Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени. Ф.И. Бачурина»
СОГЛАСОВАНО И.о.зам. директора по УПР ______________ С.Ю. Диде Подпись «____»____________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГПОУ «МСЦ ПТО имени. Ф.И. Бачурина» ___________И.В. Чебышева Подпись «____»____________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.08 «ЭКОНОМИКА»
Индекс. Наименование дисциплины
по профессии 08.01.06 «Мастер сухого строительства»
2021
Программа учебной дисциплины «Экономика» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 30 июля 2018 г. № 679 и на основе Программы среднего общего образования: «Экономика: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций» / cост. Денисова Е.Д., Гавенко Н.В., Кравченко Е.А.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 14 с.
Организация-разработчик: ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина»
Разработчик: Гелюх Л.И. преподаватель, специалист первой квалификационной категории ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина»
Рецензенты:
1. Губанова О.А. преподаватель специалист высшей квалификационной категории ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина».
2. Каюк М.С. преподаватель специалист высшей квалификационной категории, председатель МК общеобразовательных предметов ГПОУ «Макеевский профессиональный лицей».
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
методической комиссией преподавателей
протокол № ___ от «___»_________2021 г.
Председатель МК__________ О.А.Губанова
Содержание
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика (с пояснительной запиской)………………………………………………………………… | 3 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………… | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ…………. | 13 |
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………. | 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Экономика» является одной из обязательных дисциплин общеобразовательного цикла подготовки квалифицированного рабочего по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства
Цель изучения: освоение на базовом уровне знаний об экономических законах, закономерностях и экономической деятельности, овладение навыками, умениями и ключевыми компетентностями, которые необходимы обучающимся для успешной социализации личности.
Задачи дисциплины:
- развитие экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за принятие экономических решений; уважения к труду и предпринимательской деятельности; освоение системы знаний об экономической деятельности для последующего изучения;
- социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию;
- анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных;
- экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере;
- формирование системы знаний об институциональных преобразованиях экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике Донецкой Народной Республики.
Место дисциплины в структуре СПО
Программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки квалифицированного работника согласно ГОС СПО и относится к общеобразовательным дисциплинам. Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении таких дисциплин как «Математика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении общепрофессиональной дисциплины «Экономика организации» и профессиональных модулей.
Для изучения дисциплины студенту необходимо: уметь рассчитывать основные экономические показатели производственной деятельности, знать основную экономическую терминологию, иметь основные представления о роли экономических показателей в производственной деятельности предприятия.
Обучение данному предмету строится на междисциплинарной интегративной основе. Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине являются, наряду с другими дисциплинами данного учебного цикла, необходимыми для эффективного освоения последующих профессиональных дисциплин.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК).
Общекультурные компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
В процессе формирования содержания учебной дициплины были применены принципы преемственности учебных, общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, последовательности в изучении дисциплин, интегративности, системности, дифференцированности, доступности, связи с практическим обучением.
Организация учебного процесса по учебной дисциплине в условиях образовательного учреждения предполагает очную форму обучения. При разработке программы учебной дисциплины предпочтение отдано таким формам организации учебного процесса, как аудиторные занятия, практические занятия, самостоятельная работа.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 академических часа.
Для текущего контроля усвоения знаний предусмотрены следующие формы контроля: тестирование с использованием разно уровневых тестовых заданий, устные, письменные, фронтальные опросы, технические диктанты, опрос у доски, решение задач, производственные ситуации, ролевые игры, контрольные работы. Итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачета.
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015 года.
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки ДНР от 30.06. 2018 г. № 679.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства, утвержденный приказом Министерства образования и науки ДНР от 16 сентября 2015 г. № 519.
Учебный план по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих ГПОУ «Макеевский строительный центр профессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина» в соответствии с ГОС СПО по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства.
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных работников
Учебная дисциплина «Экономика» относится к обязательной части общеобразовательного учебного цикла ППКРС.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
- моделировать реальные экономические ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
- применять полученные знания для решения задач практического и прикладного характера различного уровня сложности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность экономической науки как системы теоретических и прикладных наук; особенности её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках;
- эволюцию сущности основных направлений современной экономической науки;
- систему экономических знаний, включая современные научные методы познания;
- систему знаний об институциональных преобразованиях экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике Донецкой Народной Республики.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
- самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
- владения приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач.
Вариативная часть – не предусмотрена.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4);
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
- ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК 9).
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | Не преду-смотрены |
практические занятия | 9 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | Не преду-смотрены |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика» |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены). | Объем часов | Уровень освое ния |
Раздел 1. Основные понятия экономики | Содержание учебного материала | 4 | |
Введение.Предмет и методы экономической науки. Блага. Ограниченность и ее роль в экономической науке | 1 | 1 |
Выбор. Альтернативная стоимость. Неизбежность выбора. Понятия о кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки. Практическая работа 1. Построение графика производственных возможностей экономики | 1 1 | 1 2 |
Экономическая система и ее функции. Понятие «экономическая система». Типы экономических систем. | 1 | 1 |
Раздел 2. Микроэкономика | Содержание учебного материала | 11 | |
Спрос. Спрос. Величина спроса. Кривая спроса. Закон спроса. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса | 2 | 1 |
Практическая работа 2. Построение графика спроса и определение влияния неценовых факторов спроса | 1 | 2 |
Предложение. Предложение. Величина предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Факторы, формирующие предложение. Эластичность предложения. | 2 | 1 |
Практическая работа 3. Построение графика предложения и определение влияния неценовых факторов предложения | 1 | 2 |
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Объем продаж. Выручка. Рыночный механизм. | 1 | 1 |
Потребители. Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Реальные и номинальные доходы семьи. Потребительский кредит | 1 | 1 |
Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит. Доходы и расходы. Номинальные и реальные доходы. Индекс стоимости жизни. Сбережения. Потребительский кредит | 1 | 1 |
Производство. Понятие производство в экономической теории. Факторы производства. Выручка и доход фирмы | 1 | 1 |
| Затраты производства. Производственные, постоянные, переменные затраты. Общие, средние и предельные затраты. Бухгалтерские и экономические, необратимые затраты. | 1 | 1 |
Раздел 3. Предпринимательство | Содержание учебного материала | 8 | |
Предпринимательство. Система предпринимательства. Психологические аспекты предпринимательства. | 1 | 1 |
Организация предприятий. Организационно-экономические формы бизнеса. Предприятие и его формы. Формы предпринимательства. Юридическое лицо. | 1 | 1 |
Финансирование предпринимательства и финансовый учет. Источники инвестиций. Кредит. Структура финансового анализа. Источники инвестиций. Кредит. Структура финансового анализа. | 1 | 1 |
Конкуренция и структура рынка. Рынок совершенной конкуренции Основные признаки совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония | 1 | 1 |
Биржа и биржевая торговля.Виды бирж. Общая характеристика биржевой сделки и ее виды. Биржевые посредники: брокеры и дилеры. Товарная биржа, ее роль в экономике. Фондовая биржа. Игра на изменение курсов ценных бумаг: “быки” и “медведи”. Страховые компании. | 1 | 1 |
Банки и банковская система Банки и их функции. Кредитные и депозитные операции банков. Механизм получения банковской прибыли. Простой и сложный проценты | 2 | 1 |
Практические работы: 4. Услуги банков . | 1 | 2 |
Раздел 4. Семья, государство и экономика | Содержание учебного материала | 6 | |
Экономика семьи Бюджет семьи. Источники доходов и расходов в семейном бюджете. Налогообложение семьи.. Налоговая декларация | 1 | 1 |
Практическая работа 5. Бюджет семьи. | 1 | 2 |
Слабости рынка Случаи несостоятельности рынка. Внешние положительные и отрицательные эффекты | 2 | 1 |
Государство и экономика. Основные направления экономической деятельности государства. Механизмы социальной поддержки | 2 | 1 |
Раздел 5. Макроэкономика | Содержание учебного материала | 16 | |
Введение в макроэкономику. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономические взаимосвязи. | 1 | 1 |
Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов и ее показатели. ВНП. Соотношение показателей в системе национальных счетов. Номинальный и реальный ВНП. | 2 | 1 |
Методы подсчета ВНП и ВВП. Методы подсчета ВНП и ВВП. Индексы цен. | 1 | 1 |
Экономический рост и экономическое развитие. Понятие экономического роста и экономического развития. Показатели экономического роста. | 1 | 1 |
Практическая работа 6. Расчет величины ВНП и ВВП | 1 | 2 |
Экономический цикл и его фазы. Экономический цикл и его фазы. Причины и показатели экономического цикла. Виды циклов. Циклические и нециклические колебания экономики. | 1 | 1 |
Практическая работа 7. Определение изменения макроэкономических показателей в зависимости от фазы цикла | 1 | 2 |
Рынок труда. Спрос и предложение труда. Различия в оплате труда и их причины. Зарплата. Коллективные договоры.. | 1 | 1 |
Закономерности денежного обращения. Денежная масса. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия дене | 1 | 1 |
Инфляция. Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. | 1 | 1 |
Практическая работа 8. Расчет индекса потребительских цен и темпа инфляции | 2 | 2 |
Занятость и безработица. Причины безработицы. Последствия безработицы Основные принципы анализа макроэкономического равновесия. Классический и кейнсианский подходы к анализу макроэкономического равновесия. | 1 | 1 |
| Монетарная политика. Фискальная политика. Цели и инструменты монетарной политики. Виды монетарной политики. Воздействие монетарной политики на экономику. Цели и инструменты фискальной политики. Ее воздействие на экономику | 2 | 1 |
Раздел 6. Международная экономика | Содержание учебного материала | 6 | |
Международное разделение труда. Внешняя торговля. Формы международных экономических отношений. Протекционизм: цели и средства. | 2 | 1 |
Международная финансовая система. Валюта. Система фиксированных и плавающих курсов. | 1 | 1 |
Определение изменения валютного курса | 1 | 2 |
Международное экономическое сотрудничество и интеграция. Экономическая интеграция. Региональная интеграция Международные валютно- финансовые организации | 2 | 1 |
Раздел 7. Особенности экономического устройства Донецкой Народной Республики. | Содержание учебного материала | 2 | |
Хозяйственный комплекс и его особенности. Особенности региональной экономики в переходный период. Предпосылки и направления рыночных реформ. | 2 | 1 |
Итоговое занятие | Дифференцированный зачет | 1 | 3 |
| Аудиторные занятия | 54 | |
Практические работы | 9 | |
Всего | 54 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины «Экономика» используется учебный кабинет Экономики.
Оборудование учебного кабинета Экономики:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий и презентаций.
Технические средства обучения:
- видеопроектор;
- ноутбук.
- экран для показа презентаций.
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература:
1. Автономов В.С. Экономика Учебник для 10,11 кл. для общеобразовательных учреждений –М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
2. Автономов В.С. Поурочные разработки по экономике. 10-11 кл.: Методическое пособие.–М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Ковальчук Г.А. Экономика: Учеб. для 10 кл. общеобраз. учеб. завед. / Г.А. Ковальчук, В.Г. Мельничук, В.А. Огневюк. – К.: Арка, 2003. – 384 с.
4. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе (разработки уроков).–М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Дополнительная литература:
Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика организации / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 240 с.
Мормуль Н.Ф. Экономика предприятия. Теория и практика / Н.Ф. Мормуль. – М.: Омега-Л, 2014. – 180 с.
Радионова И.Ф. Экономика (уровень стандарта, академический уровень). 11 класс/И.Ф. Радионова. – Каменец –Подольский: Аксиома, 2012. – 176 с.
Интернет - ресурсы:
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bankzadach.ru/ekonomika-predpriyatiya/index.php
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.twirpx.com
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/204535/read
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
уметь оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства | оценка защиты рефератов, докладов и сообщений на уроках |
уметь моделировать реальные экономические ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат | формализованное наблюдение и оценка деятельности на практических занятиях № 1-8 |
уметь применять полученные знания для решения задач практического и прикладного характера различного уровня сложности | формализованное наблюдение и оценка деятельности на практических занятиях № 1-8 |
знать сущность экономической науки как системы теоретических и прикладных наук; особенности её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках | оценка устных и письменных ответов |
знать эволюцию сущности основных направлений современной экономической науки | оценка устных и письменных ответов |
систему экономических знаний, включая современные научные методы познания | формализованное наблюдение и оценка деятельности на практических занятиях № 1-8 |
знать систему знаний об институциональных преобразованиях экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике Донецкой Народной Республики | оценка защиты рефератов, докладов и сообщений на уроках |
иметь практический опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики | оценка самостоятельной работы |
иметь практический опыт владения приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач | формализованное наблюдение и оценка деятельности на практических занятиях № 1-8 |
3