Рабочая программа по учебному предмету
«Адаптивная физкультура»
предметная область «Физическая культура»
для 3 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Содержание
1.Паспорт рабочей программы.
2.Пояснительная записка.
3.Общая характеристика предмета.
4.Планируемые предметные и личностные результаты.
5.Базовые учебные действия.
6.Содержание рабочей программы.
7.Учебно-тематическое планирование.
8.Перечень материально-технического обеспечения.
9. Критерии и нормы оценки результатов обучения .
10.Лист внесения изменений.
1.Паспорт программы.
Тип программы | Рабочая программа |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15); - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2022-2023 учебный год, ОГКОУШ №39; - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года). |
Назначение программы | Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2 |
Категория обучающихся | Учащиеся 3 класса с глубокой умственной отсталостью и ТМНР |
Сроки освоения программы | Срок освоения программы 1 учебный год (сентябрь 2022 – май 2023 года) |
Объем учебного времени | Рабочая программа рассчитана на 66 часов в 3 классе, в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39. |
Форма обучения | Очная. |
Режим уроков | 2 часа в неделю |
Форма контроля | Текущий контроль, промежуточное тестирование |
2.Пояснительная записка.
Цель: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи:
- обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
-содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности
-воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний.
Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для детей с нарушениями, и в данном случае для детей с умеренной. тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося.
3.Общая характеристика предмета.
Учебный предмет охватывает область физической культуры, является неотъемлемым условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями обучающихся с ТМНР (тяжелое множественное нарушение развития).
В процессе адаптивной физической культуры решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Это обусловлено характерологическими особенностями развития учащегося . В двигательной сфере отмечаются нарушения координации, точности и темпа движений, сенсомоторики. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка), отставание в росте и т.д. Память характеризуется слабым развитием, низким уровнем запоминания, затруднением перевода в долговременную. Внимание малоустойчивое, отмечается замедленность переключения. Существенно страдают волевые процессы, дети не умеют руководить своей деятельностью. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для детей класса трудновыполнимыми из-за нарушения аналитико – синтетической деятельности, ослабленного физического развития, нарушения согласованности движений и пр. Таким образом, физическое развитие и повышение уровня двигательной активности является чрезвычайно актуальной задачей обучения и воспитания детей класса.
Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития ребенка.
Методы, формы обучения.
Успешность обучения детей с тяжелой умственной отсталостью зависит от методов и приёмов обучения. Их выбор зависит от содержания занятия, уровня возможностей детей. В процессе обучения используются игровые, наглядные, словесные, практические методы и приемы:
- подражание действиям взрослого;
- жестовая инструкция;
- собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого;
Поощрение: словесное (похвала, признание, благодарность), наглядное, создание ситуации успеха.
Формы обучения:
-обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;
-процесс развития и обучения опирается на развитие у обучающегося (воспитанника) базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей;
-детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое;
-большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;
-обязательная фиксация и эмоциональная оценка малейших достижений ребенка.
4.Планиремые предметные и личностные результаты.
Личностные результаты.
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- коммуникативными средствами обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять регулятивные способности в ходе обучающего процесса;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
- повышение реабилитационного потенциала коррекцию физического развития.
- развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой;
- умение воспринимать тактильные, вестибулярные/кинестетические раздражители;
- способность ориентироваться в пространстве;
- умение выполнять движения, действия по показу, словесной инструкции;
- умение делать простейшие исходные положения при выполнении общеразвивающих упражнений и движений в различных пространственных направлениях;
- овладение навыками правильного захвата различных предметов, передачи их;
- прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, умение ловить мяч, брошенный учителем;
5.Базовые учебные действия:
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
-умение следовать инструкции педагога.
6.Содержание рабочей программы.
Основы знаний. В данном разделе даются элементарные понятия и знания, необходимые для занятий адаптивной физкультуры.
Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения, которые включают:
Дыхательные упражнения;
Основные положения и движения (головы, ног, туловища), позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, функциональные органы и системы, решать задачи профилактики, коррекции и компенсации нарушений и недостатков физического развития, развивать при этом физические способности, способствовать нормализации психоэмоционального состояния и поведения обучащихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями);
Упражнения для формирования правильной осанки;
Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
Ритмические упражнения.
Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:
Броски, ловля, удары;
Захват предметов;
Передача предметов («рука в руке с учителем»);
Развитие координационных способностей.
Имитация плавания.
7.Учебно-тематическое планирование
для 3 класса, 66 часов (33 рабочие недели).
№ п/п | Программный материал | Кол-во часов |
1 | Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения по подражанию. .«Глубокий вдох!»- на счёт два задержать дыхание, три- «выдох!» | 3 |
2 | Основные положения и движения. 1.Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа; Ротация кисти ладонью кверху и книзу, расслабление кисти – «стряхнули воду». 2. Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. | 2 |
3 | Упражнения для формирования правильной осанки. Принять положение лёжа, поднимание рук вперед, вверх, с гимнастической палкой, то же лёжа на животе с помощью учителя. | 1 |
4 | Ритмические упражнения. Похлопывание учащимися показанного учителем ритма в разном темпе: два равномерных хлопка, два притопа в среднем темпе. | 1 |
5 | Бег. Имитация бега на месте с поддержкой учителя. | 1 |
6 | Броски, ловля 1.Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. 2. Катание мяча от ребенка к учителю и от учителя к ребенку. 3.Подбрасывание мяча вверх, ловля. | 3 |
7 | Передача предметов учителю. Передача малого мяча, сбор мячей в корзину с помощью учителя. | 1 |
8 | Развитие координационных способностей. | 2 |
9 | Имитация плавания. Выполнение движений ногами, лежа на животе, на спине. | 1 |
10 | Дыхательные упражнения. Правильное дыхание например: Вдох - «Самолет» - «у,у,у» - выдох | 1 |
11 | Основные положения и движения. 1.Круговые движения кистью; 2.Наклоны головы в стороны, вперёд, назад с помощью учителя. | 2 |
12 | Броски, ловля. 1.Правильный захват мяча двумя руками с помощью учителя. 2.Подбрасывание мяча над собой, ловля мяча с помощью учителя. | 2 |
13 | Передача предметов. 1.Складывание мячей разного диаметра в корзину с помощью учителя. | 3 |
14 | Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. | 2 |
15 | Малоподвижные игры и игровые упражнения. 1.«Птички полетели, на веточки сели!»; 2. «Кто быстрей!» | 2 |
16 | Элементы плавания. Подвижная игра с имитацией плавательных движений «Мы плывём, плывём, плывём!» | 1 |
17 | Дыхательные упражнения. Правильное дыхание с имитацией, например: «Жук» - «ж, ж, ж» - выдох; | 1 |
18 | Основные положения и движения. 1.Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Сведение и разведение пальцев. 2.Сгибание и разгибание кисти; «Стряхнули воду» - расслабление; | 2 |
19 | Ритмические упражнения. Выполнение упражнений в медленном темпе (хлоп, хлоп, ладошки!); | 1 |
20 | Имитация ходьбы. Упражнения с элементами имитации ходьбы с помощью учителя. | 2 |
21 | Бег. 1.Имитация бега с помощью учителя лёжа на спине. | 2 |
22 | Броски, ловля. Подбрасывание, ловля, складывание малых мячей в корзину. | 1 |
23 | Захват предметов. | 2 |
24 | Изменение позы. | 3 |
25 | Развитие координационных способностей. 1.Разрабатываем руки. 2.Разрабатываем ноги. | 2 |
26 | Подвижные игры и игровые упражнения. 1.«Доползи до ленточки!». 2.«Птички летают, птички сели на ветки!». 3. «Преодолей препятствие!» | 3 |
27 | Элементы плавания. Выполнение элементов движения в плавании (движения рук, ног). | 1 |
28 | Дыхательные упражнения. Правильное дыхание: дуем на бумажный самолётик, шарик | 2 |
29 | Основные положения и движения. 1.Лёжа на спине ноги врозь – вместе. Руки вверх – в стороны. 2.Разведение ног согнутых в коленных суставах в стороны – вместе упражнение «лягушка» с помощью учителя. | 2 |
30 | Упражнения для формирования правильной осанки. 1.Стоя в вертикали заторе, поднимание рук вверх - потянулись, в стороны. 2.Лёжа на спине, поднять руки вверх: потянуться на счёт «пять» - расслабиться. | 2 |
31 | Ритмические упражнения. Выполнение упражнений в медленном темпе («топ, топ, хлоп»). | 2 |
32 | Ходьба. 1.Имитация движения поочерёдно правой, затем левой ногой лёжа на боку с помощью учителя напоминающие ходьбу с выносом бедра вперёд; | 2 |
33 | Броски, ловля. Броски и ловля мяча от учителя к ученику. | 1 |
34 | Передача предметов. Складывание малых мячей в корзину. | 1 |
35 | Развитие координационных способностей. Стоя в вертикали заторе выполнить поднимание рук вперёд, вверх. | 2 |
36 | Подвижные игры и игровые упражнения. 1.«Наш весёлый звонкий мяч!» 2. «Тяни мяч!» | 2 |
37 | Элементы плавания. Сочетание движений рук с дыханием. Выполнение элементов движения в плавании (движения рук, ног). | 1 |
38 | Повторение. | 1 |
| Итого: | 66ч. |
8.Перечень материально-технического обеспечения.
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр, спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, кольца; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.
9. Критерии и нормы оценки результатов обучения.
Цель:
1.Определить уровень знаний и умений учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
10.Лист внесения изменений.
Дата | Основание для внесения изменений | № листа | Содержание | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |