СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметная область «Физическая культура» для 3 класса на 2022-2023 учебный год

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  Вариант 2.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» предметная область «Физическая культура» для 3 класса на 2022-2023 учебный год»






Рабочая программа по учебному предмету

«Адаптивная физкультура»

предметная область «Физическая культура»

для 3 класса

на 2022-2023 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2


































Содержание



1.Паспорт рабочей программы.

2.Пояснительная записка.

3.Общая характеристика предмета.

4.Планируемые предметные и личностные результаты.

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы.

7.Учебно-тематическое планирование.

8.Перечень материально-технического обеспечения.

9. Критерии и нормы оценки результатов обучения .

10.Лист внесения изменений.





































1.Паспорт программы.


Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15);

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2022-2023 учебный год, ОГКОУШ №39;

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2

Категория обучающихся

Учащиеся 3 класса с глубокой умственной отсталостью и ТМНР


Сроки освоения программы

Срок освоения программы 1 учебный год (сентябрь 2022 – май 2023 года)

Объем учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 66 часов в 3 классе, в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39.

Форма обучения

Очная.

Режим уроков

2 часа в неделю

Форма контроля

Текущий контроль, промежуточное тестирование









2.Пояснительная записка.


Цель: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Задачи:

- обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков

-содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности

-воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний.

Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для детей с нарушениями, и в данном случае для детей с умеренной. тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося.

3.Общая характеристика предмета.

Учебный предмет охватывает область физической культуры, является неотъемлемым условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями обучающихся с ТМНР (тяжелое множественное нарушение развития).

В процессе адаптивной физической культуры решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Это обусловлено характерологическими особенностями развития учащегося . В двигательной сфере отмечаются нарушения координации, точности и темпа движений, сенсомоторики. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка), отставание в росте и т.д. Память характеризуется слабым развитием, низким уровнем запоминания, затруднением перевода в долговременную. Внимание малоустойчивое, отмечается замедленность переключения. Существенно страдают волевые процессы, дети не умеют руководить своей деятельностью. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для детей класса трудновыполнимыми из-за нарушения аналитико – синтетической деятельности, ослабленного физического развития, нарушения согласованности движений и пр. Таким образом, физическое развитие и повышение уровня двигательной активности является чрезвычайно актуальной задачей обучения и воспитания детей класса.

Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.

Методы, формы обучения.

Успешность обучения детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от методов и приёмов обучения. Их выбор зависит от содержания занятия, уровня возможностей детей. В процессе обучения используются игровые, наглядные, словесные, практические методы и приемы:

- подражание действиям взрослого;

- жестовая инструкция;

- собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого;

Поощрение: словесное (похвала, признание, благодарность), наглядное, создание ситуации успеха.

Формы обучения:

-обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;

-процесс развития и обучения опирается на развитие у обучающегося (воспитанника) базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей;

-детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое;

-большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;

-обязательная фиксация и эмоциональная оценка малейших достижений ребенка.

4.Планиремые предметные и личностные результаты.

Личностные результаты.

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- коммуникативными средствами обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять регулятивные способности в ходе обучающего процесса;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты

- повышение реабилитационного потенциала коррекцию физического развития.

- развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой;

- умение воспринимать тактильные, вестибулярные/кинестетические раздражители;

- способность ориентироваться в пространстве;

- умение выполнять движения, действия по показу, словесной инструкции;

- умение делать простейшие исходные положения при выполнении общеразвивающих упражнений и движений в различных пространственных направлениях;

- овладение навыками правильного захвата различных предметов, передачи их;

- прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, умение ловить мяч, брошенный учителем;

5.Базовые учебные действия:

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

-умение следовать инструкции педагога.

6.Содержание рабочей программы.

Основы знаний. В данном разделе даются элементарные понятия и знания, необходимые для занятий адаптивной физкультуры.

Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения, которые включают:

Дыхательные упражнения;

Основные положения и движения (головы, ног, туловища), позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, функциональные органы и системы, решать задачи профилактики, коррекции и компенсации нарушений и недостатков физического развития, развивать при этом физические способности, способствовать нормализации психоэмоционального состояния и поведения обучащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями);

Упражнения для формирования правильной осанки;

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Ритмические упражнения.

Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:

Броски, ловля, удары;

Захват предметов;

Передача предметов («рука в руке с учителем»);

Развитие координационных способностей.

Имитация плавания.





7.Учебно-тематическое планирование

для 3 класса, 66 часов (33 рабочие недели).

п/п

Программный материал

Кол-во часов

1

Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения по подражанию.

.«Глубокий вдох!»- на счёт два задержать дыхание, три- «выдох!»

3


2

Основные положения и движения.

1.Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа; Ротация кисти ладонью кверху и книзу, расслабление кисти – «стряхнули воду».

2. Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.

2

3

Упражнения для формирования правильной осанки.

Принять положение лёжа, поднимание рук вперед, вверх, с гимнастической палкой, то же лёжа на животе с помощью учителя.

1

4

Ритмические упражнения.

Похлопывание учащимися показанного учителем ритма в разном темпе: два равномерных хлопка, два притопа в среднем темпе.

1

5

Бег.

Имитация бега на месте с поддержкой учителя.

1

6

Броски, ловля

1.Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками.

2. Катание мяча от ребенка к учителю и от учителя к ребенку.

3.Подбрасывание мяча вверх, ловля.

3

7

Передача предметов учителю.

Передача малого мяча, сбор мячей в корзину с помощью учителя.

1

8

Развитие координационных способностей.

2

9

Имитация плавания.

Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине.

1

10

Дыхательные упражнения.

Правильное дыхание например:

Вдох - «Самолет» - «у,у,у» - выдох

1

11

Основные положения и движения.

1.Круговые движения кистью;

2.Наклоны головы в стороны, вперёд, назад с помощью учителя.

2

12

Броски, ловля.

1.Правильный захват мяча двумя руками с помощью учителя.

2.Подбрасывание мяча над собой, ловля мяча с помощью учителя.

2

13

Передача предметов.

1.Складывание мячей разного диаметра в корзину с помощью учителя.

3

14

Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

2

15

Малоподвижные игры и игровые упражнения.

1.«Птички полетели, на веточки сели!»;

2. «Кто быстрей!»

2

16

Элементы плавания.

Подвижная игра с имитацией плавательных движений

«Мы плывём, плывём, плывём!»

1

17

Дыхательные упражнения.

Правильное дыхание с имитацией, например: «Жук» - «ж, ж, ж» - выдох;


1

18


Основные положения и движения.

1.Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Сведение и разведение пальцев.

2.Сгибание и разгибание кисти;

«Стряхнули воду» - расслабление;

2

19

Ритмические упражнения.

Выполнение упражнений в медленном темпе (хлоп, хлоп, ладошки!);

1

20

Имитация ходьбы.

Упражнения с элементами имитации ходьбы с помощью учителя.

2

21

Бег.

1.Имитация бега с помощью учителя лёжа на спине.

2

22

Броски, ловля.

Подбрасывание, ловля, складывание малых мячей в корзину.

1

23

Захват предметов.

2

24

Изменение позы.

3

25

Развитие координационных способностей.

1.Разрабатываем руки.

2.Разрабатываем ноги.

2

26

Подвижные игры и игровые упражнения.

1.«Доползи до ленточки!».

2.«Птички летают, птички сели на ветки!».

3. «Преодолей препятствие!»

3

27

Элементы плавания.

Выполнение элементов движения в плавании (движения рук, ног).

1

28

Дыхательные упражнения.

Правильное дыхание: дуем на бумажный самолётик, шарик

2

29

Основные положения и движения.

1.Лёжа на спине ноги врозь – вместе.

Руки вверх – в стороны.

2.Разведение ног согнутых в коленных суставах в стороны – вместе упражнение «лягушка» с помощью учителя.

2

30

Упражнения для формирования правильной осанки.

1.Стоя в вертикали заторе, поднимание рук вверх - потянулись, в стороны.

2.Лёжа на спине, поднять руки вверх: потянуться на счёт «пять» - расслабиться.

2

31

Ритмические упражнения.

Выполнение упражнений в медленном темпе («топ, топ, хлоп»).

2

32

Ходьба.

1.Имитация движения поочерёдно правой, затем левой ногой лёжа на боку с помощью учителя напоминающие ходьбу с выносом бедра вперёд;

2

33

Броски, ловля.

Броски и ловля мяча от учителя к ученику.

1

34

Передача предметов.

Складывание малых мячей в корзину.

1

35

Развитие координационных способностей.

Стоя в вертикали заторе выполнить поднимание рук вперёд, вверх.

2

36


Подвижные игры и игровые упражнения.

1.«Наш весёлый звонкий мяч!»

2. «Тяни мяч!»

2

37

Элементы плавания.

Сочетание движений рук с дыханием.

Выполнение элементов движения в плавании (движения

рук, ног).

1

38

Повторение.

1


Итого:

66ч.














































8.Перечень материально-технического обеспечения.

Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр, спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.

9. Критерии и нормы оценки результатов обучения.

Цель:

1.Определить уровень знаний и умений учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.




Средства мониторинга и оценки динамики обучения


Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».




























10.Лист внесения изменений.

Дата

Основание для внесения изменений

листа

Содержание

Утверждено