СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Французский как второй иностранный язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прграмма "Второй иностранный язык (французский язык) является программой для изучения французского языка как второго иностранного языка. Рабочая программа обучения французскому языку в 8-9 классах составлена на основе Федерального государственног образовательного стандарта основного общего образования 2010г. Обучение французскому языку в 8-9 классах проводится по учебнику "Французский язык как второй иностранный язык" 5-9 класс, авторы В. Шацких, О. Кузнецова, И. Кузнецова, издательство "Дрофа", 2018 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Французский как второй иностранный язык"»

ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Второй иностранный язык. (Французский язык)» является программой для изучения французского языка как второго иностранного языка.

Рабочая программа обучения французскому языку в 8-9 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010г., основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28 г. Брянска, примерной программы основного общего образования по французскому языку как второму иностранному языку 5-9 классы В.Н. Шацких, учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28 г. Брянска. Обучение французскому языку в 8-9 классах проводится по учебнику “Французский язык как второй иностранный язык» 5-9 класс, авторы В.Шацких, О.Кузнецова, И.Кузнецова, издательство «Дрофа», 2018.


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Изучение французского язык как второго иностранного ставит перед собой следующие стратегические цели.

1. Учебная цель — овладение определенной номенклатурой умений, которые обеспечивают успешное общение в различных сферах: образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной, зрелищно-массовой, административной, общественной деятельности, игр и развлечений. При этом имеютсяв виду умения в четырех основных видах речевой деятельности — говорении, письме, аудировании, чтении как средствах общения: вступать в общение, поддерживать общение, умение завершить его, умение понимать сказанное собеседником однократно, понимать сказанное в нормальном темпе, переспрашивать собеседника, выражать основные речевые функции, говорить выразительно. Уровень этих умений должен быть достаточным не только для чисто прагматических целей (общение как таковое), но и как база для дальнейшего изучения языка как средства познания в любой из указанных сфер, развития личности, овладения профессиональной деятельностью и совершенствования в ней.

2. Познавательная цель, двуединая по своему составу. Во-первых, это познание определенной совокупности фактов французской культуры, ее модели, способной представить эту культуру, раскрыть менталитет французского народа. Знакомство с французской культурой происходит в постоянном диалоге с родной культурой и служит повышению статуса ученика как субъекта последней. Во-вторых, это познание системы и структуры французского языка.

3. Развивающая цель — использование языка как уникального тренажера для развития способностей, облегчающих и интенсифицирующих процесс овладения необходимыми умениями, а также способностей, лежащих в основе всей интеллектуальной деятельности человека и определяющих успешность всей его жизнедеятельности как личности.

4. Воспитательная цель — присвоение основных ценностей, составляющих нравственную основу духовной личности: мировая, французская, родная культура как ценность, человек и его права, свобода, собственное достоинство и достоинство людей, общение и гуманитарное мировоззрение, межкультурное сотрудничество. Языковое (культурное по своей сути, точнее, межкультурное) образование — едва ли не самая подходящая возможность для воспитания уважительного отношения к другому языку, культуре, народу.

Одна из основных задач курса «Французский язык как второй иностранный» — помочь учащимся войти в мир французского языка, поэтому обучение языку осуществляется через знакомство с культурой страны, а обучение культуре — через язык. Исходя из этого авторы считают, что содержанием иноязычного образования должна стать иноязычная культура. Согласно определению, данному доктором педагогических наук, заслуженным деятелем науки, профессором Е. И. Пассовым, «иноязычная культура есть та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культурологическом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах». Таким образом, иноязычное образование как один из видов образования включает в себя четыре процесса:

1) познание: овладение культурологическим содержанием иноязычной культуры (сюда относится не только культура страны, собственно факты культуры, но и язык как часть культуры);

2) развитие: овладение психологическим содержанием иноязычной культуры (способности, психические функции и т. д.);

3) воспитание: овладение педагогическим содержанием иноязычной культуры (нравственный, моральный, этический и другие аспекты);

4) учение: овладение социальным содержанием иноязычной культуры, при котором речевые умения усваиваются как средства общения в социуме.

