Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на методсовете МБОУ зам. директора по УВР МБОУ директор МБОУ
«Южно-Александровская «Южно-Александровская «Южно-Александровская
средняя общеобразовательная средняя общеобразовательная средняя общеобразовательная
школа №5» школа №5» школа №5»
Протокол №1 ___________Сафронова О.В ___________ Брусенко В.В
«___»_______2018г «___»_________2018 г «___»_________2018 г
Рабочая программа по учебному предмету
Предмет: изобразительное искусство
Учитель: Шатилова Светлана Николаевна
Класс: 4
с. Южно-Александровка.
2018-2019 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству в 1-4 классе разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству;
Авторской программы авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», Л.А. Неменская, под редакцией Б.М. Неменского, изд. Москва: «Просвещение» 2012 г
Календарного учебного графика ОУ на 2018– 2019 уч .г.
Цель
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Задачи
Воспитывать эстетические и нравственные чувства, интерес к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
Развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способность к восприятию искусства и окружающего мира, умения и навыки сотрудничества в художественной деятельности.
Формировать первоначальные знания о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Развивать элементарную художественную грамоту и способность видеть проявление художественной культуры в реальной жизни.
Формировать художественный кругозор и опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
УМК:
Учебник «Искусство вокруг нас» под редакцией Б. М. Неменского
Тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» под редакцией Б. М. Неменского;
Москва «Просвещение» 2014
Программа рассчитана на 135 ч в год, 1ч в неделю
Программа ориентирована на учащихся 1-4 класса, базовый уровень
Место курса в учебном плане
По учебному плану -34 часа в год, 1 час в неделю
Общая характеристика предмета
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных образовательных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
Изобразительная художественная деятельность;
Декоративно художественная деятельность;
Конструктивная художественная деятельность.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды деятельности:
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование на темы и иллюстрирование (композиция)
Декоративная работа
Лепка
Аппликация с элементами дизайна
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тема четвертого класса – «Каждый народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Дети научатся видеть, что объединяет разнообразие народных культур.
В четвертом классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Целью художественного воспитания и обучения в четвертом классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
Использование различных художественных материалов, приемов и техник;
Изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, представлению и на основе фантазии;
Передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
Выражение настроения художественными средствами;
Компановка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
Использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
Использование знаний графической грамоты;
Использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно - образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип от родного порога в мир общечеловеческой культуры. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В данном разделе программы представлены планируемые результаты учебного предмета предметные умения базового и повышенного (выделены курсивом), УУД.
Предметные результаты освоения программы выражены в виде учебных действий школьника Личностные:
оценивает жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учится отделять поступки от самого человека;
объясняет с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определяет и высказывает самые простые общие для всех людей правила поведения;
предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делает выбор, какой поступок совершить;
осознаёт важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
отличает истинную вежливость от показной;
адаптируется применительно к ситуации общения, строит своё высказывание;
в зависимости от условий взаимодействия;
осознаёт ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
поддерживает нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
определяет цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения;
планирует последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
работая по предложенному плану, использует необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
оценивает выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализирует и оценивает свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
находит ошибки в плане действий и вносит в него изменения.
Познавательные УУД
осознанно строит речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
анализирует рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивает их значимость, достоверность фактов;
устанавливает причинно-следственные связи;
реализовывает рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение);
соблюдая нормы информационной избирательности;
вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность;
осуществляет информационную переработку научно-учебного текста: составляет опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводит по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользуется словарями, справочниками; □ анализирует словарные статьи, газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие.
Коммуникативные УУД
признаёт возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
доносит свою позицию до других: высказывает свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;
слушает собеседника, кратко излагает сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
работает в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
понимает, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
понимает и умеет объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
знает и умеет называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
знает и умеет объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
Различает и знает, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности.
Владеет простейшими навыками: рисунка; аппликации;
построения геометрического орнамента;
техники работы акварельными и гуашевыми красками.
