областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
.
.
.
Рабочая программа по учебному предмету
«Домоводство»
предметная область
«Окружающий мир»
для 6г/7г класса
на 2024-2025 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО (вариант 2)
Составитель программы:
Аипова Рабия Мунировна
Ульяновск, 2024
Содержание
1.Паспорт рабочей программы.
2.Пояснительная записка.
3. Планируемые предметные и личностные результаты.
4 Базовые учебные действия.
5.Содержание рабочей программы.
6. Учебно-тематическое планирование.
7.Материально-техническое обеспечение.
8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.
9.Лист внесения изменений.
Тип программы | Рабочая программа |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599); - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022г; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163). - Адаптированной основной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития( вариант2) 5 класс-9 класс на 2024-2025учебный год, ОГКОУШ№39; |
Назначение программы | Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2 |
Категория обучающихся | Учащиеся 6г/7г класса с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР |
Сроки освоения программы | Срок освоения программы 1 учебный год (сентябрь 2024 года – май 2025года) |
Объем учебного времени | Рабочая программа рассчитана на 160 часов в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39. |
Форма обучения | Очная. |
Режим уроков | 5 часов в неделю. |
Форма контроля | Текущий контроль. |
1.Паспорт рабочей программы.
.
2. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» предназначена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР.
Дети с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.
Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание.
Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детейиспользуют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений:удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и другие .
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Обучение ребенка с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР с умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
В связи с вышеперечисленными особенностями выделяются общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей».
Особые образовательные потребности для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
К особым образовательным потребностям обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития относятся:
раннее получение специальной помощи средствами образования;
обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;
научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;
доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
пролонгация сроков получения образования;
систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых и других ситуаций;
обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей обучающихся;
развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;
стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их семей.
Цель: повышение самостоятельности обучающихся в выполнении хозяйственно- бытовой деятельности.
Задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
3. Планируемые предметные и личностные результаты.
3. Планируемые предметные и личностные результаты.
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:
Иметь представление выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола;
Иметь представление соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне;
Иметь представление хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
4.Базовые учебные действия.
Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
5.Содержание рабочей программы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: "Покупки", "Уход за вещами", "Обращение с кухонным инвентарем", "Приготовление пищи"", "Уборка помещений и территории".
1.Уборка помещения.
Наш дом. Помещения в доме.
Гостиная комната. Порядок в гостиной.
Спальная комната. Порядок в спальной комнате.
Детская комната. Порядок в детской комнате.
Кухня. Порядок на кухне.
Туалет, ванная. Правила уборки.
Прихожая. Порядок в прихожей.
2.Уборка территории .
Двор. Порядок на улице.
Сгребание травы и листьев.
Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега.
3.Уход за вещами.
Уход за вещами.
Ручная стирка.
Машинная стирка.
Глажение утюгом.
Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики».
Обувь. Уход за обувью.
Уход за вещами и обувью. Закрепление.
4.Обращение с кухонным инвентарем.
Кухня. Кухонный инвентарь.
Посуда для приготовления пищи.
Бытовые приборы на кухне.
Сервировка стола.
Виды сервировки.
Генеральная уборка на кухне.
5.Приготовление пищи.
Правила поведения на кухне.
Способы приготовления пищи.
Чай. Правила заваривания чая.
Приготовление каши.
Приготовление бутерброда (хлеб с маслом).
Приготовление бутерброда (хлеб с колбасой).
6.Покупки.
Магазин. Виды магазинов.
Магазин. Совершение покупки.
6.Учебно-тематическое планирование .
№ темы | Раздел Тема | Часы |
1.Уборка помещения - 35 часов. |
1 | Наш дом. Помещения в доме. | 5 |
2 | Гостиная комната. Порядок в гостиной. | 5 |
3 | Спальная комната. Порядок в спальной комнате. | 5 |
4 | Детская комната. Порядок в детской комнате. | 5 |
5 | Кухня. Порядок на кухне. | 5 |
6 | Туалет, ванная. Правила уборки. | 5 |
7 | Прихожая. Порядок в прихожей. | 5 |
2.Уборка территории-15 часов. |
| Двор. Порядок на улице. | 5 |
| Сгребание травы и листьев. | 5 |
| Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. | 5 |
3.Уход за вещами -35 часов. |
| Уход за вещами. | 5 |
| Ручная стирка. | 5 |
| Машинная стирка. | 5 |
| Глажение утюгом. | 5 |
| Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики». | 5 |
| Обувь. Уход за обувью. | 5 |
| Уход за вещами и обувью. Закрепление. | 5 |
4.Обращение с кухонным инвентарем - 30 часов. |
| Кухня. Кухонный инвентарь. | 5 |
| Посуда для приготовления пищи. | 5 |
| Бытовые приборы на кухне. | 5 |
| Сервировка стола. | 5 |
| Виды сервировки. | 5 |
| Генеральная уборка на кухне. | 5 |
5.Приготовление пищи - 30 часов. |
| Правила поведения на кухне. | 5 |
| Способы приготовления пищи. | 5 |
| Чай. Правила заваривания чая. | 5 |
| Приготовление каши. | 5 |
| Приготовление бутерброда (хлеб с маслом). | 5 |
| Приготовление бутерброда (хлеб с колбасой). | 5 |
6.Покупки- 10 часов . |
| Магазин. Виды магазинов. | 5 |
| Магазин. Совершение покупки. | 5 |
Повторение | 5 |
| Итого: | 160 |
7.Материально-техническое обеспечение .
-дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы
- ноутбук,видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы.
8.Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».
9.Лист внесения изменений .
Дата | Основание для внесения изменений | № листа | Содержание | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |