СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» 5 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

5 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)

(Авторской программы Технология: программы начального и основного общего образования / [М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.]. —М.: Вентана-Граф,2010. —192с.)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» 5 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

5 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)

(Авторской программы Технология: программы начального и основного общего образования / [М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.]. —М.: Вентана-Граф,2010. —192с.)





Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения, обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, веления домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». Таким образом данная рабочая программа 5 класса соответствует авторской программе сборника 5 класса.


Основная форма обучения: учебно-практическая деятельность обучающихся.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Методы организации учебного процесса: Приоритетными методами являются упражнения. лабораторно-практические, учебно-практические работы. В каждой программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий.

Формы контроля: текущий и итоговый. Контроль проводится с целью проверки усвоения, изучаемого и проверяемого программного материала. На уроках используются такие формы контроля как: устный опрос, фронтальный опрос, индивидуальное задание, технологический тест. Итоговая аттестация предусмотрена в виде защиты проектной работы.

Критерии оценки качества знаний, обучающихся по технологии

  1. При устной проверке.


Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью усвоил учебный материал;

  • умеет изложить учебный материал своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал;

  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить учебный материал своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.


Оценка «1» ставится, если учащийся:

  • полностью не усвоил учебный материал;

  • не может изложить учебный материал своими словами;

  • не может ответить на дополнительные вопросы учителя.



  1. При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • творчески планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно планирует выполнение работы;

  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

  • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • допускает ошибки при планировании выполнения работы;

  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

  • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;

  • не может использовать знаний программного материала;

  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;

  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

Оценка «1» ставится, если учащийся:

  • не может спланировать выполнение работы;

  • не может использовать знаний программного материала;

  • отказывается выполнять задания.




Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов

Вводный урок.

1

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

38

Кулинария

18

Черчение и графика

2

Технология ведения дома

4

Проектирование и изготовление изделий

5

ИТОГО:

68 ч


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 КЛАССА:

1.Вводный урок (1 час)

Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.



2.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (38 часа)

В результате изучения этого раздела обучающийся должен:

знать/понимать назначение различных швейных изделий; виды традиционных народных промыслов;

уметь выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять видов художественное оформление швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения художественного оформления изделий.


2.1. Швейные материалы (4часа)

Теоретические сведения. Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Виды переплетения нитей в тка­нях. Определение лицевой стороны ткани.

Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

Практические работы. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор мате­риалов для проектного изделия.

Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.


2.2. Бытовая швейная машина (4 часа)


Теоретические сведения. История создания швейной маши­ны. Назначение и устройство бытовой швейной машины. Пра­вила безопасного труда при выполнении машинных работ. Ор­ганизация рабочего места. Правильная посадка. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной маши­не. Неполадки, связанные с неправильной заправкой верхней и нижней ниток. Регуляторы швейной машины.

Практические работы. Заправка швейной машины нитка­ми. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с измене­нием длины стежка, закрепки в начале и конце строчки.

Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Об­разцы прямой и зигзагообразной строчек.

2.3. Конструирование и моделирование (4 часа)


Теоретические сведения. Понятия «снятие мерок», «конст­руктивные линии», «моделирование». Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямо­угольной формы. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук, юбка). Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля ка­чества выкройки.

Практические работы. Снятие мерок. Изготовление вы­кройки проектного швейного изделия. Моделирование вы­кройки. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука.


2.4. Раскройные работы (2 часа)


Теоретические сведения. Понятия «раскрой», «выкраива­ние». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспо­собления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек фартука на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. По­следовательность раскроя швейного изделия.

Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изго­товления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проект­ного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.

Варианты объектов труда. Ткань. Выкройки.


2.5. Технология швейных работ (12 часов)


Теоретические сведения. Правила безопасного труда при вы­полнении ручных работ. Организация рабочего места. Правиль­ная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка» и «шов». Виды ручных стежков и строчек. Приемы выполнения ручных стежков и строчек. Способы контроля качества. Классификация ручных стежков.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Технология выполнения ручных операций (перенести линии выкройки на детали кроя, обметать, заметать деталь, сметать детали). Способы контроля качества.

Требования, предъявляемые к выполнению машинных ра­бот. Технология выполнения машинных операций: обметыва­ние, застрачивание, стачивание. Условное обозначение опе­раций. Способы контроля качества. Классификация машин­ных швов.

Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепло­вых работ. Организация рабочего места. Оборудование для влажно-тепловой обработки. Требования, предъявляемые к вы­полнению влажно-тепловых работ. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: декатирование швейно­го материала; приутюживание, разутюживание, заутюживание. Способы контроля качества.

Типовая последовательность изготовления швейных изде­лий без проведения примерки на примере базовых изделий (фартук, юбка на кулиске). Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.

Критерии оценки изделия. Оценка изделия по критериям. Выявление дефектов. Пути их устранения. Расчет стоимости изделия.

Практические работы. Упражнения на перенос линий вы­кройки на детали кроя копировальным колесиком и прямы­ми стежками; обметывание срезов деталей кроя; сметывание заметывание. Выполнение ручных работ на проектном из­делии.

Изготовление образцов машинных швов. Выполнение влаж­но-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия.

Изготовление проектного изделия по индивидуальному пла­ну Придание окончательной формы изделию. Расчет матери­альных затрат на изготовление изделия. Презентация творче­ского проекта.

Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, стро­чек и швов, машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.

2.6. Декоративно-прикладное творчество (12 часов)


Теоретические сведения. История лоскутной техники. Материалы и инструменты, применяемые для лоскутной техники. Организация рабочего места. Подготовка материалом к работе. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология выполнения прихватки по шаблонам: составление эскиза; изготовление шаблонов; раскрой; соединение деталей между собой и с подкладкой.

История вышивки. Материалы и инструменты, применяемые для вышивки. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Заправка ткани в пяльцы. Подготовка ниток мулине к работе. Закрепление рабочей нитки на ткани. Технология выполнения ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе. Окончательная обработка вышитых изделий.

Технологическая последовательность создания декоратив­ного изделия (из лоскутов или оформленного вышивкой). Эта­пы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия.

Профессии, связанные с технологиями обработки текстиль­ных материалов и изготовлением швейных изделий.

Практические работы. Разработка эскиза лоскутного изделия (прихватки). Изготовление шаблонов (треугольник, квад­рат, шестиугольник) из плотной бумаги или картона. Раскрой деталей и соединение их между собой.

Увеличение (уменьшение) рисунка. Выполнение ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе.

Создание идеи (замысла) для выполнения творческого зада­ния. Выполнение эскиза модели авторского декоративного из­делия (из лоскутов или с вышивкой) или выбор модели из бан­ка идей. Изготовление изделий.

Варианты объектов труда. Образцы соединения лоскутов. Образцы вышивки. Прихватки, подставки под горячее, салфет­ки или игольницы.


3.Кулинария (18 часов)

В результате изучения этого раздела обучающийся должен:

знать/понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, сервировки стола и оформления приготовленных блюд.


3 .1. Культура питания (1 час)

Теоретические сведения. Понятия «кулинария», «питание», культура питания». Рациональное питание. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, мине­ральных солей. Правила санитарии и гигиены при приготовле­нии и хранении пищи.

Кухонная посуда и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, газо­вых плит, при работе с горячей жидкостью.

Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Варианты объектов труда. Кухонные посуда, инвентарь п приспособления.

3.2. Технология приготовления блюд (11 часов)


Теоретические сведения. Общие сведения о питании, процес­се пищеварения, усвояемости пищи. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Витамины, их значение и функции в организме человека, суточная потребность. Продукты, содержащие витамины.

Значение овощей в питании человека. Содержание в овощах питательных веществ. Правила сохранения витаминов в про­цессе хранения и кулинарной обработки овощей. Критерии определения качества овощей. Механическая (первичная) об­работка овощей. Виды тепловой обработки овощей. Виды на­резки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Блюда из сырых и вареных овощей и технология их приготов­ления. Требования к качеству и оформлению готовых блюд, по­дача их к столу. Правила безопасного труда при выполнении кулинарных работ.

Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Особенности кулинарного исполь­зования яиц. Способы варки и жарения яиц. Требования к каче­ству готовых блюд. Правила подачи блюд из яиц к столу.

Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов и спо­собы их приготовления. Украшение бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Подача бутербродов к столу.

Горячие напитки, их пищевая ценность. Посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления чая, кофе какао. Требования, предъявляемые к приготовлению горячих напитков. Подача чая, кофе и какао к столу.

Практические работы. Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей, яиц. Приготовление бутербродов и горя­чих напитков. Дегустация блюд. Оценка качества.

Варианты объектов труда. Блюда из сырЬ1Х и вареных ово­щей: салаты, винегрет. Блюда из яиц: вареные яйца, яичница, омлет. Бутерброды. Горячие напитки: чай, кофе.

3.3. Домашние заготовки (2 часа)


Теоретические сведения. Способы заготовки продуктов впрок. Подготовка продуктов к замораживанию. Быстрое замо­раживание продуктов в домашнем холодильнике. Условия и сроки хранения свежезамороженных продуктов.

Практические работы. Подготовка и замораживание ягод, пряных трав в морозильной камере холодильника.

Варианты объектов труда. Ягоды, пряные травы.


3.4. Творческое задание (4 часа)


Приготовление завтрака

Теоретические сведения. Меню завтрака. Расчет количества и состава продуктов. Приготовление завтрака. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посу­ды для завтрака. Культура поведения за столом. Правила поль­зования столовыми приборами, салфеткой.

Практические работы. Составление меню завтрака. Приго­товление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

Варианты объектов труда. Меню завтрака. Блюда для завтрака.

4.Черчение и графика (2 часа)


В результате изучения этого раздела обучающийся должен:

знать/понимать технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз;

уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выполнения графических работ с помощью инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем.


Теоретические сведения. Понятие «эскиз». Виды эскизов. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения эскизов. Эскиз швейного изделия. Последовательность работы с эскизами.

Понятия «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа швейного изделия. Правила безопасного труда при выполнении чертежных работ. Организация рабочего места. Последовательность построения чертежа для изготовления образца шва, узла прямоугольной формы.

Практические работы. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ (эскизов, чертежей швейных изделий) от руки.

Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий.


5.Технологии ведения дома (4 часов)


В результате изучения этого раздела обучающийся должен:

знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств;

уметь планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.


5.1. Уход за одеждой и обувью (2 часа)

Теоретические сведения. Ремонт одежды: штопка, заплаты, восстановление распоровшихся швов. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлы­ка и одежды. Выведение пятен. Применение средств защиты от моли и других насекомых.

Практические работы. Ознакомление с условными обозначениями (символами), встречающимися на ярлыках одежды. Выбор вида ухода в зависимости от волокнистого состава материала.

Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из хлопчато­бумажных и льняных тканей.

5.2. Интерьер жилых помещений (2 часа)

Теоретические сведения. Понятие «интерьер». Интерьер кухни и столовой. Требования, предъявляемые к кухне и столовой. Оборудование кухни: минимальный набор мебели, электрических приборов. Правила и варианты размещения оборудования. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Благоустройство кухни. Отделка интерьера различного вида тканями, полимерными покрытиями, декоративными элементами, комнатными растениями. Санитарное состояние кухни. Способы поддержания чистоты воздуха, стен, пола. Гигиена газовых и электрических плит, сантехники и кафеля.

Практические работы. Разработка плана размещения обору­дования на кухне.

Варианты объектов труда. Кабинет технологии. План кухни.

8. Проектирование и изготовление изделий (5 часов)


Теоретические сведения. Понятие «творческий проект по тех­нологии». Проектирование личностно или общественно значи­мых изделий с использованием текстильных или поделочных ма­териалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.

