СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине "Русский язык" специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по специальности 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "Русский язык" специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)













рабочая программа

общеобразовательной учебной дисциплины

ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА


(базовая подготовка)


для специальности 15.02.07.Автоматизация технологических

процессов и производств (по отраслям)
















2019 г.

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования на основе Примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)



Разработчик: С.М. Тимофеева, преподаватель Сафоновского филиала

ОГБПОУ СмолАПО




Рассмотрено


цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

(протокол от 29.08.2019г. №1)

Председатель И.В. Кладко


УТВЕРЖДЕНО
методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

(протокол от 29.08.2019г. №1)

Председатель Г.Л. Полежаева


















Содержание


1 Пояснительная записка

4

2 Общая характеристика учебной дисциплины « Литература»

5

3 Место учебной дисциплины в учебном плане

6

4 Результаты освоения учебной дисциплины

7

5 Тематическое планирование

8

6 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

28

7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Литература»


30

8 Рекомендуемая литература

31



1 Пояснительная записка


Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по специальности 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программсреднего профессионального образования на базе основного общего образования сучетом требований федеральных государственных образовательных стандартов иполучаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины « Литература» направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общегообразования с получением среднего общего образованияпрограммы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» включает содержание учебного материала, последовательность его изучения, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов по специальности 15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общегообразования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования(ППКРС, ППССЗ).


2 Общая характеристика учебной дисциплины « Литература»


Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.


Основой содержания учебной дисциплины « Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности достигается как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

В процессе изучения литературы проводятся практические занятия по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т.д. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».

Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, знакомит обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.

Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.

Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.).

Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.

Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы - изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т.п.

Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).


3 Место учебной дисциплины в учебном плане



Учебная дисциплина « Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).



4 Результаты освоения учебной дисциплины


Освоение содержания учебной дисциплины « Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


5 Тематическое планирование

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования сполучением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебнаянагрузка обучающихся составляет: - 166 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 110часов (в том числе практические занятия –36 часа); внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 56 часов.


Рабочий тематический план

п/п

Наименование и содержание разделов, тем

Количество часов

Аудиторн.

Самост.

1

Введение.Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении специальности15.02.07. Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).


2



Раздел 1.Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIXвека.

10

8

2

Тема 1.1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.

Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.

Демонстрации. Архитектура Санкт-Петербурга и МосквыXVIIIвека.ЖивописьXVIII - начала XIX века. Развитие русского театра.

2






Самостоятельная работа №1:исследование и подготовка доклада на одну из тем: «Жизнь и творчество одного из русских поэтов (писателей) - романтиков», «Романтическая баллада в русской литературе», «Развитие жанра исторического романа в эпоху романтизма», «Романтические повести в русской литературе», «Развитие русской литературной критики».


2

3

Тема 1.2. А. С. Пушкин (1799-1837).Личность писателя.

2



Жизненный и творческий путь(с обобщением ранее изученного).Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества. Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А.С.Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства.

«Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени.

Демонстрации. Портреты А.С.Пушкина(худ.С.Г.Чириков,В.А.Тропинин,О.А.Кипренский, В.В.Матэ и др.), автопортреты. Рисунки А.С.Пушкина. Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина В.Фаворского, В.Дудорова, М.Врубеля, Н. Кузьмина, А. Бенуа, Г. Епифанова, А. Пластова и др. Романсы на стихи А.С.ПушкинаА.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, А.Верстовского, М.Глинки, Г.В.Свиридова и др. Фрагменты из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов».

1









1



Самостоятельная работа №2:Исследование и подготовка доклада: «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н.Н.Пушкиной», «Дуэль и смерть А.С.Пушкина».


2

4

Тема 1.3. М.Ю. Лермонтов(1814 - 1841). Личность и жизненный путь (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов.Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова.

Демонстрации. Портреты М.Ю.Лермонтова.Картины и рисунки М.Ю.Лермонтова.Произведения М.Ю.Лермонтова в творчестве русских живописцев и художников-

иллюстраторов.

2



Самостоятельная работа №3:Исследование и подготовка сообщения:«Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова», «М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников», «М.Ю.Лермонтов - художник», «Любовная лирика Лермонтова».


2

5

Тема 1.4. Н. В. Гоголь (1809-1852).Личность писателя, жизненный и творческий путь(с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе.

Демонстрации. Портреты Н.В.Гоголя(худ.И.Репин,В.Горяев,Ф.А.Моллери др.). Иллюстрации к произведениям Н.В.ГоголяЛ.Бакста, Д. Кардовского, Н.Кузьмина, А.Каневского, А.Пластова, Е.Кибрика, В. Маковского, Ю.Коровина, А.Лаптева, Кукрыниксов.

2



Самостоятельная работа №4:Исследование и подготовка доклада: «Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя», «Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников».


2

6

Практическое занятие №1 по теме «Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений».


2



Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.

34

16

7

Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. (И.К.Айвазовский, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи). Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, А.И.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков).

Малый театр - «второй Московский университет в России». М.С.Щепкин - основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства - Третьяковская галерея в Москве.

Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А.И.Герцена, В.Г.Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н.Г.Чернышевский, И.С.Тургенев). Драматургия А.Н.Островского и А.П.Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия.

Демонстрации. Отрывки из музыкальных произведений П.И.Чайковского.Репродукции картин художников второй половины XIX века: И.К.Айвазовского, В.В.Верещагина, В.М.Васнецова, Н.Н.Ге, И.Н.Крамского, В.Г.Перова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Левитана, В.Д.Поленова, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.И.Куинджи.

2



Самостоятельная работа №5:Исследование и подготовка сообщения: «Что делать?»- главный вопрос эпохи 1850-1860-х годов»; «Духовные искания русской культуры второй половины XIX века».


1


Тема 2.2. А. Н. Островский (1823-1886).Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

4


8

Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н.Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.

2







Самостоятельная работа №6:Подготовка сообщений:«Экранизация произведений А.Н.Островского», «Крылатые выражения в произведениях А.Н.Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания».



1

9

Драма«Бесприданница».Социальные и нравственные проблемы в драме.Ларисаи ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница».

Малый театр и драматургия А.Н.Островского.

Демонстрация. Фрагменты из музыкальных сочинений на сюжеты произведенийА.Н.Островского.

Практическое занятие №2 по теме«Социальные и нравственные проблемы в драме «Бесприданница»

2



Самостоятельная работа №7:Подготовка и проведение виртуальной экскурсии в один из музеев А.Н.Островского (по выбору студентов).


2


Тема 2.3. Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова (1812-1891).

4


10

Роль В.Г.Белинского в жизни И.А.Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени

  • вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына). Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Анненского и др.).

Практическое занятие №3 по теме «Творческая история романа «Обломов».

2



Самостоятельная работа №8:Исследование и подготовка доклада: «Захар-второй Обломов», «Женские образы в романах Гончарова», «В чем трагедия Обломова?», «Чтотакое “обломовщина”?», «Художественная деталь в романе “Обломов”».


2

11

Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе. Гончаров - мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова.

Демонстрации. Иллюстрации Ю.С.Гершковича,К.А.Трутовского к романамГончарова. Фрагменты из к/ф «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (реж. Н.Михалков).

Практическое занятие №4по теме «Отражение смены эпох в обществе и нравах в романе «Обрыв».

2


12

Тема 2.4. Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева (1818-1883) (с обобщением ранее изученного).

2



Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С.Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И.С.Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста.

Демонстрации. Портреты И.С.Тургенева(худ.А.Либер,В.Перов и др.).Иллюстрации к произведениям И.С.Тургенева художников В.Домогацкого, П.М.Боклевского, К.И.Рудакова (по выбору преподавателя). Романс А.М.Абазы на слова И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…».

1



Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе.

Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И.Писарев, Н.Страхов, М.Антонович).

1



Самостоятельная работа №9:Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям И.С.Тургенева (по выбору студентов).


2

13

Тема 2.5. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского (1828-1889).

Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н.Г.Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа.

Демонстрации. Репродукции картин:А.Руднев«Н.Г.Чернышевский на допросе в сенате»; Ю.Казмичев «Защита диссертации Н.Г.Чернышевского»; В.Ладыженский «Т.Г.Шевченко и Н.Г.Чернышевский в кругу друзей». Иллюстрации к роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» художника В.Минаева.

2



Самостоятельная работа №10: Исследование и подготовка сообщения«Общество будущего в романе Н.Г.Чернышевского “Что делать?”».


1

14

Тема 2.6. Сведения из биографии Н.С.Лескова (1831—1895) (с обобщением ранее изученного).Художественный мир писателя. Праведники Н.С.Лескова. Творчество Н.С.Лескова в 1870-е годы (обзорромана «Соборяне»).Повесть«Очарованный странник».Особенности композиции ижанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова.Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник».

Демонстрации. Портреты Н.С.Лескова(худ.В.А.Серов,И.Е.Репин).Иллюстрации к рассказу «Левша» (худ. Н.В.Кузьмин). Иллюстрации к повести «Очарованный странник» (худ. И.С.Глазунов). Репродукция картины В.В.Верещагина «ИльяМуромец на пиру у князя Владимира».

Практическое занятие №5 по теме«Сведения из биографии Н.С.Лескова».

2



Самостоятельная работа №11:Исследование и подготовка сообщения: «Праведники в творчестве Н.С.Лескова» (на примере одного-двух произведений), «Художественный мир Н.С.Лескова».


1

15

Тема 2.7. Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826 -1889) (с обобщением ранее изученного).Мировоззрение писателя.

Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.

Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Демонстрации. Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина работы И.Н.Крамского.Иллюстрации художников Кукрыниксов, Ре-ми, Н.В.Кузмина, Д.А.Шмаринова к произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина.

2



Самостоятельная работа №12:Подготовка и проведение виртуальнойэкскурсии по литературным музеям М.Е.Салтыкова-Щедрина (по выбору студентов).


2

16

Практическое занятие №6 по теме «Идейно-художественные своеобразие сатирических сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина».

2



Тема 2.8. Сведения из жизни писателя Ф. М. Достоевского (1821-1881) (с обобщением ранее изученного).

6


17

Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя.

Демонстрации. Портрет Ф.М.Достоевского работы В.Г.Перова.Евангелие.Д. И. Писарев. Статья «Борьба за жизнь».Иллюстрации П.М.Боклевского,И.Э.Грабаря, Э.И.Неизвестного к «Преступлению и наказанию». Иллюстрации И.С.Глазунова к романам Достоевского. Картина Н.А.Ярошенко «Студент». Кар-тинаВ.Г.Перова «Утопленница». Кадры из х/ф «Преступление и наказание» (реж. Л.А.Кулиджанов). Кадры из х/ф «Идиот» (реж. И.А.Пырьев). Кадры из х/ф «Тихие страницы» (реж. А.Сокуров).

Практическое занятие №7 по теме «Своеобразие жанра вромане «Преступление и наказание».

2



Самостоятельная работа №13:Подготовка вопросов для проведения дискуссии«ЛичностьРаскольникова».


1

18

Роман «Униженные и оскорбленные».Жанровое своеобразие романа.Особенностисюжета. Боль за униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.

2


19

Роман «Идиот».Жанровое своеобразие романа.Особенности сюжета.Философская глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный герой». Настасья Филипповна - один из лучших женских образов Достоевского.

2



Тема 2.9. Жизненный путь и творческая биография (1828-1910)(с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя.

6


20

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности

  • лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны русских солдат — художественное открытие Л.Н.Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм понимании писателя.

2


21

«Севастопольские рассказы».Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н.Толстого.

2










22

Роман «Анна Каренина».Светское общество концаXIXвека в представленииТолстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина».

Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

Мировое значение творчества Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой и культура XX века.

Демонстрации. Портреты Л.Н.Толстого работы И.Е.Репина,И.Н.Крамского,Л.О.Пастернака, Н.Н.Ге, В.В.Мешкова. Картины и пейзажи поместья и усадьбы Толстых в Ясной Поляне. Иллюстрации А.Кокорина, П.Пинкисевича к «Севастопольским рассказам». Иллюстрации А.Апсита, Д.А.Шмаринова, К.И.Рудакова к роману-эпопее «Война и мир». Картины И.М.Прянишникова «В 1812 году» и А.Д.Кившенко «Совет в Филях». Портрет М.И.Кутузова работы Р.Волкова. Портрет Наполеона работы П.Деляроша. Гравюры Л.Ругендаса «Пожар Москвы в 1812 году» и А.Адама «Бородинское сражение. Бой за батарею Раевского». Кадры из к/ф «Война и мир» (реж. С.Ф.Бондарчук). Иллюстрации М.А.Врубеля, О.Г.Верейского, А.Н.Самохвалова к роману «Анна Каренина». Фрагменты из к/ф «Анна Каренина» (реж. А.Зархи).

2



Самостоятельная работа №14:Исследование и подготовка сообщения на одну из тем(повыбору студентов): «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и рома-


не «Война и мир; «Наташа Ростова-любимая героиня Толстого», «Тема дома в романе «Война и мир»; «Мой Толстой», «Мои любимые страницы романа“Войнаи мир”».

Составление текста диктанта по материалам жизни и творчества Л.Н.Толстого.


1

23

Тема 2.10. Сведения из биографии Антон Павлович Чехов (1860 -1904)(с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.

Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова.

Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов.

Драматургия А.П.Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова воплощение кризиса современного общества. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И.Анненский, В.Пьецух).

Демонстрации. Портреты А.П.Чехова работы художников Н.П.Ульянова,В.А.Серова. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П.Чехова «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия». Иллюстрации Д.А.Дубинского к рассказам А.П.Чехова «Дом с мезонином», «Человек в футляре».

2



Самостоятельная работа №15:Исследование и подготовка доклада: «Тема интеллигентногочеловека в творчестве А.П.Чехова»; «Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”».


2


Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века.

10

4

24

Тема 3.1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

Демонстрации. Картины В.Г.Перова,И.Н.Крамского,И.К.Айвазовского,А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева, А.И.Куинджи, В.Д.Поленова, И.Е.Репина, В.М.Васнецова, И.И.Левитана. Романсы на стихи А.Н.Майкова и А.А.Григорьева.

Практическое занятие №8 по теме«Обзор русской поэзии второй половины XIX века».

2



Самостоятельная работа №16:Исследование и подготовка сообщения «Мой любимый поэт второй половины XIX века».


1

25

Тема 3.2. Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева (1803-1873). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева.

Демонстрация. Романсы на стихи Ф.И.Тютчева.

Практическое занятие №9 по теме «Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева».

2



Самостоятельная работа №17: Исследование и подготовка реферата: «Ф.И.Тютчев в воспоминаниях современников», «Философские основы творчества Ф.И.Тютчева», «Дружба двух поэтов: Ф.И.Тютчев и Г.Гейне». Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Ф.И.Тютчева.



26

Тема 3.2. Жизненный и творческий путь А.А.Фета (1820 -1892). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета.

Демонстрации. Картины,фотографии с изображением природы средней полосыРоссии. Иллюстрации В.М.Конашевича к стихотворениям А.А.Фета. Романсы на стихи Фета.

Практическое занятие №10 по теме«Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета».

2



Самостоятельная работа №18: Проведение исследования и подготовка сообщения на однуиз тем: «А.А.Фет — переводчик», «А.А.Фет в воспоминаниях современников»; «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А.А.Фета», «Жизнь стихотворений А.А.Фета в музыкальном искусстве».


1

27

Тема 3.3. Жизненный и творческий путь А.К.Толстого (1817-1875). Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К.Толстого. Многожанровость наследия А.К.Толстого. Сатирическое мастерство Толстого.

Демонстрации. Портреты и фотографии А.К.Толстого.Портреты Козьмы Прутковаработы А.М.Жемчужникова, Бейдельмана, Л.Ф.Лагорио. Романс П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого «Средь шумного бала…».

Практическое занятие №11 по теме«Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К.Толстого».

2



Самостоятельная работа №19: Исследование и подготовка сообщения: «А.К.Толстой-прозаик», «А.К.Толстой — драматург», «А.К.Толстой в воспоминаниях современников», «Феномен Козьмы Пруткова», «Жизнь поэзии А.К.Толстого в музыкальном искусстве».

Подготовка и проведение заочной экскурсии в музей-усадьбу А.К.Толстого в Красном Роге.


1

28

Тема 3.4. Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова (1821-1878). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А.Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А.Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А.Некрасова.

Демонстрации. Портреты Н.А.Некрасова.Иллюстрации А.И.Лебедева к стихотворениям поэта. Песни и романсы на стихи Н.А.Некрасова.

Практическое занятие №12 по теме«Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова».

2



Самостоятельная работа №20:исследование и подготовка сообщения:«Некрасовский “Современник”», «Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А.Некрасова», «Поэмы Н.А.Некрасова», «Н.А.Некрасов как литературный критик», «Произведения Н.А.Некрасова в творчестве русских художников-иллюстраторов».


1


Раздел 4. Литература ХХ века

2

2

29

Тема 4.1. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.

Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.

Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»).

Демонстрации. Картины В.А.Серова,М.А.Врубеля,Ф.А.Малявина,Б.М.Кустодиева, К. С. Малевича (по выбору учителя). «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л.С.Бакст, С.П.Дягилев, К.А.Сомов и др.). Музыка А.К.Глазунова, А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева, Н. Я. Мясковского.«Русские сезоны» в Париже С.П.Дягилева. Расцвет оперного искусства. Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, А.В.Нежданова (материал по выбору учителя). Театр К.С.Станиславского и Вс.Э.Мейерхольда (обзор). Меценатство и его роль в развитии культуры.

2



Самостоятельная работа №21:подготовка заочной экскурсии по Третьяковской галерее.


2


Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов.

8

3

30

Тема 5.1.Особенности развития литературного процесса 20-х годов XX в.

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.

2


31

Тема 5.2. Маяковский В.В. (1893-1930). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

Демонстрации. Абстрактный автопортрет В.Маяковского1918года,рисункиВ.В.Маяковского, плакаты Д.Моора. Практическое занятие №13 по теме«Новаторство поэзии В.Маяковского. Анализ стихотворений».

2



Самостоятельная работа №22:Исследование и подготовка реферата:«Музыка революции в творчестве В.В.Маяковского»; « Сатира в произведенияхВ.В.Маяковского»; подготовка сценария литературного вечера «В.В.Маяковский и поэты золотого века».


2

32

Тема 5.3.Есенин Н.А. (1895-1925). Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи,народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина» -поэма о судьбе человекаи Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

Демонстрации. Фотографии С.Есенина.Заочная экскурсия по есенинским местам:Константиново - Москва. Песни, романсы на стихи С.Есенина.

2



Самостоятельная работа №23:Исследование и подготовка сообщения: «Я б навеки пошел затобой…»; «Тема любви в творчестве С.А.Есенина»; «Тема Родины в творчествеС.А.Есенина и А.А.Блока».


1

33

Тема 5.4. Фадеев А.А. (1901-1956). Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

2



Раздел 6. Особенности развития литературы 1930-начала 1940-х г.

16

5

34

Тема 6.1.Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х г.

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов в культуре и литературе. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве писателей и поэтов. Историческая тема. Сатирическое обличение нового быта. Творчество М.Булгакова. Развитие драматургии в 1930-е годы.

2


35

Тема 6.2. Цветаева М.А.(1892-1941).

Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

2


36

Тема 6.3. Мандельштам О. Э. (1891-1938)

Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О.Мандельштама.

2


37

Тема 6.4. Платонов А.(1899-1951) Сведения из биографии.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А.Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Демонстрации.Музыка Д.Д.Шостаковича,И.О.Дунаевского.Картины П.Н.Филонова.

2


38

Практическое занятие №14 по теме «Творчество С.Есенина. Творчество М.Цветаевой, О.Мандельштама. Анализ стихотворений».

2



Самостоятельная работа №24:Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозыА.Платонова»; «Традиции и новаторство в творчестве А.Платонова».


