,
Областное государственное профессиональное образовательное учреждение «Радищевский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «Организация предпринимательской деятельности»
По профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиля»
р.п. Радищево
2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 «Организация предпринимательской деятельности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.06 «Организация предпринимательской деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 « Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Учебная дисциплина ОП.06 «Организация предпринимательской деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по профессии « Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять неустойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Общие и профессиональные компетенции | Умения | Знания |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять неустойчивый интерес. | выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности; принимать управленческие решения; | типологию предпринимательства; роль среды в развитии предпринимательства; технологию принятия предпринимательских решений; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках; | базовые составляющие внутренней среды фирмы; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; особенности учредительных документов; |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | осуществлять планирование производственной деятельности; оформлять документы для открытия расчетного счета в банке; определять организационно-правовую форму предприятия; | порядок государственной регистрации и лицензирования предприятия; механизмы функционирования предприятия |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятия; соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса; | сущность предпринимательского риска и основные способы снижения риска; основные положения по оплате труда на предприятиях; |
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | характеризовать механизм защиты предпринимательской тайны; осуществлять планирование производственной деятельности; оформлять документы для открытия расчетного счета в банке; | основные элементы культуры предпринимательской деятельности и корпоративной культуры; перечень сведений, подлежащих защите; сущность и виды ответственности предпринимателей; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | определять организационно-правовую форму предприятия; разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятия; | методы и инструментарий финансового анализа; основные положения бухгалтерского учета на малых предприятиях; виды налогов; систему показателей эффективности предпринимательской деятельности; |
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса; характеризовать механизм защиты предпринимательской тайны | принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности; пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности; |
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | различать иды ответственности предпринимателей; анализировать свои сильные и слабые сторон; анализировать потребности рынка труда и конкретных работодателей; использовать эффективные методы и приемы самопрезентации; | методы изучения на рынке труда конъюнктуры, требований к специалистам; особенности и методы общения с различными категориями населения при решении организационно-управленческих задач; |
ОК 9.Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. | составлять поисковые письма, автобиографию, резюме; делать самостоятельный выбор, управлять своими ресурсами и состояниями, осуществлять сбор информации и использовать информационные технологии для поиска работы, планирования карьеры. | факторы, влияющие на выбор и успешный поиск работы; права и обязанности молодых специалистов; пошаговую технологию поиска работы. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | понимать общий смысл чётко произнесённых высказываний на известные темы | правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы. |
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи. | основы предпринимательской деятельности, основы финансовой грамотности. |
П.К 4.6Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков. | осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков. | Анализ финансово-хозяйственной деятельности. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | | Объём часов |
| | |
Объём образовательной программы учебной дисциплины | | 34 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | | |
практические занятия | | 15 |
контрольные работы | | 2 |
Итоговая аттестация в форме зачёта | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 « Организация предпринимательской деятельности »
Наименование разделов и тем | | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объём часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
| | | | |
1 | | 2 | 3 | 4 |
Тема 1 | | Условия и процессы осуществления предпринимательской деятельности | | |
1. 1. | Содержание учебного материала | 2 | |
Сущность, субъекты, | Понятие и сущность предпринимательской деятельности. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности Принципы предпринимательской деятельности | 2 | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8,ОК9,ОК10, ОК11, ПК4.6 |
объекты и принципы | |
предпринимательской | |
деятельности | | Практическое занятие | 2 |
| №1: Составление схемы «Принципы предпринимательской деятельности» | | |
1.2. | Содержание учебного материала | 2 | |
Организационно- правовые формы | Нормативно-правовая база, этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства Государственное и частное предпринимательство Производственная, коммерческая и посредническая предпринимательская деятельность | 2 | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8,ОК9,ОК10, ОК11, ПК4.6 |
предпринимательской | Практическое занятие | 2 | |
деятельности в России | №2: Составление сравнительной таблицы «Организационно-правовые формы предпринимательской | | |
| деятельности в России» | | |
1.3. | Содержание учебного материала | 2 | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8,ОК9,ОК10, ОК11, ПК4.6 |
Планирование | | Сущность, задачи, принципы планирования деятельности фирмы Процесс планирования и прогнозирование Бизнес-план: назначение, структура, методика разработки | |
деятельности фирмы | 2 |
| |
Практическое занятие | 2 |
№3: Составление бизнес-плана | | |
1.4. | Содержание учебного материала | 2 | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8,ОК9,ОК10, ОК11, ПК4.6 |
Ценообразование на | Понятие и сущность ценообразования Ценовая политика фирмы, условия роста и снижения цен Определение и изменения уровня цен, применение скидок | |
продукцию (работу, | 2 |
услуги) | |
предпринимателей | | Практическое занятие | 2 | |
№4: Составление аналитической справки «Ценовая политика фирмы на примере города» |
| Содержание учебного материала | 2 | |
1.5. | |
Затраты и результаты | | Понятие результата хозяйственной деятельности организация Затраты фирмы на производство и реализацию продукции, работ, услуг, их структура и | | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8,ОК9,ОК10, ОК11, ПК4.6 |
предпринимательской | 2 |
деятельности | классификация | | |
| | Практическое занятие | 2 | |
| №5: Составление анализа результатов предпринимательской деятельности в ООО | | |
| Контрольная работа №1 | 1 | |
| «Условия и процессы осуществления предпринимательской деятельности» | | |
Тема 2. | | Экономическое регулирование предпринимательской деятельности | | |
2.1. | Содержание учебного материала | 2 | |
Система | | Понятие и виды налогов Система налогообложения предпринимательской деятельности Взаимоотношения предпринимателей с налоговой системой | | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8,ОК9,ОК10, ОК11, ПК4.6 |
налогообложения | 2 |
предпринимательской деятельности | |
| Практическое занятие №6: Заполнение таблицы «Виды налогов» | 2 | |
2.2. | Содержание учебного материала | 1 | |
Взаимоотношения | | Финансовая система и финансовый рынок Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита Взаимоотношения предпринимателей с финансовой системой | | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8,ОК9,ОК10, ОК11, ПК4.6 |
предпринимателей с | 1 |
финансовой системой и | |
кредитными | Практическое занятие | 1 | |
организациями | №7: Составление схемы «Структура кредитной системы, сущность, виды и формы кредита» | | |
| |
2.3. | Содержание учебного материала | 2 | |
Конкуренция и | Понятие, виды и формы конкуренции Основы государственной политики защиты конкуренции | | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8,ОК9,ОК10, ОК11, ПК4.6 |
конкурентоспособность | 2 |
предпринимателей | Практическое занятие | 1 | |
| №8: Составление схемы «Антимонопольная политика» | | |
| |
2.4. | Содержание учебного материала | 1 | |
Оценка риска и | 1 2 3 | Понятие и значение риска в предпринимательской деятельности Источники и методы оценки предпринимательского риска Выбор стратегии предпринимательской деятельности в условиях риска | | ОК1,ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8,ОК9,ОК10, ОК11, ПК4.6 |
страхования в | 1 |
предпринимательской | |
Практическое занятие | |
деятельности | | №9: Проведение деловой игры «Выбор стратегии предпринимательской деятельности в условиях риска» | 1 | |
| | | |
| Контрольная работа №2 | 1 | |
«Экономическое регулирование предпринимательской деятельности» |
| | итого: | 34 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Информационных технологий в профессиональной деятельности», оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором); персональными компьютерами (по числу обучающихся) с выходом в интернет, специализированным программным обеспечением, мультимедийными пособиями.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Основные источники:
Арустамов Э.А. организация предпринимательской деятельности. Основы бизнеса. – М.:
Дашков и К, 2008. – 143с.
Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2007. -555с.
Самарина В.П. Основы предпринимательства. – М.: КноРус, 2010.
Дополнительные источники:
Гомола, А.И. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / А.И.
Гомола, П.А. Жаннин. – 2-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2006. – 144 с.
2. Замедлина, Е.А. Предпринимательство: учеб. пособие для студ. среднего проф. образования /
Е.А. Замедлина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. -288с. – (Среднее профессиональное образование)
3. Крутик, А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие для студ. высш. проф.
образования / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 320с.
Чапек, В.Н. Экономика организаций малого предпринимательства: учеб. пособие для студ.
высшего проф. образования / В.Н. Чапек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 284 с.
Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие для студ. начального
проф. образования / Л.Н. Череданова. – 7-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2008. – 176 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.refbank.ru/econom/26/econom26.html Задачи по предпринимательской деятельности http://www.kontrolnaja.ru/dir/economy/30381 Контрольные работы «Основы предпринимательской
деятельности»
http://www.smallbiznes.net/EconomyBusiness.php Роль малого предприятия в современной экономике
http://knijonka.ru/knigi/nauka_i_obrazovanie/drugoe/gosudarstvennoe_regulirovanie_pred prinimatelsko i_deyatelnosti.html Государственное регулирование предпринимательской деятельности
http://vseknigi.vseknigi.locum.ru/books/28615 Учебное пособие: В.Селезнев «Предпринимательская
деятельность»
http://books.tr200.ru/v.php?id=265413 Учебное пособие: В. Я. Горфинкель; Г. Б. Поляк; В. А. Швандр «Организация предпринимательской деятельности»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: - базовые определения, функции и задачи предпринимательства; - сущность предпринимательской среды; - историю развития предпринимательства в России; - роль государства в развитии предпринимательской деятельности; - различные способы создания предпринимательской организации; - этапы организации собственного предприятия; - механизм осуществления предпринимательской деятельности; - этические нормы предпринимательской деятельности. | Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования |
Умения: - разрабатывать бизнес-план предприятия; - определять стратегию открываемого бизнеса; - оценивать конъюнктуру рынка; - определять эффективность бизнеса. - моделировать и корректировать предпринимательскую деятельность субъектов малого и среднего бизнеса; | Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. | Текущий контроль: - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям; - оценка заданий для самостоятельной работы, Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий №1-9 на зачёте |