1. Пояснительная записка
Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 8-е издание, 2009 год)
Цели и задачи курса
Целью программы является овладение элементарными навыками изготовления тех или иных изделий.
Задачи:
- развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, тактильных ощущений;
- координация работы анализаторов;
- развитие пространственной ориентации, ручной умелости, наглядного мышления;
- формирование умений и навыков работы с инструментами;
- воспитание аккуратности, умения убирать за собой рабочее место;
- формирование ориентироваться в задании: анализировать объект, условия работы.
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения на уроках трудовой подготовки очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей данной группы, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Трудовая подготовка» изучается в 4 классе- 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недель.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.
Обучение глубоко умственно отсталых детей является сложным и специфическим периодом. У них затруднено принятие и понимание задачи. В ее решении их затрудняет не только овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовывать свою деятельность, не используют образца. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися у них элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.
5. Результаты освоения предмета
Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
Учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы с помощью учителя;
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
Слушать и понимать речь других.
Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
Конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
Названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
Технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
Виды отделки: раскрашиванием, аппликацио, прямой строчкой и её вариантами; уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
С помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий. Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
6. Содержание учебного предмета «Трудовое обучение»
34 часа (по 1 ч в неделю)
Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей с глубокой умственной отсталостью координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие.
Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей. Для работы необходимо иметь бумагу разных сортов: тонкую и толстую, проклеенную и не проклеенную, белую и цветную. Картон тоже должен быть нескольких сортов. Детям сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Учитель предлагает найти в классе предметы, сделанные из бумаги и картона. Объясняет, что бумага и картон бывают разных сортов, демонстрирует коллекцию образцов бумаги и картона. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде. Рассказ о свойствах бумаги и картона должен сопровождаться наглядным показом этих свойств.
Повторение работы по конструированию (по программе 3 класса). Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.
Несложные объемные изделия из природных материалов.
а) Изготовление по образцу ежа из пластилина с иглами из обломанных крылаток вяза.
б) Изготовление по образцу цветка. Цветоложе – из пластилина, лепестки – крылатки вяза, цветоножка – проволока.
Лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры. Макеты: «Колобок», «Репка».
Лепка плоскостных фигур (овощи, фрукты) на дощечках.
Работа с пластмассовым или метало конструктором. Упражнения в приемах работы ключом или отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика. Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия.
Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилкой, ножом, ножницами, щёткой или кистью для намазывания клеем, шаблонами).Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся.
На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети данной группы учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие.
В процессе трудового обучения глубоко умственно отсталые дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда.
Обучение картонажному делу должно быть построено таким образом, чтобы учащиеся могли выполнять работу как бригадным способом, так и самостоятельно от начала, до конца.
10. Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению.
Дата | |
-
| Что ты знаешь о бумаге. Виды, цвет, свойства бумаги. | 1 | |
-
| Аппликация – орнамент (коврик) | 1 | |
-
| Аппликация. Дом. | 1 | |
-
| Аппликация. автомобиль | 1 | |
-
| Аппликация. Жилая комната. | 1 | |
-
| Аппликация. Жилая комната. | 1 | |
-
| Складывание из треугольников | 1 | |
-
| Складывание простых форм из квадрата | 1 | |
-
| Фигурка «Рыбка» | 1 | |
-
| Фигурка «Рыбка» | 1 | |
-
| Игра «Геометрический конструктор» | 1 | |
-
| Что ты знаешь о ткани? Виды, цвет, свойства ткани | 1 | |
-
| Виды работы с тканью. | 1 | |
-
| Скручивание ткани | 1 | |
-
| Игрушка «Кукла- скрутка» | 1 | |
-
| Практическая работа. Вдевание нитки в иголку. | 1 | |
-
| Практическая работа. Завязывание узелка. | 1 | |
-
| Изделие «Салфетка с аппликацией» Т\Б | 1 | |
-
| Изделие «Салфетка» шов «вперед иголка». Т/Б | 1 | |
-
| Подушечка для игл. | 1 | |
-
| Подушечка для игл. Тамбурный шов. | 1 | |
-
| Ремонт одежды. Пришивание пуговицы. | 1 | |
-
| Ремонт одежды. Пришивание пуговицы. | 1 | |
-
| Практическая работа. Пришивание пуговицы с образованием стойки. | 1 | |
-
| Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. | 1 | |
-
| Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе» | 1 | |
-
| Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе» | 1 | |
-
| Игрушка из бумажных кругов «Попугай» | 1 | |
-
| Изготовление конверта для писем с клеевым соединением деталей | 1 | |
-
| Творческая работа «Конверт с замком» без клеевого соединения деталей | 1 | |
-
| Аппликация «Коврик» с геометрическим орнаментом» | 1 | |
-
| Аппликация «Коврик» с геометрическим орнаментом» | 1 | |
-
| Изделие «Закладка для книг из зигзагообразных полос» | 1 | |
-
| Что надо знать о металле. Виды, свойства, цвет металлов. | 1 | |
| Технология ручной обработки металлов. Инструменты. | 1 | |
| Изготовление цепочки в 2 оборота. | 1 | |
| Изготовление цепочки в 3 оборота. | 1 | |
| Изготовление подставки для книг | 1 | |
-
| Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие дерево. | 1 | |
-
| Игрушка «Геометрическая фигурка- раскладка» | 1 | |
-
| Летающая модель «Самолёт» | 1 | |
-
| Изделие «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков» | 1 | |
-
| Изделие из проволоки, бумаги и ниток «Муха и «Паук» | 1 | |
-
| Изделие из проволоки, бумаги и ниток «Муха и «Паук» | 1 | |
-
| Кто работает с древесными материалами. Свойства древесины. | 1 | |
-
| Аппликация из карандашной стружки | 1 | |
-
| Аппликация из древесных заготовок | 1 | |
-
| Аппликация «Дом» | 1 | |
-
| Практическая работа. Силуэты птиц. | 1 | |
-
| Изделия из пластилина. Геометрические тела. | 1 | |
-
| Изделия из пластилина. Посуда. | 1 | |
-
| Изделия из пластилина. Модели овощей и фруктов. | 1 | |
-
| Изделия из пластилина. Фигурки птиц и зверей. | 1 | |
-
| Изделия из пластилина. Способы отделки и украшения изделия. Посуда. | 1 | |
-
| Изделия из пластилина. Способы отделки и украшения изделия. Мебель | 1 | |
-
| Картонажные изделия. Изделия в переплёте. Материалы. Инструменты и приспособления. | 1 | |
| Изготовление записной книжки раскладушки с переплётной крышкой | 1 | |
| Изготовление записной книжки раскладушки с переплётной крышкой. | 1 | |
| Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка | 1 | |
-
| Набивные игрушки из готового кроя. Рыбки. | 1 | |
-
| Набивные игрушки из готового кроя. Практическая работа. Разметка линий соединительного шва. Гриб. | 1 | |
-
| Практическая работа Набивные игрушки из готового кроя. Заяц. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. | 1 | |
-
| Практическая работа. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей.. Медведь. | 1 | |
| Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» | 1 | |
| Изделие «Тряпичная игрушка-подушка». Гусеница. | 1 | |
| Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» Гусеница. | 1 | |
| Изготовление из пластилина барельефа птиц. | 1 | |
| Выставка работ учащихся. | 1 | |