СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по труду 4 класс. легкая умственная отсталость

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по труду 4 класс. легкая умственная отсталость

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по труду 4 класс. легкая умственная отсталость»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 8-е издание, 2009 год)

Цели и задачи курса

Целью программы является овладение элементарными навыками изготовления тех или иных изделий.

Задачи:

- развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, тактильных ощущений;

- координация работы анализаторов;

- развитие пространственной ориентации, ручной умелости, наглядного мышления;

- формирование умений и навыков работы с инструментами;

- воспитание аккуратности, умения убирать за собой рабочее место;

- формирование ориентироваться в задании: анализировать объект, условия работы.


2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения на уроках трудовой подготовки очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей данной группы, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определённый этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

   Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.


3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Трудовая подготовка» изучается в 4 классе- 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебных недель.


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.

Обучение глубоко умственно отсталых детей является сложным и специфическим периодом. У них затруднено принятие и понимание задачи. В ее решении их затрудняет не только овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовывать свою деятельность, не используют образца. У них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им не доступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т. д. Даже имеющимися у них элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.


5. Результаты освоения предмета

Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;

С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

Учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы с помощью учителя;

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;

Слушать и понимать речь других.

Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

Конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

Названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

Технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

Способы разметки: сгибанием, по шаблону;

Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

Виды отделки: раскрашиванием, аппликацио, прямой строчкой и её вариантами; уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

С помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий. Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.


6. Содержание учебного предмета «Трудовое обучение»

34 часа (по 1 ч в неделю)

Работа с бумагой и картоном способствует развитию у детей с глубокой умственной отсталостью координированной деятельности различных анализаторов, корригирует мелкую моторику пальцев рук и общее физическое недоразвитие.

Работа с бумагой и картоном требует лишь незначительного мускульного напряжения, а поэтому доступна даже для самых слабых детей. Для работы необходимо иметь бумагу разных сортов: тонкую и толстую, проклеенную и не проклеенную, белую и цветную. Картон тоже должен быть нескольких сортов. Детям сообщаются элементарные сведения о бумаге и картоне, их назначении. Учитель предлагает найти в классе предметы, сделанные из бумаги и картона. Объясняет, что бумага и картон бывают разных сортов, демонстрирует коллекцию образцов бумаги и картона. Сообщает элементарные сведения о свойствах бумаги и картона: они легко обрабатываются – сгибаются, режутся, разрываются, прокалываются; их можно склеивать, сшивать, окрашивать; они очень легки, размокают в воде. Рассказ о свойствах бумаги и картона должен сопровождаться наглядным показом этих свойств.

Повторение работы по конструированию (по программе 3 класса). Выполнение построек (пройденных) без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.

Несложные объемные изделия из природных материалов.

а) Изготовление по образцу ежа из пластилина с иглами из обломанных крылаток вяза.

б) Изготовление по образцу цветка. Цветоложе – из пластилина, лепестки – крылатки вяза, цветоножка – проволока.

Лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры. Макеты: «Колобок», «Репка».

Лепка плоскостных фигур (овощи, фрукты) на дощечках.

Работа с пластмассовым или метало конструктором. Упражнения в приемах работы ключом или отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика. Обучение начинают с наиболее лёгких операций, не требующих применения инструментов. С этой целью проводятся упражнения с максимальным упрощением задания, не предусматривающие изготовление какого-либо изделия.

Затем переходят к тем операциям, при которых надо пользоваться инструментами (гладилкой, ножом, ножницами, щёткой или кистью для намазывания клеем, шаблонами).Особое внимание следует обратить на правильную хватку инструментов, с тем, чтобы в дальнейшем не пришлось переучивать учащихся.

На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие устной речи учащихся. Дети данной группы учатся рассказывать о проделанной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать своё и чужое изделие.

В процессе трудового обучения глубоко умственно отсталые дети должны освоить изготовление клеевых и сборных коробок, научиться в течение продолжительного времени выполнять определённую работу, у них необходимо сформировать организационные навыки производительного труда.

Обучение картонажному делу должно быть построено таким образом, чтобы учащиеся могли выполнять работу как бригадным способом, так и самостоятельно от начала, до конца.




10. Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению.

Дата


Что ты знаешь о бумаге. Виды, цвет, свойства бумаги.

1


Аппликация – орнамент (коврик)

1


Аппликация. Дом.

1


Аппликация. автомобиль

1


Аппликация. Жилая комната.

1


Аппликация. Жилая комната.

1


Складывание из треугольников

1


Складывание простых форм из квадрата

1


Фигурка «Рыбка»

1


Фигурка «Рыбка»

1


Игра «Геометрический конструктор»

1


Что ты знаешь о ткани? Виды, цвет, свойства ткани

1


Виды работы с тканью.

1


Скручивание ткани

1


Игрушка «Кукла- скрутка»

1


Практическая работа. Вдевание нитки в иголку.

1


Практическая работа. Завязывание узелка.

1


Изделие «Салфетка с аппликацией» Т\Б

1


Изделие «Салфетка» шов «вперед иголка». Т/Б

1


Подушечка для игл.

1


Подушечка для игл. Тамбурный шов.

1


Ремонт одежды. Пришивание пуговицы.

1


Ремонт одежды. Пришивание пуговицы.

1


Практическая работа. Пришивание пуговицы с образованием стойки.

1


Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей.

1


Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе»

1


Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок в скорлупе»

1


Игрушка из бумажных кругов «Попугай»

1


Изготовление конверта для писем с клеевым соединением деталей

1


Творческая работа «Конверт с замком» без клеевого соединения деталей

1


Аппликация «Коврик» с геометрическим орнаментом»

1


Аппликация «Коврик» с геометрическим орнаментом»

1


Изделие «Закладка для книг из зигзагообразных полос»

1


Что надо знать о металле. Виды, свойства, цвет металлов.

1


Технология ручной обработки металлов. Инструменты.

1


Изготовление цепочки в 2 оборота.

1


Изготовление цепочки в 3 оборота.

1


Изготовление подставки для книг

1


Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие дерево.

1


Игрушка «Геометрическая фигурка- раскладка»

1


Летающая модель «Самолёт»

1


Изделие «Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков»

1


Изделие из проволоки, бумаги и ниток «Муха и «Паук»

1


Изделие из проволоки, бумаги и ниток «Муха и «Паук»

1


Кто работает с древесными материалами. Свойства древесины.

1


Аппликация из карандашной стружки

1


Аппликация из древесных заготовок

1


Аппликация «Дом»

1


Практическая работа. Силуэты птиц.

1


Изделия из пластилина. Геометрические тела.

1


Изделия из пластилина. Посуда.

1


Изделия из пластилина. Модели овощей и фруктов.

1


Изделия из пластилина. Фигурки птиц и зверей.

1


Изделия из пластилина. Способы отделки и украшения изделия. Посуда.

1


Изделия из пластилина. Способы отделки и украшения изделия. Мебель

1


Картонажные изделия. Изделия в переплёте. Материалы. Инструменты и приспособления.

1


Изготовление записной книжки раскладушки с переплётной крышкой

1


Изготовление записной книжки раскладушки с переплётной крышкой.

1


Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка

1


Набивные игрушки из готового кроя. Рыбки.

1


Набивные игрушки из готового кроя. Практическая работа. Разметка линий соединительного шва. Гриб.

1


Практическая работа Набивные игрушки из готового кроя. Заяц. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей.

1


Практическая работа. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей.. Медведь.

1


Изделие «Тряпичная игрушка-подушка»

1


Изделие «Тряпичная игрушка-подушка». Гусеница.

1


Изделие «Тряпичная игрушка-подушка» Гусеница.

1


Изготовление из пластилина барельефа птиц.

1


Выставка работ учащихся.

1