1

39

Тема 6.5. Бабель И. Э. (1894-1940). Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

2



Самостоятельная работа №25:Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рас-

сказов И.Э.Бабеля», «Изображение революции в “Конармии” И. Бабеля и романе А. Фадеева “Разгром”».


1

40

Тема 6.6. Булгаков М. А. (1891-1940). Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.

Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Демонстрации.Фотографии писателя.Иллюстрации русских художников к произведениям М.А.Булгакова. Фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В.Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко).

2



Самостоятельная работа №26:Подготовка заочной экскурсии по одному из музеевМ.А.Булгакова


2

41

Тема 6.7. Шолохов М. А. (1905-1984). Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Демонстрации. Иллюстрации О.Г.Верейского к роману«Тихий Дон».Фрагмен-ты из кинофильма режиссера С.А.Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957-1958 годы).

2



Самостоятельная работа №27:Исследование и подготовка сообщения«Казачьи песни вромане-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения».


1


Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

8

5

42

Тема 7.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль

  • др.).

Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо-

лева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др.

Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.

2


43

Тема 7.2. Ахматова А. А. (1889-1966). Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Демонстрации. Портреты А.А.Ахматовой кисти К.С.Петрова-Водкина,Ю.П.Анненкова, А.Модильяни. И.В.Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В.Добужинского к книге «Подорожник».

Практическое занятие №15 по теме«Лирика А.Ахматовой».

2



Самостоятельная работа №28:Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патриотические стихи А.Ахматовой и советская литература»; «Трагедия“стомильоного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А.Ахматовой.


4

44

Тема 7.3. Пастернак Б. Л. (1890-1960). Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человекаприроды в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л.Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.Роман «Доктор Живаго».История создания и публикации романа.Жанровоесвоеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции ее решение в романе Б.Л.Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа.

Демонстрации. Видеофильм«Борис Пастернак».А.Скрябин. 1-я и2-я сонаты;Ф.Шопен. Этюды; И.Стравинский. Музыка к балету «Петрушка». Б.Л.Пастернак. «Прелюдия». М.Врубель. «Демон». Живописно-графические работы Л.О.Пастернака. Диктант по тексту, подготовленному учащимися, на уроке русского языка.

2



Самостоятельная работа №29:Исследование и подготовка сообщения«Взгляд на Гражданскую войну из1920-х и из1950-х годов-в чем разница?».


1

45

  1. Практическое занятие №16 по теме «Своеобразие лирики Б.Пастернака».

2



Раздел 8. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

2

2

46

Тема 8.1. Особенности развития литературы в 50-80-х годах XX века.

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950-1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы.

Демонстрации.Достижения в академической музыке(балет«Спартак»А.Хачатуряна (1954), «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956) и «Патетическая оратория»(1959) Г. Свиридова­, 10-я и 11-я («1905 год») симфонии (1953, 1957), 3-6-й струнный квартеты (1946—1956) Д.Шостаковича, 1-я симфония С.Прокофьева (1952)). Освоение опыта русского и европейского­ авангарда: творчество Э. Денисова, А.Шнитке, С. Губайдулиной и др. Обращение к сюжетам классической литературы в балетном искусстве: Т.Хренников («Любовью за любовь», 1976; «Гусарская баллада», 1979), А.Петров («Сотворение мира», 1971; вокально-хореографические­ симфонии «Пушкин», 1979), В.Гаврилин («Анюта», 1980), А. Шнитке («Лабиринты», 1971; «Эскизы», 1985). Развитие бардовской песни, рок-музыки. Формирование новых направлений в изобразительном искусстве. Архитектура 1950-1980-х годов. Развитие отечественной кинематографии.

2



Самостоятельная работа №30:Исследование и подготовка доклада:«Развитие литературы1950-1980-х годов в контексте культуры»; «Отражениеконфликтов истории в судьбах литературных героев».


2


Раздел9. Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы

6

2

47

Тема 9.1. Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина.

Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений.

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личностиистории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы.

Демонстрации.Творчество художников-пейзажистов ХХ века.Экранизация произведений прозаиков 1950-1980-х годов.

2


48

Практическое занятие №17 по теме «Художественное своеобразие рассказов В.М.Шукшина. В.Шукшина».

2


49

Практическое занятие №18 по теме «Написание рецензии на повесть о Великой Отечественной войне (Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Быков «Сотников»)».

2



Самостоятельная работа №31:Исследование и подготовка доклада: «Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского,И.Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведениях А.Беляева, И.Ефремова, К.Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В.Аксенова, Д.Гранина, Ю.Трифонова, В.Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); «Отсутствие деклараций, простота, ясность - художественные принципы В.Шаламова»; «Жанровое своеобразие произведений В.Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”: рассказ или новелла?»; «Художественное своеобразие прозы В.Шукшина (по рассказам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”)»; «Философский смысл повести В.Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы».


2


Раздел 10. Творчество поэтов в 1950-1980-е годы.

2

1

50

Тема 10.1 Творчество поэтов в 1950-1980-е годы.

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950-1980-х годов.

Поэзия Н.Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н.Рубцова.

Поэзия Р.Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р.Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р.Гамзатова.

Поэзия Б.Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б.Окуджавы.

Поэзия А.Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского.

Демонстрации.Эстрадная песня,авторская песня,рок-поэзия.Тема родины вживописи 1950-1980-х годов.

2



Самостоятельная работа №32:Исследование и подготовка сообщения: «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «ПоэзияН.Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте русской литературы».


1


Раздел 11. Драматургия 1950-1980-х годов.

10

4

51

Тема 11.1. Особенности драматургии 1950-1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950-1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В.Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А.Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А.Володина, Э.Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б.Брехта на режиссуру Ю.Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970-1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы.Драматургия В.Розова,А.Арбузова, А.Володина в 1970-1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А.Вампилова. «Поствампиловская драма».

Демонстрации.Экранизация пьес драматургов1950-1980-х годов.

2



Самостоятельная работа №33:Исследование и подготовка докладао жизни и творчестве одного из драматургов 1950-1980-х годов; «Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов1950-1980-х годов»(автор по выбору).


2

52

Тема 11.2. Твардовский А. Т.(1910-1971). Сведения из биографии А.Т.Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т.Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т.Твардовский - главный редактор журнала «Новый мир».

Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А.Твардовского.

2



Самостоятельная работа №34:Исследование и подготовка сообщения: «Тема поэта и поэзии в русской лирикеXIX-XXвеков», «Образы дорогии дома в лирике А.Твардовского».


1

53

Тема 11.3. Солженицын А. И. (1918-2008). Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А.Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А.И.Солженицына.

Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А.И.Солженицына.

2



Самостоятельная работа №35:Исследование и подготовка сообщения: «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».


1

54

Тема 11.4. Вампилов А. В. (1937-1972). Обзор жизни и творчества А.Вампилова. Проза А.Вампилова. Нравственная проблематика пьес А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А.Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А.Вампилова.

Демонстрация. Кадры из экранизаций пьес А.Вампилова.

2



Самостоятельная работа №36:Исследование и подготовка доклада: «Гоголевские традиции в драматургии Вампилова»; «Мотив игры впьесах А.Вампилова “Утиная охота” и А.Арбузова “Жестокие игры”».


2

55

Раздел 12. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции).

2

1


Тема 12.1. Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова, Г.Газданова, Б.Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева, Д.Кленовского, И.Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова.

1



Самостоятельная работа №37:Исследование и подготовка сообщения: «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции».


1


Раздел 13. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов.

1

1


Тема 13.1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ - начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза А.Солженицына, В.Распутина, Ф.Искандера, Ю.Коваля, В.Маканина, С.Алексиевич, О.Ермакова, В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, Т.Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б.Ахмадулиной, Т.Бек, Н.Горбаневской, А.Жигулина, В.Соколова, О.Чухонцева, А.Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М.Сухотина и др. Духовная поэзия С.Аверинцева, И.Ратушинской, Н.Горбаневской и др. Раз-витие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени. Демонстрация.Живопись,музыка,архитектура1980-2000-х годов.

1



Самостоятельная работа №38:Исследование и подготовка сообщения: «Особенности массовой литературы конца ХХ-ХХIвека»; «Фантастика в современной литературе».


1


Итого

110

56


Максимальная учебная нагрузка (всего)

166

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

110

в том числе:


практические работы

36

Самостоятельная работа студента (всего)

56

в том числе:


исследование и подготовка доклада

18

исследование, подготовка и представление реферата

6

исследование и подготовка сообщения

21

подготовка и проведение виртуальной экскурсии

10

подготовка вопросов для проведения дискуссии

1



6 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов



Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности

студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение.

Развитие русской литературы

и культуры в первой половине

XIX века


Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание.

Особенности развития

русской литературы во второй

половине XIX века

Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами

художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка

к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание.

Поэзия второй половины

XIX века

Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре.

Особенности развития

литературы и других видов

искусства в начале XX века

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с

источниками информации (дополнительная литература,

энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники),

составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа

Особенности развития

литературы 1920-х годов

Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на

проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная

и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом

Особенности развития

литературы 1930 - начала

1940-х годов

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа.

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых

послевоенных лет

Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения.

Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание;

составление тезисного плана.

Русское литературное

зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции)

Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений.

Особенности развития

литературы конца

1980-2000-х годов

Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая

работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений.



7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины « Литература»


Освоение программы учебной дисциплины «Литература» предполагает наличиеучебного кабинета русского языка и литературы, библиотеки, читального зала, в которых обеспечивается свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебнойдеятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологическихправил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнениятребований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого студенты просматривают визуальную информацию по литературе, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.

Оборудование кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • толковые и литературоведческие словари.

Учебно-методическое обеспечение:

  • дидактический материал;

  • комплект учебно-наглядных пособий по литературе;

  • методические рекомендации по организации самостоятельной деятельности студентов;

  • слайд-лекции по дисциплине;

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • Интернет-ресурс.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Литература», рекомендованные илидопущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределахосвоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и другой по разным вопросамэкономики.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Литература» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по экономике,имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы,тесты и др.).


8 Рекомендуемая литература


Основные источники:

  1. Литература: учебник для студ.учрежденийсред.проф.образования/ Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова и др.; под ред. Г.А. Обернихиной.-15-е изд.,стер.-М.: Издательский центр « Академия»,

2017.-656с.


Дополнительные источники:

  1. Агеносов В.В. и др.Русский язык и литература.Литература(углубленный уровень).11 класс. — М., 2014.

  2. Белокурова С.П., Сухих И.Н.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень).10 класс. Практикум / под ред И.Н. Сухих. — М., 2014.

  3. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др.Русский язык и литература.Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н.Сухих.– М., 2014.

  4. Зинин С.А., Сахаров В.И.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень).10 класс: в 2 ч. — М., 2014.

  5. Зинин С.А.,Чалмаев В.А.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень).11 класс: в 2 ч. — М., 2014.

  6. Курдюмова Т.Ф. и др.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень) 10класс/под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М., 2014.

  7. Курдюмова Т.Ф. и др.Русский язык и литература.Литература(базовый уровень). 11класс:в 2 ч. / под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М., 2014.

  8. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О.,Чалмаев В. А. и др.Русский язык и литература.Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. — М., 2014.

  9. Обернихина Г.А., Антонова А.Г.,Вольнова И.Л. и др.Литература:учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2015.

  10. Обернихина Г.А., Антонова А.Г.,Вольнова И.Л. и др.Литература.практикум:учеб.пособие / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2014.

11.Русская литература XX века 11 класс : в 2 ч. (учебник для общеобраз.учрежд.- М.,2001) под ред. В.П. Журавлева



Интернет-источники:

1. Сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи во владении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текстаЭлектронный ресурс - Режим доступа: gramma.ru.

2. Сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» Электронный ресурс - Режим доступа:www.school-collection.edu.ru

3. Сайт «Справочная служба русского языка» Электронный ресурс - Режим доступа:www.spravka.gramota.ru.

4.Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энцикло-педияКругосвет» Электронный ресурс - Режим доступа:www.krugosvet.ru.