Областное государственное казенное
Общеобразовательное учреждение
«Кохомская коррекционная школа-интернат»
(ОГКОУ «Кохомская КШИ»)
«РАССМОТРЕНО»
Заседанием МО
учителей
Протокол № ___________
«УТВЕРЖДЕНО»:
Директор :___________
С.В.Хлыбова
Приказ №__________________
Приказ № _____________________Хлыбова С. В.
приказ №_____ от _________________
СОГЛАСОВАННО
Педагогическим
Советом
Протокол №____________
Рабочая программа
ПО учебному предмету
«Домоводство»
10-11 уровень/класс
Составитель: Спиридонова О.М.,
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
2022 уч. год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа предмета « Домоводство» (предметная область « Окружающий мир») для обучающихся 10 - 11 класса составлена на основе Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и являются учебно-методической документацией ОГКОУ «Кохомская КШИ».
2. Общая характеристика учебного предмета «Домоводство».
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Обучение на уроках домоводства опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных бытовых приёмов самообслуживания, выполнение хозяйственно-бытовых работ и формирование доступных норм социализации в обществе. Важно формирование мотивации к бытовому ежедневному труду, развитие интереса к разным видам доступной деятельности по самообслуживанию, положительное отношение к результатам своего труда. Постепенно у обучающегося формируются качества целенаправленной деятельности, которые позволяют выполнять освоенную работу в течение длительного времени, осуществлять её в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству выполняемой работы и производить её в установленные сроки.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Основные задачи: развитие интереса к хозяйственно-бытовой деятельности;
формирование навыков самообслуживания и организации быта;
освоение отдельных видов работ с использованием бытовой химии;
соблюдение необходимые правил техники безопасности.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Домоводство» входит в предметную область «Окружающий мир». В учебном плане предмет представлен с 10 по 11 годы обучения.
Класс (год обучения) | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
10 класс | 2 | 68 |
11 класс | 2 | 68 |
Итого | 4 | 136 |
Личностные результаты.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
Предметные результаты
Минимальный уровень
Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации.
Максимальный уровень
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Базовые и учебные действия
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Просмотр учебных фильмов
Наблюдение за демонстрациями учителя
Работа с раздаточным материалом
Игровая, творческая, познавательная, коммуникативная, усвоение нового материала
Разучивание символических социальных жестов.
Работа с предметной и изобразительной наглядностью (картинками, фотографиями, слайдами, видеосюжетами и пр.).
Практические работы.
В соответствии с требованиями ФГОС УО (ИН) к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП .
Годовая промежуточная аттестация представляет собой оценку результатов освоения АООП и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяются метод наблюдения и метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются и члены его семьи.
5. Минимум содержания образования по разделам.
Приготовление пищи.
Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда, кухонные принадлежности, бытовая техника) Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков еды с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Замачивание посуды. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды. Протирание посуды губкой.
Уборка помещения.
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели. Сметание мусора на полу в определённое место. Заметание мусора на совок. Выполнение последовательности действий при подметании пола.
Уход за вещами.
Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка обуви. Просушивание обуви. Ручная стирка: наполнение ёмкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья.
Покупки.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы.
6. Тематическое планирование
Разделы | 10 класс | 11 класс |
Покупки | 15 | 17 |
Приготовление пищи | 18 | 18 |
Уход за вещами | 19 | 19 |
Уборка помещения | 16 | 14 |
Итого | 68 | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Умение принимать посильное участие в повседневных делах в школе.
Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и приготовлением пищи и др.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.
Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации в школе.
Календарно-тематический план учебного предмета « Домоводство» 10 класс.
