ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
2018г.
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 050146 Преподавание в начальных классах.
Организация-разработчик: ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»
Разработчики: Амирова Э.Н., преподаватель ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ________ от «____»______ 2018 г.
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
1.1. Область применения программы
Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
050146 Преподавание в начальных классах
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Определять цели, задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию;
определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;
проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
составления педагогической характеристики обучающегося;
применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
ведения учебной документации;
уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации необходимой для подготовки к урокам;
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами;
использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями;
планировать и проводить работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
устанавливать педагогические целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно – измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;
выразительно читать литературные тексты;
петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;
изготавливать поделки из различных материалов;
рисовать, лепить, конструировать;
анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков;
знать:
особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников;
требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
воспитательные возможности урока в начальной школе;
методы и приемы развития мотивации учебно – познавательной деятельности на уроках по всем предметам;
особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении;
основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
основы обучения и воспитания одаренных детей;
основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания: русского языка, детской литературы, начального курса математики, естествознания, физической культуры;
элементы музыкальной грамоты и музыкальный репертуар по программе начального общего образования, основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов;
требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по всем учебным предметам);
методику составления педагогической характеристики ребенка;
основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся;
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
логику анализа урока;
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 264 ч., включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 176 часов,
в том числе практической работы – 55 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 88 ч.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1. | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно – тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся; |
ПК 4.2. | Создавать в кабинете предметно – развивающую среду. |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализ и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
ОК 12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.2. Содержание обучения профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 1. Содержание учебного предмета «Методика преподавания математики в начальных классах» | | 152 | |
Тема 1.1. Методика обучения математике как учебный предмет | Содержание | 2 |
1. | Место и роль учебной дисциплины «Методика преподавания начального курса математики» в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов. Цели, задачи и структура учебной дисциплины. | 2 |
2. | Связь методики преподавания начального курса математики с другими науками: психологией, математикой и педагогикой. | 1 | 2 |
3. | Общая характеристика и особенности построения начального курса математики. | 1 | 2 |
4. | Методы обучения математики в начальных классах | 2 | 2 |
5. | Современные системы обучения. УМК. | 2 | 2 |
6. | Типология современных учебных занятий и их этапы | 2 | 2 |
7. | Особенности построения урока математики. Математический диктант | 2 | 2 |
8. | Устный счет как этап урока | 1 | 2 |
9. | Анализ урока. Классификация анализов. Схема анализа урока. Самоанализ | 2 | 2 |
10. | Наглядные средства обучения на уроках математики. Виды наглядностей | 2 | 2 |
Практические занятия | 1 | 2 |
1. | Устный счет как этап урока | 2 |
Тема 1.2. Характеристика основных понятий начального курса математики. Дочисловой период | Содержание | 2 | |
1. | Количественные и порядковые натуральные числа. Счет предметов. Взаимосвязь количественных и порядковых натуральных чисел. Математическая символика. | 2 |
2 | Сравнение предметов, пространственные и временные представления. Сравнение множеств предметов. | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Проведение сравнительного анализа различных учебников математики для начальных классов. |
2. | Деловая игра (методическая разработка фрагментов уроков и их проведение с последующим обсуждением). | 2 |
Тема 1.3. Нумерация чисел | Содержание | 2 |
1. | Методика формирования понятия натурального числа и нуля. Методика изучения нумерации чисел по концентрам. | 2 |
2. | Методика изучения нумерации чисел первого десятка. | 2 | 1 |
3. | Правописание цифр | 2 | 1 |
4. | Методика изучения нумерации чисел в пределах сотни. Числа от 11 до 20 | 2 | 1 |
5. | Методика изучения нумерации чисел в пределах сотни. Числа от 21 до 100 | 2 | 1 |
6. | Изучение устной и письменной нумерации чисел в пределах 1000. | 2 | 2 |
7. | Изучение нумерации многозначных чисел. | 2 | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Анализирование упражнений при изучении данной темы; их классификация в соответствии с образовательными задачами. |
Тема 1.4. Арифметические действия | Содержание | 2 |
1. | Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10. | 2 |
2. | Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20. | 2 | 2 |
3. | Методика изучения приемов устного сложения и вычитания в пределах 100 (от 21 до 100). | 2 | 1 |
4. | Методика изучения устных приемов сложения и вычитания в пределах 1000. | 2 | 2 |
5. | Методика изучения алгоритмов письменного сложения и вычитания. | 2 | 2 |
6. | Методика ознакомления с устным приемом вычисления многозначных чисел | 2 | 1 |
7. | Методика изучения алгоритмов письменного сложения и вычитания. | 2 | 2 |
8. | Методика ознакомления с конкретным смыслом действий умножения и деления. | 1 | 2 |
9. | Методика изучения табличного умножения и деления. Свойства действий умножения и деления. | 2 | 1 |
10. | Приемы устного умножения и деления в пределах 100 и 1000. | 2 | 2 |
11. | Методика изучения деления с остатком. | 2 | 2 |
12. | Проверка правильности выполнения арифметических действий | 2 | 1 |
13. | Методика изучения умножения и деления с нулем и единицей. | 1 | 1 |
14. | Методика ознакомления с алгоритмом письменного умножения. | 2 | 2 |
15. | Методика ознакомления с алгоритмом письменного деления. | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Вычислительные приемы сложения и вычитания чисел по концентрам. Теоретические положения, на которых они базируются. |
2. | Методика изучения устных приемов сложения и вычитания в пределах 1000. Методика изучения алгоритмов письменного сложения и вычитания. | 1 |
3. | Методика ознакомления с устным приемом вычисления многозначных чисел. Методика изучения алгоритмов письменного сложения и вычитания. | 1 |
4. | Классификация и виды упражнений при изучении данной темы в соответствии с образовательными задачами. | 2 |
5. | Сравнительный анализ содержания материала, последовательность его изучения в системах «Школа России», «Перспектива», «Планета знаний», «РИТМ» и т.д. | 2 |
6. | Просмотр и обсуждение фрагментов уроков, подготовленных студентами по темам: «Методика изучения устных и письменных приемов сложения и вычитания по концентрам» и «Методика изучения умножения и деления по концентрам» | 4 |
Тема 1.5. Простые задачи | Содержание | 2 |
1. | Понятие «задача» в начальном курсе математики. Приемы организации деятельности учащихся, нацеленные на формирование умения решать задачи. | 2 |
2. | Различные подходы в обучении решению простых задач. | 2 | 1 |
3. | Простые задачи на сложение и вычитание. | 2 | 2 |
4. | Простые задачи на умножение | 2 | 2 |
5. | Простые задачи на деление на равные части. | 1 | 2 |
6. | Простые задачи на деление по содержанию. | 1 | 1 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Формирование понятия «задача» в начальном курсе математики. Проведение различных приемов организации деятельности учащихся, нацеленных на формирование умения решать задачи. |
2. | Различные подходы в обучении решению простых задач. Этапы работы над задачей. Решение всех типов простых задач. | 2 |
3. | Простые задачи на деление на равные части. | 1 |
4. | Простые задачи на деление по содержанию. | 1 |
Тема 1.6. Составные задачи | Содержание | 2 |
1. | Методика ознакомления младших школьников с понятием «составная задача». Этапы работы над задачей. | 2 |
2. | Методика работы над задачами с пропорциональными величинами. | 2 | 2 |
3. | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. | 2 | |
4. | Обучение решению задач на движение. Простые задачи на движение. | 1 | 2 |
5. | Обучение решению задач на движение. Задачи на встречное движение | 1 | 2 |
6. | Обучение решению задач на движение. Задачи на движение в одном направлении | 1 | 1 |
7. | Обучение решению задач на движение. Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении | 1 | 2 |
8. | Методы и способы решения нестандартных задач, встречающихся в начальном курсе математики. | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Практическая работа студентов по проведению всех этапов работы в процессе решения предложенных задач. |
2. | Обучение решению задач на движение. Простые задачи на движение. | 1 |
3. | Обучение решению задач на движение. Задачи на встречное движение | 1 |
4. | Обучение решению задач на движение. Задачи на движение в одном направлении | 1 |
5. | Обучение решению задач на движение. Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении | 1 |
6. | Методы и способы решения нестандартных задач, встречающихся в начальном курсе математики. | 2 |
Тема 1.7. Алгебраические понятия в начальном курсе математики | Содержание | 2 |
1. | Методика изучения числовых выражений и выражений с переменной. | 2 |
2. | Числовые равенства и неравенства. | 2 | 1 |
3. | Методика изучения уравнений. | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Решение методических задач, связанных с изучаемой темой. Рассуждения при решении уравнений и обоснование их с позиции теории о равносильности уравнений. |
Тема 1.8. Геометрические понятия в начальном курсе математики | Содержание | 2 |
1. | Методика ознакомления учащихся с геометрическими фигурами. | 2 |
2. | Обучение учащихся простейшим геометрическим построениям. | 2 | 2 |