При разработке курса «Французский язык как второй иностранный» авторы руководствовались следующими методологическими принципами:

1) системно-структурный подход к построению курса и составляющих его УМК для каждого класса;

2) моделирование как метод решения основных методологических проблем курса и отдельных УМК; 3) интегрированный подход к организации аспектов иноязычной культуры, видов и сторон речевой деятельности;

4) деятельностный подход, определяющий целенаправленность, мотивированность и смысл учебной деятельности;

5) принцип развивающего обучения, определяющий ведущую роль развития функций, способностей, речевых механизмов, интеллекта, мотивационной и других сфер личности, творческого начала и др.;

6) коммуникативность как основа всей технологии иноязычного образования.

Коммуникативность как методологический принцип, предлагаемый Липецкой методической школой, выделяется авторами особо, поскольку он включает в себя ряд следующих понятий (безусловно, знакомых учителю по другим источникам,

но трактуемых несколько иначе):

мотивированность. Любое высказывание, речевое действие ученика должно побуждаться внутренней потребностью, т. е. мотивом. Появление мотива зависит от интереса к материалу, от новизны материала, способа его подачи, постановки задания;

целенаправленность. Ученик всегда должен понимать, зачем он что-то говорит, читает, слушает или пишет;

индивидуальность отношения. За каждым учеником признается право выражать свою индивидуальность по отношению к тому, что обсуждается на уроке и происходит в мире.

Учитель должен поддерживать стремление ученика в утверждении своей индивидуальности; более того — учитывать его природные данные и его возможности как субъекта образовательного процесса;

речемыслительная активность. Речемыслительной она становится только в том случае, если учащийся решает какую-то речемыслительную задачу. Тогда его активность не обязательно проявляется внешне: она возможна и при чтении, и при слушании, и при думании;

ситуативность. В предлагаемой концепции ситуация есть система взаимоотношений общающихся, а не совокупность обстоятельств. Таким образом, ситуативность понимается как соотнесенность высказываний с взаимоотношениями речевых партнеров;

информативность. Она субъективна, индивидуальна: то, что информативно для одного ученика, неинформативно для другого. Курс «Французский язык как второй иностранный» выстроен таким образом, чтобы обеспечить информативность для всех учащихся;

новизна. Важнейший признак истинно коммуникативной технологии заключается в том, что постоянно меняются, варьируются все элементы образовательного процесса: содержание, проблемы, предметы обсуждения, ситуации, формы и организация уроков, виды работ, приемы обучения, речевые партнеры и т. д.;

эвристичность. Эвристичным, т. е. незапланированным, неподготовленным заранее, незаученным, нестандартизированным, иначе говоря, непредсказуемым должно быть любое речевое действие ученика;

функциональность. Любая речевая единица (слово, словосочетание, фраза, сверхфразовое единство, текст) имеет свою форму и выполняет свои определенные функции. Речевая деятельность (в любом своем виде) и существует для того, чтобы выполнять определенные речевые функции — подтвердить или отказать, согласиться или усомниться, выразить желание или просьбу, пригласить или обещать, заверить или разубедить и т. д. Форма и ее функции едины, неразрывны.

Ведущим элементом в речи является функция, ту же роль она должна играть и в овладении речевым материалом. Тогда ученики будут не только знать, но и уметь. Легко заметить, что все характеристики коммуникативности взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку моделью для них послужило реальное общение. Таким образом, только соблюдение всех перечисленных характеристик на их оптимальном уровне дает право назвать образовательный процесс коммуникативным.


Представленная программа предусматривает изучение французского языка как второго иностранного в основной средней школе из расчёта 1 учебный час в неделю в 8-9 классах: 35 часов в 8 классе, 34 часа – в 9 классе.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ФГОС ООО формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.

В соответствии с ПООП ООО, изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

6) освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

7) сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; правил поведения на транспорте и на дорогах;

8) развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера: способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. Сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения. Эстетическое, эмоционально-ценностное видение

окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

9) сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности, к художественно-эстетическому отражению природы).


Метапредметные результаты

В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:

— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;

— формирование проектных умений.


Предметные результаты

Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в четырех основных видах деятельности: говорении, чтении, аудировании, письме.

Говорение:

— высказываться целостно как в смысловом, так и в структурном отношении (на любом уровне речевых единиц);

— высказываться по обсуждаемой проблеме логично и связно, продуктивно как по содержанию, так и по форме;

— проводить свою стратегическую линию (аргументировать, изложить факты, привести примеры), соотносить ее со стратегической линией собеседника;

— сравнивать факты культуры Франции и своей страны, давать им оценку;

— умение общаться на разных уровнях адекватно ситуации: с одним собеседником, с группой;

— общаться в различных организационных формах: интервью; одно- или обоюдостороннее воздействие, побуждение; планирование совместных действий; обсуждение проблемы, чьей-либо точки зрения; обмен мнениями;

— аргументировать, контраргументировать, комментировать, сравнивать (дискуссионные умения).

Чтение:

— читать и понимать тексты различных жанров: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические;

— понимать основную идею, смысл текста;

— выбирать материал для чтения в зависимости от интересов, желаний, необходимости и обстоятельств;

— читать достаточно быстро с целью извлечения информации, необходимой для обсуждения проблем;

— синтезировать информацию из разных источников;

— адекватно ситуации использовать аутентичные тексты;

— догадываться о значении неизвестных слов по словообразовательным элементам, по контексту, по аналогии с родным языком; о содержании текста — по заголовку;

— пересказывать прочитанное.

Аудирование:

— понимать речь в аудиозаписи в нормальном темпе;

— понимать высказывания разного характера и стиля;

— адекватно реагировать на услышанное;

— понимать сказанное собеседником однократно и переспрашивать, если что-то непонятно.

Письмо:

— заполнять определенные виды деловых бумаг;

— писать письмо и ответ на полученное письмо;

— выписывать необходимое из прочитанного;

— составлять план и тезисы своего высказывания (устного или письменного);

— фиксировать свои размышления по поводу предложенного проблемного вопроса в письменной форме, оформляя их правильно как в лексическом и грамматическом плане, так и в стилистическом.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.

Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.

Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.

Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.

Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.

Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.

Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.

Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе / в сельской местности.

Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.

Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.

























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

Вводный курс

1

Здравствуй, французский язык. Алфавит

1



2

Речевой этикет. Учимся читать

1



3

Я изучаю иностранные языки

1



4

Школьные предметы. Глагол-связка être

1



5

Глаголы I группы

1



6

Я рассказываю о себе

1



7

Времена года, месяцы, дни недели

1



8

Счет до 100

1



9

Который час?

1



10

Глаголы III группы

1



11

Контрольная работа по грамматике

1



Основной курс

12

Моя семья

1



13

Моя семья

1



14

Взаимоотношения в семье

1



15

Конфликтные ситуации и способы их решения

1



16

Семейные традиции

1



17

Друзья. Внешность

1



18

Мой лучший друг

1



19

Школа

1



20

Школьная жизнь

1



21

Изучаемые предметы и отношение к ним

1



22

Распорядок дня школьников

1



23

Система образования во Франции

1



24

Каникулы

1



25

Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе

1



26

Свободное время

1



27

Досуг и увлечения

1



28

Активные виды отдыха

1



29

Поход по магазинам

1



30

Молодежная мода

1



31

Карманные деньги

1



32

Музыка

1



33

Мой любимый исполнитель

1



34

Роль книги в жизни человека

1



35

Телевидение в нашей жизни

1



36

Спорт. Виды спорта

1



37

Спорт в жизни школьников

1



38

Спорт во Франции

1



39

Здоровый образ жизни

1



40

Здоровое питание

1



41

Путешествие

1



42

Путешествие по городам России

1



43

Достопримечательности Парижа

1



44

Французские города

1



45

Мой родной город

1



46

Мой любимый город

1



47

Праздники

1



48

Мой любимый праздник

1



49

День рождения

1



50

Французские праздники

1



51

Природа: животные и растения

1



52

Погода

1



53

Защита окружающей среды

1



54

Жизнь в городе и в деревне

1



55

Мир профессий

1



56

Моя будущая профессия

1



57

Язык как средство коммуникации

1



58

Зачем нужно изучать иностранные языки

1



59

Средства массовой информации

1



60

Интернет: за и против

1



61

Географическое положение Франции

1



62

Государственные символы Франции и России

1



63

История Франции

1



64

Роль истории в жизни общества

1



65

Выдающиеся люди Франции

1



66

Выдающиеся люди России

1



67

Мой кумир

1



68

Франкофония

1



69

Франкоговорящие страны

1