№п/п | Тема урока | Дата | | |
по плану | по факту | | |
Уход за вещами (19 часов) | | | |
1-4 | Уход за одеждой и обувью. Повторение. Название одежды. | | | | |
5-7 | Название обуви: уличная, школьная, домашняя | | | | |
8-9 | Смена обуви по сезонам. Виды обуви по сезонам. | | | | |
10 | Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки. | | | | |
11 | Правила применения моющих средств и посуды для стирки белья. | | | | |
12-13 | Стирка и сушка мелких вещей ( носки). Практическая работа | | | | |
14-15 | Стирка рабочей одежды (фартук, косынка) | | | | |
16-17 | Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электрическим утюгом. Правила пользования утюгом. | | | | |
18-19 | Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани | | | | |
Приготовление пищи (18 часов) | | | |
20-21 | Правила поведения в столовой, правила пользования столовыми приборами. | | | | |
22-23 | Приготовление пищи. Режим питания. | | | | |
24-25 | Основные продукты питания: мясо. | | | | |
26-27 | Основные продукты питания: рыба. | | | | |
28-29 | Основные продукты питания: крупа, сахар | | | | |
30-31 | Основные продукты питания: молоко и молочные продукты | | | | |
32-33 | Основные продукты питания: овощи и фрукты | | | | |
34-35 | Значение правильного питания для поддержания и укрепления здоровья. | | | | |
36-37 | Холодильник. Правила пользования холодильником. | | | | |
Уборка помещения (16 часов) | | | |
38-39 | Предметы для уборки помещений. | | | | |
40-41 | Правила пользования предметами уборочного инвентаря | | | | |
42-43 | Подметание пола и протирание пыли. | | | | |
44-45 | Мебель, виды мебели. | | | | |
46-47 | Уход за полированной мебелью. | | | | |
48-49 | Уход за мягкой мебелью. | | | | |
50-51 | Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора | | | | |
52-53 | Уборка класса. Практическая работа. | | | | |
54-56 | Виды магазинов. | | | | |
57-58 | Ориентация в расположении отделов магазина. | | | | |
59-60 | Нахождение нужного товара в магазине. Игра. | | | | |
61-62 | Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол. | | | | |
63-64 | Раскладывание продуктов в места хранения из сумки | | | | |
65-66 | Планирование покупок. Выбор места совершения покупок | | | | |
67-68 | Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. | | | | |
| | | | | | |
Календарно-тематический план учебного предмета
«Домоводство» 11 класс.
№п/п | Содержание (тема раздела, уроков) | Дата | | | | |
по плану | по факту | | | | |
Уход за вещами (19 часов) | | | | |
1-3 | Уход за резиновой обувью. | | | | | | |
4-6 | Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды. | | | | | | |
7-9 | Уход за кожаной обувью: нанесение слоя обувного крема, чистка щёткой, наведение глянца | | | | | | |
10 | Просушивание мокрой обуви. | | | | | | |
11-14 | Ручная стирка. (полотенце.) | | | | | | |
15 | Ручная стирка. ( тряпка для ухода за мебелью) | | | | | | |
16-17 | Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электрическим утюгом. Правила пользования утюгом. | | | | | | |
18-19 | Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани | | | | | | |
Приготовление пищи (18 часов) | | | | | | |
20-21 | Профессии работников кухни. | | | | | | |
22-23 | Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. | | | | | | |
24-25 | Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. | | | | | | |
26-27 | Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. | | | | | | |
28-29 | Обработка продуктов. Мытье продуктов. | | | | | | |
30-31 | Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта. | | | | | | |
32-33 | Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож) | | | | | | |
34-35 | Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки) | | | | | | |
36-37 | Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки) | | | | | | |
Уборка помещения (14 часов) | | | | | | |
38-39 | Мытьё рабочих столов, подоконников. | | | | | | |
40-41 | Правила ухода за комнатными растениями. Практическая работа: мытьё растений, протирание пыли с листьев, полив. | | | | | | |
42-43 | Пылесос. Правила пользования. | | | | | | |
44-45 | Генеральная уборка класса. | | | | | | |
46-48 | Кухонная посуда. Моющие средства для ухода за кухонной посудой. | | | | | | |
49-51 | Правила ухода за кухонной посудой. Чистка, мытьё с помощью губки, мочалки, моющих средств кастрюль, чайников, сковородок. | | | | | | |
52-53 | Планирование покупок. | | | | | | |
54-55 | Выбор места совершения покупок. | | | | | | |
56-57 | Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. | | | | | | |
58-59 | Нахождение нужного товара в магазине. | | | | | | |
60-61 | Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. | | | | | | |
62-63 | Складывание покупок в сумку. | | | | | | |
64-66 | Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. | | | | | | |
67-68 | Раскладывание продуктов в места хранения. | | | | | | |
| | | | | | | | | |
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Технические средства обучения.
Компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Контрольно-измерительные и дидактические материалы
Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения стирки белья, глажения белья и др.
Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, утюг, пылесос, миксер, микроволновая печь), доски, уборочный инвентарь, лейки и др.
Информационно-методическое обеспечение
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М.,1999.
Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с
Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
Ноутбук, интерактивная доска.
Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru/load/277
http://www.razvitierebenka.com/2012/09/kartochki-elektropribori.html