СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Кабардино-черкесская литература"2-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Кабардино-черкесская литература"2-4 класс»

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке».

1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке») (далее соответственно - программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке, литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке.

2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.

4. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования,
а также предметные результаты за каждый год обучения.

5. Пояснительная записка.

5.1. Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение
на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.

Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, кабардино-черкесская литература устанавливает
тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение»
в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»
(66 часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период обучения грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте заканчивается к концу 1 класса и раздельного обучения учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» нет. Раздельное изучение учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» начинается со 2 класса.

5.2. В содержание программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность обучающихся, круг детского чтения.

5.3. Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке направлено на достижение следующих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора

и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;

формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа,
а также к жизни и культуре народов России;

ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов, формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.

5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34 часа
(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).

7. Содержание обучения в 3 классе.

7.1. Псалъапэ (Введение).

Х. Шоров, стихотворение «Тхылъым и лъэIу» («Просьба учебника»). А. Шомахов, стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»). Б. Кагермазов, стихотворение «Сабий уэрэд» («Песенка для детей»). Л. Канаметова, рассказ «Ди щIыналъэр» («Наш край»).

7.2. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).

Псалъэжьхэр (Пословицы). Къуажэхьхэр (Загадки). ПсынщIэрыпсалъэхэр (Скороговорки). Предание «Насып» («Счастье»). Сказка «ШыкъумцIий» («Шикумций»).

7.3. Литературнэ псысэхэр (Литературные сказки).

А. Кешоков «Бажэ пшынэ» («Лисья гармонь»). З. Жириков «Дыгъужь кIэн» («Волчья кость»).

7.4. «Бжьыхьэ» («Осень»).

А. Шогенцуков, рассказ «Бжьыхьэ» («Осень»). С. Жилетежев, стихотворение «Бжьыхьэ хадэ» («Осенний сад»). С. Хахов, рассказ «Щыхьым
и жыг» («Дерево Шихым»). Л. Афаунов, стихотворение «ХъумпIэцIэдж» («Муравей»). Б. Тхамоков, рассказ «ТIрашэрэ мыIэрысеймрэ» («Траша
и яблоня»).

7.5. «Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир вокруг нас»).

М. Шебзухов,рассказ «Мэзым» («В лесу»). А. Куантов, рассказ «ТхьэкIумэкIыхь шырымрэ блэмрэ» («Зайчонок и змея»). Б. Кагермазов, стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»). Б. Журтов, рассказ «Джэджьей щ1ыху ц1ык1у» («Синий цыпленок»). А. Щогенцуков, стихотворение «КIущэ нагъуэ» («Сероглазый Куша»).

7.6. Сабийхэм я хьэл-щэныр (Поведение и характер детей).

Л. Афаунов, стихотворение «Абу цIыкIу» («Маленький Абу»). З. Налоев, стихотворение «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым» («Соврав однажды, теряешь доверие»). Х. Хавпачев, рассказ «Умышынэ, дадэ»
(«Не бойся, дедушка). Л. Шогенов, стихотворение «Дадэ и нэгъуджэ» («Дедушкины очки»). Х. Кауфов, рассказ «ЦIыхугъэм и къалэныр» («Значение человечности»).

7.7. «Щ1ымахуэ» («Зима»).

Л. Афаунов, стихотворение «Япэ уэс» («Первый снег»). Б. Тхамоков, рассказ «Бзу» («Птица»). А. Ханфенов, стихотворение «ГуфIэгуэш». («Раздающий радость»). С. Жилетежев, рассказ «ЩIымахуэ пщэдджыжь». («Зимнее утро»). В. Бианки, рассказ «БажапцIэ». («Чернобурая лиса») (Перевод Х. Кармокова)) Ф. Малаева, рассказ «Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр». («Цветы для Снежной Королевы»).

7.8. «Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ» («Труд возвышает человека»).

Предание «Iуэху цIыкIу щыIэкъым…» («Маленьких дел не бывает…»). Сказка «Дыщэ сом» («Золотая монета»). Б. Мазихов, рассказ «Уэт лIы!» («Вот мужчина!»). М. Дабагов, стихотворение «ПхъащIэ цIыкIу» («Маленький плотник»). А. Гергов, стихотворение «ПIытIэ щхьэхынэ» («Ленивый Пита»). А. Шомахов, стихотворение «ЩIалэфI» («Хороший парень»). С. Хахов, рассказ «Iущ цIыкIу» («Смышленный»). Р. Хагундоков, стихотворение «Космонавт цIыкIу» («Маленький космонавт»).

7.9. «Гъатхэ» («Весна»).

А. Ханфенов, рассказ «КъэхутакІуэ цІыкІу» («Маленький изобретатель»). Дж. Хаупа, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Х. Кунижева, рассказ «Март мазэ» («Месяц Март»). Х. Шогенов, стихотворение «Гъатхэ нэщэнэ» («Примета весны»). А. Мезов, стихотворение «Мыщэ жейнэд» («Медведь соня»). М. Кештов, рассказ «Бжэндэхъу анэ» («Случай у гнезда»). И. Хакунов, стихотворение «Гъатхэ махуэ» («Весенний день»). Р. Ацканов, стихотворение «Пшэхэр» («Тучи»).

7.10. «Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ» («Защита Родины - святая обязанность»).

А. Кешоков, стихотворение «Зеич лантIэ» («Гибкая кизиловая веточка»). Л. Канаметова, рассказ «Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и махуэшхуэщ» («9 мая - День Победы»). Б. Карданов, рассказ «Лалинэ» («Лалина»). Б. Кагермазов, стихотворение «Сэ зауэлIым сеупщIат» («Я спрашивал у солдата»). К. Эльгаров, стихотворение «ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ» («Великий День Победы»).

7.11 «Гъэмахуэ» («Лето»).

Х. Кармоков, рассказ «Лъэпщокъуэ и бжьэхэр» («Пчелы Тлепшоко»). Б. Журтов, рассказ «Гуэлым» («На озере»). Б. Тхамоков, рассказ «Хьэрун дадэрэ ТIалэ цIыкIурэ» («Дед Харун и маленький Таля»). М. Куготов, стихотворение «СурэтыщI» («Художник»). С. Хахов, рассказ «Къалэм къикIа щIалэ цIыкIу» («Мальчик, приехавший из города»). Къуажэхьым и сыхьэт (Отгадываем загадки). По сказке А. Кешокова, пьеса «Бажэ пшынэ («Лисья гармонь»). У. Ногмов, стихотворение «Iэгъуапэ нэщI» («Пустой рукав»). Б. Балкизов, стихотворение «Дыгъэ» («Солнце»).

9. Содержание обучения в 4 классе.

9.1. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).

Сказки «ЛIымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «ПцIащхъуэ цIыкIу» («Ласточка»), «Мыщэ и къуэ Батыр» («Батыр - сын Медведя»), «Хэт и хъупIэ?» («Чье пастбище?»).

9.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).

Б. Карданов, рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»), Ф. Малаева, рассказ «Тхьэмпэ пыхужыгъуэ» («Пора листопада»). З. Тхагазитов, стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). И. Хакунов, стихотворение «Бжьыхьэр къихьащ» («Наступила осень»). Б. Кагермазов, рассказ «Iэмал» («Способ»).

9.3. «ЩIымахуэ» («Зима»).

З. Налоев, рассказ «ЩIымахуэм» («Зимой»). А. Оразаев, стихотворение «ЩIымахуэ» («Зима»). Б. Журтов, рассказ «Лъэрыжэ» («Коньки»). Б. Кагермазов, стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Ф. Малаева, рассказ «ЩIымахуэ пхъэщхьэмыщхьэхэр» («Зимние ягоды»). М. Озов, рассказ «Джэгунми пIалъэ иIэщ» («И у отдыха есть пора»).

9.4. «Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»).

З. Налоев, рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»). Л. Бозиев, рассказ «ТIум тIу хэплъхьэмэ» («К двум прибавить два»). Х. Кармоков, рассказ «Ныбжьэгъу уиIэну ухуеймэ» («Если хочешь иметь друзей»). Х. Шекихачев, рассказ «Сыт джэдум шха енэужь зыщIитхьэщIыр?» («Почему кот умывается после еды?»). Б. Кагермазов, стихотворение «Щихум и жэуап» («Ответ тополя»).

9.5. «Ди Хэкур» («Наша Родина»).

Л. Бозиев, рассказ «Хъерлы зыгъэпIейтейр» («Беспокойство Херлы»). С. Хахов, рассказ «Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Б. Ашижев, рассказ «Сыадыгэщ» («Я - черкес»). А. Ханфенов, стихотворение «Сэ Хэку, уэращ
си гъащIэр» («Моя Родина, ты моя жизнь»). Б. Гедгафов, стихотворение «Адэжь щIыналъэ» («Земля отцов»).

9.6. «Гъатхэ» («Весна»).

А. Шогенцуков, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Л. Губжоков, стихотворение «Гъатхэпэ» («Март»). А. Шогенцуков, рассказ «Гъатхэ теплъэгъуэхэр» («Весенние зарисовки»). А. Мукожев, стихотворение «Анэ» («Мать»).

9.7. «Щремыıэ зауэ!» («Пусть не будет войны!»).

А. Шомахов, Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша нашёл свою мать»). А. Бицуев, стихотворение «Сурэт» («Фотография»). З. Налоев, рассказ «Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в осеннем лесу»).

9.8. «Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ» («Животные и растения»).

Б. Балкизов, стихотворение «СиIэщ сэ жыг цIыкIу» («У меня есть деревце»). Б. Журт, рассказ «Мэзым» («В лесу»). Ф. Баксанова, рассказ «Письмо» («Письмо»). А. Куантов, рассказ «Щыхь хьэщIэ». («Олень в гостях»).
По Х. Кармокову, рассказ «Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» («Кто выше?»).

9.8. «Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»).

Х. Кодзоков, рассказ «Блулэ» («Блула»). Х. Кажаров, стихотворение «Къалэдэс» («Горожанин»). Х. Понежев, рассказ «Лъапсэ быдэ» («Крепкие корни»). Х. Гяургиев, рассказ «Нэмыс» («Пристойность»). Б. Утижев, стихотворение «КхъыIэ, иIэ» («Давай-ка»).

9.9. «Гъэмахуэ» («Лето»).

Р. Ацканов стихотворение «БжьаIуэм» («На пасеке»). Х. Кунижева, стихотворение «МэракIуэхьэ» («За ягодами»). Б. Тхамоков, рассказ «Гъэмахуэ» («Лето»). А. Сонов, стихотворение «Пшэ цIыкIу» («Облачко»). Г. Скребицкий, рассказ «КIыгуугу макъ» («Зов кукушки») (Перевод Ф. Малаевой).

10. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования.

10.1. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся частью истории
и культуры страны;

проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;

уважительное отношение к другим народам многонациональной России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

2) духовно-нравственного воспитания:

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных
по эмоциональной окраске;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:

соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе посредством примеров из художественных произведений;

неприятие действий, приносящих ей вред;

7) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы.

10.2. В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;

находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

с помощью учителя формулировать цель;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.

10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации
в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.

10.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные (описание, рассуждение, повествование) и письменные (повествование) тексты;

готовить небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

10.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

10.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок.

10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.

10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;

отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;

составлять самостоятельно вопросы по содержанию прослушанного
или прочитанного текста;

использовать выразительные средства языка в собственном монологическом высказывании;

выявлять особенности кабардинского речевого этикета и понимать
их, использовать средства речевого этикета в общении;

называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений, перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;

составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его связность и логичность;

слушать высказывания собеседника, отвечать на его вопросы
и аргументировать свою точку зрения;

находить в прочитанном тексте нужную информацию;

читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).

10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте;

воспроизводить текст с опорой на ключевые слова;

пересказывать содержание основных литературных произведений, изученных в классе, называть их авторов;

обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать высказывание фрагментами или отдельными строчками
из произведения;

использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;

самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения
на определённую тему);

общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору);

работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в тексте произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно пополнять активный словарный запас;

самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).































Псалъапэ (Введение)

Шоров Х. Стихотворение

«Тхылъым и лъэIу» («Просьба учебника»). Шомахов А. Стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»). Канаметова Л. Рассказ «Ди щIыналъэр» («Наш край»)

1

Восприятие на слух поэтических и прозаических художественных произведений (в исполнении учителя, обучающихся); ответы на вопросы по содержанию текста, отражение главной мысли; соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; краткий и подробный устный и письменный пересказ услышанного / прочитанного; самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка; высказывание своего отношения к произведению; характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста; нахождение в тексте

слов и выражений, характеризующих героя и событие

Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчеств о)

Псалъэжьхэр. Къуажэхьхэр. ПсынщIэрыпсалъэхэр. (Пословицы. Загадки. Скороговорки).

Сказки: «Насып» («Счастье»),

«ШыкъумцIий» («Шикумций»)

4

Восприятие на слух и понимание содержания произведения; слушание разножанровых произведений фольклора (загадки, пословицы, скороговорки, сказки); чтение вслух произведений фольклора в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся и позволяющем понимать прочитанное; чтение про себя разножанровых произведений фольклора; использование изучающего, поискового и просмотрового видов чтения в работе с текстами произведений; использование умения читать про себя как средства получения информации; определение образной системы текста; понимание звуковой и смысловой стороны слова; выделение главного в содержании текста; ответы на вопросы по содержанию произведения; подтверждение своего ответа примерами из текста; выполнение тестовых заданий

Литератур нэ

псысэхэр (Литерату рные сказки)

Кешоков А. Сказка

«Бажэ пшынэ» («Лисья гармонь»). Жириков З. Сказка «Дыгъужь кIэн» («Волчья кость»).

«Зыкъэпщытэж. Размышляем о прочитанном»).

Ди проектхэр: «Псысэ зэхыдолъхьэ»,

«ТхакIуэхэм я псысэхэм дэ ди хъыбархэр щIыдогъу». (Проектная работа:

«Сочиняем сказку»,

«Дополняем авторскую сказку»)

2

Использование умения читать про себя как средства получения информации; ориентирование в учебнике по его элементам; различение жанров фольклора; определение образной системы текста; понимание звуковой и смысловой стороны слова; выделение

главного в содержании текста; чтение по ролям; нахождение в текст портретных характеристик персонажей, ответы на вопросы по содержанию произведения; участие в инсценировке; выполнение проектной работы е

«Бжьыхьэ

»

(«Осень»)

Шогенцуков А. Рассказ

«Бжьыхьэ» («Осень»). Жилетежев С. Стихотворение

«Бжьыхьэ» («Осень»). Хахов С. Рассказ

«Щыхьым и жыг» («Дерево Шихым»). Афаунов Л. Стихотворение

«ХъумпIэцIэдж» («Муравей»).

Тхамоков Б. Рассказ

«ТIрашэрэ мыIэрысеймрэ» («Траша и яблоня»).

«Зыкъэпщытэж» («Размышляем о прочитанном»)

2

Целенаправленное слушание речи учителя, одноклассников, выделение из нее главной и второстепенной информации; ответы на вопросы по содержанию услышанного произведения и по последовательности событий; вычленение цели услышанного высказывания; постановка вопросов по прослушанному тексту; участие в диалогах, соблюдение культуры слушания; нахождение в словарях толкования незнакомых услышанных слов; чтение вслух правильно и выразительно целыми словами, учитывая индивидуальный темп; устный и письменный пересказ услышанного, прочитанного; определение логического ударения и паузы, выделение интонацией главной мысли; участие в выразительном чтении вслух по ролям и чтении по цепочке; чтение про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения; нахождение по заданию учителя в изучаемом тексте необходимых сведений; выделение в тексте стихотворения / рассказа нужной (заданной) информации; характеристика героев произведений;

определение средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения); использование приемов интонационного чтения (выражение радости, удивления, определение силы голоса, выбор тона и темпа чтения); вычленение в стихотворении слов, передающих настроение автора,

картины природы, им созданные

«Дыкъэзы ухъуреихь дуней»

(«Мир вокруг нас»)

Шебзухов М. Рассказ

«Мэзым» («В лесу»). Куантов А. Рассказ

«ТхьэкIумэкIыхь шырымрэ блэмрэ» («Зайчонок и змея»). Кагермазов Б. Стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»).

Журтов Б. Рассказ

«Джэджьей щ1ыху ц1ык1у» («Синий цыплёнок»).

Шогенцуков А. Стихотворение «КIущэ нагъуэ» («Сероглазый Куша»).

Зыкъэпщытэж (Размышляем о прочитанном).

5

содержанию услышанного произведения и по последовательности событий; вычленение цели услышанного высказывания;

составление вопросов по прослушанному тексту;

участие в диалогах, соблюдение культуры слушания;

нахождение в словарях толкования незнакомых услышанных слов;

чтение вслух правильно и выразительно целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; самостоятельный выбор тона и темпа выразительного чтения небольшого текста; определение логического ударения и паузы, выделение интонацией главной мысли; участие в выразительном чтении вслух по ролям и чтении по цепочке;

нахождение по заданию учителя в изучаемом тексте необходимых сведений; выбор в тексте стихотворения

/ рассказа нужной (заданной) информации; характеристика героев произведений;

определение средств художественной

выразительности

Сабийхэм я хьэл- щэныр

(Поведени е и характер детей)

Афаунов Л. Стихотворение «Абу цIыкIу» («Маленький Абу»).

Налоев З. Стихотворение «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым» («Соврав однажды, теряешь доверие»).

Хавпачев Х. Рассказ

«Умышынэ, дадэ» («Не бойся, дедушка).

Шогенов Л. Стихотворение «Дадэ и нэгъуджэ» («Дедушкины очки»). Кауфов Х. Рассказ

«ЦIыхугъэм и къалэныр» («Значение человечности»).

«Зыкъэпщытэж» («Размышляем о прочитанном»).

«Бзэгъэбзэрабзэ щхъуэкIэплъыкIэхэр» («Разноцветные странички»)

3

Восприятие на слух поэтических и прозаических, художественных произведений; ответы на вопросы по содержанию текста; определение главной мысли, оценивание своей эмоциональной реакции; формулировка вопросов по прослушанному тексту; участие в диалогах, соблюдение культуры слушания; толкование незнакомых услышанных слов, используя словари; подробный и краткий устный и письменный пересказ услышанного, прочитанного; чтение текста выразительно; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста; характеристика героя произведения; пересказ текста по плану; нахождение в тексте средств художественной выразительности; составление устного диалогического и монологического высказывания; использование в речи выразительных средств языка; чтение наизусть стихотворения

«ЩIымаху э» («Зима»)

Афаунов Л Стихотворение «Япэ уэс» («Первый снег»). Тхамоков Б. Рассказ

«Бзу» («Птица»). Ханфенов А. Стихотворение

«ГуфIэгуэш» («Раздающий радость»).

Жилетежев С. Стихотворение

«ЩIымахуэ пщэдджыжь» («Зимнее утро»).

Бианки В. Рассказ

«БажапцIэ». («Чернобурая лиса») (перевод Кармокова Х.).

Малаева Ф. Рассказ

«Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр» («Цветы для Снежной королевы»).

«Зыкъэпщытэж» («Размышляем о прочитанном»).

«Бзэгъэбзэрабзэ щхъуэкIэплъыкIэхэр» («Разноцветные странички»)

4

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения; понимание вопросов, поставленных в произведении; ответы на вопросы по содержанию прочитанного стихотворения; обоснование своего мнения о литературном герое, подтверждение его фрагментами или отдельными строчками из произведения; определение смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования; деление текста на смысловые части, составление плана текста и использование его для пересказа; определение средства изображения и выражения чувств героя; чтение выразительно наизусть стихотворение; соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения с учетом ритмики стихов; чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания

«Лэжьыгъ эм цIыхур егъэлъапIэ

» («Труд возвышае т человека»)

Предание «Iуэху цIыкIу щыIэкъым…» («Маленьких дел не бывает…»).

Сказка «Дыщэ сом» («Золотая монета»). Мазихов Б. Рассказ

«Уэт лIы!» («Вот

мужчина!»). Дабагов М. Стихотворение

«ПхъащIэ цIыкIу» («Маленький плотник»).

Гергов А. Стихотворение «ПIытIэ щхьэхынэ» («Ленивый Пита»).

Шомахов А. Стихотворение

«ЩIалэфI» («Хороший парень»).

Хахов С. Рассказ «Iущ цIыкIу» («Смышленный»).

Хагундоков Р. Стихотворение

«Космонавт цIыкIу» («Маленький космонавт»).

«Зыкъэпщытэж» («Размышляем о прочитанном») Ди проектхэр.

«Бзэрабзэ си адыгэбзэ» (Наши проекты.

«Звучи, родной язык»)

6

Выразительное чтение литературных произведений, с использованием интонации, пауз, темпа в соответствии с особенностями художественного текста; чтение художественного произведения / его фрагментов по ролям; определение темы произведения и её уточнение исходя из содержания произведения; определение главной мысли произведения; выделение слов и предложений, подтверждающих позицию автора и главную мысль произведения; составление плана текста произведения: деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание частей; составление плана, усваивание алгоритма учебных действий; подробный пересказ текста произведения или эпизода; выделение ключевых предложений или слов; определение особенности построения предложений, пересказ абзацев и всего эпизода или произведения; чтение художественного произведения / его фрагментов по ролям; участие в создании проектной работы; защита проектных работ

«Гъатхэ» («Весна»)

Ханфенов А. Рассказ

«КъэхутакІуэ цІыкІу» («Маленький изобретатель»).

Хаупа Дж. Стихотворение

«Гъатхэ» («Весна»). Кунижева Х. Рассказ

«Март мазэ» («Месяц март»).

Шогенов Х. Стихотворение «Гъатхэ нэщэнэ» («Приметы весны»).

Мезов А. Стихотворение «Мыщэ жейнэд» («Медведь соня»).

Кештов М «Бжэндэхъу анэ» («Случай у гнезда»).

Хакунов И. Стихотворение «Гъатхэ махуэ» («Весенний день»).

Ацканов Р. Стихотворение

«Пшэхэр» («Тучи»).

«Зыкъэпщытэж» («Проверь себя»).

«Бзэгъэбзэрабзэ щхъуэкIэплъыкIэхэр» («Разноцветные

странички»)

5

Восприятие на слух художественного произведения понимание основного содержания и выделение информации (фактов); умение слушать и дополнять ответы одноклассников на вопросы по содержанию

прослушанного произведения; понимание содержания произведения: ответы на вопросы к тексту произведения, подтверждение ответов отрывками из текста, указывающими на его специфику (жанр, тему, особенности языка автора); подробный пересказ текста произведения или

эпизода; определение главной мысли, выделение ключевых предложений или слов, особенности построения предложений, пересказ абзаца и всего эпизода, произведения;

краткий пересказ по ключевым предложениям в каждом абзаце; характеристика образов героев произведений; выразительное чтение стихотворения наизусть

«Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ» («Защита Родины – святая обязаннос ть»)

Кешоков А. Стихотворение «Зеич лантIэ» («Гибкая кизиловая веточка»). Канаметова Л. «Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и махуэшхуэщ» (9 мая – День Победы).

Карданов Б. Рассказ

«Лалинэ» («Лалина»). Кагермазов Б. Стихотворение «Сэ зауэлIым сеупщIат» («Я спрашивал у солдата»). Эльгаров К. Стихотворение

«ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ» («Великий День Победы»).

«Зыкъэпщытэж» («Размышляем о прочитанном»)

2

Понимание содержания произведения: ответы на вопросы по тексту, подтверждение ответов словами из текста, указывающими на его специфику (жанр, тему, особенности языка автора); определение главной мысли, выделение ключевых предложений или слов, особенностей построения предложений, пересказ абзаца и всего эпизода, произведения; краткий пересказ по ключевым предложениям в каждом абзаце; участие в коллективном обсуждении; дополнение ответов, используя текст; характеристика героя произведения: выразительное чтение стихотворения наизусть; привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов; выполнение тестовых заданий

«Гъэмахуэ

» («Лето»)

Кармоков Х. Рассказ

«Лъэпщокъуэ и бжьэхэр» («Пчёлы Тлепшоко»).

Журтов Б. Рассказ

«Гуэлым» («На озере»). Тхамоков Б. Рассказ

«Хьэрун дадэрэ ТIалэ цIыкIурэ» («Дед Харун и маленький Таля»).

Куготов М. Стихотворение

«СурэтыщI» («Художник»). Хахов С. Рассказ

«Къалэм къикIа щIалэ цIыкIу» («Мальчик, приехавший из города»).

По сказке Кешокова А. Пьеса «Бажэ пшынэ. («Лисья гармонь»).

Ногмов У. Стихотворение

«Iэгъуапэ нэщI»

(«Пустой рукав»). Балкизов Б Стихотворение«Дыгъэ». («Солнце»). Итоговая контрольная работа.

2

Чтение текста про себя; самостоятельное определение темы и главной мысли произведения, понимание поставленных в нем вопросов; ответы на вопросы по содержанию прочитанного стихотворения; обоснование своего мнения о литературном герое, подтверждение точки зрения фрагментами или отдельными строчками из произведения; деление текста на смысловые части, составление плана текста и использование его для пересказа; определение средств изображения и выражения чувств героя; выразительное чтение стихотворения наизусть; определение типов речи: повествование, описание, рассуждение; составление плана собственного монологического высказывания, соблюдение его связности и логичности; работа в парах, аргументирование своей точки зрения; выразительное чтение вслух, чтение про себя, понимание смысла прочитанного про себя текста;

нахождение в прочитанном тексте нужной информации;

использование в общении средств речевого этикета; развернутые ответы на вопросы; устные сочинения по картине














































4класс (34часа)

Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество)

Сказка«ЛIымрэ жыгымрэ»(«Мужики дерево»).

Сказка«ПцIащхъуэ цIыкIу» («Ласточка»).Сказка «Мыщэ и къуэ Батыр». («Батыр – сын Медведя»).

Сказка«Хэт и хъупIэ?»(«Чье пастбище?»).

«Зыкъыдопщытэж»(«Размышляем о прочитанном»)


Восприятие на слух и пониманиесодержанияпроизведения;восприятиенаслухучебныхзадач,осмысливаниеалгоритма учебных действий,направленныхнаихрешение;чтениепросебяразножанровыхпроизведенийфольклора; использованиеизучающего,поискового и просмотрового видовчтения в работе с текстамипроизведений; использование умениячитатьпросебякаксредстваполученияинформации; различение на слухнародных жанров фольклора;определение образной системы текста;выделение главного в содержаниитекста;чтениепоролям;нахождениевтексте портретных характеристик

персонажей; выделение в тексте






эпизодов,ихсопоставление;ответынавопросы по содержанию произведения;подтверждение своего ответапримерамиизтекста;придумываниесобственных сюжетов сказок;сопоставление фольклорных иавторских художественныхпроизведенийпопризнакамтематики,лексики,композицииивыразительных

средств;участиевинсценировке

«Бжьыхьэ дыщафэ»(«Золотая осень»)

Карданов Б. Рассказ

«Пхъэхуей жыгыр»(«Береза»).

МалаеваФ.Рассказ

«Тхьэмпэпыхужыгъуэ»(«Поралистопада»).

ТхагазитовЗ.Стихотворение

«Бжьыхьэ»(«Осень»).ХакуновИ.Стихотворение

«Бжьыхьэр къихьащ»(«Наступила осень»).КагермазовБ.Рассказ

«Iэмал»(«Способ»).

«Зыкъэпщытэж»(«Размышляем опрочитанном»).