Понятия «одежда», «швейное изделие», «проектирование». (Создание изделий из текстильных материалов в промышленно­сти и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной дея­тельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Вы­бор модели проектного швейного изделия.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: фартук; изделие, выполненное в лоскутной технике; изделие вышивкой; меню и блюда для завтрака и др.















Календарно-тематическое планирование

уроков «Технологии» 5 класс


Кол-во часов за год:

Всего 68 часов

В неделю 2 часа

Планирование составлено на основе Авторской программы Технология: программы начального и основного общего образования / [М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.].—М.: Вентана-Граф,2010.-192с


урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Дата




Речевой материал

Вводный урок (1 час)

1

Технология как учебная дисциплина и как наука.

Практическая работа. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

1


Технология, наука. Санитарно-гигиенические требования, правила внутреннего распорядка.


2.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (38 часа)

2.1. Швейные материалы (4часа)


2

Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Виды переплетения нитей в тка­нях. Определение лицевой стороны ткани.

1


Ткан, прядение, ткачество и отделка тканей, лицевая сторона.

3

Практическая работа. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей.

1


Лицевая сторона, долевая нить.

4

Свойства текстильных материалов.

1


Виды растительных волокон, хлопчатобумажная ткань, льняная ткань.

5

Практическая работа. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор мате­риалов для проектного изделия.

1


Виды и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

2.2. Бытовая швейная машина (4 часа)


6

История создания швейной маши­ны. Назначение и устройство бытовой швейной машины.

1


Швейная машина, машинная строчка,

7

Пра­вила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Подготовка швейной машины к работе.

1


Пра­вила безопасного труда при выполнении машинных работ.

8

Правила работы на швейной маши­не. Неполадки, связанные с неправильной заправкой верхней и нижней ниток. Регуляторы швейной машины.

1


Заправкой верхней и нижней ниток, правила работы.

9

Практическая работа. Заправка швейной машины нитка­ми. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с измене­нием длины стежка, закрепки в начале и конце строчки.

1


Заправка швейной машины нитка­ми, прямая и зигзагообразная строчки.

2.3. Конструирование и моделирование (4 часа)

10

Конструирование швейных изделий. Практическая работа. Снятие мерок.

1


Правила снятия мерок, «снятие мерок», «конст­руктивные линии», «моделирование».

11

Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук, юбка). Практическая работа. Изготовление вы­кройки проектного швейного изделия.

1


Чертеж швейного изделия, фартук.

12

Способы моделирования выкроек. Практическая работа. Моделирование вы­кройки.

1


Моделирование вы­кройки.

13

Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля ка­чества выкройки. Практическая работа. Подготовка выкройки к раскрою.

1


Раскрой, качество выкройки.

2.4. Раскройные работы (2 часа)

14

Правила раскроя швейного изделия. Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ.

1


Раскладка выкройки, припуски на швы, «раскрой», «выкраива­ние».

15

Практическая работа. Выкраивание деталей кроя для изго­товления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проект­ного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.

1


Раскладка выкройки, припуски на швы, «раскрой», «выкраива­ние».

2.5. Технология швейных работ (12 часов)

16

Ручные швейные работы. Правила безопасного труда при выполнении ручных работ.

1


Организация рабочего места. Правиль­ная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка» и «шов».

17

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Технология выполнения ручных операций. Способы контроля качества.

1


Перенос линии выкройки на детали кроя, обметать, заметать деталь, сметать детали.

18

Практическая работа. Упражнения на перенос линий вы­кройки на детали кроя копировальным колесиком и прямы­ми стежками; обметывание срезов деталей кроя; сметывание заметывание. Выполнение ручных работ на проектном из­делии.

1


Перенос линии выкройки на детали кроя, обметать, заметать деталь, сметать детали.

19

Основные операции при машинной обработке.

1


Машинных операций: обметыва­ние, застрачивание, стачивание.

20

Практическая работа. Изготовление образцов машинных швов.

1


Машинных операций: обметыва­ние, застрачивание, стачивание.

21

Влажно-тепловая обработка швейного изделия. Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепло­вых работ.

1


Утюг, декатирование швейно­го материала; приутюживание, разутюживание, заутюживание. Способы контроля качества.

22

Практическая работа. Выполнение влаж­но-тепловых работ.

1


Утюг, декатирование швейно­го материала; приутюживание, разутюживание, заутюживание. Способы контроля качества.

23

Типовая последовательность изготовления швейных изде­лий без проведения примерки на примере базовых изделий (фартук). Практическая работа. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия.

1


Образцы, узлы швейного изделия, примерка.

24

Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.

1


Окончательная форма изделия, материальные затраты.

25

Практическая работа. Изготовление проектного изделия по индивидуальному пла­ну.

1


Индивидуальный план.

26

Критерии оценки изделия. Оценка изделия по критериям. Выявление дефектов. Пути их устранения. Расчет стоимости изделия.

1


Оценка изделия, дефект, стоимость изделия.

27

Практическая работа. Придание окончательной формы изделию. Расчет матери­альных затрат на изготовление изделия. Презентация творче­ского проекта.

1


Окончательная форма изделия, материальные затраты, оценка изделия, дефект, стоимость изделия.

2.6. Декоративно-прикладное творчество (8 часов)

28

История лоскутной техники. Материалы и инструменты, применяемые для лоскутной техники. Организация рабочего места. Подготовка материалом к работе.

1


Лоскутная техника.

29

Практическая работа. Разработка эскиза лоскутного изделия (прихватки).

1


Эскиз, прихватка.

30

Подбор тканей. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология выполнения прихватки по шаблонам.

1


Цвет, фактура и рисунок, составление эскиза; изготовление шаблонов; раскрой; соединение деталей между собой и с подкладкой.

31

Практическая работа. Изготовление шаблонов (треугольник, квад­рат, шестиугольник) из плотной бумаги или картона. Раскрой деталей и соединение их между собой.

1


Шаблон, треугольник, квад­рат, шестиугольник, раскрой.

32

История вышивки.

1


Материалы и инструменты, применяемые для вышивки. Организация рабочего места.

33

Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Практическая работа. Увеличение (уменьшение) рисунка.

1


Увеличение и уменьшение рисунка, перевод рисунка, копировальная бумага.

34

,Подготовка материалов для вышивания. Заправка ткани в пяльцы. Подготовка ниток мулине к работе. Закрепление рабочей нитки на ткани.

1


Ткань, пяльцы, нитки мулине к. Закрепление рабочей нитки на ткани.

35

Практическая работа. Выполнение ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе.

1


Ручные прямые, петельные, петлеобразные, косые и крестообразные стежки и швы. Окончательная обработка вышитых изделий.

8. Проектирование и изготовление изделий (5 часов)

36

Понятие «творческий проект по тех­нологии». Проектирование личностно или общественно значи­мых изделий с использованием текстильных или поделочных ма­териалов.

1


Творческий проект, поделочные материалы.

37

Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.

1


Поисковый, технологический и аналитический этапы.

38

Создание изделий из текстильных материалов в промышленно­сти и по индивидуальным заказам. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

1


«Одежда», «швейное изделие», «проектирование». Алгоритм проектной дея­тельности.

39

Практическая работа. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта.

1


Идей, учебный проект.

40

Практическая работа Анализ моделей-аналогов из банка идей. Вы­бор модели проектного швейного изделия.

1


Модели-аналоги, банк идей.

2.6. Декоративно-прикладное творчество (4 часа)

41

Технологическая последовательность создания декоратив­ного изделия. Способы окончательной обработки декоративного изделия

1


Эта­пы работы над творческим заданием.

42

Практическая работа. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого зада­ния. Выполнение эскиза модели авторского декоративного из­делия (из лоскутов или с вышивкой) или выбор модели из бан­ка идей.

1


Эскиз модели декоративного изделия.

43

Практическая работа. Изготовление изделий.

1


Изготовление изделия.

44

Профессии, связанные с технологиями обработки текстиль­ных материалов и изготовлением швейных изделий.

1



3.Кулинария (18 часов)

3 .1. Культура питания (1 час)

45

Рациональное питание. Кухонная посуда и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, газо­вых плит, при работе с горячей жидкостью.

Практическая работа. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

1


«Кулинария», «питание», культура питания», санитария и гигиена, электронагревательные приборы, газовые плиты.

3.2. Технология приготовления блюд (11 часов)

46

Общие сведения о питании, процес­се пищеварения, усвояемости пищи.

1


Витамины, белки, жиры, углеводы.

47

Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду

1


Овощи, питательные вещества. Критерии определения качества овощей.

48

Механическая (первичная) об­работка овощей. Виды тепловой обработки овощей. Виды на­резки овощей. Правила безопасного труда при выполнении кулинарных работ.

1


Инструменты и приспособления для нарезки. Сырые овощи, готовые блюда.

49

Практическая работа. Приготовление блюд из сырых овощей

1


Блюд из сырых овощей.

50

Практическая работа. Приготовление блюд вареных овощей.

1


Вареные овощи.

51

Блюда из яиц.

1


Пищевая ценность яиц, доброкачественность яиц. Способы. Требования к каче­ству готовых блюд.

52

Практическая работа. Приготовление блюд из яиц.

1


Варка и жарение яиц. Правила подачи блюд из яиц к столу.

53

Правила приготовление бутербродов.

1


Хлеб, виды бутербродов. Украшение бутербродов.

54

Практическая работа. Приготовление бутербродов. Дегустация блюд. Оценка качества



Бутерброды, дегустация.

55

Правила приготовления горячих напитков, их пищевая ценность.

1


Чай, кофе, какао.

56

Практическая работа. Приготовление горя­чих напитков. Дегустация блюд. Оценка качества

1


Чай, кофе, какао.

3.3. Домашние заготовки (2 часа)

57

Способы заготовки продуктов впрок. Подготовка продуктов к замораживанию.

1


Быстрое замо­раживание. Условия и сроки хранения свежезамороженных продуктов.

58

Практическая работа. Подготовка и замораживание ягод, пряных трав в морозильной камере холодильника.

1


Подготовка и замораживание ягод, пряных трав в морозильной камере холодильника

3.4. Творческое задание (4 часа)

59

Меню завтрака. Расчет количества и состава продуктов. Практическая работа. Составление меню завтрака.

1


Меню, расчет, состав продуктов.

60

Приготовление завтрака. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посу­ды для завтрака.

1


Приготовление, завтрак.

61

Практические работы. Приго­товление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

1


Сервировка стола.

62

Культура поведения за столом. Правила поль­зования столовыми приборами, салфеткой.

1


Культура поведения, столовые приборы, салфетки.

4.Черчение и графика (2 часа)

63

Понятие «эскиз». Эскиз швейного изделия. Понятия «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Правила безопасного труда при выполнении чертежных работ.

1


Виды эскизов. Последовательность работы с эскизами. Последовательность построения чертежа для изготовления образца шва, узла прямоугольной формы.

64

Практическая работа. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ (эскизов, чертежей швейных изделий) от руки.

1


Чтение чертежей, схем, технологических карт.

5.Технологии ведения дома (4 часов)

5.1. Уход за одеждой и обувью (2 часа)

65

Ремонт одежды. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей.

1


Штопка, заплаты, восстановление распоровшихся швов. Значение символов на ярлы­ка и одежды. Выведение пятен. Применение средств защиты от моли и других насекомых.

66

Практическая работа. Ознакомление с условными обозначениями (символами), встречающимися на ярлыках одежды. Выбор вида ухода в зависимости от волокнистого состава материала.

1


Символы, условные обозначения.

5.2. Интерьер жилых помещений (2 часа)

67

Интерьер кухни и столовой.

1


Интерьер, оборудование кухни: минимальный набор мебели, электрических приборов.

68

Практическая работа. Разработка плана размещения обору­дования на кухне.

1




Итого

68