СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» для 2 класса начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению на 3 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» для 2 класса начального общего образования»

МКОУ Зональная СОШ Зонального района Алтайского края


«СОГЛАСОВАНО»


«УТВЕРЖДЕНА»

Протокол заседания

Школьного методобъединения


Директор МКОУ Зональной СОШ

Зонального района Алтайского края

от « » августа 2019г. №1


___________________ А.К.Штраух

Руководитель


Приказ №

______________/_________/


« » августа 2019г.



Рабочая программа

по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

для 2 класса начального общего образования

на 2019- 2020 учебный год.


Количество часов: 105


Учитель: Гущина Л.А.


Программа разработана на основе примерной рабочей программы Климановой Л.Ф. Литературное чтение. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы: М.: Просвещение, 2019; учебника "Литературное чтение" (в 2 частях) М.В. Бойкиной, Л.А. Виноградской, М. Просвещение, 2011.


с. Зональное

2019 г.

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями)

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 18.12.2012 №1060, от 31.12.2015 №1576)

  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями и дополнениями).

  4. Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МКОУ Зональной СОШ от 31.08.2017 №48/2

  5. Учебного плана МКОУ Зональной СОШ на 2019/2020 учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ

  6. Календарного учебного графика МКОУ Зональной СОШ на 2019/2020 учебный год, утвержденного приказом директора МКОУ Зональной СОШ

  7. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, утвержденного приказом директора от 31.08.2016 № 38/9

  8. Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. пособие для образоват. организаций. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.-М.:Прсвещение, 2019.-138с.


  • УМК по учебному предмету «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России» (Климанова Л.Ф.) включает:


  • Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. пособие для образоват. организаций. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.-М.:Прсвещение, 2019.-138с.

  • Литературное чтение. 2 класс Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. Л.Ф, Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова - М. Просвещение, 2012.

  • Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс: учеб. пособие для образоват. организаций. Н.А. Стефаненко. М.: Просвещение, 2019.


Содержание рабочей программы и логика его изучения не отличаются от содержания авторской программы. Рабочая программа предусматривает реализацию практической части авторской программы в полном объеме.


Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане:

В соответствии с УМК «Литературное чтение» Климановой Л.Ф.в начальной школе на учебный предмет «Литературное чтение » отводится 451 часов, из них во 2 классе 105 часов (35 учебных недель, 3 часа в неделю).


Ведущей целью курса является: погружение младшего школьника в мир художественной литературы, в мир художественных образов, созданных с помощью искусства слова, раскрытие перед учащимися художественных произведений во всей их полноте и многогранности, нравственно-эстетическое преображение читателя- школьника.

Представленная цель реализуется в нижеследующих задачах:

• развивать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

• развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

•формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

• обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к творчеству писателей и самостоятельному литературному творчеству;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

• обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

Цель и задачи курса «Литературное чтение» (второй год обучения) реализуются в отличительных особенностях курса, осознание которых современным учителем приведёт его к более глубокому пониманию процессов, происходящих в образовательной системе России в связи с внедрением ФГОС НОО, позволит иначе посмотреть на привычные формулировки, соотнести их с современными задачами образования.

РАЗДЕЛ 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Вводный урок

1

2

Самое великое чудо на свете

2

3

Устное народное творчество

10

4

Люблю природу русскую. Осень.

4

5

Русские писатели.

9

6

О братьях наших меньших.

8

7

Из детских журналов.

6

8

Люблю природу русскую. Зима.

5

9

Писатели детям.

11

10

Я и мои друзья.

7

11

Люблю природу русскую. Весна.

11

12

И в шутку и в серьёз.

15

13

Литература зарубежных стран.

14

14

Повторение. Резервные уроки.

5

Всего


105






















РАЗДЕЛ 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

(по плану)

Дата (факт)

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (2 часа)

1

Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете». Прогнозирование содержания раздела.

1

3.09


2

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Книги. Старинные и современные книги. Сравнение книг.

1

5.09



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 часов)

3

Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество. Прогнозирование содержания раздела.

1

9.09


4

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.

1

10.09


5

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

1

12.09


6

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличие прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

1

16.09


7

Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

1

17.09


8

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

19.09


9

Сказка «У страха глаза велики»

1

23.09


10

Сказка «Лиса и тетерев» . Сказка «Лиса и журавль»

1

24.09


11

Сказка «Каша из топора»

1

26.09


12

Сказка «Гуси-лебеди»

1

30.09


ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ (4часов)

13

Знакомство с названием раздела

«Люблю природу русскую. Осень». Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

1

1.10


14

Лирические стихотворения Ф. Тютчева. К.Бальмонта. А.Плещеева. А.Фета.

1

3.10


15

Осенние картины природы. . Осенние листья. А. Толстой, с.Есенин, В. Брюсов, И. Токмакова.

1

7.10


16

В.Берестов «Хитрые грибы». М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…». Оценка достижений.

1

8.10


РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (9часов)

17

Знакомство с названием раздела «Русские писатели». Прогнозирование содержания раздела.

1

10.10


18

А. Пушкин — великий русский

писатель. Вступление к поэме

«Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения.

1

14.10


19

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.

1

15.10


20

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картина моря в сказке. Характеристика героев произведения.

1

17.10


21

И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука». «Стрекоза и Муравей».

1

21.10


22

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».

1

22.10


23

Л.Н.Толстой «Филипок».

1

24.10


24

Л.Н.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже».

1

5.11


25

Разноцветные страницы. И. Токмакова, Ю. Могутин. Обобщение по разделу «Русские писатели». Оценка достижений.

1

7.11


О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (8 часов)

26

Знакомство с названием раздела «О братьях наших меньших». Прогнозирование содержания раздела. Научно-популярный текст Н. Сладкова.

1

11.11


27

Весёлые стихи о животных А. Шибаева,

Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.

1

12.11


28

М.Пришвин «Ребята и утята»

1

14.11


29

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре..»

И. Пивоварова «Жила-была собака»

1

18.11


30

В.Берестов «Кошкин щенок» .Е.Чарушин «Страшный рассказ»

1

18.11


31

Б Житков «Храбрый утёнок»

1

21.11


32

В Бианки «Музыкант». «Сова»

1

25.11


33

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Оценка достижений.

1

26.11


ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (6 часов)

34

Знакомство с названием раздела «Из детских журналов». Прогнозирование содержания раздела.

1

28.11


35

Д.Хармс «Игра». «Вы знаете?...

1

2.12


36

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи». Д.Хармс «Что это было?».

1

3.12


37

Н.Гернер, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

1

5.12


38

Ю.Владимиров «Чудаки». А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

1

9.12


39


Проект «Мой любимый детский журнал». Обобщение по разделу «Из детских журналов». Оценка достижений.

1

10.12


ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА 5 часов)

40

Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Зима». Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

1

12.12


41

И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонт «Светло-пушистая…»

1

16.12


42

Я.Л.Аким «Утром кот принёс на лапах…», Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1

17.12


43

С.А.Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза», Русская народная сказка «Два Мороза»

1

19.12


44

С.В.Михалков «Новогодняя быль», Весёлые стихи о зиме А. Барто,

А. Прокофьева. Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Оценка достижений.

1

23.12


ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ (11 часов)

45

Знакомство с названием раздела «Писатели детям». Прогнозирование содержания раздела. К.И.Чуковский «Путаница»

1

24.12


46

К.И.Чуковский «Радость», «Федорино горе»

1

26.12


47

К.И.Чуковский «Федорино горе», С.Я.Маршак «Кот и лодыри»

1

13.01


48

С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»

1

14.01


49

А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу»

1

16.01


50

А.Л.Барто «Вовка – добрая душа»

1

20.01


51

Н.Н.Носов «Затейники» ,«Живая шляпа»

1

21.01


52

Н.Н.Носов «Живая шляпа»

1

23.01


53

Н.Н.Носов «На горке»

1

27.01


54

Н.Н.Носов «На горке»

1

28.01


55

Обобщение по разделу «Писатели – детям». Оценка достижений.

1

30.01


Я И МОИ ДРУЗЬЯ (7 часов)

56

Знакомство с названием раздела «Я и мои друзья». Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.

1

3.02


57

Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Ю.Ермолаев «Два пирожных»

1

4.02


58

В.Осеева «Волшебное слово»

1

6.02


69

В.Осеева «Волшебное слово»

1

10.02


60

В.Осеева «Хорошее»

1

11.02


61

В.Осеева «Почему?»

1

13.02


62

В.Осеева «Почему?». Обобщение по разделу «Я и мои друзья». Оценка достижений.

1

17.02


ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА 11 часов)

63

Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Весна». Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

1

18.02


64

Лирические с тихи Ф.И.Тютчева о весне.

1

20.02


65

Лирические стихи А.Н.Плещеева о весне.

1

25.02


66

А.А.Блок «На лугу», С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот…».

1

27.02


67

И.А.Бунин «Матери».

1

2.03


68

А.Н.Плещеев «В бурю».

1

3.03


69

Е.А.Благинина «Посидим в тишине».

1

5.03


70

Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

1

10.03


71

С. Васильев «Белая берёза».

1

12.03


72

Обобщение «Люблю природу русскую! Весна».

1

16.03


73

Проект «Создание газеты:

9 мая — День Победы».

1

17.03


И В ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ (15 часов)

74

Знакомство с названием раздела «И в шутку и всерьёз».

Прогнозирование содержания раздела.

1

19.03


75

Б.В.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1

30.03


76

Б.В.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

1

31.03


77

Б.В.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

1

2.04


78

Э.Н.Успенский «Чебурашка»

1

6.04


79

Э.Н.Успенский «Чебурашка»

1

7.04


80

Стихи Э.Н.Успенского

1

9.04


81

Стихи В.Д.Берестова

1

13.04


82

Стихи И.П.Токмаковой

1

14.04


83

Г.Б.Остёр «Будем знакомы»

1

16.04


84

Г.Б.Остёр «Будем знакомы»

1

20.04


85

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

1

21.04


86

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным»

1

23.04


87

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным». Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.

1

27.04


88

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз». Оценка достижений.

1

28.04


ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (14час)



30.04

89

Знакомство с названием раздела «Литература зарубежных стран».

Прогнозирование содержания раздела.

1

4.05


90

Американская и английская народные песенки

1

5.05


91

Французская и немецкая народные песенки

1

7.05


92

Сравнение русских и зарубежных песенок.

1

12.05


93

Шарль Перро «Кот в сапогах»

1

14.05


94

Шарль Перро «Кот в сапогах»

1

18.05


95

Шарль Перро «Красная Шапочка»

1

19.05


96

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

1

21.05


97

Э.Хогарт «Мафин и паук» Выборочный пересказ эпизода сказки .

1

25.05


98

Э.Хогарт «Мафин и паук» Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

1

26.05


99

Э.Хогарт «Мафин и паук» Проект «Подготовка выставки книг «Мой любимый писатель-сказочник», «Создание справочника «Зарубежные писатели — детям».

Оценка достижений.

1

28.05


100-105

Резервные уроки.

5




РАЗДЕЛ 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ) ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ


ЛИЧНОСТНЫЕ

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

  • с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать; создавать собственные высказывания и произведения о Родине.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Учащиеся научатся:

  • сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе его изучения;

  • формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;

  • понимать учебную задачу урока;

  • читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);

  • коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;

  • коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;

  • контролировать выполнение действий в соответствии с планом;

  • оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

  • оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре.

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);

  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;

  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Учащиеся научатся:

  • пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

  • понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

  • сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;

  • сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6 предложений;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

  • определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради;

  • понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры текста и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);

  • понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;

  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;

  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;

  • самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Учащиеся научатся:

  • вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

  • оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

  • не конфликтовать, использовать вежливые слова;

  • в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

  • находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);

  • оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;

  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедииьдля детей, через Интернет;

  • готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять её на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;

  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;

  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;

  • приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

  • готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

  • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

  • ориентироваться в учебной книге, её элементах;

  • находить сходные элементы в книге художественной;

  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых;

  • фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;

  • осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

  • распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

  • соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);

  • определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;

  • предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

  • осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию

  • главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

  • находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части;

  • озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);

  • при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы;

  • делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу.


ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Учащиеся научатся:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов с помощью учителя;

  • составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Учащиеся научатся:

  • различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

  • находить различия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;

  • составлять таблицу различий;

  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

  • находить в произведении средства художественной выразительности;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательство этому в тексте.


РАЗДЕЛ 5. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ



Дата

Содержание

изменений

Нормативный акт, закрепляющий изменения

Примечание
























































18