Дипроектхэр:«Мэзпсэущхьэхэрбжьыхьэм»,

«Пхъэщхьэмыщхьэжыгхэр» (Нашипроекты: «Дикиеживотныеосенью»,

«Фруктовыедеревья»)

4

Созданиеиправильноевыстраиваниеустныхиписьменныхтекстовразныхвидов:повествование,описание,рассуждение; воспроизведение текста сопорой на ключевые слова; нахождениевизучаемыхпроизведенияхэлементовповествования,описанияпейзажа,портрета,интерьера,авторскогорассуждения, комментированиехудожественнойролиподобноговключениявтекст;составлениеизсамостоятельнопрочитанныхкнигвыставки, коллективное ихрассматривание,выделениекниг,вызвавшихнаибольшийинтерес;устныйиписьменныйпересказуслышанного, прочитанного;расширеннаяхарактеристикагерояпроизведения:егопортрет,речь,поступки,отношениеавторакгерою;передачаличныхвпечатленийвсочинениях на заданную тему;подборматериала к проектнойработе; защитапроектных работ; выполнение тестовыхзаданий

«ЩIымахуэ»(«Зима»)

Налоев З.Рассказ

«ЩIымахуэм»(«Зимой).

ОразаевА.Стихотворение

«ЩIымахуэ» («Зима»).ЖуртовБ.Рассказ

«Лъэрыжэ»(«Коньки»).КагермазовБ.Рассказ

«ИлъэсыщIэ» («Новыйгод»).

МалаеваФ.Рассказ

«ЩIымахуэпхъэщхьэмыщхьэхэр»(«Зимниеягоды»).

Озов М.Рассказ

4

Самостоятельное воспроизведениесюжета с использованиемхудожественно-выразительныхсредствязыка: последовательноевоспроизведение эпизода сиспользованиемспецифическойдляданногопроизведениялексикиповопросам учителя, пересказ, рассказ поиллюстрациям;высказываниесвоегоотношениякхудожественномупроизведению; различениелитературногожанра:рассказ,авторскаясказка;обоснованиевыборалитературных средств автором в

зависимостиотзамысла;определениетемы,основноймыслипроизведенияпо


«Джэгунми пIалъэиIэщ»(«И уотдыхаестьпора»).

«Зыкъыдопщытэж»(«Размышляемо

прочитанном»)


названиюпроизведения;выделениевтекстеэпизодов,ихсопоставление;выявление языковых средствхудожественной выразительности(синонимов,антонимов,сравнений,

эпитетов)

«Зэныбжьэгъуныгъэ»(«Дружба»

)

НалоевЗ.Рассказ

«Iэпэзадэ»(«Неумелый»).БозиевЛ.Рассказ

«ТIум тIухэплъхьэмэ»(«К двум прибавитьдва»).

КармоковХ.Рассказ

«Ныбжьэгъу уиIэнуухуеймэ» («Еслихочешьиметьдрузей»).ШекихачевХ.Рассказ

«СытджэдумшханэужьзыщIитхьэщIыр?»(«Почему котумываетсяпослееды?»).

Кагермазов Б.Стихотворение

«Щихумижэуап»(«Ответтополя»).

«Зыкъыдопщытэж»

(«Размышляем опрочитанном»)

5

Характеристикагерояпроизведениясиспользованием художественно-выразительных средств данного текста;нахождение в тексте слов и выражений,характеризующихгерояисобытия;анализ (с помощью учителя) поступковперсонажаиегомотивов;сопоставлениепоступковгероевпоаналогииилипоконтрасту;характеристикагерояпроизведения:портрет,характер,выраженныечерезпоступки и речь; выявление авторскогоотношенияк герою на основе анализатекста; выделение в тексте эпизодов, ихсопоставление;осваиваниеразныхвидовпересказахудожественноготекста:подробный,выборочныйикраткий(передачаосновныхмыслей)

«Ди Хэкур»(«Наша Родина»)

БозиевЛ.Рассказ

«ХъерлызыгъэпIейтейр»(«БеспокойствоХерлы»).

Хахов С. Рассказ

«Дэшхуей тхьэмпэ»(«Листьяорешника»).АшижевБ.Рассказ

«Сыадыгэщ»(«Я–черкес»).

ХанфеновА.Стихотворение«СиХэку,уэращсигъащIэр» («МояРодина,тымояжизнь»).

Гедгафов Б.Стихотворение«АдэжьщIыналъэ»(«Земля

отцов»).

2

Ответынавопросыпосодержаниюпрослушанного или прочитанноготекста; составление собственногомонологического высказывания;общениевпарах,аргументированноевысказывание своей точки зрения;правильное, осмысленное,выразительноечтениевслух,чтениепро себя, понимание смыслапрочитанного; составление планатекста, установление причинно-следственных связей в тексте;нахождение в прочитанном текстенужной информации; знакомство скраткойбиографиейписателя;использование языковых средстввыразительности (синонимы,антонимы, сравнения, эпитеты) прихарактеристикегероев/персонажей;выделение в текстеэпизодов,

сопоставление их, выявление


Ди проектхэр: «ДиХэкур»,«Сианэдэлъхубзэр».(Нашипроекты: «НашаРодина»,«Мой роднойязык»).

«Зыкъыдопщытэж»

(«Размышляем опрочитанном»)


эмоциональной окраски; нахождение втекстеключевыхсловдляописанияпоступковгероя

«Гъатхэ»(«Весна»)

Шогенцуков А.Стихотворение

«Гъатхэ» («Весна»).Губжоков Л.Стихотворение

«Гъатхэпэ» («Март»).ШогенцуковА.Рассказ

«Гъатхэтеплъэгъуэхэр»(«Весенниезарисовки»).

МукожевА.Стихотворение«Анэ»(«Мать»).

«Зыкъыдопщытэж»(«Размышляем опрочитанном»)

3

Слушание речи учителя,одноклассников,выделениеизнееглавной и второстепенной информации;ответынавопросыпосодержаниюуслышанногопроизведенияипопоследовательности событий;выявлениецелиуслышанноговысказывания; составление вопросов попрослушанномутексту;участиевдиалогах,соблюдениекультурыслушания;нахождениевсловаряхтолкованиенезнакомыхуслышанныхслов;выявлениевтекстестихотворения

/рассказанужнойинформации;определениесредствхудожественнойвыразительности (синонимы, антонимы,эпитеты,сравнения);использованиеприемовинтонационногочтения(выражениерадости,удивление,определение силы голоса, выбор тона итемпа чтения);

объяснениевызвавшихинтересвыраженийвлирическомтексте

«Щремыıэзауэ!»(«Пусть небудетвойны!»)

ШомаховА. Рассказ

«Мишэианэркъигъуэтыжащ»(«КакМиша нашел своюмать»).

БицуевА.Стихотворение«Сурэт»(«Фотография»).

НалоевЗ.Рассказ

«Бжьыхьэ мэзымкъыщыхъуар»(«Случайвосеннемлесу»).

«Зыкъыдопщытэж»(«Размышляем опрочитанном»)

3

Чтение вслух и про себя;

самостоятельноеопределениетемыиглавноймыслипроизведения;пониманиевопросов,поставленныхвпроизведении;ответынавопросыпосодержанию прочитанногопроизведения;аргументированиесвоегомнения о литературном герое,подтверждение его фрагментами изпроизведения; деление текста насмысловыечасти,составлениепланатекста и использование его дляпересказа; определение средствизображенияивыражениячувствгероя;выразительное чтение стихотворения наизусть

«Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ»(«Животныеирастения»)

Балкизов Б.Стихотворение «СиIэщсэ жыг цIыкIу» («Уменя естьдеревце»).

ЖуртовБ.Рассказ

«Мэзым» («В лесу»).БаксановаФ.Рассказ

«Письмо» («Письмо»).КуантовА.Рассказ

«ЩыхьхьэщIэ»(«Оленьвгостях»).МалаеваФ.«Дэтхэнэрнэхъ лъагэ?» («Ктовыше?»).

«Зыкъыдопщытэж»(«Размышляем опрочитанном»)

3

Использование навыков аудирования наосновецеленаправленноговосприятиятекстов,которыечитаетучитель/одноклассники;чтениепросебявпроцессе первичного ознакомительногочтенияиповторногоизучающегочтения;чтениевслухссоблюдениеморфоэпических и интонационных норм;нахождениепозаданиюучителявизучаемомтекстенеобходимыесведений;пониманиесюжетаиосознаниесмыслапрочитанногопроизведения;пользованиесловаремдлявыяснениязначенийслов;определение особенностейхудожественноготекста,своеобразиявыразительныхсредствязыка;характеристикалирическогогерояпроизведения;выявлениевтекстесредств художественнойвыразительности; составлениерассказов по рисункам и иллюстрациям;выполнениеконтрольныхтестовыхзаданий;

выбор книги на основерекомендованногосписка

«Сабиигъуэм и лъахэ»(«Страна детства»)

КодзоковХ.Рассказ

«Блулэ» («Блула»).Кажаров Х.Стихотворение

«Къалэдэс»(«Горожанин»).ПонежевХ.Рассказ

«Лъапсэ быдэ»(«Крепкие корни».ГяургиевХ.Рассказ

«Нэмыс»(«Пристойность»).УтижевБ.«КхъыIэ,иIэ»(«Давай-ка»).

«Зыкъэпщытэж»

(«Размышляем опрочитанном»)

3

Чтение по ролям художественных

произведений;раскрытиеобразовгероевпричтенииспомощьюинтонации, мимики, жестов; выявлениеописания кульминационногоэпизода впроизведениииеговыразительноечтение; выделение в тексте эпизодов, ихсопоставление;пересказпроизведенияподробноикратко,инсценировкаотдельныхэпизодов;выполнениетворческихпроектоввгруппах,парахилииндивидуально;интерпретациятекстов произведений: выбор эпизода ипересказ его от имени автора или героя;созданиеиллюстрацийктексту

«Гъэмахуэ

»(«Лето»)

Ацканов Р.Стихотворение

«БжьаIуэм» («Напасеке»).

КунижеваХ.

«МэракIуэхьэ» («Заягодами»).

ТхамоковБ.Рассказ

«Гъэмахуэ»(«Лето»). Сонов А.Стихотворение «ПшэцIыкIу» («Облачко»).СкребицкийГ.Рассказ

«КIыгуугу макъ». («Зовкукушки»).

«Зыкъыдопщытэж»(«Размышляем опрочитанном»).

Итоговая контрольнаяработа

1

Использование навыков аудирования наосновецеленаправленноговосприятиятекстов,которыечитаютучительилиодноклассники;пересказпроизведенияподробноикратко, инсценированиеотдельных эпизодов; моделирование

«живыхкартинок»кэпизодамипроизведениям;выполнениетворческих

проектов в группах, парах или индивидуально; интерпретациятекстовпроизведений:выборэпизодаипересказ его от имени автора или героя;созданиеиллюстрацийктексту





Урок-хэр

2 класс

Урокхэм я темэхэр

Унэм щагъэзащIэ лэжьыгъэхэр

Махуэ щекIуэкIынур

план

факт

I

Хэзыгъэгъуазэ. Ныбжьэгъу пэж. ХьэцIыкIу Хь Адыгэбзэ. Джэрыджэ А.

Напэ 6-10

5.09.2023


IуэрыIуатэ (сыхь. 5)

2

«IуэрыIуатэ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. Къуажэхьхэр.

Псалъэжьхэр. ПсынщIэрыпсалъэхэр. Нэщэнэхэр.

Напэ 10-21

12.09.2023


3

Таурыхъхэр. Псысэхэр. Дыгъужьыр, Бажэр, Адакъэр

Напэ 24-26

19.09.2023


4

Мыкласс еджэныгъэ. Аслъэнымрэ Дзыгъуэмрэ

Напэ 26-28

26.09.2023


5

Мыщэмрэ Бажэмрэ

Напэ 28-33

03.10.2023


6

Бажэмрэ Кърумрэ

Напэ 33-36

10.10.2023


Бжьыхьэ дыщафэ (сыхь. 4)


7

«Бжьыхьэ дыщафэ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. Бжьыхьэ. Сурэтымк1э жьры1уатэу сочиненэ КIэпхъ. Хьэту П.

Напэ 42-49

17.10.2023


8

Хьэту цIыкIурэ Жэмалрэ жыг зэрагъэкIар. Къардэн Б.

Напэ 49-52

24.10.2023


9

Ди кхъужьейр. Къагъырмэс Б. Бжьыхьэр бейщ. Нало З.

Напэ 52-60

31.10.2023


I0

Мыкласс еджэныгъэ. Мэз лъапэм. Брай А.

Напэ 54-57

14.11.2023


Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр (сыхь. 5)

I1

«Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ.

Си бажэ. АбытIэ В. Цыжьбанэ. Къагъырмэс Б.

Напэ 66-69 Напэ 82-84

21.11.2023


12

Хьэмрэ Мыщэмрэ

Напэ 69-72

28.11.2023


13

Къуалэбзу пшыналъэ. Жаным Б.

Напэ 72-76

05.12.2023


14

Дэджьейм и Iэмалыр. КIуантIэ Iэз.

Напэ 76-79

12.12.2023


15

Парийрэ КIущэрэ. Шэрджэс А. Шырэ. КIэщт М.

Напэ 79-81 Напэ 81-82

19.12.2023


ЩIымахуэр щIыIэми, зэман дахащэщ! (сыхь. 5)




16

«ЩIымахуэр щIыIэми, зэман дахащэщ!» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. ЩIымахуэ. АфIэунэ Л.

Напэ 90-97

26.12.2023


17

Уэсыр джэдыгущ. Къардэн Б.

Напэ 98-99

16.01.2024


18

Бацэ. Журт Б.

Напэ 100-105

23.01.2024


19

ИлъэсыщIэ. ЩоджэнцIыкIу I.

Напэ105-108

30.01.2024


20

БзуупцIэ. Жаным Б.

Напэ 106-108

06.02.2024


Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ (сыхь. 5)

21

«Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ.. IэщIагъэлI. Къэжэр П.

