СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине Литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Литературе для студентов СПО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине Литература»

Министерство культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики

БПОУ «Чувашское республиканское училище культуры (техникум)»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА





по специальности 51.02.01. «Народное художественное творчество»

по видам: «Этнохудожественное творчество», «Хореографическое творчество»

углубленная подготовка
























Чебоксары

2018 г.


  1. СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19
































  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальностям 51.02.01 «Народное художественное творчество» (по видам) «Хореографическое творчество», «Этнохудожественное творчество» углубленная подготовка.

1.2.Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Дисциплина входит в учебные дисциплины общеобразовательного учебного цикла .

Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


    1. Рекомендуемое количество часов на освоении программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося по специальности 51.02.01. «Народное художественное творчество», по видам: «Этнохудожественное творчество», «Хореографическое творчество углубленная подготовка 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов;



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


практические занятия

42

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация- в 1-ом семестре - контрольная работа, во 2 - м семестре – экзамен.


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Самобытность русской литературы.

1


Раздел 1.

Русская литература

первой половины

ХIХ века.








Тема 1.1.

Романтизм в русской литературе.

Содержание учебного материала

1

1

Обзор русской культуры первой половины ХIХ века. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Своеобразие русского романтизма.




1

Практические занятия

1


Составление тезисного плана, работа с таблицей (периоды Романтизма).

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения на тему «Языковая реформа Н.М. Карамзина.

1

Тема 1.2.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала


1


1

Обзор жизни и творчества. Эволюция романтического героя в ранней лирике. Гражданские, политические и патриотические мотивы. Лирика любви и дружбы. Философская лирика Пушкина.



1,2

Практические занятия

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Памятник».

Анализ стихотворения «Пророк».

2


Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка обзора критической литературы о произведениях А.С.Пушкина.

Работа с литературоведческим словарём (элегия).

1

Тема 1.3.

Поэма «Медный всадник».

Содержание учебного материала

1


1

Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.




Практические занятия

1


Комментированное чтение поэмы.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение по теме «Историческая основа поэмы «Медный всадник»».

1

Тема 1.4.

М.Ю.Лермонтов. Этапы творчества. Основные мотивы лирики.

Содержание учебного материала

1


1

Основные этапы творчества М.Ю. Лермонтова. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.




Практические занятия

1


Выразительное чтение и анализ стихотворений Лермонтова.

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение драмы «Маскарад».

1

Тема 1.5.

Н.В.Гоголь.


Содержание учебного материала

1


1

Сведения из биографии. «Петербургские повести». Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.




Практические занятия

1


Анализ повести «Портрет». Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Композиция. Сюжет. Герои.

Самостоятельная работа обучающихся

Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). Конспектирование.


1

Раздел 2. Русская литература

второй половины ХIХ века.




Тема 2.1.

Культурно-историческое развитие России середины XIX в.

Содержание учебного материала

1


1

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.



Практические занятия

1


Доклады и сообщения. Литературная критика (Белинский В.Г.). Эстетическая полемика (Западники и славянофилы.). Журнальная полемика.


Самостоятельная работа обучающихся

Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

Работа с литературоведческим словарем (критический реализм).

1

Тема 2.2.

Этапы биографии и творчества А.Н.Островского.

Пьеса «Гроза».

Содержание учебного материала

1


1

Сведения из биографии. Роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии и театра.

А. Н. Островский – создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.




Практические занятия

1


Комментированное чтение пьесы.

Самостоятельная работа обучающихся

Просмотр кинофильма, снятого по пьесе А.Н.Островского по выбору («Бесприданница» Н.Михалкова, «Без вины виноватые» Г.Панфилова, «Проект Гроза» В.Сергеева и др.).

Подготовка сообщения на тему «Творческая история пьесы «Гроза»».

2

Тема 2.3.

Образ Катерины в пьесе «Гроза».

Город Калинов и его обитатели.

Содержание учебного материала



1

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.


2


Практические занятия

2


Комментированное чтение пьесы и аналитическая беседа.

Самостоятельная работа обучающихся

Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.

1

Тема 2.4.

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова.


Содержание учебного материала

1


1

Сведения из биографии. Творческая история романа «Обломов». Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.



Практические занятия

1


Чтение отрывков из романа. Работа с таблицей. Сравнительная характеристика: Обломов и Штольц. Взаимоотношения Обломова и Штольца. Мечты и идеал жизни Обломова.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с литературоведческим словарем (социально-психологический роман).


1

Тема 2.5.

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов».


Содержание учебного материала

1


1

Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).

Образ Захара. Роль финальной сцены романа.

Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.





Практические занятия

1


Беседа по содержанию романа. Образ Ольги Ильинской. Образ Агафьи Пшеницыной. Отличие любви Агафьи Матвеевны от любви Ольги Ильинской.

Самостоятельная работа обучающихся

Что такое «обломовщина»? Статьи Добролюбова и Дружинина. Составление тезисного плана.

1

Тема 2.6.

Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева.

История создания романа «Отцы и дети».

Содержание учебного материала


1


1

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов.




Практические занятия

1


Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Комментированное чтение отдельных эпизодов.


Самостоятельная работа обучающихся

Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович) – тезисный план статей.


1

Тема 2. 7.

Идейный спор отцов и детей. Трагическое одиночество Базарова. Глубокий смысл названия романа. Споры вокруг романа

Содержание учебного материала

1


1

Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.



Практические занятия

1


Комментированное чтение отдельных эпизодов, анализ романа.

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Работа с литературоведческим словарем.


Самостоятельная работа обучающихся

Сочинение по роману «Отцы и дети».

Для самостоятельного чтения: Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.



2

Тема 2. 8.

Чернышевский.. Трагическая судьба писателя – демократа. Жизнь - подвиг. Роман «Что делать?» (Обзорно).


Содержание учебного материала

1


1

Сведения из биографии. Роман «Что делать?» (обзор).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Смысл финала романа.



Практические занятия

1


Чтение и анализ эпизодов романа. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Изображение “допотопного мира” в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения «История создания и публикации романа».

1

Тема 2. 9

Ф.И. Тютчев. Обзор творчества. Особенности поэтического мастерства.

Содержание учебного материала

1


1

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.




Практические занятия

1


Выразительное чтение и анализ стихотворений: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.


Контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение наизусть стихотворения Тютчева (по выбору).

1

Тема 2. 10

А.А. Фет. Обзор творчества. Личность и мироздание в лирике А.А. Фета.


Содержание учебного материала

1


1

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.




Практические занятия

1


Чтение и анализ стихотворений: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.


Самостоятельная работа обучающихся

Чтение наизусть стихотворения Фета (по выбору).

1

Тема 2. 11

А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества.

Лирика.

Содержание учебного материала

1


1

Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Колокольчики мои…» и др.



Практические занятия

1


Выразительное чтение и анализ стихотворения (по выбору преподавателя).

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение наизусть стихотворения Толстого (по выбору).

1

Тема 2. 12.

Биография Н.А.Некрасова.


Содержание учебного материала

1


1

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Интимная лирика.



Практические занятия

2


Выразительное чтение и анализ стихотворений Н.А.Некрасова. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».

Разнообразие интонаций. Поэтичность языка.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка библиографических карточек по творчеству поэта.

1

Тема 2. 13.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Содержание учебного материала

1


1

Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.



Практические занятия

2


Чтение и анализ глав «Поп»,«Крестьянка», «Демушка», «Пир на весь мир».

Самостоятельная работа обучающихся

Письменный анализ рассказа «Про холопа примерного – Якова верного».

1

Тема 2. 14.

Н.С.Лесков.

Повесть «Очарованный странник».


Содержание учебного материала

1


1

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.



Практические занятия

1


Работа с текстом повести. План-характеристика Ивана Флягина.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарем (странник, странничество, очарование).

1

Тема 2.15.

Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. «История одного города».

Содержание учебного материала

1


1

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.



Практические занятия

2


Комментированное чтение отдельных глав романа (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.


Самостоятельная работа обучающихся

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). Работа с литературоведческим словарем.


1

Тема 2.16

Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. Мировоззрение Достоевского. Роман «Преступление и наказание».

Содержание учебного материала

1


1

Мировоззрение Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания. Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.


Практические занятия

1


Образ Петербурга в романе. Чтение и анализ первых глав романа. Сцены уличной жизни. Интерьеры «петербургских углов». Пейзажи города.

Самостоятельная работа обучающихся

Творческая работа «История семьи Мармеладовых».

2

Тема 2.17.

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Содержание учебного материала



1

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.

1


Практические занятия

1


Комментированное чтение части 3. Анализ.

Самостоятельная работа обучающихся

Чтение следующих глав романа.

1

Тема 2.18.

Идея «двойничества»

в романе «Преступление и наказание».

Содержание учебного материала

1


1

Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Д. Писарев, и др.).





Практические занятия

1


Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова.

Самостоятельная работа обучающихся

Исследование проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя.


1

Тема 2. 19.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.


Содержание учебного материала

1


1

«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Утверждение духовного начала в человеке. Обличение жестокости войны. Особенности поэтики Толстого. Значение « Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.



Практические занятия

1


Анализ рассказов.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка библиографических карточек по творчеству писателя.

1

Тема 2.20.

Роман-эпопея «Война и мир»

Содержание учебного материала

1


1

Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.



Практические занятия

1


Работа со словарем.

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение «История создания романа».

1

Тема 2. 21.

Духовные искания героев романа «Война и мир».

Содержание учебного материала

1


1

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи.


Практические занятия

1


Комментированное чтение эпизодов романа. Анализ.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений: «В чем сходство всех Ростовых», «Что представляет собой семья Болконских»?

1

Тема 2. 22.

«Мысль народная» в романе. Кутузов и Наполеон.

Содержание учебного материала

1


1

Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.



Практические занятия

1


Работа по группам.

Самостоятельная работа обучающихся

Сочинение по роману «Война и мир».

3

Тема 2.23.

Обзор творчества Толстого

позднего периода.

Содержание учебного материала

1


1

Идейные искания Толстого.

Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.



Практические занятия

1


Сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя позднего периода.

Самостоятельная работа обучающихся

Просмотр документального фильма «Страсти по Толстому».

1

Тема 2. 24.

А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Раннее творчество Чехова.

Содержание учебного материала

1


1

Очерк жизни и творчества. Своеобразие тематики и стиля ранних рассказов. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.



Практические занятия

1


Анализ рассказа: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», (по выбору преподавателя).

Самостоятельная работа обучающихся

Составление хронологической таблицы (жизнь и творчество).

1

Тема 2. 25.

Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад».

Содержание учебного материала

1


1

Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра.

Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.



Практические занятия

1


Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.


Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение на тему «Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы ХIХ века и ее отражение в литературе».

1

Тема 2. 26.

Система образов в пьесе «Вишневый сад».

Содержание учебного материала

1


1

Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы.


Практические занятия

2


Комментированное чтение пьесы. Беседа.

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с литературоведческим словарем.


1

Раздел 3. Зарубежная литература

(обзор).




Тема 3. 1.

Западноевропейская литература XIX века (обзор)

Содержание учебного материала

1

1

  1. Западноевропейская литература XIX века: основные направления, методы, стили, имена. «Вечные образы» мировой литературы.

Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные «открытия»: новые имена и новые герои (О.де Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль).



Практические занятия

1


Составление таблицы: «Стили и направления в литературе XIX века».

Самостоятельная работа обучающихся

Рефераты о творчестве писателей XIX века.

1

Тема 3.2.

О.Бальзак «Гобсек».

Содержание учебного материала

1


1

Обзор творчества. «Человеческая комедия». История создания, замысел, структура. Новаторство Бальзака.


Практические занятия

1


Чтение и анализ отдельных эпизодов повести. Способы создания характера Гобсека: а) портрет; б) окружающая обстановка, принципы описания; в) эволюция образа; г) философия Гобсека.


Самостоятельная работа обучающихся

Составление тезисного плана: «Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии к «Человеческой комедии».


1

Тема 3. 3.

Поэты – импрессионисты.

Содержание учебного материала

1


1

Импрессионизм в искусстве и литературе.


Практические занятия

1


Выразительное чтение стихотворений Поэтов-импрессионистов (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).


Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение на тему « Художники-импрессионисты».

1

Всего




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

  1. 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по литературе.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.


  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



Основные источники:

  1. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. проф.учебн. Заведений/ Г.А. Обернихина , И.Л. Вольнова , Т.Е.Емельянова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Обернихина Г.А., Вольнова И.Л., Емельянова Т.Е. и др. Литература:практикум: учебное пособие для сдуд.сред.проф.учеб.заведений/ Обернихина Г.А., Вольнова И.Л., Емельянова Т.Е. и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Дополнительные источники:

    1. Верещагина С.Н.Русские писатели 19 – начала 20 вв. Словарь – справочник. – М.: Просвещение, 1995.

    2. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Монахова О.П., Малхазова М.В. Часть 3. – М.: Издательский центр учебной литературы «Марк», 1994.

    3. Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Часть 2. – М.: Изд. центр уч. литературы «Марк», 1994.

    4. Николаева П.А.Русские писатели. Библиографический словарь/ Николаева П.А.– М.: Просвещение, 1990.

    5. Русская литература 20 века. Очерки. Портреты. Книги для учащихся.- М.: «Просвещение», 2000.

    6. Фогельсон И.А. Литература учит: Пособие для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ/ Фогельсон И.А.– М.: Просвещение, 1990.

Электронные ресурсы:

ЭБС Лань http://lanbook.com/

ЭБС Университетская http://biblioclub.ru/index


  1. 4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
  2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


воспроизводить содержание литературного произведения;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен.

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен.

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен.

определять род и жанр произведения;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен.

сопоставлять литературные произведения;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен.

выявлять авторскую позицию;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой. Промежуточная аттестация, экзамен.

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен.

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен.

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;


Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов, написание рецензий. Промежуточная аттестация, экзамен.

Знания:


образную природу словесного искусства;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен.

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен.

основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен.

основные теоретико-литературные понятия

Практическое занятие, текущий контроль, внеаудиторная самостоятельная работа, сочинение, анализ стихотворений, работа с книгой, защита рефератов. Промежуточная аттестация, экзамен.

По дисциплине «Литература» учебным планом предусмотрены:

в 1 м семестре - контрольная работа, во 2 - м семестре – экзамен.