Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)»
Направление: интеллектуальное
Возраст обучающихся:6-11 лет (1-4 класс)
Срок реализации: 2015-2019 учебный год (135 часов)
1. Планируемые результаты освоения
Изучение курса даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
Первый класс
- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных норм;
- постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»;
- объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить, как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил;
- объяснять самому себе: что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что нет (результаты);
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
- испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей;
- выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе сопереживания в радостях и бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;
- выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе
сопереживания чувствам других, не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ;
- признавать свои плохие поступки.
Второй класс
- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных норм;
- постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»;
- объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил;
- объяснять самому себе: что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что нет (результаты);
- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
- испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей;
- признавать свои плохие поступки.
Третий и четвёртый класс
- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых общечеловеческих ценностей
- отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди):
- отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить, как хорошие или как плохие;
- объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить, как «хорошие» или «плохие» с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;
- объяснять самому себе: что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (цели, мотивы), что я могу (результаты);
- осознавать себя ценной частью многоликого мира, уважать иное мнение, не допускать оскорблений, высмеиваний;
- формулировать самому правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России;
- признавать свои плохие поступки и отвечать за них.
Метапредметные
Первый класс
- принимать учебную задачу в готовом виде, а также учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии, в ходе решения задачи;
- высказывать своё предположение (версию);
- работать по предложенному плану;
- отличать верно, выполненное задание от неверного через сравнение цели и результата;
- совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- в диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания.
- высказывать свою мысль (в беседе, в ходе выполнения задания) в виде одного предложения или небольшого текста;
- учиться задавать с помощью учителя вопросы на понимание устного высказывания или составленного рассказа;
- объяснять смысл основных понятий ТРИЗ;
- воспринимать на слух информацию, данную в явном виде;
- замечать различия своей и иной точек зрения;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- совместно договариваться о правилах в общения и поведения в группе и следовать им.
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Второй класс
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;
- высказывать свою версию, пытаясь предлагать способы её проверки;
- использовать необходимые средства (детский конструктор, пластилин, фломастеры, и т.д.), работая по предложенному плану;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- высказывать свою мысль (в беседе, в ходе выполнения задания) в виде одного предложения или небольшого текста;
- совместно договариваться о правилах в общения и поведения в группе и следовать им.
- воспринимать на слух информацию, данную в неявном виде;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- извлекать информацию из текста, рисунка, схематического рисунка (пиктограммы);
- находить ответы на вопросы, используя свой небольшой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- сравнивать и группировать предметы по одному основанию;
- находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
- называть последовательность простых знакомых действий при использовании алгоритма изображения фантастического предмета;
- составлять ответы- высказывания;
- рассказывать небольшие по объёму тексты.
Третий и четвёртый класс
- выдвигать версии решения проблемы (противоречие), осознать конечный результат (ИКР), выбирать из изученных приёмов разрешения противоречий нужный и самостоятельно использовать средства достижения разрешения противоречия;
- составлять план решения изобретательских задач, решения проблем творческого характера совместно с учителем;
- обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно;
- выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели;
- планировать решение проблемы, учебной задачи, осуществление проекта совместно с учителем;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
- сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков;
- приводить примеры последовательности действий сочинённых сказок на основе приёмов фантазирования ДжанниРодари;
- составлять небольшие письменные тексты, ответы на вопросы, результаты выполнения работы (устно и письменно).
Третий и четвёртый класс
- высказывать своё мнение (в монологе или диалоге) и обосновать его, приводя аргументы (разные средства, в т.ч. ИКТ);
- вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего»;
- принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;
- - предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе уважительно относится к позиции другого человека
- высказывать и при необходимости отстаивать своё мнение, подтверждая его аргументами, а их – фактами (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т. ч. ИКТ);
- самостоятельно предполагать или с помощью учителя, какая информация нужна для решения изобретательской задачи;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, ресурсы Интернет и т.д.);
- сравнивать, классифицировать, объединять факты и явления, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;
-сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- анализировать, сравнивать, классифицировать, объединять факты, абстрактные понятия, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;
Предметные результаты
Первый класс
- играть в игры, направленные на развитие творческого воображения;
- создавать предметы и картины, используя алгоритм изображения фантастического предмета;
-«записывать» истории при помощи пиктограмм;
- уметь пересказывать сказку по схемам-моделям (пиктограммы).
- высказывать своё мнение;
- уважать мнение других людей;
- применять полученные знания в жизни под девизом «Не навреди!»
Второй класс
- «записывать» истории в виде комикса;
- играть в игры, направленные на развитие творческого воображения;
- сочинять сказки, фантастические истории, используя ранее изученные приёмы фантазирования;
- описывать ситуацию с точки зрения объекта
- высказывать свою точку зрения;
- уважать мнение других людей;
- применять полученные знания в жизни под девизом «Не навреди!»
Третий класс
- слушать друг друга, высказывать свои мысли, не перебивая друг друга.
- задавать вопросы, сразу отсеивающие большое поле неизвестности;
- сочинять сказочные истории, используя приёмы «Морфологический ящик», «Морфологический анализ»;
- придумывать игры, используя приём «Морфологический анализ»;
- представлять предметы, используя Метод «Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ)».
- высказывать свою точку зрения;
- уважать мнение других людей;
- применять полученные знания в жизни под девизом «Не навреди!»
Четвёртый класс
- устанавливать логические связи между явлениями и предметами;
- находить и разрешать противоречия в ИЗ, используя изученные принципы;
- решать ИЗ, используя приёмы разрешения противоречий;
- применять полученные знания в жизни под девизом «Не навреди!»;
2. Содержание
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Мир загадок Сказочные и реальные страны. Страна Загадок. Город самых простых загадок.
Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».
Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.
Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.
Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.
Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».
Город пяти чувств. Какую работу выполняют различные органы чувств?
Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».
Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».
Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.
Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.
Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.
Город загадочных частей. Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.
Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».
Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.
Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.
Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.
«Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на уроках.
ВТОРОЙ КЛАСС
Мир человека Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.
Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?».
Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела.
Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»?
Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.
Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.
Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?»
Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.
Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»
Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».
Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?
Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.
Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?
Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня».
Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».
Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?
Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»
Каким быть? Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?
Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? Сказка Т. Александровой «Светофорчик».
Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»
Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.
«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить»; «украсть, чтобы подарить» и т.п. Почему не надо торопиться с выводами?
Экскурсия «Все имеет след». » Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? Как стать «хорошим»?
Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».
Кого мы любим? Что значит «любить себя»?
ТРЕТИЙ КЛАСС
Мир фантазии Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности.
Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».
Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».
Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка».
Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения»
Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова?
Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»
Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот»
Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады.
Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…»
Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).
Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками).
Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем».
Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО,
Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».
Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари.
Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.
Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.
Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»
Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке».
Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки.
Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами.
Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).
Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?»
Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Мир логики
Учимся выделять признаки – 7 ч
Игры на внимание « Путаница»,» Запрещённое движение», « Повтори- отличись»,» Руки- ноги», « Изобрази дерево» ; беседы « Что и зачем?»,о сравнении, о выделении признаков, о различиях, о характерных признаках; работа в группах, задания на смекалку. представление нового учебного предмета, контрольная работа.
Учимся сравнивать – 2 ч
Игры: «Эстафеты», « Хор», «Разминка»; беседа о значении сравнения, упражнения на выбор объекта, « Проверь себя».
Учимся классифицировать – 3 ч
Игры на внимание: « Мальчик. Девочка, цветок», « Руки вверх- руки в стороны», « Да и нет»; вопросы корректные и некорректные; задания на смекалку.
Учимся находить закономерности – 4 ч
Игры: « Плавает- летает», « Посчитай- не ошибись», « Цепочка», « Отвечай- не торопись»; работа в парах, в группах, составление инструкций, задания- шутки.
Учимся выделять вид отношения между понятиями – 6 ч
Игры: «День , ночь». « Наоборот», « Реки, города», « Род- вид», « Понятно- непонятно»; упражнения по составлению причинно- следственных цепочек; составление схем, беседы о видах отношений между понятиями, о значении слов « род»,« вид», « элемент»,;« Проверь себя».
Учимся давать определения – 2 ч
Игры: « Да- нетка», « Правильно- неправильно»; игра- дискуссия « Что такое книга?; беседа о значении определения, о б ошибках в построении определений.
Учимся делать умозаключения – 3 ч
Игры: « Съедобное- несъедобное», « Рыцари и лжецы», « Числа и слова»; упражнения « Сравнение умозаключений», « Перестановки», « Кто кого?»; работа в группах « Как мы делаем выводы».
Учимся использовать аналогии – 3 ч
Игры на внимание: «Сказочный герой», « Повторяй за мной», « Пальцы»; решение задач, придумывание вопросов на смекалку.
Учимся рассуждать – 3 ч
Игры: « Несмеяна», « Повтори- не ошибись», « Перестановки»; упражнения: решение задач с противоречиями, решение детективных задач, ознакомление с софизмами, беседа об остроумии.
Подведение итогов обучения – 1 ч
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на освоение каждой темы
"Мир загадок" - 1 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Знакомство со Страной Загадок | 1 |
2 | Город самых простых загадок. Улица Цвет. | 1 |
3 | Изменение цвета в природе. | 1 |
4 | Цвет в рукотворном мире. | 1 |
5 | Улица Форма. | 1 |
6 | Изменение формы. | 1 |
7 | Замок похожестей-непохожестей. | 1 |
8 | Геометрические головоломки. | 1 |
9 | Улица Размер. | 1 |
10 | Относительность размера. | 1 |
11 | Противоречия в размере. | 1 |
12 | Улица Вещество. | 1 |
13 | Агрегатное состояние вещества. | 1 |
14 | Моделирование «маленькими человечками» | 1 |
15 | Составление загадок | 1 |
16 | Город пяти чувств. Улица Зрение. | 1 |
17 | Улица Слух. | 1 |
18 | Улица Осязание. | 1 |
19 | Улица Обоняние. | 1 |
20 | Улица Вкус. | 1 |
21 | Решение задач. | 1 |
22 | Город загадочных частей. | 1 |
23 | Сочинение загадок про подсистемы. | 1 |
24 | Игры и упражнения со словами. | 1 |
25 | Морфологический анализ. | 1 |
26 | Город загадочных мест. | 1 |
27 | Сочинение загадок про надсистемы. | 1 |
28 | Путешествие на машине времени ( в прошлое) | 1 |
29 | Путешествие на машине времени ( в будущее) | 1 |
30 | Город загадочных дел. | 1 |
31 | Экскурсия. Конкурс загадок о природе. | 1 |
32 | Подведение итогов обучения | 1 |
33 | Резерв | |
«Мир человека» - 2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Школа: разнообразие целей - 1ч. |
1 | Зачем учатся в школе? | 1 |
Надсистемы и подсистемы человека - 5 ч. |
2 | Адрес. | 1 |
3 | Наш организм. | 1 |
4 | Как устроен человек? | 1 |
5 | Болезни. | 1 |
6 | Что такое «здоровый образ жизни»? | 1 |
"Линия жизни" человека - 3 |
7. | Развитие ребенка до школы. | 1 |
8 | Будущее. | |
9 | "Линия жизни" человека. | 1 |
Знакомимся с психологией - 5 ч. |
10 | Что такое «Я»? | 1 |
11 | Учимся быть внимательными. | 1 |
12 | Учимся запоминать. | 1 |
13 | Учимся придумывать. | 1 |
14 | Что значит «быть умным»? | 1 |
Эмоции и настроение - 2 ч. |
15 | Какие бывают эмоции? | 1 |
16 | Как поднять настроение? | 1 |
Общение - 5ч. |
17 | Речевое общение | 1 |
18 | Неречевое общение. Жесты | 1 |
19 | Проблемы общения. | 1 |
20 | Конфликты. | 1 |
21 | Правила урегулирования конфликтов. | 1 |
Противоречия - 7 ч. |
22 | Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. | 1 |
23 | Противоречия в явлениях природы. | 1 |
24 | Противоречия в свойствах характера. | 1 |
25 | Противоречия в свойствах характера (продолжение). | 1 |
26 | Противоречия в ситуациях. | 1 |
27 | Противоречия в ситуациях (продолжение). | 1 |
28 | Противоречия: цель - средства. | 1 |
Мы и окружающие - 4ч. |
29 | Экскурсия. | 1 |
30 | Анализ экскурсии. | 1 |
31 | Ориентирование в окружающем. | 1 |
32 | Правила поведения с незнакомыми. | 1 |
Подведение итогов обучения - 2ч. |
33 | Я -хороший, ты - хороший | 1 |
34 | Обобщение изученного | 1 |
«Мир фантазии» - 3 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Знакомство с фантазированием- 3ч. |
1 | Понятие о фантазировании | 1 |
2 | Что мешает придумывать? | 1 |
| Критерии оценки творческих работ | 1 |
Развитие ассоциативности - 4 ч. |
3 | Сочинение загадок | 1 |
4 | Придумываем метафор | 1 |
5 | Правила запоминания | 1 |
6 | Обобщение изученного | 1 |
Прием фантазирования "Морфологический анализ" - 6 ч. |
7 | Прием «Объединение» | 1 |
8 | Прием «Морфологический анализ» | 1 |
9 | Игры со словами | 1 |
10 | Конструктор игр | 1 |
11 | Придумывание сказок | 1 |
12 | Обобщение изученного | 1 |
Прием фантазирования "Метод фокальных объектов" - 3ч. |
13 | Признаки объектов | 1 |
14 | Действия объектов | 1 |
15 | Метод фокальных объектов | 1 |
Прием фантазирования Джанни Родари - 5 ч. |
16 | Приемы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде» | 1 |
17 | Приемы фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка» | 1 |
18 | Прием «Что потом?» | 1 |
19 | Прием «Творческая ошибка | 1 |
20 | Обобщение приемов фантазирования Дж.Родари | 1 |
Типовые приемы фантазирования - 7 ч. |
21 | Прием «Оживление» | 1 |
22 | Прием «Увеличение – уменьшение» | 1 |
23 | Прием «Ускорение – замедление» | 1 |
24 | Прием "Дробление - объединение" | 1 |
25 | Прием "Наоборот" | 1 |
26 | Прием "Бином антонимов" | 1 |
27 | Обобщение изученного | 1 |
Изобретательные ресурсы - 2 ч. |
28 | Метод Робинзона | 1 |
29 | Использование ресурсов | 1 |
Фантазирование и прогнозирование - 3 ч. |
30 | Сказки про животных | 1 |
31 | Сказка от слова "Почему" | 1 |
32 | Правила прогнозирования | 1 |
Подведение итогов обучения - 2ч. |
33 | Обобщающее занятие | 1 |
34 | Фантазирование и прогнозирование | 1 |
"Мир логики" - 4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
Учимся выделять признаки - 7ч. |
1 | Знакомство с курсом « Мир логики». | 1 |
2 | Признаки объекта | 1 |
3 | Различия | 1 |
4 | Сходство | 1 |
5 | Существенные признаки | 1 |
6 | Характерные признаки | 1 |
7 | Упорядочение признаков | 1 |
Учимся сравнивать - 2ч. |
8 | Правила сравнения | 1 |
9 | Значение сравнения | 1 |
Учимся классифицировать - 3ч. | |
10 | Понятия о классах | 1 |
11 | Правила классификации | 1 |
12 | Вопросы | 1 |
Учимся находить закономерности - 4ч. |
13 | Алгоритм | 1 |
14 | Закономерности в числах и фигурах. | 1 |
15 | Закономерности в буквах и словах | 1 |
16 | Логические задачи. | 1 |
Учимся выделять вид отношения между понятиями ---6ч. |
17 | Причина и следствие. | 1 |
18 | Причинно-следственные цепочки | 1 |
19 | Противоположные отношения между понятиями | 1 |
20 | Отношения «род-вид» между понятиями | 1 |
21 | Упорядочение по родовым отношениям | 1 |
22 | Виды отношений между понятиями | 1 |
Учимся давать определения - 2ч |
23 | Определения | 1 |
24 | Анализ ошибок в построении определений | 1 |
Учимся делать умозаключения - 3ч. |
25 | Умозаключения | 1 |
26 | Анализ ошибок в построении умозаключений | 1 |
27 | Язык и логика | 1 |
Учимся использовать аналогии - 3ч. |
28 | Придумывание по аналогии | 1 |
29 | Использование аналогии в обучении | |
30 | Продолженная аналогия | 1 |
Учимся рассуждать - 3ч. | |
31 | Рассуждения | 1 |
32 | Анализ ошибок в построении рассуждений | 1 |
33 | Юмор и логика | 1 |
Подведение итогов обучения - 1ч. |
34 | Обобщающее занятие | 1 |