СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" 7 класс (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В авторскую программу по курсу «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова  изменений внесено не было. Но, важной составляющей содержания обществоведческой подготовки обучающихся является региональный компонент, который позволяет изучать процессы и явления, происходящие в регионе. Поэтому в  рабочую программу включёны вопросы регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Обществознание" 7 класс (ФГОС)»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Тыгдинская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

Руководитель МО:________

/О.В. Кушимова/

Протокол № ___ от «___»

______ 2018 года


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР _____/Т.В. Ильницкая

«____» ______2018 года

«Утверждено»

Директор МОБУ Тыгдинской СОШ

________/И.А. Басня/

Приказ № ___ от «_____» 2018 года

Рабочая программа по учебному курсу

«Обществознание» 7 класс

основное общее образование

Кушимовой Ольги Владимировны

I квалификационная категория

Базовый уровень

2018-2019 учебный год

Аннотация к рабочей программе по учебному курсу «Обществознание» 7 класс

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному

уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самопознанию и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности.

В содержание календарно – тематического планирования курса «Обществознание» в 7 классе дополнительно включена практическая работа, имеющая цель психологического тестирования подростка.

Задачи курса обществознания для 7 класса заключают­ся в следующем:


  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Учебное пособие: Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

















Пояснительная записка.

Главная задача совершенствования российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержание образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможной успешной социализации.

Статус документа

Материалы рабочей программы составлены в соответствии:

        • Закон «Об Образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г.

  • С Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23. 12. 2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г., № 1089;

С авторской программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Обществознания» под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы /Т.А.Корнева - М: «Глобус», 2011;

  • С Учебным планом МОБУ Тыгдинской СОШ на 2018-2019 учебный год;

  • С Положением о рабочих программах МОБУ Тыгдинской СОШ, Приказ № 160 от 16. 12. 2013 г.

Обоснование выбора программы

Обществознание обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, юриспруденции и др.), проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного цикла). Обществознание содержательно интегрирует достижения разных наук с целью подготовить школьника к жизни в обществе. В широком понимании обществознание включает в себя школьные основные и факультативные курсы, систему внеклассной и клубной работы, связанные с получением учащимися представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, месте себя и своей страны в окружающем мире и др. Содержательная сторона обществознания основана на различных сторонах взаимодействия человека. Уровни этого взаимодействия предполагают определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений. Правовая составляющая  становится рамкой для реализации человеком своих потребностей при взаимодействии с другими людьми и социальными институтами.

В основе содержания курса «Обществознание» находится человек в его взаимодействии с окружающим миром и обществом, что подчеркивает его гуманистическую направленность.

Данный комплект представляет собой сквозную завершенную линию учебников по обществознанию. Комплект включен в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ; реализует Обязательный минимум содержания основного общего образования и соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по обществознанию. В состав комплекта входят рабочие тетради, поурочные разработки хорошо согласованные со структурой и содержанием учебников. Все это позволяет вести системное освоение материала с использованием современных интерактивных технологий, организовывать в классе учебно- исследовательскую и поисково-творческую деятельность учащихся, предоставляет хорошие возможности для проведения уровневой дифференциации обучения. Содержание комплекта имеет выраженную воспитательную ориентацию, направленную в первую очередь на социализацию учащихся,  на формирование демократических ценностей и установок, гражданского патриотизма.

Логика и язык изложения:

  • достаточно логична структура изложения;

  • высокая степень взаимосвязи отдельных тем;

  • достаточно лаконичное, но и достаточное изложение материала;

  • материал понятен ученику при самостоятельном чтении.

Оформление и справочные материалы:

  • общее оформление учебников удовлетворительное;

  • иллюстрации, рисунки,  таблицы отражают содержание учебного материала;

  • иллюстрации, рисунки, таблицы способствуют освоению учебного материала.

Возможности организации учебного процесса по данному комплекту:

  • УМК содержит достаточный объем материала для учащихся и учителей, необходимый для организации учебного процесса в основной школе.

  • Учебники удовлетворяют специальные требования к учебной литературе.

  • Рабочая тетрадь хорошо иллюстрированная.

  • Каждая параграф учебников, посвященный той или иной  теме, завершается перечнем вопросов и упражнений, выполнив которые ученики могут закрепить в памяти пройденный теоретический материал.

Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование


В авторскую программу по курсу «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова изменений внесено не было. Но, важной составляющей содержания обществоведческой подготовки обучающихся является региональный компонент, который позволяет изучать процессы и явления, происходящие в регионе. Поэтому в рабочую программу включёны вопросы регионального компонента, изучающиеся в темах:

  • Ты и твои товарищи.

  • Зачем люди общаются.

  • Что такое дисциплина

  • Золотые руки работника

  • Экономика семьи

  • Воздействие человека на природу

  • Охранять природу – охранять жизнь

  • Закон на страже природы



Рабочая программа по «Обществознанию» разработана на обучающихся 7-х классов МОБУ Тыгдинской СОШ. Это в основном дети со средним уровнем способностей, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне. Для сильных учащихся в 7 а классе предусмотрены индивидуальные задания повышенного уровня сложности, доклады, работа в парах со слабыми учащимися с целью отработки основных понятий, терминов и дат по изучаемым темам. Разноуровневый подход дает возможность проявить себя каждому ученику.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному

уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Каждая тема программы 7 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на  использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Принципы построения программы. Программа может заложить основы системного подхода к формированию обществоведческих знаний, ввести учащихся в современный мир общественных отношений, создать концептуальную вертикаль в гражданском образовании и воспитании личности школьника. Программа обеспечивает преемственность содержания, последовательность, доступность.

Планируемые результаты изучения предмета

• умение учеников сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение учащимися такими видами публичных выступлений как: высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнение учащимися познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
— использование элементов причинно-следственного анализа;
— исследование несложных реальных связей и зависимостей;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
— выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
— поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— объяснение изученных положений на конкретных примерах;
— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Система оценки достижений учащихся.

Организация опроса. Опрос должен быть организован не менее одного раза в 3-4 урока. Комбинированный опрос должен быть отражен записью в журнале. Не допускается выставление оценок только за письменные работы. При монологическом опросе и при публичном выступлении ученик дает ответ стоя, при фронтальном опросе, дискуссии он может не вставать с места. По окончании урока оценки за опрос учащимся выставляются в дневник и в журнал. Тестовые работы для учащихся  должны быть распечатаны или представлены в электронном виде на экране. Учащимся не предлагаются тесты «на слух». Контрольные работы проводятся в соответствии с режимом.

Система домашних заданий. Домашнее задание должно предлагаться как задание на закрепление пройденного материала. Оно  не должно быть случайным. Объем домашнего задания не должен превышать нормы СанПина. Домашнее задание учащимися должно записываться в дневник, учителем – на доске в конце урока. Учителю необходимо записывать домашнее задание и  в классном журнале. Недопустимо за счет домашнего задания ликвидировать отставание по программе. Творческие задания предлагаются  не чаще 1 раза в месяц (не позднее, чем за 2 недели до проверки). Необходимо предлагать дифференцированные задания. Домашнее задание должно быть проверено. Проверка домашнего задания должна осуществляться в разных формах. Письменные работы проверяются в соответствии с орфографическим режимом.

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 3. Общая характеристика учебного предмета.

Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самопознанию и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности.

В содержание календарно – тематического планирования курса «Обществознание» в 7 классе дополнительно включена практическая работа, имеющая цель психологического тестирования подростка.

Задачи курса обществознания для 7 класса заключают­ся в следующем:


  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Курс «Обществознание» 7 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 6 классе. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 6 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся. Изучение курса позволит заложить у обучающихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах.

В 7 классе в основе содержания курса – раскрытие различных сторон жизни подростка. Подобный подход применен, учитывая, что школьники, которые будут изучать данный курс, подошли к черте границы между детством и подростковым миром, и им особенно важно получить поддержку в понимании проблем, с которыми они сталкиваются в условиях переживаемого переходного возраста.

Содержание курса в 7 классе показывает жизнь подростка во всей ее многогранности. В ходе изучения обществознания в этом классе учащиеся узнают:

   сущность и задачи подросткового возраста, те трудности, которые подростки переживают, проходя его;

   психологический портрет личности;

   самооценку подростка;

   образ жизни подростка;

   взаимоотношение подростка с законом;

   социальную и жилую среду подростка.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.

