СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ТРИЗ»



Российская Федерация

Республика Адыгея

Администрация

муниципального образования

«Майкопский район»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Образовательный центр №1

Майкопского района»

385730, Республика Адыгея, Майкопский район,

п. Тульский, ул. Первомайская, 232



УрысыеФедерациер

АдыгэРеспубликэм

Муниципальнэобразованиеу

«Мыекъопэрайоным»

и Администрацие

гъэсэныгъэзащарагъэгъотырэ

муниципальнэучреждениеу

«Егъэджэпlэ гупчэу № 1

Мыекъопэ район»

385730, АдыгэРеспубликэр, Мыекъопэ район,

п. Тульскэр,урамэуПервомайскэр, 232


Тел: 8(87777)Тел. 5-13-79, 5-16-68

E-mail:

[email protected]


«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/Горбаконь Е.А./


Протокол № ____ от

«___»___________2020г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ ОЦ № 1

____________/Тутова В.А./


«___»____________2020г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ ОЦ №1

____________/Ярков Д.П../


Приказ № _____ от

«___»___________2020г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Скорочтение и ТРИЗ»


Направление: общеинтеллектуальное





ступень: начальная

начальная, основная

класс: 3-е

количество часов:68 ч.

учитель: Рожкова Т.А.







2020– 2021 учебный год



Планируемые результаты освоения программы курса

внеурочной деятельности

«Скорочтение и ТРИЗ»


Изучение внеурочного курса в 3 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:


Личностные результаты:


У учащихся будут сформированы;


Учащиеся получат возможность сформировать:


-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;


-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей;


- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).


- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


- испытывать чувство гордости за свой народ и проявлять эти чувства в добрых поступках;



-умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом;


-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности.


- отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди):

- отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или как плохие;


Метапредметные результаты:


- познавательные универсальные действия


Ученик научится


Ученик получит возможность научиться


-выделять в тексте самое важное и необходимое


-- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации.


- самостоятельно предполагать или с помощью учителя, какая информация нужна для решения изобретательской задачи;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, ресурсы Интернет и т.д.);


- сравнивать, классифицировать, объединять факты и явления, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;

- Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения изобретательской задачи;


- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);


- Анализировать, сравнивать, классифицировать, объединять факты, абстрактные понятия, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;


- регулятивные универсальные действия


Ученик научится


Ученик получит возможность научиться


-- управлять своим вниманием


- использовать технику дыхательных упражнений для достижения высокой умственной работоспособности


- справляться с информационным «завалом».


- Выдвигать версии решения проблемы (противоречие), осознать конечный результат (ИКР), выбирать из изученных приёмов разрешения противоречий нужный и самостоятельно использовать средства достижения разрешения противоречия;


- Составлять план решения изобретательских задач, решения проблем творческого характера совместно с учителем;



- использовать кинестетические упражнения для достижения высокой умственной работоспособности;

- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение.

- Сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки по ходу работы с помощью учителя и самостоятельно;

- Определять степень успешности решения учебной задачи, проблемы, осуществления проекта, исходя из цели и имеющихся критериев;

- В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

- Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.


- коммуникативные универсальные действия


Ученик научится


Ученик получит возможность научиться


- Высказывать своё мнение (в монологе или диалоге) и обосновать его, приводя аргументы (разные средства, в т.ч. ИКТ);

- Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего»;

- Принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;

- Интерпретировать (понимать и оценивать) текст творческого характера;


- развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми за счет улучшения качества устной речи.


- Высказывать и при необходимости отстаивать своё мнение, подтверждая его аргументами, а их – фактами (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т. ч. ИКТ);


- Самостоятельно вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего»;

- Распределять и выполнять различные роли (лидер, исполнитель, критик, и д.р.) в коллективном решении проблемы, задачи;

- Вырабатывать и принимать коллективные решения.


Предметные результаты:


-читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное

-свободно читать тексты больших объёмов

-владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста

- владеть техникой скорочтения

-читать с применением эффективных стратегий запоминания

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.


Предполагаемый результат:

- увеличение скорости чтения;

- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;

- активизация высших психических функций;

- расширение поля зрения;

- освоение алгоритма рационального чтения.









Ученик научится:

-методам активизации творческого процесса, основным понятиям предмета ТРИЗ, используемых для решения изобретательских задач, приемам решения логических задач, методам развития воображения.

- определениям понятий «системный оператор «система», «надсистема», «подсистема», «функция», «прошлое системы», «будущее системы», «антисистема», «сосистема», «несистема»;

- алгоритмам сочинения загадок;

- алгоритмам сочинения сказочных историй, игр на основе приёма «Морфологический ящик»;

- логике рассуждения игры «Да-Нетка».


Ученик будет уметь:

- переходить от проблемной ситуации к модели задачи, пользоваться методами решения творческих задач (мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, ТРИЗ), формулировать противоречия, пользоваться приемами разрешения противоречий для решения изобретательских задач.

- слушать друг друга, высказывать свои мысли, не перебивая друг друга.

- задавать вопросы, сразу отсеивающие большое поле неизвестности;

- сочинять сказочные истории, используя приёмы «Морфологический ящик», «Морфологический анализ».

- придумывать игры.

- высказывать свою точку зрения;

- уважать мнение других людей.































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



п/п

Наименование раздела/темы

Вид/форма

Содержание

1.

Вводное занятие. (1ч)


Теоретическое занятие

Теория. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Входной контроль. Чтение текста на время.

2.

Развивающие игры по фантазированию.

Практические занятия

Понятие «противоречие». Слова с противоположным значением. Противоречивые свойства предметов. Противоречивые действия предметов. Противоречивые требования к предметам. Противоречивые требования к выполнению задания. Решение ситуационных задач с использованием приёма «наоборот». Игры по фантазированию: фантастические гипотезы, что было потом, как бы вы поступили, если бы…, поиск возможных причин, назови предмет другими словами, верю – не верю, фантастическое вычитание, бином фантазии, полином фантазии, цепочки ассоциаций.

3.

Раздел 1. Развитие артикуляционного аппарата (4ч)


Практическое занятие

Тема: Отработка дикции

Практика: Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок. Артикуляционная гимнастика. Чтение слоговых таблиц для речевой разминки.


4.

Методы и приёмы фантазирования.

Практическое занятие с элементами игры

Приёмы фантазирования: увеличение – уменьшение, оживление – окаменение, изменение свойств предметов. Методы и приёмы активизации творчества: прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, метод фокальных объектов, метод снежного кома. Игра «хорошо – плохо», игра «наоборот».

Олимпиадная работа.

5.

Раздел 2. Что мешает скорочтению (4ч)


Практическое занятие с элементами игры

Тема: Избавление от регрессии при чтении

Теория: Как избавиться от возвратного движения глаз

Практика: Приемы «Шторка», «Окошко», «Читаем с указкой»

Тема: Подавление артикуляции

Теория: Методика овладения приёмами

Практика: Приемы «Молчун», «Партизан», «Читаем и считаем», «Чтение и отбивание ритма».


6.

Раздел 3. Расширение поля зрения при чтении (3ч)




Практическое занятие с элементами игры

Тема: Как можно увеличить площадь читаемого текста?

Теория: Правила работы с таблицами Шульте.

Практика: работа с таблицами Шульте, увеличение «пятна ясного видения». Работа с клиновидными таблицами. Метод «Зеленая точка».


7.

Система. Функция.

Практическое занятие с элементами игры

Система, надсистема, подсистема. Функция, подфункция, надфункция. Настоящее, прошлое и будущее системы. Построение структурной схемы системы «тетрадь». Игра «Загадочное яйцо». Создание фантастического растения. Нахождение обязательных подсистем для данных систем. Синтез системы из частей. Отыскивание лишнего предмета, не имеющего такой подсистемы, которая есть у остальных предметов. Понятие «надсистема». Шаги системного анализа. Несколько примеров системного анализа.

Олимпиадная работа.

8.

Противоречия.

Практическое занятие с элементами игры

Ключевые слова технического противоречия. Идеальный конечный результат. Пара технических противоречий. Разрешение противоречий. Решение задач. Применение отрицаний в противоречиях. Составление пары противоречий для задачи о переправе через реку. Повторение понятий «система», «надсистема» и «подсистема» с целью применения этих знаний для разрешения противоречий. Объединение как приём разрешения противоречия. Временная ось системного оператора в решении задач. Примеры фантастических решений при помощи приёмов «Оживление» и «Изменение свойств предметов». Множество решений одной задачи.

Олимпиадная работа.

9.

Раздел 4. Методы и приёмы скорочтения (3 ч)


Занятие-тренинг

Тема: Как научиться быстро читать?

Теория: Знакомство с приёмами скорочтения

Практика: Отработка приёмов «Полубуковка», «Потерянные буквы», «Арабское чтение», «Молния», «Гонка за лидером», «Чтение по кругу», «Перевёртыш», «Чтение с поворотом», “Игра в прятки”, «Хлопок», «Чтение с препятствием», «Чтение с рамкой», «Многократное повторение с отстукиванием ритма».


10.

Раздел 5. Развитие оперативной памяти (3ч)


Практическое занятие

Тема: Резервы обучения чтению

Теория: Улучшение оперативной памяти по Зрительным диктантам И.Т. Федоренко

Практика: Тренировка скорости восприятия «Тайна пропавшего предложения».


11.

Раздел 6. Тренировка внимания (2ч)


Занятие-тренинг

Тема: Свойства внимания

Теория: Приёмы, как развить внимание

Практика: Упражнения по развитию наблюдательности «Большие и малые числа», «Поиск отличий», «Цветные слова», «Верно/неверно», «Глаз – алмаз», «Шерлок», «Корректор».


12.

Раздел 7. Развитие памяти (2ч)


Занятие-тренинг

Тема: Развитие зрительной памяти

Теория: Виды памяти

Практика: Как развить память? Игра «Найди пару», «Чего нет?», «Что изменилось?», «Волшебный мешочек»

Тема: Развитие слуховой памяти.

Практика: Приёмы: «Снежный ком», «Помню всё», «Ассоциативные цепочки»


13.

Раздел 8. Развитие антиципации (2ч)




Практическое занятие

Тема: Антиципация - это предвосхищение, предугадывание. 

Практика: Приёмы по развитию антиципации:

«Половинка», «Чтение с препятствиями», «Вставь предлоги», «Доскажи словечко», «Рамки».




14.

Раздел 9. Развитие межполушарного взаимодействия (8ч)



Практическое занятие

Тема: Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Теория: Что такое кинезиология?

Практика: Упражнения на синхронизацию обоих полушарий

Приём «Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками.

Кинезиологические упражнения. Комплексы 1-4


15.

Итоговое занятие. (2ч)

Занятие-соревнование

Турнир по скорочтению (2ч)

Итоговое занятие. Игра-путешествие «В стране литературных героев»

Практика: Итоговый контроль. Чтение текста на время.








































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

по плану

Дата

фактически

Тема занятия

Развитие артикуляционного аппарата (4ч)

04.09


1

1

Вводное занятие. Престижность скорочтения.


07.09


2

2

Методы и приёмы скорочтения. Как научиться быстро читать?


11.09


3

3

Что мешает скорочтению. Избавление от регрессии при чтении.

14.09


4

4

Подавление артикуляции. Приемы «Молчун», «Читаем и считаем». Игры «Деда Буквоеда»

Развивающие игры по фантазированию (9 ч.)

18.09


5

1

Фантастические гипотезы.

21.09


6

2

Подбор фантастических и реальных решений проблемных ситуаций.

25.09


7

3

Противоречивые свойства предмета. Изменение данного предмета с целью получения нового.

28.09


8

4

Фантастическое вычитание.

02.10


9

5

Фантазирование при помощи заданного учителем «Бинома фантазии».

05.10


10

6

Построение цепочек ассоциаций.

09.10


11

7

Выбор пары объектов для фантазирования из построенных цепочек ассоциаций .

12.10


12

8

Объединение двух предметов в одно целое с целью получения нового объекта, не существовавшего ранее.

16.10


13

9

Полином фантазии.

Что мешает скорочтению (4ч)

19.10


14

1

Расширение поля зрения. Как можно увеличить площадь читаемого текста? Правила работы с таблицами Шульте.


23.10


15

2

Развитие оперативной памяти. Игры со словами. Синонимы.

26.10


16

3

Развитие антиципации. Игра «Озорные буквы»

30.10


17

4

Тренировка внимания. Приёмы, как развить внимание.

Расширение поля зрения при чтении (3ч)

09.11


18

1

Развитие памяти. Развитие зрительной памяти.

13.11


19

2

Развитие межполушарного взаимодействия. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий.


16.11


20

3

Развитие артикуляционного аппарата. Отработка дикции.

Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок.

Методы и приёмы скорочтения (3ч)

20.11


21

1

Подавление артикуляции. Приемы «Молчун», «Партизан», «Читаем и считаем».


23.11


22

2

Расширение поля зрения. Работа с клиновидными таблицами.


27.11


23

3

Тренировка скорости восприятия «Тайна пропавшего предложения». Игра «Потерялся первый звук»

Методы и приёмы фантазирования (9 ч.)

30.11


24

1

Приём фантазирования «Увеличение-уменьшение»

04.12


25

2

Фантазирование с помощью изменения величины объектов

07.12


26

3

Фантазирование с помощью алгоритма фантазирования

11.12


27

4

Приём фантазирования «Оживление-окаменение»

14.12


28

5

Приём фантазирования «Изменение свойств предметов». Фантазирование на тему «Если бы у человека на голове вместо волос росла трава»

18.12


29

6

Приём активизации творчества «Прямая аналогия».

21.12


30

7

Методы активизации творчества: «Личная аналогия», «Символическая аналогия».

25.12


31

8

Метод активизации творчества. Метод фокальных объектов .



32

9

Приём фантазирования «Изменение свойств предметов». Фантазирование на тему «Если бы человек научился летать».

Развитие оперативной памяти (3ч)



33

1

Как развить память? Игра «Найди пару», «Чего нет?», «Что изменилось?»




34

2

Упражнения на синхронизацию обоих полушарий.

Приём «Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками.




35

3

Развитие артикуляционного аппарата. Отработка дикции

Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок.

Тренировка внимания (3ч)



36

1

Методы и приёмы скорочтения. Отработка приёмов. “Игра в прятки”, «Хлопок».



37

2

Что мешает скорочтению. Избавление от регрессии при чтении.



38

3

Развитие антиципации. Подавление артикуляции. Игра «Озорные буквы»

Развитие памяти (2ч)



39

1

Расширение поля зрения. Метод «Зеленая точка». Игра «Подскажи словечко»



40

2

Методы и приёмы скорочтения. Отработка приёмов «Чтение с рамкой», «Многократное повторение с отстукиванием ритма».

Развитие антиципации (2ч)



41

1

Упражнения по развитию наблюдательности. «Большие и малые числа», «Поиск отличий», «Цветные слова».



42

2

Развитие слуховой памяти. Практика: Приёмы: «Снежный ком», «Помню всё».

Система, функция (9 ч.)



43

1

Понятия «система» и «подсистема».



44

2

Определение подсистем предложенной системы.



45

3

Определение подсистем предложенной системы. Назначение подсистем.



46

4

Нахождение обязательных подсистем для данных систем. Понятие «надсистема».



47

5

Понятие «функция системы».



48

6

Обобщение знаний о надсистеме, системе, подсистеме, функции. Системный анализ.



49

7

Понятия «функция надсистемы» и «функция подсистемы».



50

8

Знакомство с понятиями «настоящее, прошлое и будущее системы». Игра «Системный оператор».



51

9

Системный оператор.

Развитие межполушарного взаимодействия (8ч)



52

1

Развитие межполушарного взаимодействия. Кинезиологические упражнения.



53

2

Чтение и разучивание чистоговорок, скороговорок.



54

3

Тренировка внимания «Цветные слова», «Верно/неверно», «Глаз – алмаз».



55

4

Развитие слуховой памяти. Игра «Озорные буквы»



56

5

Развитие межполушарного взаимодействия. Приём «Золушка», «Циклоп», рисование двумя руками.



57

6

Развитие памяти. Практика: Приёмы: «Помню всё», «Ассоциативные цепочки»



58

7

Развитие оперативной памяти Улучшение оперативной памяти по зрительным диктантам И.Т. Федоренко.



59

8

Развитие антиципации.

Викторина «По страницам любимых книг»

Противоречия (5 ч.)



60

1

Ключевые слова технического противоречия.



61

2

Пара технических противоречий. Идеальный конечный результат (ИКР).



62

3

Разрешение противоречий.



63

4

Решение задач.



64

5

Решение задач.

Итоговое занятие (2ч)



65

1

Игра-путешествие «В стране литературных героев»



66

2

Игра «В стране фантазии и воображения»



67

3

Турнир по решению логических задач.



68

4

Итоговое занятие.

Турнир по скорочтению