Напэ 116-120

13.02.2024


22

Нанэ. Джаурджий Хь. Бжэндэхъухэр згъэгуфIэнущ. Къагъырмэс Б.

Напэ 121-123

20.02.2024


23

Дыкъуэнагъ насыпыфIэ. Хьэнфэн А.

Напэ 123-126

27.02.2024


24

Зулий и жыг. Нало З. Тест лэжьыгъэ

Напэ 126-128

05.03.2024


25

Ныбжьэгъу пэж. Къардэн Б.

Напэ 129-132

12.03.2024


Хэкум дрогушхуэ (сыхь. 4)

26

«Хэкум дрогушхуэ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. Ди хэкур

Напэ 138-140

19.03.2024


27

Къалэм сыщохьэщIэ. Нэгумэ У. Сабиигъуэ. ЩоджэнцыкIу А. СощI сурэт. Ахъмэт М.

Напэ 141-144

02.04.2024


28

Пщэдджыжьыр къуажэм. Гъубж М.

Напэ 146-148

09.04.2024


29

Мыкласс еджэныгъэ. Адыгэ хабзхэм щыщ

Напэ 150-152

16.04.2024


Къытхуеблагъэ, гъатхэ! (сыхь. 2)


30

«Къытхуеблагъэ, гъатхэ!» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. ХъыбарегъащIэ Гъатхэр къэсыжащ. АфIэунэ Л Си мамэ дыщэ. Къардэн Б. Лиуан и бдзэжьей ещэкIэр. Нало З.

Напэ 156-165

23.04.2024


31

Си мамэ. Къэжэр П. Б/З Сочиненэ «Анэ»

Напэ 166-167

30.04.2024


Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ (сыхь. 3)

32

«Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ.

Бжьэпэм. Аброкъуэ Б.

Напэ 182-184

07.05.2024


33

Мэз цIыкIум. Ушинский К

Напэ 185-187

14.05.2024


34

Гъэ псом яджам къытегъэзэжын Проект лэжьыгъэ


28.04.2024




Урок-хэр

3 классУрокхэм я темэхэр

Унэм щагъэзащIэ лэжьыгъэхэр

Махуэ щекIуэкIынур


план

факт


I

Щомахуэ А. «Ди хэкур» Къагъырмэс Б. «Сабий уэрэд» Ди щIыналъэр

Напэ 4-10

5.09.2023



IуэрыIуатэ (сыхь. 4)


2

«IуэрыIуатэ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. Къуажэхьхэр.

Псалъэжьхэр. ПсынщIэрыпсалъэхэр.

Напэ 11-14

12.09.2023



3

Насып

Напэ15-17

19.09.2023



4

Мыкласс еджэныгъэ. ШыкъумцIий

Напэ18-21

26.09.2023



5

Жырыкъ Заур «Дыгъужь кIэн»

Напэ22-35

03.10.2023



Бжьыхьэ (сыхь. 2)


6

«Бжьыхьэ дыщафэ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. ЩоджэнцIыкIу I. «Бжьыхьэ» Сурэтымк1э жьры1уатэу сочиненэ Жылэтеж С. «Бжьыхьэ хадэ»

Напэ 42-46

10.10.2023



7

Хьэх С. «Щыхьым и жыг»

Напэ46-47

17.10.2023



Дыкъэзыухъуреихь дунейр (сыхь. 5)


8

«Дыкъэзыухъуреихь дунейр»

Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. Шыбзыхъуэ М. «Мэзым»

Напэ 54-57

24.10.2023



9

КIуантIэ I. «ТхьэкIумэкIыхь шырымрэ блэмрэ»

Напэ58-59

31.10.2023



10

Къагъырмэс Б. «Ди мэзым»

Напэ 60-61

14.11.2023



11

Журт Б. «Джэджьей щIыху цIыкIу»

Напэ 62-64

21.11.2023



12

ЩоджэнцIыкIу А. «КIущэ нагъуэ»

Напэ65-66

28.11.2023



Сабийхэм я хьэл-щэныр (сыхь. 3)


13

«Сабийхэм я хьэл-щэныр» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. АфIэунэ Л. «Iэбу цIыкIу» Нало З. «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым»

Напэ 70-73

05.12.2023



14

ХьэхъупащIэ Хь. «Умышынэ, дадэ» Щоджэн Л. «Дадэ и нэгъуджэ»

Напэ74-78

12.12.2023



15

КхъуэIуфэ Хь. «ЦIыхугъэм и къалэныр»

Напэ 78-79

19.12.2023



ЩIымахуэ (сыхь. 4)


16

«ЩIымахуэ!» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. АфIэунэ Л. «Япэ уэс» Хьэнфэн А. «ГуфIэгуэш»

Напэ 84-85 Напэ 89-90

26.12.2023



17

Тхьэмокъуэ Б. «Бзу»

Напэ86-88

16.01.2024



18

Бианки В. «БажапцIэ»

Напэ91-93

23.01.2024



19

Б/З Сочиненэ «Щ1ымахуэ»


30.01.2024



Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ (сыхь. 6)




20

Сочиненэр тхын

«Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. «Iуэху цIыкIу щыIэкъым….»


Напэ98-101

06.02.2024



21

Мыкласс еджэныгъэ. Дыщэ сом

Напэ102-103

13.02.2024



22

Мэзыхьэ Б. «Уэт лIы!»

Напэ104-105

20.02.2024



23

Дэбагъуэ М. ПхъащIэ цIыкIу Джэрыджэ А. «ПIытIэ щхьэхынэ»

Напэ106-108

27.02.2024



24

Хьэх С. «Iущ цIыкIу»

Напэ110-113

05.03.2024



25

Хьэгъундокъуэ Р. «Космонавт цIыкIу» Проект.

Напэ114-115

12.03.2024



Гъатхэ (сыхь. 5)




26

«Гъатхэ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. Хьэнфэн А. «КъэхутакІуэ цІыкІу»

Напэ120-123

19.03.2024



27

ХьэIупэ Дж. Гъатхэ Къуныжь Хь. «Март мазэ»

Напэ124-127

02.04.2024



28

Щоджэн Хь. «Гъатхэ нэщэнэ» IутIыж Б. «Гъэрэ щIырэ» Тест лэжьыгъэ

Напэ128-130

09.04.2024



29

Мэз А. «Мыщэ жейнэд» Хьэкъун И. «Гъатхэ махуэ»

Напэ130-131 Напэ133-134

16.04.2024



30

КIэщт М. «Бжэндэхъу анэ»

Напэ131-132

23.04.2024



Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ (сыхь. 2)




31

«Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ.

КIыщокъуэ А. «Зеич лантIэ» Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и махуэшхуэщ. Елгъэр К. «ТекIуэныгъэм и махуэшхуэ»

Напэ140-142 Напэ142-143 Напэ146-147

30.04.2024



32

Къардэн Б. «Лалинэ»

Напэ144-145

07.05.2024



Гъэмахуэ (сыхь. 2)



33

«Гъэмахуэ» Iыхьэм хэзышэ псалъэмакъ. Лъэпщокъуэ и бжьэхэрПроект

Напэ148-150

14.05.2024



34

Журт Б. «Гуэлым» Гъэ псом яджам къытегъэзэжын

Напэ151-154

28.04.2024







    1. Календарно-тематическэ план 4 класс

Темэ

Унэ лэжь.

Зэман

щекIуэ

кIынур

щекIуэ

кIар

«Адыгэ IуэрыIуатэ» (5)

1

Адыгэ IуэрыIуатэ,къуажэхьхэр, нэщэнэхэр псынщIэрыпсалъэхэр,псалъэжьхэр .«ЛIымрэ жыгымрэ» псысэр.

Н.4-6 Еджэн, тепсэлъыхьыжын.

5.09.2023


2

КлассщIыб къеджэныгъэ «ПцIащхъуэ цIыкIу» псысэр.

Н.9-10 Еджэн, тепсэлъыхьыжын.

12.09.2023


3

Адыгэ псысэ «Мыщэ и къуэ Батыр»

Н.11-17 Еджэн, тепсэлъыхьыжын.

19.09.2023


4.

Адыгэ псысэ «Мыщэ и къуэ Батыр»

Н.18-30 Еджэн, тепсэлъыхьыжын.

26.09.2023


5

«Хэт и хъупIэ?» пьесэр.

Зыкъэпщытэжын Б/З. IуэрыIуатэм теухуауэ сочиненэ кIэщI.

Сочиненэр нэгъэсыжын.

03.10.2023


«Бжьыхьэ дыщафэ» (4)

6

Къардэн Б. и

«Пхъэхуей жыгыр» рассказыр. Мэлей Ф. и

«Тхьэмпэ пыхужыгъуэ» рассказыр


Н.41-44 Еджэн, тепсэлъыхьыжын.

10.10.2023


7

Тхьэгъэзит З. и

«Бжьыхьэпэ» усэр. Хьэкъун И. и

«Бжьыхьэр къихьащ» усэр КлассщIыб къеджэныгъэ ХьэIупэ Дж.«Бжьыхьэ»

Н.45-51 Гъэхуауэ еджэн.

17.10.2023


8

Къагъырмэс Б. и

«Iэмал» рассказыр.

«Зыкъэпщытэж»


Н.48-50 Еджэн, тепсэлъыхьыжын.Яджар къэпщытэжын.

24.10.2023


9

Ди проектхэр:«Мэз псэущхьэхэр бжьыхьэм»,

«Пхъэщхьэмыщхьэ жыгхэр»


Пректыр нэгъэсын

31.10.2023


«ЩIымахуэ» (4)

10

Нало З. и

«ЩIымахуэм» рассказыр.

Н.56-58 Еджэн, тепсэлъыхьыжын.

14.11.2023


11

Уэрэзей А. и

«ЩIымахуэ» усэр. Журт Б.

«Лъэрыжэ» рассказыр.

Н.60 ГукIэ зэгъэщIэн

21.11.2023


12

Къагъырмэс Б.

«ИлъэсыщIэ» усэр. Тест лэжьыгъэ

Н.59 Гъэхуауэ еджэн

28.11.2023


13

Мэлей Ф.

«ЩIымахуэ пхъэщхьэмыщхьэхэр» рассказыр.


Н.64-65 Еджэн, тепсэлъыхьыжын.

05.12.2023


«Зэныбжьэгъуныгъэ»(4)

14

Нало З. и «Iэпэзадэ» рассказыр.


Н.73-77 Еджэн, тепсэлъыхьыжын.

12.12.2023


15

Бозий Л.и

«ТIум тIухэплъхьэмэ» рассказыр.


Н.78-80 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

19.12.2023


16

Къэрмокъуэ Х.и

«Ныбжьэгъу уиIэну ухуеймэ…» рассказыр. Б.З. Сочиненэ «Ныбжьэгъу пэж»

Н.81-83 Еджэн, тепсэлъыхьыжын Сочиненэр нэгъэсыжын.

26.12.2023


17

Къагъырмэс Б.и

«Щихум и жэуап» рассказыр.

«Зыкъыдопщытэж»


Н.87-89 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

Яджар къэпщытэжын

16.01.2024


«Ди Хэкур»(5)

18

Бозией Л.и

«Хъерлы зыгъэпIейтейр» рассказыр.

Н.95-97 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

23.01.2024


19

Хьэх С. И

«Дэшхуей тхьэмпэ» рассказыр.

Н.98-100 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

30.01.2024


20

Iэщыж Б.и

«Сыадыгэщ» хъыбарыр

Н.101-104 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

06.02.2024


21

Ди проектхэр: «ДиХэкур»,«Сианэдэлъхубзэр».

Проектыр нэгъэсын

13.02.2024


22

Б.З. Сочиненэ «Си Хэку»

Сочиненэр нэгъэсыжын.

20.02.2024


«Гъатхэ»(2)

23

ЩоджэнцIыкIу А. и «Гъатхэ» усэр.Гъубжокоъуэ Л.«Гъатхэпэ» усэр ЩоджэнцIыкIу А. и

«Гъатхэ теплъэгъуэхэр» рассказыр.

Н.113-117 Гъэхуауэ еджэн

27.02.2024


24

Мыкъуэжь А.и «Анэ» усэр.

«Зыкъыдопщытэж»

Н.118-119 ГукIэ зэгъэщIэн

05.03.2024


«ЩремыIэ зауэ!»(3)

25

Щомахуэ А. и

«Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» рассказыр.

Тест лэжьыгъэ.

Н.к1у. 127-131 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

12.03.2024


26

Бицу А.и усэ «Сурэт»


Н.132-133 Гъэхуауэ еджэн

19.03.2024


27

Нало З.

«Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» рассказыр.

«Зыкъыдопщытэж»

Н.134-136 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

02.04.2024


«Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ»(3)

28

Балъкъыз Б.и «СиIэщ сэ жыг цIыкIу» усэр.

Журт Б.и

«Мэзым» рассказыр.

Н.143-147Гъэхуауэ еджэн

09.04.2024


29

Бахъсэн Ф. и

«Письмо» рассказыр.

Н.148-150 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

16.04.2024


30

КIуантIэ I. и

«Щыхь хьэщIэ» и рассказыр.

Н.151-153 гъэхуауэ еджэн.

23.04.2024


«Сабиигъуэм и лъахэ»(3)

31

Къуэдзокъуэ Х.и

«Блулэ» рассказыр.


Н.161-162 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

30.04.2024


32

Понэщ Х.и

«Лъапсэ быдэ» рассказыр.

Н.165-166 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

07.05.2024


33

Джаурджий Х. и

«Нэмыс» рассказыр IутIыж Б.«КхъыIэ,иIэ» усэр.

«Зыкъэпщытэж»


Н.167-169 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

14.05.2024


«Гъэмахуэ» (1)

34

Тхьэмокъуэ Б. и

«Гъэмахуэ» рассказыр. Къуныжь Хь. и

«МэракIуэхьэ» усэр Къызэрапщытэ лэжьыгъэ


Н.178-180 Еджэн, тепсэлъыхьыжын

28.04.2024