СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физкультура" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР и разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физкультура" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»

АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Пояснительная записка. Рабочая программа по учебному предмет «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:


1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Учебного плана образовательного учреждения.

4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»


Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Формы и методы организации учебного процесса

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.


Технологии обучения:

1.Педагогические технологии ориентированы:

- на формирование положительной мотивации к учебному труду.

- интенсификацию коммуникативной среды

- развитие личности, способной к учебной деятельности


2.Классно-урочная технология обучения

- обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков


3.Интерактивные технологии ( ИКТ ) или групповые технологии обучения ( работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу )

- формирование личности коммуникабельной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала


4.Игровая технология (дидактическая игра)

- освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.


5.Личностно-ориентированная технология обучения

- развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.

Основные подходы личностно-ориентированного образования

- разноуровневый - ориентация на разный уровень сложности программного материала

- дифференцированный - выделение групп обучаемых на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям

- индивидуальный - распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности


6.Здоровьесберегающие технологии

- совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью


Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Сроки реализации программы - на ступень (11-4 классы).


Рабочая программа предназначена для 4 класса и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.


К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты освоения учебного предмета «Адаптивная физкультура»

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.

Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.

Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.

Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры и др.

















Учебно-тематическое планирование по предмету «Адаптивная физкультура»

4 «В» 2018-2019 уч. год

№ п/п

Содержание программного материала

1

Правила поведения в зале .Ходьба и бег по кругу. Игра.

2

ОРУ. Лазание по стенке.

3

ОРУ. Прыжки вверх с доставанием предметов.

4

ОРУ. Прыжки с продвижением вперед.

5

ОРУ с мячом. Ходьба по ограниченной поверхности с дополнительным заданием

6

ОРУ с мячом. Прыжки из обруча в обруч

7

ОРУ с мячом. Лазание по лестнице

8

ОРУ с мячом. Бег с изменением темпа движения.

9

ОРУ с обручем.Ходьба по гимнастической скамейке , перешагивая кирпичики

10

ОРУ с обручем Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, между кеглей змейкой

11

ОРУ с обручем. Подбрасывание мяча вверх и ловля его в движении.

12

ОРУ с обручем.Прокатывание обручей друг другу, по прямой

13

ОРУ с хлопками. Прокатывание мяча друг другу 2-мя и 1-ой рукой.

14

ОРУ с хлопками. Ползание по г. скамейке , держась двумя руками за края скамейки.

15

ОРУ с хлопками. Прыжки на двух ногах из обруча в обруч с продвижением вперёд (расстояние 2-3 м).


16

ОРУ с хлопками. Прокатывание мяча из разных И.П; друг дру­гу двумя руками и одной рукой.

17

ОРУ с палками. Ползание на г. скамейке с опорой на руки и колени (h скамейки = 30-35 см).

18

ОРУ с палками. Ходьба по доске с мешочком на голове, руки на поясе.

19

ОРУ с палками.Работа с мячом в парах.

20

ОРУ с палками Ходьба с выполнением дополнительных заданий по сигналу (присесть, лечь на живот и т.д.), Х пригнувшись, «крадучись».

21

ОРУ с игрушками.Бег по кругу с изменением темпа движения по звуковому сигналу и бег

пригнувшись, «крадучись».

22

ОРУ с игрушками Подлезание под препятствие правым и левым боком (4 стойки с привязанными к ним 2 шнурами на h= 40 см).

23

ОРУ с игрушками Ходьба со сменой ведущего

Бег по кругу со меной ведущего, с изменением темпа движения по сигналу педагога

24

ОРУ с игрушками Бросание мяча вверх, вниз об пол и ловля его обеими руками (3-4 раза подряд)

25

ОРУ «зверята» Прыжки из глубокого приседа стоя на месте, чередуя с расслаблением (10 прыжков x 3 раза)

26

ОРУ «зверята» Бросание мяча вверх, вниз об пол и ловля его двумя руками, не прижимая мяч к груди (5-6 раз подряд)

27

ОРУ «зверята»Лазание по лестнице с переходом с пролета на пролет.

28

ОРУ «зверята»Отбивание мяча о пол двумя и одной рукой

29

ОРУ «Мы сильные» Владение мячом приведении в движении

30

ОРУ «Мы сильные» Ведение мяча в разных направлениях с остановкой по сигналу.

31

ОРУ с гантелями. Прыжки на двух ногах с дополнительным заданием.

32

ОРУ с гантелями. Запрыгивание на возвышение и спрыгивание с него.

33

ОРУ с гантелями. Прыжки в длину с места.

34

ОРУ с гантелями. Бросание мяча в цель из разных исходных положений.

35

ОРУ в парах. Прыжки через скакалку разными способами.

36

ОРУ в парах. Метание в вертикальную горизонтальную цель

37

ОРУ в парах. Прыжки через скакалку.

38

ОРУ в парах. Бросать и ловить мяч в парах.

39

ОРУ малыми мячами. Перебрасывание малого мяча из одной руки в другую.

40

ОРУ с малым мячом. Подлезание под дугой.

41

ОРУ с малым мячом. Пролезание в обруч не касаясь его.

42

ОРУ с малым мячом. Перебрасывание мяча из разных положений.

43

ОРУ. Лазание по лестнице разноименным способом.

44

ОРУ. Ходьба по буму с мешочком на голове.

45

ОРУ. Подбивание ракеткой волана на месте

46

ОРУ. Подбивание ракеткой волана в движении

47

ОРУ «Весёлые ребята». Ходьба по буму с высоким подниманием колена

48

ОРУ «Весёлые ребята». Прыжок в высоту с места через шнур (30-50см)

49

ОРУ «Весёлые ребята». Равновесие на буме.

50

ОРУ с мячом. Передача мяча в парах ногами.

51

ОРУ с мячом. Ведение мяча ногой по кругу, передача в парах.

52

ОРУ с мячом. Ловля и бросание мяча.

53

ОРУ с обручем. Ползание по скамейке, подтягиваясь на руках

54

ОРУ с обручем. Прыжки из обруча в обруч.

55

ОРУ с обручем. Пролезание в обруч разными способами.

56

ОРУ с обручем. Прокатывание обруча в парах.

57

ОРУ в парах. Бег обычный, «змейкой», со сменой направляющего.

58

ОРУ в парах. Ходьба по буму боком приставным шагом с дополнительным заданием для рук.

59

ОРУ в парах. Лазание по лестнице разными способами с переходом на соседний пролет

60

ОРУ с гантелями. Прыжки на двух ногах с дополнительным заданием.

61

ОРУ с гантелями. Запрыгивание на возвышение и спрыгивание с него.

62

ОРУ с гантелями. Прыжки в длину с места.

63

ОРУ с гантелями. Бросание мяча в цель из разных исходных положений.

64

ОРУ без предметов. Метание мяча в даль.

65

ОРУ без предметов. Метание мяча в даль.

66

ОРУ без предметов. Прыжок в длину с разбега.

67

ОРУ без предметов. Бег на длинную дистанцию.

68

ОРУ без предметов. Итоговое занятие.




Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

«Адаптивная физкультура» 2018-2019 уч. год

1 четверть 4 « В» класс

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Сроки план

По факту

1

Правила поведения в зале .Ходьба и бег по кругу. Игра.

1



2

ОРУ. Лазание по стенке.

1



3

ОРУ. Прыжки вверх с доставанием предметов.

1



4

ОРУ. Прыжки с продвижением вперед.

1



5

ОРУ с мячом. Ходьба по ограниченной поверхности с дополнительным заданием

1



6

ОРУ с мячом. Прыжки из обруча в обруч

1



7

ОРУ с мячом. Лазание по лестнице

1



8

ОРУ с мячом. Бег с изменением темпа движения.

1



9

ОРУ с обручем.Ходьба по гимнастической скамейке , перешагивая кирпичики

1



10

ОРУ с обручем Прыжки на двух ногах с продвижением вперед, между кеглей змейкой

1



11

ОРУ с обручем. Подбрасывание мяча вверх и ловля его в движении.

1



12

ОРУ с обручем.Прокатывание обручей друг другу, по прямой

1



13

ОРУ с хлопками. Прокатывание мяча друг другу 2-мя и 1-ой рукой.

1



14

ОРУ с хлопками. Ползание по г. скамейке , держась двумя руками за края скамейки.

1



15

ОРУ с хлопками. ) Прыжки на двух ногах из обруча в обруч с продвижением вперёд (расстояние 2-3 м).


1



16

ОРУ с хлопкамиПрокатывание мяча из разных И.П; друг дру­гу двумя руками и одной рукой.

1



17

ОРУ с палками. Ползание на г. скамейке с опорой на руки и колени (h скамейки = 30-35 см).

1



18

ОРУ с палками. Ходьба по доске с мешочком на голове, руки на поясе.

1




Итого: 8 учебных недель, что составляет 16 учебных часов за 1 четверть


2 четверть 4 « В» класс

№ П.п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Сроки план

По факту

19

ОРУ с палками.Работа с мячом в парах.

1



20

ОРУ с палками Ходьба с выполнением дополнительных заданий по сигналу (присесть, лечь на живот и т.д.), Х пригнувшись, «крадучись».

1



21

ОРУ с игрушками.Бег по кругу с изменением темпа движения по звуковому сигналу и бег

пригнувшись, «крадучись».

1



22

ОРУ с игрушками Подлезание под препятствие правым и левым боком (4 стойки с привязанными к ним 2 шнурами на h= 40 см).

1



23

ОРУ с игрушками Ходьба со сменой ведущего

Бег по кругу со меной ведущего, с изменением темпа движения по сигналу педагога

1



24

ОРУ с игрушками Бросание мяча вверх, вниз об пол и ловля его обеими руками (3-4 раза подряд)

1



25

ОРУ «зверята» Прыжки из глубокого приседа стоя на месте, чередуя с расслаблением (10 прыжков x 3 раза)

1



26

ОРУ «зверята» Бросание мяча вверх, вниз об пол и ловля его двумя руками, не прижимая мяч к груди (5-6 раз подряд)

1



27

ОРУ «зверята»Лазание по лестнице с переходом с пролета на пролет.

1



28

ОРУ «зверята»Отбивание мяча о пол двумя и одной рукой

1



29

ОРУ «Мы сильные» Владение мячом приведении в движении

1



30

ОРУ «Мы сильные» Ведение мяча в разных направлениях с остановкой по сигналу.

1



31

ОРУ с гантелями. Прыжки на двух ногах с дополнительным заданием.

1



32

ОРУ с гантелями. Запрыгивание на возвышение и спрыгивание с него.

1




Итого: 7 учебных недель, что составляет 14 учебных часов за 2 четверть



3 четверть 4 « В» класс

№ П.п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Срокиплан

По факту

33

ОРУ с гантелями. Прыжки в длину с места.

1



34

ОРУ с гантелями. Бросание мяча в цель из разных исходных положений.

1



35

ОРУ в парах. Прыжки через скакалку разными способами.

1



36

ОРУ в парах. Метание в вертикальную горизонтальную цель

1



37

ОРУ в парах. Прыжки через скакалку.

1



38

ОРУ в парах. Бросать и ловить мяч в парах.

1



39

ОРУ малыми мячами. Перебрасывание малого мяча из одной руки в другую.

1



40

ОРУ с малым мячом. Подлезание под дугой.

1



41

ОРУ с малым мячом. Пролезание в обруч не касаясь его.

1



42

ОРУ с малым мячом. Перебрасывание мяча из разных положений.

1



43

ОРУ. Лазание по лестнице разноименным способом.

1



44

ОРУ. Ходьба по буму с мешочком на голове.

1



45

ОРУ. Подбивание ракеткой волана на месте

1



46

ОРУ. Подбивание ракеткой волана в движении

1



47

ОРУ «Весёлые ребята». Ходьба по буму с высоким подниманием колена

1



48

ОРУ «Весёлые ребята». Прыжок в высоту с места через шнур (30-50см)

1



49

ОРУ «Весёлые ребята». Равновесие на буме.

1



50

ОРУ с мячом. Передача мяча в парах ногами.

1



51

ОРУ с мячом. Ведение мяча ногой по кругу, передача в парах.

1



52

ОРУ с мячом. Ловля и бросание мяча.

1



Итого: 10 учебных недель, что составляет 20 учебных часа за 3 четверть


4 четверть 4 « В» класс

№ П.п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Сроки план

По факту

53

ОРУ с обручем. Ползание по скамейке, подтягиваясь на руках

1



54

ОРУ с обручем. Прыжки из обруча в обруч.

1



55

ОРУ с обручем. Пролезание в обруч разными способами.

1



56

ОРУ с обручем. Прокатывание обруча в парах.

1



57

ОРУ в парах. Бег обычный, «змейкой», со сменой направляющего.

1



58

ОРУ в парах. Ходьба по буму боком приставным шагом с дополнительным заданием для рук.

1



59

ОРУ в парах. Лазание по лестнице разными способами с переходом на соседний пролет

1



60

ОРУ с гантелями. Прыжки на двух ногах с дополнительным заданием.

1



61

ОРУ с гантелями. Запрыгивание на возвышение и спрыгивание с него.

1



62

ОРУ с гантелями. Прыжки в длину с места.

1



63

ОРУ с гантелями. Бросание мяча в цель из разных исходных положений.

1



64

ОРУ без предметов .Метание мяча в даль.

1



65

ОРУ без предметов. Метание мяча в даль.

1



66

ОРУ без предметов. Прыжок в длину с разбега.

1



67

ОРУ без предметов. Бег на длинную дистанцию.

1



68

ОРУ без предметов. Итоговое занятие.

1



Итого: 8 учебных недель, что составляет 16 учебных часов за 4 четверть


Базовые учебные действия

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.


Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр и др. Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон.