АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмет «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Учебного плана образовательного учреждения.
4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Формы и методы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения:
1.Педагогические технологии ориентированы:
- на формирование положительной мотивации к учебному труду.
- интенсификацию коммуникативной среды
- развитие личности, способной к учебной деятельности
2.Классно-урочная технология обучения
- обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков
3.Интерактивные технологии ( ИКТ ) или групповые технологии обучения ( работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу )
- формирование личности коммуникабельной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала
4.Игровая технология (дидактическая игра)
- освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
5.Личностно-ориентированная технология обучения
- развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.
Основные подходы личностно-ориентированного образования
- разноуровневый - ориентация на разный уровень сложности программного материала
- дифференцированный - выделение групп обучаемых на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям
- индивидуальный - распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности
6.Здоровьесберегающие технологии
- совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Сроки реализации программы - на ступень (11-4 классы).
Рабочая программа предназначена для 4 класса и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Адаптивная физкультура»
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.
Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.
Учебно-тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»
4 «В» 2018-2019 уч. год
№ п/п | Содержание программного материала |
1 | Правила поведения в зале .Ходьба и бег по кругу. Игра. |
2 | ОРУ. Лазание по стенке. |
3 | ОРУ. Прыжки вверх с доставанием предметов. |
4 | ОРУ. Прыжки с продвижением вперед. |
5 | ОРУ с мячом. Ходьба по ограниченной поверхности с дополнительным заданием |
6 | ОРУ с мячом. Прыжки из обруча в обруч |
7 | ОРУ с мячом. Лазание по лестнице |
8 | ОРУ с мячом. Бег с изменением темпа движения. |
9 | ОРУ с обручем.Ходьба по гимнастической скамейке , перешагивая кирпичики |
10 | ОРУ с обручем Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, между кеглей змейкой |
11 | ОРУ с обручем. Подбрасывание мяча вверх и ловля его в движении. |
12 | ОРУ с обручем.Прокатывание обручей друг другу, по прямой |
13 | ОРУ с хлопками. Прокатывание мяча друг другу 2-мя и 1-ой рукой. |
14 | ОРУ с хлопками. Ползание по г. скамейке , держась двумя руками за края скамейки. |
15 | ОРУ с хлопками. Прыжки на двух ногах из обруча в обруч с продвижением вперёд (расстояние 2-3 м). |
16 | ОРУ с хлопками. Прокатывание мяча из разных И.П; друг другу двумя руками и одной рукой. |
17 | ОРУ с палками. Ползание на г. скамейке с опорой на руки и колени (h скамейки = 30-35 см). |
18 | ОРУ с палками. Ходьба по доске с мешочком на голове, руки на поясе. |
19 | ОРУ с палками.Работа с мячом в парах. |
20 | ОРУ с палками Ходьба с выполнением дополнительных заданий по сигналу (присесть, лечь на живот и т.д.), Х пригнувшись, «крадучись». |
21 | ОРУ с игрушками.Бег по кругу с изменением темпа движения по звуковому сигналу и бег пригнувшись, «крадучись». |
22 | ОРУ с игрушками Подлезание под препятствие правым и левым боком (4 стойки с привязанными к ним 2 шнурами на h= 40 см). |
23 | ОРУ с игрушками Ходьба со сменой ведущего Бег по кругу со меной ведущего, с изменением темпа движения по сигналу педагога |
24 | ОРУ с игрушками Бросание мяча вверх, вниз об пол и ловля его обеими руками (3-4 раза подряд) |
25 | ОРУ «зверята» Прыжки из глубокого приседа стоя на месте, чередуя с расслаблением (10 прыжков x 3 раза) |
26 | ОРУ «зверята» Бросание мяча вверх, вниз об пол и ловля его двумя руками, не прижимая мяч к груди (5-6 раз подряд) |
27 | ОРУ «зверята»Лазание по лестнице с переходом с пролета на пролет. |
28 | ОРУ «зверята»Отбивание мяча о пол двумя и одной рукой |
29 | ОРУ «Мы сильные» Владение мячом приведении в движении |
30 | ОРУ «Мы сильные» Ведение мяча в разных направлениях с остановкой по сигналу. |
31 | ОРУ с гантелями. Прыжки на двух ногах с дополнительным заданием. |
32 | ОРУ с гантелями. Запрыгивание на возвышение и спрыгивание с него. |
33 | ОРУ с гантелями. Прыжки в длину с места. |
34 | ОРУ с гантелями. Бросание мяча в цель из разных исходных положений. |
35 | ОРУ в парах. Прыжки через скакалку разными способами. |
36 | ОРУ в парах. Метание в вертикальную горизонтальную цель |
37 | ОРУ в парах. Прыжки через скакалку. |
38 | ОРУ в парах. Бросать и ловить мяч в парах. |
39 | ОРУ малыми мячами. Перебрасывание малого мяча из одной руки в другую. |
40 | ОРУ с малым мячом. Подлезание под дугой. |
41 | ОРУ с малым мячом. Пролезание в обруч не касаясь его. |
42 | ОРУ с малым мячом. Перебрасывание мяча из разных положений. |
43 | ОРУ. Лазание по лестнице разноименным способом. |
44 | ОРУ. Ходьба по буму с мешочком на голове. |
45 | ОРУ. Подбивание ракеткой волана на месте |
46 | ОРУ. Подбивание ракеткой волана в движении |
47 | ОРУ «Весёлые ребята». Ходьба по буму с высоким подниманием колена |
48 | ОРУ «Весёлые ребята». Прыжок в высоту с места через шнур (30-50см) |
49 | ОРУ «Весёлые ребята». Равновесие на буме. |
50 | ОРУ с мячом. Передача мяча в парах ногами. |
51 | ОРУ с мячом. Ведение мяча ногой по кругу, передача в парах. |
52 | ОРУ с мячом. Ловля и бросание мяча. |
53 | ОРУ с обручем. Ползание по скамейке, подтягиваясь на руках |
54 | ОРУ с обручем. Прыжки из обруча в обруч. |
55 | ОРУ с обручем. Пролезание в обруч разными способами. |
56 | ОРУ с обручем. Прокатывание обруча в парах. |
57 | ОРУ в парах. Бег обычный, «змейкой», со сменой направляющего. |
58 | ОРУ в парах. Ходьба по буму боком приставным шагом с дополнительным заданием для рук. |
59 | ОРУ в парах. Лазание по лестнице разными способами с переходом на соседний пролет |
60 | ОРУ с гантелями. Прыжки на двух ногах с дополнительным заданием. |
61 | ОРУ с гантелями. Запрыгивание на возвышение и спрыгивание с него. |
62 | ОРУ с гантелями. Прыжки в длину с места. |
63 | ОРУ с гантелями. Бросание мяча в цель из разных исходных положений. |
64 | ОРУ без предметов. Метание мяча в даль. |
65 | ОРУ без предметов. Метание мяча в даль. |
66 | ОРУ без предметов. Прыжок в длину с разбега. |
67 | ОРУ без предметов. Бег на длинную дистанцию. |
68 | ОРУ без предметов. Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
«Адаптивная физкультура» 2018-2019 уч. год
1 четверть 4 « В» класс
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Сроки план | По факту |
1 | Правила поведения в зале .Ходьба и бег по кругу. Игра. | 1 | | |
2 | ОРУ. Лазание по стенке. | 1 | | |
3 | ОРУ. Прыжки вверх с доставанием предметов. | 1 | | |
4 | ОРУ. Прыжки с продвижением вперед. | 1 | | |
5 | ОРУ с мячом. Ходьба по ограниченной поверхности с дополнительным заданием | 1 | | |
6 | ОРУ с мячом. Прыжки из обруча в обруч | 1 | | |
7 | ОРУ с мячом. Лазание по лестнице | 1 | | |
8 | ОРУ с мячом. Бег с изменением темпа движения. | 1 | | |
9 | ОРУ с обручем.Ходьба по гимнастической скамейке , перешагивая кирпичики | 1 | | |
10 | ОРУ с обручем Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, между кеглей змейкой | 1 | | |
11 | ОРУ с обручем. Подбрасывание мяча вверх и ловля его в движении. | 1 | | |
12 | ОРУ с обручем.Прокатывание обручей друг другу, по прямой | 1 | | |
13 | ОРУ с хлопками. Прокатывание мяча друг другу 2-мя и 1-ой рукой. | 1 | | |
14 | ОРУ с хлопками. Ползание по г. скамейке , держась двумя руками за края скамейки. | 1 | | |
15 | ОРУ с хлопками. ) Прыжки на двух ногах из обруча в обруч с продвижением вперёд (расстояние 2-3 м). | 1 | | |
16 | ОРУ с хлопкамиПрокатывание мяча из разных И.П; друг другу двумя руками и одной рукой. | 1 | | |
17 | ОРУ с палками. Ползание на г. скамейке с опорой на руки и колени (h скамейки = 30-35 см). | 1 | | |
18 | ОРУ с палками. Ходьба по доске с мешочком на голове, руки на поясе. | 1 | | |
Итого: 8 учебных недель, что составляет 16 учебных часов за 1 четверть
2 четверть 4 « В» класс
№ П.п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Сроки план | По факту |
19 | ОРУ с палками.Работа с мячом в парах. | 1 | | |
20 | ОРУ с палками Ходьба с выполнением дополнительных заданий по сигналу (присесть, лечь на живот и т.д.), Х пригнувшись, «крадучись». | 1 | | |