Имеет понятие о некоторых видах изобразительного искусства: живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
графика (иллюстрация);
народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
Имеет понятие об изобразительных средствах живописи и графики: композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Имеет представление об искусстве Древнего мира.
умеет описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
Ученик получит возможность научиться:
эмоционально воспринимает и оценивает произведения искусства:
умеет описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
эмоционально воспринимает и оценивает произведения искусства:
умеет чувствовать образный характер различных видов линий;
умеет воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками, умеет чувствовать образный характер различных видов линий;
умеет воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками
Содержание учебного предмета Изобразительное искусство
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российскогои мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно -прикладное искусство. Истоки декоративно -прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно -прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно- прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно -прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно- прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно- творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественно- конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно -прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Ты учишься изображать. | 9 |
2. | Ты украшаешь. | 8 |
3. | Ты строишь. | 11 |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 5 |
Итого: | 33 |
2 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Как и чем работает художник? | 8 |
2. | Реальность и фантазия | 7 |
3. | О чём говорит искусство | 11 |
4. | Как говорит искусство | 8 |
Итого | 34 |
3 класс
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Искусство в твоём доме | 8ч. |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7ч. |
3 | Художник и зрелище | 11ч |
4 | Художник и музей | 8ч. |
| ИТОГО | 34ч |
4 класс
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Истоки родного искусства | 8 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ - художник | 11 |
4 | Искусство объединяет народ | 8 |
| Итого | 34 |
Организация обучения
Формы организации обучения: коллективная, индивидуальная, групповая;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
проблемный, частично- поисковый, наглядные методы ( метод
иллюстраций, метод демонстраций);
Технологии обучения: личностно ориентированное развивающее обучение.
Формы проверки и оценки результатов обучения:
Текущий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний контроль.
Промежуточный контроль: самоконтроль, внешний контроль.
Итоговый контроль: внешний контроль.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Текущий контроль: рисунок.
Промежуточный: задания в тестовой форме
Итоговый контроль: рисунок.
СТРУКТУРА КУРСА И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
№ п/п | Структура курса | Кол-во часов |
Всего | Из них: Н\д |
1 | Истоки родного искусства. | 8 | 2 |
2 | Древние города нашей Земли. | 7 | 2 |
3 | Каждый народ — художник. | 11 | 4 |
4 | Искусство объединяет народы. | 8 | 3 |
Итого часов: | 34ч | 11ч. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Сроки Проведе ния | Коррек тировка дат | Источники |
1 | К/р №1. Административная входная контрольная работа. (45 мин) | 13.09 | | Администрация |
2 | К/р №2 «Промежуточная аттестация»(45 мин). | 16 .05 | | Администрация |
Типовые задания для формирования УУД
Виды УУД | Виды заданий |
Личностные | Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; анализ объектов,мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, |
Познавательные | «Найди отличия» , «Поиск лишнего»; «Логические цепочки»; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями, сравни; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и решение проблемы. |
Регулятивные | «Преднамеренные ошибки»; «Установи правильный порядок предложений в тексте»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; А как иначе? заучивание материала наизусть в классе; « Ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…» |
Коммуникативные | Составь задание партнеру; закончи предложение; отзыв на работу товарища; «Спроси своего товарища»; групповая работа, «Отгадай, о ком говорим»; составь задание партнеру; представь себя в роли учителя и составь задание для класса; составь рассказ от имени героя; составь рассказ от имени предмета; групповая работа по составлению кроссворда; отгадай, о ком говорим; подготовь рассказ; опиши устно; объясни. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема | Кол-во ч | Дата | Кор. даты |
Истоки родного искусства - 8 |
