СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету литературное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗДЕЛ 1.  Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе:

-  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-   Планируемых результатов начального общего образования;

- Примерных программ начального общего образования;

-  Авторской программы по литературному чтению Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение. 1-4 классы».

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету литературное чтение»

Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от _____________ № __________

___________________ Торбенко Г. А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По учебному предмету литературное чтение


Уровень общего образования (класс): начальное общее, 3


Количество часов: 132


Учитель: Магомедова Мильвара Абдуллаевна


Программа разработана на основе


Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» («Начальная школа XXI века»).

Программа: Литературное чтение. Программа. 1-4 классы./ Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. – М.: Вентана-Граф, 2013.


Учебник: Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. - М.: Вентана – Граф, 2016.








РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Планируемых результатов начального общего образования;

- Примерных программ начального общего образования;

- Авторской программы по литературному чтению Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение. 1-4 классы».

Срок реализации программы 2018- 2019 учебный год.

Основная цель урока литературное чтение в начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Основные образовательные задачи курса «Литературное чтение»:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,

соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы:

- изучение обеспечивало развитие личности ребёнка, формировало его интеллект и общую культуру;

- в результате обучения развивалась читательская деятельность школьников, а также формировались компоненты учебной деятельности;

- содержание курса «Литературное чтение» обеспечивало дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Основные принципы построения курса «Литературное чтение»

- системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня);

- эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;

- эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора;

- преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.

Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации процесса обучения, направленного на литературное развитие школьников:

- создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития;

- доступность учебного материала, позволяющая содержанием произведения, художественными и выразительными средствами языка осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня сформированности учебных и читательских умений;

- последовательное изменение и усложнение курса, формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;

- постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи;

- обеспечение готовности обучающегося к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе;

- создание возможностей для формирования у каждого ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка;

- использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности обучающегося.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); по­нимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отноше­ния и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитан­ное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в раз­ных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно соз­дать условия для формирования читательской деятельно­сти. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Важнейшим условием литературного образования второклассников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» в 3 классе являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе­цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  2. Система работы над навыками чтения.

  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся.


Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Специфическими особенностями литературного чтения в 3 классе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техни­ческими навыками и читательскими умениями.

  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо­бенностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про­изведения.

  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио­нальной сферы, обогащением духовного мира ученика.

В 3 классе формирование читателя продолжается на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника преобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся каждого класса, а также межпредметные связи.

Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика:

- на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

- на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

- на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;

- на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое
знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изученным произведениям или разделам);

- на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с
позиций ученого и художника.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 1 классе 36 часов (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2-4 классах по 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий

на 2018-2019

учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

3

4 часа в неделю – 136 часов в год

132 часа (понедельник, вторник, среда, четверг,)

4 часа

Праздничные дни –

05.11.2018 г.,

01.05.2019 г.,

02.05.2019г.,

09.05.2019г..


РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит уни­версальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения основной образова­тельной программы начального общего образования должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентич­ности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и ис­торию России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационально­го российского общества; становление гуманистических и демо­кратических ценностных ориентации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на ре­зультат, бережному отношению к материальным и духовным цен­ностям.

Метапредметные результаты освоения основной образо­вательной программы начального общего образования долж­ны отражать:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и за­дачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поис­кового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации; определение наиболее эффек­тивных способов достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспе­ха учебной деятельности и способности конструктивно действо­вать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представ­ления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для решения ком­муникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространст­ве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме изме­ряемые величины и анализировать изображения, звуки, гото­вить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графиче­ским сопровождением; соблюдение нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осоз­нанное построение речевого высказывания в соответствии с за­дачами коммуникации и составление текстов в устной и пись­менной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анали­за, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным поня­тиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительно­сти (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного пред­мета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения ме­жду объектами и процессами;

- формирование умения работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными мо­делями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образова­тельной программы начального общего образования по лите­ратурному чтению с учётом специфики содержания предмет­ной области „Филология", должны отражать:

- понимание литературы как явления национальной и миро­вой культуры, средства сохранения и передачи нравствен­ных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития;

- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, поня­тий о добре и зле, нравственности; формирование потреб­ности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;

- понимание роли чтения, использование разных видов чте­ния (ознакомительное, изучающее, выборочное, поиско­вое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержа­ние и специфику различных текстов, участвовать в их обсуж­дении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элемен­тарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с ис­пользованием элементарных литературоведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литерату­ру; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Достижение вышеперечисленных результатов освоения об­разовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться овладе­ние им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны уметь:

– читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух и про себя;

– читать наизусть 6–7 стихотворений и 2–3 отрывка из прозы;

– определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение;

– пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;

– самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;

– работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

– отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

– пользоваться справочной литературой.

Темп чтения:

вслух – не менее 60 слов;

про себя – не менее 80 слов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Ученик научится:

– отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

– определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

– понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

– находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

– читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);

– читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

– читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

– пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

– группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

– понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

– пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

– пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

– постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Ученик научится:

– различать стихотворный и прозаический тексты;

– определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

– различать пословицы и загадки по темам;

– использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

– осознавать нравственные и этические ценности произведения;

– выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

– пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность».

Ученик научится:

– понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

– инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

– моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

– рассказывать сказки с присказками;

– создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

– делать иллюстрации к изученным произведениям;

– иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

– выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

– инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией».

Ученик научится:

– находить информацию о героях произведений;

– работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;

– дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

– самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

– находить информацию о книге в ее аппарате;

– сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:


Критерии оценивания

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

- умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого;

- во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.




Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие


1

-

-

30 (40)


2

30 (40)

40 (50)

50 (60)

 

3

50(60)

60 (70)

70 (80)

 

4

70(80)

80 (90)

90-100 (100- 110)



Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более двух);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Оценка "5" ставится ученику, если он:

- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):

- читает целыми словами (2полугодие);

- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;

- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;

- твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка "4" ставится ученику, если он:

- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);

-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);

-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;

- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;

- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).

Оценка "3" ставится ученику, если он:

- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);

- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);

- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:

- читает монотонно, по слогам (1полугодие);

- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);

- допускает более 6 ошибок;

- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

- при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.


РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса

Круг чтения

Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:

• произведения устного творчества русского и других народов;

• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;

• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Основные разделы

Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни (5 ч.)

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина

«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; А. Л. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого

«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова

«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова

Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Умнее всех», «Приёмыш».

Произведения А.И. Куприн

«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина

«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского

«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака

«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева

«Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара

«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина

«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей

III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик».

1

03.09.


2.

Пословицы. Какие бывают пословицы.

1

04.09.


3.

«Русские народные сказки».

«Самое дорогое».

1

05.09.


4.

«Русские народные сказки».

«Про Ленивую и Радивую» .

1

06.09


5.

«Сказки о животных». Доп. чт. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иванович».

1

10.09.


6.

«Дочь-семилетка». Доп. чт.

Башкирская народная сказка «Умная внучка».

1

11.09.


7.

«Царевич Нехитер-Немудер». Русская народная сказка. О присказках.

1

12.09


8.

«Царевич Нехитер-Немудер». Русская народная сказка. О присказках.

1

13.09.


9.

Доп. чт. Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская сказка «Девушка и Месяц».

1

17.09.


10.

Скороговорки. Потешки. Какие бывают скороговорки.

1

18.09.


11.

Обобщение по теме. «Проверь себя».

1

19.09.


12.

«Былины». «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

20.09.


13.

«Былины». «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич».

1

24.09


14.

«Былины». «Вольга и Микула».

1

25.09.


15.

Доп. чт. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович».

1

26.09.


16.

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

1

27.09.


17.

Эзоп. «Лисица и виноград».

И. А. Крылов. «Лисица и виноград».

1

01.10.


18.

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Доп.чт. Эзоп. «Ворон и Лисица».

1

02.10.


19.

Доп. чт. «Волк и ягненок», «Крестьянин и работник».

1

03.10.


20.

Доп. чт. Эзоп. «Голубь, который хочет пить», «Бесхвостая лисица»,

А. Е. Измайлов «Филин и Чиж».

1

04.10


21.

Обобщение по разделу «Басни». «Проверь себя».

1

08.10.


22.

Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…».

1

09.10.


23.

Доп. чт. «Бой Руслана с головой».

1

10.10.


24.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении).

1

11.10.


25.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении).

1

15.10.


26.

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении).

1

16.10.


27.

К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Доп. чт. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

1

17.10.


28.

Доп. чт. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны…».

1

18.10.


29.

А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер».

1

22.10.


30.

А. С. Пушкин. «Няне».

1

23.10.


31.

Обобщение по разделу «Произведения А. С. Пушкина». «Проверь себя».

1

24.10.


32.

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою Зимою…».

1

25.10.


33.

А. Майков. «Осень».

1

06.11.


34.

А. А. Фет. «Мама! глянь-ка

из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…».

1

07.11.


35.

Доп. чт. И. А. Бунин. «Листопад».

1

08.11.


36.

Обобщение по разделу. «Проверь себя».

1

12.11.


37.

Л. Н. Толстой. «Два брата».

1

13.11.


38.

Доп. чт. Л. Н. Толстой «Ореховая ветка».

1

14.11.


39.

«Сказки Л. Толстого».

1

15.11.


40.

Доп. чт. Л. Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан».

1

19.11.


41.

Л. Н. Толстой. «Лебеди», «Зайцы».

1

20.11.


42.

Доп. чт. Л. Н. Толстой. «Лев и собачка».

1

21.11.


43.

Л. Н. Толстой. «Прыжок».

1

22.11.


44.

Л. Н. Толстой. «Прыжок».

1

26.11.


45.

Л. Н. Толстой. «Как боролся русский богатырь».

1

27.11.


46.

«Книги Л. Н. Толстого». «Книжкина полка».

1

28.11.


47.

«Обобщение по разделу». «Проверь себя».

1

29.11.


48.

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок».

1

03.12.


49.

Доп. чт. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении).

1

04.12.


50.

Н. А. Некрасов. «Славная осень…».

1

05.12.


51.

Доп. чт. Н. А. Некрасов. «Зеленый Шум». К. И. Чуковский. «Зеленый Шум».

1

06.12.


52.

Н. А. Некрасов. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1

10.12.


53.

К. И. Чуковский. «О стихах

Н. А. Некрасова». Доп. чт.

Н. А. Некрасов. «Саша». Рубрика «Книжкина полка».

1

11.12.


54.

Обобщение по разделу. «Русские поэты». «Проверь себя». «Книжкина полка».

1

12.12.


55.

А. П. Чехов. Повесть «Степь» (отрывок).

1

13.12.


56.

Доп. чт. А. П. Чехов «Белолобый».

1

17.12.


57.

А. П. Чехов. «Ванька».

1

18.12.


58.

А. П. Чехов. «Ванька».

1

19.12.


59.

Доп. чт. Л. Н. Андреев «Кусака».

1

20.12.


60.

«Очерки и воспоминания

об А. П. Чехове». Н. С. Шер

«О рассказах А. П. Чехова».

1

24.12.


61.

«Сказки Ш. Перро».

Ш. Перро. «Подарки феи».

1

25.12.


62.

Ц. Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре». Доп. чт. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка».

1

26.12.


63.

Доп. чт. Х.-К. Андерсен. «Снеговик». Братья Гримм. «Умная дочь крестьянская».

1

27.12.


64.

«В мире сказок».

1

14.01.


65.

И. С. Никитин. «Русь».

1

15.01.


66.

И. С. Никитин «Утро».

1

16.01.


67.

И. З. Суриков. «Детство».

1

17.01.


68.

Доп. чт. И. С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…».

1

21.01.


69.

С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

1

22.01.


70.

Доп. чт. Ф. Н. Глинка. «Москва».

1

23.01.


71.

Обобщение по разделу. «Проверь себя».

1

24.01.


72.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».

1

28.01.


73.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».

1

29.01.


74.

Доп. чт.В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

1

30.01.


75.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Умнее всех».

1

31.01.


76.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Постойко».

1

04.02.


77.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Постойко». Книги Д. Н. Мамина-Сибиряка.

1

05.02.


78.

А. И. Куприн. «Синяя звезда».

1

06.02.


79.

А. И. Куприн. «Синяя звезда».

1

07.02.


80.

А. И. Куприн. «Синяя звезда».

1

11.02.


81.

А. И. Куприн. «Синяя звезда».

1

12.02.


82.

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька».

1

13.02.


83.

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька».

1

14.02.


84.

«Книжная полка». Доп. чт. «Собачье счастье».

1

18.02.


85.

«Проверь себя».

1

19.02.


86.

С. А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…».

1

20.02.


87.

С. А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…».

1

21.02.


88.

С. А. Есенин. «Береза», «Бабушкины сказки». Доп. чт. Стихи о березе (отрывки).

1

25.02.


89.

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки».

1

26.02.


90.

Доп. чт. С. А. Есенин. «Сыплет черемуха снегом …»;

И. С. Тургенев. «Деревня».

1

27.02.


91.

Обобщение по разделу «Стихи

С. А. Есенина». «Проверь себя».

1

28.02.


92.

Стихи русских поэтов.

1

04.03.


93.

К. Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко».

1

05.03.


94.

К. Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко».

1

06.03.


95.

К. Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко».

1

07.03.


96.

Доп. чт. К. Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб».

1

11.03.


97.

К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга».

1

12.03.


98.

К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга».

1

13.03.


99.

К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга».

1

14.03.


100.

К. Г. Паустовский. «Какие бывают дожди?»

1

18.03.


101.

«Книжкина полка». Доп. чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы».

1

19.03.


102.

Доп. чт. И. С. Тургенев. «Воробей», «Перепелка».

1

20.03.


103.

«Моя любимая книга».

1

21.03.


104.

С. Я. Маршак. «Урок родного языка».

1

01.04.


105.

С. Я. Маршак. «Ландыш».

1

02.04.


106.

Доп. чт. Пьеса-сказка «Кошкин дом».

1

03.04.


107.

Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги

С. Я. Маршака». В. Субботин.

«С Маршаком».

1

04.04.


108.

Л. Пантелеев. «Честное слово».

1

08.04.


109.

Доп. чт. В. Осеева. «Бабка».

1

09.04.


110.

Л. Пантелеев. «Камилл и учитель».

1

10.04.


111.

Л. Пантелеев. «Камилл и учитель».

1

11.04.


112.

Доп. чт. Л. Пантелеев. «Фенька»; «Новенькая».

1

15.04.


113.

А. П. Гайдар. «Горячий камень».

1

16.04.


114.

А. П. Гайдар. «Тимур и его команда».

1

17.04.


115.

А. П. Гайдар. «Тимур и его команда».

1

18.04.


116.

С. В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Доп. чт. С. В. Михалков. «Ошибка».

1

22.04.


117.

«Книжкина полка». Доп. чт.

В. Ю. Драгунский. «Девочка.

1

23.04.


118.

Урок-обобщение по разделу «Произведения о детях и для детей». «Проверь себя».

1

24.04.


119.

Пришвин. Очерк «Моя Родина».

1

25.04.


120.

Доп. чт. М. М. Пришвин. «Двойной след».

1

29.04.


121.

Пришвин. «Выскочка».

1

30.04.


122.

М. М. Пришвин. «Жаркий час».

1

06.05.


123.

В. Чалмаев. «Воспоминания

о М. М. Пришвине».

1

07.05.


124.

Обобщение. «Проверь себя».

1

08.05.


125.

Дж. Лондон. «Волк».

1

13.05.


126.

Дж. Лондон. «Волк».

1

14.05.


127.

Дж. Лондон. «Волк».

1

15.05.


128.

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк».

1

16.05.


129.

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк»

1

20.05.


130.

Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». «Проверь себя».

1

21.05.


131.

Библиотечный урок «Летнее чтение».

1

22.05.


132.

Библиотечный урок «Летнее чтение».

1

23.05.

















СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Шапошникова И.И.

от __________ 2018 года № _______ ______________ 2018 г. ___________ Скиданова Л. В.