СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Домоводство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Домоводство"»

Областное государственное казенное

Общеобразовательное учреждение

«Кохомская коррекционная школа-интернат»

(ОГКОУ «Кохомская КШИ»)



«РАССМОТРЕНО»

Заседанием МО

учителей

Протокол № ___________

«УТВЕРЖДЕНО»:

Директор :___________

С.В.Хлыбова

Приказ №__________________







Приказ № _____________________Хлыбова С. В.



приказ №_____ от _________________


СОГЛАСОВАННО


Педагогическим


Советом


Протокол №____________





Рабочая программа

ПО учебному предмету

«Домоводство»


10-11 уровень/класс



Составитель: Спиридонова О.М.,

Учитель начальных классов

1 квалификационной категории













2022 уч. год


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа предмета « Домоводство» (предметная область « Окружающий мир») для обучающихся 10 - 11 класса составлена на основе Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и являются учебно-методической документацией ОГКОУ «Кохомская КШИ».

2. Общая характеристика учебного предмета «Домоводство».

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Обучение на уроках домоводства опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных бытовых приёмов самообслуживания, выполнение хозяйственно-бытовых работ и формирование доступных норм социализации в обществе. Важно формирование мотивации к бытовому ежедневному труду, развитие интереса к разным видам доступной деятельности по самообслуживанию, положительное отношение к результатам своего труда. Постепенно у обучающегося формируются качества целенаправленной деятельности, которые позволяют выполнять освоенную работу в течение длительного времени, осуществлять её в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству выполняемой работы и производить её в установленные сроки.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

Основные задачи: развитие интереса к хозяйственно-бытовой деятельности;

формирование навыков самообслуживания и организации быта;

освоение отдельных видов работ с использованием бытовой химии;

соблюдение необходимые правил техники безопасности.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Домоводство» входит в предметную область «Окружающий мир». В учебном плане предмет представлен с 10 по 11 годы обучения.

Класс

(год обучения)

Количество часов в неделю

Количество часов

за год

10 класс

2

68

11 класс

2

68

Итого

4

136

Личностные результаты.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.

Предметные результаты

Минимальный уровень

Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации.

Максимальный уровень

Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Базовые и учебные действия

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Просмотр учебных фильмов

Наблюдение за демонстрациями учителя

Работа с раздаточным материалом

Игровая, творческая, познавательная, коммуникативная, усвоение нового материала

Разучивание символических социальных жестов.

Работа с предметной и изобразительной наглядностью (картинками, фотографиями, слайдами, видеосюжетами и пр.).

Практические работы.

В соответствии с требованиями ФГОС УО (ИН) к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения АООП .

Годовая промежуточная аттестация представляет собой оценку результатов освоения АООП и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяются метод наблюдения и метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося привлекаются и члены его семьи.

5. Минимум содержания образования по разделам.

Приготовление пищи.

Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда, кухонные принадлежности, бытовая техника) Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков еды с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Замачивание посуды. Чистка посуды. Ополаскивание посуды. Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды. Протирание посуды губкой.

Уборка помещения.

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхности мебели. Сметание мусора на полу в определённое место. Заметание мусора на совок. Выполнение последовательности действий при подметании пола.

Уход за вещами.

Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка обуви. Просушивание обуви. Ручная стирка: наполнение ёмкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья.

Покупки.

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы.

6. Тематическое планирование

Разделы

10 класс

11 класс

Покупки

15

17

Приготовление пищи

18

18

Уход за вещами

19

19

Уборка помещения

16

14

Итого

68

68


Требования к уровню подготовки обучающихся

Умение принимать посильное участие в повседневных делах в школе.

Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и приготовлением пищи и др.

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.

Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации в школе.

Календарно-тематический план учебного предмета « Домоводство» 10 класс.


п/п

Тема урока

Дата



по плану

по факту



Уход за вещами (19 часов)




1-4

Уход за одеждой и обувью. Повторение. Название одежды.





5-7

Название обуви: уличная, школьная, домашняя





8-9

Смена обуви по сезонам. Виды обуви по сезонам.





10

Сроки смены белья. Правила хранения белья до стирки.





11


Правила применения моющих средств и посуды для стирки белья.





12-13

Стирка и сушка мелких вещей

( носки).

Практическая работа





14-15

Стирка рабочей одежды (фартук, косынка)





16-17

Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электрическим утюгом. Правила пользования утюгом.





18-19

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани





Приготовление пищи (18 часов)




20-21

Правила поведения в столовой, правила пользования столовыми приборами.





22-23

Приготовление пищи. Режим питания.





24-25

Основные продукты питания: мясо.





26-27

Основные продукты питания: рыба.





28-29

Основные продукты питания: крупа, сахар





30-31

Основные продукты питания: молоко и молочные продукты





32-33

Основные продукты питания: овощи и фрукты





34-35

Значение правильного питания для поддержания и укрепления здоровья.





36-37

Холодильник. Правила пользования холодильником.





Уборка помещения (16 часов)




38-39

Предметы для уборки помещений.





40-41

Правила пользования предметами уборочного инвентаря





42-43

Подметание пола и протирание пыли.





44-45

Мебель, виды мебели.





46-47

Уход за полированной мебелью.





48-49

Уход за мягкой мебелью.





50-51

Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора





52-53

Уборка класса. Практическая работа.





54-56

Виды магазинов.





57-58

Ориентация в расположении отделов магазина.





59-60

Нахождение нужного товара в магазине. Игра.





61-62

Складывание покупок в сумку, выкладывание покупок из сумки на стол.





63-64

Раскладывание продуктов в места хранения из сумки





65-66

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок





67-68

Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.












Календарно-тематический план учебного предмета

«Домоводство» 11 класс.


п/п

Содержание (тема раздела, уроков)

Дата





по плану

по факту





Уход за вещами (19 часов)






1-3

Уход за резиновой обувью.







4-6

Хранение принадлежностей для чистки обуви и одежды.







7-9

Уход за кожаной обувью: нанесение слоя обувного крема, чистка щёткой, наведение глянца







10

Просушивание мокрой обуви.







11-14


Ручная стирка. (полотенце.)







15

Ручная стирка.

( тряпка для ухода за мебелью)







16-17

Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электрическим утюгом. Правила пользования утюгом.







18-19

Глажение небольших вещей из хлопчатобумажной ткани







Приготовление пищи (18 часов)







20-21

Профессии работников кухни.







22-23

Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи.







24-25

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.







26-27

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда.







28-29

Обработка продуктов. Мытье продуктов.







30-31

Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку, установка таймера на определенное время, выключение электрической плиты, вынимание продукта.







32-33

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож)








34-35

Соблюдение последовательности действий при приготовлении салата: выбор продуктов (вареный картофель, морковь, кукуруза, соленый огурец, лук, масло растительное, соль, зелень), выбор кухонного инвентаря (салатница, ложка, нож, доска, открывалка, тарелки)







36-37

Соблюдение последовательности действий при приготовлении котлет: выбор продуктов (полуфабрикат, масло растительное), выбор кухонного инвентаря (сковорода, лопатка, тарелки)







Уборка помещения (14 часов)







38-39

Мытьё рабочих столов, подоконников.







40-41

Правила ухода за комнатными растениями. Практическая работа: мытьё растений, протирание пыли с листьев, полив.







42-43

Пылесос. Правила пользования.







44-45

Генеральная уборка класса.







46-48

Кухонная посуда.

Моющие средства для ухода за кухонной посудой.







49-51

Правила ухода за кухонной посудой. Чистка, мытьё с помощью губки, мочалки, моющих средств кастрюль, чайников, сковородок.







52-53

Планирование покупок.







54-55

Выбор места совершения покупок.







56-57

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др.







58-59

Нахождение нужного товара в магазине.







60-61

Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом.







62-63

Складывание покупок в сумку.







64-66

Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.







67-68

Раскладывание продуктов в места хранения.

















7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Технические средства обучения.

Компьютер

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска


Контрольно-измерительные и дидактические материалы

Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения стирки белья, глажения белья и др.

Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, утюг, пылесос, миксер, микроволновая печь), доски, уборочный инвентарь, лейки и др.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

  2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М.,1999.

  3. Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.

  4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с

  5. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.

  6. Ноутбук, интерактивная доска.

  7. Интернет-ресурсы: http://www.uchportal.ru/load/277

http://www.razvitierebenka.com/2012/09/kartochki-elektropribori.html