3. | Использование задач на распознавание фигур, деление фигуры на части, составление фигуры из заданных частей. | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Решение методических задач с геометрическим содержанием. |
Тема 1.9. Доли и дроби | Содержание | 2 |
1. | Формирование у учащихся наглядных представлений о доле и дроби. Сравнение долей. | 2 |
2. | Обучение решению задач на нахождение дроби числа и числа по его доле. | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Анализирование различных учебников математики для начальных классов, подбор и разработка проблемно-поисковых упражнений по рассматриваемой теме. |
Тема 1.10. Величины | Содержание | 2 |
1. | Длина и масса предметов. Измерение длины. | 2 |
2. | Единицы длины и массы. Сложение и вычитание величин (длина, масса). | 2 | 2 |
3. | Площадь. Измерение и сравнение площадей. Единицы площади. | 2 | 2 |
4. | Палетка. Площадь и периметр прямоугольника. | 2 | 1 |
5. | Время. Единицы времени, их соотношение. | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Изучение величин в начальном курсе математики по различным учебникам: достоинства и недостатки. |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Примерная тематика домашних заданий анализ программ по математике для начальной школы разнообразных образовательных систем; анализ учебников по математике разных образовательных систем; подбор занимательных задач к урокам математики; разработка и проведение внеклассного занятия по математике; методический анализ учебных материалов, предложенных в учебниках по математике; составление конспекта и анализа урока по математике; составление обучающих самостоятельных работ по теме; составление проверочных контрольных работ; разработка системы упражнений для осуществления образовательных задач при изучении тем: «Нумерация чисел», «Величины», «Геометрические и алгебраические понятия»; сравнительный анализ знакомства учащихся начальных классов с понятием «задача» в различных учебниках математики для начальной школы; исследование различных учебников математики для начальных классов и поиск нестандартных задач, носящих логический, комбинаторный характер, а также задач других видов; составление задач на распознавание геометрических фигур, деление фигур на части, составление фигур из частей. | 38 |
Раздел ПМ 2. Планирование и проведение уроков по математике в начальных классах | | 17 |
Тема 2.1. Урок математики в начальных классах | Содержание | 2 |
1. | Организация обучения математике: планирование учебного процесса по математике, формы организации обучения. | 2 |
2. | Методы обучения, средства обучения. Активизация деятельности учащихся при знакомстве с новыми понятиями и способами действий (создание проблемных ситуаций, наводящие вопросы, игровые ситуации, наблюдение, сравнение, обобщение). | 2 | 2 |
3. | Формируемые УУД | 1 | 2 |
4. | Внеклассная работа по математике. | 2 | 2 |
5. | Организация домашней работы. Особенности обучения математике в малокомплектной школе. | 2 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Деловая игра «Урок. Структура урока. Виды уроков» |
2. | Урок математики и требования к нему. Цели и задачи урока. Взаимосвязь его этапов. Вариативность структуры. | 1 |
3. | Способы организации деятельности учащихся при подготовке к изучению нового (устные упражнения, математический диктант, дидактическая игра, практическая работа и др.). | 2 |
4. | Закрепление знаний, умений и навыков. Фронтальная, индивидуальная, групповая форма организации деятельности учащихся на уроке. | 2 |
5. | Формируемые УУД | 1 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Примерная тематика домашних заданий составление планов и конспектов уроков по изученному материалу; дидактические игры на уроках математики; составление текста математического диктанта по теме; разработка фрагментов уроков по ознакомлению с вычислительными приемами, определение целей и задач урока; анализирование уроков для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам; наблюдение и анализ показательных уроков по математике. | 38 |
Раздел ПМ 3. Педагогический контроль, формы и методы диагностики результатов обучения | | 7 |
Тема 3.1. Методы и методика педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников | Содержание | 1 |
1. | Оценка знаний, умений и навыков учащихся. Нормы оценок. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1. | Виды контроля и самоконтроля (пооперационный, итоговый). Методические приемы их организации. |
2. | Использование контрольно-измерительных материалов при проведении диагностики и оценки учебных достижений школьников. | 2 |
3. | Проведение статистической обработки информации с использованием ИКТ | 2 |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3. Примерная тематика домашних заданий сбор и обработка информации педагогического контроля с использованием элементов математической статистики. Представление полученных данных графически. | 12 |
Всего: | 264 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Математики с методикой преподавания».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Математики с методикой преподавания»:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методических материалов; программное обеспечение профессионального назначения; методические рекомендации и разработки;
наглядные пособия (схемы, таблицы, портреты математиков)
Технические средства обучения: компьютер/ ноутбук, мультимедийный проектор, компакт диски и другие носители информации.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Аматова Г.М., Аматов М.А. Математика: учебное пособие для студентов учебных заведений. – М.: Академия, 2006.
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Линка - Пресс, 2001.
Стойлова Л.П. Математика: учебное пособие для студентов учебных заведений. – М.: Академия, 2004.
Дополнительные источники:
Гераськин В.Н. Тестовые задания. – М.: Просвещение, 1999.
Калинченко А.В., Шикова Р.Н. Методика преподавания начального курса математики: учебное пособие для студентов СПО. – М.: Академия, 2011.
Меерзон А.Е., Добротворский А.С., Чекин А.Л. Пособие по математике для студентов факультетов начальных классов. – М.: Просвещение, 1998.
Овчинникова В.С. Методика обучения решению зада в начальной школе. – М.: Мегатрон, 1998.
http://festival.1september.ru/
http://www.n-shkola.ru/
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК.1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. | - соответствие цели и задач урока основным положениям педагогической науки, теме урока, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; - соответствие структуры, содержания урока поставленной цели и задачи, учет особенностей учащихся; - оформление плана урока в соответствии с требованиями. | Текущий контроль в форме публичной защиты результатов практических занятий; Контрольных работ по темам МДК; Проверка письменных работ по темам МДК; Презентация методического портфолио по темам МДК; Зачеты по педагогической практике и по каждому из разделов профессионального модуля; Комплексный экзамен по модулю; Защита курсового проекта. |
ПК. 1.2. Проводить уроки. | -готовность к проведению уроков: правильно разработанный конспект; -грамотное проведение урока: выбор рациональных методов, форм, средств обучения и воспитание при проведении урока; - качество организации урока: активное участие детей в различных видах деятельности; - качество создания педагогических условий для развития детей, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; -результативность урока. | |
ПК.1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. | - учет требований к контролю и оцениванию процесса и результата урока в начальной школе в процессе подготовки и проведения урока; - осуществление оценки достижений младших школьников в соответствии с определенными показателями и уровнями; - использование дифференцированного подхода. | |
ПК.1.4. Анализировать уроки. | - качество педагогического анализа процесса и результатов урока; - качество самоанализа и самоконтроля при проведении урока. | |
ПК.1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования. | - ведение документации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам, обеспечивающих организацию урока. | |
ПК.4.1. Выбирать учебно – методический комплект, разрабатывать учебно – методические материалы на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. | - анализ учебно – методических комплектов, разработки их на основе образовательных стандартов начального общего образования; - изучение и анализ педагогической и методический литературы по проблемам начального общего образования; | - подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов; - оформление портфолио педагогических достижений; - презентации педагогических разработок; - участие в исследовательской и проектной деятельности; |
ПК. 4.2. Создавать. в кабинете предметно – развивающую среду | | |
ПК. 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа деятельности других педагогов. | | |
ПК. 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | | |
ПК. 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. | | |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии (учителя начальных классов); - наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики (при выполнении работ по учебной производствен-ной практике); Отзыв по итогам практики. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | -обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области внеурочной работы. | Решение ситуационных задач; Оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной производствен-ной практике. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения и нестандартных ситуациях. | -адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях во внеурочной работе. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики; Решение ситуационных задач. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - отбор и использование необходимой информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. |
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | - использование информационно – коммуникационных технологий как оснащения профессиональной деятельности. | Презентация разработок с ИКТ. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | - взаимодействие с участниками педагогического процесса: обучающимися, преподавателями и учителями школ, а т.ж. с родителями школьников и социальными партнерами при разработке и проведении внеурочной работы. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | - планирование целей способов мотивации, организации и контроля деятельности обучающихся в учебно – методических материалах; - проявление ответственности за качество учебно – воспитательного процесса (внеурочных занятий, мероприятий). | Оценка планов, конспектов занятий и мероприятий. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - самостоятельность планирования обучающимся повышения личностного и профессионального уровня. | Рефлексивный анализ (личный маршрут студента) |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | - адаптация рабочих материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности с учетом психолого – педагогических особенностей учащихся и виду образовательного учреждения; -проявление интереса к инновациям в области начального образования. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | - планирование способов (форм и методов) профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей в процессе подготовки и осуществления внеурочной работы. | Наблюдение и оценка планов, конспектов мероприятий. |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. | - соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке и осуществлению внеурочной работы. | Наблюдение и оценка планов, конспектов мероприятий. |
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - планирование внеурочной работы с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности по военно – патриотическому воспитанию. | Наблюдение и оценка планов, конспектов мероприятий. |