Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании методического | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» |
объединения гуманитарного цикла | | _____________Т.Р. Фарберова |
_______________ И.Г.Исмуратова | _____________ Е.В.Коробейникова | |
Протокол № 1 «29» августа 2018 г. | Протокол методического совета №1 «29» августа 2018г. Приказ №818 от 29.08.2018г. | Протокол .педагогического совета №1 от «30 » августа 2018г. Приказ №822 от 30.08.2018г. |
| | |
Рабочая программа
по учебному предмету
«История Россия»
6 А, 6 Б, 6 В класс
2018-2019 учебный год
Составитель:
Билецкая С.В. учитель истории и обществознания
г. Нижневартовск
2018
Содержание
Пояснительная записка;
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса;
Основные виды учебной деятельности;
Формы организации учебных занятий;
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Приложения:
Приложение №1. Практическая часть рабочей программы
Приложение №2. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Приложение №3. Алгоритм работы с текстом
Приложение №4. Отчет по экскурсии
Приложение №5. Требования к проектной работе
-
1. Пояснительная записка
Программа по Истории России для 6 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.)
Фундаментального ядра содержания общего образования
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
Примерной программы по учебному предмету История 5-9 классы (Примерная программа по истории 5-9 классы / О.Н. Журавлева. - М.: Просвещение, 2016)
Примерной программы по всеобщей истории. История древнего мира». 6 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2015
Учебников:
История России. 6 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016
История России. 6 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016
Цель учебного предмета «История России»
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи учебного предмета «История России»:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурой самоидентификации в окружающем мире;
овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение предмета «История России» в 6 классе в количестве 40 часов в год (из обязательной части Учебного плана).
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История России»
Планируемыми результатами изучения учебного предмета «История России» в 6 классе являются:
1) Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
2) Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
Позновательные УУД:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Коммуникативные УУД:
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
3) Предметные результаты:
Предметные результаты: | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
1 | 2 | 3 |
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. | локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития государств; использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Европы и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья; составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых общества, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя государств; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков; давать оценку событиям и личностям всеобщей истории Средних веков. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности | давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; давать оценку событиям и личностям отечественной истории; применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России |
3. Содержание программы учебного предмета «История России»
История России с древнейших времен до начала XVI в. (40 ч)
Введение. Наша Родина - Россия (1 ч). Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники по истории России.
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч).
Древнейшие народы и государства на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Государства Северного Причерноморья, Скифское царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Родной край в древности. Восточные славяне в VI – IX веках. Происхождение и расселение восточных славян. Влияние природной среды на их хозяйство и образ жизни. Языческие верования. Родоплеменная организация восточных славян и её эволюция. Крупнейшие племенные союзы и территория их расселения. Формирование общности восточнославянских племён и их ближайших соседей. Формирование Древнерусского государства. Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Путь «из варяг в греки». Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование древнерусского государства со столицей в Киеве.
Глава II. Русь в IX - первой половине XII в. (10 ч).
Первые киевские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Военные походы князей. Русско-византийские отношения. Владимир Святославич. Принятие христианства. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Международный авторитет Древней Руси. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин. Формирование древнерусской народности. Начало русского законодательства. «Русская Правда». Правда Ярославичей. Культура Древней Руси. Истоки и особенности древнерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос. Письменность и грамотность. Нестор. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литературы. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Вклад древнерусской культуры в мировую культуру. Быт и нравы Древней Руси. Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Развитие городов, ремесел и торговли. Военное дело. Одежда. Жилище.
Глава III. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч).
Начало раздробления Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любеческий съезд князей. Владимир Мономах - последний правитель единого государства. Устав Владимира Мономаха. Причины раздробления Древнерусского государства. Характер политической власти в период раздробленности. Владимиро-Судальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности географического положения и политического развития Галицко-Волынской Руси.
Глава IV. Русские земли в середине XIII - XIV в. (10ч).
Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на юго-западную Русь и Центральную Европу. Борьба Руси с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Золотой Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве. Культура русских земель в XII-XIII веках. Особенности культуры XII-XIII вв. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русую культуру.
Глава V. Формирование единого Русского государства (9 ч).
