СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» предметная область "Математика" для 10 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» предметная область "Математика" для 10 класса»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____ЛебединскаяЕ.Г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор_________Пономарева М.Н.




Рабочая программа по учебному предмету

«Математические представления»

предметная область

«Математика»

для 10 «Б» класса


на 2019-2020 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2


Составитель программы:

Ефремова Н.С.





Ульяновск, 2019


Содержание



1.Паспорт рабочей программы



2.Введение



3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений





















Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2)

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Категория обучающихся: 10 б класс.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: : 2 часа в неделю

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.





Введение

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, ОГКОУШ №39,2019 г.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.










Пояснительная записка

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.




Планируемые предметные и личностные результаты.


Предметные планируемые результаты:

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления:

- умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много);

- счет от 1 до 3.

.

2) Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.


Личностные результаты:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь.

Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои - действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Содержание рабочей программы.

Количественные представления.

- Нахождение одинаковых предметов.

- Разъединение множеств.

- Объединение предметов в единое множество.

- Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

- Сравнение множеств (без пересчета).

- Выделение предметов, ориентируясь на величину.

-Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

- Узнавание цифр.

- Соотнесение количества предметов с числом.

- Обозначение числа цифрой.

- Написание цифры по трафарету.

Представления о величине.

- Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.

-Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.

- Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов.

- Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).

- Различение однородных (разнородных) предметов по длине.

- Сравнение предметов по длине.


Представление о форме.

- Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой.

-Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

- Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.

- Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

- Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х частей.

- Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.

-Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

-Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

- Выделение объемной формы – шар.


Пространственные представления.

- Ориентация в пространственном расположении.

- Показ частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).

- Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений.

- Перемещение игрушек вперед и назад по полу, по столу, по подражаниям взрослого, по образцу, по словесной инструкции


Временные представления.

- Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра. Различение времен года.



Учебно-тематический план

10"Б" класс – 70 часов.



Тема урока

Кол – во часов

1 четверть

1

Перемещение в пространстве класса с помощью (без) учителя по словесной инструкции.

2

2

Показ на себе основных частей тела и лица.

2

3

Соотнесение названия частей тела, лица с картинкой, куклой и игрушкой.

2

4

Знакомство с шаром. Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (шар, не шар)

2

5

Перемещение игрушек по полу, столу по показу действий, образцу и словесной инструкции.

2

6

Дифференциация шара от любого многоугольника

4

7

Прокатывание предметов круглой формы по полу, столу, желобку (шары, мячи, кубики и т. д.)

2

8

Прокатывание шара в отверстие круглой формы.

2

2 четверть

1

Знакомство с величиной: большой, маленький

2

2

Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (большой, маленький)

2

3

Составление бус из шаров одного размера.

2

4

Знакомство с формой предмета куб. (кубик)

2

5

Построение из дорожки из кубиков одного размера.

2

6

Построение башни из кубиков одного размера.

2

7

Различение дискретных и непрерывных множеств по количеству: много – мало

2

8

Группировка и определение количества предметов: один, много, мало

2

3 четверть

1

Геометрические фигуры. Повторение. Группировка предметов по заданному признаку на основе образца (круг не круг).

2

2

Сравнение предметов по величине (большой, маленький)

4

3

Группировка предметов по двум признакам (величине и цвету) на основе образца

2

4

Чередование предметов по величине по подражанию

2

5

Знакомство с приемом наложения. Понимание выражения «столько – сколько

2

6

Упражнение в накладывании картинок или игрушек на карточку (столько – сколько)

2

7

Знакомство со способом приложения. Понимание выражений: столько, сколько, поровну

2

8

Сравнение предметов по длине. Группировка предметов по двум признакам: длине и цвету.

2

9

Сравнение двух предметных множеств, используя приемы наложения и приложения, составления пар

2

4 четверть

1

Преобразование предметных множеств путем уменьшения, увеличения и уравнивания их количества

2

2

Знакомство с числом и цифрой 1.

2

3

Преобразование предметных множеств путем уменьшения, увеличения на единицу и уравнивания их количества.

2

4

Закрепление представлений о сохранении количества.

2

5

Количественный и порядковый счет 1 -3 (один, одна, одно).

2

6

Формирование умений соотносить цифры 1 с количеством.

2

7

Число и цифра 2.

2

8

Формирование умения соотносить цифры 1, 2 с количеством.

2

Итого: 70 часов.




Перечень материально-технического обеспечения

Одним из условий реализации программы по формированию математических представлений является организация развивающей среды. Основная задача учителя - вызвать и поддержать познавательную активность детей, заинтересовать необычным предметом, обеспечить новыми впечатлениями и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

- набор геометрических форм;

- шарики разного размера и цвета;

- мячи разного размера и цвета;

- кубики разного размера и цвета;

- коробка с отверстиями круглой, квадратной, треугольной форм;

- шарики разного размера и цвета на стержне;

- набор шариков разного размера и цвета для нанизывания;

- пирамидки;

- матрешки;

- доски-вкладыши с рядом предметов, отличающихся по величине





Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:

1.Определить уровень знаний, учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ, учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированной представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».