СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине ЕН.03 Химия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебной дисциплине ЕН.03 Химия

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине ЕН.03 Химия»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОМАРИЧСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»





«Утверждаю» «Согласовано»

Директор ГБПОУ КМТТ Зам. директора по УВР

_______________И.В. Гоголь _______С.М. Ольховская

«_____» ___________ 2018 г. «_____» ___________ 2018 г.





ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03 Химия





Рассмотрено и одобрено на заседании

методической комиссии

протокол № ____ от «____»__________2018г

Председатель МК _______ Е.А.Игнатова











Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии





Организация-разработчики: ГБПОУ КМТТ

Разработчики:

Викарная С.И. – преподаватель КМТТ;





Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ КМТТ.

Протокол № 4 от 31 мая 2018 г.






© Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комаричский механико-технологический техникум»

© Викарная Светлана Ивановна - преподаватель ГБПОУ КМТТ







СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. условия реализации учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20





1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.03 химия

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания.

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественно - научный цикл



1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний о химической составляющей естественно- научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • Воспитание убеждённости позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.



В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

Знать:

Основные понятия и законы химии, теоретические основы органической, физической и коллоидной химии, понятия химической кинетики и катализа, классификацию химических реакций и закономерности их протекания, обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов, окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена, гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах, тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения, характеристика различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой продукции, свойства растворов и коллоидных систем ВМС, дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов, роль и характеристика поверхностных явлений в природных и технологических процессах, основы аналитической химии, основные методы количественного, качественного и физико- химического анализов, назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры, методы и технику выполнения химических анализов, приёмы безопасной работы в химической лаборатории.



Уметь:

  • Применять основные законы химии для решения задач в области пищевой продукции

  • Использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса

  • Описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов

  • Производить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакции

  • Использовать лабораторную посуду и оборудование

  • Выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру

  • Проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений

  • Выполнять количественные расчёты состава веществ по результатам измерений

  • Соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося -117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -78 часов;

самостоятельной работы обучающегося -39 часов.







1.5. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий..

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ПК 1.1.

Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2.

Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3.

Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1.

Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2.

Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3.

Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1.

Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2

Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3.

Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4.

Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 4.1.

Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2.

Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3.

Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4.

Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении

ПК 5.1.

Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2.

Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов

















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

30

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Основные понятия и законы органической, физической , коллоидной и аналитической химии.

1

1

Раздел 1.

Физическая

химия


54


Тема 1.1.

Молекулярно-кинетическая теория вещества.

Содержание учебного материала

3

1

Строение и состав вещества. Атом, молекула, кристалл, количество вещества. Образование молекул и физическая связь.

2

2

Учение о периодичности. Периодический закон и периодическая система

химических элементов Д.И.Менделеева в свете теории строения атома.

2

3

Значение периодического закона.

2

Тема 1.2.

Основы химической термодинамики и термохимии

Содержание учебного материал

2




1

Предмет термодинамики.

2

2

Основные термодинамические понятия. Термодинамические потенциалы.

2

Тема 1.3.

Учения о растворах. Электрическая

проводимость

растворов

Содержание учебного материала

3


1

Растворы - физико-химические системы.

2

2

.Концентрация растворов. Сущность процесса растворения.

2

3

Электрическая проводимость растворов. Методы определения электрической проводимости. Применение методов измерения проводимости, входящей в состав сырья и готовой пищевой продукции.

2

Тема 1.4. Химическая кинетика и катализ.


Содержание учебного материала

3


1

Химическая кинетика реакций. Основные положения и понятия.

2

2

Классификация химических реакций. Сложные реакции.

2

3

Закономерности протекания химических реакций. Зависимость скорости реакций от катализаторов


2

Практические занятия

6








Влияние температуры на скорость химической реакции.

Влияние температуры на скорость биологических процессов.

Зависимость скорости реакции от катализатора. Катализ гомогенный и гетерогенный.

Скорость гетерогенных химических процессов.

Применение методов измерения электрической проводимости в лабораторной практике.

Влияние температуры на скорость химической реакции.

Тема15

Химическое равновесие.


Содержание учебного материала

8



1

Понятие о химическом равновесии. Закон действующих масс.

2

2

.Смещение химического равновесия.

2

3

Равновесие в гетерогенных системах.

2

4

Равновесие в гетерогенных системах. Правило произведения растворимости.

2

5

Протолитическая теория кислот и оснований , входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции

2

2

6

Роль концентрации водородных ионов в пищевых процессах.

7

.Реакция среды в растворах солей. Гидролиз солей.

2

8

Активная и общая кислотность растворов.


2

Практические занятия

5


Определить рН в пищевых продуктах, как показатели реакций среды.

Роль концентрации водородных ионов в пищевых процессах.

Принципы колориметрического определения рН в пищевых продуктах.

Индикаторы и их применение в пищевой промышленности.

Определение активной и общей кислотности в пищевых продуктах.

Тема 1.6. Электрохимия

Содержание учебного материала

7



1

Электродный потенциал.

2

2

Диффузионный потенциал.

2

3

Значение потенциалов в пищевой продукции.

2

4

Окислительно-восстановительные потенциалы.

2

5

Окислительно-восстановительные реакции в пищевых продуктах.

2

6

Реакции ионного обмена.

2

7

Электролиты в водных растворах. Сильные и слабые электролиты

2

Практические работы

3


Решение экспериментальных задач в области профессиональной деятельности.

Окислительно-восстановительные реакции в пищевых продуктах.

Химические процессы и основные законы электролиза.

Контрольная работа по теме «Физическая химия. Химическая кинетика.

Химическое равновесие».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий ,учебной литературы.

Упражнения в решении задач, упражнений, примеров, превращениях.

Применение знаний для объяснения разнообразных химических понятий, законов и теорий.

Развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы в приобретении химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.

Изучать теоретические основы органической, физической химии.

Проводить качественные реакции на отдельные классы химических соединений.

Выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений.

Использовать лабораторную посуду и химическое оборудование.

Соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Характеризовать классы химических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой продукции.

Применять знания ,умения и навыки для безопасного использования веществ и материалов в быту, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.

Выполнять устные и письменные задании, составлять химические кроссворды

,викторины, написание докладов, рефератов.

13

Раздел 2. Коллоидная химия

Органическая химия

29


Тема 2.1. Общая характеристика коллоидов и их свойств.




Содержание учебного материала

2

1

Классификация дисперсных систем.


2

2

Получение коллоидно-дисперсных систем, растворов, применяемых в пищевой промышленности.

2

Практические занятия

2


Методы очистки золей в высокомолекулярных веществах

Методы очистки растворов в высокомолекулярных веществах

Классификация дисперсных систем.

Тема 2.2.Теория коллоидных систем.


Содержание учебного материала

2

1

Свойства растворов в системе пищевых продуктов.

2

2

Свойства коллоидных систем в пищевых

продуктах. Белки, как коллоиды.

2

Практические занятия

2



Дисперсные системы пищевых продуктов.

Коллоидные системы пищевых продуктов

Тема

2.3.Поверхностные явления в природных и технологических

процессах.


Содержание учебного материала

2


1

Роль и характеристика поверхностных явлений в природных и технологических процессах.

2

2

Явления адсорбции.

2

Практические занятия.

2


Адсорбция пищевой продукции.

Биологические процессы в пищевой продукции.

Тема 2.4.

Изменение состояния коллоидных систем.

Содержание учебного материала

2


1

Коагуляция, пептизация гидрофобных золей.

2

2

Коагуляция растворов пищевых продуктов.

2

Практические занятия.

1


Коллоидно-химические свойства пищевых продуктов.

Контрольная работа по теме

1

Теория коллоидных систем.


Самостоятельная работа обучающихся.

Применение основных законов химии для решения задач в области пищевой промышленности. Использование свойств коллоидной химии для оптимизации технологического процесса. Проведение расчетов по химическим формулам и уравнением реакции. Применение знаний и умения навыков для безопасного использования веществ и материалов, в быту, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды. Развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов в приобретении химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных. Составление химических кроссвордов, викторин, написание докладов, рефератов. Выполнение устных и письменных домашних заданий.

13

Раздел 3

Аналитическая химия.


33

ТемаЗ.1.

Теоретические

основы

аналитической

химии.


Содержание учебного материала.

2

1

Растворы и их характеристика.

2

2

Основные закономерности химических реакций.

2

Практические занятия.

2


Решение экспериментальных задач на получение и распознавания пищевых продуктов.

.Приготовление растворов методом разбавления.

Тема 3.2. Основы

качественного анализа.

Содержание учебного материала

2

1

Сущность и методы качественного анализа.

2

2

Способы выполнения аналитических реакций.

Качественные реакции и требования к ним.

2

Практические занятия.


Правила работы в лаборатории аналитической химии.

Ведение лабораторного журнала.

2

Факторы, влияющие на образование осадков пищевых продуктов.

Тема 3.3 Техника

лабораторных работ качественного анализа.


Содержание учебного материала.

2

2

1

Химическая посуда и оборудования

2

2

Техника безопасности

Практические занятия.

2


Определение рН растворов.

Диссоциация воды. Водородный показатель рН.

ТемаЗ.4. Основы

количественного анализа.


Содержание учебного материала.

2


2

1

Сущность и методы количественного анализа.

2


Аналитические весы. Правила обращения с весами.

Практические занятия.

2


Определение кристаллизационной воды в ВаСl 2*2Н20

Техника взвешивания на весах.

ТемаЗ.5. Физико-химические методы анализа


Содержание учебного материала.

1


Фотометрия. Хроматография Потенциометрия.

2

Практические занятия.

2

Определение содержания меди в растворе методом стандартных серий.

1


Контрольная работа по теме:

Основные методы анализа аналитической химии.

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Описание уравнений химических реакций, процессов, лежащих в основе производства продовольственных продуктов. Применять гравиметрический

титриметрический, кислотноосновный методы количественного анализа, методы окисления-восстановления, комплексонометрии. Упражнения в решении задач, упражнений в примерах и превращений. Применение знаний для объяснения законов. Выполнение письменных и устных домашних заданий.


13

Дифференцированный зачёт

1

Всего


117


















3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

З.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет химии.

Оборудование учебного кабинета:

Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов; ряд электроотрицательности

металлов, таблица растворимости солей, кисло т и оснований в воде,

плакаты по химии, химическая посуда, химические реактивы

Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным

программным обеспечением и мультимедиапроектор.



3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова, С. А. Сладков ; под ред. О. С. Габриеляна Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля : учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. 2017г.

Образовательно-издательский центр «Академия».



Дополнительная литература

1. Белик В., Киенская К. Физическая и коллоидная химия Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Образовательно-издательский центр «Академия». 2018г

2.Горбунцова С.В., Муллоярова Э.А., Оробейко Е.С., Федоренко Е.В. Физическая и коллоидная химия (в общественном питании). Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М. : Альфа-М; Инфра—М, 2017. — 270 с. 3. Физическая и коллоидная химия: краткий курс лекций для студентов 2 курса специальности (направления подготовки) «Технология продукции и организация общественного питания» / Сост.: Л.А. Исайчева // ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ. – Саратов, 2016.













































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

Применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности

практические занятия

Использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации технологического процесса.

практические занятия, лабораторные работы практические занятия, тестирование

Описывать уравнения химических реакций процессы, лежащие в основе производства продовольственных продуктов

лабораторные работы

Проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы химических соединений .

контрольная работа, лабораторные и практические занятия

Выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений.

лабораторные работы

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

практические занятия

Выбирать метод и ход химического анализа подбирать реактивы и аппаратуру

самостоятельная работа

Соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

практические занятия, лабораторные работы, тестирование

Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям реакции

практические занятия, решение задач

Знать :


Основные понятия и законы химии, теоретические и основы органической, физической, коллоидной химии


лабораторные работы

Понятие химической кинетики и катализа, классификацию химических реакций и закономерности их протекания

Обратимые и необратимые реакции, химическое равновесие и способы его смещения под действием различных факторов

Окислительно – восстановительные реакции, реакции ионного обмена.




















практические занятия

Гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах

Тепловой эффект химических реакций




























самостоятельная работа

Термохимические уравнения , характеристики различных классов органических веществ, входящие в состав сырья и готовой пищевой продукции

Состав растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений ,

Дисперсные и коллоидные системы пищевых продуктов.

Основы аналитической химии, основные методы классического количественного и физико - химического анализа;

Назначение и правила и использования лабораторного оборудования и аппаратуры;

Методы и технику выполнения химического анализа;

Приемы безопасной работы п химической лаборатории




практические занятия,





лабораторные работы















, тестирование







6