Методы обучения:

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрация, инструктаж, показ, работа с учебником);

- проблемные (беседа, обобщение, проблемная ситуация);

- исследовательские (сбор новых фактов, проектирование);

- частично-поисковые (диспут, самостоятельная работа, наблюдение, составление плана, создание гипотезы, эксперимент);

- репродуктивные (лекция, упражнение);

- словесно-иллюстративные;

- наглядно-индивидуальные;

- творческие;

- развивающие.

А также различные средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты, схемы, раздаточный иллюстративный материал, видеофильмы), различного рода источники, справочную литературу, словари. Для информационно - компьютерной поддержки учебного процесса используются программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера (обучающие программы, электронные репетиторы).

Используемые образовательные технологии:


  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный  подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.
    Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Здоровьесберегающая технология

-обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки;

- создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке;

Компоненты здоровьесберегающей технологии, используемых на уроках обществознания:

  • физкультминутка, динамическая пауза; смена видов деятельности; игра, игровые моменты; - оптимальный темп ведения урока; подача материала наиболее доступным рациональным способом; чередование горизонтальных и вертикальных рабочих плоскостей; музыкальное сопровождение


Формы работы: презентация творческих работ, сообщения, викторины, беседы, дискуссии, работа с понятиями.


Формы и средства контроля

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной, текущей аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. В учебно-тематическом планировании программы материал поделён на 3 темы. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Межпредметные связи  на уроках обществознания

Содержание обществоведческого образования создает необходимые условия для всесторонней реализации межпредметного взаимодействия, прежде всего, с наиболее близким курсом истории, что способствует усилению познавательного потенциала обоих предметов. Курс обществознания активно взаимодействует также с курсами географии, литературы, предметами образовательной области «Искусство», другими учебными дисциплинами, содержащими обществоведческий компонент. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы, обобщения, формируемые в изучаемых или ранее изученных темах различных учебных дисциплин. 

В организации познавательной деятельности школьников межпредметные связи заключаются в таких подходах, как опора на единую линию развития общих логических и учебных умений; согласованное применение познавательных методов и приемов локализации явлений (история, география), работы с текстом ( литература, язык, история), системного анализа явлений (история) и др. 

4. Описание места учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 7 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.


    1. Результаты освоения учебного курса.

 Курс 7 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 6. При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 6 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся

  • Объяснить значение понятий.

  • Называть сферы общества, характеризовать ступени развития

общества;

  • знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы

  • Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде

  • Объяснить смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе

  • Объяснять смысл понятий. Называть основные признаки государства. Характеризовать современное государственное устройства России. Объяснять, что такое гражданство и каковы пути его приобретения. Объяснять значение как конституции в государстве

  • Рассказать о роли и сохранении правопорядка в стране. Называть правоохранительные и судебные органы. Распознать о способах защиты от несправедливости

  • Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей

  • Объяснить отличия детей и взрослых. Рассказывать о воспитании детей в разные исторические эпохи. Объяснить причины конфликтов в семье и назвать пути их решения. Характеризовать современную школу. Объяснить значение понятий дружба, верность, предательство.

6. Учебно-тематический план

Глава, раздел

Количество часов

1.

Человек среди людей

6

2.

Человек и закон

12

3.

Человек и экономика

11

4.

Человек и природа

4

5.

Промежуточный, итоговый контроль

2

Авторская программа

Настоящая программа


35

35


Содержание курса

Глава 1. Человек среди людей. (6 ч). 

Отношения между людьми. Какие отношения называются межличностными. Чувства -основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.

Ты и твои товарищи. Какие бывают группы. Кто может быть лидером. О поощрениях и наказаниях.

Зачем люди общаются. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются.

Почему нужно быть терпимым. Как возникает межличностный конфликт. Конфликт разгорается. Как не проиграть в конфликте.

Глава 2. Человек и закон (12 часов).

Что значит жить по правилам. Многообразие правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Права человека. Кто и как обеспечивает твои права.

Почему важно соблюдать законы. Закон устанавливает порядок в обществе и справедливость, границы свободы поведения.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.

Что такое дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Виновен-отвечай. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает.

Кто стоит на страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция.

Глава 3. Человек и экономика (11 часов).

Экономика и ее основные участники. Что такое экономика. Зачем она нужна. Основные участники экономики.

Золотые руки работника. Труд и зарплата. Количество и качество труда.

Производство: затраты, выручка, прибыль. Что и как производить. Затраты производства. Все ли выгодно производить.

Виды и формы бизнеса. Что такое бизнес. Виды и формы бизнеса.

Обмен: торговля, реклама. Зачем люди обмениваются. Торговля и ее формы. Реклама –двигатель торговли.

Деньги и их функции. Функции денег. Происхождение денег.

Экономика семьи. Ресурсы семьи. Что такое семейный бюджет. На что семьи тратят деньги.

Глава 4. Человек и природа (4 часа).

Воздействие человека на природу. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почвы и воды.

Охранять природу -значит охранять жизнь. Что значит относиться к природе по-человечески? Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль.

Закон на страже природы. Природа нуждается в охране. Что может сделать гражданин для защиты природы.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическое обеспечение


Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2014

Интернет ресурсы:  http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/

Список литературы

1. Нормативные и программные документы.

Закон «Об образовании РФ».

Проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Приказ о переходе на внедрение ФГОС в основной школе (5 класс) в МКОУ Таловская СОШ № 1/1 от 30.08.2012, а также следующих внутренних документов ОУ: Устава школы, Программы развития и образовательной программы МКОУ Таловская СОШ.

2. Примерные программы по учебным предметам.

Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М:  Просвещение, 2011.

3. Учебно-методическое пособие.

Рабочие программы  к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.

Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы и методические пособия для учителя:

Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2011.

Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М.: Экстремум, 2009.

Прутченков, А. С. Школа жизни: метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 2010.

Кацубо, С. П. Изучаем право: практическое пособие для классных руководителей, соци­альных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2011.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников: 5-9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2012.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ

  1. http://www.school.edu.ru/

  2. http://fcior.edu.ru/

  3. http://www.litportal.ru/

  4. http://www.aldebaran.ru/

  5. http://www.stydenty.ru/

  6. http://danur-w.narod.ru/

  7. http://www.alleng.ru/edu/social1.htm



8. Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 класс

П\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип, форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

дата

план

факт

Человек среди людей (6)


1

Отношения между людьми

1

Урок ознакомления с новым материалом, лекция с элементами беседы

Межличностные отношения, их виды.

Представлять полученную информацию в виде схемы; работать со схемой, с документами

П.1 записи, практику




2

Ты и твои товарищи.

1

Урок ознакомления с новым материалом, первичное закрепление новых знаний

Характеризовать какие бывают группы. Понимать, кто может быть лидером. Раскрыть понятие о поощрениях и наказаниях.

Обобщать и делать выводы, работать с документами; высказывать собственное мнение и суждения

П.2. рубрика «Проверь себя»



3

Зачем люди общаются

1

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Понимать, что человек не может в своей жизни обойтись без контактов с другими людьми. Выяснить цели общения и его особенности.

Умение выполнять познавательные и практические за­дания

П.3 схема, вопросы



4-5

Почему нужно быть терпимым

2

Урок ознакомления с новым материалом с элементами аналитической деятельности учащихся

Межличностный конфликт и его возникновение. Как не проиграть в конфликте.


Раскрывать правила общения и понимать, к каким последствиям приводит несоблюдение этих правил.

П.4 записи, вопр., синквейн



6

Практикум по теме «Человек среди людей»

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях

Высказывать собственное мнение, суждения.




Глава 2. Человек и закон (12)

7-8

Что значит жить по правилам

2

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста.

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни.

Представлять поученную информацию в виде схемы; работать со схемой, с документами.

П5 записи, вопросы



9-10

Права и обязанности граждан

2

Урок ознакомления с новым материалом, лекция с элементами эвристической беседы

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.

Обобщать и делать выводы, работать с документами; высказывать собственное мнение и суждения

П.6 записи, разделы, синквейн



11-12

Почему важно соблюдать законы

2

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Объяснять необходимость соблюдения законов, высказывать суждения о том, почему свобода должна быть ограниченной; объяснять, в чём смысл справедливости

Научится определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной.

П. 7 записи, вопросы, практикум



13

Защита Отечества

1

Урок ознакомления с новым материалом с элементами аналитической деятельности учащихся

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.

Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни, связь закона и правопорядка, закона и справедливости

Объяснять необходимость соблюдения законов, высказывать суждения о том, почему свобода должна быть ограниченной; объяснять, в чём смысл справедливости.


П.8 записи, точки зрения, вопросы

Задание по выбору



14

Что такое дисциплина

1

Урок ознакомления с новым материалом с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной дисциплины.

Определять виды дисциплины;

объяснять роль дисциплины в жизни человека и общества; высказывать суждения о необходимости соблюдения дисциплины и последствиях её нарушения.

§ 9 записи, вопросы



15

Виновен - отвечай

1

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста.

Отвечать на проблемные вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения.

Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.

Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних.

П.10 синквейн, ситуации, вопросы



16-17

Кто стоит на страже закона

2

Урок ознакомления с новым материалом, лекция с элементами эвристической беседы

Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения.

Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.

Определять виды наказаний и меру ответственности за них; виды наказаний, установленные для несовершеннолетних.

П.11схема, записи, сообщ



18

Практикум по теме «Человек и закон»

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях

Высказывать собственное мнение, суждения.




Глава 3. Человек и экономика (11)

19

Экономика и ее основные участники

1

Урок ознакомления с новым материалом. Учебная лекция с элементами аналитической деятельности учащихся.

Устанавливать причинно-следственные связи; высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Характеризовать роль потребителя и производителя экономике, приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной деятельности. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.

§ 12 понятия, схема, рублики



20

Золотые руки работника

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Высказывать суждения о том, от чего зависит успех или неуспех человека в труде; устанавливать причинно-следственные связи; презентовать результаты своего труда.

Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработанной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, и количества и качества труда.

П.13 послов., практикум, рублики



21-22

Производство: затраты, выручка, прибыль.

2

Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Определять роль производства в экономике; способы организации производства, позволяющие сделать его выгодным

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда,

значения разделения труда в развитии производства.

П.14, записи, практикум проверь себя.



23

Виды и формы бизнеса

1

Комбинированный урок с элементами аналитической деятельности учащихся

Определять виды и формы бизнеса; характеризовать основные формы бизнеса.

Объяснять значения бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса.

П. 15, в классе и дома



24-25

Обмен, торговля, реклама

2

Комбинированный урок с элементами аналитической деятельности учащихся

Объяснять роль торговли для успешного развития экономики страны; характеризовать разные формы торговли; объяснять роль рекламы для торговли.

Объяснять условия осуществления обмена в экономике Характеризовать торговлю и ее формы как особый ид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли.

Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя.

П. 16, сообщения, творческие задания.



26-27

Деньги и их функции

2

Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся

Объяснять, каковы функции денег, на примере конкретных ситуаций.

Высказывать и аргументировать свою точку зрения; анализировать, обобщать и делать выводы.

П. 17, презентации



28

Экономика семьи

1

Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста

Объяснять роль бюджета в жизни семьи; характеризовать основные ресурсы семьи; приводить примеры доходов и расходов семьи.

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, представляемых гражданами.

П. 18, рассчитать семейный бюджет.



29

Практикум по теме «Человек и экономика»

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.


Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях.




Человек и природа (4часа)

30

Воздействие человека на природу.

1

Урок ознакомления с новым материалом, учебная лекция

Объяснять роль природы в жизни человека, взаимосвязь между жизнью общества и природными ресурсами; определять причины экологического кризиса и способы решения экологических проблем.

Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к неисчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли.

П.19, схема, сообщ., презент



31.

Охранять природу – значит охранять жизнь.

1

Урок ознакомления с новым материалом, учебная лекция.

Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали.

Объяснять разницу между ответственным и безответственным отношением к природе, сущность экологической морали.

§ 20, творческое задание



32-33

Закон на страже природы.

2

Комбинированный урок с элементами практикума.

Объяснять необходимость охраны природы; характеризовать деятельность государства, направленную на охрану природы.

Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.

Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.

П.21, подготовиться к проверочной работе.



34

Итоговое повторение

1

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


Уметь применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях.




35

Промежуточная и итоговая аттестация.

1