Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства
«Духовые инструменты»
ПРОГРАММА
По учебному предмету
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.
КЛАРНЕТ»
Срок освоения 4 года
Барабинск 20--г
«Одобрено» УТВЕРЖДАЮ
Учебно-методическим советом Директор МБОУ ДОД «ДШИ»
МБОУ ДОД «ДШИ» ___________Т.А.Борзенко
«___»__________ 20___ г. «___»__________ 20___ г
Разработчики – Зефиров А.И.
Рецензент –
Содержание программы учебного предмета
Пояснительная записка………………………………………………4
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Срок реализации учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цели и задачи учебного предмета
Обоснование структуры программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Содержание учебного предмета………………………………………9
1. Годовые требования по классам
2. Примерные репертуарные списки, рекомендуемые для исполнения в течении учебного года на академических концертах
III. Требования к уровню подготовки обучающихся………………..17
IV. Формы и методы контроля, система оценок……………………..17
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………...20
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы….22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (кларнет)» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-39/Об-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на духовых музыкальных инструментов детских школах искусств.
Учебный предмет ««Музыкальный инструмент (кларнет)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на кларнете, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Программа адаптирована под определенный уровень и требования в данной
школе, учитывая разные музыкальные данные обучающихся, реакцию и
целостность системы мышления. Программа позволяет наиболее полно
реализовать общие задачи в каждом классе обучения с учетом индивидуальных способностей обучающихся - степень одаренности, способности, интерес к обучению, мотивация этого процесса.
Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно
развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для
продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.
Занятия по предмету «кларнет» проводятся в соответствии с
действующими учебными планами. За время обучения педагог должен выявить и развить творческие задатки детей. Научить их игре на кларнете
грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара музыкальной школы. Ученик должен овладеть навыками чтения нот с листа, несложных произведений ансамблевых партий, игры в ансамбле и умение аккомпанировать.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 -10 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара
и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (кларнет)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в
ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями
создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга,
гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.
Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и
позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме
исполнения сольной программы (публичного выступления). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
2. Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (кларнет)» со сроком обучения 4года продолжительность учебных занятий в первом классе 33 недели, со второго по четвертый годы обучения составляет 34 недель в год.
3. Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов |
Годы обучения | 1-й год | 2-год | 3-год | 4-год | |
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Количество недель | 16 | 17 | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | |
Аудиторные занятие | 32 | 34 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 270 |
Самостоятельная работа | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 270 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 540 |
4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (кларнет)» при 4-летнем срок обучения составляет 540 часа. Из них: 270 часов - аудиторные занятия, 270 часов – самостоятельная работа.
5. Форма проведения учебных аудиторных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование
индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
6. Цели и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на
основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих
воспринимать, осваивать и исполнять на кларнете произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также
выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на кларнете и подготовки их к дальнейшему поступлению в
образовательные учреждения, реализующие образовательные программы
среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной
сферы, музыкальности и артистизма;
- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на кларнете;
- овладение основными исполнительскими навыками игры на кларнете,
позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в
ансамбле;
- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных
выступлений;
- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к
продолжению профессионального обучения.
7. Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
-распределение учебного материала по годам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки учащихся;
-формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
-методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
8. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего
движения;
- просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся исполнителей,
посещение концертов и спектаклей);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных
способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня
подготовки.
Предложенные методы работы при обучении игры на кларнете в
рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее
продуктивными.
9. Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом :
- к библиотечным фондам и фондам фонотеки
- аудио и видеозаписям
- учебными аудиториями для индивидуальных занятий, оснащенных кларнетами, фортепиано, пюпитрами, акустической аппаратурой, метрономом.
Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Годовые требования
Годовые требования содержат два варианта примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Первый год обучения
На первом году обучения предполагается изучение инструмента блокфлейта если возраст ребенка от 7 до 8 лет, так же стоит учитывать анатомические особенности ученика (рост, телосложение).
В течение года учащийся разучивает шесть разнохарактерных произведений.
В течение учебного года проработать с учеником гамму до мажор либо ре мажор в одну октаву, целыми и половинными длительностями и трезвучия в прямом движении.
В конце первого полугодия предполагается промежуточная аттестация в виде зачёта (сольное исполнение) – 2 произведения (оценка).
Блокфлейта -
I вариант:
БНП «Савка и Гришка»
Е.Теличеева «Труба»
II вариант:
Й.Гайдн «Песня»
М.Мусоргский «Гопак»
Кларнет-
I вариант:
Гедике А. «Маленькая пьеса»
Мусоргский М. «Песня Марфы»
II вариант:
Хачатурян А. «Андантино»
Чайковский П. «Сладкая греза»
Промежуточная аттестация в 3 четверти (март) проходит в форме технического зачёта (с оценкой). На зачёте исполняются: 1-2 гаммы, арпеджио, обращение; 1-2 этюда на различные виды техники.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
В конце второго полугодия предполагается промежуточная аттестация в виде зачёта (сольное исполнение) – 2 произведения (оценка).
Блокфлейта
I вариант:
Обр. Н.Лысенко «Лисичка»
Р.Н.П. «Как под горкой»
II вариант:
Моцарт В. «Алегретто»
Симанова В. «Две тетери»
Кларнет:
I вариант:
Моцарт В.А. «Маленькая пряха»
Чайковский П. «Сладкая греза»
II вариант:
Гедике А. «Маленькая пьеса»
Мусоргский М. «Песня Марфы»
Второй год обучения.
На втором году обучения предполагается изучения инструмента кларнета.
В течение года учащийся разучивает шесть разнохарактерных произведений.
В течение учебного года проработать с учеником гамму: фа мажор или ля минор в одну октаву, трезвучия в прямом движении в одну октаву.
В третьей четверти – технический зачет, на котором исполняется этюд и гамма, согласно годовым требованиям (зачет).
В конце первого полугодия предполагается промежуточная аттестация в виде зачёта (сольное исполнение) – 2 произведения
I вариант (I полугодие):
Детская песенка «Птичка»
В.Моцарт «Аллегретто»
II вариант (I полугодие):
РНП «Ах, вы сени, мои сени»
«Татарская песня», обр.А.Гречанинова
В конце второго полугодия предполагается промежуточная аттестация в виде зачёта (сольное исполнение) – 2 произведения
I вариант (II полугодие):
Л.Бетховен «Фрагмент», (из симфонии №5)
ЧНП «Пастушок»
II вариант (II полугодие):
В.Моцарт «Майская песня»
Ф.Шуберт «Вальс»
Третий год обучения.
В течение года учащийся разучивает шесть разнохарактерных произведений.
В течение учебного года проработать с учеником гамму: фа мажор или ля минор в две октавы, трезвучия в прямом движении в две октавы.
Промежуточная аттестация в 1 и 3 четверти (октябрь, март) проходит в форме технического зачёта (с оценкой). На зачёте исполняются: 1-2 гаммы, арпеджио, обращение; 1-2 этюда на различные виды техники.
В конце первого полугодия предполагается промежуточная аттестация в виде зачёта (сольное исполнение) – 2 произведения
I вариант (I полугодие):
И,С,Бах «Мюзетт», из Английской сюиты №3
Ц.Гервез «Алеманда»
II вариант (I полугодие):
И.С.Бах «Волынка»
А.Гедике «Танец»
В конце второго полугодия предполагается промежуточная аттестация в виде зачёта (сольное исполнение) – 2 произведения
I вариант (II полугодие)
Бах-Гуно «Ave Maria»
М.Глинка «Северная звезда»
II вариант (IIполугодие):
К.Вебер «Хор охотников»
Ф.Франкёр «Сицилиана»
Четвёртый год обучения.
В течение года учащийся разучивает шесть разнохарактерных произведений.
В течение учебного года проработать с учеником гамму: ми мажор или до# минор в две октавы, трезвучия в прямом движении в две октавы
Промежуточная аттестация в 1 и 3 четверти (октябрь, март) проходит в форме технического зачёта (с оценкой). На зачёте исполняются: 1-2 гаммы, арпеджио, обращение; 1-2 этюда на различные виды техники.
В конце первого полугодия предполагается промежуточная аттестация в виде зачёта (сольное исполнение) – 2 произведения
I вариант (I полугодие)
А.Лядов «Забавная»
Ф.Шуберт «В путь»
II вариант (I полугодие):
А.Вагнер «Марш»
С.Танеев «Романс»
В конце второго полугодия предполагается итоговая аттестация в виде итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускной экзамен) – 2 произведения.
I вариант (II полугодие):
Г.Гендель «Адажио»
В.Моцарт «Деревенский танец»
II вариант (II полугодие):
Л.Бетховен «Сонатина»
ДЖ.Пешетти «Престо»
Примерные репертуарные списки,
рекомендуемые для исполнения в течении учебного года на академических концертах
Первый класс
-Русские народные песни:
«Во саду ли, в огороде»
«Во поле береза стояла»
«Летал голубь сизый»
«Соловей Будимирович»
-Бекман Л. "Елочка"
-Гедике А. «Маленькая пьеса»
-Глинка М. «Песня»
-Моцарт В. "Аллегретто", «Маленькая пряха»
-Мусоргский М. «Песня Марфы»
-Франк С. «Прелюдия»
-Хачатурян А. «Андантино»
-Шуберт Ф. «Вальс»
-Шуман Р. «Песенка жнецов»
-Чайковский П. «Сладкая греза»
Второй класс
-Бах И. "Прелюдия".
-Барток Б. "Вечер в деревне".
-Бетховен Л. «Фрагмент», (из симфонии №5)
-Брамс И. "Колыбельная".
-Глинка М. "Северная звезда".
-Госсек Ф. "Гавот".
-Глинка М. "Полька".
-Григ Э. "Лирическая пьеса".
-Калинников В. «Тень-тень»
-Комаровский А. "Веселая пляска".
-Моцарт В. "Песня пастушка."
-Моцарт В.«Майская песня»
-Шуберт Ф. «Вальс»
Третий класс
- Бах И.«Мюзетт», из Английской сюиты №3,«Волынка»
- Бах И.-Гуно Ш. «Ave Maria»
- Вебер К.«Хор охотников»
- Гедике А.«Танец»
- Гервез Ц.«Алеманда»
- Глинка М. «Полька» ,«Северная звезда»
- Калинников В. "Грустная песенка".
- Кабалевский Д. "Полька".
- Лядов А. «Прелюдия»
- Римский –Корсаков Н. "Песня индийского гостя".
- Перголези Ж. "Песня".
- Флис Б.«Колыбельная»
- Франкёр Ф. «Сицилиана»
- Шостакович Д. "Романс".
Четвертый класс
- Балакирев М.«Мазурка»
- Бетховен Л.«Сонатина»
- Боккерини Л. "Менуэт".
- Вагнер Р. «Марш»
- Гендель Г. «Адажио»
- Корелли А.«Сарабанда»
- Лядов А. «Забавная»
- Мендельсон Ф. «Бартольди», «Весенняя песня», «Адажио»
- Пашетти Д. "Престо".
- Сен-Санс К. «Лебедь»
- Танеев С. «Романс»
- Чайковский П. "Подснежник".
- Шуберт Ф. «В путь»
- Щедрин Р. "Шутка".
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончанию обучения по программе выпускники должны:
Владеть начальными навыками:
- сольной игры на кларнете;
- игры на кларнете в сопровождении фортепиано работы с
концертмейстером;
- игры в ансамбле;
- публичного выступления;
- уметь исполнять на инструменте выразительно и технично произведения
отечественных и зарубежных композиторов, гаммы, этюды;
- анализировать музыкальное произведение или народную песню: определять
характер музыки, темп, размер, лад, особенности фактуры, основные разделы
музыкальной формы;
- исполнять по нотам (с листа) незнакомое произведение;
- самостоятельно разбирать нотный текст и разучивать произведение;
- подбирать по слуху мелодии знакомых песен и любимых
произведений; знать
- устройство кларнета, его технические и выразительные возможности.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестации.
Формами текущего и промежуточного контроля являются:
контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах,
мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
При проведении итоговой аттестации может применяться форма
экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы
и/или участие в ансамбле.
Критерии оценки
На зачетном занятии оцениваются по следующим критериям:
- качество звукоизвлечения при игре на кларнете;
- техническая оснащенность обучающегося: игра в темпе, владение различными штрихами, регистрами;
- чувство ритма и метра, четкость исполнения ритмического рисунка
произведения;
- чувство стиля;
- чувство музыкальной формы;
- навык владения исполнительским дыханием;
- прилежание обучающегося в подготовке репертуара;
- эмоциональность, выразительность и осознанность исполнения;
- музыкальная память обучающегося ;
- чувство ансамбля в игре с концертмейстером и/или другими обучающимися.
По итогам показа на контрольном уроке, зачёте выставляется оценка по
пятибалльной шкале:
- 5(«отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
- 4 («хорошо») оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
- 3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоуменный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.
- 2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
-зачет»(без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой -
посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных
записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать
высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и
содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей духовых инструментов, рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для
изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается,
что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени
завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть
подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях
класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены
или упрощены соответственно уровню музыкального и технического
развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального
учебного плана учащегося.
На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения
произведений классической и народной музыки, эстрадных песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся
получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые
применяются при подборе на слух.
Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных
способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального
слуха и музыкально-игровых навыков.
Важным элементом обучения является накопление художественного
исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование
практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованная нотная литература
1.«Нотная папка кларнетиста» №1,№2, сост.В.Воронин, «Дека».
2.«Первые шаги», пьесы для кларнета, сост.Е.Туркина, «Композитор», С-Пб, 2006
3.«Пьесы для начинающих», для кларнета и фортепиано, «Музыка», Ленинград.
4.Вагнер А. Пять характерных пьес, для кларнета и ф-но. – Лейпциг, 1998
5.Вебер К. Концерт № 1, для кларнета и ф-но. – М., 1969
6.Вебер К. Концертино Es-Dur. – Берлин, 1980
7.Диков Б. Этюды для кларнета. – М., 1964
8.Избранные этюды для кларнета. – М., 1990
9.Крамарж Ф. Концерт для кларнета и ф-но. – М., 1980
10.Произведения советских композиторов, сост. Л.Михайлов.- М., 1976
11.Произведения советских композиторов.- М. «Музыка».
12.Пьесы для кларнета А.Вагнер, Берлин, 1980.
13.Пьесы для кларнета и ф-но. – С.П., 2002
14.Римский –Корсаков Н. Концерт для кларнета и духового оркестра. – М., 1975
15.Розанов С. Школа игры на кларнете. – ч.-1. М., 1978
16.Розанов С. Школа игры на кларнете. – ч.-2. М., 1979
17.Сборник лёгких пьес для кларнета. – М., 1965
18.Сборник пьес для кларнета. – Киев, 1977
19.Хрестоматия для кларнета 1-3 классы. – М., 1989
20.Хрестоматия для кларнета 4-5 классы. – М., 1990
Методическая литература
1. Березин В. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.10. М.,1991г. С 146-167
2. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956.
3.Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах». М., Государственное музыкальное издательство, 1962.
4.Иванов А. «Методика индивидуального обучения на духовых инструментах». К., 1991
5.Иванов А. «Исполнительское дыхание на духовых инструментах» К., 1991
6. Клименко А. «Исполнительское дыхание (духовые инструменты)». К., 1999
7.Усов Ю. «Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки». М.,Музыка, 1971