21 | ОРУ с игрушками.Бег по кругу с изменением темпа движения по звуковому сигналу и бег пригнувшись, «крадучись». | 1 | | |
22 | ОРУ с игрушками Подлезание под препятствие правым и левым боком (4 стойки с привязанными к ним 2 шнурами на h= 40 см). | 1 | | |
23 | ОРУ с игрушками Ходьба со сменой ведущего Бег по кругу со меной ведущего, с изменением темпа движения по сигналу педагога | 1 | | |
24 | ОРУ с игрушками Бросание мяча вверх, вниз об пол и ловля его обеими руками (3-4 раза подряд) | 1 | | |
25 | ОРУ «зверята» Прыжки из глубокого приседа стоя на месте, чередуя с расслаблением (10 прыжков x 3 раза) | 1 | | |
26 | ОРУ «зверята» Бросание мяча вверх, вниз об пол и ловля его двумя руками, не прижимая мяч к груди (5-6 раз подряд) | 1 | | |
27 | ОРУ «зверята»Лазание по лестнице с переходом с пролета на пролет. | 1 | | |
28 | ОРУ «зверята»Отбивание мяча о пол двумя и одной рукой | 1 | | |
29 | ОРУ «Мы сильные» Владение мячом приведении в движении | 1 | | |
30 | ОРУ «Мы сильные» Ведение мяча в разных направлениях с остановкой по сигналу. | 1 | | |
31 | ОРУ с гантелями. Прыжки на двух ногах с дополнительным заданием. | 1 | | |
32 | ОРУ с гантелями. Запрыгивание на возвышение и спрыгивание с него. | 1 | | |
Итого: 7 учебных недель, что составляет 14 учебных часов за 2 четверть
3 четверть 4 « В» класс
№ П.п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Срокиплан | По факту |
33 | ОРУ с гантелями. Прыжки в длину с места. | 1 | | |
34 | ОРУ с гантелями. Бросание мяча в цель из разных исходных положений. | 1 | | |
35 | ОРУ в парах. Прыжки через скакалку разными способами. | 1 | | |
36 | ОРУ в парах. Метание в вертикальную горизонтальную цель | 1 | | |
37 | ОРУ в парах. Прыжки через скакалку. | 1 | | |
38 | ОРУ в парах. Бросать и ловить мяч в парах. | 1 | | |
39 | ОРУ малыми мячами. Перебрасывание малого мяча из одной руки в другую. | 1 | | |
40 | ОРУ с малым мячом. Подлезание под дугой. | 1 | | |
41 | ОРУ с малым мячом. Пролезание в обруч не касаясь его. | 1 | | |
42 | ОРУ с малым мячом. Перебрасывание мяча из разных положений. | 1 | | |
43 | ОРУ. Лазание по лестнице разноименным способом. | 1 | | |
44 | ОРУ. Ходьба по буму с мешочком на голове. | 1 | | |
45 | ОРУ. Подбивание ракеткой волана на месте | 1 | | |
46 | ОРУ. Подбивание ракеткой волана в движении | 1 | | |
47 | ОРУ «Весёлые ребята». Ходьба по буму с высоким подниманием колена | 1 | | |
48 | ОРУ «Весёлые ребята». Прыжок в высоту с места через шнур (30-50см) | 1 | | |
49 | ОРУ «Весёлые ребята». Равновесие на буме. | 1 | | |
50 | ОРУ с мячом. Передача мяча в парах ногами. | 1 | | |
51 | ОРУ с мячом. Ведение мяча ногой по кругу, передача в парах. | 1 | | |
52 | ОРУ с мячом. Ловля и бросание мяча. | 1 | | |
Итого: 10 учебных недель, что составляет 20 учебных часа за 3 четверть
4 четверть 4 « В» класс
№ П.п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Сроки план | По факту |
53 | ОРУ с обручем. Ползание по скамейке, подтягиваясь на руках | 1 | | |
54 | ОРУ с обручем. Прыжки из обруча в обруч. | 1 | | |
55 | ОРУ с обручем. Пролезание в обруч разными способами. | 1 | | |
56 | ОРУ с обручем. Прокатывание обруча в парах. | 1 | | |
57 | ОРУ в парах. Бег обычный, «змейкой», со сменой направляющего. | 1 | | |
58 | ОРУ в парах. Ходьба по буму боком приставным шагом с дополнительным заданием для рук. | 1 | | |
59 | ОРУ в парах. Лазание по лестнице разными способами с переходом на соседний пролет | 1 | | |
60 | ОРУ с гантелями. Прыжки на двух ногах с дополнительным заданием. | 1 | | |
61 | ОРУ с гантелями. Запрыгивание на возвышение и спрыгивание с него. | 1 | | |
62 | ОРУ с гантелями. Прыжки в длину с места. | 1 | | |
63 | ОРУ с гантелями. Бросание мяча в цель из разных исходных положений. | 1 | | |
64 | ОРУ без предметов .Метание мяча в даль. | 1 | | |
65 | ОРУ без предметов. Метание мяча в даль. | 1 | | |
66 | ОРУ без предметов. Прыжок в длину с разбега. | 1 | | |
67 | ОРУ без предметов. Бег на длинную дистанцию. | 1 | | |
68 | ОРУ без предметов. Итоговое занятие. | 1 | | |
Итого: 8 учебных недель, что составляет 16 учебных часов за 4 четверть
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр и др. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон.