Приложение
к образовательной программе
среднего общего образования
МБОУ «СШ №18»
на 2022 – 2023 учебный год
Приказ №504 от 30.08.2021
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература»
для 11 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель программы:
Пузатова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №18»
г. Нижневартовск, 2022 г.
Пояснительная записка
Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613). Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. №2/16). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для общеобразовательных школ (Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Литература. 11 классы в 2-х частях под редакцией В.П. Журавлева: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / О.Н. Михайлов, И.О. Шайтанов, В.А. Чалмаев. ― М.: Просвещение, 2018), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Используемый УМК
Рабочая программа основывается на использовании учебника для 11 класса общеобразовательных учреждений: Литература (базовый уровень) 11 класс. Учебник для общеобразовательных школ под ред.В.П. Журавлева. –5 –е изд. – М.: Просвещение, 2018. - 415 с
Место учебного предмета в учебном плане
В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год на изучение литературы в 11 классе отводится 2 час в неделю, всего 68 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
ичностные:
осознание своей российской гражданской идентичности, воспитание патриотизма, уважение к истории Отечества, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе умения ориентироваться в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание учебного предмета
Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья.
Литература начала XX века. Развитие художественных и идейно- нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства.
Писатели-реалисты начала XX века. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской ассической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан- Франциско», «Чистый понедельник», «Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе.
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести
«Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет». По этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести
«Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Серебряный век русской поэзии. Символизм
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь»,
Андрей Белый (Б.Н. Бугаев). Слово о поэте. Влияние философии Вл. Соловьева на миро воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И.В. Лотарев). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме»сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно- реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Новокрестьянская поэзия (Обзор).
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики.
Литература 20-х годов XX века. Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения (ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, А. Белый, И. Бунин, А. Ахматова, М. Цветаева и др.).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое
новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).
Литература 30-х годов XX века (Обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». История создания романа. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии
Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины.
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении.
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор) Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.
Литература 1950 – 1990-х годов (Обзор) Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики.
«Городская» проза: Ю. Трифонов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, Б. Зайцев). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути». Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в
романе. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Из мировой литературы А. Камю «Посторонний». Э. Хемингуэй «Старик и море»
Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий оттепели. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
«Деревенская проза». Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело»
Русская проза в 1950 – 1990-е годы. Характеры и сюжеты В.М. Шукшина
А. Вампилов, В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамов, Ю.В. Бондарев, К. Воробьев
Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Раздел/тема | Воспитательные дела, события, мероприятия | Кол-во часов |
| Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка | День знаний | 1 |
| Литература начала 20 века | Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады | 13 |
| Особенности поэзии начала 20 века. | День солидарности в борьбе с терроризмом | 9 |
| Литература 20 века. | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов День народного единства200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный день толерантности День матери в России Международный день инвалидов 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова День российской науки Международный день родного языка День защитника Отечества Международный женский день | 38 |
| Итоговый урок | День славянской письменности и культуры | 1 |
Календарно- тематическое планирование
11 класс (2 часа в неделю, 68 часов)
№ п/п | Название раздела/ Название темы урока | Кол- во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения | примечание |
План | Факт | |
1 | Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка | 1 | Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка. | | | |
2 | Недолгое прощание с XIX веком. Поэзия Т.-С. Элиота: «Люди 14 года» | 1 | Прощание с XIX веком. Поэтический опыт французских символистов в поэзии Элиота. Движение лейтмотивов, культурные и мифологические ассоциации в поэзии Элиота. | | | |
3 | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина | 1 | Лирика И.А. Бунина: философичность, лаконизм, изысканность. | | | |
4 | И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан- Франциско». | 1 | Обращение писателя к широчайшим социально - философским обобщениям. Поэтика рассказа. | | | |
5 | И.А. Бунин. Тема любви в рассказах «Солнечный удар», «темные аллеи» | 1 | Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. | | | |
6 | А.И. Куприн. Жизнь и творчество. «Олеся» | 1 | Традиции русской психологической прозы в повести Куприна «Олеся». | | | |
7 | А.И. Куприн. На петербургском Парнасе. «Поединок», «Гранатовый браслет» | 1 | Тема любви в повести. Пробуждение души Веры. Обсуждение проблемного характера. | | | |
8 | Р/Р: Творческая работа по произведения И.А. Бунина и А.И. Куприна | 1 | Творческая работа по произведения И.А. Бунина и А.И. Куприна | | | |
9 | Л.Н. Андреев. Жизнь и творческий путь. | 1 | Надломленность юной души. Раннее творчество. Восхождение. На перепутьях реализма и модернизма. Л. Андреев и | | | |
10 | И.С. Шмелёв. Жизнь и творческий путь. «Солнце мертвых», «Богомолье», «Лето Господне» | 1 | Личность писателя. Позиция. Трагедия отца. Мастерство писателя. Язык произведений Шмелева. Неравноценность творчества. | | | |
11 | Б.К. Зайцев. Жизнь и творческий путь. «Преподобный Сергий Радонежский», «Путешествие Глеба» | 1 | Обретение религиозного сознания. Новое качество художника. Беллетризованные биографии. Уроки Зайцева. | | | |
12 | А.Т. Аверченко. Жизнь и творческий путь. «Дюжина ножей в спину революции» | 1 | Первая русская революция. Журнал «Сатирикон». Мастер юмористического рассказа. Аверченко и «новое» искусство. Политическая сатира. «Смех сквозь слезы». | | | |
13 | Тэффи (Лохвицкая). Жизнь и творческий путь. | 1 | Грустный смех. Художественный мир Тэффи. В изгнании. | | | |
14 | В.В. Набоков. Жизнь и творческий путь. «Машенька» | 1 | Россия Набокова. Набоков и классическая традиция. «Алгебра великолепной техники». «Одиночки» и «толпа». | | | |
15 | Особенности поэзии начала XX века. Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века. | 1 | Модернизм: путь к новой гармонии. Символизм. Акмеизм. Футуризм. | | | |
16 | В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Проблематика и стиль | 1 | Формирование поэта: годы детства и юности. Мотивы ранней лирики. Урбанистическая тема творчества. | | | |
17 | Ф. Сологуб (Ф.К. Тетерников). К.Д. Бальмонт. Жизнь и творческий путь. | 1 | Детство и отрочество. Темы и образы поэзии. Проза поэта. | | | |
18 | А. Белый (Б.Н. Бугаев) Жизнь и творческий путь. | 1 | Детство и юность. Раннее творчество. Творческая зрелость. | | | |
19 | И.Ф. Анненский. Жизнь и творческий путь. | 1 | Ранние годы. Творческие искания. | | | |
20 | Н.С. Гумилёв. Жизнь и творческий путь. «Озеро Чад», «Жираф». Сборники «Жемчуга» и «Огненный столп». Поэт-акмеист Н.С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва. | 1 | Детство и юность. Ранняя лирика. «Жемчуга»: поиск страны грез. Поэтические открытия сборника «Огненный столп». | | | |
21 | И. Северянин (И.В. Лотарёв). Жизнь и творческий путь. Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. | 1 | Ранние годы жизни и творчества. Поэтическое своеобразие. | | | |
22 | В.Ф. Ходасевич. Жизнь и творческий путь. Сборник «Счастливый домик», книги «Путем Зерна» и «Тяжелая лира» | 1 | Жизнь в России. Причина эмиграции. Своеобразие ранней лирики. Сборник «Счастливый домик». Книга «Путем Зерна»: | | | |
23 | Р/Р: Творческая работа «Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века» | 1 | Творческая работа «Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века». | | | |
24 | М. Горький. Жизнь и творчество. «Песня Буревестника», «Фома Гордеев» | 1 | Ранние годы. Ранние рассказы. Горький о противоречиях народной души. Истоки романтической прозы. | | | |
25 | М. Горький. «На дне» как социально - философская драма. Новаторство Горького-драматурга. | 1 | Смысл названия пьесы. Хозяева жизни «на дне». Три правды в пьесе «На дне». Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. | | | |
26 | М. Горький. Писатель и революции. Жизнь в эмиграции. | 1 | Горький и первая русская революция. Горький в эмиграции. Раздумья о судьбах России. Новые | | | |
27 | Р/Р: Творческая работа по произведениям М. Горького | 1 | Творческая работа по произведениям М. Горького | | | |
28 | А.А. Блок. Жизнь и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме», «Выхожу я в путь, открытый взорам…», «На поле Куликовом», поэма «Возмездие», «Страшный мир», «…Моя тема, тема о России…», «Соловьиный сад» | 1 | Блок и символизм. Развитие понятия об образе-символе.Темы и образы ранней лирики. Блок в 1905 – 1908 гг. Накануне революции. Тема Родины в лирике А. Блока. | | | |
29 | А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира. | 1 | Поэма «Двенадцать». Последние годы А. Блока. «Но не в эти дни мы звали…». | | | |
30 | Н.А. Клюев. Жизнь и творческий путь. Поэма «Погорельщина» | 1 | Духовные и поэтические истоки. Н. Клюев и А. Блок. Литературное признание. Н. Клюев и С. Есенин. | | | |
313 31 | С.А. Есенин. Жизнь и творчество. «Я в столице…», «Да здравствует революция!», «Идет не тот социализм…», «Предназначенное расставание» | 1 | Ранняя лирика. Есенин – русская художественная идея. Певец «Голубой Руси». Тема России в лирике С. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. Слово в художественном произведении. Поэзия Есенина и другие виды искусства. | | | |
32 | С.А. Есенин. Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме. «Отговорила роща золотая…» | 1 | Любовная тема в лирике С. Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина. | | | |
33 | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. Поэма «Облако в штанах» | 1 | Детство и отрочество. Маяковский и футуризм. Драма любви, драма жизни. | | | |
34 | А.М. Ремизов. Жизнь и творческий путь. Дневниковая проза. | 1 | А. Ремизов: жанр плачей и молитв. Проза дневников, писем, плачей. | | | |
35 | Д.А. Фурманов. Жизнь и творческий путь. Роман «Чапаев» | 1 | Под диктовку Великих Целей: новые голоса. | | | |
36 | А.С. Серафимович. Жизнь и творческий путь. «Железный поток», «Пески» | 1 | Подлинный исторический оптимизм. Новый человек. | | | |
37 | Литературные группировки: ЛЕФ, «Перевал», КОНСТРУКТИВИЗМ или ЛЦК, ОБЭРИУ | 1 | Особенности литературного процесса 1920-х гг. | | | |
38 | А.А. Фадеев. Жизнь и творческий путь. Роман «Разгром» | 1 | «Мой Дальний Восток»: Россия – издали. Человек в огне Гражданской войны. | | | |
39 | И.Э. Бабель. Жизнь и творческий путь. «Конармия», «Одесские рассказы» | 1 | Начало. Раннее творчество. Книга новелл «Конармия» как правда о Гражданской войне. Художественный мир писателя. «Одесские рассказы». Кризис. Трагедия Бабеля. | | | |
40 | Е.И. Замятин. Жизнь и творческий путь. Роман-антиутопия «Мы» | 1 | Начало пути. Формирование индивидуального стиля. Повести. Роман «Мы». | | | |
41 | М.М. Зощенко. Жизнь и творческий путь. Сатирические рассказы писателя | 1 | Ранние годы. Литературное окружение. Зощенко – сатирик. Зощенковский герой. Стиль писателя. Зощенко – моралист. | | | |
42 | А.П. Платонов. Жизнь и творческий путь. «Сокровенный человек», «Котлован» | 1 | Юность Платонова: семейное воспитание, трудовые университеты. Платонов в годы революции и Гражданской войны. Ранняя публицистика и поэзия Платонова. Два Шарикова – их сходство и различия. Платонов в конце 1920-х гг. | | | |
43 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. «Записки юного врача». | 1 | Родители. Семья. Булгаков – врач. Своеобразие изложения. Позиция. | | | |
44 | М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» | 1 | Роман «Белая гвардия». Отчаяние. Надежда. | | | |
45 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце», «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» | 1 | «Собачье сердце». Ярость. Театр Булгакова: «Дни Турбиных». «Бег». Художник и тиран. Проблема творчества и судьбы художника. «Кабала святош». Инстинкт государственности. | | | |
46 | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» | 1 | История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и реальности. Композиция романа. | | | |
47 | Р/Р: Творческая работа по произведениям М.А. Булгакова | 1 | Творческая работа по произведениям М.А. Булгакова. | | | |
48 | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Поэтический сборник «Вёрсты». Поэмы. «Стихи к Пушкину». Проза. | 1 | Детские годы. Первые публикации. Назначение поэта. Тема Родины в лирике М. Цветаевой. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой | | | |
49 | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. «Воронежские тетради» | 1 | Начало пути. Поэт и время. Акт мужества. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Гибель поэта. | | | |
50 | А.Н. Толстой. Роман «Хождение по мукам». Роман-эпопея «Петр Первый»: историзм и злободневность романа. | 1 | «Хождение по мукам» - биография, судьба, роман Толстого. Зов Родины. Толстой в годы Великой Отечественной войны. Работа над романом, | | | |
51 | М.М. Пришвин. Жизнь и творческий путь. Философия природы. Сказки о Правде | 1 | Особенности художественного мироощущения Пришвина. Два родника: детство и любовь. Начало творческого пути. | | | |
52 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Роман «Доктор Живаго» | 1 | Начальная пора. Поэт и эпоха. Человек и природа. Роман «Доктор Живаго»: проза поэта. Подведение итогов. | | | |
53 | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Поэзия женской души. Любовная лирика. Родина в лирике Ахматовой | 1 | Биография поэта. Основные вехи жизненного и творческого пути Ахматовой. Тема любви в ранней лирике, средства выражения переживания в стихах. | | | |
54 | А. А. Ахматова. Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы. «Поэма без героя» | 1 | Ощущение приобщенности индивидуальной судьбы к вечности, к истории. Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | | | |
55 | Р/Р: Творческая работа: анализ лирических произведений А.А. Ахматовой | 1 | Творческая работа: анализ лирических произведений А.А. Ахматовой. | | | |
56 | Н.А. Заболоцкий. Жизнь и творческий путь. «Столбцы», «Воля и упорство» | 1 | Начало пути. Зарождение главной темы. Годы испытаний. Расширение тематики. «Мысль – Образ – Музыка». | | | |
57 | М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы», «Лазоревая степь» | 1 | Детские и юношеские годы, семейное окружение. «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон». | | | |
58 | М.А. Шолохов. Эпопея «Тихий Дон» | 2 | История создания и публикаций романа. Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе | | | |
59 | М.А. Шолохов. «Поднятая целина» | 1 | История создания и публикаций романа. «Поднятая целина» как суровая летопись коллективизации. | | | |
60 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью – даль», «Теркин на том свете». Поэма «По праву памяти» | 1 | Биографические истоки творчества. Лирика поэта. Осмысление темы войны. Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории. | | | |
61 | А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кочетовка», «Захар Калита». Серия миниатюр «Крохотки» | 1 | Годы детства и ученичества. Война – путь самопознания и прозрений Солженицына. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Малая проза Солженицына. | | | |
62 | А.И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» | 1 | «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. Новый арест и высылка на Запад. Возвращение на Родину. | | | |
63 | Из мировой литературы: А. Камю «Посторонний». Э. Хемингуэй «Старик и море» | 1 | Послевоенная литература. Слово о писателях. А. Камю «Посторонний»: экзистенциализм и отчуждение. Э. Хемингуэй «Старик и море»: «человек выстоит». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | | | |
64 | Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий оттепели. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда» | 1 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Повести о войне 1940 – 1970-х гг. | | | |
65 | «Деревенская проза». Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело» | 1 | «Деревенская» проза в современной литературе. Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека от земли. | | | |
66 | Русская проза в 1950 – 1990-е годы. Характеры и сюжеты В.М. Шукшина | 1 | В.М. Шукшин: жизненный и творческий путь. Произведения Шукшина: характеры и сюжеты. | | | |
67 | А. Вампилов, В.П. Астафьева, Ф.А. Абрамов, Ю.В. Бондарев, К. Воробьев | 1 | Драматургия 50-90-х годов. Жизненный путь. Участие в Великой Отечественной войне. | | | |
68 | Итоговый урок. | 1 | Подведение итогов года. | | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. I, II полугодие. М.: ВАКО, 2018.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. М.: ВАКО, 2017
Литература. 11 класс. Поурочные разработки / Под ред. В.П. Журавлева. М.: ВАКО, 2017
Дополнительная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Технические средства обучения |
| 1. Классная магнитная доска 2. Интерактивная доска 3. Персональный компьютер 4. Мультимедийный проектор | 1 1 1 1 |
2. Оборудование класса |
| 1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев 2. Стол учительский 3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр. | 15 1 4 |