МКОУ Зональная СОШ Зонального района Алтайского края
«СОГЛАСОВАНО» | | «УТВЕРЖДЕНА» |
Протокол заседания Школьного методобъединения | | Директор МКОУ Зональной СОШ Зонального района Алтайского края |
от « » августа 2019г. №1 | | ___________________ А.К.Штраух |
Руководитель | | Приказ № |
______________/_________/ | | « » августа 2019г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
для 2 класса начального общего образования
на 2019- 2020 учебный год.
Количество часов: 105
Учитель: Гущина Л.А.
Программа разработана на основе примерной рабочей программы Климановой Л.Ф. Литературное чтение. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы: М.: Просвещение, 2019; учебника "Литературное чтение" (в 2 частях) М.В. Бойкиной, Л.А. Виноградской, М. Просвещение, 2011.
с. Зональное
2019 г.
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая учебная программа по литературному чтению для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18.12.2012 №1060, от 31.12.2015 №1576)
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями и дополнениями).
Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 31.08.2017 №48/2
Учебного плана МКОУ Зональной СОШ на 2019/2020 учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ
Календарного учебного графика МКОУ Зональной СОШ на 2019/2020 учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденного приказом директора от 31.08.2016 № 38/9
Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. пособие для образоват. организаций. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.-М.:Прсвещение, 2019.-138с.
УМК по учебному предмету «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России» (Климанова Л.Ф.) включает:
Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. пособие для образоват. организаций. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.-М.:Прсвещение, 2019.-138с.
Литературное чтение. 2 класс Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. Л.Ф, Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова - М. Просвещение, 2012.
Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: учеб. пособие для образоват. организаций. Н.А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2019.
Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличаются от содержания авторской программы. Рабочая программа предусматривает реализацию практической части авторской программы в полном объеме.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане:
В соответствии с УМК «Литературное чтение» Климановой Л.Ф.в начальной школе на учебный предмет «Литературное чтение » отводится 451 часов, из них во 2 классе 105 часов (35 учебных недель, 3 часа в неделю).
Ведущей целью курса является: погружение младшего школьника в мир художественной литературы, в мир художественных образов, созданных с помощью искусства слова, раскрытие перед учащимися художественных произведений во всей их полноте и многогранности, нравственно-эстетическое преображение читателя- школьника.
Представленная цель реализуется в нижеследующих задачах:
• развивать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
• развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
•формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
• обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к творчеству писателей и самостоятельному литературному творчеству;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
• обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Цель и задачи курса «Литературное чтение» (второй год обучения) реализуются в отличительных особенностях курса, осознание которых современным учителем приведёт его к более глубокому пониманию процессов, происходящих в образовательной системе России в связи с внедрением ФГОС НОО, позволит иначе посмотреть на привычные формулировки, соотнести их с современными задачами образования.
РАЗДЕЛ 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 2 |
3 | Устное народное творчество | 10 |
4 | Люблю природу русскую. Осень. | 4 |
5 | Русские писатели. | 9 |
6 | О братьях наших меньших. | 8 |
7 | Из детских журналов. | 6 |
8 | Люблю природу русскую. Зима. | 5 |
9 | Писатели детям. | 11 |
10 | Я и мои друзья. | 7 |
11 | Люблю природу русскую. Весна. | 11 |
12 | И в шутку и в серьёз. | 15 |
13 | Литература зарубежных стран. | 14 |
14 | Повторение. Резервные уроки. | 5 |
Всего | | 105 |
РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (факт) |
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (2 часа) |
1 | Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 3.09 | |
2 | Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Книги. Старинные и современные книги. Сравнение книг. | 1 | 5.09 | |
|
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 часов) |
3 | Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 9.09 | |
4 | Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. | 1 | 10.09 | |
5 | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен. | 1 | 12.09 | |
6 | Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. | 1 | 16.09 | |
7 | Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. | 1 | 17.09 | |
8 | Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | 19.09 | |
9 | Сказка «У страха глаза велики» | 1 | 23.09 | |
10 | Сказка «Лиса и тетерев» . Сказка «Лиса и журавль» | 1 | 24.09 | |
11 | Сказка «Каша из топора» | 1 | 26.09 | |
12 | Сказка «Гуси-лебеди» | 1 | 30.09 | |
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ (4часов) |
13 | Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Осень». Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. | 1 | 1.10 | |
14 | Лирические стихотворения Ф. Тютчева. К.Бальмонта. А.Плещеева. А.Фета. | 1 | 3.10 | |
15 | Осенние картины природы. . Осенние листья. А. Толстой, с.Есенин, В. Брюсов, И. Токмакова. | 1 | 7.10 | |
16 | В.Берестов «Хитрые грибы». М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…». Оценка достижений. | 1 | 8.10 | |
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (9часов) |
17 | Знакомство с названием раздела «Русские писатели». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 10.10 | |
18 | А. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. | 1 | 14.10 | |
19 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | 15.10 | |
20 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картина моря в сказке. Характеристика героев произведения. | 1 | 17.10 | |
21 | И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука». «Стрекоза и Муравей». | 1 | 21.10 | |
22 | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек». | 1 | 22.10 | |
23 | Л.Н.Толстой «Филипок». | 1 | 24.10 | |
24 | Л.Н.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже». | 1 | 5.11 | |
25 | Разноцветные страницы. И. Токмакова, Ю. Могутин. Обобщение по разделу «Русские писатели». Оценка достижений. | 1 | 7.11 | |
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (8 часов) |
26 | Знакомство с названием раздела «О братьях наших меньших». Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярный текст Н. Сладкова. | 1 | 11.11 | |
27 | Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. | 1 | 12.11 | |
28 | М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 | 14.11 | |
29 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре..» И. Пивоварова «Жила-была собака» | 1 | 18.11 | |
30 | В.Берестов «Кошкин щенок» .Е.Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | 18.11 | |
31 | Б Житков «Храбрый утёнок» | 1 | 21.11 | |
32 | В Бианки «Музыкант». «Сова» | 1 | 25.11 | |
33 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Оценка достижений. | 1 | 26.11 | |
ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (6 часов) |
34 | Знакомство с названием раздела «Из детских журналов». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 28.11 | |
35 | Д.Хармс «Игра». «Вы знаете?... | 1 | 2.12 | |
36 | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». Д.Хармс «Что это было?». | 1 | 3.12 | |
37 | Н.Гернер, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | 1 | 5.12 | |
38 | Ю.Владимиров «Чудаки». А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка». | 1 | 9.12 | |
39 | Проект «Мой любимый детский журнал». Обобщение по разделу «Из детских журналов». Оценка достижений. | 1 | 10.12 | |
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА 5 часов) |
40 | Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Зима». Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. | 1 | 12.12 | |
41 | И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонт «Светло-пушистая…» | 1 | 16.12 | |
42 | Я.Л.Аким «Утром кот принёс на лапах…», Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | 17.12 | |
43 | С.А.Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза», Русская народная сказка «Два Мороза» | 1 | 19.12 | |
44 | С.В.Михалков «Новогодняя быль», Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Оценка достижений. | 1 | 23.12 | |
ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ (11 часов) |
45 | Знакомство с названием раздела «Писатели детям». Прогнозирование содержания раздела. К.И.Чуковский «Путаница» | 1 | 24.12 | |
46 | К.И.Чуковский «Радость», «Федорино горе» | 1 | 26.12 | |
47 | К.И.Чуковский «Федорино горе», С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | 1 | 13.01 | |
48 | С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок» | 1 | 14.01 | |
49 | А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу» | 1 | 16.01 | |
50 | А.Л.Барто «Вовка – добрая душа» | 1 | 20.01 | |
51 | Н.Н.Носов «Затейники» ,«Живая шляпа» | 1 | 21.01 | |
52 | Н.Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | 23.01 | |
53 | Н.Н.Носов «На горке» | 1 | 27.01 | |
54 | Н.Н.Носов «На горке» | 1 | 28.01 | |
55 | Обобщение по разделу «Писатели – детям». Оценка достижений. | 1 | 30.01 | |
Я И МОИ ДРУЗЬЯ (7 часов) |
56 | Знакомство с названием раздела «Я и мои друзья». Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. | 1 | 3.02 | |
57 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | 4.02 | |
58 | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | 6.02 | |
69 | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | 10.02 | |
60 | В.Осеева «Хорошее» | 1 | 11.02 | |
61 | В.Осеева «Почему?» | 1 | 13.02 | |
62 | В.Осеева «Почему?». Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений. | 1 | 17.02 | |
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА 11 часов) |
63 | Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Весна». Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. | 1 | 18.02 | |
64 | Лирические с тихи Ф.И.Тютчева о весне. | 1 | 20.02 | |
65 | Лирические стихи А.Н.Плещеева о весне. | 1 | 25.02 | |
66 | А.А.Блок «На лугу», С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот…». | 1 | 27.02 | |
67 | И.А.Бунин «Матери». | 1 | 2.03 | |
68 | А.Н.Плещеев «В бурю». | 1 | 3.03 | |
69 | Е.А.Благинина «Посидим в тишине». | 1 | 5.03 | |
70 | Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 | 10.03 | |
71 | С. Васильев «Белая берёза». | 1 | 12.03 | |
72 | Обобщение «Люблю природу русскую! Весна». | 1 | 16.03 | |
73 | Проект «Создание газеты: 9 мая — День Победы». | 1 | 17.03 | |
И В ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ (15 часов) |
74 | Знакомство с названием раздела «И в шутку и всерьёз». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 19.03 | |
75 | Б.В.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | 30.03 | |
76 | Б.В.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 1 | 31.03 | |
77 | Б.В.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 1 | 2.04 | |
78 | Э.Н.Успенский «Чебурашка» | 1 | 6.04 | |
79 | Э.Н.Успенский «Чебурашка» | 1 | 7.04 | |
80 | Стихи Э.Н.Успенского | 1 | 9.04 | |
81 | Стихи В.Д.Берестова | 1 | 13.04 | |
82 | Стихи И.П.Токмаковой | 1 | 14.04 | |
83 | Г.Б.Остёр «Будем знакомы» | 1 | 16.04 | |
84 | Г.Б.Остёр «Будем знакомы» | 1 | 20.04 | |
85 | В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | 21.04 | |
86 | В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | 23.04 | |
87 | В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. | 1 | 27.04 | |
88 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Оценка достижений. | 1 | 28.04 | |
ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (14час) | | | 30.04 |
89 | Знакомство с названием раздела «Литература зарубежных стран». Прогнозирование содержания раздела. | 1 | 4.05 | |
90 | Американская и английская народные песенки | 1 | 5.05 | |
91 | Французская и немецкая народные песенки | 1 | 7.05 | |
92 | Сравнение русских и зарубежных песенок. | 1 | 12.05 | |
93 | Шарль Перро «Кот в сапогах» | 1 | 14.05 | |
94 | Шарль Перро «Кот в сапогах» | 1 | 18.05 | |
95 | Шарль Перро «Красная Шапочка» | 1 | 19.05 | |
96 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | 21.05 | |
97 | Э.Хогарт «Мафин и паук» Выборочный пересказ эпизода сказки . | 1 | 25.05 | |
98 | Э.Хогарт «Мафин и паук» Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | 1 | 26.05 | |
99 | Э.Хогарт «Мафин и паук» Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник», «Создание справочника «Зарубежные писатели — детям». Оценка достижений. | 1 | 28.05 | |
100-105 | Резервные уроки. | 5 | | |
РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ) ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
понимать учебную задачу урока;
читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;
понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
не конфликтовать, использовать вежливые слова;
в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;
оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедииьдля детей, через Интернет;
готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
понимать цель своего высказывания;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;
приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, её элементах;
находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;
фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);
определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;
осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию
главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части;
озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы;
делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учащиеся научатся:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учителя;
составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;
составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.
РАЗДЕЛ 5. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
Дата | Содержание изменений | Нормативный акт, закрепляющий изменения | Примечание |
| | | |
18