Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол № 1 от «29» августа 2019 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | Утверждаю директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 238 от «30» августа 2019 г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Классы: 5 «А»
Учитель: Галимов Флюр Фаизович
Количество часов
всего - 102 часа
в неделю - 3 часа
Плановых тестирований (в том, числе сдача нормативов) – 2
Учебная программа (автор): Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы. Основная школа. М.: «Просвещение», 2015; Авторская программа «Физическая культура, 5-9 кл., Лях В.И., Зданевич А.А. М.: «Просвещение», 2015г.
Учебно-методический комплекс (автор, издательство, год издания) :
М.Я. Виленский, И.М. Туревский и др. Физическая культура 5, 6,7 классы. М.: «Просвещение», 2017
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Физическая культура»
Знания о физической культуре
ученик научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
ученики получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ученик научится:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
ученик получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
ученик научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
ученик получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке
Содержание учебного предмета.
Знания о физической культуре. История физической культуры.
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Волейбол-18 часов. 5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол-27 часов. 5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика с элементами акробатики-18 часов. 5–7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений. 8–9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Легкоатлетические упражнения-21 час. 5–9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Лыжная подготовка-18 часов. 5–9 классы. Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
| По плану | По факту |
Легкая атлетика - 10 ч |
1 | | | Вводный инструктаж по ТБ | |
2 | | | Высокий старт до 10–15 м | |
3 | | | Низкий старт 10 – 15 м | |
4 | | | Прыжок в длину с места, бег 30 м на результат | |
5 | | | Прыжок в длину с места, бег 60 м на результат | |
6 | | | Техника метания малого мяча | |
7 | | | Техника метания малого мяча | |
8 | | | Совершенствование техники метания малого мяча | |
9 | | | Бег 1000 м на результат | |
10 | | | Определение уровня физической подготовленности | |
Спортивные игры: Баскетбол 17 ч |
11 | | | Инструктаж по ТБ. Стойка и передвижения игрока Остановка прыжком | |
12 | | | Остановка прыжком. Ведение мяча на месте | |
13 | | | Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. Освоение ловли мяча | |
14 | | | Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. Освоение ловли и передач мяча | |
15 | | | Ведение мяча на месте правой (левой) рукой | |
16 | | | Ведение мяча на месте правой (левой) рукой | |
17 | | | Ведение мяча в движении шагом. Овладение техникой бросков мяча | |
18 | | | Ведение мяча в движении шагом. Остановка двумя шагами | |
19 | | | Ведение мяча с изменением скорости. Овладение техникой бросков мяча | |
20 | | | Ведение мяча с изменением скорости. Овладение техникой бросков мяча | |
21 | | | Ведение мяча с изменением скорости. Позиционное нападение (5:0) | |
22 | | | Ведение мяча с изменением скорости. Позиционное нападение (5:0) | |
23 | | | Ведение мяча с изменением направления | |
24 | | | Ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока. Броски мяча | |
25 | | | Сочетание приемов (ведение-остановка-бросок) | |
26 | | | Сочетание приемов (ведение-остановка-бросок) | |
27 | | | Сочетание приемов (ведение-остановка-бросок) | |
Гимнастика 18 ч |
28 | | | Инструктаж по ТБ. Перестроение из колонны по одному по четыре дроблением и сведением. | |
29 | | | Перестроение из колонны по одному по четыре дроблением и сведением. ОРУ на месте. | |
30 | | | Перестроение из колонны по одному по четыре дроблением и сведением. ОРУ в движении | |
31 | | | Перестроение из колонны по одному по четыре дроблением и сведением. ОРУ в движении | |
32 | | | Перестроение из колонны по одному по четыре дроблением и сведением. Развитие силовых качеств | |
33 | | | Перестроение из колонны по одному по четыре дроблением и сведением. Развитие силовых качеств | |
34 | | | Перестроение из колонны по два в колонну по одному с разделением и слиянием в движении. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись | |
35 | | | Перестроение из колонны по два в колонну по одному с разделением и слиянием в движении. Вскок в упор присев. Соскок прогнувшись | |
36 | | | Перестроение из колонны по два в колонну по одному с разделением и слиянием в движении. Прыжок ноги врозь | |
37 | | | Перестроение из колонны по четыре в колонну по одному с разделением и слиянием по восемь человек в движении. Прыжок ноги врозь | |
38 | | | Перестроение из колонны по четыре в колонну по одному с разделением и слиянием по восемь человек в движении. Прыжок ноги врозь | |
39 | | | Перестроение из колонны по два и по четыре в колонну по одному с разделением и слиянием по восемь человек в движении. Прыжок ноги врозь | |
40 | | | Строевой шаг. Повороты на месте. Кувырок вперед | |
41 | | | Строевой шаг. Повороты на месте. Кувырок вперед | |
42 | | | Строевой шаг. Повороты на месте. Кувырок вперед и назад | |
43 | | | Строевой шаг. Повороты в движении. Кувырок вперед и назад | |
44 | | | Строевой шаг. Повороты в движении. Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках | |
45 | | | Строевой шаг. Повороты в движении. Кувырок вперед и назад. Стойка на лопатках | |
Спортивные игры: баскетбол 10 ч |
46 | | | Стойка и передвижения игрока. Вырывание и выбивание мяча. | |
47 | | | Бросок одной рукой от плеча на месте | |
48 | | | Бросок одной рукой от плеча на месте | |
49 | | | Бросок одной рукой от плеча с места со средней дистанции | |
50 | | | Бросок двумя руками от головы в движении | |
51 | | | Игра по упрощенным правилам в мини - баскетбол | |
52 | | | Игра по упрощенным правилам в мини - баскетбол | |
53 | | | Игра по упрощенным правилам в мини - баскетбол | |
54 | | | Игра по упрощенным правилам в мини - баскетбол | |
55 | | | Игра по упрощенным правилам в мини - баскетбол | |
Лыжная подготовка 18 ч |
56 | | | Инструктаж по ТБ | |
57 | | | Температурный режим. Подбор одежды, обувь лыжника. | |
58 | | | Попеременный двушажный ход. Дистанция 1 км. | |
59 | | | Одновременный бесшажный ход. Прохождение дистанции до 1,5 км. | |
60 | | | Попеременный двухшажный ход Одновременный бесшажный ход. | |
61 | | | Подъем «полуелочкой». Дистанция 2 км с применением изученных лыжных ходов. | |
62 | | | Торможение «плугом». Повороты переступанием. | |
63 | | | Прохождение дистанции 2 км | |
64 | | | Торможение. Повороты переступанием. | |
65 | | | Прохождение дистанции 2,5 км. | |
66 | | | Техника попеременных 2х-шажных и одновременных бесшажных ходов. | |
67 | | | Прохождение дистанции 3км | |
68 | | | Совершенствование изученных ходов и элементов. Повторение поворотов и торможений | |
69 | | | Прохождение дистанции 3км | |
70 | | | Совершенствование изученных ходов и элементов. Повторение поворотов и торможений | |
71 | | | Прохождение дистанции 3км | |
72 | | | Совершенствование изученных ходов и элементов. | |
73 | | | Прохождение дистанции до 1 км (девочки), 2 км (мальчики). | |
Спортивные игры: Волейбол 18ч |
74 | | | Инструктаж по ТБ | |
75 | | | Стойка и передвижения игрока. Передача мяча двумя руками сверху вперед. | |
76 | | | Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху вперед. | |
77 | | | Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху над собой и вперед. | |
78 | | | Совершенствование передачи мяча двумя руками сверху над собой и вперед. | |
79 | | | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед | |
80 | | | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед | |
81 | | | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед | |
82 | | | Прием мяча снизу двумя руками над собой | |
83 | | | Прием мяча снизу двумя руками над собой | |
84 | | | Прием мяча снизу двумя руками над собой | |
85 | | | Передача мяча двумя руками сверху в парах. Прием мяча с низу двумя руками над собой и на сетку | |
86 | | | Передача мяча двумя руками сверху в парах. Прием мяча с низу двумя руками над собой и на сетку | |
87 | | | Нижняя прямая подача с 3-6 м | |
88 | | | Нижняя прямая подача с 3-6 м | |
89 | | | Нижняя прямая подача с 3-6 м | |
90 | | | Игра в мини - волейбол | |
91 | | | Игра в мини - волейбол | |
Легкая атлетика 11 ч |
92 | | | Инструктаж по ТБ. Высокий старт 10 – 15 м | |
93 | | | Низкий старт до 10–15 м, стартовый разгон. | |
94 | | | Техника метания мяча | |
95 | | | Техника метания мяча на оценку. | |
96 | | | Бег 30м. на результат. | |
97 | | | Бег 60м. на результат. | |
98 | | | Прыжок в длину с разбега | |
99 | | | Прыжок в длину с разбега | |
100 | | | Кроссовая подготовка | |
101 | | | Бег 1000 м. | |
102 | | | Подведение итогов по разделу. | |