ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015года.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 15.08.2019 г. № 1133.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1134.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению образовательной деятельности общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1135.
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Методических рекомендаций к проведению первых уроков в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году» от 15.08.2019 г. № 1136.
Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ № 725 от 23.08.2018 г.).
Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений обучающихся начальных классов по 5-балльной системе, утверждённые решением научно-методического совета Донецкого ИППО, протокол № 1 от 29.01.2015 г.
Основой для составления Рабочей программы стала:
Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Трудовое обучение. 1-4 кл.» / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 29 с.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Оценки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕСЁННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ – КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ
№ | Содержание программного материала (разделы программы) | Прим. прогр. (часов) | Рабочая прогр. (часов) | Причины изменения |
1. | Формы и образы природы – образец для мастера | 7 | 8 | Увеличение количества часов на углублённое изучение |
2. | Вещи, создающие настроение праздника | 10 | 10 | |
3. | Гармония стиля | 9 | 9 | |
4. | От мира природы – к миру вещей | 7 | 8 | Увеличение количества часов на углублённое изучение |
| Курс рассчитан на 35 недель – 35 ч. | 33 | 34 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № уро-ка в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
| | Тема 1. Формы и образы природы – образец для мастера | 8 | | | |
1 | 1 | Вводный урок. Инструктаж по ТБ на уроках трудового обучения | 1 | 04.09 | | |
2 | 2 | Рукотворный мир – мир «второй природы» | 1 | 11.09 | | |
3 | 3 | Компьютерные трудовому обучению на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира | 1 | 18.09 | | |
4 | 4 | Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. | 1 | 25.09 | | |
5 | 5 | Новые приёмы изготовления изделий из бумаги способом складывания | 1 | 02.10 | | |
6 | 6 | Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги | 1 | 09.10 | | |
7 | 7 | Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров – силуэтов в квадрате и полосе | 1 | 16.10 | | |
8 | 8 | Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. | 1 | 23.10 | | |
| | Тема 2. Вещи, создающие настроение праздника | 10 | | | |
9 | 1 | Вводный урок. Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения | 1 | 06.11 | | |
10 | 2 | Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения | 1 | 13.11 | | |
11 | 3 | Конструирование изделий определённого назначения (передача характера и настроения в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, ёлочных украшений | 1 | 20.11 | | |
12 | 4 | Новые приёмы построения форм и разметки деталей изделия | 1 | 27.11 | | |
13 | 5 | Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника | 1 | 04.12 | | |
14 | 6 | Бумажная пластика | 1 | 11.12 | | |
15 | 7 | Конструирование объёмных изделий из бумаги | 1 | 18.12 | | |
16 | 8 | Приёмы работы с циркулем | 1 | 25.12 | | |
17 | 9 | Инструктаж по ТБ на уроках трудового обучения. Разметка деталей с помощью циркуля | 1 | 15.01 | | |
18 | 10 | Конструирование и изготовление изделий с помощью циркуля | 1 | 22.01 | | |
| | Тема 3. Гармония стиля | 9 | | | |
19 | 1 | Вводный урок. Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей | 1 | 29.01 | | |
20 | 2 | Конструирование и изготовление изделий с учётом требования стилевой гармонии; новые приёмы обработки ткани | 1 | 05.02 | | |
21 | 3 | Изготовление простейшей выкройки из бумаги | 1 | 12.02 | | |
22 | 4 | Разметка и раскрой парных деталей | 1 | 19.02 | | |
23 | 5 | Синтепон; разметка деталей на синтепоне. | 1 | 26.02 | | |
24 | 6 | Сборка и отделка изделий из ткани | 1 | 04.03 | | |
25 | 7 | Стилевые особенности записных книжек разного назначения | 1 | 11.03 | | |
26 | 8 | Конструирование записной книжки на мягкой обложке | 1 | 18.03 | | |
27 | 9 | Конструирование записной книжки на мягкой обложке | 1 | 01.04 | | |
| | Тема 4. От мира природы – к миру вещей | 7 | | | |
28 | 1 | Вводный урок. Чудесный материал – соломка | 1 | 08.04 | | |
29 | 2 | Конструирование изделий из соломки | 1 | 15.04 | | |
30 | 3 | Конструирование изделий из соломки | 1 | 22.04 | | |
31 | 4 | Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях | 1 | 29.04 | | |
32 | 5 | Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях | 1 | 06.05 | | |
33 | 6 | Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей | 1 | 13.05 | | |
34 | 7 | Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей | 1 | 20.05 | | |
35 | 8 | Подведение итогов. Выставка работ | 1 | 27.05 | | |
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.