Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова
Некрасовского района Ярославской области
Утверждена.
Директор МБОУ средней общеобразовательной
школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова
Приказ № ____ от «____» __________________20__г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
3 класс
д. Грешнево
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Данные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и пр.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:
- рисование с натуры (рисунок, живопись),
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
- декоративная работа,
- лепка,
- аппликация с элементами дизайна,
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тема третьего класса - «Искусство вокруг нас». Здесь показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике - везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Основные содержательные линии предмета «Изобразительное искусство» во втором классе представлены содержательными блоками: «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чём говорит искусство», «Как говорит искусство». Второй год обучения развивает представления детей о трёх формах художественной деятельности, изучаемых в первом классе. По мере углубления этих знаний меняется понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование индивидуального практического творчества и коллективной творческой работы, освоение учениками различных художественных материалов (гуашь, акварель, пластилин, мелки и т.д.), постоянную смену художественных материалов.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
- использование различных художественных материалов, приемов и техник;
- изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
- передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
- выражение настроения художественными средствами;
- компоновка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
- использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
- использование знаний графической грамоты;
- использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
- передача в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Место курса в учебном плане
На изучение курса отводится 1 час в неделю.
Общее количество часов – 34.
В программе предусмотрено 1 час резерва, который будет использован на повторение и систематизацию знаний учащихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Планируемые результаты освоения предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты
В ценностно - эстетической сфере у третьеклассника будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у третьеклассника будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере будут формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
У третьеклассника продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У третьеклассника продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через знание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к вниманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются так носителями духовной культуры, и так было всегда - от древности до наших дней. Задач введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится: - понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художевенного смысла окружающего предметного мира;
понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
использовать элементарные приемы изображения пространства;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Содержание учебного предмета (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов/ | Количество часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия |
1 | Вводный урок | 1 | В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. |
2 | Искусство в твоём доме | 7 | Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализо-вывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в фор- ме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3 | Искусство на улицах твоего города | 7 | Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4 | Художник и зрелище | 11 | Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство - необходимая составная часть зрелища. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивав по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
5 | Художник и музей | 8 | Художник создает произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическим нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Цифровые информационные ресурсы | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Вводный урок. Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | https://multiurok.ru/index.php/files/urok-1-mastera-izobrazheniia-postroiki-i-ukrasheni.html | 1 | | |
2 | Твои игрушки –создание формы. Твои игрушки- роспись и украшение игрушки. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/02/17/izo-tema-tvoi-igrushki | 1 | | |
3 | Посуда у тебя дома. Лепка формы посуды из пластилинового жгута или из цельного куска. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2021/11/16/klass-3-a-uchebnyy-predmet-izo-tema-lepka-posuda-u-tebya-doma-tip | 1 | | |
4 | Обои и шторы у тебя дома. Создание орнамента для обоев или штор в соответствии с функциональным назначением. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2015/01/12/prezentatsiya-po-izo-oboi-i-shtory-u-tebya-doma | 1 | | |
5 | Мамин платок. Создание эскиза росписи платка. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/01/01/urok-izobrazitelnogo-iskusstva-3-klass-mamin-platok | 1 | | |
6 | Твои книжки. Элементы оформления книги: разнообразие форм, обложка, иллюстрации, буквицы. Создание проекта детской книжки-игрушки. | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-tvoi-knizhki.html | 1 | | |
7 | Открытки. Создание поздравительной открытки в разной технике. | https://multiurok.ru/files/proekt-sozdanie-pozdravitelnoi-otkrytki.html | 1 | | |
8 | Труд художника для твоего дома. Обобщающий урок. | https://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-izobrazitiel-n-3.html | 1 | | |
9 | Памятники архитектуры. Создание коллективного панно «Городская улица». | https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-aleksandrovna-guseva/aplikacija-iz-bumagi-i-gazety-gorodskaja-ulica.html | 1 | | |
10 | Парки, скверы, бульвары. Их назначение, устройство. Изображение разных по характеру парков. | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-parki-skvery-bulvary-3-klass-5501651.html | 1 | | |
11 | Ажурные ограды. Создание проекта ажурной решётки или ворот. | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-azhurnye-ogrady-3-klass-5284956.html | 1 | | |
12 | Волшебные фонари. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-volshebnie-fonari-klass-2303515.html | 1 | | |
13 | Витрины. Проект оформления витрины любого магазина. | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-t-20.html | 1 | | |
14 | Удивительный транспорт. Создание образов фантастических машин. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/10/11/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-v-3-klasse-po-teme | 1 | | |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Создание коллективного панно «Наше село» в технике коллажа аппликации. | https://infourok.ru/konspekt-izo-na-temu-trud-hudozhnika-na-ulicah-tvoego-goroda-3-klass-5070012.html | 1 | | |
16 | Художник в цирке. Рисование на тему «Цирковое представление». | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2012/03/23/urok-po-izo-3-klass-po-teme-khudozhnik-v-tsirke | 1 | | |
17 | Художник в театре. | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-khudozhnik-v-teatre.html | 1 | | |
18 | Театр на столе. Создание театра на столе: картонного макета с декорациями, персонажами сказки. | https://infourok.ru/prezentaciya-kollektivnogo-proekta-teatr-na-stole-4500539.html | 1 | | |
19 | Театр кукол. | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-na-temu-teatr-kukol-klass-715119.html | 1 | | |
20 | Мы — художники кукольного театра. Изготовление кукол и создание спектакля. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2016/05/19/konspekt-uroka-3-klass-tema-my-hudozhniki-kukolnogo-teatra | 1 | | |
21 | Конструирование сувенирной куклы. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2018/05/05/konspekt-uroka-konstruirovanie-suvenirnoy-kukly-3-klass-umk-shkola | 1 | | |
22 | Театральные маски. Беседа о масках разных времён и народов. | https://multiurok.ru/files/teatralnaia-maska-znakomstvo-s-maskami-raznykh-nar.html | 1 | | |
23 | Конструирование масок. | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-teatralnye-maski.html | 1 | | |
24 | Афиша и плакат. Создание эскиза афиши к кукольному представлению. | https://infourok.ru/prezentaciya-po-izo-afisha-i-plakat-klass-2728406.html | 1 | | |
25 | Праздник в городе. Проект оформления праздника. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/04/15/prezentatsiya-k-uroku-izo-prazdnik-v-gorode | 1 | | |
26 | Школьный карнавал. Обобщающий урок. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2017/09/19/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-shkolnyy | 1 | | |
27 | Музей в жизни города. Беседа о самых значительных музеях искусств России - Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Разные виды музеев. Роль художника в создании их экспозиций. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2021/05/15/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-muzey-v-zhizni-goroda | 1 | | |
28 | Картина - особый мир. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/05/10/konspekt-uroka-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-na-temu-kartina-osobyy | 1 | | |
29 | Картина-пейзаж. Русские художники- пейзажисты: И. Левитан, А. Саврасов, И. Репин-рассматривание и сравнение картин. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. | https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-izo-v-3-klasse-kartina-peizazh.html | 1 | | |
30 | Картина-портрет. Составление рассказа об изображённом на портрете человеке. Создание автопортрета или портрета знакомого человека. | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/04/16/kartina-portret-urok-3-klass-izo | 1 | | |
31 | Картина- Натюрморт. Рисование по представлению натюрморта с выраженным настроением. | https://multiurok.ru/files/urok-izo-natiurmort-risovaniie-po-pamiati-i-priedstavlieniiu.html | 1 | | |
32 | Картина- Натюрморт. Рисование по представлению натюрморта с выраженным настроением. | https://multiurok.ru/files/urok-izo-natiurmort-risovaniie-po-pamiati-i-priedstavlieniiu.html | 1 | | |
33 | Картины исторические и бытовые. Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Рисование на тему «Игры во дворе», «На уроке» и др. | https://infourok.ru/konspekt-uroka-izo-kartini-istoricheskie-i-bitovie-2716130.html | 1 | | |
34 | Скульптура в музее и на улице. Знакомство с жанром станковой живописи: скульптурой. Лепка фигуры человека или животного в движении. | https://multiurok.ru/files/skulptura-v-muzee-i-na-ulitse-1.html | 1 | | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методическое обеспечение
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты : учеб. для 3 класса нач. шк./ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2016г.
Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебникам Е.И. Коротеевой, Н.А. Горяевой под ред Б.М. Неменского/автор-сост. СБ. Дроздова. - Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2021г.
Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Просвещение,2019г.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. -191 с.
Оборудование рабочего места учителя:
классная доска;
магнитная доска;
персональный компьютер с принтером;
проектор для демонстрации слайдов;
Учебно-практическое оборудование:
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой;
краски акварельные или гуашевые;
кисти беличьи № 5, 10, 20;
кисти из щетины № 3, 10, 13;
ёмкости для воды;
стеки (набор);
пластилин\глина;
ножницы;
подставка для натуры.
Модели и натуры: