РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету литературное чтение Уровень общего образования (класс): начальное общее, 3 Количество часов: 132 Учитель: Магомедова Мильвара Абдуллаевна Программа разработана на основе Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» («Начальная школа XXI века»). Программа: Литературное чтение. Программа. 1-4 классы./ Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. – М.: Вентана-Граф, 2013. Учебник: Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. - М.: Вентана – Граф, 2016. РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Планируемых результатов начального общего образования; - Примерных программ начального общего образования; - Авторской программы по литературному чтению Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение. 1-4 классы». Срок реализации программы 2018- 2019 учебный год. Основная цель урока литературное чтение в начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт. Основные образовательные задачи курса «Литературное чтение»: 1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя. 2. Система работы над навыками чтения. 3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. 4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова. 5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся. Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы: - изучение обеспечивало развитие личности ребёнка, формировало его интеллект и общую культуру; - в результате обучения развивалась читательская деятельность школьников, а также формировались компоненты учебной деятельности; - содержание курса «Литературное чтение» обеспечивало дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Основные принципы построения курса «Литературное чтение» - системности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так же создание литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (библиотечные часы, самостоятельная работа в группах продлённого дня); - эстетический – обуславливает требование к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений; - эмоциональности – учитывает воздействие художественного произведения на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности воспринимать художественный мир автора; - преемственности – обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки и изобразительного искусства. Данными принципами определяются следующие требования к содержанию и организации процесса обучения, направленного на литературное развитие школьников: - создание на уроке возможностей для успешной работы каждого ученика в соответствии с его уровнем развития; - доступность учебного материала, позволяющая содержанием произведения, художественными и выразительными средствами языка осуществлять нравственно-эстетическое воспитание школьников с учетом их возрастных особенностей и уровня сформированности учебных и читательских умений; - последовательное изменение и усложнение курса, формирование необходимых читательских умений и навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся; - постепенное обучение школьников нормам литературного произношения и выразительности речи; - обеспечение готовности обучающегося к дальнейшему литературному развитию на каждом возрастном этапе; - создание возможностей для формирования у каждого ребёнка универсальных учебных действий, необходимых для успешного решения любых учебных и жизненных задач, развитие личности и интеллекта ребёнка; - использование на уроках разнообразных методов и средств обучения для активизации деятельности обучающегося. Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения. Важнейшим условием литературного образования второклассников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» в 3 классе являются следующие: Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя. Система работы над навыками чтения. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки обучающихся. Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников. Специфическими особенностями литературного чтения в 3 классе являются следующие: Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей. Одновременная работа над языком произведения и речью детей. Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика. В 3 классе формирование читателя продолжается на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника преобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения. Дети знакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), выделяют особенности жанров. Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся каждого класса, а также межпредметные связи. Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика: - на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений; - на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям; - на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений; - на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка по изученным произведениям или разделам); - на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Большую роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине. Место учебного предмета в учебном плане. Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 1 классе 36 часов (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2-4 классах по 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени | 3 | 4 часа в неделю – 136 часов в год | 132 часа (понедельник, вторник, среда, четверг,) | 4 часа | Праздничные дни – 05.11.2018 г., 01.05.2019 г., 02.05.2019г., 09.05.2019г.. | РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать: - понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения для личного развития; - формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам; - понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации». Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся Требования к уровню подготовки обучающихся. К концу обучения в 3 классе обучающиеся должны уметь: – читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух и про себя; – читать наизусть 6–7 стихотворений и 2–3 отрывка из прозы; – определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение; – пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану; – самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями; – работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом; – отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности; – пользоваться справочной литературой. Темп чтения: вслух – не менее 60 слов; про себя – не менее 80 слов. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности». Ученик научится: – отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; – определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование; – понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт; – находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения; – читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту); – читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя; – читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению; – пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов; – группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности. Ученик может научиться: – понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев; – пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме); – пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения; – постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам. Раздел «Литературоведческая пропедевтика». Ученик научится: – различать стихотворный и прозаический тексты; – определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок; – различать пословицы и загадки по темам; – использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения). Ученик может научиться: – осознавать нравственные и этические ценности произведения; – выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках; – пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности. Раздел «Творческая деятельность». Ученик научится: – понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям; – инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды; – моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений; – рассказывать сказки с присказками; – создавать истории о героях произведений. Ученик может научиться: – делать иллюстрации к изученным произведениям; – иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений; – выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»; – инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх. Раздел «Чтение: работа с информацией». Ученик научится: – находить информацию о героях произведений; – работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев; – дополнять таблицы и схемы недостающей информацией. Ученик может научиться: – самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике; – находить информацию о книге в ее аппарате; – сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО: Критерии оценивания В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: - навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); - умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе). Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: - в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста, понимание значения отдельных слов и предложений, соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого; - во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста, умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев; - в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка; - в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста; выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения. Классы | Входной контроль | 1 полугодие | 2 полугодие | | 1 | - | - | 30 (40) | | 2 | 30 (40) | 40 (50) | 50 (60) | | 3 | 50(60) | 60 (70) | 70 (80) | | 4 | 70(80) | 80 (90) | 90-100 (100- 110) | | Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки. Ошибки: - искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); - неправильная постановка ударений (более двух); - чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; - нетвердое знание наизусть подготовленного текста; - монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: - не более двух неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Особенности организации контроля по чтению. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Оценка "5" ставится ученику, если он: - понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие): - читает целыми словами (2полугодие); - читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы; - самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь; - понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы; - твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно. Оценка "4" ставится ученику, если он: - читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие); -читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие); -допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя; - правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно; - знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.). Оценка "3" ставится ученику, если он: - читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие); - переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие); - последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно. Оценка "2" ставится ученику, если он: - читает монотонно, по слогам (1полугодие); - читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие); - допускает более 6 ошибок; - искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов; - при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения. РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса Круг чтения Учебный материал для чтения и обсуждения в классе: • произведения устного творчества русского и других народов; • стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; • художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники. Основные разделы Устное народное творчество Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»). Басни (5 ч.) Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица». Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Стихи русских поэтов Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; А. Л. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь». Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова». Произведения А.П. Чехова Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова». Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш». Произведения А.И. Куприн «Синяя звезда», «Барбос и Жулька». Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки». Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди». Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком». Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель». Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине». Произведения зарубежных писателей III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении). РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | по плану | фактически | 1. | Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик». | 1 | 03.09. | | 2. | Пословицы. Какие бывают пословицы. | 1 | 04.09. | | 3. | «Русские народные сказки». «Самое дорогое». | 1 | 05.09. | | 4. | «Русские народные сказки». «Про Ленивую и Радивую» . | 1 | 06.09 | | 5. | «Сказки о животных». Доп. чт. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иванович». | 1 | 10.09. | | 6. | «Дочь-семилетка». Доп. чт. Башкирская народная сказка «Умная внучка». | 1 | 11.09. | | 7. | «Царевич Нехитер-Немудер». Русская народная сказка. О присказках. | 1 | 12.09 | | 8. | «Царевич Нехитер-Немудер». Русская народная сказка. О присказках. | 1 | 13.09. | | 9. | Доп. чт. Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская сказка «Девушка и Месяц». | 1 | 17.09. | | 10. | Скороговорки. Потешки. Какие бывают скороговорки. | 1 | 18.09. | | 11. | Обобщение по теме. «Проверь себя». | 1 | 19.09. | | 12. | «Былины». «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | 20.09. | | 13. | «Былины». «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич». | 1 | 24.09 | | 14. | «Былины». «Вольга и Микула». | 1 | 25.09. | | 15. | Доп. чт. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович». | 1 | 26.09. | | 16. | Обобщение по разделу «Устное народное творчество». | 1 | 27.09. | | 17. | Эзоп. «Лисица и виноград». И. А. Крылов. «Лисица и виноград». | 1 | 01.10. | | 18. | И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Доп.чт. Эзоп. «Ворон и Лисица». | 1 | 02.10. | | 19. | Доп. чт. «Волк и ягненок», «Крестьянин и работник». | 1 | 03.10. | | 20. | Доп. чт. Эзоп. «Голубь, который хочет пить», «Бесхвостая лисица», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж». | 1 | 04.10 | | 21. | Обобщение по разделу «Басни». «Проверь себя». | 1 | 08.10. | | 22. | Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…». | 1 | 09.10. | | 23. | Доп. чт. «Бой Руслана с головой». | 1 | 10.10. | | 24. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении). | 1 | 11.10. | | 25. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении). | 1 | 15.10. | | 26. | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении). | 1 | 16.10. | | 27. | К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Доп. чт. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде». | 1 | 17.10. | | 28. | Доп. чт. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны…». | 1 | 18.10. | | 29. | А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». | 1 | 22.10. | | 30. | А. С. Пушкин. «Няне». | 1 | 23.10. | | 31. | Обобщение по разделу «Произведения А. С. Пушкина». «Проверь себя». | 1 | 24.10. | | 32. | Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою Зимою…». | 1 | 25.10. | | 33. | А. Майков. «Осень». | 1 | 06.11. | | 34. | А. А. Фет. «Мама! глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…». | 1 | 07.11. | | 35. | Доп. чт. И. А. Бунин. «Листопад». | 1 | 08.11. | | 36. | Обобщение по разделу. «Проверь себя». | 1 | 12.11. | | 37. | Л. Н. Толстой. «Два брата». | 1 | 13.11. | | 38. | Доп. чт. Л. Н. Толстой «Ореховая ветка». | 1 | 14.11. | | 39. | «Сказки Л. Толстого». | 1 | 15.11. | | 40. | Доп. чт. Л. Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан». | 1 | 19.11. | | 41. | Л. Н. Толстой. «Лебеди», «Зайцы». | 1 | 20.11. | | 42. | Доп. чт. Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». | 1 | 21.11. | | 43. | Л. Н. Толстой. «Прыжок». | 1 | 22.11. | | 44. | Л. Н. Толстой. «Прыжок». | 1 | 26.11. | | 45. | Л. Н. Толстой. «Как боролся русский богатырь». | 1 | 27.11. | | 46. | «Книги Л. Н. Толстого». «Книжкина полка». | 1 | 28.11. | | 47. | «Обобщение по разделу». «Проверь себя». | 1 | 29.11. | | 48. | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок». | 1 | 03.12. | | 49. | Доп. чт. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении). | 1 | 04.12. | | 50. | Н. А. Некрасов. «Славная осень…». | 1 | 05.12. | | 51. | Доп. чт. Н. А. Некрасов. «Зеленый Шум». К. И. Чуковский. «Зеленый Шум». | 1 | 06.12. | | 52. | Н. А. Некрасов. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 1 | 10.12. | | 53. | К. И. Чуковский. «О стихах Н. А. Некрасова». Доп. чт. Н. А. Некрасов. «Саша». Рубрика «Книжкина полка». | 1 | 11.12. | | 54. | Обобщение по разделу. «Русские поэты». «Проверь себя». «Книжкина полка». | 1 | 12.12. | | 55. | А. П. Чехов. Повесть «Степь» (отрывок). | 1 | 13.12. | | 56. | Доп. чт. А. П. Чехов «Белолобый». | 1 | 17.12. | | 57. | А. П. Чехов. «Ванька». | 1 | 18.12. | | 58. | А. П. Чехов. «Ванька». | 1 | 19.12. | | 59. | Доп. чт. Л. Н. Андреев «Кусака». | 1 | 20.12. | | 60. | «Очерки и воспоминания об А. П. Чехове». Н. С. Шер «О рассказах А. П. Чехова». | 1 | 24.12. | | 61. | «Сказки Ш. Перро». Ш. Перро. «Подарки феи». | 1 | 25.12. | | 62. | Ц. Топелиус. «Солнечный Луч в ноябре». Доп. чт. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка». | 1 | 26.12. | | 63. | Доп. чт. Х.-К. Андерсен. «Снеговик». Братья Гримм. «Умная дочь крестьянская». | 1 | 27.12. | | 64. | «В мире сказок». | 1 | 14.01. | | 65. | И. С. Никитин. «Русь». | 1 | 15.01. | | 66. | И. С. Никитин «Утро». | 1 | 16.01. | | 67. | И. З. Суриков. «Детство». | 1 | 17.01. | | 68. | Доп. чт. И. С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…». | 1 | 21.01. | | 69. | С. Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день». | 1 | 22.01. | | 70. | Доп. чт. Ф. Н. Глинка. «Москва». | 1 | 23.01. | | 71. | Обобщение по разделу. «Проверь себя». | 1 | 24.01. | | 72. | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | 1 | 28.01. | | 73. | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». | 1 | 29.01. | | 74. | Доп. чт.В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». | 1 | 30.01. | | 75. | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Умнее всех». | 1 | 31.01. | | 76. | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Постойко». | 1 | 04.02. | | 77. | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Постойко». Книги Д. Н. Мамина-Сибиряка. | 1 | 05.02. | | 78. | А. И. Куприн. «Синяя звезда». | 1 | 06.02. | | 79. | А. И. Куприн. «Синяя звезда». | 1 | 07.02. | | 80. | А. И. Куприн. «Синяя звезда». | 1 | 11.02. | | 81. | А. И. Куприн. «Синяя звезда». | 1 | 12.02. | | 82. | А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». | 1 | 13.02. | | 83. | А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». | 1 | 14.02. | | 84. | «Книжная полка». Доп. чт. «Собачье счастье». | 1 | 18.02. | | 85. | «Проверь себя». | 1 | 19.02. | | 86. | С. А. Есенин. Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом…». | 1 | 20.02. | | 87. | С. А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». | 1 | 21.02. | | 88. | С. А. Есенин. «Береза», «Бабушкины сказки». Доп. чт. Стихи о березе (отрывки). | 1 | 25.02. | | 89. | С. А. Есенин. «Бабушкины сказки». | 1 | 26.02. | | 90. | Доп. чт. С. А. Есенин. «Сыплет черемуха снегом …»; И. С. Тургенев. «Деревня». | 1 | 27.02. | | 91. | Обобщение по разделу «Стихи С. А. Есенина». «Проверь себя». | 1 | 28.02. | | 92. | Стихи русских поэтов. | 1 | 04.03. | | 93. | К. Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко». | 1 | 05.03. | | 94. | К. Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко». | 1 | 06.03. | | 95. | К. Г. Паустовский. Сказка «Стальное колечко». | 1 | 07.03. | | 96. | Доп. чт. К. Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб». | 1 | 11.03. | | 97. | К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». | 1 | 12.03. | | 98. | К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». | 1 | 13.03. | | 99. | К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга». | 1 | 14.03. | | 100. | К. Г. Паустовский. «Какие бывают дожди?» | 1 | 18.03. | | 101. | «Книжкина полка». Доп. чт. К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | 19.03. | | 102. | Доп. чт. И. С. Тургенев. «Воробей», «Перепелка». | 1 | 20.03. | | 103. | «Моя любимая книга». | 1 | 21.03. | | 104. | С. Я. Маршак. «Урок родного языка». | 1 | 01.04. | | 105. | С. Я. Маршак. «Ландыш». | 1 | 02.04. | | 106. | Доп. чт. Пьеса-сказка «Кошкин дом». | 1 | 03.04. | | 107. | Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака». В. Субботин. «С Маршаком». | 1 | 04.04. | | 108. | Л. Пантелеев. «Честное слово». | 1 | 08.04. | | 109. | Доп. чт. В. Осеева. «Бабка». | 1 | 09.04. | | 110. | Л. Пантелеев. «Камилл и учитель». | 1 | 10.04. | | 111. | Л. Пантелеев. «Камилл и учитель». | 1 | 11.04. | | 112. | Доп. чт. Л. Пантелеев. «Фенька»; «Новенькая». | 1 | 15.04. | | 113. | А. П. Гайдар. «Горячий камень». | 1 | 16.04. | | 114. | А. П. Гайдар. «Тимур и его команда». | 1 | 17.04. | | 115. | А. П. Гайдар. «Тимур и его команда». | 1 | 18.04. | | 116. | С. В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Доп. чт. С. В. Михалков. «Ошибка». | 1 | 22.04. | | 117. | «Книжкина полка». Доп. чт. В. Ю. Драгунский. «Девочка. | 1 | 23.04. | | 118. | Урок-обобщение по разделу «Произведения о детях и для детей». «Проверь себя». | 1 | 24.04. | | 119. | Пришвин. Очерк «Моя Родина». | 1 | 25.04. | | 120. | Доп. чт. М. М. Пришвин. «Двойной след». | 1 | 29.04. | | 121. | Пришвин. «Выскочка». | 1 | 30.04. | | 122. | М. М. Пришвин. «Жаркий час». | 1 | 06.05. | | 123. | В. Чалмаев. «Воспоминания о М. М. Пришвине». | 1 | 07.05. | | 124. | Обобщение. «Проверь себя». | 1 | 08.05. | | 125. | Дж. Лондон. «Волк». | 1 | 13.05. | | 126. | Дж. Лондон. «Волк». | 1 | 14.05. | | 127. | Дж. Лондон. «Волк». | 1 | 15.05. | | 128. | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». | 1 | 16.05. | | 129. | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» | 1 | 20.05. | | 130. | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей». «Проверь себя». | 1 | 21.05. | | 131. | Библиотечный урок «Летнее чтение». | 1 | 22.05. | | 132. | Библиотечный урок «Летнее чтение». | 1 | 23.05. | | |