муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Районная детская школа искусств имени А. Ф. Зонхоева
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
Методическим советом Зам. директора МБУДО РДШИ Директор МБУДО РДШИ им.
МБУДО РДШИ им. А. Ф. им. А. Ф. Зонхоева А. Ф. Зонхоева
Зонхоева. ________ Баторова А. В __________ Тумурова И. А.
Протокол заседания МО № от «__» __________20_ г. от «__»___________20__г.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
программа по учебному предмету
ПО.01.УП.03.Концертмейстерский класс
Составитель: Вязьмина В. С.
п. Кутулик
2021г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.
Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами народной музыки.
Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей аккомпанемента как при собственном исполнении вокальных партий, так и с привлечением солиста-вокалиста.
Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для баянистов, аккордеонистов в сельской местности, где и находится МБУДО РДШИ им. А. Ф. Зонхоева.
Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " составляет 4 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО РДШИ им А.Ф. Зонхоева на реализацию предмета «Концертмейстерский класс».
Таблица 1
Виды учебной нагрузки | Со 2 по 5 класс |
Количество часов (общее на 4 года) |
Максимальная нагрузка | 66 часов |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 16,5 часов (из расчета 0,5 часов в неделю) |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 16,5 часов |
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 20 минут.
Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.
В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
Задачи:
формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;
развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;
умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;
умение следить не только за собственной партией, но и за партией солиста;
приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) исполнительства;
навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;
приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;
приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»
Материально-техническая база МБУДО РДШИ им. А.Ф. Зонхоева соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
РДШИ им. А.Ф. Зонхоева имеет концертный зал с роялью, библиотеку и фонотеку. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок реализации 4 года
| Распределение по годам обучения |
Классы | 2 | 3 | 4 | 5 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения) | 66 часов |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу (часов в неделю) | 16,5 | 16,5 | 16,5 | 16,5 |
Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения) | 66 часов |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 132 часа |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Годовые требования по классам
"Концертмейстерский класс" начинается с изучения наиболее простого вокального репертуара.
Инструментальный репертуар и произведения для собственного аккомпанемента, как более сложные, дается позже, когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера.
2 класс (0,5 часа в неделю)
Знакомство с новым предметом - вокальный аккомпанемент. При отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся.
Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.
Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.
Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано.
Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыгрывать на другом инструменте.
Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса, требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу интерпретации вокальной партии солистом.
В конце полугодия ученик должен сыграть 1-2 романса на зачете, классном вечере или концерте.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся
Агабабов С. "Колыбельная", "Лесной бал"
Алябьев А. "Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко"
Аракишвили Д. "На холмах Грузии", " Догорела заря"
Балакирев М. "Взошел на небо", "Слышу ли голос твой"
Бородин А. "Песня темного леса", "Фальшивая нота"
Брамс И. "Колыбельная", "Кузнец"
Варламов А. "Красный сарафан", "Горные вершины",
"Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди"
Глинка М. "Скажи, зачем", "Бедный певец", "Сомнение",
"Признание", "Как сладко с тобою мне быть", "Мери",
"Уснули голубые", "Я люблю, ты мне твердила"
Григ Э. "Песня Сольвейг", "Первая встреча", "Розы",
"Лебедь", "Люблю тебя", "Сердце поэта", "В челне"
Гурилев А. "Разлука", "Матушка-голубушка",
"И скучно, и грустно"
Даргомыжский А. "Шестнадцать лет", "Мне грустно", "Не скажу никому",
"Я вас любил", " Привет", " Оделась туманом",
"Старина"
Кюи Ц. "Коснулась я цветка", "Царскосельская статуя"
Моцарт В. "Вы, птички, каждый год", "Волшебник",
"Мой тяжек путь"
Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии", "Не ветер, вея с высоты", "Эхо",
"Восточный романс", "О чем в тиши ночей", "Октава"
Рубинштейн А. "Клубится волною", "Певец"
Хренников Т. "Зимняя дорога", "Колыбельная Светланы"
Чайковский П. Из песен для детей: "Весна", "Мой садик",
"Детская песенка", "Ни слова, о друг мой",
"Нам звезды кроткие сияли"
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:
Булахов Г. "Не пробуждай воспоминаний"
Варламов А. "На заре ты ее не буди", "Напоминание"
Глинка М. "Признание", "Как сладко с тобою мне быть"
Гурилев А. "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"
Даргомыжский А. "Мне грустно", "Я вас любил", "Привет", "Старина",
"Не скажу никому", "Как часто слушаю", "Русая головка"
Чайковский П. "Мой садик", "Детская песенка"
Шуберт Ф. "Полевая розочка", "Блаженство"
Во 2 полугодии следует пройти в классе 3-5 романсов. Работа над усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры.
В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация (зачет), которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере, классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 1-2 произведения.
Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:
Варламов А. "Горные вершины", "Красный сарафан",
"Белеет парус одинокий"
Глинка М. "Как сладко с тобою мне быть",
"В крови горит огонь желания"
Гурилев А. "Домик-крошечка", "Сарафанчик",
"Однозвучно гремит колокольчик"
Даргомыжский А. "Поцелуй", "Каюсь, дядя, черт попутал",
"Я умер от счастья", "Как пришел мужик из-под горок"
Мендельсон Ф. "Весенняя песня"
Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии"
Чайковский П. "Нам звезды кроткие сияли"
3 класс (0,5 часа в неделю)
Процесс последовательного освоения музыкального материала включает: определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.
Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а затем для наиболее способных учеников - на интервал большой или малой секунды. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.
В конце полугодия ученики играют зачет (промежуточная аттестация) - 2 произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся:
Багиров В. Романс
Бакланова Н. Романс
Бах И. С. Ария
Вебер К. "Хор охотников"
Верди Дж. Хор из оперы «Травиата» в легком переложении, Песенка Герцога из оперы «Риголетто» в легком переложении
Дюбюк А. «Не брани меня, родная», «Не обмани»
Майкапар С. "Вечерняя песнь"
Перголези Дж. Ария (обр. В.Бурмейстера)
Сен-Санс К. Ария Далилы «Открылася душа» из оперы «Самсон и Далила» в переложении О. Геталовой
Французская народная песня «В Авиньоне на мосту» обработка С. Шальмана
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:
Певзнер К. «Оранжевая песенка» в легком переложении
Сен-Санс К. Ария Далилы «Открылася душа…» из оперы «Самсон и Далила» в легком переложении., Лебедь
Хилл М. и П. «С Днем Рожденья!»
Во 2 полугодии необходимо научиться подбирать к мелодии, основанной на кадансовом обороте, гармонического сопровождения в виде главных трезвучий(T, S, D). В течении полугодия ученик должен исполнять по нотам 3-5 песен различной сложности.
В конце второго полугодия ученику необходимо исполнить два разнохарактерных произведения, а так же подобрать к заданной мелодии главные трезвучия.
Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:
П. Чайковский Хор девушек из оперы «Евгений Онегин»
«По дону гуляет казак молодой». Русская народная песня.
«Хас-Булат удалой». Русская народная песня.
4 класс (0,5 часа в неделю)
Исполнение мелодий, основанных на кадансовом обороте, с различными фактурными вариантами аккомпанемента. Предлагается мелодия с аккордами. Аккомпанемент необходимо видоизменять, используя короткие арпеджио, ритм польки, вальса, марша и т. Д.
В конце полугодия исполняются два разнохарактерных произведения.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Н. Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы «Садко». В легком переложении
«Из-под дуба, из-под вяза» Русская народная песня
«Пойду ль я, выйду ль я» Русская народная песня
«Во кузнице» Русская народная песня
П. Чайковский Хор девушек из оперы «Евгений Онегин»
«Тонкая рябина» Русская народная песня
«Среди долины ровныя» Русская народная песня
«Ой, да не вечер» Русская народная песня
Б. Юрьев «Динь-динь-динь!» В переложении О. Геталовой
«По дону гуляет казак молодой» Русская народная песня
Музыка неизвестного автора «Мой костер в тумане светит»
Музыка неизвестного автора «Темно-вишневая шаль»
Я. Фельдман «Ямщик, не гони лошадей»
В. Шаинский «Голубой вагон». Из м/ф «Старуха Шапокляк»
Love Is Blue. Из репертуара Поля Мориа. Переложение Г. Фиртича.
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:
Ю. Визбор «Лесное солнышко»
А. Петров «Песня о первой любви»
М. Таривердиев «Маленький принц»
Во втором полугодии: чтение с листа мелодии с несложным аккомпанементом (в виде одной ноты в басу и т. Д.)
Во втором полугодии объем исполняемых произведений увеличивается – 5-10 за полугодие. В конце второго полугодия так же следует исполнение двух произведений на зачете.
Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:
Б. Савельев «Настоящий друг». Из м/ф «Тимка и Димка». В переложении О. Геталовой
К. Певзнер «Оранжевая песенка». В переложении О. Геталовой
5 класс (0,5 часа в неделю)
В течение года разучить 8-12 разнохарактерных песен различной сложности.
Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся:
«Вдоль по улице метелица метет» Русская народная песня.
«Над полями да над чистыми» Русская народная песня.
Е. Крылатов «Колыбельная медведицы». Из м/ф «Умка».
Дж. Верди «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто». В переложении О. Геталовой.
«Степь да степь кругом» Русская народная песня.
Н. Листов «Я помню вальса звук прелестный»
Ж. Гаваренц «Вечная любовь». Из к/ф «Тегеран-42». Переложение С. Гринберга.
Б. Окудажава Пожелание друзьям
И. Шварц Ваше благородие, госпожа разлука. Из к/ф «Белое солнце пустыни». Переложение М. Гаршиной
С. Намин «Мы желаем счастья вам». Переложение Н. Петуховой
Дж. Леннон, П. Маккартни Вчера. Переложение Е. Коверовой
Н. Богословский Три года ты мне снилась. Из к/ф «Большая жизнь». Переложение Л. Перелыгиной
Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:
Е. Крылатов «Прекрасное далеко» из т/ф «Гостья из будущего»
Музыка неизвестного автора. «Вечерний звон». В переложении О. Геталовой.
Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:
Б. Кемпферт «Путники в ночи»
Е. Крылатов «Крылатые качели». Из т/ф «Приключения электроника»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального);
знание основных принципов аккомпанирования солисту;
навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;
умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;
умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских
возможностей солиста;
умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
навыки по разучиванию с солистом его репертуара;
наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.
В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс" проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Условием успешной реализации программы по учебному предмету "Концертмейстерский класс" является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.
Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.
В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.
1. Методические рекомендации при работе с учащимися в классе вокального аккомпанемента
Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.
Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.
Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали, применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.
Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.
Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать:
как вокалист берет и как держит дыхание;
что такое пение "на опоре" и "бездыханное" пение;
различие между чистой и фальшивой интонацией,
а также иметь представление о "филировке" звука, пении " portamento" и т.д.
Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.
Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.
Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.
Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 3-строчной или многострочной фактуры.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающегося
Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.
Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.
VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемых нотных сборников
Сборники вокального репертуара
Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне/аккордеоне/. Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: Учебное пособие – М.: Изд. В. Катанского, 2003
Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977
Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969
Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976
Глинка М. Романсы и песни. М., Музыка, 1978
Григ Э. Романсы и песни. М., Музыка, 1968
Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980
Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971
Звучала музыка с экрана. Песни в облегченном переложении для баяна и аккордеона. Выпуск 4 / Сост. Л. С. Скуматов. – СПб.: Композитор, 2004
Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971
Кюи Ц. Избранные романсы. М., Музыка, 1957
Моцарт В. Песни. М., Музыка, 1981
Популярные мелодии в облегченном переложении. Уч. пособие. Средние и старшие классы ДМШ. Выпуск 1 / Сост. Г. Н. Кузнецова, Н. В. Новицкая. – СПб.: Композитор, 2012
Популярные мелодии в облегченном переложении. Уч. пособие. Средние и старшие классы ДМШ. Выпуск 2 / Сост. Г. Н. Кузнецова, Н. В. Новицкая. – СПб.: Композитор, 2012
Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка, 2006
Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977
Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012
Римский-Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969
Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972
Свиридов Г. Романсы и песни.М., Музыка, 1970
Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978
Шопен Ф. Песни. М., Музыка, 1974
Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961
Шуман Р. Песни. М., Музыка, 1969
Список рекомендуемой методической литературы
1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009
2. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966
3. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974
4. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961
5. Кубанцева Е. Концертмейстерский класс. М., Изд. центр "Академия"
6. Кубанцева Е. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера / Музыка в школе, 2001: № 4
7. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: методологические основы / Л., Музыка,1972
8. Подольская В. Развитие навыков аккомпанемента с листа / О работе
Концертмейстера. М., Музыка,1974
9. Савельева М. Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии / Методические записки по вопросам музыкального образования, вып.3. М., Музыка,1991
10. Смирнова М. О работе концертмейстера. М., Музыка, 1974
11. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. М., 1969, №4
12. Шендерович Е. "В концертмейстерском классе". Размышления педагога. М., Музыка,1996
13. Чачва В. Искусство концертмейстерства. СПб, Композитор, 2007