи. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для выполнения проекта. Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя. Набор первоначальных идей. Изображение их в виде эскизов. Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей. Планирование изготовления изделия. Разработка (физиологические, безопасность, эстетические, экономические). Дизайн. Изготовление изделия. Испытание изделия в реальных условиях. Оценка процесса и результатов проектирования, качества изготовленного изделия. Оценка изделия пользователем и самооценка учеником. | Практическая работа. Провести опрос людей для исследования потребностей их в изделиях. Практическая работа. качества (физиологические, безопасность, эстетические, экономические). |
4. 4.1 4.1.1 4 .1. 2 4 .1 .3 4 .1. 4 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (52 ч.),(*48ч.) Технология обработки древесины с элементами машиноведения. 28ч.,(*26ч.) Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины. 2 ч.,(*2ч.) Сведения по материаловедению. 2ч.,(*2ч.) Пиломатериалы и листовые древесные материалы. 2ч.,(*2ч.) Чтение технического рисунка и чертежа, детали призматической формы. Анализ конструкции изделия. 2ч. ,(*2ч.)
| Оборудование учебной мастерской по обработке древесины. Устройство столярного верстака. Инструменты и приспособления для обработки древесины. Организация рабочего места. Правила безопасной работы при ручной обработке древесины. Общие сведения о древесине. Древесина как природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве . Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование.
Виды древесины лесо и пиломатериалов, способы их получения; бревна, доски, бруски, рейки, шпон, фанера, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты. Понятие о техническом рисунке и чертеже детали призматической формы. Нанесение размеров. Правила чтения графической документации. Последовательность анализа конструкции изделия. Правила выполнения технического рисунка детали в рабочей тетради.
| Организация рабочего места и создание безопасных условий труда. Упражнения по закреплению заготовок на крышке верстака. Определение пород древесины и ее пороков. Определение видов лесо и пиломатериалов.
Чтение технического рисунка и чертежа изделий. Анализ конструкции изделия. Разработка элементов конструкции изделия.
|
4 .1. 5 4 .1. 6 4.1.7 4. 1 .8 4. 1..9 4 .1 .10 | Разметка заготовок. Пиление древесины поперёк и вдоль волокон столярными ножовками . 2ч. ,(*2ч.) Разметка заготовок. Строгание древесины рубанком. 4ч. ,(*4ч.) Разметка заготовок. Сверление древесины и фанеры. Зачистка деталей. 4 ч. ,(*4ч.) Отделка деталей из древесины и фанеры выжиганием. 4 ч. ,(*3ч.) Сборка изделия. 4ч. ,(*3ч.) Отделка изделий из древесины шлифованием, лакированием, окрашиванием. 2ч. ,(*2ч.) | Правила и приемы разметки. Требования экономии материала при разметке. Виды и назначение пил. Форма зубьев для поперечного, продольного и смешанного пиления. Развод зубьев. Правила и приемы пиления, безопасность труда. Приемы планирования работы и организации рабочего места при пилении.
Устройство разметочного рейсмуса. Правила и приемы пользования им. Экономия материала при разметке. Приемы контроля качества разметки. Устройство, назначение и виды ручных строгальных инструментов. Организация рабочего места при строгании. Контроль качества строгания линейкой и угольником. Правила безопасности труда. Утилизация отходов древесины. Сборочный чертеж изделия из древесины. Способы соединения деталей. Устройство ручной дрели, электродрели. Понятие о механизме передачи движения, зубчатой передаче, кинематической схеме. Устройство ручной дрели. Схема ручной дрели. Выбор сверла и закрепление его в патроне. Приемы сверления древесины. Правила безопасности труда. Приемы самоконтроля при сверлении, Организация рабочего места и приемы шлифования детали из древесины и фанеры. Способы отделки изделий из древесины. Назначение отделки выжиганием. Устройство выжигательного прибора. Приемы регулирования накала иглы. Правила и приемы выжигания рисунка иглой. Безопасность труда. Способы и виды соединений деталей из древесины и фанеры. Достоинства и недостатки различных видов соединений. Последовательность и приемы сборки. Рассверливание древесины и фанеры под головки шурупов. Правила выбора сверла и шурупов. Виды клеев. Способы соединения деталей на клею. Безопасность труда. Назначение отделки. Виды отделки деталей из древесины и фанеры. Промышленные способы отделки изделий из древесины. Виды лаков, красок. Приемы отделки изделий лаками и красками в условиях школьной мастерской. Требования к окраске изделий. Правила безопасности труда. Итоги работы в столярной мастерской. Знакомство с массовыми профессиями рабочих по обработке древесины (плотник, столяр и др. ) | Разработка одного из элементов конструкции изделия (Форма, размер, способ соединения). Составление краткого плана работы. Выполнение разметки с помощью линейки, угольника и карандаша, Контроль качества разметки по чертежу. Пиление заготовок поперёк и вдоль волокон по линиям разметки. Пиление в стусле. Контроль качества пиления линейкой и угольником. Изучение технологической карты на изготовляемую деталь. Подготовка рабочего места. Установка размера на рейсмусе. Подготовка базовой поверхности обрабатываемой детали. Строгание её пласти, кромки и торцев по технологической карте, Контроль разметки и строгания линейкой и угольником. Определение рационального способа соединения деталей из древесины. Чтение чертежа изделия, состоящего из двух или более деталей, соединенных с помощью шурупов. Разметка деталей для сверления. Подготовка дрели, рабочего места. Сверление отверстий и шлифование деталей. Перенесение изображения с бумаги на заготовку. Выжигание рисунков животных, растений, декоративных орнаментов и т.д.. Определение диаметра и длины шурупов, диаметра сверла для зенкования. Подготовка ручной дрели к работе, зенкование отверстий. Предварительная и окончательная сборка изделий. Подготовка поверхности изделия для лакирования и окраски. Организация рабочего места. Предварительная отделка. Окончательная отделка. Просушивание изделий. |
4..2 4..2.1 4 .2. 2 4 .2 .3 4 .2. 4 | Технология обработки металла с элементами машиноведения . 24ч., (*22ч.) Оборудование рабочего места для ручной обработки металла. 1 ч. ,(*1ч.) Сведения по материаловедению. 1ч.,(*1ч.) Обозначение на чертеже деталей из металла. Ознакомление с типовыми деталями и соединениями. 2ч. ,(*2ч.) Правка и разметка заготовок из тонколистового металла. 1 ч,(*1ч.) | Оборудование учебной мастерской по обработке металла. Устройство слесарного и комбинированного верстаков. Инструменты и приспособления для обработки металла. Организация рабочего места. Правила безопасной работы при ручной обработке металла. Общие сведения о металлах и сплавах и их применение в народном хозяйстве. Основные свойства металлов и сплавов (пластичность, цвет, тепло и электропроводность и т.д.) Виды тонколистового металла и проволоки. Их получение. Белая и черная жесть. Механические и технологические свойства стали. Понятие о техническом рисунке и чертеже детали из металла. Изучение конструкции и назначения наиболее распространенных в технике типовых деталей и соединений. Понятие о детали. Типовые детали. Специальные детали. Подвижное и неподвижное соединение. Резьбовые и заклепочные соединения. Инструменты и приспособления для правки тонколистового металла. Технология правки тонколистового металла. Понятие о развертке, устройство, виды и назначение разметочных инструментов. Правила и приемы разметки тонколистового металла. Способы экономной разметки. Меры предупреждения брака при разметке. Организация рабочего места и безопасные приемы труда. Способы разметки тонколистового металла в промышленности.
| Организация рабочего места и создание безопасных условий труда. Упражнения по закреплению заготовок на крышке верстака. Ознакомление с внешним видом образцов металлов и сплавов. Определение цвета образцов, группы (черный или цветной ), области применения. Чтение чертежей и технологических карт изделий из тонколистового металла. Ознакомление с устройством типовых и специальным деталей, определение их названия и области применения. Изучение устройства соединений. Анализ подвижных и неподвижных соединений. Подготовка рабочего места. Проверка исправности инструментов для правки и разметки. Выбор и правка заготовок. Выполнение разметки. Проверка качества разметки. Самоконтроль.
|
4 .2. 5 4 .2. 6 4..2.7 4 .2.8 4..2.9 4. 2.10 4. 2. 11 | Резание заготовок слесарными ножницами. Зачистка заготовок. 1ч. ,(*1ч.) Устройство настольного сверлильного станка. Разметка и сверление отверстий на сверлильном станке. 4ч. ,(*3ч.) Гибка заготовок. Соединение фальцевым швом. 4 ч. ,(*4ч.) Чтение чертежей деталей и разработка конструкции изделия из проволоки. Разметка заготовок. 2ч,(*2ч.). Резание, гибка и зачистка заготовок из проволоки. 2ч. ,(*2ч.) Соединение деталей из тонколистового металла и про Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки. 2ч. ,(*2ч.) | Устройство и назначение ручных слесарных ножниц. Приемы резания тонколистового металла слесарными ножницами. Приемы правки, зачистки деталей напильником и абразивной шкуркой. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе слесарными ножницами и зачистке изделий. Содержание труда слесаря. Назначение сверлильного станка. Основные его части и рукоятки управления. Приемы подъема и опускания корпуса станка, изменение частоты вращения шпинделя. Понятие о механизме передачи движения, зубчатой передачи, кинематической схеме и машине. Приемы разметки и сверления отверстий на заготовке из тонколистового металла. Обработка отверстий, зенкование. Безопасные приемы труда. Расчет припусков заготовок при гибке . Приемы гибки заготовок. Приспособления при гибке тонколистового металла. Способы соединения деталей. Соединение токолистового металла фальцевым швом. Безопасные приемы труда. Технологические требования к изделию. Анализ Устройство кусачек, плоскогубцев, круглогубцев. Приемы резания проволоки кусачками. Способы правки, зачистки заготовок из проволоки напильником, шлифовальной шкуркой. Расчет длины заготовки для изготовления изделий из проволоки. Промышленные способы соединения деталей из листового металла и проволоки» Способы и приемы соединения деталей из листового металла и проволоки. Понятие о заклепочном соединении. Виды заклепок. Устройство приспособлений для выполнения заклепочного соединения. Правила и приемы соединения деталей на заклепках. Правила безопасности труда при соединении деталей заклепками. Соединение проволоки расклепыванием и закатыванием. Виды отделки поверхностей из металла и проволоки. Подготовка поверхности. Виды и свойства лакокрасочных материалов: масляные краски, эмали, лаки и т.д... Защита изделий из металла от коррозии. Декоративные способы отделки. Способы отделки изделий из металла в производственных условиях. Прогрессивные методы отделки. Приемы отделки и контроль качества. Правила безопасности труда. | Закрепление слесарных ножниц в тисках. Резание заготовок и их правка. Самоконтроль. Контроль качества резания. Зачистка кромок заготовки напильником, зажатой в тисках с помощью деревянных нагубников. Ознакомление с механизмом ременной передачи. Определение максимальной и минимальной частот вращения шпинделя. Пуск станка при минимальной и максимальной частотах вращения шпинделя. Закрепление заготовки в ручных тисках, сверла в патроне. Упражнения в пуске и остановке станка. Разметка отверстий на заготовке из тонколистового металла. Сверление отверстий на станке. Обработка отверстий . Подготовка рабочего места для выполнения гибки. Гибка заготовок. Контроль качества гибки. Соединение деталей из токолистового металла фальцевым швом. Ознакомление с конструкциями изделий из проволокаи по образцам и чертежам. Определение размеров изделия. Выбор заготовки и ее разметка. Подготовка рабочего места для резания, гибки и зачистки деталей из проволоки. Резание проволоки, гибка, зачистка, правка с помощью приспособлений. Контроль ачества выполняемых операций, а также изделий по чертежу с помощью измерительных инструментов и шаблонов. Выбор оптимальных способов соединения деталей из тонколистового металла и проволоки. Подготовка рабочего места и инструментов. Соединение деталей заклепками, закатывание и расклепывание проволоки. Контроль качества работы с помощью измерительный инструментов по чертежу. Выбор способа отделки в зависимости от функционального назначения изделия. Подготовка оборудования, материалов и изделия для окрашивания. Окрашивание изделия. Контроль качества работы. Уборка рабочих мест.
|
5. 5.1 5.2 *5.3 *5.3.1 | Технология ведения домашнего хозяйства. (4 ч.) ,(*4ч.) Интерьер жилых помещений. 2 ч,(*2ч.) Обычаи, традиции, правила поведения. 2 ч. ,(*2ч.) Электротехнические работы в быту. *4ч. Источники, проводники, изоляторы и потребители электрического тока. *2ч. | Характеристика основных функциональных зон в усовершенствованию планирования жилья (планирование интерьера детской комнаты), его оформлению, снижению физических затрат при выполнении домашних работ, изготовлению кухонной утвари, прихваток, элементов декоративного оформления жилища, изготовлению изделий из природных материалов и др. Учет национальных и региональных традиций при выборе средств оформления интерьера жилых помещений с учетом запросов и потребностей семьи. Использование растений для оформления жилых помещений. Создание культуры дома. Правила поведения в гостях. Виды электростанций, гальванические элементы и батарейки, аккумуляторы, генераторы. Материалы проводящие эл.ток. Материалы непроводящие эл.ток. Потребители эл.тока - машины, станки, оборудование, приборы, и т.д.. Человек, как «потребитель» электроэнергии. Основы электробезопасности. | Практическая работа. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты. Практическая работа. использованием элементов декоративного оформления жилища. Записать в тетрадь примеры источников, проводников, изоляторов и потребителей эл.тока. Дать как д/з разработать плакат по электробезопасности дома. |
*5.3.2 | Электрическая цепь. Электрическая схема. *2ч. | Дать понятие об электрической цепи. Способы соединения потребителей эл.тока. Инструменты и приспособления при электромонтажных работах. Отличие электрической цепи от схемы. Условные обозначения на схемах. Чтение электрической схемы. | Чтение электрической схемы. Подготовка рабочего места и материала для сборки простейшей электрической цепи ( карманный фонарик, пробник, ит.д.). Безопасные приёмы труда |
3. | Основы проектирования (практическая часть). 6 ч. ,(*6ч.) | Определение потребностей. Проведение опроса (интервью) и фиксация результатов. Дизайн-анализ изделия. Краткая формулировка задачи проекта. Разработка перечня критериев, которым должен удовлетворять объект проектирования.Способы поиска информации, передачи идей, выбор лучшей идеи. Планирование исследований по теме проекта. Способы представления результатов исследований. Окончательная оценка проекта (анализ изделия пользователем).Эстетика (цвет, стиль). | Проекты: Например, подставка для ручек, карандашей и бумаги; игрушка для ребенка трех-пяти лет; детская лопатка; разделочные доски; кормушка для птиц; конструктор крупногабаритный подставка для утюга; декоративная щетка для мытья. |
Резервное время 2 часа
Итого : 70 (*70) часов
*-вариант планирования с электротехническими работами
Список литературы
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - №6.
Жураковская В.Д., Симоненко В.Д. Десять творческих проектов. - Брянск: БГПУ, 1997.
Илаева Л.М., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных материалов. - Брянск, 1995.
Казакевич В.М. О примерных программах основного общего образования по образовательной области «Технология» // Школа и производство. - 1998. - №6.
Капустин В.С. Выполнение проектов на уроках технологии в 5-7 классах // Школа и производство. - 1998. - №1.
Карачёв А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. - 1997. — №2.
Кругликов Г.И. Как обучать технологии: О методах обучения и проверки знаний // Школа и производство. - 1998. - №6.
Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 класс: Поурочное планирование. -М.,2001.
Леонтьев А.В. Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология» в I–ХI классах средней школы // Школа и производство. - 1997. - №6.
Лернер П.С. Поговорим о дизайне // Школа и производство. - 1993. - №2.
Ляукина М.В., Кузьмина М.А. Основы художественного ремесла. - М., 1999.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - М., 1998.
Марченко А.В. Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по «Технологии» и особенностях профессиональной подготовки обучающихся // Школа и производство. - 1999. - №5.
Матяш Н.В. Проектный метод в системе технологического образования // Педагогика. -2000. - №4.
Об особенностях реализации минимального содержания образовательной области «Технология»: Методическое письмо Министерства образования РФ от 22.05.1998 №8-11/14-12 // Вестник образования. - 1998. - №10.
Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»: Письмо Министерства образования РФ №585/11-13 от 12.04.2000.
Полякова С.Г. Метод проектирования. 5-9 классы. - М., 1998.
Программа основного общего образования по образовательной области «Технология»./ Под ред. Полякова В. А., Атутова П.Р. - М., 1998, 2001.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. I-IV, V-ХI классы. - М., 1996; 2001.
Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998. Временные требования к обязательному минимуму содержания образования образовательной области «Технология» (технология, трудовое обучение, черчение) // Сборник нормативно-методических материалов по технологии. - М.: Вентана-Граф, 2002.
Программно-методические материалы «Технология. 5-11 классы» / Сост. А.В.Марченко. - М., 1999.
Сасова И.А. Курсом на «Технологию» // Школа и производство. - 1998. - №2.
Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. - 1993. - №5.
12