
Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса;
Формы организации учебных занятий.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности и количества часов на освоение каждой темы.
Приложения:
- Приложение №1: Практическая часть рабочей программы
- Приложение №2: Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Приложение №3: Алгоритм работы с текстом
- Приложение №4: Отчет по экскурсии
- Приложение №5: Требования к проектной работе
- Приложение №6: Планирование вопросов профориентационной направленности
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 в класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373г., с изменениями (приказ МО РФ № 1241 от26.11.2010,№2357 от 22.09.2011г., №1060от 18.12.2012г., №1643 от29.12.2014г., №507 от 18.05.2015г., №1576 от 31.12.2015г.)
Фундаментального ядра содержания общего образования
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей №2»
Примерной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М.: «Просвещение» 2011г. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
«Изобразительное искусство», М.: «Просвещение» 2011г
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи учебного предмета:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 1 классе в количестве 1 часа неделю,33 часа в год, в т.ч. 3 часа на изучение вопросов профориентационной направленности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты | У обучающегося 1 класса будут сформированы: - чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; | Обучающийся получит возможность для формирования: - этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; - умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; |
Метапредметные результаты: |
| Обучающийся научится: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; | Обучающийся получит возможность научиться: - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
| Обучающийся научится: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; - Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). | Обучающийся получит возможность научиться умению творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
| Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. | Обучающийся получит возможность научиться -обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
| Обучающийся научится: простейшим техническим навыкам по подключению устройств, и переносу файлов. | Обучающийся получит возможность формирования базовых представлений об универсальности компьютера как информационного устройства (в частности как устройства, использующегося для хранения информации), об общей природе различных информационных объектов, об общем информационном пространстве и личных пространствах. |
Предметные | Обучающийся научится: - различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; - различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - эмоциональное значение тёплых и холодных тонов; - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; - способы и приёмы обработки различных материалов; - организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - составлять композиции с учётом замысла; - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - конструировать из природных материалов; | Обучающийся получит возможность научиться: - усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; -участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности; - применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций. |
Содержание программы учебного предмета
№ | Наименование раздела | К-во часов | Краткое содержание раздела |
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. | 9 ч | Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы). |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8 ч | Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). |
3. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 7 ч | Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа, дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы). |
4. | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. | 9 ч | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы). |
| Итого | 33 ч | |
Формы организации учебных занятий.
фронтальная – все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу,
индивидуальная – самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками,
групповые: парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе.
кооперативно-групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.
дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.
Акция Аукцион Бенефис Беседа Вернисаж Встреча с интересными людьми Выставка Галерея Гостиная Диспут Защита проектов Игра Концерт КВН Конкурс Конференция | «Круглый стол» Круиз Лабораторное занятие Лекция Мастер – класс «Мозговой штурм» Наблюдение Олимпиада Открытое занятие Посиделки Поход Праздник Практическое занятие Представление Презентация Рейд Ринг Салон | Семинар Соревнование Спектакль Студия Творческая мастерская Тренинг Турнир Фабрика Фестиваль Чемпионат Шоу Экзамен Экскурсия Экспедиция Эксперимент Эстафета Ярмарка |
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности
и количеством часов на освоение каждой темы
№ | Раздел, название темы, профориентационного и других направлений | К-во часов | Дата | УИТМ | ИКТ | Основные виды учебной деятельности |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 |
1 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | | | | | Составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками |
2 | Мастер Изображения учит видеть | 1 | | | | | Видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария |
3 | Наблюдение за природой | 1 | | | | | Определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы |
4 | В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» Профессия « Художник» | 1 | | | | | Определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения |
5 | Изображать можно пятном | 1 | | | | | Превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки |
6 | Изображать можно в объеме | 1 | | | | | Превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином) |
7 | Изображать можно линией | 1 | | | | | Делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» |
8 | Разноцветные краски | 1 | | | | | Рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками |
9 | Художник и зрители | 1 | | | | | Воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей |
10 | Мир полон украшений | 1 | | | | | Видеть украшения в окружающих предметах; украшать, разрисовывать цветы-заготовки |
11 | Красоту надо уметь замечать | 1 | | | | | Видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы |
12 | Узор на крыльях | 1 | | | | | Рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту |
13 | Красивые рыбы | 1 | | | | | Видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии |
14 | Украшение птиц | 1 | | | | | Рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа |
15 | Узоры, которые создали люди | 1 | | | | | Придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги |
16 | Как украшает себя человек Профессия «Декоратор» | 1 | | | | | Узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 | | | | | Создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки |
18 | Постройки в нашей жизни | 1 | | | | | Придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг |
19 | Домики, которые построила природа | 1 | | | | | Видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов |
20 | Дом снаружи и внутри | 1 | | | | | изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри |
21 | Строим город Профессия «Строитель» | 1 | | | | | Строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей |
22 | Все имеет свое строение | 1 | | | | | Создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации |
23 | Постройка предметов | 1 | | | | | Конструировать из бумаги упаковки и украшать их, про-изводя правильный порядок учебных действий |
24 | Город, в котором мы живем | 1 | | | | | Создавать работу по впечатлению после экскурсии, описывать архитектурные впечатления |
25 | Совместная работа трех Братьев-Мастеров | 1 | | | | | Смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров |
26 27 | Сказочная страна. Создание панно. | 2 | | | | | Создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы |
28 | Разноцветные жуки | 1 | | | | | Создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением |
29 | Весенний день | 1 | | | | | Выявлять изменения в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему |
30 | Урок любования. | 1 | | | | | Наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров |
31 | Времена года | 1 | | | | | Самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства |
32 | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками | 1 | | | | | Выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность |
33 | Здравствуй, лето! | 1 | | | | | Рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы |
Приложения
Приложение № 1
Практическая часть рабочей программы
| | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
№ | Название работы | | | | Количество часов | | | |
п/п | | 1 четверть | | 2 четверть | | 3 четверть | | 4 четверть | год | |
1 | Контрольные работы: | | | | | | | | | |
| - стартовая контрольная работа | | | | | | | | | |
| - тематические контрольные работы | | | | | | | | | |
| - контрольная работа в рамках промежуточного контроля | | | | | | | | | |
| - контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | | | | | | | | | |
2 | Зачет | | | | | | | | | |
3 | Учебные экскурсии | 2 | | | | 1 | | 2 | 5 | |
4 | Проектные работы | | | | | 1 | | | 1 | |
Приложение № 2
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература для учителя
Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Л.А. Неменская «Изобразительное искусство», М.: «Просвещение» 2011г
Литература для обучающихся:
Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Л.А. Неменская «Изобразительное искусство», М.: «Просвещение» 2011г
Материально-техническое обеспечение:
Проектор.
Интерактивная доска.
Документкамера.
Маркерная (магнитная) доска.
Принтер лазерный.
Приложение № 3
Алгоритм работы с текстом
I.Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.
II.Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.
III.В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.
IV.Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.
V.Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.
VI.Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.
VII.Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое-это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?";
Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"
Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?
VIII.Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.
Приложение № 4
Отчет по экскурсии
Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.
Тема экскурсии:_____________________
Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________
Вид экскурсии__________________
Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________
Информация, подтверждающая достижение цели:
1 вариант:
Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее. | Ответы на вопросы |
| |
| |
| |
2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)
Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы ( реферата, проекта, сочинения и пр. ), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)
Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия .И/________________/
Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.
Оценка :_________(______________) / Фамилия . И.О. /________________/
Приложение № 5
Требования к проектной работе
Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.
Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.
Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.). На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.
Приложение № 6
Планирование вопросов профориентационной направленности
№ урока | Раздел, название темы, профориентационного и других направлений | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 3 | 3 |
4 | Раздел I Ты изображаешь. Мастер Изображения. Знакомство с профессией «художник». В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве» | 1 | | |
16 | Раздел II Ты украшаешь, Мастер Украшения. Знакомство с профессией «Декоратор». Как украшает себя человек. | 1 | | |
21 | Раздел III Изображение, Украшение и Постройка всегда помогут друг другу. Строим город. Знакомство с профессией «Строитель» | 1 | | |