Усиление Московского княжества. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её историческое значение. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Поход на Русь хана Тохтамыша. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и её последствия. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
4. Основные виды учебной деятельности:
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов учебно-познавательной деятельности |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Эксперимент | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Построение графиков | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) |
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Анализ проблемных ситуаций.
5. Формы организации учебных занятий
Фронтальная – все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу,
Индивидуальная – самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками,
Групповые - парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе.
Кооперативно-групповая учебная деятельность – форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.
Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.
Классификация форм уроков
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Интегрированные уроки.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ пп | Раздел, название темы, темы интегрированных курсов, регионального компонента, профориентационного и других направлений | Кол-во часов | Дата | Региональный компонент | УИТМ | ИКТ |
План | Факт |
6А | 6Б | 6В | 6А | 6Б | 6В | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
История России с древнейших времен до начала XVI в. (40 ч) Введение. (1 ч). |
1 | Наша Родина - Россия | 1 | | | | | | | | | Пр |
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч). |
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | | | | | | | | | Пр |
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | | | | | | | | | Пр |
4 | Образование первых государств. | 1 | | | | | | | | | Пр |
5 | Восточные славяне и их соседи. | 1 | | | | | | | | Виртуальная экскурсия | http://museum.ru/ Портал «Музеи России». Вм |
6 | Повторительно-обобщающий урок по главе I | 1 | | | | | | | | Презентация «Один день из жизни боярина (смерда, закупа и др.). | Пр |
Глава II. Русь в IX - первой половине XII в. (10 ч). |
7 | Первые известия о Руси. | 1 | | | | | | | | | Пр |
8 | Становление Древнерусского государства. | 2 | | | | | | | | | Пр |
9 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | | | | | | | | Проект «Влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздники». | Пр |
10 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 1 | | | | | | | | | Пр |
11 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | | | | | | | | Проект «Поучения Владимира Мономаха»: нужны ли они современным детям? | Пр |
12 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | | | | | | | | Презентация «Экскурсия по Торговой или Софийской стороне Новгорода». | Пр |
13 | Культурное пространство Европы и культура Руси. | 1 | | | | | | | | | Пр |
14 | Повседневная жизнь населения. | 1 | | | | | | | | | Пр |
15 | Место и роль Руси в Европе | 1 | | | | | | | | | Пр |
16 | Повторительно-обобщающий урок по главе II | 1 | | | | | | | | | Пр |
Глава III. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч). |
17 | Политическая раздробленность на Руси. | 1 | | | | | | | | | Пр Таблицы, схемы в электронном варианте, презентации к уроку. |
18 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | | | | | | | | |
19 | Новгородская республика. | 1 | | | | | | | Походы новгородцев в Югру. | |
20 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 | | | | | | | | |
21 | Повторительно-обобщающий урок по главе III. | 1 | | | | | | | | | Пр |
Глава IV. Русские земли в середине XIII - XIV в. (10ч). |
22 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | 1 | | | | | | | | | Пр |
23 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | | | | | | | | | Пр |
24 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом | 1 | | | | | | | | | Пр |
25 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура | 1 | | | | | | | | | Пр |
26 | Литовское государство и Русь. | 1 | | | | | | | | | Пр |
27 | Усиление Московского княжества. | 1 | | | | | | | Вхождение югорской земли в сферу влияния Московского государства | | Пр |
28 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | 1 | | | | | | | | Виртуальная экскурсия | http://museum.ru/ Портал «Музеи России». Вм |
29 | Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII—XIV в. | 1 | | | | | | | | | Пр |
30 | Родной край в истории и культуре Руси. | 1 | | | | | | | | | Пр |
31 | Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы IV | 1 | | | | | | | | | Пр |
Глава V. Формирование единого Русского государства (9 ч). |
32 | Русские земли на карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | | | | | | | | | В Электронная энциклопедия |
33 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | | | | | | | | Проект «Честь и слава Отчества» | Пр |
34 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | | | | | | | | | Пр |
35 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | | | | | | | | | Пр |
36 | Русская православная церковь в XV — начале XVI в. | 1 | | | | | | | | | Пр |
37 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | | | | | | | | | Пр |
38 | Формирование культурного пространства единого Российского государства. | 1 | | | | | | | | | Пр |
39 | Урок истории и культуры родного края. | 1 | | | | | | | | | Пр |
40 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | | | | | | | | | Пр |
Приложение №1
Практическая часть рабочей программы
№ пп | Название работы | Количество часов |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
-
| Контрольные работы: | | | | | |
- стартовая контрольная работа | 1 | | | | 1 |
- тематические контрольные работы | | | 1 | | 1 |
- контрольная работа в рамках промежуточного контроля | | | 1 | | 1 |
- контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | | | | 1 | 1 |
-
| Зачет | | | | | 1 |
-
| Учебные экскурсии | | | 1 | | 1 |
-
| Проектные работы | | Живые традиции Востока | | Непростая история простых предметов | 2 |
Приложение №2
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Литература для учителя
История России. 6 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016
История России. 6 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016
Андреевская Т.П. Тесты по истории России / Т.П. Андреевская.– М.: «Экзамен», 2005.
Забылин М.М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия / М.М. Забылин. М., 1997.
Карневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Тесты 6-7 и 10 классы: Учебно-методическое пособие.– М.: Дрофа, 2001.
Колесниченко Н.Ю. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной 6 класс/ Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2005.
Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 класс. Методическое пособие / О.Г. Набатова.– М.: Владос-Пресс, 2001.
История в таблицах. 5-11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004.
История России: в схемах и таблицах: 6-11 классы: к учебникам Федерального перечня / М.Н.Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2011.
История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл.: атлас. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Отечественная история в схемах и таблицах / В.В.Кириллов. – М.: Эксмо, 2011.
Литература для обучающихся
История России. 6 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016
История России. 6 класс. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016
История России: с древнейших времен до конца XVI века. Атлас. 6 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007.
Материально-техническое обеспечение
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.
Мультимедиапроектор + экран;
Комплект презентаций к урокам по данному курсу;
Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн-тесты)
Цифровые образовательные ресурсы
Витязь на распутье: Интерактивное учебное пособие по истории России IX – конца XIX века. М., 2007 (CD).
История России: с древнейших времен до концаXVI в.: Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной: (CD). 6 класс.
Историческая энциклопедия: Династия Романовых: три века российской истории. М., 1997 (CD).
Учебное электронное издание «История Средних веков».
Интернет ресурсы
http://www. Booksite.ru/enciklopedia/ - древнерусская жизнь в картинках.
http://old-russian.narod.ru/ - древнерусская литература
http:// rublev.voskes.ru/ - иконы Андрея Рублева.
http://www.history.tom.ru/ - История России от князей до Президента
http://www.avorhist.ru/ - Русь Древняя и Удельная
http://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси.
http://www.portal-slovo.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).
http://www.artclassik.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: мировая художественная культура).
http://a-nevskiy.narod.ru/ - сайт, посвященный Александру Невскому.
http://statehistory.ry – сайт «История государства»
http://history.standart.edu.ru/ Обществознание и новейшая история
http://his.1september.ru/ Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории»
http://historydoc.edu.ru/ Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала
http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/ Династия Романовых
http://rushistory.stsland.ru/ История России с древнейших времен до наших дней
http://rulers.narod.ru/ Всемирная история в лицах
http://www.worldhist.ru/ Всемирная история
http://www.world-history.ru/ Всемирная история.
http://lesson-history.narod.ru/ Компьютер на уроках истории, обществознания и права.
http://www.hrono.ru/ ХРОНОС — Всемирная история в Интернете
http://ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".
http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Приложение № 3
Алгоритм работы с текстом
I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.
II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.
III.В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.
IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.
V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.
VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.
VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое-это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?";
Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"
Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?
VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.
Приложение № 4
Отчет по экскурсии
Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.
Тема экскурсии:_____________________
Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________
Вид экскурсии__________________
Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________
Информация, подтверждающая достижение цели:
1 вариант:
Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее. | Ответы на вопросы |
-
| |
-
| |
-
| |
2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)
Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)
Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И.О. /________________/
Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___г.
Оценка: _________(______________) / Фамилия И.О. /________________/
Приложение № 5
Требования к проектной работе
Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.
Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.
Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.