Цель: формирование представления о разнообразии художественных материалов, которые используют в своей деятельности . Задачи: Познакомить с тем, что в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. Универсальные учебные действия Создание условий для формирования следующих умений: 1.Личностные: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; 2.Метапредметные: 2.1Регулятивные- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности. 2.2.Познавательные: использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы 2.3Коммуникативные: овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; потребность в общении с учителем; умение слушать и вступать в диалог 3. Предметные: Знакомить с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека; овладевать живописными навыками работы гуашью; изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни; различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на- родного костюма; создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Характеристика деятельности учащегося: Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты ). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. |
1 | Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях Русской живописи. Н\д | 1 Выставка | 6.09 | |
2 | Административная входная контрольная работа (45 мин). | 1 | 13.09 | |
3 | Русская деревянная изба. Конструирование и украшение избы из бумаги. | 1 | 20.09 | |
4 | Деревня – деревянный мир. Создание образа традиционной деревни . | 1 | 27.09 | |
5 | Красота человека. Русская красавица. Н\д. | 1 Портрет | 4.10 | |
6 | Образ русского человека в произведениях художников | 1 | 11.10 | |
7 | Календарные праздники. | 1 | 18.10 | |
8 | Народные праздники. Выставка работ. | 1 | 25.10 | |
Древние города нашей земли - 7 |
Цель: развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через единство красоты и целесообразности атрибутов древних городов . Задачи: Способствовать развитию фантазии и воображения необходимые для творчества художника. Формировать представления, что для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Универсальные учебные действия 1.Личностные: формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 2.Метапредметные: 2.1Регулятивные- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2.2.Познавательные: овладение умением творческого видения с позиций художника Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы 2.3Коммуникативные: Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог 3. Предметные: Знать исторические памятники. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Знать и называть картины художником, изображающих древнерусских воинов - защитников Родины (В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину).Овладевать навыками изображения фигуры человека. Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). Характеристика деятельности учащегося: Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. Понимать рать постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания обшей композиции. |
9 | Родной угол. Изображение одного из архитектурных памятников своих мест. | 1 | 1.11 | |
10 | Древние соборы. Н\д | 1 Презентац. | 15.11 | |
11 | Города русской земли. | 1 | 22.11 | |
12 | Древнерусские воины-защитники | 1 | 29.11 | |
13 | Золотое кольцо России. Н\д. | 1 Презентац. | 6.12 | |
14 | Узорочье теремов. | 1 | 13.12 | |
15 | Праздничный пир в теремных палатах. Выставка работ. | 1 | 20.12 | |
Каждый народ - художник - 11 ч |
Цели: формирование представления, о богатстве и многообразии художественных культур мира, что искусство выражает чувства человека, его понимание к тому, что он изображает, украшает, строит. Задачи: учить видеть изображение состояний в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. 1.Личностные: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии 2.Метапредметные: 2.1Регулятивные- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2.2.Познавательные: Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; Овладение умением творческого видения с позиций художника Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы 2.3Коммуникативные: Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог 3. Предметные: Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны , способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Характеристика деятельности учащегося: Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии пони- мания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Создавать женский образ в национальной одежды в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего средне- азиатского города. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма). Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях. эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. |
16 | Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. Н\д | 1 Презентац. | 27.12 | |
17 | Оригами. Бумажный журавлик. | 1 | 10.01 | |
18 | Страна восходящего солнца. Образ человек, характер в японской культуре. | 1 | 17.01 | |
19 | Народы гор и степей. Изображение пейзажа. Н/д. | 1 Презентац. | 24.01 | |
20 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. | 1 | 31.01 | |
21 | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города. | 1 | 7.02 | |
22 | Древняя Эллада. Изображение пейзажа. | 1 | 14.02 | |
23 | Олимпийские игры. Коллективное панно. Н/д. | 1 Тв. мастер. | 21.02 | |
24 | Средневековый город. Коллективное панно (аппликация). | 1 | 28.02 | |
25 | Образ готического храма в средневековом городе. | 1 | 7.03 | |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Н/д. | 1 Выставка | 14.03 | |
Каждый народ художник - 8 ч |
Цели: развивать представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Задачи: ознакомление с отношениями человека и природы и их выражении в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой мере понимать явления жизни.; формирование этического отношения к иным художественным культурам; понимания единства культуры человека и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. изображать характеры животных и человека. Универсальные учебные действия 1.Личностные: Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины и других народов. Формирование положительного отношения к учению. 2.Метапредметные: 2.1Регулятивные- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач. 2.2.Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы 2.3Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог 3. Предметные: Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Характеристика деятельности учащегося: Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. Развивать навыки восприятия произведений искусства. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия. Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь выражать свое отношение к ним. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь выражать свое отношение к ним. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. |
27 | Материнство. Рисование портрета мамы. Н\д. | 1 Портрет | 21.03 | |
28 | Образ богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Н/д. | 1 Презентация | 4.04 | |
29 | Мудрость старости. Изображение портрета бабушки или дедушки. | 1 | 11.04 | |
30 | Сопереживание. Дорогою добра. | 1 | 18.04 | |
31 | Герои – защитники. Создание эскиза и каркаса памятника народному герою. | 1 | 25.04 | |
32 | Промежуточная аттестация (45 мин). | 1 | 16.05 | |
33 | Героическая тема в искусстве разных народов. | 1 | 23.05 | |
34 | Юность и надежда. Искусство народов мира (обобщение темы). Выставка работ. Н\д. | 1 Выставка | 27.05 | |
Оборудование
Энциклопедии по искусству, справочные издания.
Книги о художниках и художественных музеях.
Портреты русских и зарубежных художников.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения.
Презентации на CD-дисках:
- по видам изобразительных искусств;
- по жанрам изобразительных искусств;
- по памятникам архитектуры России и мира;
- по творчеству художников.
Презентации природных мотивов платков, тканей, ажурных конструкций оград, светильников и фонарей, транспорта, витрин магазинов, И. Билибин- эскизы костюмов, декораций, иллюстраций к театральным постановкам, карнавального действия, античных масок народов Востока, Африки; «Третьяковская галерея»; «Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина»; «Эрмитаж»; «Русский музей»; «Мемориал на Мамаевом кургане»; Памятники архитектуры (Кижи, Кострома, Москва, Ярославль, Суздаль и др.)
Репродукции картин художников «И. Левитан «Золотая осень»;В. Поленов «Осень в Абрамцеве»;И. Бродский «Опавшие листья»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Хруцкий «Цветы и плоды»; Ф. Толстой «Букет цветов. бабочка и птица»; В. Ван Гог «Подсолнухи»; Б. Кустодиев «Купчиха»; В. Суриков «Сибирская красавица»; Н. Кузнецов «Текстильщицы»; А. В. Лентулов «Собор Василия Блаженного»; К. Коровин Натюрморт. Цветы и фрукты»; «В. Суриков «Взятие снежного городка»; И. Айвазовский «Девятый вал»; А. Пластов «Первый снег»; В. Поленов «Московский дворик»; И. Шишкин «Дубы»; портрет Нефертити; серия портретов воспитанниц Смольного института; скульптура В. Мухина «Рабочий и колхозница»; Мирон «Дискобол»;
Музыкальные произведения П. И. Чайковский «Времена года»; А. Глазунов «Лес», «Море»; народные песни; торжественные бравурные марши; И. С. Бах «Органные прелюдия»;
Гербарии.
Муляжи фруктов и овощей.
Альбомы для рисования.
Наборы красок, карандашей, фломастеров, гуашь, пастель.
Наборы кисточек.
Классная доска.
Компьютер.
14. Мультимедийный проектор.
15. Принтер лазерный
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕРЕЧЕНЬ:
1.Обязательный минимум содержания, определенный приказом от 5 марта 2004 г. N 1089
2.Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента стандарта общего образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
1. Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учрежд Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 20125
Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Е.И. Коротеева.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие.